Д. Паллас насчитывал 52 2-сторонние И., у к-рых на лицевой стороне помещен образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - «Распятие». Их общим протографом и образцом для последующей иконографии исследователь назвал к-польский палладиум - чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Одигон ( Pallas. 1965. S. 308-322). Шалина подразделяет сохранившиеся 2-сторонние И. (проанализировано ок. 70 произведений) на 3 типологические группы ( Шалина. 2005. С. 566-567). К наиболее обширной группе она относит икону с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне и «Распятием» («Снятие с Креста» или «Оплакивание») на обороте. Невелико число И. с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне, а на обороте - с Нерукотворным образом Спасителя (чудотворная Коневская икона Божией Матери , кон. XIV в., не сохр.) или Христом во гробе (кон. XII в., Византийский музей, Кастория). Отдельную группу составляют И. с образом Богоматери (или Спасителя) на лицевой стороне и изображением праздника на обороте, напр.: к-польская икона из ц. Богоматери Перивлепты в Охриде с образом Божией Матери и эпитетом «Ψυχοσστρια» (Душеспасительница), в драгоценном окладе, на лицевой стороне и с «Благовещением» на обороте (ранний XIV в., Галерея икон, Охрид); икона из Успенского собора Вел. Устюга с образом Божией Матери «Одигитрия» и святыми на полях и с «Богоявлением» на обороте (ок. 1558, ВУИАХМЗ), повторяющая, вероятно, икону, присланную к освящению 1-го здания собора в 1290 г. К 3-й группе Шалина относит И. с образами Божией Матери на лицевой стороне и святого (или святых) на обороте, напр.: новгородская икона с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне (3-я четв. XIV в.) и вмч. Георгия на обороте (сер.- 2-я пол. XI в., ГММК). Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Христос во гробе Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Статистика сохранившихся памятников и анализ их программы показывают, что особым временем в истории выносных И.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Ину молитву Феодоровстей иконе Пресвятыя Богородицы зри 14 марта. Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской. Название свое икона получила от имени великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Икона была обретена 16 августа князем Василием Ярославичем в местечке Запрудня, где был впоследствии построен Спасский храм, в котором хранилась икона. В память об этом обретении иконы было установлено празднование 16 августа. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского (114 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена вокруг Русского войска. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены Русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме (1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени, вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II, связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы. Появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Образ " Отрада и Утешение " из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Празднуется 21 января (3 февраля).   . ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ   «Алтарница» - см. «Виматарисса». «Акафистная» («Богородица Благоухающая») – 1.икона в монастыре святого Дионисия. По преданию, патриарх Сергий обносил эту икону вокруг стен Константинополя ( 626 г.), когда городу угрожало нашествие варваров; 2.- икона в монастыре  Хиландарь, перед которой во время пожара в 1837 году читался акафист, и  которая  возвестила монахам о грядущих истпытаниях . «Антифонитриа» («Предвозвестительница») – 1.икона в монастыре Ватопед ( ее называют еще и «Живоприятной»), от которой услышала предупреждающий  голос    (382) царица Плакидия ( Плацидия)  - дочь императора Феодосия 1-го Великого Плацидия, пожелавшпя в войти в собор;   2.икона Божией Матери в монастыре Костамонит, прославившаяся во времена крайнего оскудения обители.  «Аравийская» иконаикона свм. Георгия Победоносца в болгарском монастыре «Зограф».  «Богородица Благоухающая» - см. «Акафистная».  «Божия Матерь» («Григориатская») - икона Божией Матери в монастыре св. Григория, принесенная в дар обители супругой молдавского господаря Стефана Великого Марией Палеологиней (+1511). Икона, дважды  объятая пламенем пожаров, осталась невредимой. «Виматарисса» («Алтарница», «Ктиторская») – икона  в монастыре Ватопед, названная так по месту ее нахождения на синфроне ( горнее седалище) в виме ( алтаре) соборного храма. По преданию, икона  во время нападения арабов на монастырь  в Х-м веке была спрятана монахом Саввой и через 70 лет была обнаружена невредимой в колодце алтарного помоста. «Вратарница» - см. «Портаитисса». «Всецарица» - 1.- см. «Пантанасса»; 2.- икона Божией Матери ( ХУ в.) в монастыре святого Григория, уцелевшая после  всех бедствий этой обители. «В скорбех и печалях утешение» - икона (ХУП в.) в виде створчатого складня с частями святых мощей , находившаяся в ските Андрея Первозванного. По преданию, она принадлежала патриарху Царьграда Афанасию.  «Геронтисса» ( «Старица») –  образ Божией Матери в монастыре Пантократор, от которой один иеромонах услышал грозный глас, повелевающий ему исполнить волю престарелого игумена.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

В трапезе теплой церкви святителя Николая, на восточной стене иконы: Спасителя, Божией Матери, святого Димитрия Ростовского. На южной стене в киотах две иконы святцев: 1-я – с января по июнь, 2-я – с июля по декабрь; икона святителя Николая Чудотворца, святого Иоанна Богослова и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого . В приделе Всех Святых в первом ряду иконостаса, по правую сторону от царских врат – икона Спасителя с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. На южной стене посередине – икона Успения Божией Матери. По левую сторону – Печерская икона Божией Матери, на северных вратах – икона святого Иоанна Воина. На северной стене – иконы святого Иоанна Предтечи и святителей: Василия Великого и Григория Богослова. Над иконостасом в полукружии по правую сторону от царских врат – икона Святых, празднуемых в июле и мае. На южной стене над иконой Успения в полукружии же – икона Святых, празднуемых в августе и сентябре. По левую сторону – икона Святых, празднуемых в июне и апреле. На северной стене на иконой Святителей – икона Святых, празднуемых в марте. На западной стене над аркой – Толгская икона Божией Матери . Колокола, имеющиеся на колокольне монастыря: 1. Большой колокол весом в 190 пуд 10 фунтов; 2. Полиелейный колокол весом в 100 пудов; 3. Вседневный колокол весом в 50 пудов; 4. Малый колокол весом в 19 пудов 8 фунтов; 5. Малый колокол весом в 15 пуд 4 фунта; 6. 4 малых колокола, вес которых неизвестен, а примерно веса во всех 25 пудов . «Опись дома, принадлежащего московскому Сретенскому монастырю, отстроенного после пожара в 1857 году и переданного в арендное содержание московскому мещанину Григорию Молодцову. Составлена ноября 1-го дня 1857 года. Принадлежащий Сретенскому монастырю дом каменный трехэтажный с подвалами и подъездными воротами, имеющий в длину по Сретенской улице 25 сажень, в нем три отделения. Первое отделение от дома Игнатьева, под сим отделением подвал глубокий сухой. В первом этаже три лавки по лицевой стороне в три раствора, а во дворе в два раствора. Все двери сосновые на железных прочных петлях, окрашенных масляной краской, полы в лавке дощатые. Над сей лавкой во втором этаже холодная палатка, в коей три окна… полы также дощатые. Выше сей палатки в третьем этаже жилые комнаты, в них 11 окон… печей 2 – одна русская с лежанкой и голландская – изразчатая с полными печными приборами и двумя медными душниками. Позади сего помещения, во дворе, на каменных столбах устроена деревянная галерея, из коей опущена лестница во двор.

http://pravoslavie.ru/67954.html

Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному. Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящён в честь Казанской иконы Божией Матери и был построен на средства царя Иоанна Грозного. В Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, и чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте. Второе явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз. Третье явление Табынской иконы вероятно произошло в 1692 году в районе Соловарного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря учреждается содержание храму. Однако в 1708 году согласно предания при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала. Четвёртое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкира-пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго осталась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям.

http://azbyka.ru/palomnik/Табынская_икон...

Особенно примечательны иконы, идущие от царских врат: первая икона Спасителя, вторая икона св. Троицы с чудесными венцами; датированная икона Владимирской Божией Матери с деяниями, прекрасно реставрированная Чириковым. Эта икона XVI века, разделенная на 9, частей изображает деяния Богоматери (Рождество, Покров, Благовещение и пр.). Среднее нижнее - изображает собор прекрасных архитектурных форм. Краски иконы - выдающейся красоты; композиция рисунка чарующей строгости и линии. Все эти девять деяний в 1783 году были обложены по краям лишь серебряным, узорчатым бордюром. В этом же характере древнего письма иконы Спаса Смоленского с припадающими у его ног семью святыми и иконы св. Троицы и Тихвинской Богоматери, без окладов, но несколько позднейшего времени. Красива еще (налево от иконостаса) икона Иоанна Богослова в венце и с цатой, очень старинного письма: она помещается на северной стене храма в простенке между окнами, в киоте того же стиля, как и иконостас. Иоанн Богослов изображен в размере больше натуральной величины человеческого роста, но не во весь рост, а только по колени, с наклоненною налево головой. Выражение лица Евангелиста задумчивое, строгое. Интересна также икона Божией Матери под названием " победы над Темир Аксаком (Тамерланом) " , недавно реставрированная. Но эта реставрация, особенно 90-ых годов XIX столетия, была очень неудачна, вследствие чего древнее письмо совершенно испорчено. Испорчена реставрацией и находившаяся прежде по левую сторону от царских врат икона Сретения, испорчен образ свв. Антония и Феодосия. В алтаре холодного храма заслуживают упоминание: запрестольный восьмиконечный крест, икона Божией Матери Владимирской, и вторая икона Владимирской Богоматери - с рукоятью, за жертвенником. Образ Тихвинской Божией Матери - 1719 года. Здесь же икона Бога Отца и Бога Сына с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечею, а в воздухе лики Архангелов и Ангелов. Этот образ не подвергался переделке: краски его сохранили всю свежесть тонов. В церкви прелестны паникадила, из " зеленой меди " , сходные с паникадилами заграничной работы XVII века находящимися в Вологодском кафедральном Соборе и потому, вероятно, не русской работы.

http://sobory.ru/article/?object=49826

Всех икон в серебряных ризах 11. В алтаре запрестольная икона Казанской Божьей Матери в 6 вершков длины и 4 ширины в серебряной чеканной ризе 84 пробы; венцы на Богоматери и Спасителе сребропозлащеные. Пожертвована Коллежским Советником Павлом Петровичем Мальцовым 1848 гола Сентября 25 числа.. Икона Спасителя старинной, простой живописи 6 вершков длины и 5 ширины; на нем риза и венец сребропозлащеные 84 пробы. Пожертвована по смерти купца Астраханского Якова Обезьянина. Пред жертвенником – писана золотом икона Богоматери, седящей на престоле с Предвечным Младенцем в венцах сребропозлащеных. Икона Св. Мефодия Патриарха в серебряном довольно значительной величины венце и над ним изображение Спасителя в сребряном же венце. Оба венца вызолочены, Такой же величины икона Св. Афанасия Александрийского . Все три иконы старинного греческого письма. Икона Св. Архистратига Михаила старинная 3 1 / 2 вершка длины 1 1 / 2 ширины; на ней риза и венец сребропозлащеные без пробы; пожертвована в 1851 году Строителем Иеромонахом Викентием. Икона Покрова Божьей Матери старинная же в 8 вершков длины и 6 ширины; на ней риза серебряная, кованная. В настоящей церкви Покрова Божьей Матери. Местная икона Фомино Уверение в 2 аршина длины и 5 четвертей ширины; риза на Спасителе и на одиннадцати Апостолах серебряная 84 пробы; пожертвована в 1804 году Июля 12 дня Астраханским дворянином (из Грузин) Иваном Макаровым Гургенизовым в Болдинскую Воскресенскую Пустынь в вечное себе покиновение. Венец на Спасителе сребропозлащеный с четырьмя картушами под чернетью. По левую сторону врат царских икона Храмового Праздника Покрова Божьей Матери греческого довольно хорошего письма, три аршина длины и пять четвертей ширины. Риза на Божьей Матери и прочих Святых – на Романе Сладкопевце серебряная 84 пробы; края около всей иконы также чеканные серебряные 84 пробы; венцы на Божьей Матери, Романе Сладкопевце и Андрее Юродивом сребропозлащеные; весу во всей ризе 28 ф. 21 золот. Сделана из нового серебра в 1836 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На доске иконы имеется надпись: «Лета 7158 (1650), месяца февраля 5, мая 2 и 18 от сея чудотворныя иконы от деснаго ока слезы течаху». Икона Густынская Смоленская Густынская икона Божией Матери находится в Троицкой церкви Густынского монастыря, близ города Прилук Полтавской губернии. Время явления этой иконы неизвестно, но нужно думать, что она весьма древнего происхождения. В летописи Густынского монастыря сохранилось известие, что уже в 1670 г. эта икона была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале св. икона стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в сам монастырь. В летнее время Густынская икона помещается обыкновенно в иконостасе Троицкой церкви, по левую сторону от царских врат, а в зимнее время ее переносят отсюда в более теплое помещение, в трапезную церковь Воскресения Христова. По субботам пред нею совершается торжественный молебен с акафистом, к которому стекаются многочисленные почитатели св. иконы. Кроме того, ежегодно, когда на монастырской площади бывает ярмарка, икону выносят из церкви, обходят с ней вокруг всей ярмарки и ставят в специально для того устроенной часовне, в которой она и остается до конца ярмарочного торга. Поэтому Густынская Смоленская икона называется также «Ярмарковой». Размеры этой иконы значительны: в вышину она имеет 1 аршин 13 и 1/2 вершков, а в ширину — 1 аршин 2 и 1/4 вершка. Усердием почитателей, она давно уже украшена серебряной вызолоченной ризой. Смоленская икона в Воронеже Эта икона Пресвятой Богородицы в настоящее время находится в Благовещенском Митрофановском мужском монастыре города Воронежа. По преданию, первоначально Смоленская икона была в Предтечевом монастыре в городе Азове. Когда Азов возвратили туркам (в начале XVIII столетия), то монастырь перевели оттуда в нынешний Богучарский уезд Воронежской губернии и соединили с существовавшей тогда Успенской пустынью. Таким образом образовался нынешний Донецкий Предтечев монастырь. Икона же была перенесена и поставлена в Троицкий Борщев монастырь в Коротоякском уезде той же Воронежской губернии. Отсюда при преосвященном Иоакиме, управлявшем Воронежской епархией с 1730 по 1742 гг., была взята и перенесена в Воронежский Благовещенский собор Митрофановского монастыря. Теперь эта икона стоит у второй левой колонны храма, в богато устроенном киоте. Размеры Смоленской иконы очень велики; одна только серебряная вызолоченная риза, находящаяся на ней, весит два пуда.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Начиная, как минимум, с начала 1980-х Марион работает над тем, чтобы дать терминам «икона» и «идол» полноправную прописку в философской терминологии. Во вступительной главе своей книги Бог без бытия 52 он заявляет, что икона и идол «обнаруживают феноменологический конфликт – конфликт между двумя феноменологиями» (GWB, 7). Два термина характеризуют «два модуса бытия существ» (GWB, 8), два, можно сказать, противоположных способа, которыми существа оказываются сущими. Различие между ними Марион описывает так: «Если идол создается взглядом, нацеленным на него, то икона бросает вызов взгляду, мало-помалу насыщая видимое невидимым» (GWB, 17;курсив мой). Предваряя, таким образом, свой дальнейший анализ избыточного феномена 53 , он описывает икону не только как модус видимого, который способен представлять невидимое (оставаясь в то же время собой), но также как точное обращение модальности видения (сродни обратной интенциональности): «Здесь взгляд уже не принадлежит зрителю, даже если он нацеливается на первое видимое, ни тем более художнику; такой взгляд принадлежит самой иконе, где невидимое впервые становится видимым... Икона смотрит на нас, она затрагивает нас» (GWB, 19; курсив оригинала) 54 . Икона – лишь один пример того, как и где мы можем ощущать взгляд Бога. Его также можно ощутить во взгляде всякого подобного нам человека, которого мы встречаем в повседневной жизни. Совсем Другой (tout autre la Деррида) воплощен в этом Другом 55 . Его или ее лицо несет в себе авторитетность Божьего взгляда, ту же неисчерпаемость, которая приходит из запредельной реальности и бросает вызов нашим действиям: лицо Другого запрещает насилие и требует уважения. Марион свидетельствует о близости между иконой и лицом: «Икона раскрывается в лице... Дерзнем сказать, что только икона показывает нам лицо (иными словами, всякое лицо дается как икона)» (GWB, 19). Отсюда синонимичное употребление терминов эйкон (икона) и просопон (лицо, личность) в патриотическом богословии (мы вернемся к отношению между этими двумя терминами и их роли в патристике в третьей части этой главы). Лицо Другого создает пространство, где разворачиваются отношения. Итак, не случайно, что Гуссерль, переходя к анализу трансцендентальной интерсубъективности, оставляет терминологию монады (понятие, взятое у Лейбница) и начинает говорить о личности. Поль Рикер проницательно подмечает это изменение:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010