Вопрос этот важен и актуален особенно в современной России. Что такое патриотизм? «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Согласно толковому словарю, «патриотизм» - это преданность, любовь к своему отечеству, к своему народу. Настоящая же любовь по своей сути – духовна (ведь Сам Бог есть Любовь), она – плод Духа Святого. Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Потому Христос и говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 13; 15). Что понимается под Отечеством? Это страна, где мы родились, выросли, где живут наши родители; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством. Патриотизм – явление всеобщее в человеческом роде, и он также естественен, законен и понятен, как все нормальное и необходимое в жизни человека. Коренное свойство истинной любви – активность и жертвенность (самоотверженность). Любить свое Отечество такой любовью – долг христианина. Эта любовь у него – та же любовь, по которой «узнают узника Христова», любовь, полагающая в требуемых случаях «положить душу свою за други своя» (Ин. 13;15). Патриотизм и христианская традиция. Раннее христианство. Христианская вера указывает христианину для подражания многие примеры самой чистой любви и привязанности к Отечеству в Аврааме, Иакове, Моисее, пленном народе иудейском. Высочайший пример любви к Отечеству представляет Сам Господь Иисус Христос. Будучи послан на землю для спасения всего мира, Он прежде всего пришел к своим единоплеменникам, «к овцам погибшего дома Израилева» (Мф. 10; 6). Он избрал местом проповеди неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главы преклонить, и, несмотря на то, что видел одну ненависть и преследование со стороны соотечественников, старался «собрать их около Себя, как птица собирает своих птенцов под свои крылья»; когда же они того не восхотели, не приняли Его, возненавидели и захотели убить, Он скорбел и плакал об их ослеплении, предвидя ожидавшую их погибель (Мф.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=177...

Всякий знает это в отношении к будильнику, в отношении же к совести мы это как будто и знаем, но не обращаем на это внимания. Кроме того, что совесть является нашим обличителем, она в то же время и судия наш неусыпный и неподкупный, как говорит Иоанн Златоуст : Нет, подлинно нет между людьми ни одного судьи, столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестию смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правоту их суда; а судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты давал деньги, хотя бы льстил, хотя бы угрожал, или другое что делал, она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. 12 В этом отношении совесть находится в исключительном положении, ибо ведь никто так не знает наших грехов, никто не может следить за нами постоянно, как она, и в то же время мы имеем такого блюстителя в себе самих. В этом отношении совесть есть нечто неоценимое для нашего спасения, она есть некая божественная искра, без которой мы не могли бы спастись. Совесть – наш судья не только теперь, она и на Страшном Суде будет нам первым и самым страшным судиею. Именно потому-то и будет страшен этот суд, что нельзя будет уже оправдаться, нельзя будет сказать, что обвинитель неправ. Беседа вторая Как бы ни был грешен человек, образ Божий всегда остается в нем, только покрывается язвами греха. «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений» 13 . Кто бы что ни говорил о нас или о нашей жизни, нам важно то, как мы сами смотрим на свои поступки, как оправдывает или обличает их наша совесть, наш домашний и неподкупный судия. Святые апостолы придавали совести очень важное значение и руководствовались ею как в жизни, так и при написании Посланий. Так, апостол Павел говорит о своей деятельности синедриону: «Мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» ( Деян.23:1 ). А также: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» ( Рим.9:1 ). И еще «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» ( Евр.13:18 ). Подобное же говорит и апостол Петр: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» ( 1Пет.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Да и не один раз в течение длительной болезни надобно исповедаться и приобщиться; до последних минут жизни не следует откладывать это; потому что в это время от жестокости болезни и страха смерти, и Суда Божия вся душа бывает возмущена, расслаблена, даже и сознание часто помрачается, и человек становится вовсе неспособным принести покаяние, исповедать свое грехи, и с благоговейными чувствами приобщиться. Оттого многие в бессознательном состоянии и помирали, без напутствия св. Таинствами. 2) Заранее надобно устроить свои домашние дела, составить духовное завещание касательно имущества; со всеми примириться, простить даже врагов лично, или, если неудобно, то простить заочно, от сердца отпустив им вину их. И потом уже ни о чем земном не заботиться, а думать только о том, как встретить смерть и предстать на суд Божий. 3) Пред смертию диавол с особенною злобою нападает с искушениями, наводит уныние, колеблет веру, надежду и любовь к Богу, смущает душу напоминанием прежних грехов, сомнением в милосердии Божием, страхом осуждения на вечное мучение, старается довести до отчаяния - этой смерти души. В это время больной с особенным усердием должен молить Бога, чтобы Он укрепил его веру, надежду, любовь к Нему, не попустил врагу отягощать его искушениями, подавлять унынием, смущать сомнением, страхом. Для утешения и укрепления души полезно почасту заниматься беседою с благочестивыми людьми, чтением или слушанием утешительных мест св. Писания, каких много в Псалмах (Напр. Псал. 6. 17. 21. 24. 26. 30. 31. 37. 40. 41. 42. 49. 50. 61. 62. 68. 72. 76. 83. 93. 101. 114. 117. 118. 142 и другие). Особенно утешительна для умирающего прощальная беседа Спасителя с учениками: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место; приду опять, и возму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я... и проч. (Иоан. 14-17 гл.). Полезно чаще прочитывать канон на исход души (в требнике) и канон молебный к Пресвятой Богородице на исповедание грешника, Параклисис Богородице, службу по вся дни и другие умилительные каноны. Когда враг наводит смущение напоминанием сделанных грехов, страхом Суда Божия и наказания за них, представлением строгости Божией хочет довести до отчаяния, то надобно ободрять себя размышлением о беспредельном милосердии Божием к людям, по которому Он хочет всех спасти, даже с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти, погибели грешников, но чтобы они обратились от пути нечестия и были живы, наследовали спасение (Иез.33,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

Далее мы читаем такие радостные слова: « Дети выросли …» ( Быт. 25:27 ). Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12-й главы Книги Бытия по 50-ю – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12-й по 50-ю. Хорошо бы, если бы мы в храме жили! Но мы в семьях живем, нам приходится покидать святые места и возвращаться к нашим домашним. Апостол Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить ( Рим. 16:4 ; 1Кор. 16:19 ; Кол. 4:15 ; Флм. 1:2 ). И мы читаем далее: « Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах » ( Быт. 25:27 ). Вот здесь мы видим проблему: «дом – улица». Есть такая проблема и у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний ребенок». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был «человеком искусным в звероловстве, человеком полей» ( Быт. 25:27 )? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод…» ( Быт. 10:9 ). Хотя даже отцы по-разному истолковывают это место. Например, Златоуст говорит о Нимроде, что искусный зверолов выполнял как бы роль палача. Если кто-то нарушал законы Божии, он находил и казнил, потому что задача государства – казнить злодеев. Но большая часть отцов говорит, что Нимрод – это прообраз антихриста. Он – организатор построения Вавилонской башни, и он искусный зверолов: он уловлял в свои сети не только животных, но и людей. И Исав – это как бы продолжение линии Нимрода, нечестивого Нимрода.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Далее Сын Божий говорит: Мф.11:18–19 . «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее». Блаженный Феофилакт пишет так на сии евангельские стихи: «Жизнь Иоанна уподобляет плачу, потому что Иоанн обнаруживал большую строгость и в словах и в действиях; а жизнь Христа уподобляется свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем, снисходителен, да всех приобрящет; благовествовал Царствие, не показывая той строгости, какую обнаруживал Иоанн. Пища Иоанна была грубая и не везде находимая: ни хлеба он не ел, ни вина не пил; напротив, у Христа была пища обыкновенная. Он и хлеб ел, и вино пил. Таким образом, жизнь их была противоположна одна другой. Однако иудеям не нравилась ни та, ни другая; об Иоанне, который не ел и не пил, говорили: в нем бес, а Христа, который ел и пил, называли человеком, любящим есть и пить. Евангелист не записал всех клевет их, почитая достаточными и сии слова к их обличению». Вывод, который мы можем сделать из сказанного, очевиден, мы читали об этом ранее: «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» ( Мф.10:25 ). То есть, Учителя ругали, пусть и нас ругают; на Него клеветали, и мы потерпим. Начни христианин жить целомудренно, назовут его извращенцем; начни жить в нищете, назовут жадным; начни жить в кротости и смирении, назовут трусом; начни жить в мире с врагами, назовут предателем. Никогда и никак мы, верующие, не сможем угодить враждебно относящимся к нам. Впрочем, если и за дело злословят нас, и это для нас благо. Ибо, пострадав здесь, меньше претерпим в День Судный. Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. (Мол. Св. Ефрема Сирина) В таком расположении духа будем, братья, молиться все: и наша молитва будет приятна Господу и послужит нам во спасение. В церковной или домашней молитве непременно нужно смирение перед Богом и перед людьми: грешнику ли не смиряться? Смиренных Господь милует и спасает. Смирихся, и спасе мя (Пс 114,6) , говорит Давид. Боже, милостив будь к нам грешным. Аминь. БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ Востав иду ко отцу моему (Лк 15, 18) . (Слова блудного сына из читанной ныне Евангельской притчи) Братие! притча о блудном сыне должна занять все внимание наше. В ней, как в зеркале, видны все мы. Сердцеведец Господь в немногих словах и в лице одного человека представил, как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинно-сладостной жизни по Богу, и как испытанная нами тяжесть греха для души и тела, побуждает нас, по действию благодати Божией, обратиться и многих действительно обращает опять к Богу, к жизни добродетельной. Повторим ее и побеседуем о том, как необходимо и как удобно грешнику обращаться к Богу. У одного человека было два сына. Когда они пришли в возраст, младший сказал отцу: дай мне следующую часть имения. И отец разделил имение. Старший сын не взял своей доли и остался с отцом: знак, что он любил отца чистым сердцем, находил удовольствие в исполнении его воли ( николиже заповеди твоя преступих ) и удаляться от него почитал безумием. А младший, спустя несколько дней после этого, собравши все свое имение, ушел из дому родительского в дальнюю сторону и там расточил свое имение, живя распутно. Из этого видно, что он имел не доброе и не чистое сердце, не был сердечно расположен к доброму отцу, тяготился его надзором и мечтал лучше пожить по воле своего развратного сердца. Но послушаешь дальше, что случилось с ним в удалении от дома родительского. Когда он прожил все на чужой стороне не добрым порядком: настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, и пристал к одному из жителей той страны, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое кормом (желудями и мякиною), который ели свиньи; но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего довольствуются хлебом с избытком, а я умираю с голоду. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: родитель! я согрешил против неба и перед тобою, и уже не достоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему: и когда еще он был далеко, увидел его отец его, и сжалился над ним, и пошел к нему на встречу, обнял его и поцеловал его; простил его вину, ввел его в дом свой, одел в лучшие одежды и сделал по случаю его возвращения пиршество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Диавол всегда показывает интерес к семье, потому что семья – это домашняя церковь , как учит Библия ( Рим. 16:4 ; 1Кор. 16:19 ; Кол. 4:15 ; Флм. 1:2 )! И если диавол прорвется через одного члена семьи в дом, это может означать катастрофу для всех ее членов! И что происходит далее? « И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (вот это выражение «во время прохлады дня» свидетельствует о постоянстве отношений людей и Бога, – О. С.); и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая » ( Быт. 3:6–8 ). Вот это называется «приехали»! Мы с вами говорили, что это был совершенный Адам: он давал имена животным, он в звуке мог выразить сущность твари! А теперь он прячется от Бога в кустах!.. Я один раз в своей жизни наблюдал такую ситуацию, она уже была описана в моих прошлых книгах. Когда я служил в Тамбовской области в городе Кирсанове диаконом, однажды во время поста я пришел в гости к одному прихожанину. Прихожу, а у него на столе лежит «тамбовская» колбаса – она такая красивая, наподобие окорока делалась. Я посмотрел, вздохнул, конечно. А этот мой знакомый прихожанин, ничуть не растерявшись, посмотрел на меня, на иконы и сказал: «Сейчас все будет в порядке!», подошел к иконам и занавесил их. Потом расставил тарелки, сел и стал нарезать колбасу… Я стоял в полном оцепенении, вообще не знал, как реагировать! И потом спросил: «Ты что, думаешь, оттуда не видно?» И он ответил: «Нет, не видно! Я голову просовывал за занавески: ну ничего не видно оттуда!» Вы представляете, на какой ступени религиозного самосознания оказался Адам – это совершеннейшее Божие творение! – что он думает, что от Бога можно спрятаться в кустах?! Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: «Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех . Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Диавол и теперь любит использовать для нашего соблазна тех, кому мы доверяем, и к кому мы относимся с расположением. Возможно поэтому Христос и сказал: «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:35–36 ) «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт. 3:1 ) Смотрите, с чего дьявол начинает разрушать семью! По сути дела, его попытка погубить Еву – это же и попытка погубить Адама, и попытка разрушить семью, чтобы было порочное потомство! Прежде всего, под сомнение ставится слово Божие: «подлинно ли сказал Бог»? Когда люди в своей жизни, особенно в семейной жизни, или молодые люди, которые только готовятся вступать в брак, не руководствуются словом Божиим, а только какими-то своими инстинктами – это очень опасно! «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт. 3:1 ) А ведь Бог никогда этого не говорил! Он не говорил: «Не ешьте ни от какого дерева в раю»! Бог, наоборот, говорил: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» (см.: Быт. 2:16 )! Слышите, какая разница? Диавол говорит: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт. 3:1 ) А Господь говорил: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:16–17 ). Почему задается такой странный вопрос? Конечно, не для того, чтобы услышать правильный ответ. Диавол хочет втащить нашу праматерь в бесполезную дискуссию. Такие вопросы задаются не для того, чтобы услышать правильные ответы, а для того, чтобы нарушить у человека духовное равновесие! Это все равно, что достаточно распространенная практика «свидетелей Иеговы»: стоит один такой у входа в Троицкую обитель, вы выходите, он подходит к вам в пиджачке, с галстуком, с папочкой под мышкой и спрашивает: «А правда, что у православных Троица – это Иисус Христос, Божья Матерь и Николай Угодник?» Ну для чего задается такой вопрос? Совсем не для того, чтобы услышать правильный ответ! Цель ясна: необходимо втянуть человека в бесполезную дискуссию, очень опасную для человека дискуссию!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

До начала этой войны Аврам поселился у дубравы Мамре и создал там жертвенник Господу. Когда победители, взяв все имущество Содома и Гоморы, пошли обратно, то в числе пленников они увели с собой и Лота, племянника Аврама. Об этом ему и его союзникам сообщил один из выживших и спасшихся от плена. Что же делает, узнав о печальной участи племянника этот сугубо мирный человек Аврам? Плачет и стенает? Смиряется с потерей? Ждет, чтобы кто-то иной спас его родственника и покарал неприятелей? Нет. Он лично сам берется за оружие, вооружает своих слуг и рабов, рожденных в его доме, в количестве 318 человек и начинает преследование врагов. Перед нами образец истинно мужского поведения главы семьи, ответственного за своих родственников и домочадцев. И не просто главы семьи, а верующего главы семьи. Кем были для него восточные правители и их воины до того, как они захватили Лота? Никем. Посторонними. Но, пленив Аврамова родственника, они перешли для него в разряд врагов. Не Аврам начал против них враждебные действия. Война с его стороны была вынужденной и направленной для спасения от рабства своего единокровного. Как говорит Господь через пророка Исайю: «от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7). И апостол Павел фактически повторяет ту же мысль: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»(1 Тим. 5:8). По словам святителя Иоанна Златоуста: «Бог для того, и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворить друг другу» (Св. Иоанн Златоуст. «Толкование на первое послание к Тимофею». Беседа 14). Надо отметить, что отношения между Аврамом и Лотом не были радужными. В свое время, чтобы не допустить открытого раздора, Аврам предложил Лоту, на его усмотрение, разделиться и жить каждому по своему видению. И несмотря на это, когда беда случилась с Лотом, его дядя не остался безучастным. Были ли у Аврама шансы на победу в войне против правителя Элама и его союзников? Теоретически - ни единого. Аврам и его домашние не были профессиональными воинами, имеющими большой опыт ведения боевых действий.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/20/...

евреям; под царями – вообще правители и власти народные, под какими бы названиями они ни были известны. Примечательно, что на первом месте поставлены язычники; этим давалось уже понять, что новообращенный гонитель будет проповедником христианства преимущественно между язычниками. И евреи не исключаются из круга его проповеднической деятельности, но язычники стоят на первом плане этой деятельности; так, при самом обращении Савлу предначертано быть апостолом язычников по преимуществу. – И Я покажу ему и пр.: это новое успокоение для опасливого Анании. Смысл и связь таковы: иди, не опасайся; последователи Мои не только не пострадают от него за имя Мое, а напротив, Я покажу ему, явлю над ним или на нем, сколько сам он пострадает за имя Мое, за которое он прежде так жестоко гнал последователей Моих. 17. Анания пошел, и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. 18. И тотчас как бы чешую отпала от глаз его; и вдруг он прозрел, и, встав, крестился; 19. И, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. Возложив на него руки: в знак сообщения ему благодати Господней для видимого исцеления его слепоты и исполнения Св. Духа. Примечательно, что сие было еще до крещения Савла (ст. 18); такое же явление исполнения Духом Св. до крещения было над Корнилием и его домашними ( Деян.10:46 и д.). – Брат Савл: это братство – не братство по племени и роду, но братство во Христе, которым приветствовал Анания новообращенного. – Явившийся тебе на пути: этого Господь не говорил в переданной дееписателем беседе его с Ананией, и из сего видно, что беседа сия передана дееписателем сокращенно, в сущности; на то же указывает дальнейшее выражение, чтобы ты исполнился Духа Святого, какового выражения также нет в приведенном дееписателем речи Господа Анании. «Мне кажется, что он (Павел), подобно как и Корнилий, тотчас по произнесении этих слов сподобился Духа, хотя преподававший и не был из числа двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010