Как молился Христос. Беседа третья Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Как я уже говорил вам, я собирался провести первую беседу о том, как Господь Иисус Христос молился ребёнком, юношей, прежде чем явил, Кто Он такой. Во второй беседе я постарался показать на отрывках из Евангелия, как Он учил нас, учит нас молиться Своим примером. Сегодня я хочу остановиться на Его научении молитве, на том, какое учение Он преподаёт нам в словах. Я буду приводить цитаты, просто указывая места, потому что вы все их прекрасно знаете, и беседа будет короче, если я не стану вычитывать длинные отрывки, которые и так всем известны. Первое место, которое я хотел бы привести, взято из Евангелия от Луки (11:1). Ученики подходят ко Христу и просят: Господи, научи нас молиться. И следует молитва Господня. Это — начало того, что мы можем сказать Господу, когда мы обращаемся к Нему, к Его примеру и к Его учению. К этому я ещё вернусь. Но самое первое, что Он говорит нам, что сказал бы нам (разумеется, я выстроил эти отрывки): Не будьте, как лицемеры, которые молятся напоказ людям. Я имею в виду места: Мф 6:5 и Лк 20:47. И, как вы наверно помните, там следует длинный ряд обвинений в лицемерии и между прочим говорится, что не надо молиться лицемерно на перекрёстках улиц, напоказ, так, чтобы все видели, что вы молитесь или по крайней мере создаёте видимость молитвы. Христос подчёркивает, что не следует молиться ради того, чтобы нас видели люди. Это не значит, что надо скрывать свою молитвенную жизнь, но что надо войти в тайну своего сердца, в домашнюю храмину, чтобы быть с Господом лицом к лицу в ожидании встречи и в молчании, которое позволит нам прислушаться и услышать. Вы наверно помните, что прошлую беседу я закончил цитатой менее евангельской, чем предыдущие, словами епископа Серафима Цюрихского о том, что Святой Дух подобен робкой птице, и что когда мы молимся Богу, мы должны быть очень тихими, сдержанными и позволить Святому Духу прийти и приблизиться к нам, не стараться кидаться на Него и насильно улавливать Его.

http://pravmir.ru/kak-molilsya-hristos-b...

Литература об архим. Макарии Глухареве Остромысленский Еф. прот. Архим. Макарий, алтайский миссионер (Странник. 1860 г., январь). Еще некоторые сведения об отце архим. Макарии, первом алтайском миссионере (Странник. 1860 г., август). Краткая записка о жизни и деятельности священноархимандрита Макария, основателя Алтайской миссии (Домашняя беседа, 1860 г., вып. 6). П. Бакунина. Воспоминание о священноархимандрите Макарие, основателе Алтайской миссии (стих, Домашняя беседа, 1860 г., вып. 6). Стурдза А. С. Архим. Макарий, подвижник и благовестник слова Христова (в миру Михаил Глухарев). (Странник, 1860 г., 10−12). Лавров A. свящ. Архим. Макарий, основатель Алтайской церковной миссии, (Странник. 1860 г., август). Один случай из жизни архим. Макария, алтайского миссионера (Странник. 1862 г., февраль). Герасим, архим. Письмо к редактору «Странника» о некоторых обстоятельствах жизни о. архим. Макария, основателя Алтайской миссии, и о переписки его с Е. М. 3. (Странник. 1861 г., апрель). Сулоцкий A. свящ. Случай из жизни архим. Макария (Странник. 1862 г., апрель). Герболинский Иоанн, прот. Воспоминание о покойном архимандрите Макарии Глухареве, миссионере Алтайском (Странник. 1861 г., май). Карпов В. Воспоминание о Болховском архимандрите Макарие, б. учредителе Алтайской миссии (Орлов. Епарх. вед., 1868 г., 23. То же – Странник. 1875 г., 12). Попов Д. С. Речь при погребении о. Макария (Орлов. Епарх. вед., 1868 г., 23). Чистович И. История перевода Библии на русский язык (Христ. чтение. 1872 г., 3, стр. 1–49). Григорий, архим. Некоторые сведения об алтайском миссионере архим. Макарии (Москов. церк. вед., 1872 г., 45). Комаров Н. П. Архим. Макарий, первый Алтайский миссионер (Миссионер. 1874 г., 1). Архим. Макарий, замечательный миссионер (Миссионер. 1874 г., 4). С. В. В. Начало Алтайской миссии (Миссионер. 1875 г., 16). Пясецкий. Исторические очерки г. Болхова и его святыни (Орел. 1875 г.). Ландышев С., прот. Некоторые сведения об учреждении Алтайской дух. миссии и о ее основателе, о. архим. Макарии (Миссионер. 1877 г., 2−4, 6, 8:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

306. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чудовом монастыре февр. 12; напечатана в Твор. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и яко же предах вам, предания держите ( 1Kop. XI. 2 ). Пятый век протекает, как блаженный Пастырь, Святитель Алексий, почил и почивает от видимых дел пастырских: и не престает паства, в срочные и несрочные дни, притекать к нему, с благоговением, с верою, с прошениями о помощи в скорбях, в нуждах, в болезнях, в бедах, в искушениях, с утвержденною опытами надеждою невидимых, но, тем не менее, действительных от него благотворений. В сем видна, с одной стороны, сила благодати, пребывающей во Святых, с другой, – постоянство благочестивого предания. Если бы Святитель благоволил отверсть уста: то не удостоил ли бы он ваше настоящее собрание такой же похвалы, какой Апостол Павел удостоил христиан коринфских: «хвалю... вы, братие, яко вся моя помните, и предания держите»? – Счастливы были бы мы, если бы явились вполне достойными такого одобрения. Предания, соблюдение которых Апостол одобряет, и через то утверждает, и предлагает к дальнейшему исполнению, суть не одного рода. Есть предания догматов, то есть, главнейших истин веры и благочестия. Есть прадания церковных правил и чиноположений, для совершения Богослужения, и особенно таинств веры. Соблюдение сих преданий лежит на попечении особенно священноначальствующих и учащих в Церкви: и в свидетели постоянного сохранения сих преданий в православной Церкви довольно представить неизменный Символ веры , от Апостолов до Собора Никейского наиболее устный, со времени сего Собора доныне писанный, и чин Божественной литургии, от Апостола Иакова до Василия Великого частию писанный, частию подражательно преемственный, а от времен Василия Великого и Иоанна Златоустог о неизменным писанием огражденный. Между преданиями, которые Апостол называет своими, есть и такие, которые, исходя от начал христианских, простираются от Церкви в обыкновенную домашнюю и общественную жизнь христиан, и составляют их обычаи. Так он повелевал христианам «отлучатися... от всяка брата безчинно ходящаго , а не по преданию» ( 2Сол. 3:6 ) Апостольскому, то есть, удаляться от сообщения с человеком, который ведет жизнь праздную и рассеянную, или обезображенную подражанием обычаям языческим. Так он предписывал, чтобы христианския «жены» ходили «во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, ...не в плетениих власов» ( 1Tuм. II. 9 ), по подобию жен языческих. Как предания сего рода суть более наставления и советы о приличном и полезном, нежели строгие заповеди о необходимом: то сохранение оных наиболее зависит от внимания, рассудительности, послушания и усердия получивших предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Суд над Никоном и его низложение К оглавлению Главная цель, для которой приглашены были в Москву Восточные патриархи, состояла в соборном суде над патриархом Никоном. И они занялись этим делом прежде всего и занимались около месяца. Всех собраний Собора для суда над Никоном было восемь: три — предварительных, или приготовительных, четыре — посвященных самому суду над Никоном (два — суду заочному и два — суду в присутствии подсудимого) и одно — заключительное, на котором происходило только объявление и исполнение судебного приговора. О соборном суде над Никоном сохранилась современная запись, составленная царскими дьяками, о первых заседаниях Собора только краткая, а о последующих и краткая и довольно подробная. Дополнениями к этой записи и как бы пояснениями ее могут служить, с одной стороны, сказания одного из присутствовавших на соборе, именно Паисия Лигарида, хотя, к сожалению, о двух из первых заседаний он говорит смешанно, без соблюдения хронологии, а с другой — сказания дьяка Шушерина, который хотя не присутствовал на Соборе, писал о нем только по слухам спустя около пятнадцати лет и не скрывает своего пристрастия к Никону, но также сообщает некоторые любопытные подробности. Сохранились еще некоторые подлинные документы, относящиеся к судебному делу Никонову, и краткие современные сказания и заметки о нем . Во второй день ноября 1666 г.— так начинается современная запись о суде над Никоном — Восточные патриархи, Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, прибыли в Москву, четвертого числа представлялись царю в Грановитой палате и удостоились быть у его стола, а пятого числа «в третьем часу ночи (по тогдашнему счету времени) святейшие патриархи были у великого государя в столовой избе и сидели до десятого часа, но говорили с великим государем наедине». О чем шла такая продолжительная беседа, неизвестно, но если и о Никоне, что всего вероятнее, то это была лишь частная, домашняя беседа у царя с патриархами. Первое заседание Собора для суда над Никоном состоялось 7 ноября, хотя, к сожалению, и об этом современная запись говорит чрезвычайно кратко.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

А. Понятие о богослужении вообще 1. Беседа, в которой изъясняется понятие о богослужении православной церкви вообще Теперь, братья-христиане, будем беседовать о богослужении православной церкви, и прежде всего побеседуем о богослужении вообще, безотносительно к частным службам. Что называется богослужением православной церкви? Богослужением православной церкви называется богопочтение или богоугождение, выражаемое нами по уставу православной церкви в молитвах, песнопениях, чтениях, в поучениях в слове Божием, обрядах и священнодействиях, соединенных между собою в известном порядке. Цель православного богослужения весьма высокая и разнообразная. Христианское общественное богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством общих молитв и песнопений, священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Святого Духа, преподает эту благодать, обращая ее во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели православного христианского богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем через пострадавшего за нас Сына Божия. Общественное христианское богослужение весьма полезно. Действуя на чувства человеческие посредством символов или особых церковных обрядов, оно служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные богослужение скрепляло узы общества домашнего, а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя, через богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие 1 , или, что то же, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Иерей. Ваши последние слова как будто приоткрывают тайну Иисусовой молитвы. Если эта молитва , как вы говорите, напечатлевает в сердце постоянную молитвенную память о Господе нашем Иисусе Христе, и соединяет с Ним наше сердце, и становится как бы стражем сердца от всяких нечистых и греховных движений, а через это регулирует и всю жизнь христианина, то ведь это и есть самое важное и необходимое в деле христианской жизни. Самые обширные богословские познания, начитанность в святоотеческой литературе и в богослужебных книгах, если все это остается достоянием только ума и памяти и не доходит до глубины сердца, не управляет жизнью человека и всеми его поступками, то все это остается мертвым и неиспользованным сокровищем. И, конечно, в этом случае Иисусова молитва становится важнее и необходимее всех этих теоретических знаний. Это соображение вызывает во мне особенный интерес к этой молитве. И я прошу вас простить меня, если, предлагая вам свои вопросы, я буду говорить о вещах, по-видимому, совершенно ясных и удобопонятных, не требующих никакого разъяснения и всем известных; но я буду это делать единственно из-за того, чтобы в столь важном и чрезвычайно интересном вопросе не упустить из внимания ни одной мелочи, тем более что я уже предупредил вас о своем крайнем невежестве в этом вопросе. Итак, первый мой вопрос заключается в следующем: какая надобность в Иисусовой молитве, когда Православная Церковь обладает неисчислимым множеством молитв домашних и церковных, составленных по внушению Святого Духа святыми по жизни и высокими по дарованиям песнописцами – Иоанном Дамаскином , Косьмою Маюмским, Романом Сладкопевцем, Андреем Критским , Иосифом Песнописцем и другими, а также великими святыми отцами – Василием Великим , Иоанном Златоустым , Ефремом Сирином и другими и, кроме того, данных нам Самим Господом Иисусом Христом и Его Пречистою Материю? Во всех этих молитвах, тропарях, канонах, стихирах заключается так много глубокого, трогательного и разнообразного содержания, что в них может найти свое выражение всякое человеческое религиозное чувство, настроение, потребность, нужда, всякое горе и всякая радость, всякая мольба и всякая благодарность; они могут всякую душу научить, вразумить, напитать, согреть, утешить, просветить, одушевить, исправить и направить... Зачем же, вместо того чтобы пользоваться всем этим разнообразным духовным церковным богатством, ограничивать себя одной покаянной молитвой мытаря, как будто вся религиозная жизнь человека сводится к одному только покаянию? Простите меня за мой, может быть, наивный вопрос, но не откажите дать ваше разъяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Иерей. Ваши последние слова как будто приоткрывают тайну Иисусовой молитвы. Если эта молитва , как Вы говорите, напечатлевает в сердце постоянную молитвенную память о Господе нашем Иисусе Христе, и соединяет с Ним наше сердце, и становится как бы стражем сердца от всяких нечистых и греховных движений, а через это регулирует и всю жизнь христианина, то ведь это и есть самое важное и необходимое в деле христианской жизни. Самые обширные богословские познания, начитанность в святоотеческой литературе и в богослужебных книгах, если все это остается достоянием только ума и памяти и не доходит до глубины сердца, не управляет жизнью человека и всеми его поступками, остаются мертвым и неиспользованным сокровищем. И конечно, в этом случае Иисусова молитва становится важнее и необходимее всех этих теоретических знаний. Это соображение вызывает во мне особенный интерес к этой молитве. И я прошу Вас простить меня, если, предлагая Вам свои вопросы, я буду говорить о вещах по-видимому совершенно ясных и удобопонятных, не требующих никакого разъяснения и всем известных; я буду это делать единственно для того, чтобы в столь важном и чрезвычайно интересном вопросе не упустить из внимания ни одной мелочи, тем более, что я уже предупредил Вас о своем крайнем невежестве в этом вопросе. Итак, первый мой вопрос заключается в следующем: какая надобность в Иисусовой молитве, когда Православная Церковь облает неисчислимым множеством молитв домашних и церковных, составленных по внушению Св. Духа святыми по жизни и высокими по дарованиям песнописцами: Иоанном Дамаскиным , Косьмою Маиумским, Романом Сладкопевцем, Андреем Критским , Иосифом Песнописцем и другими, а также великими св. отцами: Василием Великим , Иоанном Златоустым , Ефремом Сириным и другими, и, кроме того, данных нам Самим Господом Иисусом Христом и Его Пречистою Материю? Во всех этих молитвах, тропарях, канонах, стихирах заключается так много глубокого, трогательного и разнообразного содержания, что в них может найти свое выражение всякое человеческое религиозное чувство, настроение, потребность, нужда, всякое горе и всякая радость, всякая мольба и всякая благодарность; они могут всякую душу научить, вразумить, напитать, согреть, утешить, просветить, одушевить, исправить и направить... Зачем же, вместо того, чтобы пользоваться всем этим разнообразным духовным церковным богатством, ограничивать себя одною покаянною молитвою мытаря, как будто вся религиозная жизнь человека сводится к одному только покаянию? Простите меня за мой, может быть, наивный вопрос, но не откажите дать Ваше разъяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Православные русские почитают святость храма Божиего " Беседа с протоиереем Михаилом Протопоповым, благочинным штата Виктория Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ 02.07.2009 489 Время на чтение 6 минут 31 мая, в неделю святых отцов семи Вселенских Соборов, русская православная община в городе Ворнамбул (Австралия) отметила свой престольный праздник и 10-летний юбилей храма, переданного РПЦЗ англиканской общиной. О жизни православных приходов Австралии, ситуации в христианских инославных общинах, взаимоотношениях между православными и инославными - беседа с благочинным штата Виктория, окормляющим приход в Ворнамбуле, протоиереем Михаилом Протопоповым. - Отец Михаил, можно ли переход бывшего англиканского храма в Ворнамбуле в собственность русской православной общины назвать единичным подобным случаем? - Нет, нельзя. В русской православной диаспоре, а также у сербов, греков, румын, болгар и других православных практика приобретения и использования опустевших неправославных храмов и превращение их в функционирующие приходы Православной Церкви была весьма распространена в XX столетии. Почти все наши русские православные приходы в Австралии были основаны при оставленных католиками или англиканами церквях. Поначалу это происходило потому, что русские православные общины не имели материальной и финансовой возможности строить свои собственные церкви. В городах Аделаида, Перт и Брисбен русские православные приходы были сформированы при опустевших англиканских церквях. То же произошло и в Тасмании. В Сиднее первый русский православный храм был переделанной домашней церковью, но некоторые из других сиднейских приходов использовали церковные здания, первоначально принадлежавшие инославным. - А как общины неправославных христиан воспринимали прибывающую русскую православную диаспору? - Англикане очень много помогали русским православным, прибывшим в Австралию в 1920-х годах. В начале 1920-х и в течение всего XX столетия многие влиятельные англиканские священники были активными антикоммунистами, и, таким образом, были всегда точки соприкосновения между РПЦЗ и местными христианскими общинами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

протоиерей Василий Жмакин О книге Е.И. Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души» Приостановка издания «Сионского вестника» произвела сильное впечатление на общество. Сторонники журнала с подозрением отнеслись к его прекращению и увидели в этом начало падения мистицизма. С другой стороны, и противники его ободрились и стали готовиться к решительному наступлению. В числе активных борцов против мистицизма выступил статс-секретарь Петр Андреевич Кикин. Под начальством Кикина служил один мелкий чиновник Евстафий Иванович Станевич, находившийся в самых близких отношениях с Кикиным и бывший другом и постоянным собеседником в его семейном кругу. В это время семейство Кикина постигло несчастье,– умерло дитя. Станевич, как свой, домашний человек, вздумал написать в утешение сетующих родителей беседу. В ней он развивал идею бессмертия, но в то же время доказывал, что последнее тогда только утешительно, когда основывается на обетованиях, данных Святой Православной Церковью . Вопрос о бессмертии души послужил автору поводом к резким и сильным нападкам на мистицизм. Данное обстоятельство привело к тому, что именно изданием «Беседы на гробе младенца о бессмертии души» решено было начать наступательные действия против мистиков 115 . Сочинение Станевича по своему характеру и содержанию вполне отвечает жанру полемического сочинения. Автор «Беседы на гробе младенца о бессмертии души» не случайно посвятил это сочинение митрополиту Михаилу. В глазах ревнителей Церкви и врагов мистицизма митрополит Михаил и по своему положению, и по личным убеждениям являлся как бы их представителем и хранителем чистоты Православия. Сочинение Станевича имело следующее стихотворное посвящение, в котором автор как бы испрашивал благословение у митрополита на борьбу с еретиками, т.е. мистиками: «Преосвященнейший наш пастырь Михаил! Насколько Бог мой дух в сей книге просветил, Противу ересей писал в такую меру. Владыко! Не на дар, воззри на теплу веру!» 116 Тон сочинения Станевича довольно резкий. Автор постоянно называет своих противников самыми нелестными именами, например, слугами дьявола, лжехристами и т.п. Общая идея книги состоит в защите традиционных понятий о Церкви, ее иерархии, о церковных догматах и установлениях. Автор защищает общее положение, что вера неотделима от Церкви, что вне Церкви невозможно спасение, что необходимо послушание Церкви. Наряду с этим, он прямо нападает на мистиков, которые ставили, как известно, свою внутреннюю церковь выше внешних различий вероисповеданий и Церквей 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Святой Иоанн Златоуст, имя которого чествуется во всей Церкви восточной и западной как имя величайшего из святых отцов Церкви, вселенского учителя и святителя, в своей неусыпной заботливости о приумножении среди христиан ведения слова Божия, побуждая неустанно слушателей своих церковных бесед к чтению слова Божия и надлежащему восприятию его учения, нередко поставляет на вид, что читающему слово Божие надлежит иметь точные руководственные сведения о Священном Писании вообще и в частности о каждой отдельной книге его состава. " Знаете ли вы, - говорит он с укоризною своим слушателям в одной беседе, - что за слово Писание? Знаете ли, что такое Евангелие? Почему четыре Евангелиста? " (Златоуст. Беседы на Деян. Беседа 19, 5). И сам святой отец в ряду своих истолковательных бесед на отдельные книги Священного Писания первую беседу о каждой книге обычно посвящает изложению общих руководственных о ней сведений. Между прочим, у Иоанна Златоуста есть целая беседа о том, что нельзя оставлять без внимания и надписаний или заглавий священных книг (Беседы на надписание книги Деяний). " Потому-то, говорит он, и церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паримий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или Апостола и Евангелиста, а потом произносит и его изречения, дабы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и то, кто сказал это " (Златоуст. Толк. на Посл. к Евреям. Бес.8, 4). Равным образом и все другие отцы и учители Церкви великие прилагали заботы о том, чтобы в их паствах было надлежащее ведение Священного Писания и всего к нему относящегося, ибо и " ереси происходят не от иной вины, а от неведения Св. Писания " (Златоуст. Бес.3. О Лазаре). Сея ради вины и предназначавшиеся для домашнего употребления православных христиан издания священных книг, как в древней Греческой, так и в Православной Российской Церкви, нередко сопровождались предварительными отеческими предисловиями и руководственными примечаниями. Еще задолго до книгопечатания между древнеславянскими рукописями священных книг для келейного употребления чаще встречаются списки библейского текста с предварительными предисловиями, чем без них (см. Описание Слав. рукоп. Моск. Синод. Библиотеки. Отдел I). По их примеру и в первых печатных изданиях всей славянской Библии были помещены даже довольно большие руководственные предисловия, каковы Синопсис (обозрение) свящ. Книг, именуемый Афанасиевым, предисловия Феофилакта, архиепископа Болгарского и др. По примеру таковых прежних отечественных изданий Библии, и ныне здесь предлагаются вниманию твоему, православный читатель, те общие руководственные сведения о Свящ. Писании, на которые указывал своим пасомым св. Иоанн Златоуст. Они и извлечены не откуда-нибудь, а из творений того же Иоанна Златоуста и других святых отцов и учителей Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010