Опасность была очевидная и Псковичи послали уже просить помощи у Новгородцев: но Домант не дожидаясь их, собрал сколько возможно было войска, вошел сам в Соборную Церковь Святой Троицы, снял с себя меч и положа пред Алтарем, вознес молитву со слезами взывая: „Господи Боже сил! мы люди твои и овцы пажити твоей, имя твое призываем: призри на кроткие и смиренные свыше и гордых высокие мысли низложи, да не опустеет пажить овец твоих!..,, После сего Игумен Исидор подняв меч, опоясал его и со всем Духовенством благословив, отпустил. Домант с войсками своими бившийся с неприятелями 10 дней до 18 июня, ранил самого Орденмейстера в лицо, а наконец, когда пришли к нему в помощь Новгородцы с Князем Юрьем Андреевичем, принудил их отступить за реку Великую и заключил мир. Вскоре потом Рыцари и Датчане уступили Новгородцам все берега реки Наровы; 8) Лифляндская Чудь набегами беспокоила Псковские села: но Домант прогнав их, разорил много собственных их сел; 9) Незадолго до кончины Домантовой в 1299 году Лифляндцы подошли с великой силой под Псков и разорили окрестности: но при последнем сражении, бывшем на Пскове реке близ Петропавловской Церкви, Домантом разбиты и прогнаны. Вскоре после сей знаменитой победы, мая 20 он скончался. Погребен в Троицком Соборе, и над гробом его повешен меч его, который и доныне цел. Память его у Псковичей всегда свято почиталась за храбрость, добродетели и благочестие. В 1374 году во имя его создана была в Домантовой стене особая Церковь ; а в 16 столетии после Баториева нашествия, по случаю явления бывшего некоему благочестивому гражданину Дорофею, сочинена ему особая служба на день преставления. Гробница ему устроена в паперти Соборной Придельной Церкви во имя Св. Князя Гавриила и на оной следующая надпись:,,Святый Благоверный Князь Тимофей, прежде Крещения именовался Домант, родися в земли Литовской от Литовскаго Князя Миндогва и в лето 1166 оставив землю Литовскую, преселися во град Псков со всем родом своим и в нем Святое Крещение приня; мужества же ради и добронравия княжением Псковским бысть почтен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Святой благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский Святой Довмонт был родом из Литвы и вначале исповедовал язычество. В 1265 году, когда в Литве совершился государственный переворот, он с родственниками был вынужден бежать в вольный город Псков. Вместе с ним укрылись еще 300 семей. Там он принял святое крещение с именем Тимофей. Вскоре псковитяне избрали его князем. 33 года он защищал город от недругов. Святой Тимофей служил образцом добродетели, был справедлив и милосерден к бедным, посещал узников и давал приют странникам. Он говорил: «Добрые мужи псковские! Кто из вас стар – тот мне отец, кто молод – тот брат!» Проводя жизнь в постах и молитве, соблюдая праздники и церковную дисциплину, князь делал все для защиты города. Он сочетался браком с княжной Марией, дочерью великого князя Димитрия, и проявил то же усердие, что и святой Александр Невский в отражении врагов на северо-западе Руси. В 1268 году, помолившись перед битвой со слезами на глазах, он одержал блестящую победу при Раковоре над датчанами и немецкими рыцарями. В Пскове, который он окружил неприступными укреплениями, святой Тимофей возводил храмы в благодарность за каждую одержанную победу. В 1299 году тевтонские рыцари внезапно напали на Псков, но были остановлены неприступными стенами. Тогда они обрушились на прилегающие селения и сожгли Снетогорский и Мирожский монастыри, убив многих иноков. Положившись только на волю Божию, святой князь встал во главе малочисленного войска и отбросил неприятеля далеко за пределы своих владений. Через несколько месяцев он почил в мире и был погребен в Троицком соборе. Оплакивал его весь Псков. И после кончины святой Тимофей часто ходатайствовал пред Богом о городе, спасая его жителей, которые стали почитать князя своим небесным покровителем. Иначе – Домант. 2 июня 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 4 июня 2013, 08:46 Хорошо бы уточнить данные по супруге: " Женившись на княжне Марии Димитриевне — дочери великого князя Димитрия Александровича Переяславского и внучке благоверного князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом " . millie toll 2 июня 2013, 19:50 СВятой князь Тимофей помолись о милости для нас у Престола Божия. и мы недостойные поминаем тебя в своих неумелых моливах Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61905.html

Отсутствие шапки сближает этот образ с др. вотивными изображениями князей кон. XIII-XIV в.: блгв. кн. Михаила Тверского на миниатюре Хроники Георгия Амартола (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 17 об., кон. XIII - нач. XIV или 1-я четв. XIV в.) и неизвестного князя (?) в росписи ц. в честь Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова (кон. XIV в., ГЭ; см.: Преображенский А. С. Заметки о программе росписей ц. Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова//Худож. жизнь Пскова и искусство поздневизант. эпохи: К 1100-летию основания города: Тез. докл. междунар. науч. конф. (23-26 сент. 2003 г. М., Псков). М., 2003. С. 37-39). Возможно, эта особенность символизирует смиренную молитву св. князя; в то же время она могла быть связана с тем, что Д. происходил из литов. рода, а не из династии Рюриковичей. В сохранившейся надписи он назван «благоверный князь Домант в святом [крещении] Тимофей», а его жена - «благоверная княгиня Мария Домант[ова] жена дщерь великаго князя Александра Н[ев]скаго» (ошибочно, была внучкой блгв. кн. Александра). Хотя на воспроизведениях Мирожской иконы Божией Матери в дореволюционных изданиях ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 603) видны фигуры Д. и кнг. Марии (коленопреклоненных, в горностаевых мантиях и княжеских коронах), на немногочисленных списках (прежде всего на иконах с изображением свода чудотворных икон Богоматери) они, как правило, отсутствуют. Исключением является икона XIX в., в 1897 г. подаренная Киевским митр. Платоном (Городецким) в ЦАМ КДА (в наст. время в собр. НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 34. Кат. 38). Возможно, кроме иконы из Мирожского монастыря в Пскове существовали и др. донаторские портреты блгв. князя, к-рый, как следует из распространенной редакции Повести о Д., построил в городе неск. храмов, в т. ч. церковь во имя его патронального святого - мч. Тимофея Газского (каменный храм, согласно Повести украшенный росписями, был выстроен в 1373). Прославление Мирожской иконы Божией Матери во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Чувственныя страсти воздержания браздами,/победил еси чудодейственне Тимофее,/и ревность за град и люди показал еси,/безбожных латин шатания мужественне пресекая,/тем ныне в свете Пресвятыя Троицы водворяешися,/молися о душах наших. Блаженне княже Тимофее Доманте,/основание положил еси добродетели,/древняго человека совлечеся с похотьми/и во Христа облечеся святым Крещением./Тем и по преставлении, яко жив,/языком шатания разрушаеши/и от гроба недужным здравие даруеши,/моли спастися душам нашим. Слава, глас 6: Блажен и преблажен град Псков,/в немже благоверне княже Доманте, жилище имел еси,/и пречестен и священ храм Пресвятыя Троицы,/в немже положено бысть честное тело твое,/преславный княже Тимофее,/Христови молися за град и люди,/еже сохранити от пагубы и мятежа и поган нашествия/и стране нашей даровати мир/и душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота/Тебе молимся/молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. На Литургии служба вся преподобническая. Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вече. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А в 1645 г., спустя 400 лет, тело святого князя было обретено нетленным. В том же году состоялось церковное прославление великого князя. Мощи святого Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим патриархом Иосифом. Множество исцелений получили страждущие у раки с мощами святого. Современная летопись так говорит о свойствах великого князя Георгия: «Он был украшен добрыми качествами, старался выполнять заповеди Божии и хранил страх Божий в сердце своем. Георгий всегда помнил слова Господа: «О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою». Даже врага своего отпускал князь от себя с дарами. Был весьма милостив и не берёг имения своего, раздавая щедро милостыню бедным и украшая храмы Божии иконами и книгами. Почитал чин иноков и священников и подавал им нужное. Приносил молитвы Господу днем и ночью, подавая пример подданным в вере и благочестии». В наше время мощи святого благоверного князя Георгия находятся в городе Владимире в Успенском соборе. Частицею своих мощей святой благоверный великий князь Георгий почивает в храме своего имени в г. Сумы на Украине. Благоверные Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял Святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В самый последний год жизни князь Довмонт отбил Псков от немцев, неожиданно захвативших его (см. житие прмч. Иоасафа и Василия — 4 марта). Когда же он умер, была во Пскове «туча великая» — пишет летописец. Св. князь Довмонт погребен в Троицком соборе, и в XIV в. ему уже была посвящена церковь, а в XVI в. после  его явления  с другими угодниками и во время осады Пскова Стефаном Баторием (1581) ему была написана служба. •  Князь Налыиинайский Домант (Довмонт) до прихода в Псков исповедовал язычество, святое Крещение с именем Тимофей он принял от псковских священников в 1265 г. В течение 33 лет св. князь был защитникам города и всегда был в мире и согласии с народным вече. По благочестивому обычаю он возводил во Пскове храмы в честь тех святых, в дни памяти которых им были одержаны победы.   •  Как святой заступник города, он и по смерти своей защищал его. 27 августа 1581 г., во время осады Пскова поляками, стариу Дорофею явилась Божия Матерь.   •  Среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу, был св. блгв. князь Довмонт-Тимофей, что нашло отражение на Ее чудотворной иконе. В самом Пскове в 1374 г. построен храм в честь св. князя, на территории так называемого Довтонтова города. Преподобный Захария Постник, Печерский (XIII-XIV вв.) [/Память его празднуется 24 марта,28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских  Прп. Захария/] подвизался в Дальних пещерах в XIII—XIV вв. Строгость поста его доходила до того, что он не ел ничего печеного или вареного, а питался лишь зелием (травами), и то один раз в день — до захождения солнца. Одного имени прп. Захарии трепетали бесы. Часто преподобный видел ангелов, с которыми и сподобился жизни на Небе. •  Иногда случается отождествление прп. Захарии Постника с Захарией — сыном киевского жителя Иоанна, иноком Печерским, о котором в монастыре сохранилось сказание. Иоанн отдал все свое наследство на украшение Печерского храма и постригся в обители, Это произошло при игумене Никоне (память его 23 марта). Иоанн перед смертью передал все имущество на сохранение своему другу Сергию. Захарии в то время было 5 лет. В 15 лет, т. е. не позднее 1098 г., он потребовал свое имущество у Сергия, чтобы, передать его в монастырь. Прп. Захария Постник, Печерский, жил приблизительно на 200 лет позднее, чем Захария — сын Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОВМОНТ ПСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. блгв. Довмонт Псковский Довмонт (Домант) Псковский , в крещении Тимофей (+ 1299 ), князь, святой благоверный . Память 20 мая и в Соборе Псковских святых Происходил из рода князей литовских и владел в Литве Нальщанским уделом, исповедовал язычество . Позднейшие летописцы ошибочно считают его младшим сыном вел. князя литовского Миндовга . Он был женат на сестре жены Миндовга, отнятой потом у него последним. После убиения Миндовга, к которому, вероятно, был причастен и Довмонт, он был вынужден в 1265 г. бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков , где принял крещение с именем Тимофей. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В 1266 году Довмонт разбил литовцев на берегу Двины и опустошил область кн. Герденя , забрав в плен его жену и сыновей. Вел. кн. Ярослав , недовольный самовольным избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, со славой окончившего и этот поход. В 1268 г. Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с кн. Димитрием Александровичем и дружинами вел. кн. Ярослава, сражался при Везенберге. В 1269 г. великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков. Довмонт храбро отстоял город; на помощь подоспели новгородцы, и вел. магистр, раненый самим Довмонт, должен был заключить мир. В 1270 г. Ярослав , не любивший Довмонт, посадил на его место в Пскове какого-то Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта. В 1282 г. Довмонт, женившийся между тем на Марии , дочери вел. кн. Димитрия Александровича , помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем ; с горстью воинов вторгся Довмонт в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия и вернулся к нему в Копорье, но, осажденный новгородцами, должен был оставить крепость. После этого летописи целых 17 лет не упоминают о Довмонте.

http://drevo-info.ru/articles/10659.html

Со времени открытия мощей исцеления и чудеса разного рода обильным потоком текут от святителя Божия. Память святителя Алексия Русская Церковь торжественно празднует 12/25 февраля — в день кончины, и 20 мая/2 июня — в день обретения и перенесения святых его мощей. Сохранилось в «Иконописном подлиннике» и описание иконы обретения мощей святителя. Довмонт, благоверный князь Псковский, во святом Крещении Тимофей Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы. Сначала он ревностно исповедал язычество, но в 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Здесь не было тогда недостатка в способных учителях веры для пришельцев Литвы, и псковские священники и князья встретили его радушно. По выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия». Душа Довмонта потрясена была превратностями жизни и, прозрев, стала видеть значение прежней языческой жизни; и стремился он теперь насладиться светом Истины после горькой и многолетней тьмы. Довмонт со всей своей свитой принял святое крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Великая была радость всему Пскову о просвещении духовном столь именитого князя. Уже через год, в 1266 году, за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. И Довмонт своими доблестями отблагодарил новое отечество и своею ревностью по святой вере напомнил Пскову лучших его князей. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября) он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

6 . Святой Благоверный Князь ДОМАНТ МЕНДОГВОВИЧ, сын Великого Князя Литовскаго Мендогва, из Литвы переселившийся с родом своим во Псков в 1266 году, и нареченный во Святом Крещении ТИМОФЕЙ, преставился в лето 6807 (1299) мая 20-го дня. Мощи его под спудом в правом притворе Кафедрального Псковского Троицкого Собора. Он причтен во Святые в 14 столетии и в 1374 году создана была в Домантове стене во имя его Церковь ; а Служба ему сочинена уже в 16 столетии после Баториева нашествия, по случаю некоего явления. Память его празднуется на день преставления. 7 . Благоверная Княгиня МАРФА ДИМИТРИЕВНА, дочь Великого Князя Димитрия Александровича, внука Великого нязя Александра Невскаго, супруга Домантова, преставилась в лето 6808 (1З00), погребена в Иоаннопредтеченском Монастыре. 8 . Священноинок ИСИДОР, Иерей, и с ним 72 Мученика, утоплением за веру пострадавшие в Ливонском Юрьеве от Немцев в лето 6985 (1477) января в 8-й день. Погребены некоторые из них на берегу реки Амовжи или Ембаха ниже города поприща три, а другие в Юрьеве близ Церкви. 9 . Преподобный Отец МАРК, первый старец Печерский, когда жил и скончался неизвестно; а Мощи его в пещерах. 10 . Священноинок ИОНА, первый строитель Печерского Монастыря, пришедший лета 6980 (1472) в пещеры и ископавший в них Церковь и там в обители скончавшийся около 1474 года. Мощи его почивают в пещерах; а память 29 марта 11 . Преподобная ВАССА, супруга первого Печерского строителя Ионы, скончавшаяся в Монашестве около 147З года; погребена в пещерах. 12 . Преподобный ИЛАРИОН, ученик Преподобного Евфросина, Игумен и строитель Покровского Озерского Монастыря на Желчи реке, преставился в лето 6684 (1476) марта в 28 день и там почивает. 13 . Преподобный СЕРАПИОН, спостник и ученик Преподобного Евфросина на Толве реке, преставился в лето 6988 (1480) сентября в 8-й день. Мощи его в Елизарьеве Монастыре. 14 . Преподобный ЕЛЕАЗАР в Монашестве ЕВФРОСИН, строитель Триех-Святительского Елеазарова Монастыря, им основанного, Псковский чудотворец, преставися в лето (6989) (1461) мая в 15 день и погребен в своем Елеазарове Монастыре к стене за правыми крылосом, где над ним и гробница устроена; причтен во Святые Московским Собором 1547 года и тогда же сочинена ему Служба и Житие. Память его совершается на день преставления. Краткое жизнеописание его напечатано в Прологе под 15 числом мая, но подробнейшее остается в Монастырском книгохранилище, где и Духовное его завещание, писанное на пергамине, хранится.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Замечательнейшие вещи в Монастыре сем следующие имеются:1) Чудотворная Икона Знамения Божия Матери, именуемыя Мирожския, во весь рост изображенная. На ней риза серебренная местами позлащенная; по правую сторону на той же Иконе изображен в виде молящегося Благоверный Псковский Князь Домант, нареченный во Святом крещении Тимофей, а по левую в таком же виде супруга его Благоверная Княгиня Мария Димитриевна, внука Благоверного Великого Князя Александра Ярославича Невского. Икона сия, как упоминается в записках, имеющихся в Монастыре под годом от сотворения мира 7078 от Р. X. 1567 сентября в 24 день прославилась чудесным излиянием слез и другими чудесами во время бывшего во Пскове великого мора при Царе Иоанне Васильевиче, при Митрополите Московском и Всея России Афанасие и при Архиепископе Великого Новгорода и Пскова Пимене. С тех пор сочинена в честь оной особенная Служба, которая и напечатана в сентябре Московской месячной Минеи, изданной 1666 года в листе. По сей службе и до ныне празднование совершается ежегодно сентября 24. 2) чаша небольшая деревянная, вырезанная из корня неизвестного дерева, выкрашенная красною краскою, оставленная в Монастыре Строителем оного Епископом Нифонтом на воспомининие. В ней в середине на дне круглая серебряная позлащенная бляха, думать надобно, самим строителем Епископом Нифонтом сделанная с изображением распятия Христова и с следующею надписью:,, в лето 6664 года Апреля 8 дня, в пречестную Обитель Спасова Мирожскаго Монастыря.” Края же оной чаши оправлены также серебренною позлащенною полоскою с загибами уже в 1707 году. Вместе с сею чашею хранился в Монастыре и деревянный посох того же Святителя Нифонта, по местам обложенный серебром с позолотою. На нем была следующая надпись, вырезанная на серебре старинным письмом:,, лета 6664 сея посох Святителя Нифонта Епископа Новгородскаго Чудотворца, создателя Мирожскаго Монастыря, построения ( то есть обложения серебромъ) Михайлы Сарнунова”: но в 1805 году при погребении Ахимандрита Иакова сей жезл украден.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004