Слово св. Пахомы о том, что не подобает инокам имети села, и о милостыне, л. 1022. Слово св. Пахомия о среде и о пятце, л. 1023–1024 об. Нач. «Иже потаи враг тайну, дабы нам спасения по прияти». Убиение благоверного и христолюбивого Царевича Князя Димитрия Ивановича, Углецкого и Московского и всея России нового чудотворца, л. 1026–1037. Нач. «В лето 7091-го сий благоверный Царевиче Димитрий родися от благочестивого Царя и Великого Князя Ивана Васильевича». О явлении благоверного Царевича Димитрия старцу Тихону и о отомщении крове его, л. 1036–1043. Нач. «И еще же недоволи тому Борису таковое дело в насыщение». О пренесении мощей благоверного Царевича Димитрия от града Углеча в царствующий град Москву, л. 1043–1046 об. Нач. «По том же проклятом прежепомянутом Гришке растриге». В 19-й день и Генваря в 9-й день память Преп. Корнилия Комельского, Вологодского чудотворца, л. 1048–1053 об. Нач. «Сей Преподобный отец Корнилий отечество имяше град Ростов». Сказание вкратце о житии и подвизех и о благоденствии и прехвальном благонравии Великого Князя Димитрия Ивановича Донского, л. 1054 – 1056 об. Нач. «Сей благоверный и Великий Князь Димитрий Иванович Московский и всея России Самодержец». Завет В. Князя Димитрия Великой его Княгини и чадом и боляром, л. 1057. Похвала вкратце В. Князю Димитрию, в ней же явлено есть чудо и како свеща небесным огнём сама возгореся у гроба его, л. 1064 об. В 20-й день и Февраля в 12-й день св. Алексия Митрополита Киевского и всея России чудотворца, л. 1072–1076 об. Нач. «Сей иже во святых отец наш Алексий, рода бе болярска, от страны северныя, града Чернигова.» В той же день о обретении мощей св. Алексия Митропол. Киевского, л. 1078–1087 об. Нач. «Преблагий и премилостивый и человеколюбивый Христос Бог наш.» Повесть о В. Князе Димитрие Александровиче Переяславском и о зяте его Князе св. Домаите Литовском, л. 1088 – 1094. Нач. «В лето 6774 бысть Князь в земли Литовстей сын Междогвов, брат Вошлегов, именем Домант.» В 21-й день. Слово св. Афанасия Великого , Архиеп. Александр. о Мельхиседеке, л. 1096–1102. Нач. «Мелахим царь, якоже рекохом, имея дна сына, единого Мельхила по своему имени, а другого Мельхиседека.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

392 Воскр. 1265: «Тогда же бе приспел день великаго мученика Леонтия; и рече князь Домант (Довмонт): „Святаа Троица и святый великий воевода Леонтий Помозите нам в час сей… " " 395 «да не будет на нем милости Божией, Пречистой Богородицы, честна- го и животворящаго Креста, великого чудотворца Николы, святых чудотворцев Петра и Леонтия, преподобного Сергия и Кирилла, благословения всех владык и всего духовенства ни в сей век, ни в будущий…» [Соловьев, т.4, с. 405.] 397 Попов A. A., ред. Слово на латынян и о извержении Исидора//Историколитературный обзор древнерусских полемических сочинений против латынян. Москва, 1875. С. 368. 399 «Что это, Господи! Покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им» [Татищев, т. 5, с. 39, 40]. 401 Глава о Новгороде была частью оригинального плана Г. Федотова для данного тома, но не была написана. Настоящий краткий очерк взят из малоизвестного периодического издания «Народная правда», 11–12, Нью-Йорк, 1950, с. 2133. Он содержит общее направление концепции Федотова в отношении Новгорода – одного из наиболее своеобразных и творческих центров средневековой русской цивилизации. Отсутствие капитального исследования по данной теме у Федотова весьма прискорбно. Оно отражает трудности, с которыми он, несомненно, столкнулся, приступая к написанию задуманной им главы, и причину, по которой он ее отложил. Эти трудности вызваны тем, что не существует скольконибудь полного обзора или монографии о средневековом Новгороде. К настоящему времени этот пробел заполнен, хотя лишь частично, следующим трудом: Вернадский В. Н. Новгород и новгородская земля в XV веке. Москва и Ленинград, 1961. Отдельные аспекты новгородской культуры описаны в: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. Петербург, 1879; Лазарев В. Н. Искусство Новгрода. Москва и Ленинград, 1947. О более поздних археологических исследованиях в Новгороде см.: Арциховский А. В. Раскопки 1952 года в Новгороде//Вопросы истории. 1953. 1. С. 113–124. – Прим. И. Мейендорфа .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Записки о России: XVI - нач. XVII в./Пер. и сост.: А. А. Севастьянова. М., 1990. С. 54). Блж. Николай Псковский. Роспись ц. прп. Варлаама Хутынского на Званнице во Пскове. Кон. XIX в. Блж. Николай Псковский. Роспись ц. прп. Варлаама Хутынского на Званнице во Пскове. Кон. XIX в. В «Записках о Московии» Г. Штаден, служивший в опричниках у Иоанна IV, о встрече Н. с царем пишет кратко: «Когда царь пришел к нему на двор, Н. сказал ему: «Довольно! Отправляйся назад домой!» И царь ушел из Пскова». Больше внимания Штаден уделяет социальному положению Н.: он пишет о нем как о зажиточном мужике, к-рый живет «во Пскове во дворе один, без жены и детей», «у него много скота, который всю зиму ходит во дворе по навозу под открытым небом; растет и тучнеет», благодаря этому Н. якобы и разбогател ( Штаден. 2008. Т. 1. C. 119). Подобное описание образа жизни юродивого отчасти расходится с традиц. представлением о юродивом. Мон. Сергий (Шелонин) в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа», составленном в сер. XVII в., также пишет, что Н. «имяше же доилиц множество, и кокошей без числа», но отмечает, что молоко, масло и яйца он раздавал нищим и больным, «сам же в воздержании мнозе живяше»; скот же его кормили жители Пскова. Царю на трапезе Н. предложил молоко, сыр и яйца, а царевичам Иоанну и Феодору - хлеб и рыбу, ибо был постный день. Царь был удивлен, Н. же сказал, что царю в постный день лучше есть эту пищу, чем плоть человеческую вкушать и кровь пить. «Но иди,- рече,- отсюду вскоре, да не воздвигнется на тя Всеволод и Домант. И се ти есть знамение, яко унший твой конь паде». И тотчас же царю сообщили, что предсказание Н. свершилось. Царь в страхе ушел в Новгород ( Сапожникова. 2001. С. 416-417). Сюжеты 2, 3 и 4 встречаются в описаниях современников Н. (Горсей, Флетчер, Штаден, псковский летописец). Сюжет 1 читается только в «Записи о святом Николае Юродивом» (кон. XVIII в.), при этом составитель этого текста ссылается на устное предание («во Пскове есть изъустное предание…»).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Послесловие писателя Минеи-четии за месяц Август, л. 1543–1546. Алфавитный указатель имен святых, писателей и сочинений, заключающихся в четиих-минеях священника И. Милютина Авгарь царь Едесский. Августа 16. Окт. 18. Авраам праотец. Октября 9. Аммоний монах. Генв. 14. Андрей Боголюбский Вел. Кн. Июн. 29. Андрей Нижегородский Вел. Кн. Март. 28. Андрониевский монастырь. Сентября 25. Аркадий, Архиеп. Кипрский. Сент. 15. Арефа черноризец. Мая 3. Архипп Преподобн. Его повесть о чудесах Архистратига Михаила. Сент. 6. Афанасий Архиеп. Александр. Мая 21. Батый царь. Февр. 29. Благовещение. Слова па этот день. Март. 23. Богородица, Св. Дева Мария. Авг. 13, 31. Окт. 17. Болгары. Июн. 21. Василий Димитриевич Вел. Кн. Вон. 2. Василий Иванович Вел. Кн. Дек. 23. Василий и Константин, Вел. Кн. Ярославские. Июн. 8. Виталий старец. Ноябр. 12. Владимирская икона Богородицы. См. Иконы. Введение Богородицы. Сент. 8. Ноябр. 21. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. Сент. 14. Вознесенский монастырь, о начале и поставлены его. Июн. 7. Вера православная. Прение Григория Омиритского с иудеями. Февр. 29. Георгий авва. Повесть от Патерика. Март. 30. Голутвин монаст. Сент. 25. Грамота духовная Митроп. Киприана. Сент. 16. Григорий монах и пресвитер. Дек. 17. Григорий Цамблак. Окт. 14. Даниил авва. Июн. 7. Апр. 27. Давид Кн. Смоленский. Март. 5. Сент. 19. Давид Святославич Вел. Кн. Окт. 14. Димитрий Александрович Кн. Переяславский. Мая 20. Димитрий Иоаннович Донский Вел. Кн. Мая 19. Димитрий Юрьевич Красный. Септ. 22. Домант Вел. Кн. Литовский. Мая 20. Домиан авва. Февр. 29. Духу Святому Утешителю канон Максима Грека . Июн. 30. О душах человеческих и Ангелах. Март. 27. Евагрий монах. Мая 3. Евдокия Вел. Княгиня, во иночестве Евфросиния. Июн. 7. Евсевий Памфилий ский. Дек. 30. Евтихий Патриарх Цареградский. Апр. 6. Евфимий Патриарх Терновский. Сент. 13. Еретики Новгородские. Грамота Преп. Иосифа Волотского. Сент. 30. Епитимии. Слово Св. Григория Папы Римского. Март. 11. Епифаний иеромонах; его слово о житии Пресвятой Богородицы. Авг. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Общежительный порядок Братии введен здесь еще с 1800 года: но особый оному полный Устав сочинен уже в 1817 году. При Обители сей бывают многолюдные ярмарки на день Св. Апостолов Петра и Павла июня 29 и на память. Преподобного Никандра сентября 24; а зимою мимо оной пролегает и большая из Пскова Порховская дорога. Подробнейшее описание оной напечатано особою книжкою 1821 года. X. ИОАННО – ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ Псковский женский Монастырь 2 класса, находящийся в городе Пскове на Завеличье на левом берегу реки Великой, основан около 124З года супругою бывшего Псковского Князя Ярослава Владимировича, Княгинею Евфросиниею, в Монашестве Евпраксиею, теткою Псковского же Князя Доманта, которая в 1243 году мая 8 убиена пасынком своим в Лифляндском городе Одемпе, но погребена в сей Обители. Настоятельство Монастыря сего издревле было Игуменское и там погребаемы были Псковские Княгини и дети их. Землями и угодьями снабдили оный еще Князь Домант и Княгиня Евпраксия и супруга его Марфа. Цари Иван Васильевич и Михаил Феодорович также пожаловали оному владельные и несудимые Грамоты. До состояния Духовных Штатов 1764 года за Монастырем сим была 221 душа крестьян; а по Штатам сим он положен во 2 класс степенью 11. Из древних зданий осталась там только каменная Церковь Св. Иоанна Предтечи с приделом Св. Апостола Андрея, в коей и гробы Княжеские доныне видны. Подробнейшее описание сего Монастыря напечатано особою книжкою 1621 года. XI. СТАРОВО3НЕСЕНСКИЙ, именовавшийся с Полонища, Псковский женский Монастырь 2 класса, находящийся в городе Пскове, есть один из древнейших Псковских: но когда основан, неизвестно. Старовознесенским назван он уже в последовавшие времена для отличия от другого Нововознесенского, бывшего женского же Монастыря, обращенного в приходскую Церковь . Нынешняя каменная Церковь во имя Вознесения Господня с Приделом Рождества Богородицы устроена в 1467 году: но еще до оной была там и Знаменская, созданная в память принесения во Псков Чирской Чудотворной Иконы Божия Матери в 1420 году. Настоятельницыны келлии деревянные и ограда каменная устроены уже в 1816 году Игуменьею Агниею. До Штатов 1764 года за Монастырем сим было 310 душ крестьян; а по Штатам положен он во 2 класс степенью 12. Настоятельство издревле было Игуменьинское: но в Грамотах 17 века упоминаются и просто Строительницы с Казначеями и Сестрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003   004