Святой благоверный князь Довмонт Псковский Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, " дохнула на него благодать Божия " , когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч. Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника " Дома Святой Троицы " был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

http://patriarchia.ru/db/text/912206.htm...

Святой благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский Святой Довмонт был родом из Литвы и вначале исповедовал язычество. В 1265 году, когда в Литве совершился государственный переворот, он с родственниками был вынужден бежать в вольный город Псков. Вместе с ним укрылись еще 300 семей. Там он принял святое крещение с именем Тимофей. Вскоре псковитяне избрали его князем. 33 года он защищал город от недругов. Святой Тимофей служил образцом добродетели, был справедлив и милосерден к бедным, посещал узников и давал приют странникам. Он говорил: «Добрые мужи псковские! Кто из вас стар – тот мне отец, кто молод – тот брат!» Проводя жизнь в постах и молитве, соблюдая праздники и церковную дисциплину, князь делал все для защиты города. Он сочетался браком с княжной Марией, дочерью великого князя Димитрия, и проявил то же усердие, что и святой Александр Невский в отражении врагов на северо-западе Руси. В 1268 году, помолившись перед битвой со слезами на глазах, он одержал блестящую победу при Раковоре над датчанами и немецкими рыцарями. В Пскове, который он окружил неприступными укреплениями, святой Тимофей возводил храмы в благодарность за каждую одержанную победу. В 1299 году тевтонские рыцари внезапно напали на Псков, но были остановлены неприступными стенами. Тогда они обрушились на прилегающие селения и сожгли Снетогорский и Мирожский монастыри, убив многих иноков. Положившись только на волю Божию, святой князь встал во главе малочисленного войска и отбросил неприятеля далеко за пределы своих владений. Через несколько месяцев он почил в мире и был погребен в Троицком соборе. Оплакивал его весь Псков. И после кончины святой Тимофей часто ходатайствовал пред Богом о городе, спасая его жителей, которые стали почитать князя своим небесным покровителем. Иначе – Домант. 2 июня 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 4 июня 2013, 08:46 Хорошо бы уточнить данные по супруге: " Женившись на княжне Марии Димитриевне — дочери великого князя Димитрия Александровича Переяславского и внучке благоверного князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом " . millie toll 2 июня 2013, 19:50 СВятой князь Тимофей помолись о милости для нас у Престола Божия. и мы недостойные поминаем тебя в своих неумелых моливах Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61905.html

Опасность была очевидная и Псковичи послали уже просить помощи у Новгородцев: но Домант не дожидаясь их, собрал сколько возможно было войска, вошел сам в Соборную Церковь Святой Троицы, снял с себя меч и положа пред Алтарем, вознес молитву со слезами взывая: „Господи Боже сил! мы люди твои и овцы пажити твоей, имя твое призываем: призри на кроткие и смиренные свыше и гордых высокие мысли низложи, да не опустеет пажить овец твоих!..,, После сего Игумен Исидор подняв меч, опоясал его и со всем Духовенством благословив, отпустил. Домант с войсками своими бившийся с неприятелями 10 дней до 18 июня, ранил самого Орденмейстера в лицо, а наконец, когда пришли к нему в помощь Новгородцы с Князем Юрьем Андреевичем, принудил их отступить за реку Великую и заключил мир. Вскоре потом Рыцари и Датчане уступили Новгородцам все берега реки Наровы; 8) Лифляндская Чудь набегами беспокоила Псковские села: но Домант прогнав их, разорил много собственных их сел; 9) Незадолго до кончины Домантовой в 1299 году Лифляндцы подошли с великой силой под Псков и разорили окрестности: но при последнем сражении, бывшем на Пскове реке близ Петропавловской Церкви, Домантом разбиты и прогнаны. Вскоре после сей знаменитой победы, мая 20 он скончался. Погребен в Троицком Соборе, и над гробом его повешен меч его, который и доныне цел. Память его у Псковичей всегда свято почиталась за храбрость, добродетели и благочестие. В 1374 году во имя его создана была в Домантовой стене особая Церковь ; а в 16 столетии после Баториева нашествия, по случаю явления бывшего некоему благочестивому гражданину Дорофею, сочинена ему особая служба на день преставления. Гробница ему устроена в паперти Соборной Придельной Церкви во имя Св. Князя Гавриила и на оной следующая надпись:,,Святый Благоверный Князь Тимофей, прежде Крещения именовался Домант, родися в земли Литовской от Литовскаго Князя Миндогва и в лето 1166 оставив землю Литовскую, преселися во град Псков со всем родом своим и в нем Святое Крещение приня; мужества же ради и добронравия княжением Псковским бысть почтен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

и. содержится в «Сказании…»: «Образ пречистая Богородицы, чистыя голубицы, честнаго ея Воплощения, местная, на злате», т. е. Божия Матерь «Оранта», к-рую в поздней рус. иконографической традиции принято называть «Знамение» (определение иконографии - «Воплощение» - дано и в списке «Воспоминания о знамении» кон. XVII в. (РНБ. Соф. 1305); в Новое время образ часто называли иконой «Знамение» по аналогии с новгородской святыней). Далее следует уточнение: «На той же бе иконе написан молебным образом на десной стране благоверный князь Домант Псковский, нареченный во святом крещении Тимофей, да тутож на другой стране образа Матери Господня написана молебным образом княгиня Мария, супруга того князя Доманта, дщерь великого князя Александра Ярославича Невскаго» ( Ляпустин. 1910. С. 99). На основании этих сведений утраченную в 1609 г. М. и. следует считать протографом сохранившейся иконы 2-й пол. XVI в., к-рая с довоенного времени находится в собрании ПИАМ (по сообщению Каликина, реставрировавшего икону в 50-х гг. XX в., она находилась в музее уже в 1936: Каликин. 1962. С. 273). Документальные сведения о ее происхождении отсутствуют, однако этот памятник уверенно отождествляется с образом, который еще в 1926 г. находился в Мирожском мон-ре и почитался под именем «Мирожская икона Божией Матери» (его размеры составляли 2 аршина × 1 аршин 8 3/4 вершка, или 145×112 см). Примечательно, что в «Сказании...» повторена ошибка, содержащаяся в надписи на сохранившейся иконе, где внучка Александра Невского Мария Димитриевна именуется его дочерью. Икона «Богоматерь Мирожская» из ПИАМ ПКМ 1727, 144×112 см) является списком с чудотворного образа, выполненным, вероятно, в 1582 г. Существуют сведения о том, что на торцах доски сохранялись отверстия от деревянных гвоздей, очевидно крепивших накладные шпонки ( Силин, Реформатская, Мнёва. 2009. С. 141). Эти признаки могли бы указывать на более раннюю датировку основы, но, согласно описанию Каликина, доска М. и. не имеет признаков древности, в т. ч.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Отсутствие шапки сближает этот образ с др. вотивными изображениями князей кон. XIII-XIV в.: блгв. кн. Михаила Тверского на миниатюре Хроники Георгия Амартола (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 17 об., кон. XIII - нач. XIV или 1-я четв. XIV в.) и неизвестного князя (?) в росписи ц. в честь Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова (кон. XIV в., ГЭ; см.: Преображенский А. С. Заметки о программе росписей ц. Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова//Худож. жизнь Пскова и искусство поздневизант. эпохи: К 1100-летию основания города: Тез. докл. междунар. науч. конф. (23-26 сент. 2003 г. М., Псков). М., 2003. С. 37-39). Возможно, эта особенность символизирует смиренную молитву св. князя; в то же время она могла быть связана с тем, что Д. происходил из литов. рода, а не из династии Рюриковичей. В сохранившейся надписи он назван «благоверный князь Домант в святом [крещении] Тимофей», а его жена - «благоверная княгиня Мария Домант[ова] жена дщерь великаго князя Александра Н[ев]скаго» (ошибочно, была внучкой блгв. кн. Александра). Хотя на воспроизведениях Мирожской иконы Божией Матери в дореволюционных изданиях ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 603) видны фигуры Д. и кнг. Марии (коленопреклоненных, в горностаевых мантиях и княжеских коронах), на немногочисленных списках (прежде всего на иконах с изображением свода чудотворных икон Богоматери) они, как правило, отсутствуют. Исключением является икона XIX в., в 1897 г. подаренная Киевским митр. Платоном (Городецким) в ЦАМ КДА (в наст. время в собр. НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 34. Кат. 38). Возможно, кроме иконы из Мирожского монастыря в Пскове существовали и др. донаторские портреты блгв. князя, к-рый, как следует из распространенной редакции Повести о Д., построил в городе неск. храмов, в т. ч. церковь во имя его патронального святого - мч. Тимофея Газского (каменный храм, согласно Повести украшенный росписями, был выстроен в 1373). Прославление Мирожской иконы Божией Матери во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Чувственныя страсти воздержания браздами,/победил еси чудодейственне Тимофее,/и ревность за град и люди показал еси,/безбожных латин шатания мужественне пресекая,/тем ныне в свете Пресвятыя Троицы водворяешися,/молися о душах наших. Блаженне княже Тимофее Доманте,/основание положил еси добродетели,/древняго человека совлечеся с похотьми/и во Христа облечеся святым Крещением./Тем и по преставлении, яко жив,/языком шатания разрушаеши/и от гроба недужным здравие даруеши,/моли спастися душам нашим. Слава, глас 6: Блажен и преблажен град Псков,/в немже благоверне княже Доманте, жилище имел еси,/и пречестен и священ храм Пресвятыя Троицы,/в немже положено бысть честное тело твое,/преславный княже Тимофее,/Христови молися за град и люди,/еже сохранити от пагубы и мятежа и поган нашествия/и стране нашей даровати мир/и душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота/Тебе молимся/молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. На Литургии служба вся преподобническая. Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вече. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А в 1645 г., спустя 400 лет, тело святого князя было обретено нетленным. В том же году состоялось церковное прославление великого князя. Мощи святого Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим патриархом Иосифом. Множество исцелений получили страждущие у раки с мощами святого. Современная летопись так говорит о свойствах великого князя Георгия: «Он был украшен добрыми качествами, старался выполнять заповеди Божии и хранил страх Божий в сердце своем. Георгий всегда помнил слова Господа: «О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою». Даже врага своего отпускал князь от себя с дарами. Был весьма милостив и не берёг имения своего, раздавая щедро милостыню бедным и украшая храмы Божии иконами и книгами. Почитал чин иноков и священников и подавал им нужное. Приносил молитвы Господу днем и ночью, подавая пример подданным в вере и благочестии». В наше время мощи святого благоверного князя Георгия находятся в городе Владимире в Успенском соборе. Частицею своих мощей святой благоверный великий князь Георгий почивает в храме своего имени в г. Сумы на Украине. Благоверные Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял Святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В самый последний год жизни князь Довмонт отбил Псков от немцев, неожиданно захвативших его (см. житие прмч. Иоасафа и Василия — 4 марта). Когда же он умер, была во Пскове «туча великая» — пишет летописец. Св. князь Довмонт погребен в Троицком соборе, и в XIV в. ему уже была посвящена церковь, а в XVI в. после  его явления с другими угодниками и во время осады Пскова Стефаном Баторием (1581) ему была написана служба. •  Князь Налыиинайский Домант (Довмонт) до прихода в Псков исповедовал язычество, святое Крещение с именем Тимофей он принял от псковских священников в 1265 г. В течение 33 лет св. князь был защитникам города и всегда был в мире и согласии с народным вече. По благочестивому обычаю он возводил во Пскове храмы в честь тех святых, в дни памяти которых им были одержаны победы.  •  Как святой заступник города, он и по смерти своей защищал его. 27 августа 1581 г., во время осады Пскова поляками, стариу Дорофею явилась Божия Матерь.  •  Среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу, был св. блгв. князь Довмонт-Тимофей, что нашло отражение на Ее чудотворной иконе. В самом Пскове в 1374 г. построен храм в честь св. князя, на территории так называемого Довтонтова города. Преподобный Захария Постник, Печерский (XIII-XIV вв.) [/Память его празднуется 24 марта,28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских  Прп. Захария/] подвизался в Дальних пещерах в XIII—XIV вв. Строгость поста его доходила до того, что он не ел ничего печеного или вареного, а питался лишь зелием (травами), и то один раз в день — до захождения солнца. Одного имени прп. Захарии трепетали бесы. Часто преподобный видел ангелов, с которыми и сподобился жизни на Небе. •  Иногда случается отождествление прп. Захарии Постника с Захарией — сыном киевского жителя Иоанна, иноком Печерским, о котором в монастыре сохранилось сказание. Иоанн отдал все свое наследство на украшение Печерского храма и постригся в обители, Это произошло при игумене Никоне (память его 23 марта). Иоанн перед смертью передал все имущество на сохранение своему другу Сергию. Захарии в то время было 5 лет. В 15 лет, т. е. не позднее 1098 г., он потребовал свое имущество у Сергия, чтобы, передать его в монастырь. Прп. Захария Постник, Печерский, жил приблизительно на 200 лет позднее, чем Захария — сын Иоанна. Преподобный Симон Радонежский (XIV в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Со времени открытия мощей исцеления и чудеса разного рода обильным потоком текут от святителя Божия. Память святителя Алексия Русская Церковь торжественно празднует 12/25 февраля — в день кончины, и 20 мая/2 июня — в день обретения и перенесения святых его мощей. Сохранилось в «Иконописном подлиннике» и описание иконы обретения мощей святителя. Довмонт, благоверный князь Псковский, во святом Крещении Тимофей Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы. Сначала он ревностно исповедал язычество, но в 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Здесь не было тогда недостатка в способных учителях веры для пришельцев Литвы, и псковские священники и князья встретили его радушно. По выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия». Душа Довмонта потрясена была превратностями жизни и, прозрев, стала видеть значение прежней языческой жизни; и стремился он теперь насладиться светом Истины после горькой и многолетней тьмы. Довмонт со всей своей свитой принял святое крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Великая была радость всему Пскову о просвещении духовном столь именитого князя. Уже через год, в 1266 году, за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. И Довмонт своими доблестями отблагодарил новое отечество и своею ревностью по святой вере напомнил Пскову лучших его князей. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября) он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Общерусское почитание установлено на соборе 1549 года (память – 11 февраля, обретение мощей празднуется 27 ноября). Князь Довмонт (Домант), в крещении Тимофей, литовец по происхождению, сын великого князя литовского Миндовга, княжил в Пскове 33 года (1266–1299), прославился победами над Литвой и Ливонским орденом, важным не только для Пскова, но и для всей Русской земли. По преставлении был погребен в Троицком соборе, где и ныне покоятся его мощи. Почитание как местного святого началось сразу после кончины, общерусское установилось в XVIbeke (память 20 мая). Ни в одном из реликвариев пока не встречались мощи преподобного Никандра Псковского. Никандр пустынножитель, в крещении Никон (1507 – 1581) – уроженец села Виделебье на Псковщине, подвизался в пустыни возле города Порхова. В 1584 году на месте его подвига была создана обитель, названная Никандровой пустынью. Мощи преподобного были обретены при постройке Благовещенского собора и стали храниться под устроенной гробницей. Причислен к лику святых в 1686 году (память 24 сентября, празднование обретения мощей 29 июня). В описи монастыря за 1898 год упоминается позолоченный серебряный ковчег, в котором прежде помещалась часть мощей, с надписью: 7191 (1681) июля в 29 день обретены были мощи сия преп. Никандра и взята от них часть десныя ланиты да часть ребра десныя страны. В сей панагии освященные ради святыя воды и положены. Ко времени описания мощи хранились в новом ковчеге, сделанном в 1890 году, а древний находился в ризнице. 11. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 333. 1699 год, Москва (?). Серебро, дерево; чеканка, золочение. 36,0х21,0. Клейма: годовое 1698–1699 годов. Крест четырехконечный, с фигурной формы концами типа квадрифолиев. Основа деревянная, обложен чеканными золочеными пластинами. В средокрестии – Распятие, под простертыми дланями Христа – ангелы с чашами. В подножии – Голгофа. Древо Креста с имитацией текстуры, вокруг него лучистое «сияние», нимб Спаса в виде язычков пламени. На концах перекладины – предстоящие в рост со скрещенными на груди руками Богоматерь в короткой головной накидке и Иоанн Богослов смотрят на ангелов. Под ними шашечный «позем», фон канфарен цветочным узором.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010