Остановимся на конкретной миротворческой работе Церкви за истекший период. Крайне трагичной для наших пасомых стала ситуация в Чечне. С первых дней кровопролитной брани Церковь устами своего Предстоятеля предельно ясно обозначила свое отношение к этой трагедии. В многочисленных заявлениях в связи с трагическими событиями в Чечне я говорил, что Церковь поддерживает исключительно мирные способы разрешения возникшего противостояния, и призывал разрешить конфликт путем переговорного процесса, который должен включать в себя заботу о судьбе множества беженцев русской и других национальностей, вынужденных покинуть родные очаги на чеченской земле. В то же время я констатировал, что недоброжелательное отношение к братьям и сестрам чеченцам, ограничение их прав и свобод недопустимо, ибо оно противоречит нашему человеческому и гражданскому долгу, нашим религиозным убеждениям. Вскоре после начала трагических событий наша Церковь приступила к активной миротворческой и гуманитарной работе. 15 декабря 1994 года состоялась моя встреча с одним из лидеров мусульман Чечни муфтием Мухаммад-Хусейном Алсабековым. Было принято Совместное заявление. С февраля 1995 года начались миротворческие поездки в регион конфликта представителей церковного Священноначалия. Представители Церкви приняли участие во многих миротворческих встречах и конференциях, организованных российской государственной властью и различными общественными организациями. В связи с этим хотелось бы отметить труды Отдела внешних церковных сношений и Ставропольской епархии, самоотверженное служение местного духовенства в зоне конфликта. В 1995 году Всемирный Совет Церквей, организация " Церкви в совместном действии " и Русская Православная Церковь создали гуманитарную миссию " Всемирная церковная помощь - Дагестан " , нацеленную на поддержку пострадавших в зоне чеченского конфликта вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Труды миссии включали прежде всего помощь детским садам и интернатам в городе Грозном, восстановление домов многодетных семей, создание благотворительных столовых, распределение продуктов питания, медикаментов и предметов первой необходимости. Работа миссии получила признание местного населения, международных благотворительных организаций.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

С глубоким удовлетворением отмечаю участие Конференции Европейских Церквей и НСЦХ в США в подготовке и проведении нашей Второй межконфессиональной конференции " Призваны к одной надежде в союзе мира " (Еф. 4, 3-4), которая сделала весьма много для воссоздания взаимосвязей между христианами стран СНГ и Балтии, а также явилась их общим вкладом в подготовку Второй европейской экуменической ассамблеи. Принято решение о создании Христианского межконфессионального консультативного комитета, работа по организационному оформлению которого сейчас ведется. Необходимо также отметить совместные труды КЕЦ, НСЦХ в США и Канадского Совета Церквей в рамках Программы Церквей по правам человека в регионе ОБСЕ, в работе которой активно участвует наша Церковь. В последние годы успешно осуществляются наши плодотворные взаимоотношения с Национальным Советом Церквей Кореи. В июне истекшего года генеральный секретарь НСЦК пастор Ким Донг Ван посетил Москву и был мною принят, состоялась полезная для нашего сотрудничества беседа. НСЦК продолжает оказывать финансовую помощь Патриаршей типографии в Троице-Сергиевой Лавре. Не ослабевает наше участие в деятельности Форума женщин-христианок Европы. Эта программа нуждается в укреплении: она способствует увеличению вклада православных сестричеств и других организаций верующих женщин в жизнь Русской Православной Церкви. За отчетный период Русская Православная Церковь продолжала осуществлять контакты с различными нехристианскими религиозными объединениями в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. С представителями иных религий - ислама, буддизма, иудаизма - проводились регулярные встречи. Обсуждались вопросы межрелигиозного диалога и сотрудничества, взаимоотношений с государством, армией и средствами массовой информации, современного развития общества, нравственного совершенствования семьи, школьного образования. Наши контакты с исламскими духовными лидерами внесли ощутимый вклад в процессы мирного урегулирования в Чечне и зоне армяно-азербайджанского конфликта. Как было сказано выше, в ходе Патриарших визитов в Казахстан, Киргизию и Узбекистан прошли взаимополезные встречи с исламскими духовными лидерами этих стран. Беседы с высшим исламским духовенством имели место и при посещении мною ряда российских регионов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Положительно оценивая деятельность Православного миссионерского фонда на общецерковном уровне, в то же время полагаю, что финансирование миссионерской деятельности на местах должно стать одной из приоритетных задач правящих архиереев, для чего в структуре епархиальных бюджетов полезно было бы выделить специальную строку. 5. Церковная благотворительность и социальное служение Ежедневно в православных храмах возносится молитва о изобилии плодов земных, о недугующих, страждущих и плененных, о избавлении нашем от всякой скорби, гнева и нужды. Но к молитве присоединяются и усилия многочисленных приходов нашей Святой Церкви, православных братств и сестричеств, трудящихся на ниве социального служения. За рассматриваемое время Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области благотворительности. Эта работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел церковной благотворительности и социального служения, возглавляемый архиепископом Солнечногорским Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии. В прошедшие с последнего Архиерейского Собора годы наше общество находилось на переломном этапе социальных преобразований, которые легли тяжелым бременем на плечи пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, многодетных семей, беженцев и вынужденных переселенцев, то есть социально незащищенных членов общества. По официальным статистическим данным, в России от четверти до трети населения живет за чертой бедности, а это означает и неустроенный быт, и плохое питание, и болезни. Среди исконно православных народов неуклонно уменьшается численность населения, снижается средняя продолжительность жизни. Резко возросла смертность в результате алкоголизма и наркомании, которые становятся особенно жгучей проблемой для юношества. Почему это происходит? Полагаю, что одной из причин постигших нас социальных бед является отсутствие в обществе нравственной системы координат, которая не позволяла бы богатому и благополучному человеку пройти мимо страданий ближнего, а обездоленным и униженным напоминала бы: " Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его? " (Иак, 2, 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Невозможно вычеркнуть из памяти факты насилия и политического давления над верующими, желающими сохранять свою православную веру. Боль и слезы православных людей в Западной Украине, которых сегодня вынуждают расплачиваться за несправедливости, совершенные в отношении греко-католиков безбожной властью, должны быть отерты и уврачеваны. Недопустимой считаем мы и католическую экспансию среди традиционно православного населения России и стран СНГ, часть которого была насильственно отторгнута от своих православных корней в период более чем семидесятилетнего угнетения нашей Церкви. В то же время не могу не отметить те добрые отношения, которые складываются у нас с отдельными епархиями, монастырями, приходами, учебными заведениями Римско-Католической Церкви. Примеры сотрудничества в социальной, научной, миротворческой сферах, хорошие личные отношения со многими представителями Католической Церкви доказывают, что сотрудничество между нашими Церквами возможно. Русская Православная Церковь поддерживала связи с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами как в рамках общеправославного диалога, так и самостоятельно. Синодальной Богословской комиссией изучался вопрос о перспективах богословского диалога с дохалкидонскими Церквами в связи с трудностями, возникшими в процессе рецепции результатов работы Смешанной богословской комиссии. В соответствии с рекомендациями Архиерейского Собора 1997 года Священный Синод на своем заседании 30 марта 1999 года принял решение о проведении двустороннего богословского диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными Православными Церквами. Смысл Синодального решения – в том, чтобы придать новый импульс взаимному изучению богословских традиций наших Церквей, сделать результаты совместной работы богословов более ясными для широкого круга верующих. Важным событием в развитии диалога явился визит в Русскую Православную Церковь Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II в сопровождении епископов и клириков Армянской Апостольской Церкви (29 февраля – 3 марта 2000 года).

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

Предваряя изложение основной части доклада, предлагаю вниманию членов Архиерейского Собора статистические сведения, позволяющие составить общее представление о положении нашей Церкви . На сегодняшний день Русская Православная Церковь имеет 156 епархий, 196 архиереев, из них 148 епархиальных и 48 викарных, 29 141 приход, на которых несет служение 30 544 священнослужителя. Количество монастырей в нашей Церкви — 769, из них 372 мужских и 397 женских. Число приходских воскресных школ — 11 051. Количество молодежных центров — 463. 1. Единство Церкви. Святая Церковь, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2, 20) и будучи напоена единым духом Божиим (ср. 1 Кор. 12, 13), призвана во всем являть зримый образец единства не только для верных чад своих, но и для «внешних», «дабы Слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12, 24). Посему и святой апостол Павел, зная о разделениях, существовавших в среде первых христиан, постоянно напоминал о необходимости «поступать достойно звания, в которое призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3). Несомненно, эти слова апостола языков, обращенные к первохристианской Церкви, имеют непреходящее значение. И нам, архипастырям, несущим служение в мире, наполненном противоречиями, надлежит всегда применять к себе эти слова апостольского увещания, памятуя об ответственности каждого христианина, а тем более архиерея Божия, за целостность и неповрежденность веры Христовой и канонического строя Церкви. 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя произошло историческое событие: Преосвященные архипастыри, клирики и миряне Русской Православной Церкви, разделенные в результате трагических событий ХХ века, вместе приступили ко Святой Чаше. Состоявшееся воссоединение стало символом излечения ран, нанесенных нашему народу лихолетьями прошлого века. Накануне этого незабываемого дня Священный Синод, действуя на основании полномочий, предоставленных ему Архиерейским Собором 2004 года, утвердил Акт о каноническом общении. Торжественным подписанием этого документа в присутствии тысяч богомольцев было восстановлено единство Поместной Русской Церкви, запечатленное в праздник Вознесения Господня первым совместным служением Божественной литургии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

В трудное для народов бывшей СФРЮ время подворье Русской Православной Церкви в Белграде осуществляло посильную гуманитарную помощь беженцам. В 1997 году исполняется 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, занимающей особое место в ряду зарубежных учреждений нашей Церкви. В Миссии не прекращается работа по расширению приема паломников, число которых с каждым годом увеличивается. Ведутся масштабные строительные и ремонтно-восстановительные работы с участием специалистов из России. Важным явлением в жизни Церкви стало ежегодное посещение Святой Земли многочисленными группами священнослужителей разных епархий, преподавателей и студентов Духовных учебных заведений. 2. Богословское образование Руководство деятельностью системы богословского образования Русской Православной Церкви осуществляется Священноначалием через Учебный комитет. Вопросы развития и расширения сети Духовных школ, совершенствования методов преподавания, учебных планов и программ богословских школ разных уровней неоднократно являлись предметом обсуждения на заседаниях Священного Синода. За время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 года, продолжалось увеличение числа Духовных школ. В 1994 году Русская Церковь имела три Духовные академии. В настоящее время к ним фактически прибавились еще две: одна, Белорусская, находится в процессе становления, создание другой, Молдавской, преобразованной из богословского факультета Кишиневского университета, должно быть утверждено на одном из ближайших заседаний Священного Синода. Впрочем, как и прежде, ведущими богословскими школами Русской Православной Церкви остаются Московская и Санкт-Петербургская Духовные академии, в которых сосредоточены лучшие преподавательские силы. Число Духовных семинарий с 1994 года выросло с 14 до 21. Ко времени предыдущего Архиерейского Собора было открыто 28 Духовных училищ. Некоторые из них были преобразованы в семинарии. Открывались и новые училища. В настоящее время мы имеем 23 Духовных училища и 6 подготовительных пастырских курсов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Современная цивилизация облегчила человеку его земное существование, но поставила перед ним и множество новых серьезнейших проблем. Впечатляющие достижения технического прогресса подчас имеют неприглядную оборотную сторону: развитие энергоемких и материалоемких технологий приводит к тому, что окружающая среда становится непригодной для жизни, достижения научной мысли направляются на проведение экспериментов над природой человека, оправдываемых жаждой бесконечного продления земного бытия, средства массовой информации используются для нивелирования человеческого сознания, глобальные коммуникационные системы, активно развивающиеся в последнее время, могут принести человечеству еще неведомые бедствия. Но у нашего народа есть крепкая защита против всех ухищрений сил зла – Святое Православие. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем, из которого они черпали живую воду истинной веры и подлинной духовности, – и в нынешнее сложное время она не остается в стороне от жизни народа. Важнейшая задача видится нам в сохранении высокого строя русской культуры, укорененной в традиционных ценностях, дающей людям подступы к пониманию истинного смысла жизни, к источнику ее незамутненной красоты. Церковь никогда не чуждалась человеческого творчества. Наоборот, именно она стала благодатной колыбелью, в которой воспитывалась отечественная культурная традиция. В сокровищницу мировой культуры навсегда вошли шедевры древнерусской и классической русской литературы, исполненные душевного тепла и светлой гармонии музыкальные произведения, шедевры иконописи и архитектуры. И сегодня, когда отечественную культуру пытаются уничижить и разрушить, все трудящиеся в области церковных художеств, богословской науки, православной литературы и музыки не должны забывать о своей великой ответственности перед Церковью Божией – хранительницей дивного духовного наследия Святой Руси. Русская Церковь освободилась из оков многолетнего пленения и ступила на путь широкого общественного служения, исполняя завет святого Апостола Павла: " Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем " (1 Фес.

http://zavet.ru/rchten1.htm

4. Выразить благодарность полномочным представителям Президента РФ в округах, где проходил конкурс, за помощь в организации работы в регионах. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о праздновании 160-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Справка: С 25 по 29 октября 2007 года в Иерусалиме состоялись торжества 160-летия Русской Духовной Миссии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на празднование прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации вошли: митрополит Ижевский и Удмуртский Николай, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Балтийский Серафим, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосии, епископ Егорьевский Марк, епископ Якутский и Ленский Зосима, епископ Богородский Елисей. В ходе визита митрополит Кирилл имел встречи с Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Феофилом, Президентом Государства Израиль Шимоном Пересом, с мэром г. Иерусалима Ури Луполянски, министром туризма Израиля И. Ароновичем, с главным раввином Израиля Ионой Мецгером, с заместителем министра туризма Палестинской Автономии Маруаном Тубаси, заместителем мэра г. Вифлеема Джорджом Садом и другими официальными лицами Израиля и Палестины. В рамках торжеств в Иерусалимской мэрии прошла выставка фотографий и документов «Русские паломники на Святой земле». Организаторами выставки выступили Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Российский государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), издательство «Индрик» (Москва). Выставка проводилась при поддержке мэрии Иерусалима и Паломнического центра Московского Патриархата. В торжественной церемонии открытия экспозиции приняли участие глава и члены делегации Русской Православной Церкви, министр туризма Израиля И. Аронович, вице-мэр Иерусалима М. Леви, Посол Российской Федерации в Израиле П.В. Стегний, а также другие представители государственной власти, общественные и культурные деятели.

http://pravoslavie.ru/25383.html

Подобные прошения поступили от настоятелей ряда московских церквей, в том числе – храма святителя Николая в Старом Ваганькове, храма Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба в Зюзине, храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Ознакомившись с указанными выше материалами и обращениями, члены Синодальной комиссии по канонизации святых представили предложение о прославлении в лике святых Преосвященного митрополита Серафима на заседании Священного Синода, проходившем 27 декабря 1996 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Священный Синод заслушал доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о результатах работы по вопросу о святительском служении и обстоятельствах мученической кончины митрополита Серафима (Чичагова) в связи с его прославлением в лике новомучеников Российских для общецерковного почитания и постановил передать вопрос о канонизации на решение очередного Освященного Архиерейского Собора. Канонизация была совершена 23 февраля 1997 г. в нижней, Преображенской церкви храма Христа Спасителя, в последний день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Божественную Литургию совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении 133 других иерархов. Текст Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников – Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937) огласил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых. Обращаясь к молящимся, Владыка Ювеналий сказал: «Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого апостола: “Живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем” ( Рим. 14, 8 )» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

9. Поддержание связи с соотечественниками в дальнем зарубежье. Сегодня за пределами СНГ и Балтии Русская Православная Церковь духовно окормляет многочисленную диаспору из верующих людей, постоянно или временно проживающих в более чем 70 странах мира Церковная жизнь позволяет этим людям сохранять духовную и культурную самобытность. Заботясь о нуждах диаспоры, наша Церковь сотрудничает с правительствами стран, из которых происходят ее верующие. Сегодня самые конструктивные и развитые отношения по работе с диаспорой существуют с Российским государством. Хотелось бы наладить такие же отношения с соответствующими государственными институтами Украины, Беларуси, Молдовы и других стран. Заграничные учреждения Московского Патриархата всегда стараются поддерживать самые добрые взаимоотношения сотрудничества с дипломатическими представительствами этих государств, и, как правило, это приносит положительные результаты. В регионы, где большую часть верующих нашей Церкви составляют выходцы из Украины и Молдовы (например, на юге Европы) мы в последнее время направляем священнослужителей из тех же стран. Это способствует лучшему контакту пастырей с паствой, и эта практика будет развиваться и совершенствоваться. Особую активность в самоорганизации и вовлеченности в общественную жизнь проявляют русскоязычные жители стран Европейского Союза. Причем Церковь все чаще становится определяющим фактором в жизни нашей европейской диаспоры. Так, недавно при участии церковных представителей был создан Европейский русский альянс. В некоторых частях мира церковная пастырская работа бывает сопряжена со значительными трудностями. Особо хотел бы отметить Китай. Большую часть православных верующих в этой стране (а их около 15 тысяч) составляют потомки русских, которые начали селиться в Китае еще в XVII веке. Результатом длительной деятельности Русской Духовной миссии в Пекине стало рождение Китайской Православной Церкви, которой 50 лет назад была предоставлена автономия. Но ее положение сегодня остается весьма сложным. Она не имеет своего Предстоятеля, не имеет и постоянно действующего духовенства. В этих условиях Церковь-Мать не может оставить своих чад вне лежащей на нас пастырской заботы. Мы продолжаем диалог с властями Китайской Народной Республики по нормализации положения православных верующих, учитывая при этом положения китайского законодательства. Тем временем клирики Русской Православной Церкви регулярно совершают богослужения для наших соотечественников там, где это возможно, – на территории дипломатических представительств России в КНР. Ведется также научно-исследовательская, переводческая и издательская деятельность в области китайского Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010