68 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви Центральному Комитету Всемирного Совета Церквей от 26 декабря 1978 года. – ЖМП. 1979. С. 3. 69 См.: прот. (ныне протопресвитер) В. Боровой. К вопросу о базисе Всемирного Совета Церквей. – ЖМП. 1961. 2. С. 75; сравн.: А. К а з е м – Б е к. От Эванстона до Нью-Дели. – ЖМП, 1961. 9. С. 55; сравн.: А. Казем-Бек. Русская Православная Церковь и Экуменическое движение. – ЖМП. 1962. 5. С. 34. Региональное экуменическое сообщество: Конференция Европейских Церквей на своей IV Ассамблее (в октябре 1964 года) приняло Устав КЕЦ, содержавший «богословский базис», в котором говорится, что членами Конференции могут быть Церкви, «исповедающие Господа Иисуса Христа по Священному Писанию , как Бога и Спасителя, и стремящиеся совместно исполнять свое призвание во имя Отца и Сына, и Святого Духа». – См.: Митрополит Алексий (Ридитер) (ныне Патриарх Московский и всея Руси). В силе Святого Духа – служение миру. Доклад президента КЕЦ митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия на VIII Генеральной Ассамблее Конференции Европейских Церквей. Крит, Греция, 18–25 октября 1979 года. – ЖМП. 1980. 2. С. 65. П. 11, 1. Характеристика КЕЦ как «Уникальной региональной организации», задачи которой «те же, что и у всей экумены, т. е. стремление к единству христиан в вере и совместное служение для блага мира», дана в статьях Высокопреосвященного Митрополита Алексия: К оценке прошлой деятельности КЕЦ и по поводу предстоящих ее задач. – ЖМП. 1964. 11. С. 42–45; В силе Святого Духа – служение миру. – ЖМП. 1980. 1. С. 54–64; 2. С. 62–66; 3. С. 57–61 и других. 70 За текст базиса ВСЦ в Нью-Дели голосовали 383 участника Ассамблеи, против – 36, воздержались – 7. См.: А. Казем-Бек. К истории «базиса» Всемирного Совета Церквей. – ЖМП. 1969. 8. С. 82. 73 А. Казем-Бек. К истории «базиса» Всемирного Совета Церквей. – ЖМП. 1969. 8. С. 79. 80. В то же время следует отметить, что «все Церкви Европы имеют Никео-Цареградский Символ веры ... Он входит в состав литургии Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, Англиканской Церкви и Церквей Реформации. Таким образом, он является драгоценным звеном связи между разделенными Церквами...» – См.: Послание христианам Европы Третьей экуменической встречи Конференции Европейских Церквей и Совета епископских конференций Европы Римско-Католической Церкви. – ЖМП. 1985. 3. С. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за состоявшееся братское общение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы. 3. Считать важным дальнейшее развитие двусторонних связей и братского сотрудничества Русской и Польской Православных Церквей во имя укрепления православного единства. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об учреждении русского православного прихода во имя святого апостола Филиппа в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты). Справка: В ходе поездки Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Объединенные Арабский Эмираты в апреле 2004 г. была достигнута договоренность о предоставлении русскоязычной общине Шарджи участка для строительства храма. В постановлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 г. Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата поручено согласование со Священноначалием Антиохийского Патриархата вопроса о строительстве православного храма в Шардже. В августе 2005 года русская православная община в Объединенных Арабских Эмиратах обратилась к Священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой об учреждении в этой стране русского православного прихода в честь святого апостола Филиппа. В письме на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 6 декабря 2005 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий дал согласие на учреждение в г. Шарджа русского православного прихода во имя святого апостола Филиппа в юрисдикции Антиохийского Патриархата и строительство храма. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учитывая выраженное согласие Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия, учредить в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты) православный приход во имя святого апостола Филиппа. 2. Пастырское окормление новообразованного прихода поручить игумену Александру (Заркешеву), настоятелю Никольского собора в г. Тегеран (Иран).

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Конечно, не впервые за тысячелетнюю историю Руси она переживает подобные испытания. Бывали уже времена, когда она состояла из множества удельных княжеств, друг с другом несогласных и враждующих; бывали времена смутные. Но зато периоды расцвета, проявления внутренней силы народа неизменно бывали сопряжены с духовным собиранием, с укреплением единства, зиждимого на тех общих духовных ценностях, на которых стояла и стоять будет русская земля. Верю, что так будет и впредь. «Все минется, одна правда останется», — говорит добрая народная пословица. Однако не подобает нам успокаивать себя, думая, будто можно просто переждать нелегкие обстоятельства, а единство сохранится само собою, как бы по привычке. «Ненавистная рознь мира сего» побеждается духовным воззрением на единство Святой Троицы и претворением этого единства в жизни Церкви, как учил нас преподобный Сергий; стяжанием духа мирного, по завету преподобного Серафима; подвигом любви и молитвы; проповедью слова Божия, настойчиво звучащей, как требует от нас апостол, «во время и не во время» (2 Тим. 4, 2). Защита единства церковного — долг всякого православного христианина, но наипаче он возложен на епископов, которым вверены от Бога драгоценные человеческие души (Апост. 41). Нас, собратья-архипастыри, Дух Святый «поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28), а «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). При этом следует сознавать, что епископ не только должен указывать путь спасения, но и быть образцом христианской жизни, подлинным духовным лидером, ведущим народ ко Христу. Стояние за церковное единство — призвание всех нас, где бы мы ни жили. Но празднуемое в этом году 1020-летие Крещения Руси побуждает нас прежде всего сказать о древнем и священном для всех нас Киеве, изначальном престоле Предстоятелей Русской Церкви, откуда, по словам преподобного Нестора Летописца, русская земля пошла есть, и откуда началось христианское просвещение нашего народа, становление подвижничества и духовной жизни, развитие русской культуры и государственности. Здесь ныне достойно, мудро и рассудительно совершает свое служение Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в окружении сонма архиереев и пастырей окормляющий самоуправляемую Украинскую Православная Церковь, получившую в 1992 году широкие права автономии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

Привезенный еп. Алексием указ «Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» от 14 февраля 1945 г. и напечатанный в «Р. А. П. В.», март 1945 г., гласил: Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод, рассмотрев представленный прибывшим из Америки Епископом Алексием доклад о желании американских епархий воссоединиться с Матерью Церковью Русской и о проекте устроения Американской Церкви после этого воссоединения, – считают отвечающими пользе церковной и канонически возможными следующие положения: 1. Все епархии Северной и Южной Америки, а также и Канады, составляют митрополичий округ – экзархат Московской Патриархии. Митрополит этого округа, кроме титула своего епархиального города, носит титул Патриаршего Экзарха всея Америки и Канады. 2. Не позже дня Преполовения Пятидесятницы 1945 года в Америке созывается всеамериканский Православный церковный Собор, составляемый из всех епископов, представителей клира и мирян – как нынешнего экзархата, возглавляемого Митрополитом Вениамином, так и митрополичьего округа, возглавляемого Митрополитом Феофилом. На соборе председательствует Архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий, нарочито делегируемый в Америку Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 3. Собор: а) выявляет решение американских Православных епархий воссоединиться с Матерью-Церковью Русской б) декларирует от лица американской Православной Церкви отказ от политических выступлений против СССР и дает соответствующее об этом распоряжение всем приходам; в) избирает согласно существующему в Америке порядку не менее 2/3 голосов митрополита – главу митрополичьего округа и представляет избранного на утверждение Московской Патриархии. Примечание I: Московская Патриархия, с своей стороны рекомендует Собору кандидатами в митрополиты – экзарха всея Америки и Канады Митрополита Вениамина и Архиепископа Алексия, не стесняя Собор в праве выдвинуть и избрать и своего кандидата на этот пост. Примечание II: Московской Патриархии принадлежит каноническое право отвода избранного кандидата, если он Патриархией будет признан несоответствующим, по каким-либо мотивированным основаниям, званию митрополита-экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_55567.html 25 июня 2008 Доклад Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы " Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви " Архиерейского Собора РПЦ 2008 года Источник:  http://sobor2008.ru Сайт Архиерейского собора 2008 В своем выступлении на заседании рабочей группы " Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви " Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года архиепископ Костромской и Галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000 – летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале 90 – х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев). За минувшие 8 лет своего существования Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался деятельной поддержкой и руководствовался мудрыми наставлениями Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил: " Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы " .

http://religare.ru/2_55567_1_21.html

Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата 7 июня 2008 г. 08:59 Деятельность Миссионерского отдела Московского Патриархата в межсоборный период велась в соответствии с «Концепцией возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» на ее канонической территории, принятой Священным Синодом в 1995 году, а также в соответствии с определениями миссионерских съездов 1999 и 2002 годов.   I. III Всецерковный съезд епархиальных миссионеров По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви, в г. Москве с 30 октября по 3 ноября 2002 года прошел III (VIII) Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. В работе съезда приняли участие 267 делегатов от 101 епархии Русской Православной Церкви из 11 стран. Съезд отметил, что в Русской Православной Церкви накоплен значительный практический и научный миссионерский потенциал, который позволяет выявить проблемы, связанные с развитием православной миссии, наметить пути их решения и подготовить программы практического делания. В ходе пленарных и секционных заседаний участниками съезда были выработаны и обозначены основные направления развития миссионерского служения и рекомендации для епархиальных миссионеров. I. В направлении совершенствования методов ведения миссии съезд предложил: — обратить внимание на необходимость более широкого участия священнослужителей в насущно необходимой деятельности по точному переводу Священного Писания на языки народов, среди которых несет служение Русская Православная Церковь, а также на необходимость совершения богослужений и издания православной литературы на местных языках; — повысить роль благочиний в миссионерской деятельности, в частности, возродить миссионерские должности в каждом благочинии; — более тщательно готовить людей к Таинству Крещения, регулярно проводить огласительные беседы, издавать пособия для священников и катехизаторов по этим вопросам, а также сборники существующих программ катехизации, разработанные в епархиях Русской Православной Церкви;

http://patriarchia.ru/db/text/426496.htm...

Однако ради мира церковного Русская Православная Церковь согласилась по итогам проведенных впоследствии переговоров урегулировать эту проблему. Отпускные грамоты епископа Василия и последовавших вслед за ним клириков были направлены нами в Константинопольскую Патриархию. В последнее время в отношениях двух Патриархатов вновь приобрел остроту эстонский церковный вопрос. Те соглашения, на которые в качестве крайней уступки ради предотвращения раскола православного мира пошла ранее Русская Церковь, доныне окончательно не исполнены константинопольской стороной, что осложняет дальнейшие труды по преодолению разделения между православными верующими в Эстонии. На протяжении всех последних лет представители Константинопольского Патриархата пытаются добиться на всеправославном уровне признания своей церковной структуры в Эстонии в качестве автономной Поместной Церкви, хотя к ней принадлежит не более одной восьмой части православных верующих этой страны. Ни одна Автокефальная Православная Церковь не сообщила нам официально о таком признании. Но настойчивые попытки добиться его «явочным порядком» омрачили проведение важных всеправославных мероприятий. Так, в октябре прошлого года на заседании комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью без всякого предварительного согласования в число участников в качестве отдельной делегации были включены представители ЭАПЦ Константинопольского Патриархата. А это, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2000 года, сделало невозможным продолжение работы в комиссии для делегации Московского Патриархата. Подобное может произойти и с участием Русской Православной Церкви в намеченной на будущую осень встрече Предстоятелей Православных Поместных Церквей в Стамбуле. С целью найти выход из сложившейся тяжелой ситуации, которая вредит православному свидетельству, были проведены переговоры между делегациями двух Патриархатов в Цюрихе в марте 2008 года. Но, по-видимому, путь к достижению согласия будет долгим и трудным.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

4 марта 2008 года в Русском доме науки и культуры в Берлине состоялась презентация немецкого перевода книги «Слово пастыря». В презентации книги приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, православные священнослужители, председатель Отдела по межхристианской работе и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии епископ Мартин Шиндехютте, другие священнослужители, представители общественности и средств массовой информации. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать важным продолжение участия Русской Православной Церкви в формировании принципов межрелигиозных отношений в современной Европе. ЖУРНАЛ 30 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Преосвященного архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Русская Зарубежная Церковь). Справка: Преосвященный Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк обратился с просьбой благословить переход протоиерея Сергия Иващенко, заштатного клирика Екатеринодарской епархии, в клир Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Личное дело протоиерея Сергия Иващенко поступило в Отдел внешних церковных связей. ПОСТАНОВИЛИ: Протоиерея Сергия Иващенко, заштатного клирика Екатеринодарской епархии, направить в расположение Преосвященного архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка. ЖУРНАЛ 31 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о разработке Положения о церковном суде. Справка: «Устав Русской Православной Церкви» содержит главу «Церковный суд», согласно которой судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом и «Положением о церковном суде». В связи с этим Архиерейский Собор 2000 года определил подготовить «Положение о церковном суде». На заседании Священного Синода от 1 октября 2004 года был принят проект «Временного положения для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов» с рекомендацией Преосвященным архиереям использовать Временное положение для организации церковного судопроизводства во вверенных им епархиях и в течение двух лет представить свои отзывы о его применении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

ПОСТАНОВИЛИ: I. Берлинская и Германская епархия : Утвердить в составе Берлинско-Германской епархии следующие новообразованные приходы: II. Брюссельская и Бельгийская епархия : Священника Андрея Елисеева, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направить в распоряжение архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона для назначения на пастырское служение. III. Будапештская и Венгерская епархия : Одобрить открытие прихода во имя Святой Троицы в г. Дебрецен, Венгрия, включив его в состав Будапештско-Венгерской епархии Русской Православной Церкви. IV. Венская и Австрийская епархия : Диакона Арсения Черникина, выпускника Даремского университета, направить в распоряжение епископа Венского и Австрийского Илариона . V. Корсунская епархия : VI. Русская духовная миссия в Иерусалиме : VII. Сурожская епархия : Протоиерея Андрея Тетерина, клирика Владимирской епархии , направить в распоряжение епископа Сергиевского Василия, управляющего Сурожской епархией. VIII. Италия, г. Рим: Архидиакона Всеволода Борзаковского, клирика Православной Церкви в Америке, принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви и назначить внештатным клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода в г. Риме. IX. ЮАР, г. Йоханнесбург: Священника Алексия Трубача, студента Московской духовной академии , назначить настоятелем Сергиевского прихода в г. Йоханнесбурге, ЮАР. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о Представительстве Русской Православной Церкви в г. Страсбурге, Франция. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о составлении Положения об орденах и наградах Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Поручить Преосвященному митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, управляющему делами Московской Патриархии составить Положение об орденах и наградах Русской Православной Церкви для представления на рассмотрение этого вопроса Священному Синоду.

http://patriarchia.ru/db/text/425642.htm...

Филарет (Дроздов), свт. Творения. М., 1994. С. 356 Иларион (Алфеев), епископ. «Трисоставное сладкогласование»: русская богословская мысль XIX века о церковном пении//Доклад, прочитанный в Ленинградской духовной академии на научно-богословской конференции, посвященной 1000-летию крещения руси (1988 г.). URL: (дата обращения: 27.11.16). Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998. Т. II. С. 257. Там же. С. 256. Филарет (Дроздов), свт. Творения. М., 1994. С. 356 Филарет (Дроздов), свт. Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. Том дополнительный. СПб., 1887. С. 329. Там же. С. 394. См.: Гарднер И. А.Цит. соч. С.356-357. Там же. Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова)//Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. М., 1993. T.I. С.46. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. М., 1996. С. 295. Там же. С. 296. Там же. С.295-296. Там же. Спутник псаломщика. М., 1999. С.13. Там же. С.14. Там же. С.15-16. Там же. С.15. Казем-Бек А.Л. Цит. соч. С. 172. Матфей (Мормыль), архим. «На чужом основании никогда ничего не строил»/Интервью с регентом Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Матфеем (Мормылем)//Музыкальная академия, 1999. 1. С. 18. Смирнов В., свящ. «Под патриаршим омофором». Воспоминания, посвященные светлой памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Загорск, 1970. С. 34. Казем-Бек А. Л. Патриарх Алексий I. М., 2015. С. 17. Смирнов В., свящ. Цит. соч. С.5. Там же. С. 34. Казем-Бек. А. Л. Цит. соч. С.19. Смирнов В., свящ. Цит. соч. С. 35. См., напр.: Алексий (Симанский), Патриарх Московский и Всея Руси. Дневниковые записи. – Б. М. Машинопись. Т. I. С. 17, 26, 63, 77; Т. II. С. 41, 64, 68, 71, 125, 149, 194; Т. III. С. 76, 90, 92, 95; Т. IV. С. 68, 74, 249. Алексий (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 229. Там же. С.247. Там же. С. 247-248. Отчет о работе съезда преподавателей церковного пения Духовных Заведений и Регентских Школ Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1994. Машинопись.

http://bogoslov.ru/article/5171059

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010