98 . Царствуй истины ради и кротости, и правды ( Пс.44:5 ), посему, если те, которые хранят врата Царствия Небесного, не увидят в христианине истину, кротость, правду, а с ними смирение и человеколюбие – подобие Христу, как сына Отцу, никак не отворят ему их и не дадут войти. 99 . Любовь к Богу и людям от благой совести рождает смирение и милостивость. 100 . Кто смиряется перед всеми – входит в чистоту помыслов, но, принимая и исповедуя другие помыслы, лишается сего, будучи занят рассуждением помыслов других. Сотница 2 1 . Память смертную постоянно имей, ибо она есть виновница смирения. 2 . Бог требует, чтобы человек всегда исповедовал свои грехи, имел бы от того самоуничижение, смиренное мудрование и не презирал других. 3 . Прежде плача и слез нет в нас покаяния, ни страха Божия, не может размягчиться жестокосердие, не придет духовное смирение. Смирение ложное, если оно не соединено с плачем. 4 . Петь Господу песнь нову – благодарение Богу от чистого сердца, сокрушенного и смиренного ( Пс.32:3; 95:1; 149:1 ). 5 . Избранники Божии среди славы смиренны и в бедности славны. Они не могут презреть угнетенного и притесняемого богатыми, не стыдятся лица человеческого, ибо видят лицо Господне, не смягчаются сердцем через дары и не презирают закона справедливости, имея богатство, все в мире считают навозом, имея учителем Духа, не нуждаются в научении от людей. 6 . Кто хочет узреть оный свет, тот должен быть в самом помысле и сердце чистейшим от плотских скверн, кротким, смиренным, спокойным, откровенным и чадом мира, воздержанным в пище и питии, и неослабно заниматься молитвой. 7 . Ибо, когда душа очиститься слезами соответственно являемому ею покаянию и исполнению заповедей, тогда человек, во-первых, удостаивается благодатью Духа познать свое состояние и всего себя; потом, после тщательного и долговременного очищения сердца, укорения и глубокого смирения, начинает он мало-помалу, и некоторым образом призрачно, постигать яже о Боге и Божественных вещах; и чем больше постигает, тем паче дивится и стяжевает смирение, думая о себе, что совсем не достоин познания и откровения таких тайн. Почему, блюдомый таким смирением, как бы находясь за крепкими стенами, пребывает неуязвим от помыслов тщеславия, хотя каждодневно растет в вере, надежде и любви к Богу, и ясно видит преуспеяние свое, являющееся в приложении ведения к ведению и добродетели к добродетели. Когда же достигнет в меру возраста исполнения Христова и истинно стяжет ум Христов и Самого Христа, тогда приходит в такое доброе состояние смирения, в коем уверен бывает, что не знает, имеет ли что-либо в себе доброе, и почитает себя рабом неключимым и ничтожным. И то наипаче дивно и вышеестественно, что он держит на сердце, что во всем мире нет ни одного человека, который был бы ниже и грешнее его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

92 . Послушание есть самая крепкая основа монастырских порядков и даже самого спасения душ в иночестве. 93 . Настоящий инок не позволял себе лишнего шага сделать или лишний глоток воды выпить, если это не было определено его старцем. 94 . Два ли, три куда шли – назначался старший всегда. 95 . Недельный раздавал финики братии, а сам себе не брал, свою равную часть получал из рук другого. Пищу и питие раздавал сам столовщик, а сам собою никто не имел власти встать, почерпнуть воды и пить. 96 . Все были в послушании и своей воли не имели. 97 . В послушании по своей воле не делают как несообразное, так и похвальное. 98 . Отказ от послушания – дверь к прекословию, но надобно открывать старшим и представить их усмотрению. 99 . Когда приказывают противное Господней заповеди, то повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком ( Деян.5:29 ), помня, что говорит Господь: По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа ( Ин.10:5 ). И аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8 ). 100 . Если подданный в глазах вельможи, царя не отваживается на неугодное дело, то чувствуя Бога, испытующего сердца и утробы, и ты удерживайся. Сотница 2 1 . За едой один брат не должен видеть, что есть другой, должен не разговаривать, не смотреть по сторонам, а только знаками указывать трапезнику. 2 . Телу не давалось никакого послабления, и только крайняя слабость заставляла оказывать ему какое-либо снисхождение. Нельзя было также разводить огня особо от общего, какая бы потребность погреться ни чувствовалась. 3 . Пищею преподобного Пахомия был хлеб с солью. 4 . Пища была для всех одинаковая, кроме больных. Готовили недельные повара по очереди (так проста была пища). Обыкновенно поставлялись на трапезе: хлеб, соль, какое-либо варево (чечевица, фасоль), сырые и вареные, иногда приправленные маслом, какие-то травы. Вина и ухи никто не должен касаться, кроме больных. Какая в монастыре пища, такая и в дороге, и у родных, если кому случится быть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

16:21). Ибо Оно содержит [любое] качество всякой духовной пищи. Поэтому для тех, кто рожден свыше через Дух [Святой] от нетленного семени, Оно становится чистым словесным молоком (1 Петр. 2:2); для немощных - овощем (Рим. 14:1-2), успокаивающим страждущую силу души; а для тех, кто через постоянный навык упражняет чувствилища своей души для различения добра и зла, Оно дарует Себя, как твердую пищу (Евр. 5:14). Слово Божие обладает еще и другими неисчислимыми силами, не вмещаемыми здесь. Расторгнувший [здешнее бытие] и удостоенный быть воздвигнутым среди сонма многих (или всех) сил Слова, постигнет и всю совокупность их, или некоторые из них, за то, что здесь он был верен в малом (Мф. 25:21). Ибо все возвышенные божественные дары, уделяемые нам в здешней жизни, представляются скромными и незначительными по сравнению с дарами будущими. Вторая сотница 1. Един Бог, потому что едино Божество; Единица безначальная, простая, сверхсущностная, неделимая и нераздельная; Она же Единица и Она же Троица, целиком Единица и целиком Троица; целиком Единица - по сущности, и целиком Троица - по Ипостасям. Ибо Божество есть Отец, Сын и Святой Дух, и Божество - в Отце и Сыне и Святом Духе. Оно целиком в целом Отце, и Отец целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Сыне, и Сын целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Святом Духе, и Святой Дух целиком в целом Божестве. Оно целиком Отец и в целом Отце; целый Отец в целом Божестве и целый Отец есть целое Божество. И целое Божество есть целый Сын, целое Божество в целом Сыне и целый Сын в целом Божестве. Целое Божество есть Дух Святой, и Оно в целом Духе Святом; целиком Божество есть целый Святой Дух, и целый Святой Дух в целом Божестве, Ибо Божество не отчасти в Отце, и Отец не отчасти Бог; Божество не отчасти в Сыне, и Сын не отчасти Бог, Божество не отчасти в Святом Духе, и Святой Дух не отчасти Бог. Ведь Божество неделимо, и Отец или Сын или Святой Дух не есть несовершенный Бог, но совершенное Божество целиком и совершенным образом есть и в совершенном Отце, и в совершенном Сыне, и в совершенном Святом Духе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/625/...

Чтобы противодействовать душевным и телесным страстям, инок должен упражняться в безмолвии и отвержении земного, научаясь обоим вещам у боговидных отцов Церкви и наиопытнейших в том аскетов. А благодаря искушениям и сам узнает на опыте, что льстивый сатана не все страсти в человеках возбуждает разом, но, сообразуясь с возрастом, занятием и силой каждого и выбирая подходящее время, приводит в действие надлежащую. Прикровенно говорит о том и пророк Давид: на пути сем, по немуже хождах, скрыта сеть мне 106 , под путем разумея жизнь, а под сетью – различные козни лукавого. И во-первых, всеивает враг в душу человека тайное самомнение, то есть непомерно высокое о себе понятие, а потом и себялюбие, и часто одно предваряет другое. В умы легковерных и невнимательных (если не сказать: безумных) самомнение зароняет мысль, будто и они нечто значат и если какое добро сотворили, так это лишь их заслуга. То же пишет и блаженный Феодорит : «Ветру свойственно прах земной на воздух взметать, а самомнению – людей пустых» 107 . Самомнение – страсть столь тонкая, что и уязвленным ею неприметна она без тщательного рассмотрения. Зарождается же оно от себялюбия 108 , то есть от неразумной и бесчинной самоприязни, о чем и у богоносного Максима Исповедника говорится: «Себялюбие есть начало всех страстей, а конец их – гордыня 109 ; отсекший его отсек и все происходящие отсюда страсти» ([Главы о любви] 3-я сотница, гл. 57). И у того же отца несколько выше: «Самолюбие является причиной всех страстных помыслов. От него рождаются три главнейших помысла: помысел чревоугодия, помысел сребролюбия и помысел тщеславия» 110 ([Главы о любви] 3-я сотница, гл. 56). Наученный всему этому инок, легко избежав прельщений десных и шуих 111 , достигнет победы над врагом, тогда как чуждые сих боголюбивых изысканий люди мирские без труда уловляются сетью врага, исключая, понятно, тех, кто и в миру проводят жизнь иноческую. Истинность сего обнаруживается из самого существа дела, ибо, по слову святого Максима Исповедника , «достижения мирских людей суть падение для монахов» 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

И еще есть много мест, которые сюда же относятся, но я их теперь не умел найти. Если вы одобрите это, то можно будет эту вставку в алфавит послать особо к Цензору. XXVII. Н.П. Киреевской 14 июня 1855 г. (Письмо Н. И. Киреевской). Владыка изволил приехать в Лавру из Скита в Субботу в 3-м часу; за 1 / 2 часа я узнала о его приезде от доброго о. Иоасафа и встретила из его служителей некоторых, все по приезде Владыки – доложили ему о желании моем быть у него, и не медля прибежал служитель сказать, что Владыка приказал просить вас, если угодно, теперь, на короткое время. Владыка принял нас отечески благосклонно. Я подала ему подносный экземпляр от имени Вашего, Батюшка, благодарила от Вас с поклонением земным. Владыка с большим удовольствием принял книгу и сказал: «У старцев как все поспевает, удивительно! очень им благодарен». Я просила Владыку обратить внимание на печать, на Алфавит, и Владыка все очень, очень одобрил. Любезно говорил. Я подала Владыке (экземпляр) 3-й сотницы перевода Фаласия. Владыка спросил: «это что?» – «Остальная сотница Фаласия – самые последние главы 4-й сотницы Батюшка о. Макарий не перевел, потому что боялся погрешить в изложении сих высоких предметов Богословия и оставил это на волю В. В-ва, и как Вам Господь возвестит». «Напрасно, лучше бы перевели, – мне бы помогли. – Погодите, сейчас» – и пошел Владыка на другую комнату, тут же при нас был о. Ректор и какой то старый барин. Владыка возвратился держа в руках 1-ю сотницу Св. Фаласия. «Вот 1-ая сотница, я ее прочитал, некоторое изменил, в одном месте думал что догадался, переправил, а как здесь в Лавре нашел Греческий подлинник, то увидел, что я ошибся, и изменил поправку. В другом же месте было не так, вероятно потому, что пропущено было одно слово в подлиннике. Вот отдайте от меня Старцам и спросите, угодны ли будут им мои поправки? Я озабочивался и не знал, как мне им переслать эту сотницу, очень рад, что Вам могу отдать ее!» Я очень благодарила и говорила, что Вы примете милость Владыки с глубочайшим чувством признательности, и что Ваши поправки – благодеяния. Владыка сказал: «ну, это как Старцы найдут». Потом я спросила: когда Старцы перепишут, то позвольте к Вам обратно доставить? «Можно и в Цензуру отдать, – как хотите».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 сотница святому храма или 2 минуты по часам; 1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам. Повечерие: Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам. Полунощница: 12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам; 3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам. Утреня: 27 сотниц Спасителю или 1 час по часам; 9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам; по 1 сотнице или по 2 минуты святому дня, святому храма и святому седмицы, как на вечерне; 3 сотницы всем святым или 5 минут по часам. Последование ко Святому Причащению: 12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам; 3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому: 6 сотниц или 10 минут по часам. Часы 1й, 3й, 6й, 9й: 18 сотниц Спасителю или полчаса по часам; 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам. Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше. Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы, читаемые по чёткам Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя. Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобие отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне). Ангелу Хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя. Молитвы святым седмицы

http://azbyka.ru/molitvoslov/inocheskoe-...

Это наиболее краткий путь к вожделенной чистоте и беспристрастию. Когда чистота, хотя бы и временная, будет осенять душу человека, то он уже близок бывает к веянию Духа Божия, неизъяснимо светлому и радостному. Увеселяемый этими духовными проблесками свыше, он становится уже при помощи Божией тверд в борьбе с искушениями вражескими и уже неленостно течет дальше к стяжанию чистоты, вне которой никто не узрит Бога. Еще совет: вражие искушения побеждай чтением слова Божия, духовным пением, беседой с близким по духу человеком, прогулкой в уединении на свежем воздухе, но все заканчивай памятью смертного часа. Подробнее о борьбе со страстями см. Добротолюбие, т. 2, также «Лествицу», «Невидимую брань», письма святителя Феофана, затворника Вышенского, творения святителя Игнатия Брянчанинова. 14. Молитвенное правило назначается иноку сообразно с его силами, возрастом, трудами и послушанием. Оно обычно состоит из молитв утренних и вечерних с присоединением сюда чтения канонов, акафистов, Псалтири и слова Божия — Евангелия с Апостольскими посланиями. Кроме того, даются одна сотница, или три сотницы, или пятисотница молитв Иисусовых. Образец малого правила: кроме утренних и вечерних молитв, одна кафизма, один канон (или акафист), по одному зачалу из Евангелия и Апостола и одна сотница молитв Иисусовых, разделенная на три части: 33 Спасителю, 33 Божией Матери, 33 Ангелу-хранителю и Достойно есть. При недосуге или болезни и это сокращается, читается то, что под силу, а молитва Иисусова совершается за делом без определенного счета, но нужно помнить, что суть христианской и монашеской жизни состоит не в совершении правил и других подвигов благочестия, не в посте, не в поклонах, а в стяжании чистоты сердца, смирения, покаяния, нелицемерной любви к Богу и ближним. Правило и подвиги суть только подмога и средства, помогающие стяжать такое святое настроение. Если же человек забывает главную цель жизни и начинает гордиться своими усилиями и подвигами, как самостоятельной ценностью, то он творит безумие, подобно тому, как если бы ученик стал бы гордиться умением читать, писать и не стал бы изучать науки или путник в пустыне, идущий за ключевой водой, совершивший длинный путь, остановился бы на полдороге и стал бы хвалиться пройденным путем трудным, а сам бы не дошел до ключа и в конце концов умер бы от жажды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4037...

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. 451-452 св. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не " три бога "http://Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 113 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 199-200 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 26-27. С. 200 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 14. С. 216 св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 102. С. 254 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 17. С. 216 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 71. С. 172 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 166 2. Гефсиманская молитва Всякому непредубежденному читателю ясно, что в настоящем месте речь идет о нравственном, или точнее, о благодатно-нравственном единении членов подвижнического общежития с самими собой и с Богом через посредство единой воли, каковой в настоящем случае является воля настоятеля, воплощающего в себе волю Божию. " Всякое благочиние и согласие между многими, — говорит св. Василий в слове " О суде Божием " , — до тех пор держатся с успехом, пока сохраняется общая всех благопокорность одному какому-нибудь начальнику; а всякое разногласие и раздор, также многоначалие бывают следствием безначалия " [ 1 ]. Понимать же восстановление первобытного единства человеческого естества, о котором здесь говорится, в смысле метафизическом, о котором говорит митр. Антоний, помимо всего прочего не позволяет нам уже то обстоятельство, что здесь говорится о восстановлении первобытного единства человеческого естества не только с самим собой, но и с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

Одна четка-трехсотница с молитвой Пресвятой Богородице о братстве: «Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим». Также мы можем молиться по четкам об упокоении усопших и Святым, к которым чувствуем особое благоговение». Из указанного видно, насколько Старец Паисий был свободен и не связан второстепенными уставными подробностями и правилами. Желая помочь монаху, Старец указал ему определенную меру, однако в отношении сна и пищи четких указаний не дал. Он позволил ему определить количество сна и пищи для себя самому — в соответствии со своими силами и подвижничеством. К той высокой жизни, которой Старец жил сам, он никого не принуждал. Всех людей под одну гребенку подогнать нельзя. В вышеприведенном чине можно легко различить некоторые общие составные части: поклоны, славословие, молитву о живых и об усопших. Наконец, помещаем ниже еще один устав Всенощного бдения, совершаемого монахом келейно, одним. Этот устав Старец дал одному женскому монастырю. Он относится к последним годам его жизни, и главное место в нем занимает молитва о мире.   «4. Чин Всенощного бдения. Свое келейное правило исполняем в начале или в конце Всенощного бдения — на выбор каждого. Начинаем Бдение чтением духовной книги — не очень долгим. Потом совершаем молитвы по четкам следующим образом: Одна четка-трехсотница: « Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Одна четка-сотница: « Радуйся, Невесто Неневестная». Потом: «Слава и ныне. Аллилуйя (3). Слава Тебе, Боже (3). Господи, помилуй (3). Слава и ныне. 50-й псалом. «Под Твою милость… ». Славословие и «Достойно есть».  Во время чтения всех этих псалмов и молитв творим земные поклоны. Продолжаем Всенощное бдение следующим образом: Одна четка-трехсотница: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Одна четка-сотница: « Пресвятая Богородице, спаси мя». Потом, если есть желание, поем молебный канон Пресвятой Богородице. Одна четка-сотница: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею». Одна четка-сотница: «Крестителю Христов, моли Бога о мне»  (о том, чтобы Бог даровал нам покаяние).

http://pravmir.ru/249925/

Когда он ехал в поезде, то старался не засыпать, чтобы громким пением своим не будить пассажиров: это он сам рассказывал. Следовательно, молитва в нём действовала и во время сна. Вспоминаются мне слова из «Песни песней»: «Сердце моё бдит» и во время сна… Однажды я ночевал в гостинице рядом с одним епископом, и он спал, а говорил медленно – «Господи, помилуй». Когда брал воздух в себя, то шептал «Гос-по-ди», а когда выдыхал, произносил «поми-илуй " … Он давно умер… Но Еп. Феофан делал это – и чаще, и громче, и – пел всю литургию. В одном месте прислуга подслушивала тайно это ночное пение его… и от умиления плакала, почитая Еп. Феофана «святым». Сотница глав Известно, что в «Добротолюбии» есть несколько таких «сотниц» у разных святых: 153 главы у св. Нила Синайского ; 100 «увещевательных глав» у пр. Иоанна Карфагенского; первая и вторая «деятельных глав» сотница, а третья – «умозрительных глав» сотница» преп. Никиты Стифата ; главы о молитве св. Григория Синаита ; главы о священно-безмолвствующих св. Григория Паламы . Вероятно, подобно им написал «Сотницу глав о молитве» и Епископ Феофан. Вопреки своему обычаю хранить духовную жизнь свою в тайне он прочитал её мне и некоему другому человеку. К сожалению, я ничего не вспоминаю из неё. Но только осталось общее впечатление, что молитва очень действенна в бедах и скорбях наших, молитва привлекает милость Божию, молитва отгоняет бесов; молитва просвещает разум и т. д. Эта сотница молитв сама по себе свидетельствует о вере Епископа Феофана и силу молитвы. Не знаю, сохранилась ли она где-либо. За шкафом, в алтаре На будничных богослужениях в Академии он всегда становился в алтаре, на правой стороне, за шкафом с облачением. И там молился незаметно. Очевидно, он не хотел, чтобы кто-нибудь наблюдал его молитву, помня слова Господа: «войди в клеть твою и там помолися втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Дома в квартире он молился тоже тайно. Помню только, что он всегда зажигал свечку хорошего воска с золотым украшением ценою, кажется, копеек в 10 тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010