19. Святой Григорий Синаит говорит: " Начало умственной молитвы есть действие, т.е. чистительная сила Духа и тайное священнодействие ума; средина есть просветительная сила и видение; а конец есть исступление и восхищение ума к Богу " (Доброт, ч.1. гл.111). Подобн. см. Лествицу инока Феофана (Доброт, ч.1. в конце). 20. Кассиан. collat. III. С.7. Столь возвышенное состояние, очевидно, есть состояние восторженное; потому оно не может быть состоянием человека постоянным, и доступно только для немногих избранных. Но чтобы, по возможности, достигать такого состояния, нужно находиться в уединении, ограждать чувства от впечатления внешних предметов и втечения в душу чувственных образов, слух ограждать от шума и суеты мирской, взор от различных соблазнов, вообще не увлекаться любопытством - что-нибудь видеть, или слышать, или говорить без нужды не только о предметах безразличных, но и о таких, которые хотя бы и представлялись добрыми сами по себе, но речь о которых может быть или не ко времени, или не к лицу; постоянно же нужно хранить ум от развлечения и занимать его Богомыслием. Блж. Диадох говорит: " Как жар скоро выходит из бани от частого отверзания дверей, так и теплота сердца скоро хладеет от частых безвременных разговоров " ; внимание к себе развлекается от рассеяния чувств по внешним предметам, и нарушается спокойствие духа, необходимое для духовного трезвения и Богомыслия (Доброт, ч.4. гл.70. Посему нужны - одинокое пустынножительство, отшельничество, затворничество, молчальничество и т.п. 21. О необходимости послушания и избрании опытного наставника в духовной жизни говорят: Василий Великий (Подвиж. устав. С.468-469.Гл.22.Отв.119.с.370. в слав.изд.), св.Иоанн Лествичник (с.2 на об.15. Степ.4.с.29), авва Дорофей (сл. о том, что не должно располагать собой по собств. разуму: с.39-40,42-43,19,20,105. в слав.изд.), св.Иоанн Кассиан (Послан. к Леонтию с.174 на об.176. Доброт.), Петр Дамаскин (сл.8.с.73 на об.кн.2.с.10,12 на об.Доброт.), Каллист, патриарх Константинопольский (гл.14,15.Доброт.), Григорий Синаит (гл.8.15.Доброт.), Феодор, епископ Едесский (гл.40-46. Доброт.), Симеон Новый Богослов (во многих местах Доброт.), Пролог.29 октября, с.212. Св.Ефрем Сириянин говорит: " Если видишь юного, по своей воле восходящего на небо, то удержи его, ибо польза ему будет от сего " (сл.35.с.58. сл.21 и с.410 на об. в славян. изд.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Качество этого царства описывает и Апостол, когда говорит: «Царство Божие не пища и не питие, но праведность, мир и радость во Св. Духе» ( Рим.14:17 ). Итак, если царство Божие внутри нас находится и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царствии Божием, и, напротив, которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве дьявола, в аде и смерти; этими признаками различается царство Божие и дьявола». «Эта мысль преп. Кассиана, представителя западного подвижничества, – пишет еп. Феодор, – вполне выражает общее учение о царстве Божием и св. отцов-подвижников Востока». «Царство Божие, – говорит монах Евагрий, – есть ведение Пр. Троицы, сопровождающееся соответственным состоянием ума и наполняющее человека нескончаемо блаженной жизнью» (Доброт. I, 571). «Царство Божие «внутрь» означает пребывание в сердце человека Бога, – говорит преп. Филофей Синайский (Доброт. III, 412–413). «Царствие Божие в нас есть, – говорит преп. Симеон Новый Богослов , – когда Бог бывает с нами в единении благодатию Св. Духа» (т. 1, с. 250). Сущность царства Божия как особого внутреннего состояния человека, частнее, как восприятие человеком «обожения» или «богообщения» вполне определенно указывается почти одинаково всеми св. отцами, например пр. Ефремом Сирином (Доброт. II, 318), преп. Феодором (Доброт. III, 33–36), преп. Исааком Сирианином (II, 18), преп. Антонием Великим , – «царство Божие есть внутренее состояние души» (Доброт. I, 19–20), пр. Нилом Синайским (II, 255), св. Григорием Нисским (I, 151), св. Максимом Исповедником (Доброт. III, 243). Григорий Синаит даже признает разнообразие в человеке проявления царства Божия: «Царство небесное одно, но имеет внутри себя различия по различию имеющих войти в него, в добродетелях, в ведении и в мере обожения, ибо иная слава солнцу, иная луне...» (Доброт. V, 188). Лишается царства небесного человек через грех , который вошел в человека прелестию дьявольскою и выразился в жизни человека явлениями, совершенно противоположными тем, кои характеризуют человека как члена царства Божия» (Сим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст. Иеросхимонах Гавриил (1956). 27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст. Схимонах Архипп (1896). 28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст. Иеросхимонах Иоанн (1957). 1 октября ст. ст./14 октября нов. ст. Схимонах Иоанн (1890). 5 октября ст. ст./18 октября нов. ст. Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943–1958 гг. (1958). 6 октября ст. ст./19 октября нов. ст. Игумен Серафим (1956). 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст. Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960). 12 октября ст. ст./25 октября нов. ст. Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891). 20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст. Иеромонах Феодосий (1850). 22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст. Послушник Андрей смиренный (1898). 5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст. Монах Досифей благоговейный (1874). 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст. Иеросхимонах Иона (1960). 30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст. Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860). 1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст. Иеросхимонах Иларион (1957). 13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст. Схимонах Пантелеймон (1895). 19 декабря ст. ст./1 января нов. ст. Схиархимандрит Серафим (1976). 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст. Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1.Принятые сокращения. АГР – архив Глуховского райисполкома. АУПЦ – архив уполномоченного по делам Православной церкви. АСЕУ – архив Сумского епархиального управления. АШР – архив Шалыгинского райисполкома. ГАБО – Государственный архив Брянской области. ГАКО – Государственный архив Костромской области. ГАСО – Государственный архив Сумской области. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛЧЕНСКОЙ... ПУСТЫНИ... – Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Качество этого царства описывает и апостол, говоря: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Итак, если царство Божие внутри нас находится и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием и, напротив, которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве диавола, в аде и смерти; этими признаками различается царство Божие и диавола». Эта мысль преп. Кассиана, представителя западного подвижничества, вполне выражает общее учение о Царстве Божием и святых отцов подвижников Востока. «Царство Божие», говорит монах Евагрий, «есть ведение Пресвятыя Троицы, сопровождающееся соответственным состоянием ума и наполняющее человека нескончаемо блаженной жизнью» (Доброт. 1, 571). «Царство Божие «внутрь» означает пребывание в сердце человека Бога», говорит преп. Филофей Синайский (Доброт. 3, 412–413). «Царствие Божие в нас есть», говорит пр. Симеон Новый Богослов , «когда Бог бывает с нами в единении благодатию Святого Духа» (т. 1 стр. 250, сл. 29). Сущность Царства Божия, как особого внутреннего состояния человека, частнее, как восприятие человеком «обожения» или «богообщения», вполне определенно указывается почти одинаково всеми св. отцами; напр.: пр. Ефрем Сирин (см. Доброт. 2 т. 318 стр.); преп. Феодор (см. Доброт. 3, 35–36); преп. Исаак Сирианин (см. 2; 18 стр.); преп. Антоний Вел., – «царство Божие есть внутреннее состояние души» (Добр. 1, 19–20); пр. Нил Синайский (Доброт. 2, 255); св. Григорий Нисский (1, 151); св. Максим-исповедник (Доброт. 3, 243); Григорий Синаит , который даже признает разнообразие в человеке проявления Царства Божия: «царство небесное одно, но имеет внутри себя различия по различию имеющих войти в него в добродетелях, в ведении и в мере обожения, ибо ина слава солнцу, ина луне»... (См. Добр. 5 т. 188 стр.). Лишается царства небесного человек чрез грех , который вошел в человека прелестию диаволею и выразился в жизни человека явлениями совершенно противоположными тем, как мы потом увидим, кои характеризуют человека, как члена царства Божия (Сим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

II. Св. Василий Великий вред чревоугодия изъясняет в примерах из священной истории. «Чревоугодие – говорит св. отец – Адама предало смерти и причинило миру погибель; сластолюбием чрева Ной осмеян; Хам проклят; Исав лишается первородства и вступает в родство с хананеями; чревоугодие Израиля сделало поклонником идолу и довело израильтян до того, что телеса их пади в пустыни.» (Твор. св. Васил. Велик. ч. V, издан. 1846 г., стр. 66 и 67). III. «Потухший пламень ярко вспыхивает снова, если подложить новых сучьев сухих; и угасшая сласть похотная снова оживает от насыщения чрева снедями». (Преп. Нил синайск.; сн. «Доброт.», т. II, стр. 248). IV. «Скудно питаемое тело – хорошо объезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Конь, уздою удерживаемый, уступает и повинуется руке седока, – и тело, укрощаемое скудноядением и бдением, не рвется из рук восседающего на нем помысла и не ржет, как делает, будучи движимо страстным порывом.» (Там-же, стр. 248). V. «Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление». (Св. Ефрем Сирин ; сн, «Доброт.», т. II, стр. 406). VI. «Лучше есть о Господе, и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать ядущих и благодарящих Госдода». (Он же; сн. " Доброт., т. стр. 403). VII. «Сел ты за трапезу? Ешь хлеб, и не осуждай ближнего, чтоб чрез осуждение не сделаться тебе пожирающим брата своего». (Он же и там же). VIII. «Как во множестве навоза рождается много червей, так и от множества яств происходит иного падений, лукавых помыслов и сновидений срамных». (Св. Иоанн Лествичн.; сн. «Доброт.», т. II, стр. 662). IX. «Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами». (Он же; сн. «Доброт.», т. II, стр. 661). X. «Сидя за столом, исполненным кушаньев, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда воспоминай уксус и желчь Господа твоего; и таким образом для пребудешь в пределах воздержания, или по крайней мере, восстенав, смиришь помысл свой». 87 (Он же: сн. «Доброт.», т. II, стр. 561).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично. Земное служение старца Богу и людям, молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире, в тех селениях, где за русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. ГЛИНСКИЙ ПОМЯННИК (Составлен издателями 1415 ) 30 января ст. ст./12 февраля нов. ст. Послушник Василий кающийся (1859). 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст. Схимонах Артемий (1885). 7 февраля ст. ст./20 февраля нов. ст. Схимонах Евфимий (1866) и послушник Максим (1900). 21 февраля ст. ст./6 марта нов ст. Иеросхимонах Макарий (1864). 23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст. Глинский воспитанник, схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (1985). 26 февраля ст. ст./11 марта нов. ст. Иеросхимонах Пантелеймон отшельник (1831). 4 марта ст. ст./17 марта нов. ст. Схимонах Марк (1893). 8 марта ст. ст./21 марта нов. ст. Схиархимандрит Андроник (1974). 23 марта ст. ст./5 апреля нов. ст. Иеромонах Порфирий (1868). 28 марта ст. ст./10 апреля нов. ст. Монах Димитрий (1891). 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст. Игумен ФИЛАРЕТ, настоятель Глинской пустыни в 1817–1841 гг. (1841) 1 апреля ст. ст./14 апреля нов. ст. ПАМЯТЬ ГЛИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ: игумена Филарета (1841), иеросхимонаха Макария (1864), монаха Досифея благоговейного (1874), монаха Феодота (1859), монаха Иоанна терпеливого (1891), монаха Игнатия трудолюбивого (1883), схимонаха Иоанна (1890), схимонаха Лаврентия (1881), схимонаха Артемия (1885), монаха Евфимия (1866), монаха Евгения (1894), схиархимандрита Илиодора (1879), монаха Пимена (1895), послушника Николая (1896), монаха Петра (1898), схимонаха Кирилла (1900), схимонаха Луки (1898), послушников Андрея смиренного (1898) и Максима (1900). Преставление монаха Пимена (1895) и схимонаха Кирилла (1900). 5 апреля ст. ст./18 апреля нов. ст. Монах Мартирий (1865). 7 апреля ст. ст./20 апреля нов. ст. Монах Анания, лекарь (1860). 9 апреля ст. ст./22 апреля нов. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

12:9)!    Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинский Евагрием. Этим чтением пользовался святый Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода; но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.    Слово 55.    Четьи-Минеи, житие преп. Исаакия 14 февраля, житие преп. Никиты 31 января.    Четьи-Минеи 1 сентября.    Пр. Макария Великого беседа 26, гл. 3.    Гл. 73 Доброт., ч. 2.    Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, Пр. Исаакий Печерский, и страшно пострадал.    Апреля в 22 день.    Последняя из глав зело полезных пр. Григория Синаита. Доброт., ч. 1.    Рукопись.    Четьи-Минеи, житие пр. Пахомия Великого, мая в 15 день.    Слово 7, гл.7.    Лествица, Слово 27. Пр. Нила Сорского Слово 11, Пролог января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами, житие пр. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января.    Пр. Нил Сорский, Слово 11, так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества.    О слепоте духа много говорит Святый Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Томы 14 и 15.    Доброт., ч. 3.    Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова.    Изречение пр. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Иноков Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68, Добротолюбие, ч. 2.    Лествицы, Слово 4, гл.35. Этого же мнения и все св. Отцы.    Слово о трезвении, гл.43. Доброт., ч.2.    Слово 38.    Ответ на вопрос 59.    Ответ на вопрос 21    Слово 4, гл. 13.    О духовном ощущении, см. Беседу 8, пр. Макария Великого и 1 Слово пр. Симеона, Нового Богослова.    Пр. Кассиана Римлянина, Слово о рассуждении, Доброт., ч.4.    Алфавитный Патерик.    Авва Дорофей, поучение о еже не оставляти свой разум.    Гл. 33. Доброт., ч.1.    Предисловие к Уставу.    Эта мысль обретается в житии старца Паисия (Величковского), искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце XVIII столетия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. 451-452 св. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не " три бога "http://Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 113 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 199-200 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 26-27. С. 200 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 14. С. 216 св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 102. С. 254 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 17. С. 216 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 71. С. 172 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 166 2. Гефсиманская молитва Всякому непредубежденному читателю ясно, что в настоящем месте речь идет о нравственном, или точнее, о благодатно-нравственном единении членов подвижнического общежития с самими собой и с Богом через посредство единой воли, каковой в настоящем случае является воля настоятеля, воплощающего в себе волю Божию. " Всякое благочиние и согласие между многими, — говорит св. Василий в слове " О суде Божием " , — до тех пор держатся с успехом, пока сохраняется общая всех благопокорность одному какому-нибудь начальнику; а всякое разногласие и раздор, также многоначалие бывают следствием безначалия " [ 1 ]. Понимать же восстановление первобытного единства человеческого естества, о котором здесь говорится, в смысле метафизическом, о котором говорит митр. Антоний, помимо всего прочего не позволяет нам уже то обстоятельство, что здесь говорится о восстановлении первобытного единства человеческого естества не только с самим собой, но и с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010