Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Указ. изд., с. 120. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч. т. VII , с. 210. Святой Максим Исповедник. Слово подвижническое. Добротолюбие, указ. изд., т 3, с. 161. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… Указ. изд., с. 77. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 232. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах…Указ. изд., с. 73. В.В. Бибихин. Узнай себя. Указ. изд., с. 414 – 415. Радость на веки. А.Ф. Лосев, В.М. Лосева. Переписка лагерных времен. Русский путь, 2005, с. 50 – 51. Ис. 50, 5 – 6. Евр. 12, 10. Иоанн Кассиан Римлянин, указ. изд., с. 215. С.Н. Булгаков. Свет невечерний. М., 1994, с. 51. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… Указ. изд., с. 151. Клайв С. Льюис. Страдание. М., 2001, с. 99. 1 Пет. 4, 13. 1 Фес.3, 3. 1 Пет. 4, 12. Ин. 12, 24. Лк. 21, 19. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… Указ. изд., с. 200. Иак. 5, 11. Мф. 6, 22. Мф. 7, 16. Мф. 7, 23. Мф. 5, 13. Мф. 7, 19. Мф. 7, 21. В.В. Бибихин. Узнай себя. Указ. изд., с. 438. В.В. Бибихин. Другое начало. СПб., 2003, с. 159. Лк. 22, 32. Творения аввы Исаака Сирина. Указ. изд., с. 312 – 313. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… указ. изд., с. 108. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Указ. изд., с. 119. Замечание святителя Филарета Московского. 2 Кор. 8, 12. Название популярной весьма полезной книжки митрополита Антония Сурожского. Святого Григория Синаита наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 223. Исх. 3, 5. Творения преподобного отца нашего Нила Синайского, указ. изд.., с. 107. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч., указ. изд., т. 1, с. 316. Творения преподобного Ефрема Сирина, указ. изд., т. 1, с. 262 – 277. Святые жены в пустынях Востока. М., 2004, с. 23 – 29. Фил. 2, 5. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 300. Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999, с. 100. Святого Григория Синаита наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 223.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

261. Inst. mon. I, 1. 262. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 263. Evagnana synaca: Textes in6dits du British Museum et de la Vaticane £dit6s et traduits par J. Muyldermans. (Biblioth 264. О различных порочных помыслах. 25 (Добротолюбие. Т. 1. С. 635). 265. Монах. 12 (Творения... С. 97 и след.; с. 215, примеч. 41). 266. Diaita – уклад, образ жизни, режим (греч.). 267. O.sp.I,11. 268. Лк 10:41–42. 269. Изображение монашеской жизни. 3 (Добротолюбие. Т. 1. С. 591). 270. Там же. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). 271. Монах. 17 (Творения... С. 99). См.: Суд 7: 5–7. 272. К монахам. 102 (Творения... С. 135). 273. Монах. 91 (Творения... С. 110). 274. Увещание к девственнице. 9 (Творения... С. 138). 275. Vita С. 276. Феллахи (араб.) – крестьяне-земледельцы в арабских странах. Имеется в виду, что среди пустынножителей было много простых людей коптского происхождения (то есть уроженцев Египта) – сре- ди них прп. Антоний Великий, при. Макарий Великий и др. Чуже¬странцев (в частности, греков и римлян) среди пустынножителей было сравнительно немного. – Примеч. пер. 277. O.sp.I, 13. 278. Руфин. 27. Об Евагрии. 279. Руфин Аквилейский (ок. 345–410) – пресвитер, церковный писа­тель, переводчик с греческого языка на латынь. Уроженец г. Аквилея (г. Италия). Сподвижник прп. Мелании Старшей; был лично знаком с египетскими пустынножителями, в том числе и с Евагрием. – При­меч. пер. 280. Там же. 281. Мф 12:43. 282. Иов 41: 25 (цит. по Септуагинте); 2 in Ps 7, 5. 283. Ориген (ок. 185–253/254) – церковный писатель, проповедник, один из известнейших богословов раннехристианской эпохи. Оказал влияние на многих отцов Церкви, в том числе на св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Влияние Оригена испытал и Евагрий Понтийский. По причине высказывания ряда неортодоксальных взглядов (в частности, о предсуществовании и переселении душ) Ориген подвергся осуждению на V Вселенском Соборе (553); вместе с ним были анафематствованы Евагрий и Дидим Слепец. – Примеч. пер. 284. In Jer. horn. VII, 3,34.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

200 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. «Таяжде писати вам_ 201 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 202 Слово 2. 203 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2. Доброт., ч.1. 204 Спаситель – на еврейском Иисус. 205 Псалтирь с возследованием. 206 Псалтирь с возследованием. 207 Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 208 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 209 Четьи-Минеи. 27 сентября. 210 Слово прп. Исихия. Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 211 Изд. Москва, 1844. 212 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 213 О том, как подобает петь. Добротолюбие, ч. 1. 214 Лествица, Слово 21, гл. 7. 215 По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 216 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании. Добротолюбие, ч. 1. 217 Прп. Варсонофий. Ответ 116. 218 Ответ 301. 219 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49. Добротолюбие, ч. 2. 220 Слово 1, гл. 1. 221 Беседа 2, гл. 1, 2. 222 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56. Доброт., ч. 1. 223 О третьем образе внимания. Доброт., ч. 1. 224 Доброт., ч. 1. 225 О еже обрести действо. Доброт.. ч. 1.§ 4. 226 Благовестник. 227 Ответ 181. 228 Псалтирь с последованием. 229 Беседа 8, на послание к Римлянам. 230 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 231 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии. Доброт., ч. 1. 232 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 233 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 234 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 235 Гл. 4. 236 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 237 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2//Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 2. М., 1996. С. 165. Преподобный Антоний Великий предупреждает, что, если кто говорит, что видит Господа, как видели Его и апостолы, тот находится в прелести (см.: Антоний Великий, преподобный. Наставления/Добротолюбие. Т. 1. С. 41). Прекрасно рассуждает об этом преподобный Нил Синайский: «Берегись сетей вражеских: ибо бывает, что, когда молишься чисто и безмятежно, вдруг предстанет тебе какой-либо образ странный и чуждый. Это враги делают для того, чтобы ввести тебя в самомнение, внушив мысль, что тут Божество (явилось тебе), а далее и для того, чтобы ты подумал, будто подобно этому внезапно явившемуся тебе, и Божество количественно (занимает место, протяженно, имеет части), тогда как Божество ни количества, ни вида не имеет» (Нил Синайский, преподобный. Слово о молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 215). Об этом же см.: Григорий Синаит, преподобный. Наставление безмолвствующим. О безмолвии и молитве//Добротолюбие. Т. 5. С. 224, 233). Преподобный Нил Синайский объясняет, каким образом совершается это бесовское обольщение: «Когда ум начнет наконец чисто и бесстрастно молиться, тогда демоны наступают на него уже не от шуиих, а от десных: представляют явление будто славы Божией и какое-либо образное представление, чувству приятное, так что ему покажется, будто он совершенно достиг уже цели молитвы. Это, как сказал один знающий дело муж (Евагрий), бывает от страсти тщеславия и от бесовского прикосновения к известному месту мозга и от потрясения (или воспаления) в нем жил. Думаю, что демон, касаясь сказанного места, как хочет, превращает свет, который около ума; от этого тщеславие подвигается на помысл, понуждающий ум легкомысленно присвоять себе божественное и существенное ведение. Так как его не тревожат плотские нечистые страсти, а он чисто предстоит в молитве, то ему никак не думается, чтобы тут было какое-либо вражеское действие, – и он уверяется, что есть точно божественное явление, тогда как оно произошло от демона, который, крайнюю употребляя хитрость, чрез мозг, как мы сказали, изменяет сопряженный с умом свет и его самого образует (ему самому дает образ или то и то заставляет воображать)» (Там же. С. 216).

http://pravoslavie.ru/32921.html

206 Слово 6 о любви, гл. 16. 207 Святой Исаак Сирский. Слово 55. 208 Преподобный Григорий Синаит. Сл. 108, 128. Добротолюбие, ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие, ч. 4. 209 Слово IV, в конце; также Слово 3. 210 Фантазии. 211 Подражание Фомы Кемпийского, книга 2, гл. 8. 212 Подражание Фомы Кемпийского книга 3, гл. 1. 213 Подражание, книга 3. гл. 3. 214 Житие Феофила, Пимена болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский. 215 Святой Исаак Сирский. Слово 55. 216 Стран. XXXVII. 217 “Подражание” при первоначальном появлении своем, было осуждено даже своей Латинской Церковью, и преследовалось Инквизицией. Преследование прекращено впоследствии, и обратилось в покровительство, когда усмотрено, что книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение. Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о Папе, которое Папа желает внушить о себе человечеству, то есть, понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти Папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее — даже вера во Христа без оставления веры в идолов. 218 Восторженное изречение произнесено на французском языке, столько способном для сцены: “Elle aimait Dieu avec passion; elle ne pensait qu’a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l’Evangile et l’Imitation qui est un second Evangile”. 219 “Il aime Dieu, comme il aimait ses maitresses”. 220 “C’est avec le meme coeur, qu’on aime le Сгйатеиг, ou la сгйатиге, quoique les effets soient aussi diffйrenms, que les objets”. 221 Музы и Аполлон — божества древних язычников, греков и римлян; этим демонам язычники приписывали покровительство изящным художествам. 222 В созвучии, в согласии. 223 Олонецкой или Петрозаводской Епархии. 224 Новгородской Епархии. 225 Калужской Епархии. 226 О втором образе внимания и молитвы. Добротолюбие, ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

письма прп. Паисия Величковского к кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому. К.; Серпухов, 2015; он же. Прп. Паисий Величковский и последний Кошевой атаман Запорожской Сечи П. Калнышевский: Малоизв. письма//Афонское наследие: Альм. К.; Чернигов, 2015. Вып. 1/2. С. 336-365; bih же. До icmopiï iryмehcmba прп. Naïciя Величковського в мoh-pi Симонопетра на Aфohi за hebiдoмuмu pahiшe apxibhuмu док-тами XVIII ст.//Cibepяhcьkuй лimonuc. 2017. 1/2(133/134). C. 79-93; он же. Неизвестное письмо прп. Паисия Величковского за 1763 г. и др. док-ты, касающиеся его игуменства в мон-ре Симонопетра//Афонское наследие. 2017. Вып. 5/6. С. 231-255; он же. Прп. Паисий Величковский и попытка воссоздания Русика в мон-ре Симонопетра: Неизвестные письма с Афона//Русь - Св. Гора Афон: 1000 лет духовного и культурного единства: Мат-лы междунар. науч. конф. 21-23 сент. 2016 г. М., 2017. С. 318-338; Жгун М. А. Нек-рые «книжные» ученики прп. Паисия Величковского: Миссия и призвание//Паисиевские чт.: Мат-лы V междунар. богосл.-практ. конф. 2017. С. 18-27; Жгун П. Б. Разночтения в списках 2-го послания прп. Паисия (Величковского) к архим. Феодосию (Маслову), проливающие свет на особенности перевода «паисиевской» школы//Каптеревские чт. 2017. Вып. 15. С. 215-227; он же. Рукописи прп. Паисия (Величковского) и его учеников: Проект свод. каталога//Преподобне отче Паисие, Добротолюбия подвижниче: Сб. докл. по итогам науч. чтений. СПб., 2018. С. 12-28; Жгун М. А., Жгун П. Б. Переводческая школа старца Паисия и ее связь с Макарием Коринфским и Никодимом Агиоритом//Паисиевские чт.: Мат-лы V междунар. богосл.-практ. конф. 2017. С. 28-35; Кат. слав. рукописей мон-ря Нямц/Сост.: П. Б. Жгун. Серпухов, 2017; Жгун П. Б., Подковырова В. Г. Переводы прп. Паисия (Величковского) в контексте изданий «Добротолюбия» XVIII-XXI вв.//Преподобне отче Паисие, Добротолюбия подвижниче: Сб. докл. по итогам науч. чтений. СПб., 2018. С. 62-95; Брискина-Мюллер А. Спор об уставе между Паисием Величковским и Афанасием Молдаванином: Страница истории Афона и паисианского братства//Афонское наследие.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Быт.3:6. 201 Рим.1:20. 202 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 203 Пс.54:23. 204 Мф.6:25. 205 Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на «просите» (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 206 Лк.10:41–42 207 η μθεξις — причастие, у преп. Никиты встречаются три термина — η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 208 Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 209 Цитата из св. Иоанна Дамаскина: «Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149). 210 Еф.4:13 211 Прем.13:5. 212 η ξις — навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется добродетелью, а навык ко злу — страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм… С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как «восстановление сил души в первородное их благородство» (Добротолюбие. Т.5. С.101). 213 О постоянном навыке добродетели, например, у св. Григория Богослова в 36–м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.507–508). 214 κρεττων — сравн. ст. к κρατς и αγαθς — более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита говорит, во–первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151). Во–вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата. В–третьих, о лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89). Наконец, претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же. С.141). О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного. 215 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149 (PG 94. 917В). 216 Быт. 2:17. 217 το λειον των ηδονων — своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в «Вопросоответах к Фалласию». например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.165). 218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Симфония по творениям святителя Григория Богослова — М.: «ДАРЪ», 2008. С. 215. Свт. Василий Великий. Толкование на пророка Исаию, I, 30.//Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические сочинения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 640-641. Св. Василий продолжает мысль так: «Он и огня не возжжёт в вечной обители, потому что не собирает воспламеняющего огонь вещества: дров, сена, тростия. Он не носит и бремён, потому что не лежит на нём тяжкой ноши беззакония, но упокоится, проводя подлинно покойную субботу». Пр. Марк Подвижник. Наставления святого Марка, извлечённые из других его слов, 84//Добротолюбие: В 5 т. – Т. 1. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 485. Пр. Марку также принадлежит следующая мысль: «Проводящий Евангельски шестой день, умертвив предварительно первые движения греха, добродетелями достигает в состояние бесстрастия, чистое от всякого зла, субботствуя (Исх. 16, 29. 30) умом даже от самого тонкого представления страстей в воображении». Исаия Отшельник говорил: «когда ум освободится от всего и воссубботствует, то бывает уже в другом веке новом, новая мудрствует, внимает тому, в чём нет ничего тленного, и о нетленном помышляет» (См.: Преподобных отцов наших аввы Исаии Отшельника и Марка Подвижника поучения и слова. – М.: «Правило веры», 2007. С. 117). Св. Иоанн Дамаскин: «Суббота же есть покой от греха». В слове против иудеев св. Иоанн Дамаскин говорит: Бог, «повелевая седьмой день проводить в покое от телесных дел и заниматься духовными, таинственным образом показал имеющему видящий Бога ум истинному Израилю, чтобы он во всякое время приближался к Богу и возвышался над всем телесным» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 337). Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 282-283.

http://pravoslavie.ru/63011.html

Но и спасаемый чрез веру только, без постничества, должен принести Богу прочее, что он может сделать доброго. Ибо таковы законы, данные миру человеколюбивым Богом, что и старые, и болезненные, и бедные, и увечные – могут исполнять их, так как любовь к ближнему есть душевная деятельность, для которой не требуется телесного аскетизма, равно как и любовь к Богу обнаруживается в душе». (См. у Н.С. Суворова . « К вопросу о тайной исповеди». Яросл. 1889, стр. 80–83. Оригинал статьи указывается автором в cod.Behck. библ. theol.graec. φ. 193–196). Можно, однако, предполагать, что подобный трактат едва ли принадлежит перу Анастасия Синаита и есть не иное что, как незначительная переделка соответствующего места в творениях Кассиана Римлянина . 922 Никита Стиват. Деятельные главы. Первая 100, пп. 64 и 70. См. Добротолюбие, т. V, М. 1890, стр. 108–109. 932 Златоуст. Беседа на 50 псал. Curs. Patrol. S. Gr. t. L, col. 581. Эти слова Златоуста стоять в буквальном противоречии с учением Августина, у которого имеется такое замечание: «Покайтеся, как это обычно, в церкви, чтобы церковь молилась за вас. Никто не говори: я втайне приношу покаяние пред Богом; Бог знает мое покаяние и простить мне грехи. Говорить так, – не значить ли попирать Евангелие, уничтожать слова Христа, сказавшего: «елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси». (Sermo CCCXCII. Curs. Patrol. S. Lat. t. XXXIX, col. 1710. 933 Златоуст. Беседа XXXI на посл, к Евреям. Curs. Patrol. S. Gr. LXII, eol. 215–216. В Прологе, как подтверждение того же, по-видимому к этому времени относится еще следующее поветствование: «Преп, Павел препростый (†330 г.; память 7 марта), смотря однажды на входящих в церковь , как прозорливец, увидел вместе с другими человека, имеющего лице совершенно потемневшее, окруженного демонами, а вдали за ним идущего Ангела хранителя – унылого и сетующего. Что же? Этот самый человек, бывший в плену у демонов и уподобившейся им, как сынам тьмы, по самому виду своему, когда возвращался из церкви, представился преподобному совершенно изменившимся. Вместо черноты видна была светоносная белизна на лице его; Ангел хранитель шел с ним рядом и блистал радостью небесною, а демоны шли уже вдалеке от бывшего раба своего и не смели приблизиться к нему. Как произошла эта перемена? Грешник, вступив во храм, поражен был гласом Божиим в пророчестве Исаии: «измойтеся и чисти будити, отложите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити», и проч. ( Ncaл. I, 16 и дал.); вдруг почувствовал ложность Своего греховного состояния, обратился с раскаянием к милосердному Спасителю и тут же положил намерение исправить жизнь свою. То он сам рассказывал преп. Павлу...» (Воскр. Чт. (1852/3г.) XVI г. стр. 455). 934 Диадох блажен. Подвижническое слово, гл. 100. См. Добротолюбие в русск. пер. т. III, М. 1889, стр. 75–76.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1-й попыткой ввести в оборот новые, неизвестные рус. читателю тексты греч. «Д.» стал выполненный Н. А. Леонтьевым перевод «Слова подвижнического» Иоанна Карпафийского (1898) и глав «О единении с Богом и о созерцательной жизни» Каллиста Ангеликуда (Путь к священному безмолвию: Малоизв. творения св. отцов-исихастов/Под ред. А. Г. Дунаева. М., 1999. С. 28-102; Дополнение к Добротолюбию/Под ред. А. Г. Дунаева. М., 2001. С. 6-49). В XX в. возобновились попытки предложить новые, нередко более пространные переводы текстов «Д.» вместо отчасти устаревших переводов свт. Феофана. Еп. Вениамин (Милов) подготовил точный перевод сочинений прп. Григория Синаита, вошедших в состав «Д.», как переводившихся свт. Феофаном, так и непереводившихся (М., 1999). А. И. Сидоров перевел сочинения Евагрия Понтийского «О различных лукавых помыслах», «Главы о деятельной жизни» (Творения аввы Евагрия. М., 1994. С. 94-112) и трактат «О молитве» (Там же. С. 76-93), а также «Четыре сотницы о любви», «Две сотницы о богословии и о воплощении Сына Божия» и «Главы различные» прп. Максима Исповедника ( Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. Т. 1. С. 96-145, 215-256, 257-260). Иером. (ныне еп.) Иларион (Алфеев) выполнил полный перевод 225 богословских, умозрительных и практических глав прп. Симеона Нового Богослова, частично вошедших в греч. «Д.», а игум. Дионисий (Шлёнов) - перевод 3 сотниц Никиты Стифата по тексту греч. «Д.» с привлечением неск. афонских рукописей (готовится к изданию). Сочинения свт. Григория Паламы, переведенные свт. Феофаном, были переведены заново: В. В. Бибихиным - «Триады в защиту священнобезмолвствующих» полностью (М., 1995), Т. А. Миллер - «Десятословие христианского законоположения» (АиО. 1998. 2(16). С. 70-77) и Д. И. Макаровым - «Три главы о молитве и чистоте сердца» (Антропология и космология св. Григория Паламы. СПб., 2003. С. 478-481). Миллер выполнила также ряд фрагментарных переводов отцов «Д.» в сб. «Памятники византийской литературы IX-XIV вв.» (М., 1969). «Метод священной молитвы и внимания» (сочинение, приписывавшееся прп. Симеону Новому Богослову) переводился А. И. Сидоровым (Символ. 1995. 34. С. 217-224) и А. Г. Дунаевым (Путь к священному безмолвию. М., 1999. С. 15-27, 150-151); последний перевел также принадлежащий свт. Марку Эфесскому трактат «О словах святой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»» (в печати). И. М. Носов перевел заново нек-рые тексты прп. Симеона Нового Богослова, Илии Экдика и свт. Феолипта Филадельфийского (Добротолюбие: Симеон Новый Богослов, Диадох, Илья Пресвитер и Экдик, Феолипт Филадельфийский/Пер. и сост.: И. М. Носов. М., 2002).

http://pravenc.ru/text/178682.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010