Земли при церкви: пахотной 39 дес. 2,073 саж., сенокосной 34 дес. 354 саж., усадебной 1 дес. 677 саж., лесу дровяного 45 дес. 1,386 с., неудобной под реками и болотами 27 дес., а всего 148 дес. 1,362 саж. План и межевые книги на всю эту землю имеются. Приход состоит из деревень: Золина (близ церкви), Талашманова (3 вер.) 202 , Мишукова (6 вер.), Седельникова (7 в.) и Ильиной горы (7 вер.) 203 , в коих по клировым ведомостям за 1897 г. числится 956 душ муж. пола и 1,036 женского. В д. Золине (с 1861 г.) и Ильиной горе (с 1897 г.) имеются земские народные школы; учащихся в 1897–98 учебн. году в первой было 51, а во второй – 40. Старковский приход Село Старково при озере того же имени находится в 15 вер. от уездного города и в 155 от губернского. До 1764 года село Старково принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. – По писцовым книгам 1628 г. в сельце Старкове значится «двор монастырский, а в нем дворник, монастырских детенышей 2 двора, 7 дв. крестьянских и 8 бобыльских (в настоящее время здесь 105 дворов); пашни монастырской середние земли по 5 четв. в поле, крестьянской по 18 четв., перелогу и лесом поросло 30 четв… 3 знамени бортних, ходят монастырские крестьяне». Очевидно, что в это время церкви в Старкове еще не было. Но в переписных книгах 1678 г. в Старкове показана уже церковь во имя Живоначальные Троицы. – Эта церковь в 1749 году сгорела и вместо нее построена была новая деревянная же церковь , купленная в Быстрицком погосте. В 1795 г. и эта церковь сгорела; в 1797 г. вместо нее вновь была построена деревянная церковь. В 1863 г. в Старкове построен существующий ныне каменный храм, а деревянная церковь в 1867 г. разобрана. Престолов в храме два: главный во имя Живоначальные Троицы, в приделе теплом в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами старинные иконы Нерукотворенного образа Христа Спасителя и Казанской Божией Матери, уцелевшие, но преданию, от пожара 1749 г. Сохранилось напрестольное Евангелие печат. 1688 г. с подписью по листам: «сия книга Спасо-Евфимиева монастыря села Старкова церкви Живоначальныя Троицы; приложил оное того села прихожанин Тит Иванов».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

1861 г. в газете «Современный листок» – о преобразовании духовных училищ, • 1868 г. во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» – об общежитиях при духовных училищах, • 1870 г. там же – об участии духовенства в делах училищных, • в 1881 г. в «Церковно-общественном вестнике» – о приёмных испытаниях в семинарию, • 1884 г. – в газете «Русь» – «К вопросу о пересмотре училищного устава». К сожалению, мы сейчас не имеем под руками этих статей Александра Ивановича, чтобы познакомить читателей с их содержанием. Но в данном случае это и не важно. Мы не имеем в виду делать критический разбор его статей, а хотим указать только на то, что покойный имел и свои взгляды на дело, которому он служил. Подобное же критически-самостоятельное, если можно так выразиться, отношение мы видим и в другой области покойного Александра Ивановича. В течении 40 лет, будучи смотрителем, он преподавал Закон Божий в старших классах училища, но он не ограничился одним преподаванием в смысле изъяснения урока по установленным программам и принятым учебникам, а дал своё изложение истин православной веры, составил несколько руководств по Закону Божию, выдержавших несколько изданий. Таковы его руководства: 1 . 1868 г. – «Православная вера» – подробное изложение и изъяснение основных истин православного вероучения и нравоучения, в 1891 г. книга эта переведена на японский язык; 2 . Церковный устав с изъяснением богослужения православной церкви – руководство для духовных училищ (12 изданий); 3 . 1873 г. – Книга для первоначального чтения по Закону Божию; 4 . 1874 г. – Начатки учения православной веры в беседах с картинами; 5 . 1875 г. – Курс Закона Божия (10 изданий); 6 . Краткая церковная история с учением о богослужении для городских училищ – 8 изданий; 7 . 1887 г. – Уроки по Закону Божию – для приготовительных классов духовных училищ и для домашнего подготовления. Кроме поименованных, покойным были составлены и другие книги, весьма полезные, например, для внебогослужебных собеседований, каковы толковые Евангелия воскресные и праздничные и толковые чтения из апостола. И эти книги получили широкое распространение, выдержали несколько изданий. Вероятно, Александр Иванович составил бы руководство для изучения и катехизиса в III и IV классах духовных училищ, если бы катехизис митрополита Филарета не пользовался у нас исключительными правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Среди тех 800 дворов, которые императрица Анна Иоановна пожаловала Семёну Салтыкову, было и село Смольнево. Здесь Семён Андреевич и построил первую деревянную церковь, которую освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. По сведениям владимирского краеведа Василия Гавриловича Добронравова (1861-1919), церковь имела своего священника, которому прислуживал дьячок, была и просфорня. Причту было отведено 10 четвертей пашни и 10 копен сенных покосов. В состав прихода первоначально входили обитатели 10 крестьянских дворов. Позже приход увеличился за счёт присоединения жителей соседнего сельца Жердево и деревни Недюрево. Таким образом, сообщает Добронравов, Смольневский приход к 1736 году увеличился до 47 дворов. естественно, небольшая деревянная церквушка перестала вмещать всех прихожан. Тогда они и обратились к владельцу села с просьбой начать строительство нового, более просторного храма. К тому времени Смольнево уже перешло по наследству к сыну Семёна Андреевича - графу Владимиру Семёновичу Салтыкову (1705-1751). Новый молодой хозяин не стал откладывать дело в долгий ящик и в том же 1736-м году затеял строительство каменного храма, гораздо большего, который освятил в честь праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Один из приделов его было решено освятить, как и старую церковь, в честь Казанской иконы Божией Матери. Уже через год придел был готов. Его освятил священник Данутинского погоста по имени Яков Степанов. Однако дальнейшее строительство растянулось на долгие десятилетия. К сожалению, точных дат завершения строительства и освящения храма не сохранилось, как и не сохранилось имени архитектора, спроектировавшего это величественное строение. Известно лишь, что завершал дело своих предков внук Семёна Андреевича - граф Сергей Владимирович Салтыков (1739-1800). В окончательном варианте храм выглядел монументальным строением. Во-первых, он был двухэтажным. Внизу было устроено три придела: главный - Спасопреображенский, южный - во имя Святой Живоначальной Троицы и северный - в честь Казанской иконы Божией Матери. На втором этаже устроили придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Над основным объёмом храма строители возвели восьмигранную двусветную башню, а западнее - такую же колокольню, на которой в 1799 году установили часы. По периметру второго этажа построили открытую галерею, чтобы проводить крестные ходы вокруг храма. Они, кстати, проходят по галерее и сегодня, уже в возрождённом храме.

http://sobory.ru/article/?object=06748

Церкви принадлежит каменная сторожка, крытая железом. Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной одна десятина и пахотной 32 десятины 2,356 квадр. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества имеется и хранится.   . Приход: село и деревня Ильина, – в 6 верстах от церкви. Дворов в приходе 62, душ мужеского пола 188 и женского пола 186 душ. Годового дохода от Волокобинского прихода причт погоста Всесвятского получает до 180 рублей. Георгиевское, что на Тезе Село Георгиевское, на реке Тезе, от уездного города находится в 28 верстах, а от губернского города во 100 верстах. Церковь Св. Великомученика Георгия основана в двадцатых годах XVIII столетия усердием помещиков Кашинцева и Бабкина. Построенная ими деревянная церковь стояла в селе до 1838 года; а в этом году усердием прихожан была сооружена ныне существующая каменная церковь и освящена в прежнее наименование; в 1854 году при церкви построена каменная колокольня; а в 1861 году церковь и колокольня обнесены каменною же оградою. Престолов в церкви два: в холодной – во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца и в теплой трапезе – во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церкви принадлежит деревянная сторожка и таковой же дровяной сарай. Земли при сей церкви имеется 33 десятины 2,302 квадр. саж. Документы на землю имеются и хранятся в церкви. Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества имеется и хранится в церкви. Причт: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 4 р. 70 коп., от земли 20 р., от сбора хлебом 7 р. и за требоисправления 371 р., а всего в год 402 р. 70 к. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Перевесново, Якушево, Чащево, Клочково, Иваново и Шистино. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 179, душ мужеского пола 474 и женского пола 506 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В Гришине с 1861 года существует народная школа, содержится она в настоящее время на средства земства; учащихся в 1897–98 г. было 50. Индрусский приход Погост Индрус или, как он значится в старинных документах и в просторечии, Вындрус на речке Индрусске находится в 150 верстах от губернского города и в 50 от уездного. Этот погост под именем Рождественского значится в писцовых книгах Муромского уезда 1628–30 гг.; на погосте тогда была церковь во имя Рождества Пречистые Богородицы – древяна клецки с папертью, построенная и украшенная прихожанами; при церкви 3 священника, 1 дьячок, пономарь и просвирница, 5 келей нищих, которые «питались от церкви Божией»; пашни церковной было по 40 четв. в поле, сена 20 копен. Об Индрусской церкви и приходе имеются в окладных книгах 1678 года следующие сведения: «в погосте на Вындрусе церковь Рождества Пресвят. Богородицы, у той церкви дворы попов Ивана и Григорья, дворы пономарский и просвирницын, да приходских: 7 дв. крестьянских и 2 бобыльских, дер. Оносова, в ней двор помещиков, а в нем живет деловой человек, да 15 дворов крестьянских (в настоящее время здесь 16 дворов), дер. Дикая Рамень, в ней 12 дв. крестьянских и 3 бобыльских (ныне здесь 27 дв.), дер. Переродова, в ней 15 дв. крестьянских и 6 бобыльских (ныне здесь только 16 дворов), дер. Быкасова – 12 дв. крестьянских и 2 бобыльских (ныне 14 дворов); дер. Обеднина – дв. крестьянских и 10 бобыльских (ныне 26 дворов), дер. Микляева – 4 дв. крестьянских и 5 бобыльских (ныне 44 двора), дер. Медведева – 5 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время в приходе этой деревни нет), дер. Горки, в ней двор помещиков, 1 дв. крестьянский и 3 бобыльских (этой деревни не существует ныне), Золотово – 20 дв. крестьянских и 8 бобыльских (ныне здесь 50 двор.), дер. Мясниково – 3 двора крестьянских и 2 бобыльских, дер. Поповка, в ней 2 двора помещиковых, 5 крестьянских и 3 бобыльских, дер. Белая Рамень – 7 дв. крестьянских (ныне здесь 42 двора), дер. Ложанкова (?) 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских, дер. Панфилова – 28 дв. крестьянских и 13 бобыльских. Да церковной пахотной земли по 6 чет. в поле, да пустошь Поповка, в ней 5 четв. земли, сенных покосов 10 копен».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Смоленская Историко–статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 1864. Редков Н. Историко–статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Т. 1. Таврическая Гермоген (Добронравов), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. Тамбовская Хитров Г. Историко–статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Харьковская Историко–статистическое описание Харьковской епархии. М.; Харьков, 1852–1859. 5 кн. Холмская Корженевский И. История Холмско–Варшавской епархии со времени учреждения архиепископской кафедры в Варшаве до 1876 года. Варшава, 1881. Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская православная епархия. Варшава, 1886. Черниговская Историко–статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1870–1873. 7 кн. (предисл. архиеп. Филарета (Гумилевского). Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский М. В. Разбор и описание дел православного духовного правления//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1902. Т. 4. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Знаменский П. В. Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства//Прав. соб. 1863. Ч. 3. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого//Там же. 1872–1873; то же. Казань, 1873. Ивановский И. Обозрение церковно–гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883; 1900. Извлечения… за… год (см. библиогр. к Введению Б). Исполятов П. Консистория//ПБЭ. Т. 12. Ст. 834–843. Исторические сведения об епархиях в России с утверждения православного христианства в России и до нашего времени. М., 1881. Калашников (см. библиогр. к Введению Б). Книга о должностях пресвитеров приходских. СПб., 1775; 1798. Корольков К. Об открытии и закрытии епархий Русской Церкви. К., 1876. Кузнецов Н. Д. К вопросу о церковном имуществе (см. библиогр. к § 10). Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности: По архивным документам. Харьков, 1902. Луканин А. Хронологический указатель (см. библиогр. к Введению Б).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

М., 1883; Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII ст. М., 1884) и проч. Начиная с 60-х гг. XIX в. в рус. церковной печати появились полноценные - как по охвату материала, так и по научному уровню (на то время) - учебные пособия по правосл. Л. Первое из них - «Литургика, или Наука о богослужении Православной Восточной Кафолической Церкви» (К., 1861) - принадлежало проф. КДА прот. Даниилу Смолодовичу († 1870). В 1862 г. в С.-Петербурге вышло «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви» члена Училищного совета при Синоде прот. Константина Никольского († 1910), в 1881 г. в Москве - 2-томная «Наука о богослужении Православной Церкви» П. Я. Лебедева († 1885), в 1886 г.- «Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении» архим. (впосл. еп. Омского и Семипалатинского) Гавриила (Голосова) († 1916), в 1895-1900 гг. в Курске - 2-томная «Литургика, или Наука о богослужении Православной Церкви» Е. Г. Нестеровского. Помимо учебных курсов для духовных семинарий, выходили упрощенные пособия для светских гимназий и духовных училищ: свящ. Феодора Хорошунова, еп. Таврического Ермогена (Добронравова) и др. До революции 1917 г. все эти учебные курсы неоднократно переиздавались, но сохранило свою популярность лишь «Пособие...» прот. К. Никольского, к-рое выдержало еще неск. изданий после краха коммунистического режима в России, тогда как, напр., пособия Лебедева и Нестеровского оказались незаслуженно забыты (в 1998 в Москве был выпущен также репринт «Руководства...» архим. Гавриила (Голосова), не получивший большой известности). Прот. Константин Никольский известен не только как автор популярного учебника по уставу богослужения. Ему принадлежат фундаментальные работы по истории: чина Торжества Православия, совершаемого в 1-е воскресенье Великого поста (и шире истории практики анафематствования в правосл. Церкви) (Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста: Историческое исследование о чине Православия.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Ист.: Описание о российских святых; Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера: История ее, древности, статистика и этнография. Прил. Владимир, 1865. С. 107-112. (Тр. Владимирского губ. стат. комитета; 4). Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 358; Голышев И. А. Древности Богоявленской ц. в слободе Мстере Вязниковского у. Владимирской губ. Мстера, 1870; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176; Голубинский. Канонизация святых. С. 362; Добронравов В. Г., Березин В. Ист.-стат. описание приходов и церквей Владимирской епархии. Владимир, 1898. Ч. 5. С. 276-277, 317-318, 371-372; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. описание г. Коврова с уездом. М., 1903. С. 79-80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2; Баранов В. В. Иконопись Мстеры: История, структура промысла, худож. особенности: АКД. М., 2008. С. 20-21; Монякова О. А. Святые земли Ковровской//Афанасьевский сб. Шуя; Ковров, 2011. Вып. 1: Мат-лы 1-й межрегион. науч.-практ. конф. «Религиозно-образовательная среда рос. провинции». С. 86. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2563614.html

Дикарев Михаил Иванович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Мстеры, владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича 169, 185, 186, 190, 191, 195, 243, 270, 408, 409, 467 Димитрий Солунский (ум. ок. 306), св. великомученик 50, 52, 96, 151, 234, 386, 435, 436 Димитрий, царевич (1581–1591), сын царя Ивана IV, св. мученик 51, 347, 349, 356 Димитрий (Даниил Саввич Туптало, 1651–1709). митрополит Ростовский и Ярославский. писатель, проповедник, святой 68, 93, 104, 217, 221, 369, 370, 373, 375. 379, 380, 468 Димитрий Федорович, князь Галицкий 68 Дионисий Глушицкий (1363–1437), святой 240 Дионисий Фурноаграфиот (XVIII греческий иконописец, автор руководства по христианской иконографии и технике иконописи 131, 467 Дмитриев Максим (1858–1948), известный фотограф, более десятилетия снимал быт поволжских городов 23 Дмитриев Ю.М. 97, 103, 462 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), историк, литургист, профессор Киевской духовной академии 286, 331, 462 Добровольский Т. 293 Добронравов Василий Гаврилович (1861-?), владимирский краевед 463 Доксарос, греческий художник, автор трактата «О живописи» (1726) 131 Долгоруков В.А., князь 188 Долотов Ф.М. (середина XIX в.), иконописец из Палеха 387 Долотова мастерская, в Палехе 168 Домб-Калиновская Б. 97, 463 Доре Гюстав (1832–1883), французский график 261 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель 21, 463 Дружинин Василий Григорьевич , коллекционер, исследователь поморского литья 132, 163, 219, 463 Дудочкин Б.Н. 458 Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319), итальянский художник 313 Дыдыкин (рубеж XVIII-XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Дыдыкины А.И. и В.Л. (упом. 897), иконописцы из Палеха 159 Дюрер Альбрехт (1471–1528), немецкий художник 296 Е Евангулова О.С. 22, 463 Евгений (Болховитинов , 1767–1837), митрополит Киевский 235 Евдокимов П. 7, 463 Евдокия, святая 169, 318, 328 Евлампиев Е., художник, преподаватель Мстерской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 289

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В 1878-1879 г.г. архитектор А. И. Кракау переделал в характере эклектики ограду и угловую часовню. В 1890 г. к алтарю пристроена пономарня, а через семь лет расширена алтарная часть. Самым торжественным в приходе был крестный ход в первый Спас, который шел к стрелке Васильевского острова, где купцы устраивали для водосвятия богатую Иордань. Около Андреевского рынка, вокруг которого 8 июля так же устраивался крестный ход, сооружен в 1903 г. киот в память коронования Николая II. С 1869 г. при храме действовало Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора, содержавшее детский приют, дешевые квартиры для женщин, приют для неизлечимо больных в память Струйских (благотворителей Общества) и больницу с домовой церковью во имя Всех Святых. С 1881 г. председателем этого крупнейшего в России приходского благотворительного общества был известный географ, почётный член Петербургской Академии наук, член Государственного совета, сенатор П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В 1891 г. создан народный хор, который приобрел большую известность под руководством К. К. Бирючева. В 1904 г. праздновалось 175-летие со дня основания собора, по этому поводу М.Корольков опубликовал работу «Андреевский собор С.-Петербурга». В 1914 г. учреждено приходское миссионерское братство. Последним настоятелем с 1890 г. до революции был протоиерей Иоанн Иоаннович Добронравов. После большевистского октябрьского переворота 1917 г. в России начались невиданные в мировой истории разрушение государственности, геноцид народа и гонение на Церковь Христову. Насилие, разруха, голод и смерть в полной мере обрушились по вине христоненавистников на духовенство и прихожан прихода Андреевского собора. В 1922 г. в Андреевском соборе большевики произвели изъятие церковных ценностей. Были изъяты богослужебные сосуды из драгоценных металлов, серебряные оклады икон первого ряда иконостаса, старинное Евангелие в серебряном окладе, облачение главного престола, сделанное в 1861 году из 7,5 пудов серебра в мастерской известного ювелира Ф. А. Верховцева и многое другое.

http://sobory.ru/article/?object=00740

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010