а на задней сорочке: Сия Книга Принад (зачеркнуто): ниже, залихватским почерком, со многими выкрутасами и росчерком: С Сия Книга Принадлежит Софии Премудрости Божии что на Лубянке. Заметим кстати, что на обороте же этой сорочки значится еще: Велия и не изреченная Премудрость Божия и Сила София Применитая Причестный храме огнезрачный Престол Христа Бога нашего. Далее, другим почерком карандашом написано: Припев на молебне: Иерей поет: Премудрость Божия, София преименитая, спаси ны грешные рабы Твоя. Певчие: Пресвятые Богородице спаси нас. —21— Слава… и ныне. Наконец, на форзаце еще надпись: Сия Библиотека Софийского на Лубянке. Сия библиотека Церкви Премудрости Божия что на Лубянке. Состав интересующей нас рукописи почти исчерпывается напечатанными: службою, молитвою и сказанием. Кроме того вслед за «Молитвою к Софии», на лл. помещено в рукописи сказание о построении великим князем Владимиром, сыном Ярослава и внуком Владимира Равноапостольного, в 1045 году Софийского храма в Новогороде. А на л. кг-кг об. находится заключительное «увещание» к читателю любить божественные словеса. Упомянутое выше «увещание» датировано: ала, кд дн т.е. 24-ым июлем 1831-го года. Однако, нужно полагать, что эта дата относится к какой-то другой рукописи, с которой снята издаваемая нами копия. В само деле, на лл. д и имеется водяной знак 1832 года, приблизительно такого вида. У 1832 Очевидно, наша рукопись не может быть датирована ранее, чем 1832-м годом. Вот ее terminus а quo. Но возможно, что она и еще более позднего происхождения. По крайней мере на первой сорочке имеется еще водяной знак, а именно: 1835 Если только переплет современен рукописи, то тогда уже не 1832-ой год, а 1835-ый год должно будет признать за ее terminus а quo. Предлагаемый нами текст имеет следующие мелкие отступления от оригинала: Страница напечатано в рукописи и строка врата врата —22— 5 3 вгослововъ бгослвъ оустхъ оустхъ Кроме того, в рукописи, пред изображениями порядковых чисел то ставится запятая, то опускается: в печатном тексте принята единообразная система, без запятой, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Догмат Подобно многим христианским терминам, слово «догмат», как правило, употребляется в разговоре, в средствах массовой информации в искаженном виде, причем слову этому придается отрицательный оттенок чего-то мертвящего, застывшего в стагнации. На самом же деле слово το δογμα происходит от греческого глагола δοκειν, который означает «думать, полагать, верить». Но «δογμα» означает уже не мнение, а конечный результат – твердое убеждение, положение, ставшее предметом согласия, или религиозную истину, ставшую предметом несомненной веры. 1 Поэтому еще в глубокой греко-римской древности термин «догмат» стали прилагать к такого рода философским учениям, которые были общеизвестны и бесспорны. У Платона в диалоге «Государство» догматами называются постановления и решения правительства, относящиеся к понятиям справедливого и прекрасного. Св. Исидор называл Сократа «Законоположником догматов аттических», а учение Платона и стоиков – догматами. Догматами в этом же смысле могли называться древними церковными писателями религиозные верования язычников ( Созомен ) и лжеучения еретические ( Евсевий Кесарийский ), как имевшие притязания на усвоение себе неоспоримой истины. 2 В Священном Писании в книге Деяний Святых Апостолов догматами называются апостольские определения, имеющие уже непосредственное отношение к жизни христианской Церкви. «Проходя же по городам, они (апостолы Павел и Сила) передавали верным соблюдать определения (τα δογματα), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Дн.16:4). Это были вероучительные и дисциплинарные решения Апостольского Собора, которые имели силу обязательного закона для всех членов Церкви Христовой. Однако уже к IV веку в Церкви постепенно произошло разделение понятий «догмат» и «канон». Само слово «догмат» стало прилагаться только к предметам вероучения, а нравственные заповеди и вопросы церковной дисциплины стали обозначаться терминами «канон», «правило». Догматами стали называться истины веры в отличие от истин литургических, канонических, нравственных и т. д. Причем особенно важно то, что на Вселенских Соборах слово «догмат» употреблялось только для вероучительных истин, имеющих несомненный, непререкаемый и непреложный характер. Преп. Викентий Лиринский пишет: «Догматам небесной философии не свойственно подвергаться какому-либо изменению, отсечению или уродованию, подобно учреждению земному, которое может усовершаться только непрерывными поправками» 3 .

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

Замены и добавления лексем в чуде о Дмитрии многочисленны, так что иногда трудно отделить такую частичную редакторскую правку от переделок целых фрагментов текста: слышвше же с/съди сицевое сицевое (л. ср.: и тогда се слы/шавше ссди. чюжахс, Унд. 258, л. 54 об.); поидемъ//да видимъ идже слышимъ въ хлвин (л. об.; ср.: поидимъ да ви/димъ къ хлвин, Унд. 258, л. 55); (л. об.; ср.: рабиимь ключь, Унд. 258, л. 55); внеап/тча велика, и втръ бренъ и ве/ликъ (л. ч об.; ср.: внеап т/ча и втръ великъ приде, Унд. 258, л. 55 об.) Особенностью редактуры этого чуда стала переработка, причём значительная, большей части текста: идущымъ же имъ констн/тин града ко град анфират./б бо того дн строино и тихо/море. и внеап ветръ силенъ/воста, ио облака темна,//ко предратис наполы втрил,/и въвержен быти в море. и хо/тх т ко брег при/ит. влны же и ркъ гребла ибиша. и испад и рк весло ( л. че–че об.; в рукописной традиции: ид/щимъ имъ посред мор./внеапу втръ силенъ во/ста. и сверх туча велика./ко и пре растера наполы/и въверже в море. и хот/ху къ краю грести. и волъ/ны силны пришеше. и р/ку том ираиша весло./и вверже и в море, Унд. 258, л. 54); и ви/дш со главы вод текущю/морьскую слан и портъ,//ко стрмъ исходити. и ре/кша к нем, како вниде в аключен сщ. ил/что ти с, ключило, ко вовратилъс скоро (л. об.– ч; в рукописной традиции: и видша наг/главу воду текщю /главы слану мор. и портъ акы рка течаше./и ркоша како вл/лъ въ хлвин а аклю/чену. кду ли что тако/скоро вовратилс Унд. 258, л. 55). На фоне обычной редакторской правки в чуде о Дмитрии следует отметить лексемы амкнение «запор, замок» и гребла «весла». Отглагольное существительное амкнение слабо представлено в памятниках письменности и, видимо, не отмечено в говорах. Оно встречается в переведённом с польского языка Назирателе в списке XVI в. 1142 . Второе существительное, гребло, унаследованное из праславянского лексического фонда 1143 и хорошо известное в русских диалектах, в истории русского литературного языка отмечено в значении «весло» в XVI–XVIII вв., причём в XVIII столетии оно выходит из употребления 1144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На 19-м году своего царствования, Набополласар поручает сыну своему Навуходоносору главное начальство над войском для усмирения отпавших от него народов. (Здесь начало 43-летнему царствованию Навуходоносора). Пораж. Нехао на Евфрате при Карх. Навух. Иер. 46, 2 . ПЕРИОД VOm пленения вавилонского до Иисуса Христа Царство Вавилонское Современные события в других странах Видение царем впророческом снеогромного истуканаДан. 2:1. В 7-й год своего правления, Навуходоносор начал осаду Тира, в котором царствовал Итобал. (Иос. Фл. против Апиона гл.1). Плен Иехонии и третье пересел. (8 год Навуходоносора) Астиаг (=Ксенофонтон Киаксар, брат Манданы, матери Кировой, a потом и тесть Кира,–Даниилов Дарий Мидянин) – один 36 л. и с Киром 23 г.–В этот же год в Египте воцарился ФараонХофра, или Априй,– 25 л., .а в Афинах (Ол. XLVI, 3) Солонъ издал законы. Завоевание Навуходоносором Тира . (Oл.XLVIII.3) Мая 28 д. полное затмение солнца прекратило войну междуАстиагом Мидийск. и АллиатомЛидийским, отцем Креза. Сумасшес. Навух.Евиль Миродах –2 года. Нериглессар – 4 г Кир завоевалъ столицуМидии, Экватаны, и взял в плен царя ее, своего дядю Астиага,положивши этимоснование Персидскоймонар. царств,–30л Лаворосоарход – 9мес. Взятие Вавилона Дарием Мидянином и Киром, который (по кан. Птолом.) царствует–9 л, (см. исчисл. Придо). 1 Дан. 6:1. Смерть Астиага илиДария Мидянинаделаетъ Кира еди–новластителемъАзии, над котороюон (по сказаниюКсенофонта) царствует 7 лет. Камеиз, сын Кира,–7 л. и 5 м.Лже – Смердисили Маг Оропаст –7 м. Дарий I, сын Истаспа,–36 л. (6-й год Дария).Ксеркс– 21 г. по кан. Птолом. Ол. LXXV, 1. Неудачный поход Ксерксана Грецию. Артаксеркс I Макрохир – 41 г. (7-й год Артаксеркса). После 20-го юбилея,во 2-й суб. год,начало седминамДанииловым. У Дарин Охта и Парисатиды, детейАртаксеркса Макрохира, родилсясын Артаксеркс(Мнемон). Ол. LXXXI, 1. Геродот читает свою Историюна Олимпийскихиграх. Ксеркс I I – 45 дн.и Согдиан–6 м. Дарий I I Ноф–19л. (по кан. Птол.) Артаксеркс I IMheмoh– 43 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

похвальными внцы внчаемъ премдраго: кнзей похвал, источника бжественныхъ нескднаго: чистое и нескверное сты трцы жилище: рк чдесъ неисчерпаем: добродтелей правило: безплодныхъ подражател: нбнаго гражданина: ради хртосъ плчища низлож, имй милость. радостотворными устами возвеличимъ свтлю на мысленнй тверди теплаго застпника град нашем: сщымъ въ бдахъ скораго поспшника: и всхъ притекающихъ къ нем избавител: въ бранхъ мжа непобдима: ради хртосъ низложивъ, людемъ своимъ дарова миръ и милость. Слава, гласъ празднолюбныхъ собори, бгомъ со кнзи, стители со монахи со всемъ хртолюбивымъ множествомъ свтлый ликъ составлше, воспоемъ пснь доброплодной расли алеандровой бгоблаженном кнзю сей бо насажденъ въ блженномъ дом ца своег, к въ добродтелехъ процвлъ, и даже до вренъ бысть подражатель всхъ длъ родител своег: и нын съ нимъ въ нбсхъ кпн ликовств, молитс непрестанн сохранитис течеств своем и держав нашей, побд на спостаты дарй молитвами своими. И нын, бгородиченъ: Кто теб не ублажитъ преста дво; кто ли не воспоетъ твоег пречтаго ржтва; безлтн бо ца снъ тойже теб чты пройде, неизреченн воплощс, бгъ сый и бывъ человкъ насъ ради, не по двою лиц раздлемый, но во двою неслитн познаваемый. того мол чта, всеблженна, помиловатис дшамъ нашымъ. Входъ. дн. тр. Притчей Памть праведнаг съ похвалами, и гдне на глав Блженъ члвкъ, иже брте премдрость: и смертенъ, иже увд размъ. Лчше бо кповати, нежели злата, и сребра сокрвища. Честнйша же многоцнныхъ: все же чтное недостойно Долгота бо дней, и лта живота въ десниц въ шйц же богатство и слава. устъ исходитъ правда, законъ же и милость на зыц носитъ. Послшайте убо мен, чада, честна бо рек и блженъ человкъ, иже пт мо сохранитъ: исходи бо мо, исходи живота, и уготовлетс гда. Сег ради молю васъ, и предлагаю мой гласъ сыновмъ к азъ премдрость устроихъ, совтъ и размъ и смыслъ азъ призвахъ, мой совтъ и мой размъ, мо же крпость. Азъ мен любщы люблю, же мен брщтъ блгодать. Размйте убо коварство, же прилагайте сердца. Послшайте мен и паки, честна бо рек: и верз устенъ права, к истин почитс гортань мой, мерзски же предо мною устны лживы. Съ правдою вс глаголы устъ моихъ: ничтоже въ нихъ стропотно, ниж развращенно. Вс права сть размвающымъ, и прста бртающымъ размъ. Начаю бо васъ истин, да бдетъ гд надежда ваша, и исполнитес дха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Нлетлер   15 Бира, егер де удайыыз Жаратан Ийени сзине ула салмай, бгин мен сизлерге жеткерип атыран Оны барлы буйрыларын м аыйдаларын муыятлы трде орынламасаыз, мына нлетлер басыыза тседи: 16 алада да, атызда да нлетли боласыз. 17 Дн себетлерииз м амыр табаларыыз нлетли болады. 18 Ул-ыза зар болып, жерииз зртсиз, сыйырларыыз м кбеймей, нлетий боласыз. 19 йде де, дзде де р бир исииз нлетий болады. 20 Жаратан Ийеден жз бурып, ислегенииз ушын, ол уран р бир исиизде Ол сизлерди нлетке м бле-адаа ылады. Исииз оынан келмейди. Аырында, тез арада стиизге апат пткиллей жо боласыз. 21 Сизлер млик ушын баратыран елиизге Жаратан Ийе оба кеселлигин жиберип, сизлерди жо ылады. 22 Ол сизлерди кпе кеселлигине, ысытпа м алтыратпаа ылады. Соны менен бирге, жазды саратан ыссысын м урашылы жиберип, егинлериизди кйик бастырып, таслайды. Сизлер лип кеткениизше, усы апатлар изиизден алмайды. 23 Тбеиздеги аспан ола сыялы, аяыызды астындаы жер темир сыялы болып алады. 24 Сизлер жо болып кетпегениизше, Жаратан Ийе аспаннан орнына елиизге ша-тоза 25 Жаратан Ийе сизлерди душпанларыыза тслим етеди. Сизлер олара бир трептен жим етсеиз, олардан тумлы-туса ашып кетесиз. Жер жзиндеги барлы патшалылар сизлерди аянышлы крип, рейлери ушып кетеди. 26 ликлерииз барлы услара м жабайы жем болады, оларды жиберетуын еш ким болмайды. 27 Жаратан Ийе мысырлылара жиберген жо шыйанлар, отыр жаралар м ышымалара сизлерди етеди. 28 Соны менен бирге, Ол сизлерди жинлилик, соырлы, естен блелери менен жазалайды. 29 Соыр адам тнде сыйпаланып жргениндей, сизлер кндизги сыйпаланып жресиз. Ислеген р бир исиизде табыссыз боласыз, зликсиз езилип, тоналасыз м сизлерди утаратуын еш ким болмайды. 30 Бир ыз бенен некеден тесиз, бира оны баса зорлайды. й саласыз, бира оны ишине кирип, жасай алмайсыз. Жзим баын отырызасыз, бира жзиминен жей алмайсыз. 31 Малыыз кз алдыызда сойылады, бира гшинен жей алмайсыз. Ешегиизди сизлерден зорлап тартып алады м айтарып бермейди. ой-ешкилерииз душпанларыыза бериледи. Сизлерди утаратуын еш ким болмайды. 32 Ул-ызларыыз кз алдыызда баса халылара ул етип бериледи. олыыздан еш нрсе келмегенликтен, р кни оларды айтып ктип, жолына кз тигип, кзлерииз талады. 33 Сизлер танымайтуын бир халы келип, жериизди зртин м барлы мийнетиизди жейди. мирииз бойы жбирленип, езилесиз. 34 Усыларды кзлерииз бенен крип, аыл-есиизден айырыласыз. 35 Жаратан Ийе сизлерди басыыздан аяыызды ушына дейин жо жара м шыйанлар менен аплайды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

14 Егер Жаратан Ийеге дслепки нимнен лле садаасын бермекши болсаыз, онда дслепки шыан днди оны тйип алып кели. 15 Бул лле садаасы боланы ушын, оны стине зйтн майын уйып, хош ийисли шайыр осы. 16 бираз тйилген дн менен зйтн майынан алып, олара хош ийисли шайырды ммесин осып, толы садааны белгиси ретинде урбанлы орында ттетип жандырсын. Бул – Жаратан Ийеге, яный Маан арналан сый.   3   урбанлыы   1 Егер ким де ким урбанлыы ушын ири мал бермекши болса, онда ол Жаратан Ийеге арнап минсиз еркек ямаса урашы мал усынсын. 2 Ол адам олын урбанлыты басына ойып, оны шатырыны алдында шалсын. Харонны уллары болан анды урбанлы орынны трт апталына серпип жиберсин. 3 Сол адам урбанлыыны мына блеклерин Жаратан Ийеге сый етип тийис: малды ишеклерин аплаан шарбы майлары менен иш майларын, 4 еки бтекесин, бтеке стиндеги майын м тменги ушын. 5 Харонны уллары буларды урбанлы орында жанып туран отынны стине ойып, жандырылатуын урбанлы пенен бирге ттетип жандырсын. Бул – Жаратан Ийеге хош ийисли сый болады. 6 Егер ким де ким урбанлыы ушын майда мал бермекши болса, онда ол Жаратан Ийеге минсиз еркек ямаса урашы жанлы усынсын. 7 Егер ой бермекши болса, оны Жаратан Ийени алдында тийис. 8 Ол олын урбанлыты басына ойсын. Кейин оны шатырыны алдында шалсын. Харонны уллары ойды анын алып, урбанлы орынны трт апталына серпип жиберсин. 9 Ол адам урбанлыыны мына блеклерин Жаратан Ийеге сый етип тийис: жанлыты майларын, яный уйымшаты тбинен кесип алынан пткил уйры майын, ишеклерин аплаан шарбы майлары менен иш майларын, 10 еки бтекесин, бтеке стиндеги майын м тменги ушын. 11 буларды урбанлы орынны стинде ттетип жандырсын. Бул – Жаратан Ийеге сый болан ас садаасы. 12 Егер ол ешки бермекши болса, оны Жаратан Ийени алдында усынсын. 13 Адам олын урбанлыты басына ойсын м оны шатырыны алдында шалсын. Харонны уллары ешкини анын алып, урбанлы орынны трт апталына серпип жиберсин. 14 Ол адам ешкини мына нрселерин алып, Жаратан Ийеге сый ылып усынсын: ишеклерин аплаан шарбы майлары менен иш майларын, 15 еки бтекесин, оларды майларын м тменги ушын. 16 буларды ммесин урбанлы орынны стинде ттетип жандырсын. Бул – Жаратан Ийеге хош ийисли сый болан ас садаасы. Майды ммеси Оан тийисли. 17 Малды майын жемелер, оны гшин де аны менен жемелер. Бул злерииз жасаан мме жерде бойы мги аыйда болсын.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

16 Санхерибти хызметкерлери удай Ийеге м Оны улы Хизкияа арсы таы бир талай сзлер айтты. 17 Буны стине, Санхериб Израилды удайы Жаратан Ийеге тил тийгизип хат жазып, Оан арсы мына сзлерди айтыпты: «Баса жерлерди удайларыны з халын меннен утара алмаанындай, Хизкияны удайы да з халын мени олымнан утара алмайды». 18 Хатты алып келгенлер бул сзлерди стиндеги Ерусалим турынларына арай еврей тилинде баырып айтты. Олар халыты орытып, рейин ушырып, аланы тезирек ола киргизбекши болды. 19 Олар Ерусалимни удайы аында жер бетиндеги баса халыларды адам олы менен жаратылан удайы аында айтандай ылып сйледи.   Жаратан Ийени Хизкияны   20 Патша Хизкия м Амос улы пайамбар Ийшая усы ушын етип, кклерге арап жалбарынды. 21 Сонда Жаратан Ийе з периштесин жиберди. Периште Ассирия патшасыны ордасындаы барлы батыр ксемлерди м скербасыларды ырып таслады. Санхериб масара болып елине айтты. Бир кни ол з удайыны бутханасына киргенде, оны з уллары ылыш пенен лтирди. 22 Солай етип, Жаратан Ийе Хизкияны м Ерусалим турынларын Ассирия патшасы Санхерибти м баса да душпанларыны олынан утарды. Оларды р треплеме орап-салады. 23 Кплер Ерусалимге келип, Жаратан Ийеге сыйлар, Яуда патшасы Хизкияа ымбатбаа затлар алып келди. Сол баслап, Хизкия барлы халылар арасында жоары рметке еристи.   Хизкияны м   24 Сол кнлери Хизкия лим тсегинде жатты м Жаратан Ийеге етти. Ол Хизкияны еситип, оан стелигинен дзелетуын белги берди. 25 Бира Хизкия зине крсетилген жасылыа шкирлик етпей, менменсип кетти. Сол себепли Жаратан Ийе оан, Яудаа м Ерусалимге зепленди. 26 Сонда Хизкияны зи де, Ерусалим турынлары да злерини менменлиги ушын ылды. Сонлытан Жаратан Ийени олара Хизкияны кзини тирисинде зебин шашпады. 27 Хизкия жд бай м абырайлы болды. Ол зини гмис м алтыны, ымбатбаа таслары, хош ийисли затлары, аланлары м р трли ымбатбаа затлары ушын азналар салдырды. 28 Жне де, ол дн нимлери, жаа шарап м зйтн майы саланатуын орынлар, сондай-а ири м майда маллар ушын оралар урдырды. 29 удай мол байлы инам еткенлиги себепли, патша зине алалар урдырды м кп санлы падалар менен ийе болды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

См. об этом лучше всего: у Архим. Киприана в его книге, посвященной антропологии св. Григория Паламы. 1122 Бердяев, Ор. cit, стр. 58. 1123 С исключительной силой выражено это у Достоевского в том письме, которое было написано им после смерти его первого ребенка. См. также потрясающую исповедь старцу Зосиме женщины о ее неутолимой печали после смерти ее мальчика. 1124 «Боже мой, да какое же мне дело до законов природы… Разумеется, я не пробью такой стены лбом… но и не примирюсь с ней только потому, что это каменная стена» (Зап. из подполья). Ср. с этим почти тождественные слова у Михайловского. (См. выше гл. IX). 1125 Дн. Писателя за 1877 г. Июль–Авг. (гл. II). 1126 Шестов, Достоевский и Ницше, стр. 91. 1127 См. учение о «мистическом корне» движений добра в Дневн. Писателя 1880 г., гл. III, § 4. 1128 О православном восприятии человека, см. в моей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». 1129 С. Гессен в своих статьях о Достоевском и Вл. Соловьеве («Борьба утопии и автономии добра в мировззрении Достоевского и Вл. Соловьева», Совр. Записки 1931, т. 45 и 46), указывая на особую близость Достоевского и Вл. Соловьева с конца 1877 г., признает влияние Соловьева лишь в особенно тщательной обработке «Бр. Карамазовых» (в диалектике идеи добра) и наоборот склонен признать обратное влияние Достоевского на Соловьева. 1130 Наиболее прямо говорит об этом Бердяев («Достоевский имел определяющее значение в моей духовной жизни». — Предисловие к. книге «Миросозерцание Достоевского»). Ср. у Вяч. Иванова («Родное и вселенское», Москва 1917, стр. 147). 1131 См. его статьи «Трагедия добра в «Бр. Карамазовых“» (Совр. Записки 1928, т. 36) и «Трагедия зла» (Путь 1932, См. также упомянутую выше статью о Достоевском и Вл. Соловьеве. 1132 Мы приводили уже выше категорическое мнение Достоевского, что моральная сфера в человеке питается только из ее. мистического корня. 1133 См. мою статью «Проблема красоты в миросозерцании Достоевского» (Путь), См. также этюд И. И. Лапшина «Эстетика Достоевского» (Сборник статей о Д. под редакцией Долинина, т. 1, а также отдельным изданием). 1134

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Вместо мраморного песка можно применять чистый кварцевый песок равномерной зернистости с размером зерен до 0,3 мм. Для получения очень гладкого лицевого слоя используют мраморную пудру, просеянную через сито с 900–1600 отв/. Штукатурные растворы готовят с различным соотношением извести и наполнителя в зависимости от зернового состава песка и назначения раствора. Очищенную от грязи и пыли поверхность накануне производства работ обильно смачивают. Смачивание повторяют за 1–1,5 ч до начала работ. Первоначально на поверхность набрасывают обрызг толщиной 5 мм. Штукатурный грунт наносят последовательными слоями толщиной не более 5 мм каждый. Число слоев зависит от ровности поверхности. Каждый слой разравнивают полутерком. Последующий слой наносят после подсыхания (побеления) предыдущего. Выровненный последний слой грунта процарапывают волнистыми горизонтальными линиями глубиной 2 мм с расстоянием между ними 30 мм. Штукатурный грунт выдерживают 12 дн, смачивая его водой два-три раза в день, а в жаркую погоду, кроме того, прикрывают влажными рогожами или мешковиной. Лицевой слой штукатурки наносят общей толщиной 10–12 мм, наращивая в два-три приема с толщиной каждого слоя около 5 мм. При применении для лицевого слоя растворов с мраморной пудрой общая толщина слоя должна быть 2–3 мм. Пигменты. Для фресковой росписи применяют природные и искусственные щелочестойкие сухие пигменты. Из природных пигментов используют следующие: охру светлую, темную и золотистую, охру жженую, мумию светлую и темную, сурик железный, сиену натуральную и жженую, умбру натуральную и жженую, перекись марганца, цветные сланцы разных цветов, цветные туфы – розовые, желтые и красные, коричневую марганцевую, зеленую землю (минерал волконскоит), лазурит и малахит. Искусственные щелочестойкие пигменты, разнообразные по цветовой гамме, позволяют в значительной степени расширить цветовые возможности фресковой живописи. Так, в живописи этого вида хорошо зарекомендовали себя следующие пигменты: стронциановая желтая, английская красная, кадмий красный, кобальт синий, голубой и зеленый, ультрамарин (сульфатный), оксид хрома, зелень изумрудная, кость жженая, марсы разного цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010