80. Опять Давид говорит: " Они смотрели на меня, они разделили между собою мои ризы и об одежде моей бросали жребий " (Пс. 19). Ибо при Его распятии воины разделили Его ризы, как у них было в обычае, и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне, так как он был сверху соткан и не сшит, они бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадет и получнл его (ср. Ин. 23 сл.). 81. И опять пророк Иеремия говорит: " И взяли тридцать сребренникон, цену оцененного, которого оценили от сынов Израилевых, и дали их за землю горшечника, как повелел мне Господь " (Иерем. XXXII, 6 сл.; ср. Мф. XXVII, 9 - 10). Ибо Иуда, который был из ученикон Христа, дал обещание иудеям и условился с ними, когда увидел, что они хотели умертвить Его, и поскольку он был наставлен Им (ср. Ин. XII, 4 сл., Мф. 8 - 16), он взял тогда тридцать сребренников, местную монету, и предал им Христа, но затем раскаялся в том, что сделал, и возвратил сребро начальникам иудеев, а сам повесился. Они же не признали приличным вложить их в сокровищницу, потому что это была цена крови, и купили на них поле, принадлежавшее горшечнику, для погребения странников (Мф. 14 сл., XXXVII, 3 сл.). 82. И после того, как Его распяли, когда Он просил пить, Ему дали для питья уксус с желчью (ср. MфXXVII, 34), и это именио сказано было Давидом: " И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом " (Пс. XVIII, 22). 83. И что Он, воскресши из мертвых, вознесется на небо, об этом Давид говорит так: " Колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими, среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами " (Пс. LXVII, 18 - 19). Под плененными он разумеет уничтожение господства возмутившихся ангелов. Он указывает также и место, где Он должен взойти от земли на небо. Ибо он говорил: " Господь восшел от Сиона " . Ибо по Своем воскресении из мертвых Он собрал Своих учеников на Масличной горе против Иерусалима и подтвердил им относящееся к царству небесному; и здесь они видели, как Он вознесся на небо и как отверзлись небеса и приняли Его (ср. Дн. 4 - 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

80 . Опять Давид говорит: «они смотрели на Меня, они разделили между собою Мои ризы и об одежде Моей бросали жребий» ( Пс. 21:19 ). Ибо при Его распятии воины разделили Его ризы, как у них было в обычае, и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне, так как он был сверху соткан и не сшит, они бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадет, и получил бы его (ср. Ин. 19сл.). 81 . И опять пророк Иеремия говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену оцененного, которого оценили от сынов Израилевых, и дали их за землю горшечника, как повелел мне Господь» (Иерем. 32сл.; ср. Мф. 26:9–10 ). Ибо Иуда, который был из учеников Христа, дал обещание иудеям и условился с ними, когда увидел, что они хотели умертвить Его, и поскольку он был наставлен Им (ср. Ин. 12сл., Мф. 26:8–16 ), он взял тогда тридцать сребренников, местную монету, и предал им Христа, но затем раскаялся в том, что сделал, и возвратил сребро начальникам иудеев, а сам повесился. Они же не признали приличным вложить их в сокровищницу, потому что это была цена крови, и купили на них поле, принадлежавшее горшечнику, для погребения странников (Мф. 26сл., 27:3 сл.). 82 . И после того, как Его распяли, когда Он просил пить, Ему дали для питья уксус с желчью (ср. Мф. 27:34 ), и это именно сказано было Давидом: «и дали Мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили Меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). 83 . А что Он, воскреснув из мертвых, вознесется на Небо, об этом Давид говорит так: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими, среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами» ( Пс. 67:18–19 ). Под плененными он разумеет уничтожение господства возмутившихся ангелов. Он указывает также и место, где Он должен взойти от Земли на Небо. Ибо он говорил: «Господь восшел от Сиона». Ибо по Своем воскресении из мертвых Он собрал Своих учеников на Масличной горе против Иерусалима и подтвердил им относящееся к Царству Небесному; и здесь они видели, как Он вознесся на Небо и как отверзлись Небеса и приняли Его (ср. Дн. 1:4–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

" А я сказал: " О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод. " Но Господь сказал мне: " не говори " я молод, " ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь " (Иер. 1:5-7). Бог призвал также и Авраама и благословил его и размножил его (Ис. 51:2), о чем говорит и ап. Павел в послании к Римлянам (гл. 4, и к Евр. 11:8). Из массы следовавшего за Ним народа Господь призывает 12 Своих учеников и 70. Святой Дух повелеваетЗ " Отделите Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Дн. 13:2). Тот же Савл, ставший Павлом, может смело говорить о своем святом призвании (2 Тим. 13:9) — " не по делам нашим, но по изволению Божию и благодати. " Он же надписывает и свое послание: " Павел, призванный Апостол " (к Рим., 1 Кор.) или даже " избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом " (к Галатам). Особым интересом отличается рассуждение ап. Павла в 1 послании к Тимофею (3:1): " верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. " В переводе эти слова апостола звучат гораздо бледнее и малозначительнее, чем в греческом подлиннике. По-русски сказано оба раза " желает " ; по-славянски — в первом случае " хочет, " а во втором " желает, " что в сущности почти звучит одинаково. В латинском переводе тот же глагол: " desiderat. " Французский перевод вносит некоторое различие, не передающее, однако, основную мысль подлинника: " si quelqu " un aspire a etre eveque, il desir une charge excellante. " Английский и немецкий глаголы тоже не делают различия, сохраняя глагол " desire " и " begehren, " Греческий же подлинник не только пользуется разными глаголами, но и содержание их более сильное и полновесное в обоих случаях. " Если кто епископства желает " — по-гречески звучит oregete — что буквально значит " имеет вкус к епископству, " " имеет аппетит к епископству. " В новогреческом языке orexis значит прямо: аппетит. Перед обедом, желая приятного аппетита, хозяин говорит kalin orexin. Во втором случае Апостол говорит: что по-славянски следовало бы перевести: " вожделеет, " так как слово epithimia означает не просто желание, но сильное желание, вожделение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Ангелы проникают в тайны Божии, но не знают того, что не открыто им (Мих.) А только (токмо) Отец Мой один (знает). У евангелиста Марка Господь еще сказал так:не знает и Сам (Он) Сын (13:32). Неужели и Сам Господь И. Христос не знал о времени Своего второго пришествия, а также и разрушения Иерусалима? Но возможно ли это предположить, кигда Он, как Сын Божий, и Бог Отец одно ( Иоан. 10:30 )? Да и как не знать Ему, когда Он, вместе с Отцем, сотворил самое время, веки ( Евр. 1:2 )? «Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, пишет святой Григорий Богослов , приписывает же Себе незнание, как человек». 37. дни же томъ и час никтоже всть, ни аггли токм цъ мой но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38. коже бо бх во дни прежде потопа дще и женщес и посгающе, до негже дн вниде не въ ковчегъ, ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39. и не увдша, дондеже вода и взтъ вс: так бдетъ и сна члвческаг: и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; В этих словах второе пришествие Христово сравнивается со временем потопа. Как тогда люди не ждали потопа, хотя потоп был предсказан Ноем, не верили сему предсказанию, а некоторые даже смеялись над приготовлением им ковчега, жили беспечно ели, пили, женились и т. п., и потоп произошел неожиданно, так точно будет и пред вторым пришествием Христовым люди будут проводить жизнь беспечно, греховно, даже иные и не веря в предсказания об этом пришествии, и пришествие совершится внезапно. 40. тогда два бдета на сел: поемлетс, а ставлетс: тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41. дв мелющ въ жерновхъ: поемлетс, и ставлетс. две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Одни берутся (един поемлется), а другие оставляются, это, по толкованию св. Ефрема Сирина , значит, что праведные берутся в царство небесное, а грешные оставляются в огне. Как поемлются (берутся) праведные, поясняет св. же Сирин, пусть скажет сие Павел: живущие о Господе восхищены будут на облаках, на воздухе, и всегда с Господом будут ( 1Сол. 4:17 ). Как оставляются праведные? Ангелы соберут избранные от четырех ветров ( Мк. 24:31 ), а нечестивых сожгут огнем неугасимым; или слово берутся некоторые толкуют в том смысле, что изъемлются от опасности бедствия, подобно Лоту во-время сожжения Содома и Гоморры ( Лук.17:28–29 ). Слова: две мелюще в жерновах объясняются так: на востоке мололи семена на ручных мельницах или жерновах, как и ныне есть такой обычай. Жернова устраивались из двух камней, из коих нижний был неподвижен, а верхний приводился в движение посредством особой рукоятки; при чем удобнее было молоть двоим (Мих.). Зач. 103-е Предсказание о втором пришествии Христовом и кончине мира (окончание); притча о рабе и господине

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Вопрос состоит в том, чтоб узнать, имела ли Мария после этого первенца еще и других детей. В последнем случае, Иисус несомненно был старшим и слова Ренана, что Он кажется таким стали бы смешными. Если же у нее детей более не было, выражение это не смешно только, но клеветнически недобросовестно. Но, в самом деле, Мария, мать Иисуса, имела ли других детей? Сестры и братья, о которых идет речь в Евангелии, истинные ли братья и сестры? Из приведенных текстов видно, что те, которые назывались братьями, носили имена Иакова, Иосии, Симона и Иуды. Итак, эти четыре лица были ли сыновьями Марии, Иисусовой Матери? Нет. Св. Матфей в главе 27 объясняется так: «между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии» ( Мф.27:56 ) и сл. Марка, ( Мк.15:40 ): «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии». Лука, ( Лк.24:10 ): «То были Мария Магдалина, и Иоанна, и Мария, мать Иакова». Иоанна ( Ин.19:25 ): «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Писание упоминает еще о двух Мариях: Марии, сестре Лазаря, и Марии, Матери Иоанна, называемого Марком (Дн.12:12). Из этих текстов ясно, что Мария, жена Клеопы и сестра Марии, Матери Иисуса, находилась на Голгофе вместе с Марией Магдалиной, что она была известна под именем Матери Иакова, что она была женой Клеопы и не может быть тождественна с Марией, Матерью Иисуса, которой была сестрой Мария, жена Клеопы, мать Иакова и Иосии, имевшая и других детей, как Симона и Иуду, а равно и дочерей. Тем не менее Иаков, Иосия, Симон и Иуда, дети Марии Клеоповой, были называемы на языке обитателей Назарета братьями Иисуса. Но слово «братья» не надобно понимать в буквальном смысле, а нужно видеть в них двоюродных братьев, названных братьями в силу обычая востока и многих 10 западных местностей. Ренан должен об этом знать, но ему тем не менее хочется, чтоб у Иисуса были на самом деле братья и сестры. Откуда он это почерпывает, из Евангелия? Нет. Был ли в его распоряжении достоверный анекдот? Нет. Есть ли у него какая-нибудь причина в доказательство его мнений? Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Всё дальнейшее творение, а после грехопадения, божественный промысел, ведущий творение ко спасению, совершается этой материнской любовью Духа Святого, божественной любовью Отца и Сына, триединством Святой Единосущной Тройцы. Во всём творческом акте этого действия сияет несотворенный свет Духа Святого, его божественная благодать, преображающая всё творение. Эта благодать видима именно в единодушии. Благодать Святого Духа собирает воедино первооснову творения, первозданную энергию и её первую стадию – воду. Как мы видили в рассказе Библии : «Дух Святой осуществляет совместное единство, сотрудничеством всех частей единого мира, в разнообразии видов и многоразличной жизни». Это осущестляется в шести днях дальнейшего творения. Райский сад – высшая форма этого многоразличного мира и его центра – древа жизни. Так, Спаситель называет Себя виноградной лозой: «Я есмь лоза, а вы – ветви»,( Ин. 15, 5 ) которые ничего не могут сделать без лозы. И как говорит Спаситель ученикам: «И вы не можете ничего делать без Меня». Боговоплощение – для соединения человечества, и друг с другом, и с Богом во Христе. Голос Божий в Раю, после грехопадения, воззвавший: «Адам! Где ты?» (Бт. 3, 9) – тот же свет Духа Святого, на этот раз призывающий, благодать зовущая к покаянию. Этот Божественный зов, этот голос райский, этот призыв будет звучать во все века подготовки к пришествию: сначала, Спасителя и созревание того народа и той семьи, в которых произойдёт Воплощение, а потом, сошествие Святого Духа на Апостолов и на всю Церковь . Об этом будут говорить в последствии пророки, через которых будет звучать тот же голос Святого Духа и виден тот же свет его, созидающий единый дух спасённого человечества. Одно из этих пророчеств будет цитировать Святой Апостол Пётр, в самый день сошествия Святого Духа, узнает этот голос и увидит этот свет: «И будет в последнии дни, говорит Бог , излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения, и так же на рабов и рабынь в те дни излию Духа Моего и покажу знамение на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма, солнце превратится во тьму, и луна в – кровь, прежде ли чем наступит день Господен – великий и страшный, и будет всякий, кто призовёт имя Господне – спасётся, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь» (Дн. 2:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

есть грозное слово Господа ко всем иереям всех времен. Но еще более яркой и беспощадной в отношении разбираемого вопроса надо признать обличительную речь пророка Иезекииля в его 34 главе. Она поистине звучит укором на все времена нерадивому пастырю и обличением его пороков. Вот эти упреки: " Пастыри Израилевы... ели тук и волною одевались, откормленных овец закололи, а стада не пасли (3), правили с насилием и жестокостью (4), пасли самих себя (8), т.е. искали своей корысти, почему Господь обещает " исторгнуть овец из челюстей этих жестоких пастырей " (10). Не меньший укор слышен в словах другого пророка (Михея 3:11): " ...священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда! " Совершенно вопиющим грехом является желание Симона-волхва приобрести благодать Духа за деньги (Дн. Ал. 8:18), что и стало потом нарицательным именем греха " симонии. " Сребролюбие и пристрастие к материальному благополучию обличается, как тяжкое преступление и в памятниках раннего христианства. Так, " Дидахи " (гл.11) заповедуют: " Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба и необходимого, до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же он потребует денег, то он лжепророк. " Там же говорится, что " никакой пророк, назначая в духе (в экстазе) трапезу, не станет есть от нее, если только он не лжепророк. " Также (гл. 12) и странник, не желающий работать и жить по этим правилам вольной нищеты, расценивался как " христопродавец. " Все это находит свое обобщение в словах (гл.4) " не будь протягивающим руки, чтобы получить, и складывающим их, когда нужно дать, " что буквально повторяется и в послании псевдо-Варнавы 19:9 и, с несколькими изменениями в 1-м послании св. Климента Римского (гл. 2). " Пастырь " Ерма рисует печальную картину разлагающегося христианского общества и клира в начале 2-го века: клир увлекался соблазнами мира, пресвитеры спорили между собой о первенстве, жили среди роскоши, диаконы расхищали достояние вдов и сирот, пророки гордились и искали первенства, предсказывали за деньги, появилось социальное неравенство — с одной стороны, богатство, а с другой — бедность (Заповедь 11:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

И иссушит Господь море Египетское, и в сильном ветре возложит руку свою на реку; и ударит сильно в семь потоков ее, чтобы можно было перейти ее в обуви. II откроется проход для народа моего, оставшегося в Египте, и будет Он для Израиля, как в тот день, когда вышел он из земли египетской. II скажешь ты в день тот: благословлю Тебя, Господи, что Ты прогневавшись на меня, отвратил гнев Твой и помиловал меня. Вот Бог мой, Спаситель мой, и я буду надеяться на Него, и не буду бояться, потому что слава моя и похвала моя Господь, и Он был мне во спасение. Прокимен, псал. 54, глас 7 Внш бже, молитв мою, и не презри моег. Вонм м, и услыши м. Внемли, Боже, молитве моей, и не пренебреги молением моим. Внемли мне, и услышь меня. На вечерне, стихиры на Господи воззвах Спсе и стинна сладосте, мерры древле воды усладивый бразомъ тогда древа, бжественаг крта, простерс на немъ, коже благоволилъ желчи же вксилъ въ ребра прободенъ, из нихже вода на земнаг тмже славословимъ твою неизреченню сил, и молимс: подаждь намъ страхъ твой гди, во врем и и милость. Спаситель, истинна сладость, усладивший некогда горькие воды Мерры, древом, преобразовавшим тогда божественный крест! Ты распялся на нем, как благоизволил, вкусил желчь и был прободен в ребро, из которого изливаешь миру воду прощения, для воссоздания человеческого состава; посему славословим неизреченную Твою силу, и умоляем: даруй нам, Господи, во время поста страх твой и прощение грехов и великую милость. Слове прострыйс на крт, собира далече стощы теб, вознесъ мо гно страстей, добродтельми всческими богат, подава сердц моем страхъ твой, и дш моей совершенню любовь, м любве сцающю: к да теб, молитвою и въ настощы дн угожд, и узрю твой свтлый день милость. Слово, распростершееся на кресте, чтобы собрать бывших далеко от Тебя! поднявши помысел мой из нечистоты страстей, обогати его различными добродетелями, подав сердцу моему чистейший страх Твой, и душе моей совершенную любовь, отсекающую меня от любви к плоти, дабы воздержанием, молитвою и прошением благоугодил я Тебе в настоящие дни, и радостно узрел день восстания твоего, получив великую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо закон не будет больше говорить: " не прелюбодействуй " тому, кому никогда более не приходят (на мысль) похотливые пожелания в отношении к чужой жене; и закон не будет больше говорить: " не убий " тому, кто удалил от себя всякий гнев и всякую вражду; не будет говорить: " не пожелай дома ближнего своего, ни вола его, ни осла его " тем, которые совершенно не заботятся о земных вещах, но собирают небесные плоды; и не будет говорить: " Око за око и зуб за зуб " (Исх. 24) тому, кто никого не считает своим врагом, но всех своими ближними; поэтому он никогда не может простирать свои руки для отмщения. Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство и последует Слову Божию. И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу. т. е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду. Ибо Я " Милости хочу, а не жертвы, - говорит Он, - и боговедения, а не всесожжения " (Ос. 6). " Если же нечестивый закалает Мне вола, то это - то же, как если бы он убил пса; и приносящий в жертву хлеб то же, что приносящий свиную кровь " (Иса. 3). Но всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил. 32; ср. Рим. X, 13). " Нет также другого имени Господня под небом, которым люди спаслись " (Дн. 12), кроме имени Божия, т. е. Иисуса Христа, Сына Божия, Которому покорены также демоны и злые духи и все мятежные силы. 97. Когда имя Иисуса Христа, Который был распят при Понтийском Пилате, было призвано, в человечестве произошло разделение. И где верующие в Него будут всегда призывать Его и творить Его волю, там Он близок и присутствует и исполняет прошения тех, которые призывают Его от чистого сердца. Получая таким образом искуплеиие, будем постоянно благодарить Бога, спасающого нас Своею неисследимою и непостижимою мудростию и с неба возвещающего нам спасение, - т. е. видимое пришествие нашего Господа, т. е. человеческую жизнь, - которого мы одни не могли достигнуть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

Именно это:  ты сказал , — является древнейшей формулой двойного утверждения, ибо свидетельство двух есть истина (см. Ин. 8:17) — ты сказал, и Я говорил. И если до этого момента Каиафа ещ е  сохранял какие-то черты человечности, то тут он теряет самообладание и происходит окончательная поломка его душевного строя: вместо того, чтобы оправдать Его, как иудея, глаголавшего правду под заклятием Бога живаго, он рв е т на себе одежды и добивается ратификации приговора недельной давности, окончательно попирая самый дух Закона: Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти  (Мф. 26:65–66). Происходит внутренний переворот человека, призванного и поставленного Богом на службу во имя Закона Божия. Διβολο, по-гречески ‘клеветник’ или ‘обвинитель’, буквально могло означать ‘перебрасывающий’, перев е ртывающий’. Так священник отворачивается от своего предназначения, от того, что Бог промышляет о н е м, — от заботы о каждой вверенной ему душе, и становится союзником сатаны. Христос перед Каиафой. Художник Julius Schnorr von Carolsfeld Меня всегда поражает в Священном Писании, что осуждение Христа совершается, несмотря на всю невозможность этого осуждения. Вс е  держится на немыслимом стечении обстоятельств и действий людей, которые не должны были в этом участвовать. Первым я пытался раскрыть образ Каиафы. Следующим будет Иуда Искариот, без участия которого было бы очень проблематично взять Иисуса Христа под стражу, ибо только близкие могли указать место Его ночного пребывания, а дн е м это сделать мешал народ, который после входа Господня во Иерусалим только и ждал момента, чтобы пойти за Ним на восстание против Рима, и недоумевал, почему этого не происходит. Начн е м с того, что Иуда был апостолом Христовым. И несмотря на то, что репутация его в апостольской среде была, мягко говоря, небезупречной: Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали  (Ин. 12:4–6),

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010