Если брат твой не хочет разделить с тобой пополам свое имение, то возьми у него всё, ибо Христос долго ждал его покаяния, а теперь пришел срок гнева и мщения. Знайте тоже, что вы безвинны во всех бывших и будущих грехах ваших, ибо все грехи ваши происходили лишь от вашей бедности». «Слова эти льстивые, но, без сомнения, демос примет предложение: он разглядит в неожиданном союзнике объединяющую великую силу, на все соглашающуюся и ничему не мешающую, силу действительную и историческую». «А в довершение ему дают опять веру и успокаивают тем сердца слишком многих, ибо слишком многие из них давно уже чувствовали тоску без Бога... Я уже раз говорил обо всем этом, но говорил мельком в романе» («Дн. Пис.» 1876, март). Роман, о котором упоминает Достоевский, – «Бесы», где Петр Верховенский говорит о том, как было бы успешно дело социализма, если бы Интернационал и Папа вступили в соглашение. В «Дневнике Писателя» за 1877 год опять высказана мысль о Папе, который «выйдет ко всем нищим пеш и бос и скажет им, что он «верит в муравейник»; Достоевский возвращается к этой мысли в связи с рассуждениями о борьбе Бисмарка против социализма и католицизма (Kulturkampf)? а также в связи с состоянием Франции при Мак-Магоне (май-июнь, ноябрь). Но гениальное художественное изображение этих мыслей еще предстояло: Достоевский осуществил его в легенде Великий Инквизитор в «Братьях Карамазовых». Рассмотрением легенды мы вскоре займемся. Враждебное отношение Достоевского к католичеству было, вероятно, особенно усилено тем, что во время Русско-турецкой войны многие католики высказывались в пользу турок. «Не то, что какой-нибудь прелат», – пишет Достоевский, а – «сам Папа, громко, в собраниях ватиканских, с радостью говорил о «победах турок» и предрекал России «страшную будущность». Этот умирающий старик, да еще «глава христианства», не постыдился высказать всенародно, что каждый раз «с веселием выслушивает о поражении Русских» («Дн. Пис.» 1877, сент.). Достоевский, однако, не забывал, что среди католиков «много еще есть христиан, да и никогда не исчезнут» («Дн.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

Два ряда фактов в данном случае представляются для эмпирического изыскания: вращения планет (вокруг осей) и расстояния планет и их спутников, закон каковых расстояний уже формулировал Боде. Вращение вокруг оси представляет собою явление того же порядка, как и обращение вокруг центрального светила; поэтому можно установить закон продолжительности вращений аналогичный третьему закону Кеплера (квадраты времен обращений планет относятся между собою, как кубы их средних расстояний от солнца). Эмпирическое следование закона привело к следующей формуле: Сообщаю другой вид фломуле, предложенной Бело: Т выражает время в часах, а – расстояние от центра выраженное в радиусах земной орбиты, R – экваториальный радиус светила, выраженный в земных радиусах, d – его плотность по сравнению с водою (=1), а – его сжатие. Формула эта оказывается очень точною в приложении к планетам, вполне согласно с наблюдениями определяет она и время обращения солнца вокруг своей оси (по формуле: 26 дн. 1 ч. 87; 29 дн. 18 ч. 32’ , по наблюдениям Т> 25 дн. и Время для обращения для Венеры совпадает с определением Белопольского. Относительно спутников представляется верным, что кроме четвертого спутника Юпитера и Титана у них нет совпадения между вращением около оси с обращением около планеты. Двухчленная формула предложенная Бело указывает по его мнению на дуализм в образовании каждого светила. Второй член дает выражение вращения производимого материею спутника в экваториальной зоне, а первый член относится к вихревому ядру, образованному соединением двух концентрических слоев первоначальной туманности. Радиус а, (для каждой планеты и спутника вместо а нужно ставить различную величину) этого вихревого ядра будет пределом расстояния или спутника от центра обращения. Это дает новый показательный закон расстояний. Есть закон Тития Боде, определяющий расстояние планет от солнца. Если мы возьмем ряд величин представляющих за исключением начала ряда геометрическую прогрессию с знаменателем 2: 0; 0,3; 0,6; 1,2; 2,4; 4,8; 9,6; 19,2 и если мы прибавим к каждому члену ряда по 0,4, то получим расстояние планет от солнца, причем расстояние земли принято за единицу. Алгебраическая формула выражает этот закон расстояний так:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Корреспондент английской газеты, видя подобные случаи, выразился: «это армия джентльменов» (там же июль-август). Особенно ценно то, что у русских нет злопамятности: «русские люди, – говорит Достоевский – долго и серьезно ненавидеть не умеют» (там же, 1876, февр.). Но более всего, пожалуй, ценит Достоевский в русском народе смирение, отсутствие гордости и самодовольства. «Никогда, даже в самые торжественные минуты его истории не имеет он гордого и торжествующего вида, а лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и относит славу свою к милости Господа» (Дн. Пис. 1873). Не удивительно, что народ, обладающий перечисленными свойствами, не особенно отстаивал свои права и завоевал политическую свободу только в 1905 г. Также и от крепостной зависимости русские крестьяне были освобождены позже, чем западноевропейские. Из этого, однако, вовсе не следует, будто русский народ имеет рабскую природу: внутренняя духовная свобода присуща русским людям, пожалуй, в большей степени, чем всем остальным европейцам, но о защите ее посредством внешних правовых форм они сравнительно мало заботились. Достоевский ссылается на великого знатока русского народа Пушкина, который говорил, что «русский человек не раб и никогда не был им, несмотря на многовековое рабство. Было рабство, но не было рабов (в целом, конечно, в общем, не в частных исключениях) – вот тезис Пушкина. Он даже по виду, по походке русского мужика заключал, что это не раб и не может быть рабом (хотя и состоит в рабстве)». «Он признал и высокое чувство собственного достоинства в народе нашем (опять-таки в целом, мимо всегдашних и неотразимых исключений), он предвидел то спокойное достоинство, с которым народ наш примет и освобождение свое от крепостного состояния». Достоевский ссылается также на другого великого русского поэта Лермонтова, который в стихах своих часто «мрачен, капризен», но «чуть лишь он коснется народа, тут он светел и ясен. Он любит русского солдата, казака, он чтит народ!» («Дн. Пис.», 1877 дек.). Великие русские писатели дали замечательные незабываемые образы скромных русских людей, строго исполняющих свой долг перед людьми и государством, проявляющих высокую человечность, в трудные минуты обнаруживающих спокойную храбрость без всякой рисовки.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

Пис.», 1880). «Русский человек, – говорит Достоевский, – ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве, по-настоящему, даже и мистицизма нет вовсе, в нем одно человеколюбие, один Христов образ, – по крайней мере, это главное. В Европе давно уже и по праву смотрят на клерикализм и церковность с опасением; там они, особенно в иных местах, мешают течению живой жизни, всякому преуспеянию жизни, и уж, конечно, мешают самой религии. Но похоже ли наше тихое, смиренное православие на предрассудочный, мрачный, заговорный, пронырливый и жестокий клерикализм Европы? Как же может оно не быть близким народу?» («Дн. Пис.», 1876). Внимание Достоевского особенно приковывается к проявлениям верности русского человека православию и гражданскому долгу. Он с умилением рассказывает о мученической смерти унтер-офицера Фомы Данилова попавшего в плен к кипчакам. Они требовали от него перехода в магометанство и поступления к ним на службу. Сам хан обещал ему награду и хорошее положение, но Данилов отвечал, что должен быть верным царю и христианству. Сами мучители, умертвив его после утонченных истязаний, «удивлялись силе его духа и назвали его батырем, т. е. по-русски богатырем» («Дн. Пис.», 1877, янв.). Во время русско-турецкой войны за освобождение славян Достоевский всею душою был вместе с простым русским народом, который понимал эту войну, как защиту единоверцев. Из русских подвижников особенно привлекают к себе Достоевского такие лица, как святой Тихон Задонский . Долинин говорит, что влияние произведений св. Тихона на творчество Достоевского, именно «на образ и поучения архиерея на спокое» в «Бесах» (исповедь Ставрогина), Макара Долгорукого в «Подростке» и в особенности старца Зосимы должно быть обстоятельно исследовано.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

в день (Высоч. утвержд. 1868 г. 20 янв. мнение Государст. Совета). Духовным лицам, командируемым для производства следствий по делам духовного ведомства, отпускаются прогоны на счет возврата оных с виновных или с тех лиц, по просьбе которых производилось следствие (Уст. Конс. прим. к ст. 156). 2) Духовные лица, приглашемые для привода к присяге, вызываемые из места их жительства вне черты города (в городах) или посылаемые судом за черту города, получают на путевые издержки наравне со сведущими людьми по 10 коп. на версту (Уст. гражд. суд. ст. 862 и 863; Уст. угол. суд. ст. 979 в Суд. Уст. импер. Алек. II, по изд. 1888 т.). Равно духовные лица, вызываемые из места жительства за черту того селения, при церкви коего состоят, для привода к присяге понятых по делам межевым, или для рукоприкладства за неграмотных, получают на путевые издержки по 10 коп. на версту, в оба пути (Ук. Син. 1881 г. от 23 февр.–18 марта за 12). Священники же, приглашаемые в местные окружные суды на месте своего жительства для привода к присяге, получают, по усмотрению председателей этих судов, денежное вознаграждение из канцелярской суммы (Отн. Мин. Юст. к обер-прок., Св. Син. 1871 г. 24 авг.; Опр. Св. Син. 1871 г. 24 сент.; Отн. обер-прок. Св. Синода к епарх. преосв. 1871 г. нояб. 1 дн.). Священники, приглашаемые судебными следователями за черту их оседлости для привода к присяге, также имеют право просить себе прогонов и суточных денег, отпускаемых им в подобных случаях (Опр. Св. Син. 1873 г, окт. 19; Опр. Св. Син. 1874 г. окт. 4). Духовные лица, командируемые для привода к присяге новобранцев, могут получать суточные и прогонные деньги (Опр. Св. Син. 1876 г. февр. 24 дн. за 322). 3) Духовным лицам предоставляется право на получение прогонов при определении к должностям по службе и при временных командировках вообще (протоиереям всех епархий на три лошади, исключая присутствующих в Св. Синоде, которым полагаются прогоны на десять лошадей, а священникам и диаконам – на две лошади (Выс. утвер. 10 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

1772 г. ноябр. 23 дн.). Но запрещается под опасением ответственности прежде судебно-медицинского осмотра погребать умерших неестественной – насильственной смертью. По существующим постановлениям нельзя погребать прежде судебно-медицинского освидетельствования» тела: 1) умерших вскоре после механического наружного насилия 156 , от ушиба, от раны, от падения со значительной высоты и т. п.; 2) умерших скоропостижно с необыкновенными припадками, подающими повод к подозрению к отраве; 3) умерших по наружном употреблении вредных паров, мази, ванн, умываний, пудры и т. п.; 4) найденное мертвое тело со знаками наружных насилий, или без них; 5) найденное мертвое тело новорожденного младенца; 6) вообще тела людей, бывших, по-видимому, здоровыми и умерших скоропостижно от неизвестной причины 157 ; 7) также в тех случаях, когда есть подозрение в умышленном умерщвлении и изгнании плода, 8) и когда возникнут жалобы о приключившейся смерти от непозволительного лечения шарлатанами и другими лицами, не имеющими право на лечение (Св. Зак. т. XIII Уст. Врач. ст. 918). Сюда же относятся также тела мнимоумерших, замерзших, утонувших (там же), опившихся водкой и вообще самоубийц. Все подобные умершие не погребаются без свидетельства городской или сельской полиции (Син. Ук. 1828 г. март. 1 дн. Инстр. благочин. § 16 прим. пун. 3) 158 . К судебно-медицинскому осмотру и вскрытию тела умершего не может препятствовать принятие Св. Таин пред кончиной (Циркул. Мин. Внутр. Дел 1865 г. 15 янв.). Вскрытие мертвых тел священников, диаконов и монахов производится с разрешения епархиального архиерея при депутате с духовной стороны; в крайнем случае может быть произведено и с согласия благочинного при депутате с духовной стороны, и копия с протокола и осмотра тела сообщается депутатам, которые представляют ее епархиальному архиерею (Ук. Син. 1861 г. янв. 16) 159 . Тела умерших, предварительно освидетельствованные судебно-медицинской властью, погребаются потом по обрядам православной Церкви или лишаются христианского погребения, смотря по тому, как это будет решено лицами, производившими судебно-медицинский осмотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Кроме мыслей о связи каждого человека с землею, у Достоевского есть много соображений о справедливом общественном строе, но все они касаются лишь нравственных и религиозных условий возникновения и сохранения такого строя, а о самой структуре его не дают сведений. На Западе, говорит Достоевский в своих «Зимних заметках о летних впечатлениях», провозглашены свобода, равенство и братство, как принципы, на которых должна строиться жизнь. Но там, где властвует буржуазия, свобода есть у того, кто имеет миллион: он делает, что ему угодно; а у кого нет миллиона, с тем делают, что угодно. Такую критику свободы в буржуазном строе высказывают на разные лады марксисты и особенно большевики. И Достоевский признает, что в капиталистическом строе свобода, предоставляемая гражданину законом, остается без возможности реализации ее у тех слоев населения, которые не имеют материальных средств, чтобы воспользоваться ею. Равенство, о котором заботятся люди в современном обществе, Достоевский характеризует, как завистливое: оно состоит в желании унизить того, у кого есть духовное превосходство («Дн. Пис.», 1877 февр.). Что же касается братства, вместо него, Достоевский находит повсюду лишь борьбу за свою равноценность, тогда как подлинное братство существует там, где я жертвует собою для общества, а общество само отдает все права человеку («Зимн. зам.»). Такое подлинное братство существует там, где достигнута, прежде всего, внутренняя свобода путем преодоления своей воли и благородное равенство, свободное от зависти к чужим духовным дарам. В обществе, руководящемся такими принципами, нет необходимости пожертвовать свое имущество на общую пользу, тем более, что отказ даже и всех богатых людей от собственности был бы «лишь каплею в море» и не уничтожил бы нищеты. Надо «делать то, что велит сердце». Если сердце «велит отдать имение – отдайте», но не надо при этом «переряживания» в зипуны, не надо «опрощения»; «лучше мужика вознести до вашей осложненности». «Обязательна и важна лишь решимость ваша делать все ради деятельной любви». «Надобно заботиться больше о свете, о науке и об усилении любви. Тогда богатство будет расти в самом деле, и богатство настоящее». Такое решение социального вопроса Достоевский называет русским («Дн. Пис.», 1877 февр.): оно основано на христианском идеале жизни, а дух русского народа, выработавшего русское православие, Достоевский считает христианским по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

—542— весьма – твои ученики, но опытные, или более опытные пред другими замечают, что ты нисколько не свободно объясняешься, а это, Друг, не маловажный недостаток. Помнишь, как скучали нам наставники, которые при подобных недостатках наскучивали нашему вниманию до нетерпения иногда… Нужно всегда запасаться ясными представлениями о предметах, о которых говорит преднамереваемся, чтобы быть в состоянии свободнее выражать свои мысли: это, кажется, главное! На кафедре приготовлять мысли поздно! От сей неготовности естественно рождается застенчивость и совершенное иногда молчание… Поговорил бы, поговорил бы… но прости! Желаю тебе, причастившись страстей Христовых насладиться полной радости о воскресении Господа Спасителя, Господь да спасет тебя! Твой искренний… Март. 26 дн. 1833 г. P.S. Да скажи, получили ли ты мое письмо, которое было послано о сырной неделе с Василием Невоструевым? 3320 5 . Февр. 15 дн. 1835 г. Любезнейший друг мой, Александр Васильевич ! Я очень рад твоему письму, которое сейчас получил. Приятно слышать, что ты мало имеешь отдыха среди ученых занятий: чем более трудишься, тем, верно, ты спокойнее и душа полнее приятных ощущений. Я сужу так, основываясь на собственном опыте: я бываю спокоен и весел, когда мне не препятствуют заниматься делами. Но скучно, тяжело, больно, – когда то тот, то другой отрывают от дела, держат в бездействии, душат пустыми беседами! О Друг! Ты бы пожалел теперь о мне, если бы видел и чувствовал мое положение. Не знаю, с чем сравнить мне свое положение. Мне кажется, я живу как бы на площади в гостинном или постоялом дворе, и меня обязы- —543— вают быть дворником. Сравнение грубо, но походит на дело. Может быть ты и не представишь, как мне бывает почасту тяжело от этой обязанности, принимать на двор то того, то другого, как прискорбно, а иногда почти несносно – убивать другое время в пустой недеятельности, от неудобства совместить мелочные разговоры с серьезными делами. Февраля 10 дня. Спасибо, что не позволили мне много говорить, а то бы я и не знать, что наговорил в жару негодования. – Поздравляю тебя, Друг, с Св. Постом. Да послужит он тебе во спасение, по благости Господа. – Уже минует другой день сей Четыредесятницы, и я начинаю отдыхать от тяготы… и успокаиваюсь до времени… Благодарю за тетрадки; видно наемные писцы писали. Так я остаюсь должным, а ты мне не сказал, сколько. Не много я заглянул; но не много и увидал, а думал больше видеть из-под руки О.А. – Друже! Даешь ли или берут ли у тебя писать для меня Св. Писание? т.е. дописать меньших Пророков, да еще Даниила Прор., а теперь, говорят, есть в Акад. и перевод кн. Пророк. Иеремии и Иезекииля, да еще что-то: если правда, то как-нибудь надо похлопотать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

х БЕДЭ ЩРН ЕДХМЯРБЕММН ХЯРХММШИ, БЕПМШИ ЯОНЯНА НЯМНБЮРЕКЭМН, МЮБЯЕЦДЮ ОНУНПНМХРЭ АЕГБПЕЛЕММН СЛХПЮЧЫЕЦН ВЕКНБЕЙЮ. цП. рНКЯРНИ ОЕПЕМЪК ЕЦН С НАШЙМНБЕММНИ ФХРЕИЯЙНИ ОПЮЙРХЙХ. оНАНКЭЬЕ ЯЙНПАХ, ОНЙНПМНЯРХ, ЯКЕГ, РНПФЕЯРБЕММНЯРХ - БЯЕ ЩРН НРЙПШБЮЕР ОСРЭ Й МНБНИ ФХГМХ, БЯЕ ЩРН, Б ЙНМЖЕ ЙНМЖНБ, ОПХЛХПХР Я ЙЮЙНИ СЦНДМН ОНРЕПЕИ. мН ЦП. рНКЯРНЛС Х ЩРНЦН ЛЮКН. нМ ЯБНХУ ЛЕПРБЕЖНБ РЮЙ БШОПНБЮФХБЮЕР Б ХМНИ ЛХП, ВРНАШ НМХ СФЕ МЕ ЛНЦКХ ХЛЕРЭ ЯНБЯЕЛ МХЙЮЙНЦН ГМЮВЕМХЪ ДКЪ НЯРЮБЬХУЯЪ Б ФХБШУ. дКЪ ЩРНИ ЖЕКХ НМ ДЮФЕ МЕ АПЕГЦСЕР ОНКЭГНБЮРЭЯЪ ЬНОЕМЦЮСЩПНБЯЙНИ ТХКНЯНТХЕИ, ВСРЭ-ВСРЭ РНКЭЙН ХГЛЕМЕММНИ ЯННАПЮГМН Я РПЕАНБЮМХЪЛХ УСДНФЕЯРБЕММНЦН РБНПВЕЯРБЮ. йМЪГЭ юМДПЕИ, СЛХПЮЪ, МЕ НАПЮЫЮЕРЯЪ Б " МХВРН " - МЕР; НМ КХЬЭ БНГБПЮЫЮЕРЯЪ НАПЮРМН Б РН КНМН, НРЙСДЮ НМ БШЬЕК. рЕПЪЕРЯЪ РНКЭЙН ХМДХБХДСЮКЭМНЯРЭ, МН ГЮРН МЮЯРНКЭЙН РЕПЪЕРЯЪ, ВРН ЕЫЕ ГЮ МЕЙНРНПНЕ БПЕЛЪ ДН ЯЛЕПРХ БЯЕ ФХБНЕ, ДЮФЕ ЯНАЯРБЕММШИ ЯШМ, ЯРЮМНБХРЯЪ ЕЛС ЯНБЕПЬЕММН ВСФДШЛ Х АЕГПЮГКХВМШЛ. щРН ВХЯРН ЬНОЕМЦЮСЩПНБЯЙНЕ " АЕЯЯЛЕПРХЕ ДСЬХ " Б ХГНАПЮФЕМХХ ЦП. рНКЯРНЦН МЕНАШВЮИМН СЯОНЙНХРЕКЭМН Х НАНДПЪЧЫЕ ДЕИЯРБСЕР МЮ НЯРЮЧЫХУЯЪ Б ФХБШУ. яЛЕПРЭ ЕЯРЭ ОПНАСФДЕМХЕ НР ФХГМХ... " х НРМНЯХРЕКЭМН ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРХ ФХГМХ НМН МЕ ЙЮГЮКНЯЭ ЕЛС (ЙМЪГЧ юМДПЕЧ) АНКЕЕ ЛЕДКЕММН, ВЕЛ ОПНАСФДЕМХЕ НР ЯМЮ НРМНЯХРЕКЭМН ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРХ ЯМНБХДЕМХЪ " . оПХБЕДЕММШЕ ЯРПНЙХ БГЪРШ ЦП. рНКЯРШЛ ОНВРХ АСЙБЮКЭМН ХГ " лХПЮ, ЙЮЙ БНКЪ Х ОПЕДЯРЮБКЕМХЕ " , ЙЮЙ Х БЯЪ РЕНПХЪ Н ЯЛЕПРХ. щРН ЯРПЮММН. цП. рНКЯРНИ, БННАЫЕ ЦНБНПЪ, МЕ КЧАХР ГЮХЛЯРБНБЮМХИ, МН МЮ ЩРНР ПЮГ ДЕКЮЕР ХЯЙКЧВЕМХЕ. бГЦКЪД ьНОЕМЦЮСЩПЮ ОНЙЮГЮКЯЪ НВЕМЭ СФ ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЛ МСФДЮЛ ЛХМСРШ. нМ НАЕЫЮЕР, ЙНМЕВМН, МЕ МЮЯРНЪЫЕЕ АЕЯЯЛЕПРХЕ, Р. Е. АЕЯЯЛЕПРХЕ МЕ ДКЪ СЛХПЮЧЫЕЦН, Ю ДКЪ НЯРЮЧЫХУЯЪ Б ФХБШУ. мН ЙРН ЯРЮМЕР ДСЛЮРЭ Н ЛЕПРБЕЖЮУ! оСЯРЭ ЯЕАЕ ЛХПМН ОНЙНЪРЯЪ Б ЦПНАЮУ - Ю ФХБШЕ ОСЯРЭ ОНКЭГСЧРЯЪ ФХГМЭЧ. оНРНЛС Х ЯЛЕПРЭ МСФМН ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭ МЕ Я РНВЙХ ГПЕМХЪ СУНДЪЫХУ, Ю Я РНВЙХ ГПЕМХЪ НЯРЮЧЫХУЯЪ МЮ ГЕЛКЕ. б ЩРНЛ ЯЛШЯКЕ ХГНАПЮФЕМХЕ ЦП. рНКЯРНЦН - БЕПУ ЯНБЕПЬЕМЯРБЮ. йЮФЕРЯЪ, АСДРН ДНЬЕК ДН ОПЕДЕКНБ ВЕКНБЕВЕЯЙНЦН ОНГМЮМХЪ, ЙЮФЕРЯЪ, ВРН ЕЫЕ ЬЮЦ - Х БЕКХЙЮЪ РЮИМЮ ФХГМХ ПЮЯЙПНЕРЯЪ ОПЕД РНАНИ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

е. как раз на новый год. Здесь, впрочем, может быть еще поднят вопрос о том, как понимать в данном случае «лето», т. е. в строго ли математическом смысле, или в смысле новолетия, в смысле наступления новой весны? Если будем понимать в первом смысле, то полученный вывод придется признать математически точным; если же поймем во втором смысле, то от точного определения месяца и числа крещения Владимира придется отказаться, но зато точность года не может подлежать сомнению. Этому выводу противоречит, по-видимому, следующее показание самого Иакова: крестижеся князь Володимер в десятое лето по убиение брата своего Ярополка». Еще Погодин обратил внимание на это место и сделал вывод, что Иаков здесь противоречит самому себе: «сочинитель говорит сначала, что Владимир жил по крещении 28 лет, а он скончался в. 1015 году, следовательно, крестился в 987. г., а потом говорит, что Владимир крестился в 10 лето по убиении Ярополка, а Ярополк убит в 980 г., следовательно, Владимир крестился в 990 году» 130 . Недоумение это разъяснил г. Голубинский, указавши на то, что смерть Ярополка Иаков относит не к 980 году, а к 978. Этот же ученый в словах Иакова «в десятое лето» видит ошибку и, ссылаясь на Никоновскую и Псковскую летописи, предлагает читать: «в девятое лето» 131 . Ничего не имея против этой поправки, мы, однако ж, думаем, что и без нее можно согласить рассматриваемые показания Иакова. Иаков говорит, что Владимир занял великокняжеский стол 11 июня 978 года, что, как видно из летописного рассказа, случилось одновременно с убиением Ярополка. Значить, от Р. Хр. до смерти Ярополка прошло 977 лет, 3 м. и 11 дн.; он же говорит, что крестился Владимир в десятое лето по убиении Ярополка; это значит, что прошло полных 9 лет и несколько месяцев (X). Произведя сложение, получим: 977 л. 3 м. 11 д.+9 л. X м.=986 л. 3+Х м. и 11 дн. Если здесь на долю неизвестного числа (X) отступим даже 6 месяцев, т. е. ровно полгода, то и тогда год крещения, получится все тот же 987. Итак, крестившись в 987 году, Владимир, по показанию Иакова, 1) в следующем 988 году ходил, к порогам, 2) в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010