Глава 9 1–5. День народного покаяния. 6–38. Покаянная молитва Ездры. 39. Обязательство соблюдать закон. Неем.9:1 .  В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. День покаяния, о котором идет речь в гл. IX, не был установленным в законе днем «очищения» ( Лев. 16:29–34, 23:26–32 ): это – был нарочито назначенный день для выражения тех покаянных чувств, которые взволновали народ при чтении закона. Внешним знаком этих чувств у евреев издавна были пост, вретище и посыпание пеплом головы (ср. 1Цар. 4:12 ; 2Цар. 1:2 ; Иоил. 1:13 ). Неем.9:2 .  И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. «И отделилось семя Израилево от всех инородных». Приведенное замечание некоторые экзегеты (Кейль, Шульц, Бертолет) понимают как указание на окончательный разрыв со всем языческим, другие же, более справедливо, как указание на допущение в описываемое собрание 24 дня седьмого месяца только израильтян (Риссель). Неем.9:3 .  И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу Богу своему. «И стояли на своем месте»: точнее было бы передать «и встали на своем месте» (каждый), – без сомнения, для слушания книги закона Божьего. Четверть дня продолжалось чтение книги закона, а четверть дня, по ст. 3, «исповедовались и поклонялись Господу Богу своему». Форма исповедания и поклонения описывается далее в ст. 4–37. Неем.9:4 .  И стали на возвышенное место левитов: Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания, Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу Богу своему. Неем.9:5 .  И сказали левиты – Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия, Шевания, Петахия: встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Вместо перечисленных в ст. 5 восьми имен левитов у LXX (и в слав.) названо только пять, так как имена Вания, Вунний и Вания LXX, очевидно, поняли в смысле нарицательных bnej, ben, сыновья, сын. Отсюда вместо чтения евр. текста Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания у LXX получилось: Иисус сыновья Кадмиила, Шевания и пр. Но, несомненно, Вания есть собственное имя череды левитов ( Неем. 3:17, 10:14 ). По ст. 4-му, левиты, стоя на возвышенном месте, «громко взывали к Господу Богу своему», т.е., вероятно, громким голосом произносили какую-либо покаянную молитву. Вслед за этим, как видно из ст. 5-го, левиты призывали к молитве и народ. В ст. 5-м называются имена этих левитов. Из тожества большинства имен (из восьми – пяти) с названными в ст. 4, следует заключать, что в обоих стихах разумеются одни и те же лица. Три различных имени (Вунний, Вания и Хенани в ст. 4, Хашавния, Годия и Пеахия в ст. 5) возникли, может быть, по ошибке переписчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В те времена иудеи делали гробы в пещерах, которых множество на Святой Земле. Тело заворачивалось в саван и клалось в пещеру, вход в которую закладывали одним большим камнем или замуровывали кирпичами. По прошествии нескольких лет иудеи заходили в пещеру и собирали оставшиеся кости, натирали их маслом и вином, клали в специальный гроб – оссуарий и оставляли в том же месте, закрыв заново доступ в пещеру, уже навсегда… В случае со Христом Его друзья и ученики могли рассчитывать увидеть гроб только через год или два. Но вера в Иисуса Христа влекла женщин к этому месту. И только ради них, по свидетельству Златоуста, Ангел Господень и отвалил огромный камень от Гроба Господня. Ведь Христос Сам сказал о Своем Воскресении следующие слова: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). Опережая истолкование, скажу, что была одна сверхъестественная ночь и один чудесный и сверхъестественный день. Первая ночь наступила сверхъестественным образом посреди дня. Сказано: «и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» ( Лк.23:45 ). Следующие ночи: с пятницы на субботу и с субботы на день Воскресения. Сверхъестественный день – это когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, прошел через плащаницу, не повредив и не развернув ее, прошел через камень, приваленный ко гробу, не повредив печатей синедриона. Нечто подобное было и в Сионской горнице: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» ( Ин.20:19 ) – то есть прошел дверями затворенными. Обычные два дня – это сама страстная пятница, ибо Он умер до наступления вечера, это и суббота. Таким образом мы и имеем «три дня и три ночи». И далее мы читаем: Мф.28:2 . «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный стих: «По воскресении приходит Ангел. Для чего же приходит он и отваливает камень? Для жен, которые увидели его тогда в гробе. Они видят, что в гробе нет тела, и потому должны были поверить воскресению Его» 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Эти слова указывают на два будущих эсхатологических события. Во-первых, все умершие восстанут из мертвых «в последний день»; и, во-вторых, откроется «новый век», новый преображенный мир, насельниками которого станут все, кто обрел спасение во Христе. А между этими событиями — Суд Божий над старым миром. Символ веры говорит о втором пришествии Господа Иисуса Христа. Если Его первое пришествие было «в образе раба», то второе будет «со славою», чтобы судить живых и умерших. Господь придет снова, чтобы воцариться в новом мире, и Царству Его не будет конца. Так, завершающий историю День Господень становится началом невечернего дня, а эсхатологический конец мира есть начало бесконечного Царствия Христова. Таким образом, если мы рассматривать бытие этого Богозданного мира с точки зрения Священной истории, то эсхатология указывает на последнее событие в череде определяющих ее последовательных событий: творение — грехопадение — искупление — суд. Второе пришествие Христа Спасителя завершает историю этого мира и открывает новую метаисторическую реальность. Однако с богословской точки зрения невозможно ограничиться лишь «историческим» пониманием эсхатологии, ибо у нее есть и иной смысл. Если мы обратимся к свидетельству первоверховного апостола Петра, то увидим два, на первый взгляд, противоречивых утверждения. С одной стороны, в своем Втором Послании он говорит о «последних днях», имея в виду «день Суда», наступление «дня Господня» — пришествие дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (2 Пет 3. 10, 12). Здесь же апостол говорит об обетовании нового неба и новой земли, на которой обитает правда (2 Пет 3. 13). А с другой стороны — чтó говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, то есть спустя десять дней после Вознесения Воскресшего Господа? Для того чтобы истолковать присутствующим смысл свершившегося на их глазах события — Сошествия Святого Духа на учеников Христовых, апостол приводит ветхозаветное эсхатологическое пророчество. Это слова пророка Иоиля о грядущем наступлении дня Господня, великого и страшного, когда Бог излиет от Духа Своего на всякую плоть (Иоиль 2. 28; Деян 2. 17). И в данном случае «последними днями» апостол именует время излияния преизобильной благодати Духа Святого на начальную Церковь апостолов и учеников Христовых.

http://patriarchia.ru/db/text/57599.html

3. Итак, для того, чтобы не заботились об одном только дне смерти, Христос не означает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого, желая чтобы люди всегда ожидали этого дня, – чтобы он был предметом непрестанной заботы. Поэтому и конец жизни каждого оставил в неизвестности. Потом открыто называет Себя Господом, тогда как ранее никогда так ясно не говорил этого. Здесь, я думаю, содержится еще укоризна беспечных, за то, что они о душе своей не проявляют и той заботы, какую обнаруживают о своих деньгах люди, ожидающие вора. Эти последние, когда ожидают вора, бодрствуют и ничего не позволяют унести из своих кладовых; а вы, говорит Он, хотя и знаете, что Господь придет, и придет непременно, однако же, нисколько не бодрствуете, не готовитесь, чтобы смерть не постигла вас неожиданно; от того-то день этот и приходит на погибель беспечных. Как богатый, если бы знал время, в которое обворован будет, избежал бы того, так и вы предохранили бы себя, если бы были готовы. Далее, так как Он упомянул о суде, то и обращает, наконец, речь Свою к учителям, и говорит о наказаниях и наградах. И, сперва сказав об участи людей добродетельных, останавливается на участи грешников, чтобы заключением речи возбудить страх в слушателях. Для этого Он сперва говорит: «кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» ( Матф. 24:45–47 ). Скажи мне: означают ли и эти слова Его неведение? Если ты, основываясь на Его словах: «ни Сын не знает» ( Марк 13:32 ), говоришь, что Он не знает дня кончины мира, то, что скажешь о словах: «кто же»? Неужели скажешь, что Он и этого не знает? Ни в каком случае. Да и ни один безумный не скажет этого: в первом случае можно хотя бы представить некоторую причину, здесь же и этого нет. Что значит вопрос Его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня» ( Иоан. 21:15 )? Неужели он не знал и этого? Или когда говорит: «где вы положили его» ( Иоан. 11:34 )? Подобный вопрос можно слышать и от Бога Отца; так и Он говорит: «Адам, где ты» ( Быт. 3:9 )? и: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт. 18:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И когда видят множество свидетелей, чтобы не верили им с легкостью, будто они достоверные, ибо много раз бывало, что соглашались на зло и ложь двое и трое свидетелей, как свидетельствовали ложно против Навуфея в Самарии, против Сусанны в Вавилоне, против Стефана и Господа в Иерусалиме: хотя много лжесвидетелей приходило ( Мф. 26, 60 ), но не должны [судьи] легко верить свидетелям, даже если они и старцы возрастом, сознавая, что и свидетельствовавшие против праведной Сусанны были старцами, и поэтому им поверили, как написано: «и поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям» ( Дан. 13, 41 ), и только пророк Даниил изобличил, что они лжецы. Но и но словам должен судья опознавать истинных и ложных свидетелей. Ибо часто лжесвидетели или прибавляют, или убавляют, или изменяют слова, которые слышали, и это ясно из лжесвидетельств, свидетельствованных против Господа, ибо слова, которые произнес Господь: «разрушьте храм сей. и Я в («в» греч. тексте – «через». – Примеч. пер.) три дня воздвигну (в греч. тексте – «восставлю». – Примеч. пер.) его ( Ин. 2, 19 ), – лжесвидетели извратили и сделали прибавление и убавление, и изменение в каждом из этих слов. Ибо вместо «разрушьте» они сказали «могу разрушить», вместо «храм сей» сказали «храм Божий», вместо «через три дня» сказали «за три дня» и вместо «восставлю его» сказали «восстановлю его». А целиком их лжесвидетельство таково, как говорит евангелист Матфей: Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: «Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» ( Мф. 26, 60–61 ). Что я говорю? Часто лжесвидетели говорят те же слова, какие слышали, без каких-либо прибавлений, убавлений или изменений, однако с другим злым умыслом, не с тем, с которым эти слова произнес человек, так же как Господь вышеупомянутые слова произнес о храме тела Своего, а иудеи поняли, что говорил это о храме соломоновом (см.: Ин. 2, 22 ). Поэтому и по цели, с которой свидетели произносят слова, судья должен исследовать, истинно ли они свидетельствуют или ложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

4 ст. Но вы, братья, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; 5 ст. ибо все вы сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Вы не должны быть беспечными, предаваться греховной жизни и как бы жить во мраке ночи, дабы день Господень не застал вас неожиданно, вы уже оставили прежний образ своей жизни, вы, христиане, уже теперь живете не во тьме язычников, а во свете веры во Христа и в Его Божественное учение. Все мы христиане уже сыны света и сыны дня, а не сыны ночи и тьмы, чем мы были доселе. 6 ст. Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Итак, не будем предаваться греховной жизни, не будем жить по своим страстям и похотям. Мы уже не язычники, не знающие истинного Бога, а потому должны бодрствовать и трезвиться, т. е. будем заботиться о своем нравственном усовершенствовании, будем проверять свою жизнь, согласна ли она с Евангельским учением, будем следить за собой и своим спасением. 7 ст. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Противоположное состояние будет свидетельствовать только о беспросветной нравственной тьме, когда человек настолько увлекается греховной жизнью, что опьяняется ей, затемняет свой ум и перестает владеть собой. 8 ст. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения. Как сыны дня, мы должны бороться с греховностью своей природы и со всем тем, что от вне вводит нас в соблазн и искушение, а посему, как добрые воины Христовы, должны зорко следить за всеми врагами нашего спасения и для ограждения себя от стрел вражьих должны облечься в броню веры и любви, т. е. должны иметь веру твердую, непоколебимую, любовь, живую и деятельную, и в шлем надежды спасении, т. е. должны воодушевляться искренней надеждой на то, что Господь поможет нам противостать козням дьявольским и тем поможет достигнуть спасения. 9 ст. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, 10 ст. умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Мы должны быть воодушевлены надеждой на спасение, тем более что Сам Господь Бог определил нас не на гнев, т. е. не к наказанию, которое постигает сынов тьмы, а ко спасению чрез веру в Господа нашего Иисуса Христа, Который умер ради нашего спасения, дабы мы, верующие, умрем ли, живы ли будем, вместе все с Ним были.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Ст. 21–23. Так говорит Господь воинств, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим, и ешьте мясо. Ибо отцам вашим Я не говорил, и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о слове всесожжений и жертв, но такое слово Я заповедал им, говоря: послушайте голоса Моего и Я буду вам Богом, а вы будете мне народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедую вам, чтобы вам было хорошо. Отвергши храм их, отвергает и жертвоприношения, и косвенно обличает их, что они закалают жертвы не ради служения Ему, а из желания пиршеств. А из слов: отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о слове всесожжений и жертв, ясно дается разуметь, что сначала Он дал десятословие на скрижалях каменных, начертанное перстом Божиим, а уже впоследствии, после преступления идолопоклонства и головы тельца (Исх. гл. 31), дал повеление о жертвах, чтобы они приносились лучше Ему, чем демонам, – дал повеление, отменяя чистую религию заповедей Божиих и делая уступку относительно кровавых жертв и желания мяса. Ст. 24 – 25. Но они не послушали, и не приклонили уха своего, а отступили в волях (или желаниях) и нечестии сердца своего злого, и стали ко Мне задом, а не передом, с того дня, в который вышли отцы их из земли Египетской, даже до сего дня. Когда Я говорил: послушайте голоса Моего и Я буду вам Богом и проч.; они не послушали и не приклонили уха своего, но исполняли желания сердца своего и вопреки мысли апостола, забывавшая прежнее и простиравшаяся вперед, делали наоборот, желали прежняя и пренебрегали будущим. Словами же: с того дня, в который вышли отцы их из земли Египетской, даже до сего дня говорит, что все промежуточное время они провели оскорбляя Господа. Поэтому то и необходима была благодать Евангелия, которая спасла их не по их заслуге, а милосердием Господа. Ст. 26. Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, всякий день, вставал с разсветом и посылая; но они не слушали Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою и поступали хуже, чем отцы их. Итак справедлив гнев Господень, который возгорелся и каплями потек на народ небрежный, жестоковыйный и не хотевший внимать словам Божиим. А каким образом Бог или с ночи, или на рассвете, или днем посылает пророков, об этом мы говорили выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

е. Христос), еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; подите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать. б) Часы великого пятка. – Последний день важен и в жизни каждого человека; тем более важен в жизни Богочеловека: поэтому все четыре евангелиста особенно занимаются описанием событий этого последнего дня. По указанию их, в нем преимущественно знаменательны и важны четыре времени: утро – время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть; час третий – время осуждения Его на суде Пилата; час шестой – время крестных страданий и час девятый – время смерти Господа и необыкновенных явлений в природе. Времена эти церковь освятила ежедневным воспоминанием, и, еще в первые века христианства, она учредила повседневную службу, известную под именем часов, которая состоит из псалмов, тропарей, кондаков и молитв, и которую иноки в обителях, а особенно пустынножители совершали по частям, отделяя для известного часа дня ту часть ее, которая соответствует ему своим наименованием и содержанием. Служба эта особенно важна, трогательна и поучительна в тот день, который своими чрезвычайными событиями и подал повод к установлению ее, т. е. в Великий пяток. Самое время этого дня – время смерти Богочеловека, невольно располагающее к скорби и сетованию, придает ей умилительный тон и необыкновенно высокое значение. К тому же и сама она в этот день в своем составе и отправлении имеет много особенного, как со стороны внешней, так и со стороны внутренней. Со стороны внешней она имеет высшую степень торжественности. В древней греческой церкви часы Великого пятка, равно как часы в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, отпевались в придворной церкви в присутствие государя. Оттуда и получили часы эти название часов царских, которое они и ныне сохраняют в нашей православной церкви, потому что совершаются торжественно и посещаются нашими благочестивыми царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ин.2:20 .  На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? Иудеи признают слова Христа о том чуде, которое Он мог бы совершить в три дня, прямо нелепыми. С насмешкой они замечают Ему, что Иродов храм строился сорок шесть лет – как его может Христос восстановить в случае разрушения в три дня, т.е., как, вероятно, они понимали выражение «в три дня», в самое короткое время (ср. 1Пар.21:12 ; Лк.13:32 )? Под «построением храма» иудеи, очевидно, понимают продолжавшиеся в храме работы по возведению разных храмовых построек, работы, закончившиеся только в 63 году по Р. X., следовательно, только за семь лет до его разрушения. Ин.2:21 .  А Он говорил о храме тела Своего. Ин.2:22 .  Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. Христос не стал ничего отвечать на замечание иудеев, ясно было, что они не хотели Его понять, а тем более – принять. Ученики Христа также не обратились к Нему с расспросами по поводу сказанных Им слов, а Сам Христос в настоящем случае не имел нужды давать им объяснения. Цель, с которой Он появился во храме, была достигнута: Он заявил о Своем намерении начать Свою великую Мессианскую деятельность и начал ее символическим действием очищения храма. Тут же обнаружилось и то, в каких отношениях станут к Нему представители иудейского народа. Таким образом Он открыл Свое общественное служение. Ин.2:23 .  И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Ин.2:24 .  Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех Ин.2:25 .  и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. Здесь евангелист говорит о том впечатлении, какое произвел Иисус Христос Своим первым выступлением в Иерусалиме на народные массы. Так как Господь в этот раз совершил много знамений или чудес (см. стих 11) в течение восьми дней праздника Пасхи и так как при этом Он неоднократно выступал в качестве учителя, как это видно, например, из слов Никодима ( Ин.3:2 ), а отчасти и из слов Самого Христа ( Ин.3:11, 19 ), то многие в Него уверовали. Если здесь Иоанн упоминает только о «знамениях», которые привели ко Христу многих иудеев, то этим он свидетельствует, что для большинства знамения действительно были решающим моментом в их обращении ко Христу. Поэтому-то и апостол Павел говорил: «Иудеи требуют чудес» ( 1Кор.1:22 ). Они веровали «во имя Его», т.е. видели в Нем Мессию, и хотели образовать общину с Его именем. Но Господь хорошо знал всех этих верующих и не доверял твердости их веры. Он знал и вообще всякого встречавшегося Ему человека в силу Своего чудесного прозрения, опыты которого Он недавно уже явил ученикам Своим ( Ин.1:42–50 ). Поэтому число учеников Христа за эти восемь дней праздника не прибавилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, обривши то, что выросло до осмого дня, он (Израиль) опять украшается волосами и освящает голову после осмого дня. И его ум украшается уже не образами и тенями, как прежде, но самыми догматами веры и истины. Или ты не думаешь, что оправданным в вере должно как бы снять с себя славу служения по закону и напротив возрастить и восприять в ум и сердце ведение евангельского жительства, как гораздо лучшее и превосходнейшее прежнего знания? П. Каким образом ты утверждаешь это? К. Разве не ясно и не открыто восклицает наученный в законе Павел, говоря об оной древней и подзаконной славе: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» ( Флп.3, 7–9 ). П. Это я знаю. К. Порицает он также и других за то, что чтили обрезание по закону после явления таинства Христова: " остались, – говорит, – без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» ( Гал.5, 4–5 ). Говорит он еще и то, что древняя оная заповедь стала бесполезною и несвободна от укоризны, и что вместо нее введена другая, то есть евангельская. П. Правда. К. Итак, указывает на недействительность наставления в законе загадочное повеление, чтобы давший обет Израиль стригся, как подвергшийся осквернению над мертвецом, то есть как повинный в преступлении убийства Господа, и чтобы посвящал Богу как бы другие волосы после осмого дня, то есть по воскресении, – разумею тщательное и утонченное образование и научение в Евангельских заповедях. Возращающему волосы, по наступлении осмого дня, закон повелел приносить горлиц и голубей ( Чис.6, 10 ), как бы и этим делая указание на очищающего оскверненных, то есть Христа; потому что обоими Он указуется: горлицею, как благогласнейший, и голубем, как кротчайший, между тем как закон и косноязычен, и не имеет кротости, ибо тотчас же налагает наказание на согрешающих. Вместе с птицами приносится также и агнец ( Чис.6, 12 ), чтобы во всем разумеваем был Христос: в птицах, как сошедший свыше и с небеси, а в агнце, как снизу и от земли; ибо «Слово, будучи Богом по естеству, стало плотию» ( Ин. 1, 14 ). Но и при этом Оно было и есть Бог; Оно избавляет нас от сени законной и влагает в сердца всех ведение заповедей Его, и соделывает истинно святыми, очищая своею »кровию " , по Писаниям ( Рим. 5, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010