Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному. Сие предвозвестил и Господь в священном Евангелии; ибо говорит: будут знамения на небе, в солнце, и луне, и звездах ( Лк. 21:25 ). Днем же великим и просвещенным пророк называет второе пришествие Спасителя нашего; потому что в первое пришествие Он родился от бедной Жены в вертепе, по рождении положен в яслех, и пока не начал творить чудес, многим был неизвестен; тогда же узрят Его грядущим на облацех ( Мф. 24:30 ), тьмы тем будут предшествовать Ему и тысящи тысящ песнословить Его» ч.V, Толк, на пр. Иоиля, гл. 2]. Славянский толкователь отмечает, что пророк Иоиль возвещает бедствия иудеям, современным ему, за их согрешения, но в этих бедствиях предвозвещаются и грядущие суды дня Господня: «Здесь начинает пророк увещавать иудейский народ к покаянию... Купно же возвещает и тяжчайшыя казни на будущее время: ибо не довольно того, чтоб люди были чувствительны к настоящим бедствиям, но чтоб боялися и впредь» Толк, на 1, 15]. И далее этот толкователь, вполне следуя древним отцам, разъясняет пророческие слова и в отношении ветхозаветных иудеев, и в отношении кончины времен, когда Господь придет на суд. Пророчество Иоиля о дне Ягве, как дне излияния Духа Святого на всякую плоть И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего... прежде нежели наступит день Ягве, великий и страшный ( Иоиль 2, 28–29. 31 ). Сионская горница. Иерусалим. День Пятидесятницы, третий час дня. 102 Огненными языками Дух Святой сошел на апостолов. Христос с неба крестил Своих учеников Духом Святым. Людям они кажутся пьяными, но они не пьяны. Исполнилось предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог: излию Духа Моего на всякую плоть. Апостол Петр объяснил все это собравшимся на праздник в Иерусалим. С тех пор Дух Святой действует в церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так же говорит сосуд избранный апостол Павел, так же толкует Амвросий святой. Златоуст святой 3 в толковании на второе послание к солунянам святого Павла говорит: «Уже совершается тайна беззакония. Нерон сюда относится как сущий антихристов образ, ибо он хотел называться богом». Нечто подобное содержится и в Евангелии, где Христос говорит: «Илия же придет прежде и все устроит. Говорю вам: когда Илия придет и не узнаете его, но сделаете с ним, что захотите. Так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда уразумели ученики, что говорит Иисус об Иоанне Крестителе» ( Мф. 17, 11–13 ). Здесь Христос Спаситель наш об Илие говорит, что придет и уже пришел. Но как же придет, если уже пришел? Понимай, что придет в собственном лице, пришел же в подобном себе лице, то есть в Иоанне Крестителе. Вопрос четвертый Можно ли от начала мира узнать пришествие истинного антихриста? Ответ От начала мира никоим образом невозможно познать пришествие антихриста и день Страшного суда Господня, ибо говорит Христос, Спаситель наш: «О дне том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, только один Отец Мой» ( Мф. 24:36 ). И далее в Деяниях апостольских говорит: «Вы не можете знать времен и сроков, то, что положил Отец Мой в Своей власти» ( Деян. 1:7 ). Как же и кто может знать год, день и час того, о чем никто не знает, кроме Отца Небесного? И еще, кто исчислит годы, узнает пришествие антихристово и Христово второе, как сбудутся истинные слова Христовы, так как о дне том и часе никто не ведает? Были некоторые в ранней церкви, которые в первой тысяче лет от страстей Христовых говорили о настоящем суде Господнем, предшествующем приходу антихриста. Это мнение они подтверждали Откровением от Иоанна святого, или Апокалипсисом, где пророк говорит: «Видел Ангела, сходящего с небес, имеющего ключ от бездны и цепь великую в руке своей. Он взял змея и на тысячу лет низверг в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал какие народы, доколе не окончится тысяча лет. После же он будет освобожден на малое время. И видел я престолы и сидящих на них» ( Откр. 20, 1–4 ). Об этом пророчестве Иоанна многие думают, будто от времени страстей Господних был взят змей и связан на тысячу лет. Ибо тогда и сам Христос сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Указанный ниже закон любви ап. Павел теперь распространяет на «немощных в вере» братьев. «Немощные в вере» – те, у кого вера и совесть немощствует, смущается всякий раз, как они видят христиан, поступающих в духе христианской свободы. Новообращенные христиане из иудеев возвращались к руководству законом: соблюдали день субботнего покоя, гнушались определенной пищей, будто бы оскверняющей их. Они употребляли одни овощи и возмущались, что христиане из язычников едят всякую пищу без разбора. А христиане из язычников осуждали иудействующих за то, что они поступают не в духе христианской свободы. Не касаясь по существу самого вопроса, о роде пищи или о субботнем дне, Апостол запрещает одним укорять, а другим осуждать. Следует поступать в духе любви: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» ( Рим.14:1 ). Апостол заповедует не осуждать слабого в вере ( Рим.14:3 ) не потому, что его дело не стоит осуждения, а потому, что он «чужой раб», т. е. не твой, а Божий – Бог силен и восстановить его в свое время ( Рим.14:4 ). Ибо хотя он и немощен, но не потерял веру и поступает так из ревности по Богу. Вопрос о пище, о субботнем дне является вопросом второстепенным, не догматическим, и ап. Павел позволяет всякому решать его самостоятельно, лишь бы было все во славу Божию ( Рим.14:5–8 ) (истолковывая слова Апостола: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» ( Рим.14:5 ), блаж. Федорит пишет: «Апостол сказал не вообще обо всем, ибо о божественных догмах не повелевает так рассуждать, но предает анафеме учащих противному истине: «кто благовествует вам не то» что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 )» (см. еп. Феофана. Толк. посл. св. ап. Павла к Рим.стр. 379). Сама жизнь наша принадлежит Господу, поэтому и все поведение наше должно прославлять Его: «живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем» ( Рим.14:8 ). Если все мы Господни, все рабы Его, то что еще укорять друг друга? Надо заботиться только о том, как угодить Господу, ибо «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Христианин, сладко и радостно будет слышать: приидите, – страшно и горестно будет слышать: идите от Меня. Но непременно всякий или тот, или этот услышит глас. Благословением одних и проклятием других окончится Страшный суд Христов. Все тогда, услышав слово, им Судией сказанное, пойдут на свои места, но различные, пойдут, но неодинаково. Одни пойдут с радостью, и весельем, и торжеством в вечную жизнь. Другие с плачем, рыданием и отчаянием – в вечную муку. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25, 46 ). Христиане! Такого мы пришествия Царя нашего Иисуса Христа ожидаем – приготовим себя к достойной встрече Его. Да будут и наши разговоры чаще о том дне. Скажем и мы друг другу: «Царь Небесный идет! Царь Небесный идет к нам! Идет спасти праведников, грешников же мучить. Когда-то придет, ночью или днем, утром или вечером, в котором месяце, дне и часу?» Проповедники Его то и знают, что возглашают нам: «Царь Небесный грядет, Царь Небесный грядет, готовьтесь к встрече Его!» О любезные благовестники, скажите нам, когда Он придет к нам? Когда Солнце праведное явится нам? Когда молния Его блеснет и осветит вселенную? Когда поставится престол Его святой на суд и узрим Его все? Скоро идет, отвечают они нам, скоро идет и не умедлит. пришествие Господне приближается. Вот, Судия стоит у дверей ( Иак. 5, 8–9 ). Но не знаете дня и часа, в который Он придет. Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24, 42 ). Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе ( Откр. 22, 20 )! Первое пришествие Его [Иисуса Христа] было смиренное, второе – славное. В первом пришел взыскать и спасти погибшего ( Мф. 18, 11 ), во втором придет судить и воздать каждому по делам его. В первом пришел призвать грешных к покаянию ( Мф. 9, 13 ), во втором придет судить грешных непокаявшихся. В первом милость Свою и человеколюбие показал нам, во втором объявит правду Свою. Христианам, а особенно в нынешнее последнее время… живущим должно каждый день ожидать Второго Христова пришествия и к нему достойным покаянием приуготовлять себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

8. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же моя в веки будет, и спасение мое в роды родов. 7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословья их не страшитесь. 8. Ибо как одежду съест их моль, и как волну съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое – в роды родов. Ст. 7–8. Любящим правду и имеющим закон в сердцах своих ( Пс.36:31 ) Господь говорит, что они не должны страшиться ожидающих их поношения и хулы от людей (ib.32, ср. 2Тим.3:12 ), так как таковые суть временны, даруемое же им от Бога оправдание и спасение – в роды родов. В ст. 8, вместо евр. =в р.-с. моль, 70 читали: , почему: π χρνου=временем; слово съест их 70 в обоих случ. читали без =суф. их. Согласно с евр. м. т., по слав. следует: якоже бо ризу изъяст я тля, и яко сукно изъяст я моль и дал. 9. Востани, востани иерусалиме, и облецыся в крепость мышцы твоея, востани яко в начале дне, яко род века: не ты ли еси победил гордаго, и расторгнул змиа; 10. Не ты ли еси опустошаяй море, воду бездны многу; положивый глубины морския путь прохода изъятым и избавленным; 11. Господем бо возвратятся, и приидет в сион с радостию и с веселием вечным: на главе бо их веселие и хвала, и радость приимет я: отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание. 9. Восстанъ, восстань, облекись крепостию, мышца Господня! Восстанъ, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? 10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? 11. И возвратятся избавленные Господом, и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие; печаль и вздохи удалятся. Ст. 9–11. Для призвания Сиона к новой жизни, устроения вечной правды и спасения людей, чрезвычайным образом проявится мышца Господня, т. е., сила Божья (ср. выше), в действиях, подобных тем, в каких она проявилась в начале еврейской теократии, во время избавления евреев от рабства египетского и путешествия по пустыне. Избавляемые ею теперь чада Сиона придут в Сион и станут наследниками вечного веселья. В ст. 9 евр. м. =в р.-с. Господня, 70 читали: , почему: ερουσαλμ=Иерусалиме, что в ст. 9 и 10 принято за звательный падеж обращенья, почему относящиеся к нему глаголы по слав. стоят в муж. р. Такое чтение 70 здесь противно контексту речи. Согласно евр. м. т., слав, перевод здесь д. б. исправлен так: востани, востани, крепость, мышцэ Господня, востани... и далее глаголы должны стоять в женск. р.: победила, –расторгнула, – опустошающая, – положившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Кто по второму прошению молитвы Господней ощутит внутри себя Царство, – будет стремиться к обильнейшему развитию в себе владычества Бога: да действует только воля Божия в духе и в теле; этим да исцеляется наше искаженное грехом естество, живущее, «исполняя желания плоти и помыслов» ( Eф. II, 3 ). Да будет воля Твоя. У небожителей нет отдельной воли, она сливается с волей Божьей; такое совершенство имеют Ангелы. Сообщая нам третье прошение Молитвы Господней, благоволил Христос, чтобы и мы стяжали то, что содержат в себе святые небесные духи. Не погрешим, если землею будем именовать свое сердце. Да будет яко на небеси и на земли. «Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою, так да творим и мы» (Бл. Августин). «Чтобы ничем не разнилось небо от земли» (Св. Златоуст). " Итак кто из вас совершен, так должен мыслить« ( Фuлun. III, 15 ). »Моя пища есть творить волю пославшого Меня« ( Uoah. IV, 34 ). 90. Что содержат в себе слова прошения: хлеб наш насущный даждь нам днесь? «Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, но только о хлебе, и притом о хлебе дневном, – так, чтобы нам не заботиться о завтрашнем. Для сего и присовокупил: насущный, т. е. дневной, но прибавил и другое: даждь нам днесь, дабы нам не сокрушать себя заботою о наступающем дне» (Св. Златоуст). « Когда молимся о насущном хлебе, испрашиваем и всего, что потребно плоти нашей на земле: пище, одеянии и жилище » (Бл. Августин). «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Tuм. VI, 7, 8 ). «И слово Божие, которое ежедневно вам возвещается есть хлеб насущный. И его умы алчут, как вещественного хлеба алчет чрево. Так и его мы просим в молитве Господней. Таким образом под хлебом насущным разумеется все для души и тела необходимое в жизни сей» (Бл. Августин): «написано: не хлебом одним будет жить человик, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Mф.IV, 4 ). 91. Что еще Господь Иисус Христос в Своих заветах называл насущным для жизни хлебом?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Преображение Господне 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Преображение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Праздник Преображения Господня озаряет нас светом Царства Божия. Царства, где только блаженство, красота, добро, мир, радость. Там, где присутствие Бога, любящего нас. Это Царство — не мечта, не утопия. В нем — обетование великого Бога, всеправедного и всемилостивого, которое Христос пришел исполнить. Он родился, жил, проповедовал, страдал, умер и воскрес, чтобы дверь Его Царства открылась нам. Преображение являет воскресение. Нам дано ясно это услышать, когда Господь говорит с Моисеем и Илиею о Своем исходе ко Отцу, который Он скоро совершит в Иерусалиме. Путь Христа — от нашей многогрешной земли, где Он живет со дня Своего Рождества к Царству, где Его Отец, от Которого Он пришел. Христос преобразился перед Своими учениками незадолго до Своих Крестных страданий и смерти, чтобы ученики всегда помнили об этом дне и поняли его глубокий смысл. Этот смысл заключается в том, что страдания и смерть не разрушительны для нас. У страданий и смерти — пасхальная природа. Они ведут в страну Бога, в Царство Небесное. Как хорошо, что Церковь напоминает нам об этом, когда мы совершаем Успенский Пост. Пост зовет нас к духовным усилиям, к воздержанию, углубленной молитве, забвению себя ради более внимательного служения другим. Пост зовет нас к покаянию, которое всегда подобно переходу через смерть. Чтобы совершить этот переход, чтобы решиться на настоящее покаяние, на такую глубокую и полную отдачу себя, необходимо знать, куда он ведет. Праздник Преображения напоминает нам, что этот переход ведет к радости воскресения, к Богородичной Пасхе, которую мы будем праздновать в конце Поста. И он ведет — от поста к посту — к Богу, в Царство Небесное, наследниками которого мы являемся. Христос преобразился. Он зовет нас следовать за Ним, и мы можем сделать это, зная, что Он совершил. Но мы должны прежде проникнуть как Петр в тайну Христа. Посмотрите, как этот ученик весь устремлен к своему Господу: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Петр хотел, чтобы слава была с ним, так, чтобы все нам было сразу дано, и чтобы мы пребывали здесь на земле в славе. Это невозможно. Потому что тайна Господа — тайна восхождения ко Кресту, который и есть Его слава. Но Петр не знал, что говорил. Апостолы вошли в облако, и получили великое откровение о пути Господнем: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Чтобы мы могли осуществить этот путь ко Кресту, нашему кресту, который дан каждому из нас по его росту, есть только одно — принять это единственное слово: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте».

http://moral.ru/преображение/

Скачать epub pdf Вознесение Господне     Сегодняшний праздник – двунадесятый, то есть один из самых главных двенадцати праздников церковного года, потому что вознесение Господне – один из основных догматов православной веры. «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца», – каждый раз повторяем мы в Символе веры . Почему это имеет для нас такую важность? Во-первых, потому, что Сам Господь придавал этому огромное значение. Евангелист Лука, повествуя о дне, который предшествовал вознесению Господню на небо, рассказывает, как Господь явился ученикам, «стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги». Господь хотел убедить их в том, что Он именно воскрес, а не просто им явился дух. Потому что довольно часто после смерти человека его дух во сне или и наяву является его родственникам или знакомым. Это связано с тем, что усопший нуждается в молитве, а молиться за него некому, и тогда он, чтобы напомнить о себе, является – по милости Божией, конечно, – тому, кто мог бы за него молиться. Обычно в таких случаях человек в ужасе приходит в храм: «Батюшка, мне покойник приснился. Что делать?» Как что делать? Молись, он просит твоих молитв. Но Господь хотел именно убедить Своих учеников в том, что Он не дух. Поэтому Он им дал Себя посмотреть, потрогать. Смотри: вот здесь у Меня раны от гвоздей, это Я, Я Сам, потому что «дух плоти и костей не имеет». «Когда же они от радости еще не верили и дивились» – то есть радость так их переполняла, что эти знаки, которые Господь им давал, как-то проходили мимо их сознания, – «Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». Для чего? Чтобы у них в памяти хоть это осталось: они дали Ему пищу, и Он ее съел – опять тем самым утверждая, что Он воскрес во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Хлеб насущный – это всё, необходимое для жизни. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф. 6, 34 ). Потому что «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф. 6, 32 ). Под именем насущного хлеба нужно просить и необходимого для души – это понимание Слова Божия, достойного причащения Тела и Крови Христовых. О пятом прошении В Молитве Господней долгами называются наши грехи, потому что мы всё получили от Бога и должны жить по Его воле; иначе остаёмся должниками перед Ним. Должники наши – это люди, которые относятся к нам неправедно: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14-15 ). О шестом прошении В Молитве Господней под наименованием искушения следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Такие искушения приходят от плоти, от мира (от других людей), и от диавола. О седьмом прошении Словами Молитвы Избави нас от лукавого – мы просим избавления от всякого зла в мире, который «весь во зле лежит» ( 1Ин. 5, 19 ); от встреч и общения с людьми, от которых мы можем заразиться злом. К Молитве Господней присоединено славословие для того чтобы мы воздавали Богу справедливое почитание и утверждались в надежде, что в Его власти дать нам просимое. Тема 42. Об учении блаженства Заповеди Блаженства Верить мало, надо еще жить по вере. Об этом говорит Сам Господь: Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк. 6, 46 ). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех ( Мф. 7, 21 ). Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа о блаженстве. Все заповеди блаженства – это не характеристики разных групп праведников, но описание совершенств, присущих каждому стремящемуся к Богообщению христианину.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

10–12. Страх Господень чист, пребывали в веке века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждшя паче меда и coma. Ибо раб Твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много. Страх Господень – чувство благоговения пред Богом, как законодателем; это чувство, лежащее в основе всецелого подчинения закону Божию, чисто – чуждо всякой примеси каких бы то ни было страстных чувств – гнева, зависти, лести, корысти, самолюбия и других. Такое чувство страха пред Богом пребывает во век века, – потому что и закон Божий, как определение воли Божией, вечен, всецело непорочен и спасителен (ст. 8). Судьбы Господни – определения суда по всецело непорочному закону Божию – истинны: эта истинность судеб Господних непререкаемо свидетельствуется тем, что они оправдываются в жизни каждого человека и в истории всего народа, и не по отдельности, а все совокупно. «Ибо – доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). – Судьбы закона Господня вожделенны более, нежели золото и драгоценные камни, слаще меда, текущего из coma – самого сладкого – потому что все драгоценные сокровища и всякие удовольствия, хотя с трудом, а иногда и с большою опасностью для жизни, добываются человеком или в глубоких подземельях, или в недрах скал или на дне рек и морей; а закон Божий, как откровение вечной премудрости Творца, служащий единственным источником вечно-блаженной жизни, никак не может быть обретен человеком, – он есть сверхъестественный дар Господа Спасителя. Ибо раб Твой – человек, проникнутый чувством истинного страха пред Богом, хранить я – эти определения судов Божиих как в памяти, так и в жизни: потому что за сохранение их воздаяние много, – не только временное благополучие, но и вечное блаженство. Таким неизменным хранителем повелений закона Божия старался быть именно сам псалмопевец – Давид. 13–15. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010