Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Комаров Анатолий Андреевич; 26.06.1879, с. Андросовка Николаевского у. Самарской губ.-17.07.1955, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский и Запорожский. Род. в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую ДС, 8 авг. 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень канд. богословия, служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них. С 15 авг. 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской ц. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя об-ва «Друг детей» Н. К. Крупской. Когда в 1922 г. архиеп. Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества , свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, 29 дек. 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем А., 30 дек. возведен в сан архимандрита, а 31 дек. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1 янв. 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 г. последовательно был викарным еп. Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В окт. 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиеп. Филиппа (Ставицкого) А. переехал в Астрахань. Будучи епископом Вольским, в 1929-1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Свящ. Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев А. прекратил возношение на богослужениях имени архиеп. Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие неск. раз не допускали А. в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил А. служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г. А. находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. сщмч. Алексий (Орлов) . 30 сент. 1933 г. А. был назначен епископом Астраханским, 3 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

http://pravenc.ru/text/115248.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ образована в 1700 г. План учреждения епархии в Приазовье возник вскоре после завоевания Азова рус. войсками в 1696 г. В проекте освоения завоеванных территорий, поданном в 1700 г. царю Петру I Иерусалимским Патриархом Досифеем II , предусматривалось учреждение в Приазовье митрополии по образцу греч. митрополичьих округов, с подчиненными епископиями. Митрополичья кафедра в Азове была создана в том же году, однако не как митрополичий округ. На Азовскую кафедру был назначен Досифей (Хореско), бывш. митр. Сочавский и Молдовлахийский, проживавший в России с 1696 г., после освобождения из польск. плена; митр. Досифей скончался в Москве в 1701 г., так и не прибыв в Азов. 21 июня 1701 г. на Азовскую митрополию был назначен Парфений (Небоза) , бывш. митр. Лаодикийский. В Азов митр. Парфений также не прибыл, 3 дек. 1703 г. он был переведен на Холмогорскую кафедру. После него архиереи на Азовскую кафедру не назначались. Митрополия не имела четких границ, возможно, к ней были приписаны донские городки. С 1704 г. Азов, по всей вероятности, находился в ведении Патриаршего Духовного приказа; функции духовного управителя были возложены на архим. Азовского во имя Иоанна Предтечи мужского мон-ря (Материалы по истории Воронежской и соседних губерний/Собр. и изд. Л. Б. Вейнберг. Воронеж, 1888. Вып. 12, 534. С. 1227-1230). По договору 5 апр. 1712 г., заключенному после прутского похода 1711 г., Азов и Приазовье вновь отошли к Турции. Повторно вопрос об учреждении архиерейской кафедры в Азове был поднят правительством императрицы Екатерины II в 1771 г. (до офиц. вхождения Приазовья в состав России по Кючук-Кайнарджийскому трактату в 1774). В состав Азовской епархии предполагалось включить города Азов, Таганрог (в 1770 приписаны к Воронежской епархии), крепости Днепровской линии, территории Нижнедонского бассейна, а также правосл. храмы Крыма, что должно было укрепить рус. влияние в Новороссии. Проект был отклонен Святейшим Синодом, предложившим передать названные территории в состав Воронежской епархии. 9 сент. 1775 г. Азовская губ. (образована в том же году) вошла в состав новоучрежденной Славянской и Херсонской епархии (см. Днепропетровская епархия ). В 1934-1937 гг. существовала Азовско-Черноморская обновленческая епархия во главе с «митрополитом» Петром (Сергеевым). Лит.: ИРИ. Ч. 1; Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892. Вып. 1; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. 2 т.; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. Серг. П., 19142. Д. А. Миндич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63700.html

Запорожская епархия Дата создания: 1992 г. Описание: Учреждена решением Синода Украинской Православной Церкви в 1992 г. путем выделения из состава  Днепропетровской епархии . Титул правящего архиерея — «Запорожский и Мелитопольский». Кафедральный город — Запорожье. Кафедральные соборы — Покровский (Запорожье), Андреевский (Запорожье), Александро-Невский (Мелитополь). Благочиннические округа: Запорожский городской левобережный, Запорожский городской правобережный, Запорожский больничный, Запорожский районный, Мелитопольский городской, Мелитопольский районный, Михайловский, Новониколаевский, Вольнянский, Ореховский, Каменско-Днепровский, Энергодарский, Веселовский. Решением Синода УПЦ от 18 апреля 2008 г. Приазовский и Акимовский р-ны Запорожской обл. включены в состав Бердянской епархии . Решением Синода УПЦ от 14 апреля 2009 г. ( журнал 19 ) из состава Запорожской епархии выведен Васильевский р-н Запорожской обл. и включен в состав Бердянской епархии. Действующие монастыри: Православные объединения и организации: Центр помощи жертвам деструктивных сект «Диалог» (Запорожье). Средства массовой информации: К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу неоднократно поступали обращения священнослужителей, монашествующих и мирян приходов и обителей Запорожской епархии, находящихся на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского р-нов, а также гг. Мелитополь и Энергодар Запорожской обл. с просьбами урегулировать церковную ситуацию на этих территориях. В упомянутых обращениях сообщается, что митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука , пользуясь неизменным уважением духовенства и мирян и стремясь в пределах возможного дистанционно сохранять связь с приходами и обителями, находящимися на перечисленных выше территориях, тем не менее отделен от этих территорий линией фронта, что уже длительное время лишает его возможности посещать их с архипастырскими визитами, совершать здесь хиротонии, освящать храмы, выдавать подписанные им антиминсы, а также напрямую выдавать Святое Миро.

http://patriarchia.ru/db/text/73287.html

Кировоградская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кировоградская область — Преображенский собор в Кировограде область в центральной части Украины, создана 10 января 1939 года Указом Президиума Верховного совета СССР. Административный центр - город Кировоград . Расположена в центре Украины, в междуречье Днепра и реки Южный Буг в южной части Приднепровской возвышенности. Практически вся территория области расположена на правом берегу Днепра. На севере граничит с Черкасской, на северо-востоке с Полтавской, на юге и юго-востоке с Днепропетровской, на юге с Николаевской и Одесской областями, а на западе с Винницкой областью. Примечательно, что в поселке Добровеличковка располагается географический центр Украины. Содержание Православие в Кировоградской области [ править править код ] После многих лет почти полного безлюдья, территория нынешней Кировоградской епархии стала заселятся православными во при императрице Елизавете Петровне, когда в Новую Сербию стали стекаться сербы, оставившие свое отечество из-за притеснений австрийским правительством Православной веры, а также греки, молдаване и русские - великороссы и украинцы. Город Елизаветград, заложенный 18 июня 1754 года, как и вся Новая Сербия, с самого начала своего существования и до 1756 года относился в делах церковных к кафедре Киевских митрополитов. Синодальным постановлением 26 июня 1756 года эти земли были причислены к Переяславской епархии, чуть позже к ней же были отнесены Крыловская и Новомиргородская протопопии Киевской епархии, а в Елисаветграде была образована своя протопопия во главе с протоиереем Иоанном Орловским. В 1775–1778 годах эта территория вошла в новую Славянскую и Херсонскую епархию охватившую юг России, которая в 1786 году была переименована в Екатеринославскую, духовное правление которой находилось в Елисаветграде. Но в 1796 году епархиальное управление вновь преобразуется и создается Херсонская епархия с местопребыванием правящего архиерея в Одессе. Только 27 января 1880 года учреждается Елисаветградское викариатство Херсонской епархии с местопребыванием епископов в Одессе. В начале 1930-х епархия пресеклась, но была возрождена в 1940-х годах.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировоградская...

Новости 29 марта, 2013 В Киеве открылась выставка пасхальных яиц-писанок Изучая и воспроизводя традиционную роспись писанок разных регионов Украины, авторы создали серии писанок, в частности — по мотивам трипольской керамики и росписей Софийского собора в Киеве. 29 марта, 2013 Крестный ход против паводка прошел в Новокузнецке Как отметил священник, церковь находится в районе города, который подвержен затоплению паводковыми водами. 29 марта, 2013 В возвращенном Церкви здании собора в Днепропетровске откроется реабилитационный центр Бывшие алкоголики и наркоманы смогут получить здесь духовную поддержку, восстановить правовой статус и социальные связи, приобрести профессиональные навыки, повысить образовательный и культурный уровни. 29 марта, 2013 В Якутской епархии окрестили пациенток наркологического диспансера Отделение реабилитации женщин, страдающих алкогольной зависимостью, Якутская епархия духовно окормляет уже два года. 29 марта, 2013 Сумская епархия собирает деньги для лечения онкобольных детей Кроме того, желающие смогут присоединиться к молитве по соглашению (чтению Псалтири) за онкобольных детей в период Великого Поста. 29 марта, 2013 Монахи Великой лавры Афона посетили Александро-Невскую лавру Гостям показали реставрационно-иконописную мастерскую, в Свято-Троицком соборе они поклонились мощам святого Александра Невского, чудотворной иконе Божией Матери " Невская Скоропослушница " и другим святыням. 29 марта, 2013 Петербургский Госстройнадзор не разрешил строить офисный центр на территории Благовещенского кладбища Часть земельного участка площадью 2,773 тысячи квадратных метров, где планировалось построить офисный центр, является также территорией объекта культурного наследия " Благовещенское Синодальное подворье с двумя флигелями и оградой " . 29 марта, 2013 Издательский Дом «Святая Гора» переиздал житие старца Паисия Святогорца Это наиболее полное и авторитетное жизнеописание Старца Паисия, составленное его ближайшими учениками. Публикация жизнеописания Паисия Святогорца предложена в двух томах. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/455...

Всю свою жизнь владыка посвящал Богу, безотказно выполнял любое церковное послушание. Владыке довелось служить священником кафедральных соборов и храмов многих городов тогдашнего Советского Союза: Ташкент, Саратов, Днепропетровск, Минск. Около года он состоял в братии Глинской пустыни, являлся наместником Свято-Успенского Жировицкого монастыря Минской епархии. Более тридцати лет владыка Михей трудился на Ярославской земле – с 1969 по 2002 г . В августе 1969 года он был назначен настоятелем церкви села Бабурина Даниловского района Ярославской области. Через год настоятель Успенской церкви города Рыбинска. С октября 1972 года нес послушание благочинного церквей Рыбинского округа. В 1975 году был назначен настоятелем Воскресенского собора города Тутаева. С сентября 1975 года владыка являлся штатным священником Феодоровского кафедрального собора города Ярославля, спустя семь лет его настоятель. 25 января 1989 года исполнял обязанности настоятеля церкви Петра и Павла села Петрово Ярославского района. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа. На годы архипастырского служения владыки выпало много исторических событий, возвращение Русской Православной Церкви её святынь, восстановление храмов и монастырей. За годы своего служения на Ярославской кафедре владыка Михей рукоположил много священников. Епархия активно стала сотрудничать с государственными учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, УИН, воинскими частями, находящимися в Ярославской области. По его благословению в 2000- 2001 г .г.Ярославская епархия взяла на себя ответственность и труд по распределению гуманитарной помощи среди малоимущих граждан области. Под его руководством в епархии были собраны материалы для канонизации 82 ярославских священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. За большие труды на благо Церкви архиепископ Михей награжден Патриархом Алексием орденом Преподобного Сергия Радонежского всех степеней, орденом благоверного князя Даниила Московского I и II степени, орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени – высшей наградой Русской Православной Церкви. Президент России Путин В.В. в 2001 году наградил архиепископа Ярославского и Ростовского Михея орденом Почета.

http://pravoslavie.ru/14908.html

Новую епископскую кафедру с самого начала планировалось разместить в городе-крепости Славянске, в самом центре бывшей Запорожской Сечи. Но поскольку город еще не был построен, то центром епархии был определен Крестовоздвиженский монастырь ближайшего полкового города Полтавы. Там же была размещена и консистория. Первоначально главными органами епархиального управления в Славянской епархии были протопопские духовные правления. Председателями таких правлений являлись протопопы (протопоп — «первый из отцов»), которые пользовались особым доверием правящего архиерея и им давались поручения по исполнению общих правительственных распоряжений, насколько они касались Церкви, и распоряжений епархиального начальства. В то время епархия делилась на шесть духовных правлений: Кременчугское, Полтавское, Кобеляцкое, Елисаветградское, Новомиргородское, Славянское и Херсонское. В 1776-1777 годах в административно-территориальном делении Новороссийской и Азовской губерний произошли очередные изменения, основные из которых касались бывших левобережных запорожских земель и Екатеринославской провинции. Следствием этих преобразований для епархии стало создание на территории Азовской губернии пяти духовных правлений: Екатеринославского, Самарского (до 1778 года), Бахмутского, Павловско-Павлоградского и Ново-Ростовского, ранее подчинявшихся Белгородской и Воронежской епархиям. В 1784 году государственные чиновники вследствие присоединения к Российской империи Крыма провели крупную административную реформу на юге страны. Поскольку Екатеринослав только строился, то губернаторское правление и наместничество, в состав которого вошли Крымский полуостров, Новороссийская и Азовская губернии, были расположены в Кременчуге. Эта реформа и ряд изменений последующих лет дали епархии новое название. С 28 ноября 1786 года она стала именоваться Екатеринославской, а правящий архиерей с этого времени стал носить титул Екатеринославского и Херсонес-Таврического. Для попечения о греках на территории епархии действовала, как автономная, греческая Готфийская и Кафийская (Готфо-Кефайская) митрополия. Она была принята в состав Российской Церкви Высочайшим указом от 14 марта 1779 года и существовала до смерти ее архиерея святителя Игнатия Мариупольского 16 февраля 1786 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1226971.ht...

Точная дата образования самостоятельной канонической М. е. неизвестна, очевидно, она была организована приблизительно тогда же, когда из Александровского вик-ства Днепропетровской епархии была образована самостоятельная Александровская и Павлоградская епархия,- в 1927 г. (см. Александровское и Павлоградское викариатство ), которой управлял еп. Стефан (Андриашенко). О существовании самостоятельной М. е. говорится в документе от 21 июля 1929 г., в к-ром Полтавский еп. Сергий (Гришин) назван временно управляющим М. е. Он издал распоряжение о переводе настоятеля Троицкого храма в с. Гуляйполе Запорожского окр. прот. Александра Лоскутова в Николаевский собор в г. Запорожье. К 15 мая 1930 г. М. е. перешла в ведение экзарха Украины архиеп. сщмч. Константина (Дьякова). Последний в своем заявлении от 15 мая 1930 г. в Мелитопольское окружное управление НКВД указывал следующее: «В делах управления подведомственного мне Мелитопольского округа Мариупольской епархии возникла необходимость в назначении наблюдателя по делам всего Мелитопольского округа» (ЦГАВОВУ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1961. Л. 74). На эту должность был назначен прот. Николай Улович, настоятель прихода в пос. Б. Токмак Мелитопольского окр. В принятом Синодом Русской Церкви «Положении об областных преосвященных» от 12 марта 1934 г. указано, что самостоятельный статус ранее был предоставлен и продолжает сохраняться за М. е., охватывающей территорию Донецкой обл. (в к-рую входила не только нынешняя Донецкая, но и почти вся совр. Луганская обл. Украины). Кафедрой М. е. являлся Харалампиевский собор, построенный в 1845 г. в рус. стиле по проекту архит. П. Македонского на месте прежнего греч. храма. Главной святыней Харалампиевского собора была явленная рельефная икона вмч. Георгия, привезенная греч. переселенцами из крымского Балаклавского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря (с 1965 хранится в Национальном музее изобразительного искусства Украины в Киеве). В Рождество-Богородичном храме в Мариуполе особо почиталась чудотворная икона святых Космы и Дамиана, также происходившая из Крыма. До 30-х гг. XX в. в Успенском храме в Мариуполе находилась местночтимая чудотворная Мариупольская икона Богоматери «Одигитрия», образ был утрачен после разрушения храма, сохранились чтимые списки.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

Екатеринославская епархия была создана на землях Новороссийской (учреждена в 1764) и Азовской (учреждена повторно в 1775, после ликвидации Запорожской Сечи) губерний. В 1-й пол. XVIII в. эти обширные территории представляли собой почти незаселенную степь; плодородные земли привлекали жителей Малороссии, Правобережной Украины и Чернозёмного центра России, но прочно осесть в этих местах было трудно из-за беспрестанных набегов татар. Оплотом христианства в Запорожье были часто перемещавшиеся поселения казаков, почитаемыми святынями были, в частности, Монастырский о-в на р. Самаре (ныне в черте Днепропетровска) и о-в Хортица на Днепре (ныне в г. Запорожье). После 1775 г. в Запорожье начали селиться наряду с выходцами из разных частей Украины великороссы - гос. и экономические крестьяне, однодворцы, отставные солдаты; на территории совр. Павлоградского и Новомосковского р-нов селились старообрядцы, сюда же переехали из Пруссии 228 семей меннонитов. В 1778-1780 гг. переселенцы из Крыма основали г. Мариуполь и создали 20 сел на территории буд. Мариупольского у. (19 сел основали греки, в одном селе поселились грузины и валахи). Переселенцы прибыли во главе с Готским и Кафским митр. св. Игнатием (Газадини) . В письмах сер. 70-х гг. XVIII в. 1-й Екатеринославский архиерей - Славянский и Херсонский архиеп. Евгений (Булгарис ; хиротонисан 1 окт. 1775) отмечал, что среди его паствы есть колонии греков, молдаван, сербов и валахов. Покровский собор в Александровске. Построен в 1788, разобран в1886 г. Фотография (ГПИБ) Покровский собор в Александровске. Построен в 1788, разобран в1886 г. Фотография (ГПИБ) После присоединения в 1783 г. Крыма, вошедшего наряду с Новороссийской и Азовской губерниями в новоучрежденное Екатеринославское наместничество с центром в Кременчуге, полуостров в церковном отношении стал частью Екатеринославской епархии (название которой в связи с этим было изменено). 12 дек. 1796 г. Екатеринославское наместничество вместе с выделенным из него в 1795 г. Вознесенским наместничеством по воле имп.

http://pravenc.ru/text/178625.html

мон-рь в честь Преображения Господня близ г. Кобеляки (основан в 1714, упразднен в 1786)), 11 часовен, клир епархии составляли 1476 священно- и церковнослужителей ( Деркач. 2006. С. 103). Обширная новоучрежденная епархия нуждалась в храмах, практически отсутствовавших в пределах Азовской губ. В 1774 г. Киевский митрополит благословил строить в Новоселице (совр. г. Новомосковск) деревянный 3-престольный храм во имя Св. Троицы на месте обветшавшей однопрестольной церкви с таким же посвящением. Храм был заложен 2 июня 1775 г., в 1778 г. освящен архиеп. Евгением, приделы (во имя апостолов Петра и Павла и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) были освящены 12 авг. 1780 г. 6 сент. 1780 г. в крепости Нов. Кайдак (Нов. Кодак), неподалеку от Екатеринослава, был заложен храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1781-1783 гг. в Ст. Кайдаке (Ст. Кодаке) строилась деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла, сгоревшая за неск. дней до освящения. В 1784 г. в епархии насчитывалось 424 храма, 1394 священно- и церковнослужителя (Там же). В 1788 г. был освящен собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Александровске. Началось храмоздательство и в основанном в 1775 г. Екатеринославе. Первоначально город располагался на месте сел. Лошаковка, при впадении р. Кильчень в р. Самару (Екатеринослав I, или Кильченский). В 1780-1781 гг. здесь была построена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (в 1791 перевезена в Екатеринослав II). Однако место для города оказалось неудобным, и в 1783 г. кн. Потёмкин перенес его на возвышенную равнину на правом берегу Днепра, в казацкую слободу Половицу, расположенную между крепостями Ст. и Нов. Кайдак. В 1787 г. Новороссию посетила Екатерина II. 9 мая императрица заложила в Половице 1-й камень в основание будущего кафедрального Преображенского собора. По замыслу кн. Потёмкина собор с 12 престолами должен был превзойти размерами собор ап. Петра в Риме. Эти планы, так же как и др. замыслы Потёмкина в отношении Екатеринослава - предполагаемой юж.

http://pravenc.ru/text/178625.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010