На сегодняшний день в городском совете принято решение о плановой, согласно Указа Президента Украины, передаче храма законному владельцу, т.е. Православной Церкви. Сегодня уже начали этот сложный процесс, он предполагает несколько этапов, но, прежде всего, важно было принять политическое решение о том, чтобы все были готовы к этому шагу. Второй, не менее важный, вопрос - подготовительные работы. Это и оценка конструкции здания, и достаточно серьезный историко-архитектурный реставрационный проект. И, наконец, сами работы, которые рассчитаны, не на один год. Важно то, что Днепропетровская епархия УПЦ эту работу уже начала. Однако следует отметить, что работа абсолютно не связана с тем, что завтра или послезавтра пациентов клиники выгонят из больницы, а врачей лишат работы. Только после того, как появится новое здание для больницы и будут определены новые места для больных, начнутся реставрационные работы. Это произойдет еще не скоро, потому что на создание точного проекта уйдет достаточно много времени, хотя вернуть храмовому сооружению первозданный вид с сегодняшними техническими возможностями не составит особого труда. И Днепропетровская епархии во главе со своим мудрым Архиереем митрополитом Иринеем прилагает максимум усилий для того, чтобы этот проект осуществился как можно скорее, и потрясающее архитектурное строение станет поистине настоящим украшением города «на трех холмах». Но у данного проекта есть одна особенность - он объединяющий. Реконструкция и возрождение кафедрального Успенского собора должна объединить всех, кому дорога история нашего города, прежде всего, православных христиан. Это некий экзамен наших возможностей, сможем ли мы вместе сделать достаточно серьезное и важное дело. Пока это все в проекте, а также в молитвах и мыслях Правящего Архиерея Днепропетровской кафедры митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Но уже можно сказать об одной очень большой радости - в прошлом 2009 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы по случаю храмового торжества впервые за семьдесят лет на месте разрушенного первого Свято-Успенского Екатеринославского кафедрального собора прошло архипастырское богослужение. Также впервые возрожденная Свято-Успенская больничная община городской клиники 10 торжественно отметила престольное торжество.

http://sobory.ru/article/?object=35654

Наиболее активно закрытие храмов осуществлялось в 1958-1963 гг., когда прекратилось богослужение в 85 церквах епархии, в т. ч. в кон. 1960 г. в соборе в честь Нерукотворного образа Спасителя в Павлограде, переоборудованном в спортзал (богослужение в соборе возобновилось в 1991). К сер. 60-х гг. в Днепропетровской обл. действовали 25 приходов. В 1961-1990 гг. епархия не имела епископа, управлялась по преимуществу Симферопольскими архиереями. Постепенное возрождение церковной жизни началось в кон. 80-х гг. В 1989 г. в Днепропетровской и Запорожской епархии открылись 19 приходов, в Днепропетровской обл. числились 35 действующих храмов. Епархия была разделена на 6 благочиннических округов: Днепропетровский, Никопольский, Новомосковский, Запорожский, Мелитопольский, Бердянский. В 1991 г. в епархии действовали 102 прихода, в 1992 г.- 135 приходов, служили 134 священника и 12 диаконов. С 1990 г. епархия имеет собственного епископа, благодаря чему активно развивается епархиальная жизнь. Днепропетровским архиереям приходится вести борьбу с распространяемым с 1992 г. церковным расколом, во главе к-рого стоит «лжепатриарх» Филарет (см. Денисенко М. А.). К времени назначения на Днепропетровскую кафедру архиеп. Иринея (Середнего) в 1993 г. в епархии насчитывалось 96 приходов. За 14 лет было создано почти 200 правосл. общин, клир епархии пополнился 150 священнослужителями. При ЕУ действуют отделы: издательский; религ. образования, катехизации и миссионерства; духовно-нравственных вопросов; по связям с органами силовых структур, военнослужащими и заключенными; по работе с детьми и молодежью; правосл. паломничества; церковной благотворительности и социального служения; юридический; строительный. В Днепропетровске открыты катехизаторские курсы и регентская школа, в епархии действуют 45 воскресных школ. В 1998 г. возобновилось издание «Епархиальных ведомостей», с 2001 г. имеющих приложение - «Церковные вести». Издается ж. «Спасите наши души» с приложениями «Православные чудеса», «Радуга» (детское), «Православная семья».

http://pravenc.ru/text/178625.html

Вышла книга, посвященная Первосвятительскому визиту Святейшего Патриарха Кирилла в Днепропетровск в июле 2010 года 12 августа 2011 г. 16:58 Издательский отдел и пресс-служба Днепропетровской и Павлоградской епархии выпустили книгу «Визит Патриарха в город святой Екатерины». Новое издание представляет собой фотолетопись Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Днепропетровскую епархию 24-25 июля 2010 года. В обращении к читателям митрополита Днепропетровского Иринея , в частности, говорится: «Святейший Патриарх Кирилл — это фигура миссионера и просветителя. И вся его сегодняшняя деятельность переходит на всю Церковь — архиереям, священникам, рядовым верующим. Патриарх задает тон церковной жизни, его личная открытость обществу, его способность отвечать на вызовы современности постепенно становится характерной чертой и всей Церкви. Масштаб его деятельности беспрецедентен. Его суждения по основным вопросам современности хорошо известны тем, кто постоянно следит за жизнью Церкви». Предваряет издание биография Его Святейшества. Каждая глава посвящена отдельному месту пребывания Святейшего Патриарха в Днепропетровске. На страницах издания представлены официальная хроника подготовки к встрече, синодальные документы, полный текст проповедей, выступлений и речей Святейшего Патриарха Кирилла. Завершает книгу благодарственное письмо Святейшего Патриарха направленное управляющему Днепропетровской епархией. В состав издания также входит видео-приложение документальный фильм «Патриарх во граде святой Екатерины», снятый кинокомпанией «Лествица» по заказу издательского отдела Днепропетровской епархии. Первый экземпляр книги митрополит Днепропетровский Ириней преподнес Его Святейшеству после Божественной литургии в Киеве 28 июля 2011 года. Книга издана под общей редакцией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Редактор-составитель — руководитель пресс-службы Днепропетровской епархии иерей Георгий Скубак, руководитель проекта — глава издательского отдела Днепропетровской епархии протоиерей Николай Чепель. Днепропетровская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1596604.ht...

Мы выехали тогда из Днепропетровска рано утром и к вечеру были уже в Алуште. Мое окончание Духовной Академии отметили торжественным чаем, за которым был разрезан большой ананас. Владыка Гурий искренно радовался моим успехам. В Днепропетровске Владыка Гурий прослужил несколько лет, я же время от времени навещал его. С осени 1957 года началось мое сотрудничество с Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии. Будучи ректором Киевской семинарии, я участвовал в сопровождении Патриарха Антиохийского Александра. Этот старец учился когда-то в Киевской Духовной Академии и хорошо знал русский язык, русские обычаи. Потом, уже в начале 1958 года, я уехал в Дамаск как представитель Московского Патриарха. В декабре 1958 года (28 числа) по решению Патриарха Алексия и Священного Синода состоялась моя хиротония во епископа Подольского. Я просил Патриарха Алексия, чтобы в ней участвовал также и Владыка Гурий. Патриарх Алексий благосклонно отнесся к моей просьбе, и Владыка Гурий, несмотря на свои немощи, а также трудности зимнего пути, приехал на автомобиле из Днепропетровска в Москву. В Днепропетровске Владыка Гурий чувствовал себя хорошо. Слегка континентальный климат с жарким летом несколько напоминал Среднюю Азию. Возможность навещать Крым тоже радовала Владыку. Творческие струны его души находили применение в организации росписи в Днепропетровском соборе и в строительстве. Однако в 1959 году Владыку Гурия переводят в Минск с возвышением его в сан митрополита. Минская епархия была трудна. Множество храмов, как в крупных областных городах, так и на селе, требовали священников, а столько по обстоятельствам того времени Владыка достать не мог. Правда, последовали за ним игумен Михей (Хархаров) и отец Сергий (Никитин), а также ставший келейником у митрополита священник Георгий. Но это было очень мало. Церковная жизнь требовала больше. Да еще в епархии были семинария и на той же территории Жировицкий мужской монастырь. Тяжелейшие заботы целиком поглощали внимание Владыки. В апреле 1960 года я навестил Владыку в Минске. Это было после того, как мне в Москве сделали операцию на почке (удаление камня), и я попросил у Владыки возможности отдохнуть у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Днепр. Собор Николая Чудотворца. Брянская, Николаевская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1913 и 1915. Архитектор:Г.И. Туровцев Адрес: г. Днепропетровск, проспект Калинина, 66 Координаты: 48.477189, 34.986048 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Брянская Николаевская церковь была построена в 1913 - 1915 годах. Иногда ее называют " Брянский собор " . Автором проекта был епархиальный архитектор Полтавской губернии Георгий Туровец. Интерьер разработал и выполнил петербургский архитектор Евстафий Константинович. Находится: г. Днепропетровск, проспект Калинина, 66. Заводская Николаевская церковь в рабочем поселке на западной окраине Екатеринослава (Днепропетровска) была построена " ударными темпами " - всего за 28 месяцев. В историю она вошла как " Брянская " - по названию местности (Брянская колония). Пять маковок, трехъярусная колокольня с часами. Брянская Николаевская церковь по размерам и великолепию могла конкурировать с главными храмами Екатеринослава (Днепропетровска): Преображенским, Успенским и Троицким. Брянская Николаевская церковь Днепропетровска выложена из кирпича, крестовая, пятиглавая. Центральный купол - полусферический, перекрытия остальных помещений - сводчатые. Над угловыми камерами - башни, увенчанные куполами, трехъярусная колокольня. В начале 1915 году строительство Брянской Николаевской церкви в Днепропетровске было завершено. Святониколаевский храм Днепропетровска был торжественно освящен епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вишневским). Это событие стало знаменательным для Екатеринославского края, Святониколаевский храм стал одним из красивейших архитектурных сооружений города начала 20 столетия. 8 февраля 1929 года Брянская Николаевская церковь была закрыта. С 1941 по 1961 года Брянский Николаевский храм в Днепропетровске снова был открыт. В 1961 году Святониколаевский храма был снова закрыт и передан городским властям.

http://sobory.ru/article/?object=23444

На этой даче Владыку Гурия посетил митрополит Одесский Борис, сопровождаемый протоиереем Михаилом Зерновым (будущим архиепископом Киприаном), и они совершили прекрасную поездку по Волге на моторной лодке. Именно здесь, на архиерейской даче в селе Пристанном, моя сестра Елизавета Николаевна начала записывать рассказы Владыки Гурия о своей жизни. Эти рассказы и послужили основой для этого повествования. Семинаристы очень оживляли церковную жизнь Саратова. Из них набирались иподиаконы для архиерейских служб; особенно выделялся Герман Троицкий. В 1954 году архиепископа Гурия перевели в Чернигов с титулом Черниговского и Нежинского. Это был очень благоприятный для здоровья Владыки перевод. По его решению я остался в Саратове. В Чернигове текла благодатная, не нарушаемая никакими конфликтами церковная жизнь. Там были прекрасный Преображенский собор (постройки XII в.), женский монастырь и другие церкви. Были святые мощи Святителя Черниговского Феодосия. До войны они находились в Ленинграде в Исаакиевском соборе-музее. После войны мощи Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, вернули Церкви, и они стояли (уже благолепно украшенные) в Никольском соборе Ленинграда. Затем, по просьбе Патриарха Алексия, правительство выделило два самолета. Один из них доставил мощи Святителя Феодосия в Чернигов, другой – с мощами святых мучеников Иоанна, Антония и Евстафия – в Вильнюс, где эти мощи передали Православной Церкви. В Чернигове Владыка Гурий каждое воскресенье читал акафисты Святителю Феодосию. У мощей стоял старец иеросхимонах Феодосий, всеми почитаемый священнослужитель21. К сожалению, в Чернигове архиепископ Гурий пробыл недолго. Уже в следующем 1955 году в октябре его переводят в Днепропетровск с титулом Днепропетровского и Запорожского. Тогда эта епархия еще имела самостоятельного архиерея. (Теперь архиепископ Симферопольский и Крымский управляет также Днепропетровской епархией.) В 1956 году я закончил (заочно) Духовную Академию и поехал из Саратова к архиепископу Гурию в Днепропетровск. Владыка устроил прекрасную поездку в Крым, в Алушту, где была возможность остановиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Тихона , Патриарха Московского, и митр. Киевского Антония (Храповицкого) . По-видимому, вскоре архиеп. Агапит вернулся в Екатеринославскую епархию, территория к-рой была занята Вооруженными силами Юга России. Архиерей принял участие в состоявшемся 26-27 апр. 1919 г. в Екатеринодаре (совр. Краснодар) совещании по подготовке Собора для устроения церковного управления на территории, контролируемой Добровольческой армией, Кубанским войском и Всевеликим войском Донским. 19-24 мая 1919 г. архиеп. Агапит присутствовал на прошедшем в Ставрополе Соборе, где было создано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), вошел в епископское совещание (синод) ВВЦУ ЮВР. На Соборе было принято решение о преобразовании Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию. После освобождения из-под ареста в авг. 1919 г. митр. Антония (Храповицкого), возглавившего ВВЦУ ЮВР, архиеп. Агапит был запрещен в священнослужении за учиненный на Украине раскол. К 1922 г. архиеп. Агапит вернулся в Екатеринослав (к 1921 на территории Екатеринославской губ. установилась советская власть), в сент. этого года он направил в епархиальный комитет «Живой церкви» письмо с просьбой о присоединении к обновленчеству . В нояб. того же года архиерей был арестован, скончался в тюрьме ок. 1926 г. В 1922-1938 гг. существовала обновленческая Екатеринославская (Днепропетровская) кафедра с Мариупольским и Луганским (Ворошиловградским) викариатствами. В 1919 г. правосл. Екатеринославской епархией управлял, возможно, еп. Димитрий (Вербицкий) , затем еп. Ермоген (Максимов) , эмигрировавший вместе с армией ген. П. Н. Врангеля. В 1922-1924 гг. епархией управлял архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , поставленный в 1921 г., в 1924 г. высланный из Екатеринослава в Москву и вскоре арестованный. В янв. 1926 г. архиерей присоединился к григорианскому Высшему временному церковному совету , был назначен на Екатеринославскую кафедру, в июне того же года принес покаяние, после чего был уволен на покой и жил в Москве.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ И ТАВРИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ Александро-Невский кафедральный собор в Мелитополе. 1884 г., реконструирован в 2003–2004 гг. Фотография. 2013 г. Александро-Невский кафедральный собор в Мелитополе. 1884 г., реконструирован в 2003–2004 гг. Фотография. 2013 г. Существовала с дек. 1942 по сент. 1943 г. В 20-х гг. XX в. в пределах будущей епархии действовали Мелитопольское викариатство (1922-1929) и независимое от него Бердянское уездное церковное управление, при к-ром планировалось образовать Бердянское вик-ство. В 1920 г. епископом Бердянским, викарием Таврической епархии, был назначен архим. Антоний (Дашкевич), но хиротония не состоялась. Архим. Антоний эмигрировал, в 1921 г. был хиротонисан во епископа Алеутского, викария Северо-Американской епархии РПЦЗ. Значительная часть приходов Бердянского у. перешла в обновленчество , тогда как в Мелитопольском у. патриаршая Церковь сохраняла прочные позиции. В период нем. оккупации Приазовья здесь началось возрождение церковной жизни, в 1941-1942 гг. приходы края относились к Екатеринославской (Днепропетровской) епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). 21 июля 1942 г. архим. Серафим (Кушнерук) был хиротонисан во епископа Николаевского, викария Херсонской епархии, 15 дек. того же года получил назначение на самостоятельную М. и Т. е., имел резиденцию в Мелитополе. Епископ управлял приходами нем. генерального окр. Таврия, который включал территорию Сев. Приазовья и Крымского п-ова. Территория епархии была больше территории округа: в нее входили также приходы в Бердянске, Ногайске (ныне Приморск), Каховке и Херсоне (Бердянск и Ногайск в мае 1943 стали частью новообразованной Мариупольской епархии ). Заметную активность в регионе проявляла Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), приходы которой на юго-востоке Украины возглавлял «епископ Сечеславский и Днепропетровский» Геннадий Шиприкевич, живший в Днепропетровске. Связанный с ОУН бургомистр Мелитополя И. П. Курило-Крымчак в 1941 г. содействовал передаче УАПЦ бывш. армяно-григорианской церкви, в здании к-рой был освящен городской Александро-Невский собор в память о кафедральном соборе Мелитополя, разрушенном в 1930 или 1931 г. Приходы УАПЦ открылись также в Бердянске, Ногайске, Орехове, в с. Вознесенка Мелитопольского р-на. В 1941-1943 гг. автокефалистский раскол активно поддерживался оккупационной властью на всей территории Украины. 1 авг. 1943 г. «архиереи» УАПЦ поставили самостоятельным «епископом Мелитопольским и Таврическим» архим. Сергия (Охотенко), к-рый с 1941 г. был настоятелем Александро-Невского собора в Мелитополе. Однако из-за конфликта с местным укр. градоначальником и частью духовенства Охотенко вскоре переехал в Кривой Рог, где и жил до освобождения края Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/2562912.html

Между 1961 и 1990 годами временно управлялась Симферопольскими архиереями. В 1992 году из состава Днепропетровской епархии решением Священного Синода Украинской Православной Церкви была выделена самостоятельная Запорожская; 27 июля 1996 года — самостоятельная Криворожская епархии. В настоящее время на территории Днепропетровской области расположены Днепропетровская и Павлоградская епархия, Днепродзержинская епархия и Криворожская епархия. Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Тихвинский женский монастырь (Днепр) [ править править код ] Тихвинский женский монастырь Возникновение и дальнейшая судьба Тихвинского женского монастыря являют собой живой пример дивного Промысла Божьего. На создание обители была воля Пресвятой Богородицы, которая открылась следующим образом. В 1862 году монахиня Браиловского монастыря Феонилла (Ефремова) направлялась в одесский монастырь, намереваясь остаться в нем. Путь лежал через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы. По неизвестным причинам монахиня Феонилла действительно в одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, она взяла с собой семилетнюю племянницу-сироту Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь, в Браилов. Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонилла вынуждена была остановиться на полпути к Браилову, в городе Екатеринославе. Монашеская жизнь Феониллы привлекла внимание екатеринославских купцов, и у них возникло желание создать в городе девичий монастырь. Узнав об этом, монахиня вспомнила слова старца, поняла их смысл и обратилась к правящему архиерею, епископу Платону (Троепольскому) за благословением на открытие монастыря. Преосвященный Платон ходатайствовал перед Священным Синодом, и вскоре было получено разрешение на открытие в Екатеринославе девичьего монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Днепр

Вот как описывает сбор средств на танковую колонну Дмитрия Донского протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И.В. Ивлев: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать. Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход — деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5- 20 километрах от села и в результате — 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная. Вот так собирались те миллионы. Это была подлинная лепта верующих, откликнувшихся на призыв Матери-Церкви. Особенно важна для ответа на наш вопрос о том, насколько патриотическая позиция, выраженная Священноначалием Русской Православной Церкви, находила отклик среди ее рядовых членов, та благотворительная деятельность, что начинались, так сказать, по инициативе «снизу», на уровне епархий и приходов. Помимо общецерковных сборов на оборону, каждая епархия и приход Русской Церкви вносили посильный вклад в победу. Распространенной формой непосредственной церковной благотворительности было так называемое «шефство» над госпиталями.     Так, Калужская епархия в 1942 г . и начале 1943 г . и Воронежская епархия вплоть до середины 1944 г . «шефствовали» над калужским и воронежским госпиталями. (Причем предложение Калужской епархии было согласовано с политотделом Западного фронта.) Для раненых закупали продукты (что было особенно важно и необходимо), вещи, собирали деньги. Кроме того, как писали сотрудники госбезопасности, наблюдавшие за церковной деятельностью, «осуществляя это шефство, церковный совет собрал среди верующих «Калуги» 50000 рублей, приобрел на них до 500 подарков, которые были розданы раненым… На те же средства церковники купили и передали госпиталю плакаты, лозунги, портреты руководителей партии и правительства, нанимали парикмахеров, баянистов и т.д. В апреле месяце   1943 г .   силами церковного хора в госпитале дважды устраивались концерты с программой русских народных песен и песен советских композиторов.

http://pravmir.ru/cerkovnyj-patriotizm-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010