Кроме того, предложенное имъ и подвергшееся осуждению понимание божественнаго единства, проявляющееся въ трехъ лицахъ, какъ μα πστασις (одну ипостась), подорвало почву въ христианскомъ образованномъ обществе къ распространению термина «единосущный», провозглашеннаго на никейскомъ соборе въ томъ исключительномъ смысле, какой соединяло съ нимъ старое поколение никейцевъ. Прогрессивные элементы, находцвшиеся въ савеллианстве, осложнялись посторонними толкованиями, которыя не только по своей оригиналыюсти, но и по своему противоречию установившимся въ богословии воззрениямъ слишкомъ били въ глаза своею резкостью и потому тотчасъ же вызвали отпоръ. Сценой борьбы оказалась Александрия, и разыгравшаяся въ ней драма даетъ намъ возможность взглянуть на состояние церковнаго богословия предъ самымъ началомъ IV века. Сюжетъ этой драмы кратко разсказываетъ Афанасий александрийский. — Дионисий александрийский, одинъ изъ выдающихся и ученейшихъ епископовъ тогдашняго времени, узнавъ ο распространении савеллианской ереси въ Пентаполисе, подведомственномъ ему округе, написалъ послание къ Ефранору и Аммонию, въ которомъ онъ, вопреки слиянию трехъ ипостасей въ савеллианстве, доводилъ подчиненность Сына Отцу до крайности. «Сынъ Божий, — говорилъ онъ, — произведение  (ποημα) и сотворение (γενητον), не только не собствененъ Ему по природе, но и чуждъ исущности  (μτε δε φνει  διον λλα  ξνον  κατ οσαν)· Отецъ относится къ Нему, какъ делатель къ виноградной лозе и судостоитель къ ладье и, какъ произведение, Сынъ не былъ, пока не получилъ бытия. Изъ дальнейшихъ упрековъ, раздававшихся по адресу Дионисия еще во времена Афанасия, видно, что онъ отвергалъ вечность Сына Божия, избегалъ именовать Его «единосущнымъ» (ομοοσιος)», что, когда онъ называлъ Сына, не называлъ Отца, и обратно, и такимъ образомъ отделялъ Сына отъ Отца. Некоторые изъ братьевъ той же Такова краткая история драмы. Въ ней выступаютъ три группы действующихъ лицъ: 1) Дионисий александрийский, за которымъ, безъ сомнения, стояла значительная часть его паствы; 2) некоторые изъ братьевъ ея, «правильно мыслившие», и 3) папа римский Дионисий и его соборъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В школе я о вере не задумывался. А в университете произошёл такой случай. На пятом курсе я писал диплом на тему «Римский быт в эпоху ранней Римской империи», но на защиту сам не мог пойти - тяжело было подниматься по этажам, да и общество ещё не готово воспринимать такого рода студентов. По улице едешь, и то видишь испуганные взгляды со всех сторон... Поэтому накануне защиты мы с научным руководителем подготовили речь - представление моего диплома. Секретарь приёмной комиссии должна была зачитать тезисы. Я очень сильно волновался. В тот день Танюша принесла из училища Библию. Я открыл её там, где фараон переходит Чермное море, и зачитался. В первый раз я задумался о том, что Священная история намного глубже и интереснее, чем мы привыкли считать. Мама, придя домой, удивилась: «Ты чего такой спокойный сидишь?» - «Да вот, Библию читаю». Потом мама поздравила меня, потому что защита прошла на «отлично», дипломная работа впоследствии была издана отдельной брошюрой. - Ещё когда я писал диплом, - добавляет Дионисий, - приходилось работать с трудами Плиния Младшего, Сенеки, Тацита, Марка Аврелия - все они, так или иначе, упоминали о появлении в Римской империи первых христианских общин. Эти авторы рассказывали о взаимодействии государства и христианства, поэтому чтение этих книг укрепило мой интерес к христианской вере. Я стал читать Библию постоянно, как художественную книгу: то Апокалипсис открою, то Бытие, то Евангелие. Потом прочёл Толкования, и для меня открылись новые стороны веры. Близость по духу - А как вы с Татьяной познакомились? Татьяна и Дионисий дома - Очень просто, - тихим голосом отвечает Татьяна. - В годы учёбы мама Дениса была моим преподавателем на музыкальном отделении. А потом, когда я стала сама работать в училище, аккомпанировала в её дирижёрском классе. Мы ходили вместе на концерты, делились впечатлениями от просмотренных передач, фильмов, обменивались книгами... - Когда первый раз Таня к нам пришла, - вспоминает Дионисий, - я сразу же заинтересовался ею. Стали разговаривать, потом чаще встречаться. Я учился в это время в университете. Она мне помогала печатать мои работы. Мы начали дружить, а потом поженились и обвенчались.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

Виновником возобновления и распространения этого лжеучения на востоке явился Савеллий, бывший римский пресвитер. Савеллий, в начале чистый патрипассианин, из монархианской теории своих предшественников устранил христологический характер и превратил ее в строгое монархианство; в свою систему он ввел и учение о Св. Духе. Сущность его учения такова. Бог есть абсолютное единство, безграничная, нераздельная и сама в себе заключенная „Монада“ (Μονς), не имеющая и не могущая иметь по Своей беспредельности никакого соприкосновения со всем существующим вне Её. От вечности Она находилась в состоянии бездействия или „молчания“, но потом Бог произнес Свое Слово, или Логос, и начал действовать; творение мира было первым актом Его деятельности, делом собственно Логоса, как и вся последующая деятельность абсолютной Монады в мире и человечестве. С явлением мира начался ряд новых действий и проявлений Божества, – в модусе Слова, или Логоса (это Слово в системе Савеллия не имеет ничего общего с учением об ипостасном Слове – Сыне Божием, а есть сама Монада в действии). „Единица расширилась в Троицу“ – Отца, Сына и Св. Духа (модусы модуса Слова, лица). В ветхом завете Бог (в модусе Слова) являлся как Законодатель – Бог Отец, в новом как Спаситель –Бог Сын и как Освятитель – Св. Дух. Эти различные проявления – модусы модуса Слова – суть как бы личины, маски и в этом смысле лица (πρσωπα), под которыми Единый Сущий является миру. Существует, следовательно, лишь Троица откровений единой божественной личности, но не Троица ипостасей. Как открывающие Себя во времени Отец, Сын и Св. Дух и существуют только на время, пока существует нужда, потребность в Их бытии. В то время, как Бог открывал Себя Отцом, лиц Сына и Духа вовсе не существовало, а с явлением Духа прекращается бытие и Сына, но настанет время, когда и Дух, окончивши Свое откровение, возвратится в безразличную божественную Монаду, куда возвратились Отец и Сын. Учение Савеллия было последним словом монархианских движений III века. Оно нашло себе немало последователей, особенно в Африке, в Ливии, где приняли его даже некоторые епископы, так что, по замечанию св. Афанасия, „в церквах уже почти перестали проповедывать о Сыне Божием“. Но еще более сильное встретило оно опровержение. Первым и решительным обличителем и противником этого лжеучения явился св. Дионисий алекс., епископ первенствующей в Африке церкви. Он осудил Савеллия на соборе александрийском (261 г.) и написал против него несколько посланий. Дионисий, еп. римский, которому было сообщено о ереси Савеллия, также подверг его осуждению на соборе римском (262 г.) 299 . Много способствовал падению этой ереси и вообще монархианства своими сочинениями также и знаменитейший из церковных писателей III в. – Ориген, хотя он и не писал специальных трактатов против монархиан 300 . В IV в. замечания против савеллианства встречаются у отцов церкви, боровшихся с арианством 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ибо последние, хотя не не знают того, что в божественном Писании проповедуется Троица, но знают, что нет учения о трех богах ни в ветхом, ни в новом завете. Не менее достойны порицания и те, которые Сына принимают за произведение и представляют, что Господь был создан, как будто бы Он был одним из того, что поистине создано, тогда как божественное Писание свидетельствует о Нем, что Он рожден в приличном Ему и достойном Его смысле, а не образован или создан. Говорить, что Господь в известном отношении создан руками – не только не легкое, а самое крайнее нечестие. Ибо если бы Сын был создан, то было бы время, когда Его не было, между тем как Сын провозвещал, что Он всегда есть во Отце, будучи Его Самого словом, мудростью и силой. Если же, как учат божественные Писания (что вам не безызвестно), Христос есть то же, что эти самые силы Божии, то допустивши, что Сын был создан, и что было время, когда Его не было, нужно бы было допустить и то, что было время, когда Бог был без всего этого, а это в высшей степени нелепо» 743 . Какой же, спрашивается, имел здесь в виду тритеизм, Дионисий римский, когда сближал его с учением Дионисия александрийского и других согласных с ним александрийцев? Конечно, он этим хотел сказать не то, что будто бы Дионисий александрийский и другие учителя школы Оригеновой на самом деле прямо проповедывали тритеизм, чего вовсе не было, а только то, что их учение о слишком резко разграниченных ипостасях близко подходит к отрицаемому ими же самими тритеизму, или по крайней мере в своих выводах прямо ведет к нему. То же самое, нужно заметить, и относительно делаемого им сближения учения александрийцев, называвших иногда Сына ποημα и γνημα с учением о тварности Сына. Ему, конечно, не безызвестно было, что как Дионисий, так и другие учителя его времени, называли Сына γενητν, как свидетельствует св. Афанасий, только в той мысли, чтобы показать, что вина Его бытия не в Нем Самом, а в Его Отце 744 . А потому, должно думать, что вышеозначенное сближение сделано было им опять не для чего-либо, как для того, чтобы только предостеречь александрийцев от тех опасных и гибельных выводов, какие могли произойти из их наименования Сына произведенным или созданным, если бы стать понимать это наименование в собственном и строгом смысле сего слов 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Направляя свое полемическое послание не только против александрийских тритеистов, но и «против держащихся савеллиева образа мыслей» 574 , и имея, таким образом, прямой интерес, как можно отчетливее оттенить момент ипостасной раздельности божественных Лиц, папа, однако, не находит в своем богословском арсенале других средств для этой цели, как догматически сослаться на неоспоримые свидетельства по этому вопросу в Священном Писании , составляющие обязательный для христианина объект веры. «Надлежит веровать в Бога, Отца, Вседержителя, и во Христа – Иисуса, Сына Его, и в Духа Святого, веровать, что Слово – в единении с Богом всяческих, ибо говорит: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ) и: Аз во Отце и Отец во Мне ( Ин. 14:11 ). Таким образом, соблюдутся и божественная Троица, и св. проповедь о Единоначалии» 575 . Равным образом, и «божественное рождение» Сына, будучи «неизреченным» актом жизни Божества, для папы является просто необходимым членом regulae fidei, поскольку «во многих местах божественных словес найдет всякий, что Сын называется рождением, а не сотворенным, и этими местами ясно изобличаются составляющие ложные понятия о Господнем рождении» 576 . Удерживая тертуллиано -стоическое представление о Логосе, как имманентной силе Отца, и в то же время избегая конкретного экономического модализма (логологии) Тертуллиана , Дионисий невольно, подобно Иринею и римским монархианам, по существу стоял ближе к савеллианству, чем к субординационистам, и поэтому, его критика савеллианства – менее отчетлива, чем критика александрийского тритеизма. Можно в значительной степени согласиться с замечанием Гагеманна, что Дионисий римский в данном пункте был прямым последователем папы Каллиста, лишь с тем формальным различием, что вместо обычного у Каллиста наименования Сына «духом Божиим», Дионисий употребляет термин: Логос, не придавая, впрочем, этому термину того исчерпывающего значения, какое он имел у раннейших западных богословов 577 . Хотя послание Римского Собора не было адресовано лично к Дионисию александрийскому , а направлялось вообще против «разделяющих и рассекающих Единоначалие на какие-то три силы, на три божества и отдельные ипостаси», однако александрийский епископ нашел необходимым оправдаться от косвенно-взводимых на него обвинений и с этою целию издал особое сочинение под заглавием: λεγχος α πολγια.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Гиерон – правитель Сиракуз в 478–467 гг. до Р.Х. Гиперид (389–322 до Р.Х.) – древнегреческий оратор, современник Демосфена. Гиппофунт – древнегреческий поэт-трагик. Демад (IV в. до Р.Х.) – древнегреческий оратор, противник Демосфена. Деметрий (Фалерский) (350–283 до Р.Х.) – афинский государственный деятель и философ-перипатетик; основатель Александрийской библиотеки при египетском царе Птолемее I. Демокрит (Абдерский) (460–357 до Р.Х.) – древнегреческий философ, основатель атомизма. Демонакт (ум. 176) – древнегреческий философ-киник, уроженец Кипра. Демосфен (384–322 до Р.Х.) – афинский государственный деятель и оратор, борец за свободу Афин от македонского владычества. Дефил (340–289 до Р.Х.), древнегреческий комедиограф из Синопа. Диоген (Синопский) (413–327 до Р.Х.) – древнегреческий философ-киник. Диодор (Сицилийский) (90–30 до Р.Х.) – древнегреческий историк, автор «Исторической библиотеки». Дион Римский (Дион из Хрей, Дион Хризостом) (30–117) – древнегреческий ритор и философ. Дионисий Галикарнасский – древнегреческий историк I в. до Р. Х., ритор и критик. Его главный труд – «Римские древности» в 20 книгах, где рассказана история Рима с древнейших времен до 1-й Пунической войны. Евмен – военачальник Александра Македонского. Еврипид (480–406 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-драматург. Залевк (VII в. до Р.Х.) – законодатель древнегреческого г. Локры в Южной Италии. Зенон (Китийский) (334–262 до Р.Х.) – древнегреческий философ, основатель стоицизма. Иосиф Флавий (37 – ок. 100) – знаменитый еврейский историк и военачальник, перешедший на службу к римлянам; автор сочинений «Иудейская война» и «Иудейские древности». Исократ (436–338 до Р.Х.) – знаменитый афинский оратор, ученик Горгия. Катон (Старший) (234–149 до Р.Х.) – известный римский государственный деятель, оратор, полководец; знаменит, в частности, своей оппозицией эллинизму и ненавистью к Карфагену. Кипсел (VII в. до Р.Х.) – коринфский тиран. Кир (Старший) (559–530 до Р.Х.) – основатель Персидского царства. Клеанф (331–232 до Р.Х.) – древнегреческий философ, глава стоической школы после Зенона.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Во-вторых, из фрагмента видно, что александрийское учение принималось как тритеизм и ставилось в параллель с тремя принципами маркионитов; на спекуляции александрийцев римский епископ ровно не обращал никакого внимания, их сложные тезисы оставлял в стороне, а принимал лишь выводы их учения о трех различных ипостасях, как он сам их понимал. Наконец, в-третьих, фрагмент показывает, что Дионисий Римский ничего не мог сказать более положительного, как лишь держаться древнего символа с принятой или определенной интерпретацией, что три - Отец, Сын и Дух - ровно суть едино. Для разъяснения или доказательства этой формулы, - так сказать, «парадокса», - не считалось нужным что-нибудь прибавлять. Но здесь-то и была заложена вся крепость позиции римского епископа. Если мы сравним это писание Дионисия Римского с посланием Льba I к архиепископу Константинопольскому Флавиану или папы Агафона к императору Михаилу Погонату, то будем поражены внутренним сродством этих трех документов. Формально они совершенно идентичны.    О позднейших представителях александрийской богословской школы мы знаем мало. Но что известно о них, убеждает в том, что они пребывали верными теологии Оригена. Один из них - Пиэрий, который жил как строгий аскет, писал ученые проповеди. Фотий свидетельствует, что он учил об Отце и Сыне благочестиво. Однако, это свидетельство едва ли вероятно. Сам Фотий должен был прибавить, что о Св. Духе Пиэрий учил нечестиво и унизил Его в сравнении с Отцом и Сыном. Затем он определенно говорит, что Пиэрий, подобно Оригену, учил о предсуществовании душ и некоторые места Ветхого Завета объяснял «экономически» (по домостроительству), т. е. аллегорически. Значит, справедливо Пиэрий назван «Origenes Junior». Он был учителем Памфила и внушил ему полную преданность Оригену. Нужно упомянуть еще Феогноста (250—280 г.). Он составил большое догматическое сочинение в 7-ми книгах - Ипотипозы (Hypotyposen), не дошедшее до нас, но описанное Фотием. От главного сочинения Оригена «Περι αρχων» оно отличалось лишь сравнительно большею систематичностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Бебий Проб, уроженец Бетики, получивший, вероятно, от Бебия Массы права гражданства. Был замешан в процессе Цецилия Классика, помощником которого был. III, 9, § 12 и сл. Биттий Приск, ближе не известен. VI, 12, § 2. Биттий Прокул, отчим жены Плиния, товарищ Публиция Церта по префектуре эрария, в тот же год ставший консулом. IX, 13, § 13. Блез. см. Веллей. Брокх, см. Армений Брокх. Бруттиан, см. Лустрик. Валент, см. Фабий Валент. Юлий Валент. Валериан, см. Юлий Валериан Валерий Аксер (Апр? Аспер?) отпущенники Валерия Валерий Астрей Валерий Дионисий, отпущенник Павлина. X, 104. Валерий Вар, был должен другу Плиния Атилию Кресценту; умер, не заплатив долга и оставив наследником Максима. VI, 8, § 4. Валерий Лициниан, сенатор, бывший претор, считался одним из красноречивейших адвокатов. Опасаясь, что Домициан казнит его, как соучастника в мнимом преступлении, добровольно удалился в изгнание. IV, 11. Валерий Марциал (42–102 гг. н. э.), римский поэт; оставил четырнадцать книг эпиграмм. III, 21. Валерий Павлин, консул при Траяне (год не известен), друг Плиния. II, 2; IV, 16; V, 19; IX, 3, § 37. Валерий Фест, см. Пизон Луций Кальпурний. Варен Руф, проконсул Вифинии; вифинцы, обвиняя Юлия Басса, пригласили его помочь им в этом деле. Вскоре, однако (вероятно, ок. 105 г.), они обвинили и его в вымогательстве; Варена защищал Плиний, и вифинцы отказались от обвинения. V, 20; VI, 5, § 1; 13; 29, § 11; VII, 6; 10. Варизидий Непот, сын сестры Кальвизия Руфа. IV, 4. Варрон Марк Теренций, римский ученый I в. до н. э. V, 3, § 5. Вар, см. Валерий Вар. Вейентон, см. Фабриций Вейентон. Велий Павел, проконсул Вифинии при Домициане. X, 58, § 3; 60. Велий Цереал, друг Плиния. IV, 21. Вероятно, ему же адресовано письмо II, 19. Веллей Блез, консуляр, очень богатый человек, умер при Домициане. Наследства от него добивался Регул. II, 20, § 7. Венатор, друг и почитатель Плиния, ближе не известен. IX, 20. Вестриций Спуринна, род. ок. 24 г., был трижды консулом; за свои успехи в Германии был почтен статуей. I, 5, § 8 и гл.; II, 7; III, 1; 10; IV, 27, § 5; V, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

( < < back) нынешняя Франция. ( < < back) приморский город южной Галлии, с превосходною укрепленною гаванью, — один из важнейших центров римской образованности в южной Галлии; ныне — Марсель, главный город французского департамента «Устьев Роны», первый морской торговый город Франции с числом жителей более 300 000 человек; лежит между устьем Роны и Тулоном, при восточной бухте Лионского залива, у подножия скалистых отрогов провансальских Альп. Отсюда в древности христианство распространилось по всей южной Галлии. ( < < back) древний город Галлии, на юго-восток от Парижа, между реками Луарой и Соной. ( < < back) древний кельтический народ, в стране бельгов между верхней Сонной и областью истоков Марны и Сены; столицею их был город Андематун, который здесь и разумеется, — ныне — Лангр — город и первоклассная крепость во французском департаменте верхней Марны. ( < < back) главный город эдуев (кельтского народа Галлии): ныне — Отюн в департаменте Луары и Соны. ( < < back) верованиям древних греков, Немезида была богиней, которая раздает людям по их заслугам долю, счастье и несчастье, назначает награду или наказание по нравственному суду за совершенные деяния, в особенности же мстит и наказывает зазнающихся людей, смиряет их гордость, назначает тому, кому судьба дала слишком много счастья, потери и несчастье, дабы справедливая мера была снова восстановлена и человек не забывал о своем человеческом жребии. ( < < back) страна находилась на востоке Галлии. ( < < back) мера расстояний: оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляли 1380 саженей (немного более 2,5 верст). ( < < back) Аврелий (иначе — Антонин) — римский император, царствовал с 161 по 180 год. ( < < back) Память святого мученика Данакта чтеца область Римской империи, обнимавшая собою все восточное побережье Адриатического моря с лежащими за ним местностями (нынешняя Далмация, Босния и Албания). — Авлон — город в Иллирии, при Адриатическом море. ( < < back) иначе Вакх, — греко-римский бог винограда и виноделия, даром вина радующий сердца людей и разгоняющий печаль и заботы. Вначале скромные торжества в честь его приняли впоследствии необузданный характер и сопровождались дикими оргиями, буйным пьянством и развратом, и сам Дионисий, или Вакх, стал олицетворять собою божество пьянства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Praefatio in Librum Ieremiae juxta Hebraicam veritatem Praef. in Lib. Job j. Hebr. Praefatio in Librum Job juxta Hebraicam veritatem Praef. in Lib. Job j. LXX Praefatio in Librum Job juxta LXX Interpretes Praef. in Lib. Jos. j. Hebr. Praefatio in Librum Josue Ben Nun juxta Hebraicam veritatem Praef. in Lib. Jud. Praefatio in Librum Judith Praef. in Lib. Par. j. Hebr. Praefatio in Librum Paralipomenon juxta Hebraicam veritatem Praef. in Lib. Par. j. LXX Praefatio in Librum Paralipomenon juxta LXX Interpretes Praef. in Lib. Psalm. j. Hebr. Praefatio in Librum Psalmorum juxta Hebraicam veritatem Praef. in Lib. Psalm. j. LXX Praefatio in Librum Psalmorum juxta LXX Interpretes Praef. in Lib. Salom. j. Hebr. Praefatio in Libros Salomonis juxta Hebraicam veritatem Praef. in Lib. Sam. et Mal. j. Hebr. Praefatio in Librum Samuel et Malachim juxta Hebraicam veritatem Praef. in Lib. Tob. Praefatio in Librum Tobiae Praef. in Pent. j. Hebr. Praefatio in Pentateuchum juxta Hebraicam veritatem Praef. in quat. Evang. Praefatio in quatuor Evangelia Prologus Quaest. hebr. in Gen. Liber Quaestionum hebraicarum in Genesim Reg. S. Pachom. Regula S. Pachomii Tract. in Mk. Tractatus in Marci Evangelium Tract. in Ps. Tractatus LIX in Psalmos Vita Hilar. Vita S. Hilarionis Vita Malch. Vita Malchi monachi captive Vita Pauli Vita S. Pauli primi eremitae II. Сочинения других древних авторов Августин (Aug.) Conf. Confessiones De gest. Pel. De gestis Pelagii De haer. De haeresibus De nupt. et concup. De nuptiis et concupiscentia Enchirid. Enchiridion de fide, spe et caritate Epistolae Epistolae Аммиан Марцеллин (Ammian. Marcell.) Res gest. Res gestae Анастасий I, папа Римский (Anastas. I) Ep. ad Simplic. Epistola ad Simplicianum Mediolanensem Геннадий Марсельский (Gennad Massil.) De script. eccl. De scriptoribus ecclesiasticis Epistolae Дамас, папа Римский (Damas.) Ep. Epistolae Дионисий, еп. Лидды (Dionys. Lydd.) Ep. Theophil. Epistola ad Theophilum Adversus Haereses Ep. Hieronym. Epistola ad Hieronymum

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010