Иосиф, митрополит Киевский и Галицкий (Нелюбович – Тукальский) Известен с 1649 года в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря. С 1658 года – архимандрит Лещинского монастыря. 3 августа 1661 года утвержден польским королем в звании епископа Мстиславского и Могилевского с оставлением настоятелем Лещинского монастыря. Хиротонию совершал митрополит Киевский Дионисий (Балабан. † 1663). В 1663 году, после смерти митрополита Дионисия, состоялся Собор, на котором избрали сразу двух кандидатов на Киевский митрополичий престол – Антония (Винницкого, † 1679) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), причем оба кандидата были утверждены польским королем. В 1664 году митрополит Иосиф был обвинен в том, будто он вместе с бывшим гетманом И. Выговским замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Ю. Хмельницким возбуждал казаков против гетмана П. Тетери. Выговский был взят в плен и в марте 1664 года расстрелян в Корсуне как изменник. Митрополит Иосиф и Хмельницкий, по жалобе на них гетмана Тетери королю, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении до 1667 года. В 1668 году, по ходатайству гетмана Петра Дорошенко, утвержден Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание епископа Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая страну междоусобицами. Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжелое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Украинской Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Напрасно писал ему архиепископ Лазарь (Баранович, † 1692), что «под басурманскою рукою стонет Греция и по настоящее время, и самих патриархов вешают. О, невольная вольность! И для чего такое ярмо класть на шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Луцкая Основана ок. 1288 г. (выделена из Владимиро-Волынской епархии; Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 73). Входила в состав Галичской (Галицкой) митрополии в 1303–1308 г., 1345–1347 (по др., 1338–1347), 1371–1378 гг. Временно подчинялась митрополитам Киево-Литовским в 1356–1362 и 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358–360) Состояла в унии в 1596–1620 и 1715–1830 гг. Воссоединена в 1830 г. и вошла в состав Волынской епархии. Возобновлена в 1922 г. С 1923 г. состояла в юрисдикции самочинной Польской автокефалии. Воссоединена 03.1940. Упразднена в 1945 г. Возобновлена 28.03(10.04)1990. 20 .04(03.05)1996 разделена на Луцкую и Владимиро-Волынскую епархии. Именовалась: Луцкая и Острожская (до 1356 г. – Луцкая (Н.Д. Иерархия... С. 331); с 1940 г. – Луцкая; с 1990 г. – Волынская и Луцкая; с 14(27)07.1996 – Луцкая и Волынская. Климент(1322) 06.12.1331 Феодор Евфимий Алексий Арсений(1366) Иоанн (1398) 1397 (?) 1448(1449?) Феодосий II (1439) Евфимий(1447–1451) Димитрий(1450) Мартиниан(1458–1460) Алексий II (1475) Иерофей Никифор 18.01.1526 09.1521 09.1526 09.1526 Пафнутий 24.04.1528 Арсений II Феодосий III Гулевич 1566 (1569?) 1566 (1569?) Иоанн III Яцкович Борзобогатый-Красеньский 29.05.1585 09.10.1596 11.01.1621 25.11.1650 Иосиф II Чаплиц-Шпановский (Чаплич-Шпаковский) 28.02.1658 Дионисий II Балабан-Тукальский 1659(1660?) 08.11.1685 08.05.1687 08.05.1687 в/у Иосиф III Шумлянский, паки 08(21)04.1922 20.04(03.05)1923 (19.03(01.04)1932 06.1940 15(28)10.1940 02(15)07.1941 11(24).07.1942 24.05(06.06)1943 30.04(13.05)1944 10(23)05.1944 21.12.1944 03.01.1945) Николай II Чуфаровский 28.03(10.04)1990 12(25)08.1992 Варфоломей Ващук 12(25)08.1992 2477 В Ипатьевской лет., под 1288 г. упоминается епископия Луцкая, как уже открытая. же Волωдимеръ, въ кнжени свое въ Лоуцкю епскпью да крсть велик сребр позлотисть съ чстным древом създаж и цркви мнωгы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). (Князь же Владимир, в свое княжение в Луцкую епископию (послал. – Сост.) большой серебряный позолоченный крест с Честным Древом (с частицами Креста Господня. – Сост.), создал и многие церкви (в Луцке – Сост.). Имя епископа, который находился на кафедре в 1288 г., который открывает список, не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634, мест. Ст. Четвертня на Волыни - 6.04.1690, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из древнего княжеского рода, отдаленный потомок кн. Святополка (Михаила) Изяславича . Семья Г. была известна покровительством укр. правосл. мон-рям и храмам. Между 1658 и 1663 гг., вероятнее всего в 1661 г., кн. Святополк-Четвертинский был избран епископом Луцким и Острожским, хиротонию возглавил Киевский митр. Дионисий (Балабан) . В 1662-1663 гг. Г. занимался восстановлением Подгорецкого (Плесницкого) в честь Преображения Господня мон-ря. Плодотворным было сотрудничество архиерея с Луцким братством , в 1667 г. Г. поставил новым игуменом братства Якубовича, поддержал братство в конфликте с брестским каштеляном К. Пясочинским (1677). Членом братства состоял двоюродный брат Г. Вацлав. Луцкому епископу приходилось бороться против притязаний униатов (см. ст. Брестская уния 1596 г. ) на правосл. храмы и мон-ри. Г. вел длительную тяжбу с униатским Владимиро-Волынским еп. Львом Заленским, захватившим Загоровский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Владимира-Волынского. В 1679 г. Г. принял участие в Гродненском съезде православных и униатов, к-рый рассматривал возможности новой церковной унии. Вместе с депутатами Луцкого братства архиерей заявил, что приложит все усилия для сохранения правосл. Церкви, к-рая пребывает «в милости четырех восточных Патриархов». В янв. следующего года Г. участвовал в съезде правосл. и униат. духовенства по тому же вопросу, состоявшемся в Люблине. Ранее, в 1678 г., объединение униатов с православными предлагал Г. униат. митр. Киприан Жоховский. В ответ на все эти действия в авг. 1681 г. нареченный Мстиславский еп. архим. виленского Св.-Духова мон-ря Климент (Тризна) в Нов. Дворе созвал съезд правосл. духовенства (на к-ром присутствовали в т. ч. делегаты от Луцкого Крестовоздвиженского братства). На съезде было принято решение о постоянных контактах между Климентом (Тризной) и Г.

http://pravenc.ru/text/161879.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Православная шляхта и православные иерархи на Правобережье во 2-й половине XVII в. Когда в 1648 г. началось восстание Б. Хмельницкого, восставшие убивали и изгоняли шляхту, как «ляхов», порвавших со своим народом и верой своих отцов. В действительности, однако, как показано в исследовании польского историка Г. Литвина, большая часть шляхты в Киевском и Брацлавском воеводствах продолжала сохранять традиционные Эта шляхта играла важную роль в жизни православного общества, участвуя в выборах иерархов, а также (в некоторых случаях) в выборах настоятелей наиболее важных монастырей. Акт избрания митрополита Сильвестра (Коссова) в феврале 1647 г. скрепили своими подписями 46 шляхтичей Киевского, Черниговского и Волынского Для этой шляхты восстание Хмельницкого обернулось настоящей катастрофой. Хотя некоторые представители этого слоя сумели вписаться в новое общество (как скрепивший своей подписью акт избрания митрополита Остафий Выговский, отец будущего гетмана), большая часть шляхтичей бежала на запад, где и переселенцы и коренные жители вынуждены были вести постоянные бои с наступающими казаками. Все это, однако, не вело в середине XVII в. ни к отказу от веры отцов, ни тем более к враждебному отношению к православным иерархам, которые были выходцами из той же среды и не побуждали казачество к восстанию. В трудных ситуациях иерархи могли обращаться к шляхте за поддержкой и такую поддержку получали. Так, когда после битвы на Берестечке Холмский епископ Дионисий (Балабан) был устранен со своей кафедры униатским епископом Яковом Сушей он обратился с просьбой о поддержке к волынской шляхте, и шляхта поручила в декабре 1651 г. своим послам на сейме добиваться, чтобы «duchowni religii greckiej» могли спокойно пользоваться своими кафедрами, храмами и имениями, а «насильник» (violator), отобравший у «брата нашего» кафедру, должен быть подвергнут сеймовому

http://sedmitza.ru/lib/text/5677363/

Дионисий, митрополит Киевский и Галицкий (Балабан-Тукальский) Происходил из древней русской дворянской фамилии. По окончании курса обучения в Киево-Могилянском коллегиуме пострижен в монашество. С 1650 года – епископ Холмский. С 1655 года – епископ Луцкий и Острожский. В 1657 году скончался Киевский митрополит Сильвестр. По желанию гетмана Ивана Выговского, 28 февраля 1658 года на Киевскую митрополию был назначен преосвященный Луцкий Дионисий. Утверждение в сане митрополита он получил не в Москве, а в Константинополе. Когда гетман изменил Москве и подписал договор о подчинении Польше, преосвященный Дионисий перешел на его сторону, хотя остальное малороссийское духовенство не сочувствовало этому. Московское правительство было возмущено поступком преосвященного Дионисия и, не признавая его, назначило в Киев своего местоблюстителя. Владыка Дионисий, в свою очередь, не признал назначенного местоблюстителя. Хотя в гражданских делах он подчинился Польше, но в вопросах духовных был ревностным поборником Православия. Он выступил противником междоусобных войн и даже грозил проклятием зачинщикам их. Из жизни митрополита Дионисия известен случай троекратного явления ему во сне преподобного Иова (28 августа/10 сентября и 28 октября/10 ноября), увещавшего митрополита открыть его (Иова) мощи. После тщательного исследования о жизни, деятельности и чудесных явлениях у гроба преподобного Иова 28 августа 1659 года были открыты его нетленные мощи. Скончался митрополит Дионисий 10 мая 1663 года. Погребен в Корсунском Онуфриевом Гуляницком монастыре. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 19, 102, 109. Эйнгорн В. О. Очерки по истории Малороссии в XVII в. – М.. 1899. Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великой Россией 1654–1661 гг.: в 3 т. – М., 1871–1876, т. 2 (Дионисий Балабан, митрополит Киевский). Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897. т. 2. 885. – С. 188, 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (Балабан-Тукальский; † 1663, г. Корсунь), митр. Киевский, Галицкий и всея Руси. Выходец из правосл. шляхетского рода Русского воеводства. По окончании Киево-Могилянской коллегии принял монашеский постриг. После победы войск гетмана Б. Хмельницкого под Зборовом польск. кор. Ян II Казимир в «Aprobacyi sejmowej praw i wolnoci religiey greckiej narodu ruskiego» 12 янв. 1650 г. передал православным Холмскую епископскую кафедру. Возвращаясь из Варшавы, Киевский митр. Сильвестр (Косов) в февр. удалил из Холма униат. администратора Я. Сушу. После этого митрополит разослал универсалы с призывом к местному духовенству и правосл. шляхте собраться для выбора епископа. 27 апр. 1650 г. Холмским архиереем был избран Д., хиротония состоялась 24 сент. В июле того же года Д., как и др. правосл. епископы, дал обязательство ежегодно выделять из епархиальных доходов 200 золотых на содержание Киево-Могилянской коллегии. Д. не получил королевского привилея, дававшего ему право управлять епархией. Более того, после победы польских войск под Берестечком (20 июня 1651) кор. Ян II Казимир 20 февр. 1652 г. передал Холмскую кафедру униатам, и Д. вынужден был покинуть Холм. Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит Киевский. Портрет. 60-е гг. XIX в. Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит Киевский. Портрет. 60-е гг. XIX в. В 1654 г., после смерти Луцкого еп. Иосифа (Чаплицы-Шпановского), Д. занял Луцкую кафедру. К этому времени, вероятно, относится установление контактов между архиереем и каштеляном волынским С. Беневским, к-рый стал впосл. главным инициатором попыток отторгнуть гетманство от России. В управлении епархией Д. столкнулся с серьезными трудностями: от Луцкой епархии отделилась часть с центром в Остроге и перешла под управление униат. администратора Хмелёвского, под властью к-рого оказались также Св. Троицы мон-рь в с. Дермань и Дубенский мон-рь в честь Воздвижения Креста Господня.

http://pravenc.ru/text/178367.html

Холмская Учреждена в 1250 году Холмская Кафедра из Угровска была перенесена в Холм Иоанн I , епископ (первый), упоминается † неизвест. Холмская и Бельская С 1330 года Григорий епископ, упоминается в 1328 –1332 , 1335 † неизвест. Иоанн II епископ, упоминается с 1330, в 1331,1347 † неизвест. Каллист епископ, упоминается в 1376 (1336) † неизвест. Сильвестр епископ, упоминается † неизвест. Иоасаф епископ, упоминается до 1414 † неизвест. Павел (Червенский) епископ, бывший еп. Перемышльский, упоминается † неизвест. Харитон (Угровецкий) епископ, рукоположен с 1414 (с 15.11.1415) Григорий епископ, упоминается в 1443 (1432 –1468 ) Сильвестр (Савва) епископ, упоминается в 1468 –1470 † неизвест. Дамиан епископ, упоминается † неизвест. Герасим (Босский-Окушкович Грицко) епископ, упоминается в 1476 –1477 † неизвест. Даниил епископ, упоминается † неизвест. Симеон (Бучан, Булгак) епископ, упоминается в 1490 и 1494 (1492) † неизвест. Кирилл епископ Луцкий и Острожский в 1495 временно управлял †18.01.1526 Филарет (Облазницкий) епископ, рукоположен с (27.10.) 1507 Иона (Сосновский) епископ, управлял с 20.10.1533, упоминается до 1545 † неизвест. Вассиан (Бака Василий) епископ, управлял с 5.04.1546 Феодосий (Лазовский) епископ, управлял епархией с 1.12.1552 по 1565 еп. Владимиро-Волынский Захария (Ильяшевич-Зенько), епископ, управлял с 8.03.1566 по 3.06.1577 отказался от кафедры в пользу сына Льва (Леонтия); † после 1577 Леонтий (Пельчицкий Левко Зенькович) епископ, управлял епархией с 20.06.1577 по 8.07.1585 рукоположен в 1580 епископ Туровский и Пинский Дионисий (Збируйский) епископ, рукоположен с 1586 по 8.10.1596 отпал в унию; † 1604 Епархия управлялась униатами до 1621 года. Паисий (Ипполитович-Черковский) епископ, рукоположен с января 1621 по 1633 сведен с кафедры; † 1634. последний православный иерарх Василий епископ, упоминается † неизвест. Дионисий (Балабан-Тукальский), епископ, рукоположен с 1650 по 1651 удален с кафедры, с 1655 еп. Луцкий Далее епархия отпала в унию, и православных владык на ней не было. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Он, едва сделался гетманом, начал замышлять, как бы удобнее изменить Москве и со всею Малороссиею вновь отдаться Польше, и для его цели было весьма важно, чтобы на Киевскую кафедру избран был не кто-либо из преданных Москве и желающих единения с нею, а человек, преданный Польше, который мог бы содействовать ему в его намерениях своим духовным влиянием на народ, т. е. кто-либо из духовных лиц, подданных польского короля. И вот для избрания митрополита не были приглашены главные представители киевского духовенства, и кандидатами на митрополию избирались все из коронного духовенства. Чрез три дня (21 октября) сам гетман сказывал киевским воеводам: «Мы выбирали на Киевскую митрополию Луцкого епископа Балабана или виленского архимандрита Иосифа Тукальского, а иные — Львовского епископа Арсения Желиборского, но ни на ком окончательно не остановились и отложили выборы до Николина дня осеннего (6 декабря)». Об этом известил Баранович епископа Львовского Желиборского и, называя его «первым сыном Церкви», разумеется Киевской, как старейшего епископа Киевской митрополии, усердно просил его прибыть в Киев к назначенному времени, а также известил, конечно, и прочих епископов и вообще духовенство. Теперь действительно съезд избирателей состоялся. Луцкий епископ Дионисий Балабан, как писали в Москву киевские воеводы (от 3 декабря), приехал в Киев еще 1 декабря и, «не обослався» с ними, остановился в Софийском монастыре, а два другие епископа, Львовский Арсений Желиборский и Перемышльский Антоний Винницкий, вскоре ожидались. Воеводы, не зная, как им поступить в настоящем случае и выговаривать ли тем епископам, что они без государева указа и без благословения Московского патриарха избирают митрополита, просили государя прислать им свой указ. Но указ к 6 декабря и не мог поспеть, и, без сомнения, не был прислан. Сколько собралось духовенства и мирских людей на выборы митрополита, был ли в собрании сам гетман и как происходило избрание, неизвестно. Известно только, что избран был один из тех кандидатов, которые намечены были еще 18 октября в присутствии гетмана Выговского, именно Дионисий Балабан, а не тот кандидат, которого желало киевское духовенство, что Дионисий Балабан давал тогда киевскому и всему малороссийскому духовенству обещание «великому государю, яко природному своему царю, всякого добра хотеть» и что вскоре затем Дионисий принял от Лазаря Барановича управление митрополией и поселился в киево-софийском митрополичьем доме .

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

H. И. Костомаров объясняет эту неприязненность не честолюбием владык, а нерасположенностью ко всему московскому, якобы грубому, варварскому 37 . Оба мнения, взаимно не противоречащие, приняты С. А. Терновским 38 . Как бы то ни было, рознь духовенства и нерасположение монашества к Москве – факты не требующие доказательств. В то время, когда Богдан присягал Москве, митрополит киевский Сильвестр Коссов никогда о том челом не бил и милости царской себе не искал 39 . В 1654 г. архимандрит печерский Гизель, посланный митрополитом к царю, подал челобитную об утверждении прав малорусского духовенства: о неизъятии их из-под власти константинопольского патриарха, о не посылании московских духовных на малорусские духовные должности и пр. 40 . Во время измены Выговского, духовенство и во главе его митрополит Дионисий Балабан, уже и прежде недолюбливавший Москву, перешли к полякам и успели выговорить себе право заседать в сенате, с голосом наравне с католическими прелатами 41 . Московское правительство, конечно, Балабана не признало, и временным блюстителем киевской митрополии в октябре 1659 г. был назначен Лазарь Баранович. Но и Лазарь в то время был сторонник только политического, а не духовного подчинения Москве. Он ходатайствовал о постановлении митрополита 42 , и надо думать, что в ответ на неуместные просьбы Москва сменила Лазаря и на его место 5 мая 1661 года поставила блюстителем митрополии епископа Мефодия 43 . Последний поселился в Киеве, к великому неудовольствию черного духовенства, и, по проискам Балабана, был проклят в 1662 г. константинопольским патриархом; о снятии проклятия хлопотал сам царь 44 . Мы уже приводили известие Паисия Лигарида (от 4 февраля 1663 г.), что Мефодия в монастырях вовсе не поминали, а поминали патриархов и Лазаря. Перед Нежинской радой (18 июня 1663 г.) настоятели киевских монастырей и среди них Гизель, Галятовский и Дзик, осиротелые после смерти пастыря (изменившего Москве Балабана) овечки, как они сами себя называют, составили послание к гетману Самку – врагу Мефодия и Брюховецкого и старшине войска запорожского, с жалобами на Мефодия, обвинявшего их в измене перед Москвой и ставшего их великим губителем и неприятелем 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1586 г. О. в качестве свидетеля подписал привилей Радзивилла Несвижу с пожалованием городу магдебургского права. В 1582 г. правосл. мон-ри и храмы в Полоцке (взятом польск. войсками 30 авг. 1579) были переданы новообразованной коллегии иезуитов. В том же году папа Римский Григорий XIII обнародовал буллу о принятии нового (григорианского) календаря. Кор. Стефан Баторий издал указ о введении календаря в Речи Посполитой для всех подданных - католиков и иноверцев, в т. ч. православных. Православные не соглашались перейти на новый календарь. Кн. Острожский отправил письмо К-польскому патриарху Иеремии II, прося наставлений в создавшейся ситуации. Иеремия вместе с Александрийским патриархом Сильвестром прислал князю ответ с призывом не отступать от древнего календаря и не принимать новый. 11 янв. 1583 г. патриарх Иеремия II направил письмо о календаре О. и всем подчиненным ему епископам (одновременно письма были отправлены виленским мещанам и всем православным в Речи Посполитой). Патриарх писал, что он послал к правосл. пастве в Речи Посполитой экзархов - протосинкелла сщмч. Никифора (Парасхеса-Кантакузина) и архим. Дионисия, в качестве переводчика - спудея Федора. Экзархи не смогли попасть в Западнорусскую митрополию, встреча с ними О. не состоялась, патриаршие грамоты доставил спудей Федор. Притеснение православных, не желавших отступать от юлианского календаря, на землях католической Львовской епархии должно было рассматриваться на Варшавском сейме в февр. 1585 г. Правосл. Львовский еп. Гедеон (Балабан) решил на сейме призвать к ответу католич. архиепископа Суликовского. О. обещал приехать на сейм, чтобы вместе с епископом и галицкими дворянами защищать правосл. Церковь, но не приехал. Возмущенные шляхтичи написали О. письмо, в к-ром говорили, что считают великим несчастьем находиться под его властью, что он не заботится о защите паствы, к-рая терпит такие беды, каких не бывало никогда (среди проч. фактов упом. передача королем Перемышльской кафедры мирянину Стефану Брылинскому (в монашестве Арсений) и поставление его митрополитом во епископы в 1581 против желания паствы и др.).

http://pravenc.ru/text/2578435.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010