В Канонический свод Православной Церкви ни один декретал не вошел. Западные канонические сборники IV-VI вв.    Первый латиноязычный канонический сборник, составленный в IV веке, включал в себя правила двух Соборов: Никейского и Сардикийского. Правила последнего, однако, по недоразумению приписывались тоже Никейскому и шли под общей нумерацией с никейскими правилами. Этот Никейско-Сардикийский сборник не сохранился.    До нас дошли канонические сборники V века, которые представляют собой переводы с греческого языка.    Около середины V столетия в Италии был составлен сборник канонов, переведенных с греческого на латинский язык неизвестным автором. Этот сборник назван однако именем св. Исидора, архиепископа Севильского, жившего в первой половине VII века, потому что именно в этом переводе читаются помещенные здесь правила в позднейшем сборнике, приписанном Исидору.    Известны две редакции этой компиляции. В первую вошли каноны Никейского, Анкирского, Неокесарийского и Гангрского Соборов, во второй редакции к ним добавлены еще правила Сардикийского, Антиохийского, Лаодикийского, а также II и IV Вселенских Соборов.    Во второй половине V века в Италии был составлен еще один переводной сборник канонов, куда вошли все правила, помещенные во второй редакции Исидорова сборника (Versio Isidoriana), кроме Лаодикийских. Римский аббат Дионисий Малый назвал этот перевод «translatio prisca» — «Старый перевод».    В XVI веке Пасхазий Кинель издал «Кодекс канонов Римской Церкви» (Codex canonum ecclesiae romanae). Этот кодекс считается официальным кодексом Римской Церкви конца V столетия. В нем помещены правила Никейского, Сардикийского, Карфагенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Халкидонского, Константинопольского, Антиохийского и Лаодикийского Соборов, канонические послания (декреталы) пап, относящиеся к V веку, несколько имперских законов по церковным делам и различные статьи религиозного содержания.    Самый важный из древних канонических сборников Запада составлен римским аббатом Дионисием Малым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

книга. Сборник пятый: «Введение к рассуждению о лжеце», к Аристокреонту, «Рассуждения по образцу «Лжеца " », «О лжеце», к Аристокреонту – 6 книг. Сборник шестой: «Ответ полагающим, что в «Лжеце» есть как истина, так и ложь». «Ответ тем, кто софизм о лжеце разрешает посредством разделения», к Аристокреонту – 2 книги, «Доказательства, что нельзя решать разделением рассуждения, уводящие в бесконечность», «Ответ на возражения против разделения бесконечных рассуждений», к Пасилу – 3 книги, «Разрешения в духе древних», к Диоскуриду, «О разрешении софизма о лжеце», к Аристокреонту – 3 книги, «Разрешения предположительных рассуждении Гедила, Аристокреонта и Аполла». Сборник седьмой: «Совет утверждающим, что предпосылки в «Лжеце» ошибочны», «Об отрицающем», к Аристокреонту – 2 книги, «Отрицательные рассуждения для упражнения», «О рассуждении по малым приближениям», к Стесагору – 2 книги, «О рассуждениях насчет предвосхищения и о рассуждениях покоящихся», к Онетору– 2 книги, «О человеке под покрывалом», к Аристобулу – 2 книги, «О скрытом», к Афинаду – 1 книга. Сборник восьмой: «О софизме «Никто«», к Менекрату – 8 книг, «О рассуждениях от неопределенного и определенного», к Пасилу – 2 книги, «О софизме «Никто»», к Эпикрату – 1 книга. Сборник девятый: «О софизмах», к Гераклиду и Поллию – 2 книги, «О диалектических неразрешимостях», к Диоскуриду – 5 книг, «Ответ на Аркесилаево руководство», к Сферу – 1 книга. Сборник десятый: «Против обыкновений», к Метродору – 6 книг, «В защиту обыкновений», к Горгиппиду – 7 книг. По логической области помимо четырех перечисленных разделов, разрозненные и не сведенные логические разыскания о поименованных предметах – 39 исследований. Всего по логике – 311 сочинений. 199, 200 По этической области – о расчленении этических понятий. Сборник первый: «Очерк этического учения», к Феопору, «Этические положения», «Убедительные предпосылки к положениям», к Филомату – 3 книги, «Определения вещественного», к Метродору – 2 книги, «Определения дурного», к Метродору – 2 книги, «Определения посредственного», к Метродору – 2 книги, «Определение родовых понятий», к Метродору – 7 книг, «Определения по другим предметам», к Метродору – 2 книги. Сборник второй: «О подобном», к Аристоклу – 3 книги, «Об определениях», к Метродору – 7 книг. Сборник третий: «О неправильных выражениях против определений», к Лаодаманту – 7 книг, «Убедительные основания к определениям», к Диоскуриду – 2 книги, «О видах и родах», к Горгиппиду – 2 книги, «О разделениях», «О противоположностях», к Дионисию – 2 книги, «Убедительные основания к разделениям, родам, видам и противоположностям» – 1 книга.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Сборник этот, вскоре после его издания, присоединен был к первому, переведенному Дионисиеву сборнику и вместе с ним получил на западе всеобщее признание. В 774 году тот и другой сборник, как одно целое, с прибавлением разных позднейших источников, послан был папою Адрианом I в дар франкскому королю Карлу Великому (сделавшемуся впоследствии западным императором) и чрез это получил во франкской церкви такое значение, что уже в IX в. местные соборы и королевств сеймы называли его не иначе, как Codex canonum. Кодекс испанской церкви получил окончательную редакцию около половины VII столетия. Он обыкновенно называется Исидоровым, по имени св. Исидора Севильского († 636), которому неправильно приписывалось его составление. По своему составу испанский канонический кодекс сходен с римским, как он редактирован Дионисием Малым, именно: в первой части содержит источники общего церковного права, т.е. правила уже известных нам греческих соборов, но не в Дионисиевом переводе, а в другом, так наз. Исидоровом, затем правила сардикского и карфагенского соборов в латинском оригинале, и наконец – постановления местных испанских и соседних галльских соборов. Вторая часть содержит в себе Дионисиев сборник папских декреталов с разными дополнениями. Мнение, что редакция испанского канонического кодекса принадлежит св. Исидору Севильскому , утверждается только на том обстоятельстве, что предисловие к этому кодексу читается и в сочинении Исидора, так наз. Этимологиях. Испанский канонический кодекс преимущественно важен в том отношении, что он послужил основанием для знаменитого сборника Лжеисидоровых декреталов. Появление этих подлогов объясняется тем преобладающим значением, какое имели на западе папские epistolae decretales сравнительно с другими источниками церковного права. Власть папы в то время была уже такова, что его голос имел решающее значение для всего христианского запада не только в вопросах дисциплины или права, но и самого вероучения. В сборнике Лжеисидора находится около ста подложных декреталов, приписанных большею частью папам первых двух столетий нашей эры, и несколько других подложных статей, например – дарственнная грамота Константина Великого , будто бы данная папе Сильвестру, когда названный император переносил столицу из Рима в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

113 Упомянутый 95-летний лунно-солнечный цикл для вычисления Пасхи является укороченным вариантом полного пасхального цикла из 532 лет (комбинации лунного 19-летнего и солнечного 28-летнего циклов). Этот цикл удобен благодаря своей компактности, но требует внимательной корректировки. После 5-кратного повторения 19-летнего цикла в трёх случаях из четырёх Пасха приходится на те же дни (поправки +1 или –6 дней требуются лишь для високосных годов). Примером таких 95-летних циклов являются пасхалии, составленные Тимофеем Александрийским (на 380–479 гг.), Кириллом Александрийским (на 437–531 гг. от н. э.) и Дионисием Малым (на 532–626 гг.). По мнению Д. Лебедева, одним из преимуществ 95-летних таблиц было удобство их согласования с западным 84-летним пасхальным циклом [см.: Лебедев Д. 19-летний цикл Анатолия, 160–164] (примечание П. В. Кузенкова). 114 Греч.: ν τβλαις. Одна из таких мраморных таблиц сохранилась в соборе Равенны (примечание П. В. Кузенкова). 115 Автор «Пасхальной хроники» дает некое подобие истории пасхалий. Он не указывает имена создателей разных лунных циклов. Известно, что христиане знали 19-летний лунный цикл в III в., а в 457 г. Викторий Аквитанский составил первую на западе пасхальную таблицу на 532 года (Великий индиктион) (См.: Болотов В. В. Лекции... Т. 2. С. 451, прим. 1 (автор примечания – священник Д. Лебедев )). 116 Известно несколько 532-летних циклов. Автор «Пасхальной хроники» указывает на несколько причин их разнообразия. Некоторые индиктионы начинаются с разных хронографических дат, тем и отличаются между собой. Великий индиктион Виктора Аквитанского, признанный православной церковью, начинается с 28 года A. D.; Индиктион «Пасхальной хроники» – с 31 года A. D. ( Лебедев Д. Послесловие... С. 305). Более подробный комментарий анализа «ошибок» составителей Великих индиктионов, данного в «Пасхальной хронике» см.: Beaucamp J. et al. Le Prologue... P. 269–273. 120 Вопрос о первоначальном значении епакты (эпакты) солнца едва ли разрешим. Она связана со счетом времени семидневными неделями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Ответ на возражение 3. Григорий имеет в виду не то, что блаженный Бенедикт в этом видении видел Бога в Его сущности, а то, что коль скоро для «видящего Создателя мала всякая тварь», то во свете Божием можно без труда разглядеть всё. Поэтому далее он добавляет: «Кто увидит малую часть света Создателя – для того становится малым всё сотворённое». Раздел 6. Правильно ли разделять деятельность созерцания на три движения, [а именно] круговое, прямое и по спирали? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что деятельность созерцания неправильно разделять на три движения, [а именно] «круговое», «прямое» и «по спирали». В самом деле, созерцание принадлежит исключительно покою, согласно сказанному [в Писании]: «Войдя в дом свой, я успокоюсь ею» ( Прем. 8:16 ). Но движение противно покою. Следовательно, деятельности созерцательной жизни не должно описывать как движения. Возражение 2. Далее, действие созерцательной жизни принадлежит уму, который делает человека подобным ангелам. Но Дионисий описывает эти движения в ангелах и душах по-разному. Так, он говорит, что круговое движение в ангеле происходит благодаря «осиянию прекрасного и добра». С другой стороны, он связывает круговое движение в душе с несколькими вещами: первой является «вхождение души в себя извне»; второй – «сосредоточение в себе и отвращение от множества того, что вне её»; третьей – «единение с тем, что выше неё». Затем, по-разному он описывает и присущие им прямые движения. Так, он говорит, что по прямой ангел движется тогда, когда «выходит вовне ради попечения о том, что ниже его». С другой стороны, он описывает прямое движение в душе как двоякое: во-первых, как «выходящее вовне к тому, что вокруг неё»; во-вторых, как «возводящее извне к простому созерцанию». Кроме того, он усваивает им и различные движения по спирали. Так, он связывает движение по спирали в ангелах с тем, что они, «промышляя о низшем, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Бога», тогда как движение по спирали в душе он связывает с тем, что «душа словесно и разъяснительно просвещается божественным знанием» 756 . Следовательно, похоже, что вышеприведённые способы созерцательных деятельностей определены неправильно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

In illis populus adhuc chri- stianus est magnus; sed patriarce cum suis arciepiscopis vix possunt eeclesie homines xl, quia propter distantiain magnam similium eis dominorum chri- stianorum magis ab illis infidelibns opprimuntur et tribulantur, ista quod si lucrum ex sepulcro domini nostri Jesu Christi non esset ibi neque illi christiani in vita essent permissi» (Νος λ λη v ο μ ν μ ω ν, 1910 (VII), θναι. В этом сообщении с Запада заключается выразительное свидетельство об угнетенном положении христиан в Египте (равно и в Сирии и Палестине) под властью мамелюков и об упадке иерархического здесь предстоятельства. Но более подробные и ценные сведения доклад сообщает о Константинопольской церкви (см. нашу статью «Патриархия и храмы в Константинополе от второй половины X V века до настоящего времени» в Журнале Министерства Народного Просвещения за 1915 г., июль, стр. 24–28 отдела «Современная летопись»). 210 Списки епархий Александрийской церкви по каталогам императора Льва VI Мудрого, Нила Доксапатра и Дионисиевскому (от 1681 г.) опубликованы в книге епископа Порфирия Успенского «Александрийская патриархия», I, 333–340 (Ср. Wiltsch, Handbuch der kireh- lichen Geographie und Statistik, В. II, S. 355–356. Berlin1846). Представляемые же нами списки служат прямым дополнением этого русского издания. 211 Χροσνθον, το μακοριωττου πατριρχου τν Ιεροσολμων, Συν- ταγμτιον, σ. 69–70. ν Τεργοβστ 1714. – Аналогичные сведения об Александрийской церкви сообщаются в редкой брошюре «Описание Четырех Вселенских (sic) Патриарших Престолов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. В Санкт-Петербурге, 1784 года. Печатано у Христофора Геннига» (стр. 1–59). «Описание» представляет – за малым исключением – перевод отмеченного труда иерусалимского патриарха Хрисанфа. В частности, «О патриаршем александрийском престоле» здесь сообщается и следующее: «Священвоначальство Александрийское есть престол святаго апостола и евангелиста Марка, который усыновлен быть верховному апостолу Петру, простирается до внутренния Индии и земли Мнринския, где был престол апостола Фомы, а оттуда до Мармарийской Ливии, Африки, Треполии и всея Египетские страны, даже до пределов Палестинских, Юго-Асийския и Юго-Африканские страны».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Средь них не только опыт веры, Но в каждой – истины оплот И драгоценные примеры О ближнем трепетных забот. Вернулись. Водрузятся скоро На полках и зажжется свет. Средь бесконечного простора Раздастся мудрости ответ! 5.09.2014 Призвание учености Пишу ли сам иль кто-то пишет, Читаю иль, закрыв глаза, Надеюсь, что Господь услышит, Как в сердце падает слеза. Ученость! В чем твое призванье? Чтоб мip наук вместить в свой дух. И преподать премудро знанье Тем, кто готов отверзнуть слух. Пожертвовать собою ради Прочтенья самых мудрых книг, Когда читал я их, не глядя На жизни суетной тупик. Пожертвовать самим прочтеньем, Всезнаньем, книгами и всем, Если владеющий спасеньем Прикажет Бог, чтоб был я нем. И в этой немоте незнанье Не будет более грехом, Но подвигом, чтоб оправданье Грехов с души омыло ком. Ученость! Если столь любила Ты бренный ум превозносить, Господь подаст иные силы, Чтоб чашу мудрости испить! 5.06.2014 Идеал безмолвия Гимн молчанию В молчании много ступеней, Ведущих наверх в тишину, Где нет ни унынья, ни лени, Ни места безгодному сну. Молчанье – конец и начало Пути в бесконечную высь, Где кажется многое малым И заново строится жизнь. Молчанье – предел рассужденьям, Словам о прекрасных вещах, В которых тогда лишь спасенье, Когда в сердце трепет и страх. Молчанье – и полнится море, Рождаясь в кружении волн, Подхваченный им на просторе, Отправится за море челн. Молчанье молитвой омыто, Как лодка морскою водой, И сердце таинственно скрыто От мipa пустыней живой. Молчанье души перед Богом, Вбирающей правду мipob, Предстало в обличии строгом Пред Тем, Кто и благ и суров. Молчанье, чтоб вечность вместилась В того, кто ее предвкусил, И Божия горняя милость Простила и подала сил. Молчанье души благодарной За вязь драгоценных минут. И больше не кажутся странными Слова, что глаголются тут. И длится минута молчанья Внутри и конца ее нет, А Бог, выводя из изгнанья, Дарует зиждительный Свет! 28.09.2013 В поисках тишины По мотивам беседы с архимандритом Габриэлем (Бунге) в Сергиевском скиту

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

К концу первого полугодия сложилась почти конфликтная ситуация. Нерадивые студенты, опасаясь отрицательных оценок, стали распространять слухи об исключительной перегруженности латынью, невозможности освоить заданный материал, о переполнении санчасти больными из-за изучения древних языков. В ответ приходилось объяснять, что основная цель языковых занятий – изучение первоисточников по богословию, церковной истории и другим важнейшим дисциплинам, что практические занятия требуют постоянного участия и не терпят пропусков и нерадивого отношения. Впоследствии оказалось, что студенческие страхи были во многом преувеличенными: в задачу кабинета входило не столько тотальное обучение всех языкам, сколько обеспечение полноценного учебного процесса минимальным количеством часов, которое могло принести всем учащимся реальную пользу, а также предоставление способным студентам возможности изучить языки на элементарном уровне. Через три месяца после начала учебы предварительным тиражом на ризографе были изданы начальные уроки из учебника латинского языка Н.И. Колотовкина, одного из молодых преподавателей Греческого кабинета, выпускника романо-германского отделения филфака МГУ. Впоследствии полный вариант данного учебника издавался дважды: малым тиражом (300 экземпляров) в Патрах (в частном издательстве И. Кулиса) и в значительно исправленном и улучшенном виде ГЛК Ю.А. Шичалина. Для облегчения работы учащихся в учебнике латинского языка после каждого урока приводился полный список всех встречающихся в уроке слов, слова для заучивания наизусть отмечались звездочками. Регулярно проводились словарные диктанты и контрольные работы, которые подготавливались в нескольких вариантах. Одной из первых мер по борьбе со списыванием стал текстологический анализ домашних индивидуальных заданий и выявление тех, кто списывает, что побудило учащихся быть более самостоятельными и независимыми друг от друга. Постепенно в процессе преподавания был создан круг необходимых пособий: улучшен учебник Н.И. Колотовкина, добавлены разделы в учебное пособие по греческому языку Вольфа 4 . Впоследствии силами ГЛК Ю.А. Шичалина был издан учебник греческого языка в трех частях (первые две части – 60 уроков классического немецкого пособия Вольфа с грамматическими пояснениями, третья – грамматический справочник), по которому в настоящее время осуществляется преподавание во многих вузах России и который выдержал ряд переизданий. В процессе подготовки данного учебника преподавателями Греческого кабинета для каждого урока был подобран ряд цитат из Священного Писания Нового Завета и из богослужебных текстов. За три года преподавания греческого языка в семинарии удалось пройти учебник древнегреческого языка, как минимум, на две трети.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Согласно предложенной этими учеными концепции, аскетический корпус начал слагаться еще до рукоположения В.В. во епископа (Gribomont. 1953. Р.152). Вернувшись из путешествия по важнейшим аскетическим центрам христ. Востока (ок. 357/8), В.В. составил 80 «Нравственных правил» («Οροι θικο, Regulae morales) во время пребывания в Аннисе. Свт. Григорий Богослов , описывая совместные подвиги писал: «Кто даст соревнование и поощрение к добродетели, которую мы ограждали письменными уставами и правилами?» (Ер.6.4). Грибомон считает, что речь идет о «Нравственных правилах» (Gribomont. 1952. Р.197). Точное время написания «Нравственных правил» в исследовательской литературере устанавливается по-разному: ок.360 г. (Gribomont. 1953. Р.257–258), 361 г. (Giet. 1941. Р.13 sqq.), 364 г. (Humbertclaude. Р.34, 35). Л.Леб пытался обосновать значительно более поздний срок составления «Нравственных правил», по его предположению, они были написаны в самом конце жизни В.В. и являются не «программой», а «итогом» его пастырской деятельности (Lebe. 1965. Р.194). Сочинения В.В. «О суде Божием» (Περ κρματος Θεο; De judicio Dei) и послание «О вере» (Περ πστεως – следует отличать οт беседы 15, «Ο вере») стали впоследствии служить вступлениями прологами к «Нравственным правилам» (о прологах более подробно см.: Pouchet. 1998. Р.141–144). Рукоположенный во священника Евсевием, митр.Кесарии Каппадокийской, В.В. получил от него поручение духовно окормлять аскетов-евстафиан, трудно уживавшихся в Церкви. Получившиеся в результате собеседований с евстафианами и с учениками 203 правила В.В. изложил в форме вопросоответов (11 пространных – Asc.fus.; 192 кратких – Asc.br.; Fedwick. 1997. P.46). Этот сборник в схолии V в. назван «Малым аскетиконом» (Μικρν σκητικν; Parva Regula): «Некогда до епископства будучи спрошен окружавшими его подвижниками, он составил для них письменные ответы и вручил им Малый Аскетикон...» (Gribomont. 1953. Р.152). В нем была запечатлена ранняя стадия существования монашеской общины: о выборе настоятеля, дисциплине и иерархии еще не упоминалось (Gribomont. 1952. Р.205). Греч. текст этого сборника не сохранился. Наиболее близкий к нему вариант содержится в греческой Халкинской рукописи содержащей 357 вопросоответов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Между тем Москва всё ещё не оставляла надежды уладить с Хмельницким. У него и у казаков, державшихся польской стороны, не ладилось и долго не могло ладиться с Польшей. Поляки продолжали подозревать Юрия и надеялись от него каждый час измены. Коронный гетман Станислав Потоцкий писал к маршалу коронному Любомирскому, по слухам, что Хмельницкий ищет у константинопольского патриарха разрешения от чудновской присяги, что он переговаривается и с Бруховецким, и с Сомком, и хотел бы, чтобы верные царю казаки, напали на него, когда он будет с малым числом войска, чтобы потом извинять себя, как будто он передаётся поневоле Москве, так как он уже извинял себя в Москве, что передался Польше поневоле. Эти подозрения имели свою долю правды. Хмельницкий писал в Сечу к Сирку, поручал ему сделать в полях какую-нибудь помешку татарам, изъявлял надежду самому скоро воевать против татар и ожидал союза европейских государей против турок. «Не тревожьтесь тем, – выражался он, –что мы здесь татар приглашаем и присягаем им: дурно своему брату христианину солгать, а басурману – Бог греха отпустит». Недоразумения по поводу религии с Польшей не прекращались. Сейм утвердил чудновскую комиссию, которая подтвердила многие статьи гадячского договора; за уничтожением Русского Княжества, последний оставался во всей силе законного значения. Дионисий Балабан, хотя ненавидел Москву, был верный православный и писал письма к королю, чтобы, согласно с конституцией, утверждавшей гадячский договор, были скорее отобраны от униатов монастырские и церковные имения, данные издавна православными предками панов православным монастырям, что только этою мерою утвердится в Украине спокойствие, и Запорожское Войско будет оставаться в незыблемой верности королю и Речи-Посполитой. Гетман в марте послал в Варшаву Гуляницкого с тремя другими старшинами (Креховецким, войсковым писарем Глосинским и Каплонским) для отобрания, согласно конституции, от униатов всех епископских кафедр, архимандритств и духовных имений, просил короля скорее назначить с польской стороны четырёх комиссаров и дать им полномочие для исполнения вместе с казацкими послами «святого дела», как он выражался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010