Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИОНИСИЙ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дионисий Грек (+ 1425 ), епископ Ростовский и Ярославский , святитель Память в Соборах Ростово-Ярославских святых и преподобных русских Святогорцев Наиболее полные сведения о Дионисии Греке сохранили древнерусские летописи и " Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря " , составленное в последней четверти XV века Паисием (Ярославовым) . Согласно " Сказанию... " , Дионисий был афонским пострижеником (в " Сказании... " не говорится о том, что святитель был греком). Его приезд из Константинополя в Москву совпал с активизацией русско-византийских (в частности, русско-афонских) контактов в конце XIV - начале XV века. Дионисий был с почестями принят вел. кн. Димитрием Донским , по распоряжению которого получил келью в московском Богоявленском мужском монастыре . Настоятель Спасо-Каменного монастыря Ранее 19 мая 1389 года по просьбе монахов Спасо-Каменного Преображенского монастыря и с согласия вел. кн. Димитрия Иоанновича Дионисий Грек был поставлен настоятелем этой обители. Уточнить время назначения Дионисием Греком игуменом Спасо-Каменного монастыря (и дату его приезда из Константинополя в Москву) позволяют следующие обстоятельства. В конце XIV века вел. князь Московский не был ктитором Спасо-Каменного монастыря, обитель перешла под великокняжеский патронат между концом 1440-х и 1455 годом, после окончания феодальной войны . Известие о приходе иноков этой обители к вел. кн. Димитрию Иоанновичу, вероятно, либо свидетельствует об отсутствии в Москве митрополита, либо маскирует обращение иноков не к великому князю, а к главе Церкви, которого автор XV в. не хотел упоминать (т. е. нареченному митр. Митяю (Михаилу) или Пимену). При этом обращение монастырской братии в Москву, а не к епархиальному архиерею было возможно только в случае вдовства Ростовской кафедры либо продолжительного отсутствия епископа на месте.

http://drevo-info.ru/articles/13674803.h...

теперь стоял за личное своё дело. Он был «громогласный певец», но «хитрость грамматическую и философство книжное нарицал еретичеством». Преи. Дионисий по обязанности своей нередко вразумлял его в ошибочном произношении слов при пении и чтении, но гордый певец принимал это за оскорбление. Преподобный ввёл читать в храме беседы Златоустого, переведённые Максимом Греком ; Логгину хотелось, чтобы всё делалось по его усмотрению, тогда как духовный вкус его был так тонок, что «море сладости казалось ему лужей негодной». Наглость его не знала границ. Преподобный уговаривал его со всей кротостью любви поберечь себя, и – без успеха. Логгин нагло оскорблял самого архимандрита. Раз Дионисий стал читать поучение. Логгин подбежав, вырвал у него книгу, – налой с книгой полетел, произошёл стук, гром, соблазн. Дионисий перекрестился и молча удалился на своё место. Логгин, прочитав поучение, подошёл к архимандриту и начал на него плевать и кричать. «Перестань, Логгин, не мешай Богослужению, – можем поговорить с тобой после утрени», говорит кроткий настоятель. Логгин выхватил у него из рук архимандричий посох, изломал его в куски и бросил Дионисию. Сошедши с своего места, преподобный стал перед иконой Богоматери и проплакал утреню. Логгин и после того не просил прощения у архимандрита, не смотря на увещания братии 208 . Уставщик Филарет был другом Логгина. Этот был ещё замечательнее. Он иночествовал в обители более 50 лет. Но «от простоты ненаучения две мысли мудрования не доброго на ум приидоша ему; первая мысль сицева: глаголаше, яко Господь наш Иисус Христос не прежде век от Отца родился; другая мысль ему бе, – содетеля Бога, непостижимого и неописанного, описана глаголаше и человекообразна суща». Итак, в одном и том же лице и самый тёмный невежда и дерзкий еретик! Не трудно заметить, что эти два лица очень близки по личным качествам к какому-нибудь Аввакуму или Лазарю. Преп. Дионисий скорбел о Филарете, говорил ему, что многолетние подвиги свои губит он самоволием невежества своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ Свт. Дионисий Полоцкий. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор в честь Покрова Богородицы в Гродно) Свт. Дионисий Полоцкий. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор в честь Покрова Богородицы в Гродно) († март-апр.? 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий. Возможно, Д. был греком. Косвенно на это указывает неск. обстоятельств: он занял Полоцкую кафедру после низложения Климента Смолятича и победы т. н. грекофильской партии, преемником Д. на кафедре был еп. Николай Гречин. Дата поставления Д. на Полоцкую кафедру неизвестна, его предшественником был еп. Косма, скончавшийся после 1156 г. В Житии прп. Евфросинии Полоцкой сообщается о пострижении Д. в монашество 2 племянниц княжны-игумении непосредственно перед ее паломничеством в Св. землю, начавшимся зимой 1166/67 г. Т. о., время хиротонии Д. относится к периоду между 1156/57 и 1166/67 гг. Прп. Евфросиния получила благословение от Д. перед путешествием по св. местам. Ипатьевская летопись сообщает о кончине Д. под 6691 г., что, по расчетам Н. Г. Бережкова, соответствует 1184 г. (после 11 марта). Однако в летописной статье под 6690 (1183) г. о поставлении настоятеля Киево-Печерского мон-ря вместо скончавшегося 24 июня игум. Поликарпа среди архиереев, совершивших монашеский постриг нового настоятеля, назван Полоцкий еп. Николай. Возможно, к лету 1183 г. Д. оставил кафедру, или Николай назван в статье как буд. епископ Полоцкий, или новый настоятель Киево-Печерского мон-ря был избран почти через год после смерти игум. Поликарпа - в 1184 г. ( Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 201, 202, 339, примеч. 156). Известны печати Д. с греч. надписями, найденные на Городище в Новгороде ( Янин В. Л. Актовые печати в Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1: Печати Х - нач. XIII в. С. 150, 178).

http://pravenc.ru/text/178319.html

Работавшие в ТСЛ мастера, как правило, изображали Д. в красной или бордовой фелони и митре, ориентируясь на живописный портрет, в надписи именовали архимандритом. Ростовое прямоличное изображение Д. (с посохом в правой и свитком в левой руке) наряду с 7 др. почитаемыми в лавре местными святыми написано на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ, на мстёрской иконе нач. XX в. на столбике иконостаса ц. прп. Никона Радонежского (волосы и борода с проседью). Вполоборота вправо, с наперсным крестом и посохом (левая рука в молении) святой представлен в росписи алтаря ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновлялась в 1871, 1947). Преподобные Дионисий и Антоний Радонежские. Икона. Нач. XXI в. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница ТСЛ) Преподобные Дионисий и Антоний Радонежские. Икона. Нач. XXI в. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница ТСЛ) Образ Д. встречается также в тиражной графике, напр. на гравюре с видом Троице-Сергиевой лавры 1725 г. И. Ф. Зубова (РНБ. См.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. Стб. 295; Троицкий собор ТСЛ. Серг. П., 2003. С. 38), на литографии «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» 1845 г. (СПГИАХМЗ) - справа за спиной прп. Никона, вместе с прп. Максимом Греком, с разведенными в стороны ладонями. По-видимому, образ Д. вводился в композиции Собора Московских чудотворцев, как предположительно (по др. версии, Дионисий, митр. Московский) на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из старообрядческого молитвенного дома Преображенского кладбища в Москве ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Белоброва. 2005. С. 88). В сер. XIX - нач. XX в. иконография Д. стала более разнообразной, появилась в академических произведениях, где подчеркивался патриотизм его служения. Так, круглая композиция 1851 г. худож. М. И. Скотти (СПГИАХМЗ, из ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Трифоновской) в Москве) воспроизводит напутствие Д. (изображен в профиль, с русой острой бородой, в черном клобуке, с указующим перстом и свитком) воину-защитнику, принимающему патриотическую грамоту. На сев. фасаде храма Христа Спасителя размещалась скульптурная композиция «Прп. Дионисий благословляет кн. Д. М. Пожарского и гражданина К. Минина на освобождение Москвы от поляков» сер. XIX в. работы А. В. Логановского, причем Д. был представлен в мантии со скрижалями и клобуке. Ростовой образ преподобного был включен также в роспись 70-х гг. XIX в. зап. части этого храма возле сюжета «Явление Божией Матери прп. Сергию», с др. стороны - прп. Максим Грек ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 36, 84).

http://pravenc.ru/text/178331.html

Преподобный ввел читать в храме беседы Златоустого, переведенные Максимом греком : Логгину хотелось, чтобы все делалось по его усмотрению, тогда как духовный вкус его был так тонок, что «море сладости казалось ему лужею негодною». Наглость его не знала границ. Преподобный уговаривал его со всею кротостью любви поберечь себя и – без успеха. Логгин нагло оскорблял самого архимандрита. Раз Дионисий стал читать поучение. Логгин подбежал, вырвал у него книгу, – налой с книгою полетел, произошел стук, гром, соблазн. Дионисий перекрестился и молча удалился на свое место. Логгин прочитав поучение подошел к архимандриту и начал на него плевать и кричать. «Перестань, Логгин, не мешай богослужению, – можем поговорить с тобою после утрени», говорил кроткий настоятель. Логгин выхватил у него из рук архимандричий посох, изломал его в куски и бросил Дионисию. Сошедши со своего места, преподобный стал пред иконою Богоматери и проплакал утреню. Логгин и после того не просил прощения у архимандрита, не смотря на увещания братии. 112 Уставщик Филарет был другом Логгина. Этот был еще замечательнее. Он иночествовал в обители более 50 лет. – Но «от простоты не научения две мысли мудрования не доброго на ум приидоша ему: первая мысль сицева: глаголаше, яко Господь наш Иисус Христос не прежде век от Отца родися; другая мысль ему бе, – содетеля Бога, непостижимого и неописанного, описана глаголаше и человекообразна суща». – Итак в одном и том же лице и самый темный невежа и дерзкий еретик! Не трудно заметить, что эти два лица очень близки по личным качествам к какому-нибудь Аввакуму или Лазарю. Пр. Дионисий скорбел о Филарете, говорил ему, что многолетние подвиги свои губит он самоволием невежества своего. Но это было подвигом полезным для пр. Дионисия и напрасным для Филарета. 113 Логгин и Филарет, злобствуя на пр. Дионисия, не только донесли собору, что Дионисий еретичествует «не исповедует Духа св. огнем», но злым духом своим одушевили и царицу инокиню Марфу, мать ц. Михаила. И негодование простодушной старицы против мнимого еретика отягчило участь Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Буслаев однако не высказывается, считает ли он это сказание источником данной подробности в нашей повести. О Дионисии действительно рассказывается подобное чудо; так, в нашем проложном житии говорится следующее: святой „много мученъ со ученикома своима съ Тихикомъ и съ Eлuyфepieмь. Первее убо самъ усеченъ бысть, и npiamъ главу свою своима рукама, иде верьсте две, и не nepbie положи ея, дондеже срете жену верну и дастъ ей честно» 144 (стишной пролог 145 и житие, писанное Метафрастом 146 , приводят имя жены: Катула). В виду этого сходства возникает вопрос: в каком отношении к чуду Меркурия стоит чудо Дионисия? Возможно ли возводить первое ко второму, как к первоисточнику? И если да, то из какого именно рассказа о Дионисии и каким путем могла перейти данная подробность в наше сказание? Из ходивших на Руси повествований о св. Дионисии указанное чудо приводится в вышеупомянутом кратком проложном сказании. Из пространных житий Метафрастово (нач.: Древле убо во образехъ беша...) знает это чудо и рассказывает его так же, как и Пролог 147 ; но это житие для нас не имеет значения, потому что на русский язык переведено было уже Максимом Греком (как это обыкновенно и значится в рукописях 148 в заглавии данного памятника), стало быть, позднее того времени, к которому нужно отнести сложение нашей повести; ранее, насколько я могу судить, в русской письменности оно не было известно. Другое же житие, начинающееся словами: „По блаженнемъ и славнемъ...» не говорит о несении головы. Упоминают о нем еще пространные святцы, также подлинники 149 . Иконное изображение Дионисия с собственной головой в руках восточная церковь знает: в византийском подлиннике, переведенном Didron’oм, о нем сказано: „старец, несущий в руках свою голову» 150 . Но на Руси, по-видимому, изображали его и иначе. Сводный иконописный подлинник, изданный Обществом древнерусского искусства 151 , не предписывает изображения с головой в руках, хотя, сообщая в конце заметки о Дионисии краткие сведения о нем, упоминает о главных чудесах, бывших с ним: о прибытии его к погребению Богоматери и о несении им своей головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во всех случаях, о которых мы отчасти упоминали в предшествую­щей главе, когда Максим говорит о пользе и важности «внешних нака­заний» (светских наук), он всегда имеет в виду и философию 131 . Се­бя Максим называет учеником философии, причем скромно заявляет, что, хотя и увлекался философией, но «не довольно пребыл даже в преддверии ее» 132 . Выдвижение Максимом Греком философии как са­мостоятельной науки и подчеркивание важности ее не только в част­ной, но и в общественной жизни, несмотря на противоречивые оговор­ки о ее служебном положении по отношению к богословию («рабыня Евангелия»), имели для своего времени немалое значение 133 . Они про­буждали в мыслящих русских людях более глубокий интерес к фило­софским знаниям и открывали путь для самостоятельного решения раз­ных философских вопросов. Но Максим Грек не только способствовал пробуждению русской философской мысли. Он дал свое собственное и довольно смелое для русских современников объяснение некоторых философских вопросов и наметил путь к пониманию и оценке философских учений древних мудрецов. Для философских воззрений ранних гуманистов характерными явля­ются две особенности: склонность к неоплатонизму и преобладающий интерес к проблемам этического порядка. В религиозно-философских мировоззрениях средневековых богосло­вов сталкивались два основных течения: одно исходило от Аристотеля, а другое – от Платона. Аристотелевская философия в передаче средне­вековых схоластов преобладала до эпохи Возрождения. Но наряду с ней имела сторонников среди христианских писателей и философия Платона. В изложении знаменитого его последователя философа Прок- ла (410–485) она впервые нашла отражение в творениях выдающегося церковного писателя конца V – начала VI в., известного под ложным именем Дионисия Ареопагита 134 . Последователем и почитателем Псев­до-Дионисия выступил в VII в. не менее выдающийся христианский богослов преподобный Максим Исповедник , который перевел творения Псевдо-Дионисия на сирский язык и снабдил их своими комментария­ми 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

В третье. Нижайшая работница твоя Роксандра, прежде сего быв в великом благополучии, потом по случаю времени в нищету пришла и имеет три дщери близь замужества, та имела от первых дорогих вещей панагию, послала к твоей пресветлости через Мелетия и перстень с изморагдом государыне царице, к ней да буди милость твоя царская, чтоб удоволилась чем прокормится и дочерей своих за муж выдать. Надеюся, что ваша пресветлость той ради милостины приимет от Божия смотрения изобильнейшие дары, потому что жена есть первого рода и благородного сердца и довольно сведуща о церковных вещах, яко возсияти в женском роде мужескому благоразумию. Четвертое. Смиренный работник твой Стефан, человек добрый есть и нашие крови, что приносит настоящие письма и сего не остави твое милосердствование. Пятое. Наша церковь подлежит долгам тягчайшим и яко сын благоволения умилосердися, яко сын о духовней своей матери. Сия реченная да будут втайне, и чтоб раздранно было письмо то многих ради вин. Прошение и благословение нашего смирения буди с твоею пресветлостию. 1665-го в Мае. Костянтинополский. А вверху и внизу подпись патриаршеская рука: Дионисий патриарх Костянтинополский. LXVI. Грамота Цареградского патриарха Дионисия к митрополиту газскому Паисию о невозможности послать в Москву кого-либо из тамошних архиереев и о предоставлении ему, по этому случаю, быть председателем, московского собора. (Доставлена с греком Стефаном Юрьевым 12 ноября 1665 года). Перевод с грамоты, что писал Цареградский патриарх Дионисий к газскому митрополиту Паисию. Дионисий Божиею милостью архиепископ Костянтинополский Нового Рима и вселенский патриарх. Святейший благоразумнейший митрополит газский и препочтенный, во Святом Дусе возлюбленный брате и сослужебниче кир Паисий. Благодать буди твоей святыни и мир от Бога. Прияхом писание от твоея премудрости, познахом здравие твое и вся написанная в нем; се уже писали есмы подтверждающии свитки те посланны, яко истинныи и собранныи от церковных святых правил, их же ныне употребляем, да не будет к тому сомнения и противность кая, зане суть истинныи и нашими руками патриаршескими подписаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Но, несмотря на свои искренние увлечения Иоанном Златоустом и Максимом Греком , Дионисий не смог уже найти ни сил, ни подходящих обстоятельств для возобновления своей проповеди христианского возрождения страны, как это сделали Иоанн Златоуст и Савонарола. Конечно, этому больше всего помешал арест и тюремное заключение самого престарелого архимандрита в 1618–1619 годах, когда он был обвинен в злоумышленном искажении богослужебных книг, проверка которых была ему поручена царем и церковной властью. Сотоварищи Дионисия по церковной иерархии и представители епископата, забывшие заслуги архимандрита в годы Смуты и, вероятно, раздраженные его мягкостью с людьми, его душевной красотой и стойкостью в делах веры, обвинили его в еретическом обращении с богослужебными молитвенными текстами. Дионисий был отдан под церковный суд и приговорен к заключению, в котором он находился в исключительно тяжелых условиях. Он был выпущен на свободу только в 1619 году, когда за него заступился вернувшийся из польского плена отец царя Михаила митрополит Филарет, вскоре ставший патриархом 81 . Но, если Дионисию не судьба была стать реформатором русской церкви и начать проповедь церковного возрождения, то зато она дала ему достойного ученика, который нашел в себе достаточно сил и смелости, чтобы взяться за это трудное дело. Этим учеником, которому Дионисий показал путь, намеченный ранее Иоанном Златоустом , оказался молодой вологодский уроженец, который, бежав от собственных врагов и преследователей, нашел приют в Троице-Сергиевой лавре. Иван Неронов, как звали этого молодого вологодца, вскоре начал самое большое в русской истории религиозное движение. Результаты этого движения, построенного на учении Иоанна Златоуста и Максима Грека , а также на примере самого Дионисия и, может быть, Иеронима Савонаролы, сказались на всем дальнейшем развитии русской истории. Монахи знаменитой Троице-Сергиевой лавры видели на своем веку немало усердных богомольцев, но, видимо, молитва молодого странника-псаломщика, пришедшего сюда в начале 1620-х годов, была особенно горяча, чем и привлекла их особое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 В каждый исторический период существования государства Российского Господь избирал для дел церковного и общественного устроения выдающихся деятелей, имена которых спустя столетия продолжают неугасимо сиять, словно звезды, на небосклоне отечественной истории. Многие из них, неся свое нелегкое служение на благо Церкви, болезнуя и печалуясь о спасении душ вверенной им паствы, жертвенно служили Господу и народу Божию, исполняя эти самые главные заповеди, в которых закон и пророки (Рим 3:21). Как при жизни, так и после блаженной их кончины Господь зримо являл действующую в них благодать Духа Святаго, свидетельствуя тем самым их святость. Среди подвижников земли Русской XIV века особое место занимает святитель Дионисий, архиепископ Суздальский. Это был церковный деятель, просветитель, ревностный хранитель чистоты православного учения, строгий подвижник, молитвенник, устроитель общежительных обителей, за что от современников и ближайших потомков он и получил прозвание общему житию начальник. Что же известно нам об этом, по словам видного русского историка М. Д. Приселкова, “неразгаданном, но выдающемся церковном деятеле XIV века”? О происхождении святителя Дионисия точных и достоверных сведений нет. Есть предположение, что его начальное воспитание и возрастание как христианина было связано с православной Византией, о чем свидетельствуют многие факты из жизни Святителя: он прекрасно ориентировался в ересях, которые тревожили православный Восток, в частности ереси богомилов, распространявших свое “злокозненное” учение в основном на Балканах и в Византии, и вспомнил о ней в то время, когда на Руси распространилась ересь стригольников; Константинопольский Патриарх Нил назвал святителя Дионисия “одним из нас”, возведя его тем самым по глубине и обширности познаний на одну ступень с представителями византийской школы; Святитель близко общался с Малахией Философом, греком из Византии, одним из образованнейших людей своего времени.

http://pravmir.ru/svyatitel-dionisiy-arh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010