Житие прп. Александра погибло во время пожара. Но так как был жив еще брат его Леонтий и некоторые старики, помнившие его, то братия поручила одному иеромонаху по их рассказам восстановить его. Но когда он его писал, прп. Александр явился ему во сне, упрекнул его за то, что он берется за дело, которое превышает его разум, и ударил его хворостиной. Старец проснулся в лихорадке. Но через несколько дней преподобный опять ему явился, милостиво на него взглянул и исцелил его. Тогда братия поручила иеромонаху Феодосию написать вторично житие его. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел прп. Пахомий Кенский (память его в субботу по Богоявлении), воспитавший прп. Антония Сийского (память его 7 дек.); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. С прп. Александром в нравственной связи находилась обитель св. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского (память его 27 нояб.). Когда в этой обители был голод, прп. Дамиану предстал светлый муж и сказал: «Не скорби, Дамиане, и укрепляй братию. В последнее время прославится имя Божие. А ныне вели ловить рыбу, тем пропитает вас Бог». Себя же он назвал: «Постриженник Кириллова монастыря, игумен Ошевенского. Имя же мое Александр». Улов рыбы был чудесный. До конца своего существования (1764) Юрьегорская обитель чтила своего небесного помощника. И до конца существования Ошевенского монастыря не оскудевали благодатные исцеления от святых мощей его первоначальника. • Прп. Александр, в миру Алексий, родился 17 марта 1427 г. в селении около Вещозера (в пределах совр. Липноборского р-на Вологодской обл.), во времена правления Василия II Темного. • Основанный им Александро-Ошевенский монастырь находится в 44 верстах от Каргополя, на р Чурьяге Во времена преподобного это была земля Новгородская, ныне — Каргополъский р-н Архангельской обл. Жизнь и подвижнические труды преподобного связаны с совр. Архангельской и Вологодской епархиями.

http://sedmitza.ru/lib/text/437096/

к житию, – преп. Александр и св. Иоанн Златоуст , явившись одному крестьянину, который за неисполнение воли святых, сказать об этом духовенству в первый раз, был наказан так, что чуть не умер. Обитель, охраняемая святым ее создателем, своим благочестием благотворно влияла как на богомольцев, привлекаемых славой о чудесах преподобного, так и на окрестный Каргопольский край, создав в нем чисто русский строй жизни. Распространению влияния обители значительно содействовали ее земельные владения, ибо жители монастырских сел и работники при них и солеварнях усваивали у иноков взгляды на жизнь и деятельность. В те же века Ошевенская обитель воспитала у себя основателей более, чем 6 обителей, что представляет громадную ее заслугу перед православной церковью и государством. В ее стенах приготовились к подвигам, в заветах Препод. Александра, Препод. Пахомий Кенский, воспитавший Преподобного Антония Сийского, Препод. Кирилл Сырьинский, Священноинок Нифонт Кожеозерский и другие неизвестные лица – основатели Вазенгской, Макарьевской и Спасской пустынь. Кенской, Сырьинской, Вазенгской, Макарьевской и Спасской обителей ныне уже нет, но Сийская и Кожеозерская продолжают существовать, живя тихой иноческой жизнью и благотворно влияя на русский народ, как и их общая матерь – обитель Ошевенская. Из обителей же, по происхождению Соловецких, в тесной нравственной связи с Ошевенской находилась обитель преп. Диодора Юрьегорского, чему главным образом содействовало явление преп. Диодору преп. Александра. Однажды, когда в сей обители был голод, и братия роптала – преп. Диодору предстал светлый муж, говоря: «Не скорби, Дамиане (Диодор – имя схимонашеское), и укрепляй братию. В последнее же время прославится имя Божие. А ныне вели братии идти на озеро и ловить рыбу; тем пропитает вас Бог». О себе же явившийся сказал: «Я – постриженик Кириллова монастыря, игумен Ошевенского; имя же мое Александр». Все случилось по слову святого: улов был так велик, что остаток иноки продали и выручили 60 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

К.А. Докучаев-Басков «Емецкого волока Благовещенская убогая пустыня» (архангельской губернии) Е. Барсов в своем «Алфавитном указателе монастырей олонецкой епархии» 55 помножал одну и ту же обитель на две и даже на три, наприм. Спасо-Каргопольский монастырь и – Строкина пустыня, Аглимозерская и – Наглимозерская, Челменская – Челмогорская и Челмозерская... и, повторяя ошибки «Истории российской иерархии», клал для счета и те пустыни, в существование которых сам не верил – например «Казаринову...» Между тем опустил такие обители, которые действительно прежде существовали в каргопольском и олонецком уездах, когда-то занимавших пространство более всей нынешней олонецкой губернии, – каковы: Нятина, Сыринская, Емецкая – Благовещенская и проч. – Конечно спасибо ему и за то, что он... или вернее благодаря просвещенному вниманию архиепископа Аркадия, по слову которого со всех концов епархии стекались к рукам Барсова все сведения, почти все памятники древности, которые и повывел он на свет Божий... Наше дело – исправлять ошибки первых наших тружеников... Несомненно то, что Емецкого волока Благовещенская пустынь в XVII и XVIII веке находилась в «каргопольском уезде» 56 ; теперь ее должно искать в архангельской губ., если только от нея что-нибудь осталось... Как основатель, так и время основания этой обители неизвестны. В большом синодике Александро-Ошевенского монастыря (каргопольскаго уезда) читаем «написанные имена начальников пустыням и монастырем каргопольского уезду»: «Инока Кирилла (челменского), священноинока Кирилла (сыренского); инока Серапиона, инока Никодима (кожеозерских); инока Диодора (юрьегорского), священно-инока Полиевкта (кодлозерского); священно-игумена Пахомия (кенского), инока Вассиана (строкинского или спасозерского), инока Ионы (волосатаго, положившаго начало «пустыни», что теперь Успенский женский монастырь в Каргополе); Афанасия, Алексия, священно¬инока Иоасафа; инока Тарасия (елгомского), инока Елеазара (анзерскаго), инока Тимофея (наглимозерскаго); схимника инока Евфимия, священно-инока Исакия, схимника иеромонаха Михаила, иеродиакона Кирилла, инока Евфросина, инока Иоасафа, инока Корнилия, иноки (ни) Евгении» (не веретьевской-ли? Итого 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 . Старообрядчество в именах, терминах и понятиях//Там же. С. 54–63. 26 . Редкая житийная икона Артемия Веркольского из частного собрания//Кенозерские чтения–2011. Человек и среда: гармония и противоречия. Архангельск, 2012. С. 242–253 ( в соавторстве с Л. И. Вольфсоном ). 27 . Складывание церковных структур, начало монастырской традиции, перенесение реликвий, канонизация первых русских святых, книжная культура//Меч и златник: К 1150-летию Древнерусского государства. М., 2012. С. 218–222. 28 . Исторический музей//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 8–16. 29 . Карабинович Григорий Максимович//Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 615–616. 30. Матвеев Даниил//Большая российская энциклопедия. Т. 19. М., 2012. С. 334. 31. Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры. М., 2013. 32. Юродивые в похвальных словах и службах русским святым//Юродивые в русской культуре/Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 2013. С. 156–169 (Труды ГИМ. Вып. 197). 33. Традиция составления Четиих Миней в старообрядческой среде// Slavia Orientalis . 2013. Т. 62. 1. S . 87–97. 34. Еще раз о посвящении престолов собора Покрова на Рву//Покровский собор в истории и культуре России. М., 2013. С. 49–56. 35. Жития севернорусских святых в составе Выговских Четиих Миней»//Святые и святыни Обонежья: Материалы всероссийской научной конференции «Водлозерские чтения–2013», посвященной 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье (2–4 сентября 2013 года)/Отв. ред. А. В. Пигин. Петрозаводск, 2013. С. 66–73.   36. Художник и книгописец Иван Гаврилович Блинов//Русское искусство. 2013. 2. С. 124–129. 37. Старообрядчество в России ( XVII – XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 5. М., 2013. С. 9–14 ( отв. редактор, составитель ). 38. Почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни//Там же. С. 228–250. 39. Лексинский скрипторий в 20–30-е гг. XIX в.//Там же. С. 270–311 ( в соавторстве с Е. А. Агеевой ). 40. Памятники выговской иконописи первой половины XIX в. из частного собрания//Там же. С. 312–325.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

Более того, в грамоте говорится, что иноки снабжали ратных людей подводами и «одолжали великим долгом». Очевидно, имеется в виду помощь во время военных действий против шведов в Финляндии «зимою 1592 года» 1246 . Царь своею грамотою освободил монастырь от повинностей, предоставив ему льготы. Таким образом, преподобный Серапион по крайней мере дважды, в 1585 и 1595 гг., с пользой для обители посетил стольный град Москву, где в свое время принял святое Крещение, отвергшись мусульманства. Подвизаясь добрым подвигом, он был примером для монастырской братии в стяжании монашеских добродетелей, и Господь наградил его долгой жизнью. Последние годы своего многотрудного жизненного пути святой старец посвятил усиленной молитве, уготовляя себя к блаженной вечности. «В 1608 г., по прошению отягченного старостию подвижника, поставлен был в игумена обители Авраамий, ученик его. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 г., оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей» 1247 . Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеезерского 1248 . Дата канонизации святого неизвестна. Е. Е. Голубинский помещает его имя в своем труде в «Списке усопших, на самом деле почитаемых», ссылаясь при этом на его Житие в Четьи-Минеи архиепископа Филарета Гумилевского 1249 . В этом списке Е. Голубинским помещены такие, например, имена: преподобного Варлаама Керетского (XVI в.; пам. 6 нояб.), преподобного Герасима Болдинского (†1554; пам. 1 мая), преподобного Диодора Юрьегорского (†1633; пам. 20 нояб.), благоверной Евдокии (†1407; пам. 17 мая), супруги князя Димитрия Донского; преподобного Иринарха Ростовского (†1628; пам. 17 июля), преподобного Мартирия Зеленецкого (†1603; пам. 1 марта) и др. Архимандрит Леонид (Кавелин) сообщает о преподобном Серапионе следующее: «Есть житие и служба, в которой другой канон «Творение Макария, Митрополита Гревенского» (который был заточен в Соловки в 1666 году). Составителем жития считается инок Боголеп, постриженник Кожеезерского монастыря» 1250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

от молнии. На месте их выстроена в 1794 г. нынешняя деревянная Троицкая церковь с приделами Введения во храм и преподобных Зосимы и Савватия соловецких; над папертью – колокольня, а под нею усыпальница с гробницею преподобного Дамиана» 54 . Карп. Докучаев-Басков 7 Архангельск. Губернск. Ведом.» 1851 г. 31. «Олонецкие Губерн. Ведомости», 1871 г. 14. – Этих слов в помещенном здесь «житии» не имеется. 8 Вероятно бывший до игумена – митрополита Филиппа, а не тот, который упоминается в Досифеевом описании под 1572–1581 г., ибо дело относится – как увидим ниже – к 1541–1550 годам. 9 В рукописи, которой мы пользовались, как в этот, так и в следующие два раза Дамиан назван Диомидом, вероятно, по ошибке. 11 Следовательно Дамиан оставил Соловецкий остров, имея около 25 и никак не более 32 лет от роду, не позже 1619 года. 16 Подобное видим и из жития препод. Александра Ошевенского: на месте основанного им монастыря жители слышали звон. 18 К сожалению грамота эта, как и другая – царская, полученная Дамианом же в 1632 г., до нас не сохранились. 19 Нечто подобное передает нам народное предание о Крестнозере, лодейнопольского у. (Олонец. Губ. Ведом» I860 г. 48), и Святозере, петрозаводского уезда 26 Царская грамота от 15 октября 1637 г. «Архангел. Губ. Вед.» 1852 г. «Олонец. Губ. Вед.» 1852 г. «Христ. Чтен.», 1885 г. 27 Подобное случилось и в Ошевенском монастыре, но после смерти основателя преп. Александра, когда никакого настоятеля не было. 30 В «Памятной книжке Олонецкой губ.» кажется «на 1864 г.» в ст. «Св. Преподобные Отцы, просиявшие и чествуемые в Олонецкой епархии» сказано, что будто бы преставился 20 ноября, в схиме, под именем Дионисия, тело его чрез два года перенесено в Юрьегорскую обитель»... но все это не верно!.. 31 Как «житие», так и ст. «о пророчестве препод. Диодора Юрьегорского», мы взяли из рукописного сборника XVIII в. (Каргопольск. мещанина Ш.) – величиною в 8 л. в кож. переплете, писанного различными почерками; «житие» же писано плохим полууставом, вероятно первоучкой, в конце его подписано тем же почерком: «Лета 7271 (1763) году, апреля в 17 день, на память преподобного отца нашего Зосимы Соловецкого чудотворца, писал Василий Феодоров сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Карелии прошли торжества, посвященные 625-летию преставления преподобного Лазаря Муромского 1 сентября 2016 г. 14:22 27-28 августа 2016 года в Муромском Успенском мужском монастыре Петрозаводской епархии состоялось празднование престольного дня и 625-летия преставления преподобного Лазаря Муромского, основателя и святого покровителя обители. Торжества возглавил митрополит Петрозаводский и Карельский Константин . 27 августа глава Карельской митрополии осмотрел монастырь. Вечером митрополит Константин возглавил всенощное бдение, а в воскресенье 28 августа — праздничную Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Успенского монастыря игумен Илия (Горбачев) с братией, секретарь главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, секретарь Петрозаводского епархиального управления протоиерей Роман Чадаев, наместник Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря архимандрит Иларион (Кильганов), настоятель Никольского Адриано-Андрусовского мужского монастыря игумен Тит (Буканов). После Литургии был совершен праздничный молебен с крестным ходом вокруг храма. Затем владыка митрополит обратился к духовенству и паломникам с проповедью, поздравив всех с престольным праздником Успенской обители и 625-летием представления преподобного Лазаря Муромского. В дар монастырю митрополит Константин передал икону святителя Луки Крымского. Ряд собравшихся были награждены епархиальной медалью прп. Лазаря Муромского. Паломникам были вручены подготовленные к торжественной дате буклеты, расказывающие об истории Муромского монастыря и иконы прп. Лазаря. Вечером 28 августа митрополит Константин прибыл в Илиинскую Водлозерскую пустынь, расположенную на территории крупнейшего в Европе национального парка на острове Малый Колгостров. 29 августа, в празднование памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), митрополит Константин совершил Литургию в храме святого пророка Илии. Затем архиерей направился в деревню Варишпельда на Водлозере, где посетил храм во имя Спаса Нерукотворенного и часовню в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В деревне делегацию, возглавляемую владыкой Константином, встретили игумен Киприан (Грищенко) и иерей Олег Червяков, настоятель прихода храма преподобного Диодора Юрьегорского д. Куганаволок Пудожского района, прихожане и паломники. В часовне глава митрополии совершил молебен. После осмотра храма и часовни состоялась встреча Его Высокопреосвященства с приходом и чаепитие. Иерей Олег Червяков рассказал о духовной жизни в Водлозерье и проблемах прихода. Затем делегация Петрозаводской епархии во главе с митрополитом Константином возвратилась в Петрозаводск, сообщает епархиальный сайт . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4602477.ht...

Житие рассказывает о присущем Д. даре прозорливости. Накануне отъезда по хозяйственным делам в Каргополь преподобный предсказал свою близкую кончину. Перед смертью он принял схиму с именем Диодор (это имя часто встречается в списках Жития как основное монашеское имя преподобного). Спустя 2 месяца после преставления преподобного братия Юрьегорского мон-ря перевезла его нетленные останки в основанную им обитель. Похоронен Д. был в Троицком соборе, на юж. стороне, где от его мощей совершались чудеса (1-е датируется 1656). После кончины преподобного было найдено его завещание, в к-ром он наставлял братию, в частности запрещал держать в мон-ре хмельные напитки. В 1764 г. Юрьегорский мон-рь был преобразован в приход. В 1803 г. на месте обветшавшего Троицкого храма был построен новый с таким же посвящением. Под церковью с юж. стороны была устроена часовня, где находилось надгробие Д., мощи к-рого почивали под спудом. Неподалеку, у колодца, по преданию вырытого Д. для монастырских нужд, находилась устроенная в 1890 г. на месте кельи Д. часовня. Троицкая ц. и часовня не сохранились, совр. местонахождение мощей преподобного неизвестно. Д. назван в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). В нач. XIX в. имя Д. было внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Соборы Новгородских святых (празднование возобновлено в 1981), Соловецких святых (празднование установлено в 1993), Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Церковью). Несмотря на то что Д. преставился 27 нояб., его память в XIX-XX вв. праздновалась 20 нояб. По мнению еп. Никодима (Кононова), «перенесение празднования с 27 на 20 ноября явилось плодом практического соображения: праздновать память преп. Диодора одновременно с храмовым праздником - накануне Введения во храм Пресвятой Богородицы» ( Никодим (Кононов) . Верное и краткое исчисление.

http://pravenc.ru/text/168756.html

20. Вторник. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Служба прп. Григория и свт. Прокла не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Введения. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры свт. Прокла, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приидите, вси вернии...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас тот же: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я . Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Григория на 4 и свт. Прокла на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона свт. Прокла. По 3-й песни – кондак прп. Григория, глас 3-й, кондак свт. Прокла, глас 4-й; седален прп. Григория, глас тот же. «Слава» – седален свт. Прокла, глас 3-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. Примечание. Типикон умалчивает об икосе предпразднства: «В праматери нашей образ...», и о кондаке свт. Прокла, глас 8-й: «Всечестнаго святителя...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 175 об.–176) эти тексты также отсутствуют.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-03/

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 359–368. 22 . Иона Маленький//Православная богословская энциклопедия. Издание преемников проф. А. П. Лопухина « Под ред. проф. Н. Н. Глубовского. Т. VII. СПб., 1906. Кол. 286–287 . 23 . Казанский Петр Симонович //Там же. Кол. 678 –683э. 24 . Милосердный подвижник – Даниил Переяславский: (По поводу 400-летия его монастыря)//Богословский вестник. 1908. Т. II. Июль-авг. С. 569–576. 25 . Житие Преподобного Даниила, Переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и Чудеса его: К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском (15 июля 1508 г. – 15 июля 1908 г.). Издание проф С. И. Смирнова . М., 1908. С. XXXVni†133. Рецензии и отзывы: Проф. А. А. Бронзов  – Церковные ведомости. Прибавления. 1909. 8. С. 401402; Ар. Л-в//Церковный вестник. 1908. 43. С. 1344; П. Петрушевский//Богословский библиографический листок. Приложение к Руководству для сельских пастырей. 1908. Вып. 8–9. С. 282–286. 26 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четиих-Миней св. Димитрия Ростовского с объяснительными примечаниями и изображениями святых (Четии-Минеи на русском языке). Книга дополнительная первая (Жития русских святых. Месяцы сентябрь-декабрь). Издание Московской Синодальной типографии. М., 1908. С. Ш†592†1н. Это издание редактировано С. И., и им написаны помещенное в нем «Житие преп. Диодора Юрьегорского», «Сказания о преп. Варлааме Керетском и о князе Андрее Смоленском, Переславском чудотворце». 27 . Бабы богомерзкие: Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском университете (5 дек. 1879 г. – 5 дек. 1909 г.). М., 1909. С. 217–243. 27а. То же. Вырезка. Sine titulo. С. 217–243. 28 . Кирик и кирикаˆопрошание//Православная богословская энциклопедия. Т. X. Сост. под ред. проф. Н. Н. Глубоковского . Издание преемников проф. А. И. Лопухина . СПб., 1909. Кол. 204–212 . 29 . Речь при погребении профессора В. О. Ключевского .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010