«Под церковию, у Чудотворца Диодора, образ Александра Ошевенского и Диодора Чудотворца; обр. животворящего креста; обр. Введения Пресв. Богородицы и с прочими праздниками – все на красках. Гробница Чудотворца Диодора, на гробнице образ Живоначальныя Троицы и Николы Чудотворца и Диодора Юрьегорского. На гробнице покров голи красной, с травами золотыми, кругом обложено голью, на черной земли с травами золотыми. Кругом гробница обложена набойкой крашенинной; над ним лампада медная, небольшая». «В церкви Троецкой лампады у прочих святых жестяные». «Вторая церковь Введения Пресвятыя Богородицы древянная, с трапезою, теплая, одноглавая. Образ Введения Пресв. Богородицы в киоте на краске, венец и цата сребрянные; позолочены, в привесе панагия с крестом сребрянные, обр. Живоначальная Троица на краске; обр. межувратной Пресв. Богородицы; об. Воскресения Христова; об. преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких; об. обновления храма вышняго града Иерусалима; об. Николая Чудотворца резной, в створах, – все на красках; двери царств и столицы на красках; вверху дванадесятыя и другия праздники в 20-ти лицах на краске; вверху в тяблах обр. Спасителев и прочих апостолов св. четыренадесять образов – все на красках; пятничных образов: 1) Тихвинской Пресв. Богородицы; 2) Апостола Иоанна Богослова: 3) великомученика Евстратия – все на красках; 5 лампад жестяных, луженые; у оных образов пелен 6 – все ветхие; паникадило медное о 12-ти ручках, – кисть бисерная; пономарские двери на краске – архидиакона Лаврентия. В олтаре, на престоле одежда крашенинная набойка, покров бахтовой красной, антиминс; евангелие полудестевое, евангелисты сребрянные, басмянные, позолоченные; крест благословящей писан на краеке: на жертвенник одежда крашенинная, сосуды оловянные с покровами и со всем убором жертвенника; над жертвенником образ Преподобного Диодора и с ним архистратиг Гавриил писан на краске; завеса крашенинная; во олтаре образов пятничных: 1) Сергия и Никона в молении на краске, на них венцы сребрянные, 2) преподобного Александра Свирского ; 3) св. мученика Андрея Стратилата,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архангельский патерик. СПб. 1901. С. 58-68; Демкова Н. С. , Дмитриева Р. П. , Салмина М. А. Основные проблемы в текстологии изучения древнерус. оригинальных повестей//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 139-179; Волкова Т. Ф. Сказания об основании севернорус. мон-рей в рукописной традиции XVII-XX вв.: (Житие Диодора Юрьегорского)//Книга в России до сер. XIX в.: 3-я Всесоюз. науч. конф.: Тез. докл. Л., 1985. С. 46-47; она же. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 342-345; Святые Новгородской земли. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1254-1267. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Из-за противоречий, существовавших между Анзерским скитом и Соловецким мон-рем, к-рый должен был осуществлять строительство Знаменской ц., начавшиеся работы остановились. Они возобновились в 1648 г., когда царь пожаловал на возведение храма 700 р. Троицкая ц. с приделами Знаменским и во имя прп. Михаила Малеина, с трапезной и келейным корпусом была освящена осенью 1649 г. Постройку храма сопровождали чудесные знамения. Кирпич и др. строительные материалы брали из Соловецкого мон-ря. С наступлением весны из-за ледохода сообщение скита с мон-рем было прервано. Однако, чтобы не останавливать строительство, преподобный отважился на путешествие на Б. Соловецкий о-в с неск. работниками. Путники благополучно достигли обители и загрузили на суда кирпич и др. материалы. На обратном пути их суда натолкнулись на большие льдины. Е. повелел кормчим обратить ладьи против шедших на них льдин, и по молитвам преподобного путь расчистился. Важным делом Е. стало формирование б-ки Анзерского скита (ныне в составе Соловецкого собрания РНБ, 10 рукописей имеют записи о принадлежности Е.), в соответствии с описью 1676 г. она насчитывала более 200 рукописных и старопечатных книг. Из записей во вкладной книге скита известно о переписке Е. книг: в документе сообщается, что преподобный «братии своей Патерик о уставе и благочинии скитском положи с Старчество и иныя книги своею рукою написа... От многаго Божественнаго писания различныя повести собра и три книги Цветники своею рукою написа уставом, такоже и чин монашеского келейнаго правила в писании своем благоразумно, яснейши от искусу чернеческаго жития добре истолкова» (Прп. Елеазар. 2001. С. 237, 249). Переписанные им книги святой вложил в скитскую б-ку. Автографы Е. не установлены. В описях Соловецкого мон-ря XVIII в. отмечены послания, челобитные Е., касающиеся вопросов жизнеобеспечения скита, устава скитской жизни, строительства, отношений с Соловецким мон-рем. Эти документы не сохранились, об их содержании можно отчасти судить по ответным грамотам царей, патриархов, митрополитов в Анзерский скит (опубл.: Там же. С. 159-207). Сохранившееся лит. наследие Е. невелико, наиболее значительным произведением является автобиографический «Свиток». Севастьянова атрибутировала Е. сохранившиеся в единичных списках Предисловие к богослужебному уставу (в нем излагаются обстоятельства получения анзерскими пустынножителями богослужебного устава из Соловецкого монастыря), «Сказание о Божественном гласе» (по мнению исследовательницы, это надпись на иконе Спасителя, созданной преподобным) и учительную грамоту, адресованную некоему мирянину. Считается, что Е. в 1641-1648 гг. участвовал в составлении первоначальной редакции Жития прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского ( Голоскова Н. А. Житие Диодора Юрьегорского в обработке И. С. Мяндина//Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С. 21-22).

http://pravenc.ru/text/189679.html

В житийной традиции Древней Руси автору не свойственно было сообщать о своём подвижничестве – аскезе. Это противоречило бы не только самоуничижительной манере пишущего: древнерусский автор максимально «сокрыт». Зачин отшельнических житий предполагал образ автора-рассказчика, достаточно преуспевшего в монашеском делании, задавшегося вопросом, есть ли кто, подобный ему в подвиге. Именно рассказчик встречается с отшельником, именно он слышит от святого историю жизни, и он же по смерти погребает тело пустынножителя. В древнерусской агиографии можно назвать несколько житий, близких к греческим повествованиям о пустынножителях. Самое раннее из них – Житие Савватия Соловецкого в редакции митр. Спиридона, составленное, как показала С.В. Минеева, «в соответствии с жанровой схемой греческого отшельнического жития» 557 . В связи с возрастанием практики пустынножительства на Русском Севере в XVII в. возникают и другие попытки создания отечественных отшельнических житий – Житие Диодора Юрьегорского 558 и Житие Никодима Кожеозерского, первоначальные редакции которых появились приблизительно в одно и то же время 559 . Древнерусские агиографы, пытаясь следовать восточной «пустынножительной» традиции, стремились также использовать мотивы встречи с пустынножителем и его погребения. В Житии Зосимы и Савватия Соловецких свидетелем кончины старца Савватия становится некий новгородский купец Иоанн, который совместно с Выговским игуменом Нафанаилом совершает погребение пустынножителя. В Житии Никодима Кожеозерского, несмотря на то, что преподобный Никодим умирает в монастыре, а не в пустыне, подробно рассказывается, как Иоанн Дятлев «послужил» старцу перед его смертью . В Житии Диодора Юрьегорского говорится, что преподобному, часто посещавшему соловецких пустынножителей, приходилось «своима погребати рукама» 560 преставившихся к Богу отшельников. Краткое житие («память») святого Никодима, Хозьюгского пустынножителя, вошло в печатный Пролог 1662 г., спустя двадцать три года после кончины преподобного, что стало свидетельством официального причисления местночтимого подвижника к лику общерусских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. 35, 41). Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Неск. икон с изображением Д. перечисляется в Главной описи церковного и ризничного имущества Юрьегорской Троицкой ц. Онежского у. за 1907 г. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1829. Л. 8 об., 10, 26). Все они были написаны в XIX в. после пожара 1790 г. и восстановления храмов обители. Ц. во имя Св. Троицы была вновь построена в 1803 г., а в ее трапезе - теплый храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Под церковью с юж. стороны была устроена часовня для гробницы Д., «почивающего под спудом». В часовне «над гробом преподобного Диодора... гробница деревянная, строена в меру возраста человеческаго, на верхней стороне коей икона с изображением св. Николая Чудотворца и преп. Диодора Юрьегорского в молении пред Живоначальною Троицею». В предалтарном иконостасе ц. Введения Пресв. Богородицы во храм находился парный образ Д. и прп. Александра Ошевенского. Вблизи храма в 1890 г. была построена часовня «на месте кельи Диодора, в ней икона святого вместе с Александром Ошевенским». Изображение Д. встречается в группе подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 70-х гг. XX в.); также на книжной миниатюре XIX в. (Соловецкий правосл. церк. календарь. 2000. С. 120). Д. изображен в группе Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, опубл.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на авторских и совр. повторениях этого извода (напр., 1997 г. иконописца Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках). Фигура святого в мантии и куколе, с раскрытой ладонью десницы и вертикальным свитком в левой покровенной руке включена под 20 нояб.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Церковь Троицы Живоначальной (Юрьева гора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Троицы Живоначальной располагается в Юрьегорской пустыни – самой удаленной и труднодоступной обители Русского Севера. Содержание История [ править править код ] Троицкая Юрьегорская пустынь была основана в начале XVII века иноком Диодором. Место, называемое Юрьевой горой, расположено на берегу озера Монастырского, соединенного рекой Илексой с Водлозером. Известно, что в 1627 – 1629 годах здесь была срублена Троицкая церковь. Ее сменила одноименная церковь 1796 года, которая строилась уже как приходская после упразднения монастыря. Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский В XIX веке деревня Юрьева гора была центральной в небольшой группе поселений, образовавшейся вокруг озера. К настоящему времени все эти деревни исчезли. В бывшей деревне Юрьева гора остались два дома, которые служат кордоном национального парка «Водлозерский». Сама Юрьева гора представляет собой возвышение, на вершине которого до недавнего времени была ровная площадка с остатками нижних венцов, очерчивающих план церкви 1796 года. Целью строительства храма было отметить место захоронения святого Диодора Юрьегорского и запечатлеть память об основанном им монастыре. Проектируя новый Троицкий храм, мы ориентировались на первую Троицкую церковь 1627–1629 годов. Об ее архитектуре неизвестно ничего, но, очевидно, что по размерам она была небольшая. Благословение на строительство этой церкви было получено в Новгороде, поэтому архитектурное решение проектируемого храма ориентировано на новгородские традиции. В качестве образца была выбрана Никольская церковь XVII века из Новгородского музея деревянного зодчества «Витославлицы». Проектируемая Троицкая церковь в своих общих объемах повторяет образец, не немного меньше его по величине. На восточном склоне холма было намечено построить келью-землянку на месте первоначального жилища святого Диодора. На берегу, где раньше располагалась деревня Юрьева гора, предполагалось возвести группу жилых и подсобно-хозяйственных построек. Среди них дом смотрителя, приют для паломников. Рядом – открытая беседка-навес и амбар. На берегу предлагалось воссоздание ныне разрушившейся бани и сооружение причала. В начале тропы, ведущей от берега к церкви, может быть поставлен крест с навесом. В стороне от Юрьевой горы на берегу Новой речки на месте избиения святого Диодора стояла часовня, от которой сохранились остатки нижнего венца восьмигранной формы. Здесь предлагается воссоздание открытой часовни-креста с шатровым завершением.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

В скором времени в обители был построен каменный храм, трапезная и монашеские кельи. Историки часто спорят о том, что же являлось основой монастырского хозяйства. Некоторые говорят, что не земля составляла главное богатство монастырей, а многочисленные пожертвования деньгами, драгоценностями и другим движимым имуществом. Другие исследователи, продолжая эту мысль, утверждают, что земельные владения вовсе не нужны были монастырям, а приобретались только из одной монашеской страсти к стяжательству (накопительству). Мы же возьмем на себя смелость утверждать, что именно земля была основой монастырского хозяйственного уклада. Да, земля подчас была неплодородна и в климатических условиях Русского Севера не приносила большого дохода. Но крестьянин, кем в сущности и был русский монах, не мыслил себя без земли. Эта связь осознавалась им почти мистически. На Руси обычно говорили: не стоит земля без праведника. Перефразируя эту поговорку, можно было бы сказать: не стоит и монастырь без земли. Поэтому так отчаянно сопротивлялись монастыри любым попыткам отнять у них землю. Поэтому все основатели монастырей добивались в первую очередь именно земельных пожалований, только тогда они могли быть спокойны, что сделали все (в земном, практическом отношении) для надежного существования своего монастыря. Сама неумолимая логика жизни требовала от них этого. Так, в обители преподобного Диодора Юрьегорского (в Архангельской области) первое время часто случался сильный голод. Монастырь был значительно удален от мирских поселений, и надежды на милостыню мирских людей не было никакой. Однажды голодная братия начала роптать на святого и обвинять его в неразумной растрате денег на строительство сразу трех церквей, келий и ограды. «Сначала надо было один храм поставить, потом другой, а не в одно время. И ныне нам чем питаться? Не можем голод терпеть, наутро все разойдемся, каждый, куда хочет!» – ругали они преподобного Диодора. В эти трудные дни ему явился преподобный Александр Ошевенский и сказал: «Не малодушествуй и братию укрепляй! Вспомни, сколько человек Бог пропитал в пустыни. Вас ли не может прокормить! Только трудитесь с благодарением и ловите рыбу на озерах!» (Житие преподобного Диодора. С. 789–780). Улов оказался так велик, что иноки не только сами питались этой рыбой в течение долгого времени, но еще и продавали ее и покупали другие продукты. В следующий раз любимый ученик преподобного Прохор во время молитвы услышал голос, исходивший от иконы Пресвятой Богородицы: «Не скорбите, имейте между собой любовь, трудитесь! Бог вас на этом месте не оставит. Идите на озеро, ловите рыбу». И вновь богатый улов спас монахов от голодной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи преподобного Диодора почивают ныне под спудом в самой церкви Живоначальной Троицы, в 1764 г. обращенной в приходскую. Преподобный Диодор оставил своей обители письменное завещание чрез того каргопольского священника, который напутствовал святого в загробную жизнь. Подвижник заповедает братии и заклинает ее: «Чтобы и не слышно было о хмельном питии в монастыре у братии, но трезво веселитесь в духовном житии. Если же кто, одержимый бесстрашием, и презрев сию мою заповедь и писание, начнет носить в монастырь вино и предаваться пианству, тот будет судиться со мною пред Грозным и Нелицеприятным Судиею, Господом нашим Иисусом Христом». Господь прославил преподобного Диодора дарами благодати Своей – прозорливости и чудес. Однажды подвижник ездил в Великий Новгород для сбора подаяния на обитель и, возвращаясь оттуда, остановился в деревне Андомской (близ Онежского озера), у одного христолюбца Иоанна, имевшего дочь девицу, которая пред тем была просватана. Беседуя с преподобным, Иоанн сказал: «Отче святый! Я хочу дочь свою отдать замуж». Помолчав немного, подвижник заметил: «Раб Божий! Подожди недолго и, как будет угодно Богу о ней, так и поступи». На следующий день преподобный отправился в свою обитель, а дочь Иоанна чрез сорок дней после этого умерла девицей. Другое чудо случилось после кончины преподобного Диодора. Юноша Андрей, живший в Юрьегорской обители, был невоздержан в пище и питии и согрешал блудом. Не желая смерти грешника, Господь наказал Андрея слепотою. Он искал у людей себе помощи, но не находил. Тогда пришел ко гробу преподобного, горячо молился об исцелении, утирал свои слепые глаза покровом с гроба и клобуком преподобного и тотчас прозрел. Это произошло в 1656 г. Но скоро забыл Андрей милость угодника Божия и предался мыслью своею прежнему греху. Тогда явился ему во сне преподобный и с запрещением говорил: «Не согрешай, не согрешай, чтобы не захворать тебе прежнею болезнью». Немного времени помнил Андрей предостережение угодника Божия, потом опять предался своему греху и даже впал в блуд. Напала тогда на него болезнь, и страдал он ею, пока не покаялся настоятелю и не исправил своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Троицкая церковь представляет редкий и довольно ранний для Русского Севера пример объединения церкви и колокольни сразу при строительстве. Вместе с тем, колокольня юрьегорской церкви выделяется тем, что ее завершение не было перестроено в соответствии со вкусами XIX в., как это было сделано на ближайшей колокольне Ильинско-Водлозерского погоста. Как мы видим, юрьегорская церковь, находясь на территории, историческими водными путями связанной с Обонежьем, административно длительное время подчиненной Каргополью, а географически тяготеющей к Поморью, по своему архитектурному решению оказывается ближе всего к поморским традициям. Масштаб постройки свидетельствует о том, что в свое время Юрьева гора, даже после упразднения монастыря, имела немаловажное значение в религиозной жизни края. Захоронение преп. Диодора, несомненно, было местом паломничества. Проделанная работа по изучению и воссозданию архитектурного облика Троицкой церкви может иметь и практическое значение. Разработан проект религиозно-мемориального комплекса «Юрьева гора», где предлагается строительство церкви, кельи-землянки Диодора, памятного креста-часовни, изб-приютов, и т.п. В условиях труднодоступности и ограниченной посещаемости Юрьевой горы воссоздание церкви 1796 г. нецелесообразно и экономически невозможно. Но память о ней может быть запечатлена в виде окладного венца, уложенного на том же месте и точно повторяющего очертания ее плана. Фиксация оснований древних каменных зданий широко применяется в практике сохранения объектов культурного наследия. Правда, в дереве подобные приемы не использовались. В данной ситуации окладный венец Троицкой церкви, не являющийся подлинным, но только фиксирующий подлинные размеры старинной постройки, может обновляться по мере старения. Чтобы отметить место захоронения преп. Диодора и почтить его память, внутри окладного венца церкви 1796 г. предполагается постройка небольшого деревянного храма. Бревна окладного венца старой церкви могут служить и лавками и своего рода ограждением околохрамового пространства для проведения разного рода встреч на открытом воздухе. На основе зафиксированных в натуре планов старинных построек также предлагается воссоздание кельи-землянки и памятной открытой часовни-креста на Новой речке.

http://sobory.ru/article/?object=41551

Предметом исследования в докладе Т. Ф. Волковой (Сыктывкар) стал корпус севернорусских житий в печорских рукописных сборниках, хранящихся в рукописных собраниях Санкт-Петербурга и Сыктывкара. Отдельно докладчицей был выделен печорский список Жития прп. Диодора Юрьегорского (Верхнепечорское собрание ИРЛИ, 2), в котором несколько листов в начале переписано рукой усть-цилемского книжника XIX в. И. С. Мяндина. В докладах А. В. Пигина (Петрозаводск) и Е. С. Кутуковой (Москва) проанализированы различные источники, связанные с именем прп. Александра Ошевенского — духовного покровителя Юрьегорского монастыря. А. В. Пигин представил поздние редакции Жития прп. Александра, составленные в 1820–1830-х гг. архимандритом Тихвинского монастыря Иларионом (Кирилловым), архимандритом Александро-Свирского монастыря Варсонофием (Моревым) и архиепископом Олонецким Игнатием (Семеновым). Новые редакции Жития были созданы с целью их публикации для общерусского прославления прп. Александра, о чем в Святейший Синод подавались соответствующие ходатайства, не получившие положительного решения. Докладчик установил источники этих редакций и проанализировал характер переработки исходных текстов. Е. С. Кутукова затронула вопрос о духовных связях прп. Александра Ошевенского с его предшественниками (преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский) и учениками-последователями (преподобные Пахомий Кенский, Диодор Юрьегорский, Кирилл Сырьинский и др.). В выступлениях участников конференции были представлены также темы церковно-монастырской истории Русского Севера, церковной архитектуры и иконографии, а также сакрального монастырского ландшафта. В. И. Иванов (Краснодар) проанализировал писцовую книгу Обонежской пятины 1563 г. как источник сведений о заонежских монастырях в XVI в. М. М. Шахнович(Петрозаводск) рассказал о результатах археологического обследования православных храмов Русской Лапландии, которое осуществляется с 2009 г. при поддержке Мурманской и Мончегорской епархии. Раскопки на месте Борисоглебской церкви на реке Паз, церкви Рождества Христова Печенгского монастыря и Свято-Никольской церкви в селе Варзуга позволили получить новую информацию об их строительной истории и устройстве, о православной похоронной традиции XIV–XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010