546 Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии)//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 63. 548 Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах церкви. СПб. 1882. Т. 2. С. 29−30. Курсив наш. 552 Здесь мы высказываем только лишь предположение о существовании монастырского фольклора. Наличие в древних агиографических текстах определённых «формул, рефренов и ситуации» выдаёт устный характер происхождения и бытования многих памятников. «Конечно, устный жанр не оставил явных следов, и мы можем попытаться восстановить его только гипотетически. Есть основания думать, что гимны и эпические мартирии, с которыми мы знакомы в письменной форме, существовали и в иной, устной форме и в таком виде запоминались верующими» (Каждан А. 17. История Византийской литературы (650−850 гг.)/Под ред. Я.Н. Любарского, Е.И. Ванеевой. СПб. 2002. С. 191−192). 558 В Житии преп. Диодора Юрьегорского преобладают отшельнические мотивы, «подобные» восточным преданиям о пустынножителях (хождение пустынников по водам; возвещение ангелов, какую траву следует употреблять в пищу; сравнение борьбы с помыслами с борением «со зверями лютыми» и т. д.). Сами пустынники предстают в житии «нагими», убегающими от людей, как серны или как тени. В житии показан целый сонм пустынножителей, обитавших в начале XVII в. на Соловецком и Анзерском островах, что сближает Житие Диодора с византийским памятником агиографии – Житием Онуфрия Великого. 559 Первая редакция Жития Диодора была составлена в 1641−1648 гг., см. Волкова Т.Ф. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского//Словарь книжников. СПб. 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 344. В это же время (1640−648) была написана Боголепом Львовым повесть о Никодиме Кожеозерском, см. Соколова Л.В. Житие Никодима Кожеозерского//Там же. С. 374−377. 561 «Месяца июлиа в 3 день. Преставление преподобнаго отца нашего Никодима». См. Пролог, вторая половина (март – август). М. Печатный двор, 17. III. 1662 (23. IX. 7169−17. III. 7170). Алексей, междупатриаршество. Л. 146−147. См. Зернова А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В житийной традиции Древней Руси автору не свойственно было сообщать о своём подвижничестве – аскезе. Это противоречило бы не только самоуничижительной манере пишущего: древнерусский автор максимально «сокрыт». Зачин отшельнических житий предполагал образ автора-рассказчика, достаточно преуспевшего в монашеском делании, задавшегося вопросом, есть ли кто, подобный ему в подвиге. Именно рассказчик встречается с отшельником, именно он слышит от святого историю жизни, и он же по смерти погребает тело пустынножителя. В древнерусской агиографии можно назвать несколько житий, близких к греческим повествованиям о пустынножителях. Самое раннее из них – Житие Савватия Соловецкого в редакции митр. Спиридона, составленное, как показала С.В. Минеева, «в соответствии с жанровой схемой греческого отшельнического жития» 557 . В связи с возрастанием практики пустынножительства на Русском Севере в XVII в. возникают и другие попытки создания отечественных отшельнических житий – Житие Диодора Юрьегорского 558 и Житие Никодима Кожеозерского, первоначальные редакции которых появились приблизительно в одно и то же время 559 . Древнерусские агиографы, пытаясь следовать восточной «пустынножительной» традиции, стремились также использовать мотивы встречи с пустынножителем и его погребения. В Житии Зосимы и Савватия Соловецких свидетелем кончины старца Савватия становится некий новгородский купец Иоанн, который совместно с Выговским игуменом Нафанаилом совершает погребение пустынножителя. В Житии Никодима Кожеозерского, несмотря на то, что преподобный Никодим умирает в монастыре, а не в пустыне, подробно рассказывается, как Иоанн Дятлев «послужил» старцу перед его смертью . В Житии Диодора Юрьегорского говорится, что преподобному, часто посещавшему соловецких пустынножителей, приходилось «своима погребати рукама» 560 преставившихся к Богу отшельников. Краткое житие («память») святого Никодима, Хозьюгского пустынножителя, вошло в печатный Пролог 1662 г., спустя двадцать три года после кончины преподобного, что стало свидетельством официального причисления местночтимого подвижника к лику общерусских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гостьнаволок. Часовня Диадора Юрьегорского. Карта и ближайшие объекты Гостьнаволок, место, через которое когда-то в поисках уединения пролег путь прп. Диодора Юрьегорского – выходца из Соловецкого монастыря. Это был последний ученик прп. Сергия Радонежского. Святой положил начало пустынножительству на Водлозере, основал монастырь на Юрьевой горе – в самом глухом (и по сей день) месте на Русском севере. сайт Петрозаводской и Карельской епархии Часовня построена в 2004 г. на средства благотворителя Валерия Ильича Егорова, давшего обет возвести ее в надежде исцеления тяжко болевшего сына. Часовня освящена 1 августа 2004 г. благочинным Заонежского округа Петрозаводской и Карельской епархии священником Андреем Верещагиным – клириком Екатерининской церкви Петрозаводска. Икона преподобного Диодора Юрьегорского для часовни написана петербургскими художниками Юрием и Ириной Грецких. 28 сентября 2015 г. В. И. Егоров, поставивший часовню, трагически погиб при переходе по Водлозеру в Гостьнаволок. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=26117

20/3 Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преподобного Григория Декаполита (816). Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (446–447). Преподобного Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Каргопольского (1633). Иконы Божией Матери «Соболевская» (1282; под Киевом). Тропарь предпразднству, глас 4 Радость предобручает всем Анна ныне,/печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,/юже и приводит, молитвы исполняющи,/днесь веселящися, в храм Господень,/яко сущий храм Бога Слова и Матерь Чистую. Кондак, глас тойже Веселия днесь вселенная исполнися вся/в благознаменитом празднице Богородицы,/зовуще:/Та есть сень Небесная. Тропарь общий преподобному Григорию Декаполиту и Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Тропарь преподобному Григорию Декаполиту , глас 3 Образ был еси воздержания,/Божественным Духом вся просветив,/правоверия течение совершил еси,/учением мир просветил еси/и зловерных обличил еси смыслы,/отче преподобне Григорие,/Христа Бога моли даровати нам велию милость. Кондак, глас тойже Светлое тя солнце Церковь познавает,/добродетелей красотами и исцелений лучами/всех просвещая, Христов угодниче./Темже празднуем честную память твою/и почитаем подвиги твоя,/всеблаженне отче, премудре Григорие. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Григорие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4 Иже Божественным началом премудрости,/страхом Господним утверждся,/оттуду священными восхождении возшел еси/во ученичество Златоуста,/и, архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами,/апостольским правилом себе вообразив,/не себе живый, но Христу и стаду твоему/Тем в нетленный живот апостольски вселился еси,/иерарше Прокле,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

27/10 Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобного Палладия (VI-VII). Преподобного Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Каргопольского (1633). Преподобного Феодосия Терновского, на Кефаларской горе постившегося (1363). Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392). Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской (XVII), Серафимо-Понетаевской (1879), Вологодской (1571), Московской, Владимирской, Златоустовской и Соловецкой. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Знамение», глас 4 Яко необоримую стену и источник чудес/стяжавше Тя, раби Твои,/Богородице Пречистая,/сопротивных ополчения низлагаем./Темже молим Тя:/мир граду Твоему даруй/и душам нашим велию милость. Кондак, глас тойже Честнаго образа Твоего знамение/празднующе, людие Твои, Богородительнице,/имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси./Темже Тебе верою взываем:/радуйся, Дево, христиан Похвало. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Ино величание Достойно есть блажити Тя,/Богородице Дево,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Или: Песнь всяку духовную принесем Богородице. Ино величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже дивную победу на сопротивныя/граду Твоему даровала еси. Ино величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим образ Твой честный,/имже показала еси/преславное знамение. Ино величание, иже в Великом Новеграде Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим образ Твой честный,/имже победу на враги дарова/граду нашему. Тропарь великомученику Иакову Персянину, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Пр. Диодора юрьегорского. Основатель монастыря на Юрьеве горе в 25 верстах от Олонца, † 1693г. (ныне приходский храм, в коем мощного). Погод. Мил. † нояб. 26. Филим. 27 июля. Мил. втор. 20 февр.с именем Дакиана. Вероятно, и в Филим. ныне он же под именем Дамиана пустынника). IV. Страсть свв. мучч. Космы и Даниана от Аравия. Остр. Асс. В Копт. 1425 нояб. 26 освящение Космы и Дамиана и братьев их; следов. аравлян, св. 17 окт. 5 мая и 11 авг.). Пр. Афанасия . 51 (12 нояб.). V. Пр. Акакия в Лествице. Петр. 239 1295 (29 нояб.). Парамона и 370 монахов. Сирм. (29 нояб.). Григория декаполита. Италогр. (20 нояб.). Григория синанта. Греч. месяц. по Мартынову (8 авг.). Пророка Елиссея . Хлуд. 28 (14 июля). Ап. Силы . Син. 2. Ев. 1199 (30 июня). Пр. Стилиана чудотворца. 1621 (26 нояб. МГр.). Симеона метафраста. Служба. Филар. Уч. об отцах § 294 (МГр. 9 нояб.). Иринарха ростов. Филим. (13 января). 28 I. Св. преподобномуч. и исповедника Стефана нового. Пострадал за иконы в Царьграде при Константине Копрониме в 767 г. Вас. Иер. Кал. Нан. 1 и 2. 518. Вея. Зогр. Рум. 1295. Терп. Хил. я др. М. Р. †. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Стихира Студита. Служба. (У. 1398. Мед. Маз. 20 окт. МГр. 1295 вгор. 21 окт. Флор. 1. Иер. Кал. оба втор. 28 окт. Ап. 346 нояб. 24. МКр. Мак. 29 нояб. Син. 1. УКр. Маз. Сирм. 28 дек.). Свв. мучч. Василия, Стефана , двух Григориев, Иоанна и прочих многих со Стефаном новым в царствование Копронима. Вас. 239. Сирм. (Стефан сугдайский есть сурожский 15 дек.). Св. муч. Иринарха и с ним 7 жен при Диоклитиане в Севастии армянской. Вас. Флор. 1. Иер. Кал. и почти все с X в. Типогр. и Соф. М. XV в. Канон Феофана по Гр. минее, что и у нас. Служба на повечерии. (Сир. Коал. Мак. Мил. 29 нояб. М. Р. Иринарха и пресвитера Акакия, крестившего Иринарха и с ним ученного, 27 ноябр.). II. Мучч. Андрея и Петра . 1295. В житии Стефана нового Петр во Влахернах (МГр. и 1295 втор. 21 окт.). Муч. Анны . 1295. Со Стефаном новым. Мучеников за св. иконы с ним же. 1295. Свв. мучч. Тимофея и Феодора епископов, Петра, Иоанна, Сергия, Феодора и Никифора иереев, Василия и Фомы диаконов, Иерофея, Даниила, Харитоиа, Сократа, Комасия, Евсевия монахов и Етимасия мечем в Тивериополе или Струмице при Иулиаие, † 361 г. Сказ. у Никод. (Асс. 29 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

V. Симеона Христа ради юродивого. Коал. 1 (июля 21). Пр. Симеона в ограде ( vμανδρα). Конст. Остр. Екл. Нан. 2 и др. (1 сент. см. заметку). Муч. Санкта и дружины. Вас. 240. Сирм. и др. (25 М. Гр.). Пр. Иоанна ветхие лавры. 240. Клар. Флор. XI в. I. (19 апр.). Св. Маврикия . Вас. Сирм. (22 февр.). Климента , еп. величского. Пергам. Четья Мин. XIII в. Путешествие Григоров. стр. 185 (22 ноябр. МГр.). Кириаки или Неделки и родителей ее Дорофея и Евсевии. Сирм. 1345. Мак. (7 июля). 27 I. Св. великомуч. Пантолеона , преименованного Пантелеимона , † в Никомидии в 305 г. Все за Конст. 42 и Неап. М. Р. М. 11 в. Служба. Канон Феофана. Стих. Германа и других. (Неап. 15 февр. втор. Конст. Остр. Нан. Коал. 1. втор. с Харалампием 17 сент. Остр. еще 31 окт. Копт. у Люд. З окт. Копт. 1338 июля 10. Копт. 1338 втор. 10 окт. Копт. 1425 12 окт. Иерон. Гал. Англ. Ф. мР. В. А. У. Н. 28 июля. Р. 18 февр.). Пр. Анфисы игумении и 90 сестер ее, в 8 веке в странах мантинейских в Азии. Вас. Петр. 240. М. Р. †. ( Екл. 6 июля). Анфиса – вернее с греческого Анфуса. Блаженного Николая Христа ради юродивого, Кочанова, иже в великом Новгороде, † 1392. У. 336. Белоз. св. XVI в. 485. 1610. 1625. и др. † Соф. М. 1515 г. 225. (Белоз. 493 и 51 июня 27. Филим. 6 дек.). Мощи под спудом в пантелеимоновской церкви. II. Мучч. 153 из Фракии в море. 1370. Пр. Мануила . 1370. Новомуч. Христодула из Кассандры, пострадавшего в Солуни в 1777 году (у Солов. 28 июля). Св. Иоасафа , митропол. москов. † 1555 27 июля. Мощи в Троицкой лавре. Св. Климента , еп. Велицы Македонской (Белицы или Трембицы, † 916 июля 27) и сотрудников его Ангеляра, Горазда, Наума и Саввы , учеников Константина и Мефодия. (Климент в М. Гр. 22 ноября. Наум у Болгар 20 июня, Климент 25 ноября). IV. Муч. Ферапонта . Син. 2 (без сомнения один из поминаемых 27 мая – сардийский или кипрский). V. Пр. Диодора юрьегорского. Филим. (27 ноября). 28 I. Свв. апостол от 70 Прохора, Никанора, Тимона и Нармена диаконов. Вас. (имена). Кал. Флор. 1. Екл. Коал. 2 и др. М. 11 в. Канон Иосифа. Служба. (Прохора М. Р. мР. А. У. Н. 9 апр. Копт. 1425 и Син. 1 февр. 15. Никанора М. Р. мР. А. У. Н. янв. 10. Копт. 1338 окт. 11. У нас еще 28 дек. Тимона Сирм. Шиф. 26 июня. М. Р. мР. А. У. Н. 19 апр. Копт. 1425 окт. 23. У нас еще 30 декабря. Пармена Вас. 240. Сирм. 2 марта. Сирл. 6 мая. М. Р. В. мР. А. У. Н. 23 янв.). С Никанором пострадало 2000 мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

К.А. Докучаев-Басков Подвижники и монастыри крайнего севера 1 См. «4-й выпуск Трудов комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, стр. 210. 2 См. наш «Беличий промысел (над. 1880 г. Спб.). – Некоторые из этих ст., хотя немногие, уже напечатаны, наприм. «Веретьевская Благовещ. пуст.», «Муромский монастырь. («Олонец. Губ. Вед.» 1874 г. 71, 1877 г. 61 – 63.; последний впрочем под чужим именем некоего Констант. Михайлова Петрова, который ее присвоил; см. его собственную заметку – признание в 63 «Олонец. Губерн. Вед.» 1877 г., в котором он описание мое назвал не моим, а какого-то игумена Феодосия. 4 Двух Александров, Свирского и Ошевенского, Кирилла Челменского, Никодима Кожеозерского и Диодора Юрьегорского. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

198 О Силуане: Фетисов Н., свящ. Диодор Таррсский. Опыт церковно – исторического исследования его жизни и деятельности. Киев, 1915. С. 47 – 59. 199 Socrates. Historia Ecclesiastica/PG 67, 332 – 336; 452 – 456; Sozomen. Historia Ecclesiastica/PG 67, 1189. 200 Socrates. Historia Ecclesiastica/PG 67, 484 – 496; Sozomen. Historia Ecclesiastica/PG 67, 1317 – 1327. 203 Фетисов H., свящ. Указ. соч. С. 63 – 68; Сагарда А.И . – Сидоров А.И. Указ. соч. С. 187 – 192. 205 Во всех подробностях биография Диодора Тарсского изложена в указанном выше исследовании Н. Фетисова «Диодор Тарсский». См. также: Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. S. 304 – 305. 206 Арианами было сожжено около 60 книг Диодора Тарсского. См.: Фетисов Н., свящ. Указ. соч. С. 286. 211 Об особенностях экзегетического метода Диодора Тарсского см.: Фетисов Н., свящ. Указ. соч. С. 312 – 319. 213 Например, авторы книги «Введение в толкование Библии» утверждают, что вместо аллегории представители антиохийской школы придерживались историко – грамматического подхода к Писанию, видя в нём лишь один буквальный смысл, переданный грамматически и лексически. См.: Klein W W., Blomberg C.L., Hubbard Jr. Introduction to Biblical Interpretatin. Dallas-London-Vancouver-Melbourn, 1993. P. 35. 215 Kelly J.N.D. Early Christian Doctrins. London, 1993. P. 76 (далее – Kelly J.N.D. Early Christian Doctrins). 216 Проблема «духовной экзегезы» в антиохийской школе и история её изучения подробно освещены в статье: Nassif В. The «Spiritual Exegesis» of Scripture: The School of Antioch Revisited//Anglican Theological Review. Vol. 75 (1993). P 437 – 470 (далее – Nassif В. The »Spiritual Exegesis» of Scripture). 217 Среди экзегетических творений Феодора Мопсуестийского есть примеры подобного подхода к интерпретации пророчеств. Один из них – его толкование на Зах.9:9 – 10. Пророк говорит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. Феодор полемизирует с теми, кто считает, будто это пророчество как бы делится между Христом и Зоровавелем: одна его часть относится к Зоровавелю, а другая – к Христу. На самом деле это единое пророчество, относящееся одновременно к двум историческим эпохам. Поскольку библейский автор использовал гиперболический язык, это пророчество относительно Зоровавеля не вполне ясно, но его смысл становится очевиден, когда оно используется применительно к Христу. (Commentarius in Zachariae/PG 66, 556 C – D) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Быт. 47:11 И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. В Исх. 1израильтяне строили для Египта Пифом и Раамсес, «города для запасов». Весьма вероятно (говорит Англ. Комм. Библия), что земля Гесем названа здесь землёю Раамсес потому, что перед Исходом она была известна под этим именем израильтянам, строившим крепость того же имени. Может быть также, что израильтяне, которые употреблялись на работы крепости, лишь усиливали оборону крепости, существовавшей прежде и носившей имя Раамсес, от которой и названа сама земля. Рамзес есть имя, которое носили многие монархи Египта; мы особенно знаем походы Рамзеса II, одного из позднейших монархов 19 династии. Город Раамзес по LXX переводчикам назывался впоследствии Героополисом (Англ. Библия in loco). Быт. 47:12 И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства. Буквально с еврейского: «по устам детища», говорит м. Филарет, т. е. смотря по потребностям семейства, сколько кому нужно. Англ. Библия, давая тот же перевод, комментирует это выражение так: «даже принимая в соображение потребности малых детей». Все главнейшие черты этого сказания согласуются с свидетельствами Геродота, Диодора Сиц.[илийского], Страбона и с египетскими монументами. Геродот (II, 109) говорит, что Сезострис разделил землю между жителями по ровной части каждому и получал доходы с неё в виде ежегодной ренты, платимой владельцами. Диодор (I, 54) говорит, что Сезострис разделил всю страну на 36 номов и поставил номархов над ними, дабы управлять ими и собирать царские доходы. Страбон (XVII) говорит также, что владевшие страною собирали подать с земли в виде ежегодной ренты. Диодор (I, 73) говорит ещё, что земля принадлежала в собственность только царю, жрецам и воинам, что подтверждается и скульптурами. Хотя о земле воинов ничего не сказано в настоящей главе Кн. Бытия, и указано только ( Быт. 47:26 ), что земля жрецов не принадлежала фараону, но есть основание думать, что земля воинов была земля коронная, которая отдавалась воину в виде жалованья и могла снова быть взята царём.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010