Куганаволок. Церковь Диодора Юрьегорского. Церковь. Действует.   Престолы: Диодора Юрьегорского Год постройки:2006. Адрес: Республика Карелия, Пудожский р-н, д. Куганаволок. Координаты: 62.227863, 36.884996 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На Водлозере вновь образовалась православная община, был создан Ильинский приход Петрозаводской и Карельской епархии и с 2005 года были начаты постоянные богослужения. Ныне Водлозерский Ильинский приход включает в себя деревню Куганаволок, все населенные пункты Куганаволокского сельского поселения Пудожского района и всю обширную территорию национального парка «Водлозерский». В декабре 2006 года в Куганаволове завершилось строительство храма в честь прп. Диодора Юрьегорского чудотворца. 11 декабря, в день памяти преподобного, в новопостроенном деревянном храме прошло первое богослужение, завершившееся крестным ходом. Вместе с Петропавловской часовней они составляют деревянный ансамбль. сайт Петрозаводской и Карельской епархии В деревне Большой Куганаволок – центре современной приходской жизни Водлозерья – в 2005–2006 годах на средства благотворителя Павла Антоновича Пожигайло и при участии бригады строителей из Северодвинска возведена деревянная зимняя шатровая церковь во имя преподобного Диодора Юрьегорского. В день памяти святого покровителя Водлозерья, 11 декабря 2006 году в ней состоялось первое богослужение, завершившееся крестным ходом. Храмовое здание представляет собой «восьмерик на четверике»: на высоком четверике расположен высокий глухой восьмерик, завершенный высоким шатром с главкой. С востока к четверику примыкает небольшой пятистенный алтарь, с запада - притвор и паперть под двускатными крышами в разных уровнях. Колокольня, строительство которой было завершено в 2008 году, повторяет архитектуру храма с тем отличием, что на низком основании четверика расположен высокий восьмерик, завершаемый ярусом звона и шатром, увенчанным главкой. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=26111

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593, с. Турчасово Каргопольского у.- 27.11.1633, Каргополь), прп. (пам. 20 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Юрьегорский, Каргопольский, основатель Троицкого Юрьегорского мон-ря в Каргопольском крае (совр. Пудожский р-н Карелии). Сведения о Д. содержатся в его Житии, составленном в сер. XVII в., а также в посвященном Д. рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (кон. XVII в.). Выделяют 4 редакции Жития Д.: Первоначальную, Распространенную, Сокращенную и Краткую. Первоначальная редакция была составлена предположительно в 1641-1648 гг., ее авторами могли быть Александр (Булатников) и прп. Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Д. на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях». Д. родился в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . К концу жизни отец Д. принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Д. В возрасте ок. 15 лет с благословения родителей Диомид стал послушником в Соловецком мон-ре, по свидетельству Жития, трудился «в келарских и прочих службах и послушание имея неразсудне, и любим всеми бысть». В 19 лет юноша принял постриг с именем Дамиан от игум. Соловецкого мон-ря Антония (это произошло между 1605 и 1612, когда игум. Антоний возглавлял обитель). Духовным наставником Д. стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода. Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Д. решил последовать их примеру и тайно ушел из мон-ря в глубь Б. Соловецкого о-ва. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Д. также хотел встретить отшельника, к-рый благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Д. лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Пигин А. В. Всероссийская научная конференция «Святые и святыни Обонежья» 2–4 сентября 2013 г. в деревне Варишпельда Пудожского района Республики Карелия на Водлозере состоялась Всероссийская научная конференция «Святые и святыни Обонежья» («Водлозерские чтения—2013»), посвященная 380-летию со дня преставления прп. Диодора Юрьегорского († 1633 г.; день памяти — 27 ноября (10 декабря)), основателя Троицкого монастыря в Водлозерье. Конференция была организована Национальным парком «Водлозерский» совместно с Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) и приходом святого преподобного Диодора Юрьегорского на Водлозере. Она проводилась в рамках научного проекта Водлозерского парка «Святые и святыни Русского Севера» (руководитель А. В. Пигин) и Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг. (проект А. М. Пашкова). Конференция носила междисциплинарный характер, в ее работе приняли участие историки, филологи, искусствоведы, архитекторы, археологи, музыковеды и этнографы из разных научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Архангельска, Мурманска, Сыктывкара, Новосибирска, Краснодара, а также из Финляндии. Всего на конференции прозвучало 23 доклада. Конференцию открыла директор Водлозерского парка А. Ю. Гудым, с приветственным словом к докладчикам обратился настоятель прихода прп. Диодора Юрьегорского на Водлозере иерей Олег Червяков. Первое заседание конференции было целиком посвящено прп. Диодору Юрьегорскому и истории созданного им монастыря. О. В. Панченко (Санкт-Петербург) в своем докладе изложил основные результаты предпринятого им текстологического изучения Жития прп. Диодора, написанного неизвестным автором в середине XVII в. Докладчик установил ряд новых ранних редакций Жития, появление которых было связано с развитием культа святого, и доказал первичность текста Жития по отношению к Повестям о соловецких пустынножителях Андрее и Дамиане.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

Почему дабы не погасить сей искры в оставшихся в благочестии и просил он, благочинный, от лица тех крестьян в своем рапорте дозволить выстроить деревянную часовню…» Очевидно, именно тогда впервые поднимался вопрос об открытии самостоятельного прихода в Калгачинской волости. Из Синода в январе 1829 г. запросили сведения о том, «на каком положении должны существовать там церковь со своим причтом; могут ли предлагаемые для составления сего нового прихода 150 душ быть отделены от Юрьегорского прихода так, чтобы оный со своей церковью и причтом не почувствовали для сего от такового отделения оскудения». Вопрос о материальном обеспечении нового причта в Калгачихе так и не был решен. Местные жители захотели остаться под окормлением того же священника Захария Семенова, который бы проводил для них богослужения «без какого при ней нарочитого причта, которого они содержать не в состоянии». Синодальным указом от 11 ноября 1829 г. предписывалось разрешить строительство деревянного храма в Калгачихе и оставить местных жителей в составе Юрьегорского прихода из-за отсутствия средств на содержание отдельного причта: «Дабы жителей деревни Калгачинской удержать в православии и по отдаленности их от приходской Юрьегорской церкви доставить им возможность присутствовать при богослужениях, разрешить там вместо сгоревшей давной часовни построение деревянной церкви, с тем, впрочем, чтобы сия церковь и жители Калгачинские по малому количеству их и несостоятельности содержать особый причт не составляли бы отдельного прихода, но принадлежали к составу прихода Юрьегорского и чтобы тамошние священноцерковнослужители, заведуя калгачинской церковью одни, попеременно исправляли богослужения и в ней, и в Юрьегорской церкви». Строительство калгачинской церкви во имя иконы Божией Матери Одигитрия растянулось на десятилетие. Она была возведена к 1841 г. «тщанием и усердием той деревни жителей, с помощью всего общества, на место сгоревшей в давнее время часовни, но еще не освящена», — указывалось в клировой ведомости за 1842 г.

http://sobory.ru/article/?object=60729

В докладе А. Б. Бодэ (Москва; текст был прочитан И. Н. Шургиным) была предложена и прокомментирована графическая реконструкция деревянной Троицкой церкви Юрьегорского прихода 1796 г., выполненная на основе архивных источников. Ю. Н. Кожевникова (Петрозаводск) представила архивный документ XVIII в., содержащий информацию о братской общине Юрьегорского монастыря в 1726 г. Особый интерес у участников конференции вызвал доклад А. В. Алексеева (Москва), рассказавшего о результатах археологических исследований на месте Юрьегорской пустыни в 2013 г. В ходе раскопок была обнаружена и исследована могила прп. Диодора и рядом с ней — другое захоронение, по предположению докладчика, ученику Диодора прп. Прохора Юрьегорского. Алексеев представил также новые данные по истории Троицкой церкви и коллекцию археологических находок, в том числе церковную утварь и нумизматический материал XVII–XIX вв. Исследователю удалось получить сведения и о топографии монастырского комплекса на Юрьевой горе. Ряд докладов был посвящен севернорусской агиографии и культу святых Обонежья и Кольского Севера. А. А. Романова (Санкт-Петербург) представила сведения о святых Обонежья, содержащиеся в малоисследованном рукописном памятнике начала XVIII в. «Книге глаголемой описание о российских святых…». По наблюдениям докладчицы, несмотря на позднее происхождение источника, он содержит ряд уникальных сведений о святых и их почитании. Е. М. Юхименко (Москва) рассказала об одной из самых значимых археографических находок последних лет — о приобретенных ею для Государственного исторического музея хранившихся в филипповской общине Каргополя Выговских четиих минеях (1712–1715 гг.). Основное внимание докладчица уделила входящим в их состав житиям прп. Антония Сийского, прп. Александра Ошевенского и прп. Артемия Веркольского. Юхименко пришла к выводу, что при отборе житий в свои четии минеи выговские старообрядцы отдавали предпочтение текстам первоначальных редакций как более авторитетным и среди них останавливались на том варианте, который содержал большее число чудес и свидетельств прославления святого.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

Тырнаволок, урочище. Часовня Диодора Юрьегорского. Карта и ближайшие объекты Мыс, на котором находится деревня Тырнаволок, далеко выдается в озеро Долгое напротив Вершинской деревни Погост. В настоящее время в деревне сохранился один дом. На юго-восточной окраине мыса, у самой воды в зарослях располагается небольшая часовня под двухскатной крышей. Она посвящена каргопольскому святому, основателю Троицкого Юрьегорского монастыря преподобному Диодору. Часовня построена не позднее конца 18 в. К началу 1840-х гг. она была приписана к Кенозерскому приходу. Клетская часовня с крытой западной папертью на предмостье, рублена «в обло» из бревен диаметром 20-25 см. Выпуски бревен на углах здания спилены под обшивку. Фасады обшиты горизонтальным тёсом, вертикальные членения в виде лопаток или пилястр отсутствуют. Четыре венца подклета скрыты обшивкой в виде цоколя с отливными досками. С запада к паперти прирублено крытое на два ската крыльцо. Навес крыльца опирается на стойки. Прямоугольный объем часовни перекрыт двускатной крышей по самцам и слегам. Кровля из тонких досок прибита гвоздями, поверх досок уложены листы шифера. Венчает крышу глава на низкой и тонкой шейке. Городчатый лемех прибит к ней коваными гвоздиками. На южном и северном фасадах расположены по два широко расставленных больших окна, обрамленных тремя косяками и подоконной доской. Внутри часовня разделена перерубом на две части: молельное помещение и узкую паперть. Стены молельни, за исключением восточной, стесаны «в круглый угол». В восточных углах помещения видны затесы от примыкания иконостаса. Полы из плотно пригнанных плах до 40 см шириной. Потолочное перекрытие в виде шестнадцатичастного «неба». Дверной проем трехкосящатый. Дверное полотно набрано из четырех толстых досок, стянутых шпонками. Особенностью Диодоровской часовни является праздничная полихромная окраска светлого высокого интерьера молельного помещения и фасадов. Входные и внутренние двери часовни украшены яркой росписью, близкой по характеру росписям Каргополья. На дверных полотнах изображены яркие трехцветные круглые розетки. Изображение на дверях заключено в зеленую рамку профилированных косяков. Шестнадцатигранное «небо» не украшено сюжетной живописью. Его поверхность покрыта голубой краской. Стены каркасной паперти зашиты тесом, рубленая восточная стена вытесана. Пол и потолок набраны из плах.

http://sobory.ru/article/?object=11237

В частности, такой замечательный храм стоит на Юрьевой горе. Причем к постройке храмов здесь стараются подходить с максимально высокими научными требованиями. Прежде чем ставить этот храм, надо было произвести археологические раскопки. Одной из главных целей этих раскопок было стремление найти утерянные мощи преподобного Диодора Юрьегорского и его ученика Платона. Приехал высокопрофессиональный археолог из Москвы и сделал эту работу на первоклассном профессиональном уровне. В итоге были обретены мощи святого Диодора и его ученика святого Платона. Двухъярусный храм поставлен как святилище над их мощами. Параллельно были сделаны любопытнейшие археологические открытия, которые иногда подтверждали древние сказания. В частности, в житии Диодора Юрьегорского говорится, что в том месте, где он сначала поставил крест, а потом построил храм, жили бесы. В момент строительства храма они стали раскачивать гору, не давая завершить постройку, но по молитве святого место было от бесов очищено. Это предание, которое встречается в разных житийных текстах, вдруг получило неожиданное подтверждение: рядом с храмом те же археологи раскопали дохристианский языческий могильник. Это доказывает, что там исторически было капище, то есть «место обитания бесов». Раскопали и могилы этих древних язычников, с костями, лежащими в ямках из пепла. Территории вокруг был возвращен ее первоначальный иконический облик, она была вычищена от леса, который там появился за последние сто лет – склон горы с большой поляной и с увенчивающим пейзаж силуэтом высокого храма в честь Святой Троицы. Неподалеку в лесу находится восстановленная келья преподобного Диодора Юрьегорского, над которой сделана часовня – уникальная конструкция, где в одном здании совмещена небольшая монашеская келья и стоящая над ней часовня с пространством для ежедневной молитвы. Тут же рядом неподалеку разнообразные поклонные кресты, очень красиво украшенные резьбой, раскрашенные в традиционном северном стиле. Из ничего, из леса, из полного запустения, на историческом святом месте создана уникальная сакральная пространственная среда, которую охраняет один-единственный смотритель, живущий там постоянно.

http://pravmir.ru/vodlozere-vsplyvaet-ka...

А что мною, Чертовым, к той пустыне пристроено или что вновь построено будет, а оное строить с позволения Спасова монастыря властей, а за оную постройку зачитывать оным Спаским манастырем в договорной оброк, без отрицания. И жить мне, Чертову, в той пустыне добропорядочно и никакова безчинства не чинить, с воровскими людьми не знаться и пристани оным (в пустыни) никаковой не иметь. А по прошествии тех урочных лет, оную пустынь по принятии мною, Чертовым, с описью отдать обратно в тот Спасов монастырь в целости, с роспискою. В том ему, архимандриту Феодосию з братиею сие договорное письмо дал. Письмо писал, прошением Конана Чертова, Спасова монастыря служитель Яков Попов. К сему договорному письму того же Спасова монастыря монах Палладий, прошением Конана Чертова, руку приложил 388 . В 1764 г. Челменская пустынь, в числе других обителей, была назначена к упразднению. Но самое упразднение ее состоялось не раньше, кажется, 1765, или даже 1766 г., ибо время шло, как вследствие составления кропотливой отчетности о доходах, расходах и проч. упраздняемых обителей, требуемой от тех монастырей, к коим оне были приписаны 389 , так и – забрания из них имущества, начиная с освященных и не освященных вещей, и кончая скотом, который продавался и вырученные деньги отдавались в светскую казну, – приставникам экономическаго правления. Вот указец (с тогдашним правописанием), относящийся к сему, печальному для русских монастырей, событию: " 687». «Указ» ея Императорскаго величества Самодержицы Всероссийския Новгородской епархии викария преосвященнаго Иоанна Епископа Олонецкого и Каргопольскаго из Олонецкой Духовной Консистории Спасо-Каргопольскаго монастыря Архимандриту Феодосию. По ея Императорскаго величества указу и по определению Олонецкой Духовной Консистории, а по доношению вашему о требуемом от вас ко отдаче экономическаго правления помощником дворянином Иваном Шулгиным забранного в тот Спасо-Каргопольской монастырь из упраздненных, как Юрьегорского, так и ис протчих монастырей казенного имущества и полученных за проданной скот денег велено, как забранное из Юрьегорского, так и ис протчих монастырей в Спасо-Каргопольской монастырь казенное имущество принадлежащее до экономии и полученные от продажи скота деньги ис того монастыря по требованию означенного помошника дворянина Шулгина отдать ему по описи, с роспискою, наблюдая при том дабы церковные вещи хотя и не освященные отданы быть не могли, и тое росписку прислать в Консисторию при репорте, и о том к вам послать указ и, посылается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из-за противоречий, существовавших между Анзерским скитом и Соловецким мон-рем, к-рый должен был осуществлять строительство Знаменской ц., начавшиеся работы остановились. Они возобновились в 1648 г., когда царь пожаловал на возведение храма 700 р. Троицкая ц. с приделами Знаменским и во имя прп. Михаила Малеина, с трапезной и келейным корпусом была освящена осенью 1649 г. Постройку храма сопровождали чудесные знамения. Кирпич и др. строительные материалы брали из Соловецкого мон-ря. С наступлением весны из-за ледохода сообщение скита с мон-рем было прервано. Однако, чтобы не останавливать строительство, преподобный отважился на путешествие на Б. Соловецкий о-в с неск. работниками. Путники благополучно достигли обители и загрузили на суда кирпич и др. материалы. На обратном пути их суда натолкнулись на большие льдины. Е. повелел кормчим обратить ладьи против шедших на них льдин, и по молитвам преподобного путь расчистился. Важным делом Е. стало формирование б-ки Анзерского скита (ныне в составе Соловецкого собрания РНБ, 10 рукописей имеют записи о принадлежности Е.), в соответствии с описью 1676 г. она насчитывала более 200 рукописных и старопечатных книг. Из записей во вкладной книге скита известно о переписке Е. книг: в документе сообщается, что преподобный «братии своей Патерик о уставе и благочинии скитском положи с Старчество и иныя книги своею рукою написа... От многаго Божественнаго писания различныя повести собра и три книги Цветники своею рукою написа уставом, такоже и чин монашеского келейнаго правила в писании своем благоразумно, яснейши от искусу чернеческаго жития добре истолкова» (Прп. Елеазар. 2001. С. 237, 249). Переписанные им книги святой вложил в скитскую б-ку. Автографы Е. не установлены. В описях Соловецкого мон-ря XVIII в. отмечены послания, челобитные Е., касающиеся вопросов жизнеобеспечения скита, устава скитской жизни, строительства, отношений с Соловецким мон-рем. Эти документы не сохранились, об их содержании можно отчасти судить по ответным грамотам царей, патриархов, митрополитов в Анзерский скит (опубл.: Там же. С. 159-207). Сохранившееся лит. наследие Е. невелико, наиболее значительным произведением является автобиографический «Свиток». Севастьянова атрибутировала Е. сохранившиеся в единичных списках Предисловие к богослужебному уставу (в нем излагаются обстоятельства получения анзерскими пустынножителями богослужебного устава из Соловецкого монастыря), «Сказание о Божественном гласе» (по мнению исследовательницы, это надпись на иконе Спасителя, созданной преподобным) и учительную грамоту, адресованную некоему мирянину. Считается, что Е. в 1641-1648 гг. участвовал в составлении первоначальной редакции Жития прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского ( Голоскова Н. А. Житие Диодора Юрьегорского в обработке И. С. Мяндина//Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С. 21-22).

http://pravenc.ru/text/189679.html

С. 35, 41). Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Неск. икон с изображением Д. перечисляется в Главной описи церковного и ризничного имущества Юрьегорской Троицкой ц. Онежского у. за 1907 г. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1829. Л. 8 об., 10, 26). Все они были написаны в XIX в. после пожара 1790 г. и восстановления храмов обители. Ц. во имя Св. Троицы была вновь построена в 1803 г., а в ее трапезе - теплый храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Под церковью с юж. стороны была устроена часовня для гробницы Д., «почивающего под спудом». В часовне «над гробом преподобного Диодора... гробница деревянная, строена в меру возраста человеческаго, на верхней стороне коей икона с изображением св. Николая Чудотворца и преп. Диодора Юрьегорского в молении пред Живоначальною Троицею». В предалтарном иконостасе ц. Введения Пресв. Богородицы во храм находился парный образ Д. и прп. Александра Ошевенского. Вблизи храма в 1890 г. была построена часовня «на месте кельи Диодора, в ней икона святого вместе с Александром Ошевенским». Изображение Д. встречается в группе подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 70-х гг. XX в.); также на книжной миниатюре XIX в. (Соловецкий правосл. церк. календарь. 2000. С. 120). Д. изображен в группе Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, опубл.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на авторских и совр. повторениях этого извода (напр., 1997 г. иконописца Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках). Фигура святого в мантии и куколе, с раскрытой ладонью десницы и вертикальным свитком в левой покровенной руке включена под 20 нояб.

http://pravenc.ru/text/168756.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010