Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОСМИРНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Элладской Православной Церкви [греч. Ιερ Μητρπολη Νας Σμρνης], расположена в черте городской агломерации Афин ; охватывает городской окр. Айос-Состис, а также пригородные димы Неа-Смирни (Нов. Смирна), Палео-Фалирон (Палеон-Фалирон, Ст. Фалер), Алимос и Арьируполи; включает 24 приходских храма. Церковное управление отдельных димов осуществляется в эпитропии. С 2002 г. Н. м. управляет митр. Симеон (Куцас). Кафедральный храм Н. м.- собор вмц. Фотинии в Нов. Смирне, был основан выходцами из М. Азии в память о митрополичьем соборе в Смирне. Н. м. была образована в 1974 г. Первым ее предстоятелем с 22 мая 1974 г. был митр. Хризостом (Вулцос), выходец из малоазийской Смирны (ныне Измир, Турция). Первоначально Н. м. занимала почти вдвое большую по сравнению с сегодняшней территорию. Наряду с вышеуказанными районами в нее входили димы Глифада, Вула, Вульягмени и Вари. Однако в 2002 г. от Н. м. была отделена Глифадская митрополия , состоящая из этих димов. Древнейшее поселение в Н. м.- Палео-Фалирон, расположенный на вост. берегу бухты Фалиро (Фалерской). Здесь не позднее VI в. до Р. Х. сложился центр одного из димов античных Афин; поселение и гавань неоднократно упоминаются в древних греческих и латинских сочинениях. Согласно сообщению географа Павсания (II в. по Р. Х.), в Фалере при местном храме Зевса находились «алтари богам, называемым неведомыми» ( Pausan. Descript. I 1.5). Считается вероятным, что один из этих алтарей упоминал в своей проповеди перед афинянами св. ап. Павел (см.: Деян 17. 22-31). Гавань продолжала существовать в визант. эпоху. В средние века и Новое время, в эпохи правления венецианцев и турок (XIII-XVIII вв.) гавань была известна под названиями Порто-Веккьо (Ст. Порт) и Скала св. Николая. Здесь находились церкви вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. В сер. XIX в. поселение стали называть Палеон-Фалирон в отличие от Нов. Фалера, возникшего в то время пригорода Пирея. В XX в. Палеон-Фалирон начал быстро развиваться; с 1926 г. здесь действовал международный аэропорт. В 20-х гг. XX в. сюда переселилось большое число греков из М. Азии, а также после 1974 г.- из Стамбула. Крупнейший храм Палео-Фалиро посвящен Успению Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2577879.html

Ссыльного патриарха ожидали еще новые мучения. Год он содержался на Принкипо, как против него вновь началось дело, которое ведено было при необычайной обстановке. По-видимому, добыты были новые данные по тому же делу о Девятнадцати вельможах, или, может быть, раскрыты новые преступные с точки зрения правительства действия бывшего патриарха — это не совсем ясно. Но все дело получило чрезвычайно неожиданный оборот. Драматический рассказ Феофана состоит в следующем: «В 766 г., в месяце октябре, доставлен был с Принкипо лжеименный патриарх Константин и подвергнут был такому тяжелому телесному наказанию, что не мог после того идти, и его принесли на носилках в церковь св. Софии. Был при этом царский асикрит, или чин императорского приказа, имевший письменное изложение его проступков . По царскому приказу собрано было в храме население столицы и вслух всех собравшихся прочтено было определение о винах его. По прочтении каждой отдельной статьи асикрит наносил бывшему патриарху удар в лицо, а тогдашний патриарх Никита восседал на своем троне и смотрел на это. Когда окончена была эта церемония, ввели Константина на амвон и поставили прямо, а патриарх Никита, окруженный епископами, взял в руки обвинительную грамоту и, возложив на себя омофор, произнес отлучение на Константина. Затем его вывели из церкви, не поворачивая его лица к выходу, и дали ему название Невидящего. На следующий день были цирковые игры. Константина обрили, остригли на голове волосы и брови, одели в шутовскую короткую одежду без рукавов и посадили на осла, оседланного задом наперед, дав в руки всадника хвост осла. В таком виде провели его по ипподрому, причем народ и димы издевались и плевали на него. Осла вел в поводу племянник Константина, у которого были вырваны ноздри. Когда он проходил мимо димов, народ сходил вниз, плевал на него и бросал грязью. Против царского места стащили его с осла и попирали ногами его шею, а затем до конца представления он оставался против димов, которые издевались над ним, посылая ругательные слова. Через несколько дней Константин был обезглавлен, и голова его три дня висела на площади Милия на показ народу. Тело же его брошено было в ров на площади Пелагия, где погребают преступников».

http://sedmitza.ru/lib/text/442847/

Сущность требований недовольной толпы выражается в следующем обращении к императору: «Ужели ты думаешь заставить земных людей делать больше, чем ангелы, которые славословят Троицу только этими словами: „Свят, свят, свят Господь!“» Усмирив восстание личной энергией, Анастасий старался ограничить участие народа в общественных делах суровыми мерами против городских димов, которые с началом VI в. начинают терять свои привилегии. Всматриваясь в мероприятия правительства против димов или против известных партий цирка прасины, венеты, левки и русии, под которыми следует разуметь политические организации городских сословий, следует прийти к выводу, что с началом VI в. идет речь об ограничении городских муниципальных прав и политических привилегий городов. В особенности движения в больших восточных городах – Антиохии, Александрии и Иерусалиме – имели угрожающий для правительства характер. В жизнеописаниях св. Саввы и преподобного Феодосия сохранились живые черты этого ненормального порядка вещей. В Антиохии борьба партий достигла наибольшего ожесточения при епископе Севире, когда на защиту православия выступают знаменитые архимандриты Савва и Феодосий и епископ иерусалимский Илия. Анафематствования расточаются щедрой рукой с той и другой стороны. Церковное общение прекращается между Антиохией и Иерусалимом. Тогда светская власть вмешивается в спор и приказывает свергнуть с иерусалимской кафедры Илию, но десятки тысяч палестинских монахов вступились за низложенного епископа и настоятельно требовали от вновь назначенного епископа Иоанна: «Прокляни еретиков, а Халкидонский собор утверди». Бывали моменты, когда представители светской власти оказывались не в состоянии бороться с народно-монашеским движением и искали спасения в бегстве. В заботах отнять у религиозных партий острый характер и найти более или менее удовлетворительную примирительную формулу Анастасий так же не имел успеха, как и его предшественник Зинон. В самых крупных внутренних смутах, в деле с исаврами и с Виталианом Анастасию по необходимости приходилось платиться за то, что не был горячим приверженцем ортодоксии Халкидонского собора. Весьма несочувственными чертами изображена и память этого императора в летописных известиях, оставленных враждебно к нему настроенными писателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

районами совр. Республики Сербии и краем Косово и Метохия адм. единицу Ст. Сербия (Юж. Сербия; в 1929-1941 - Вардарская бановина). По условиям мирного договора (27 нояб. 1919, Нёйи-сюр-Сен близ Парижа) к Ст. Сербии был присоединен г. Струмица с окрестностями. Разделение М., отсутствие ее упоминания в офиц. документах, использование сербского языка как единственного и нежелание властей королевства считать македонцев отдельной нацией разочаровали мн. македонцев, мечтавших о создании в исторических границах области самостоятельного гос-ва или автономного образования в составе балканской федерации. Выходцы из М., проживавшие в странах Европы, Сев. Америки и в России, стали требовать создания независимого македон. гос-ва. Напр., в 1913 г. неск. македонцев, проживавших в С.-Петербурге (Д. Чуповский, Г. Гергов, Г. Константинович, Н. Димов и др.), направили меморандум о создании единой М. в адрес Лондонской мирной конференции, представители действовавших с 1918 г. в Швейцарии об-в «Македония», «Македония македонцам», «Македония - в защиту прав македонцев» озвучили эти требования на II Интернациональной конференции в Берне и на конференции Лиги Наций (1919), Д. Х. Димов - на Парижской мирной конференции (18 янв. 1919 - 21 янв. 1920). Кафедральный собор Македонской греко-католической Церкви в г. Струмица. 1931 г. Кафедральный собор Македонской греко-католической Церкви в г. Струмица. 1931 г. В Софии при поддержке болг. властей в 1919 г. под названием «Внутренняя македонская революционная организация» (ВМРО) была восстановлена «Внутренняя македонско-одринская революционная организация» (созданная в 1893 в Фессалонике), провозгласившая целью своей деятельности образование единой М. Военное крыло ВМРО в 20-х гг. ХХ в. пыталось поднимать восстания на македон. землях в КСХС и в Греции и организовывало, иногда при поддержке отрядов албанских качаков (разбойников), многочисленные вооруженные нападения на офиц. представителей королевства и греч. властей. На первых парламентских выборах в КСХС в 1920 г.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

Ближайшим последствием утверждения персов в восточных областях империи было обострение исконной вражды между туземным христианским населением и многочисленным по всем городам востока иудейством. Христиане видели в персах национального врага, а иудеи ждали от персов избавления от того гнета, который они терпели в империи, а потому ревностно поддерживали их. Слухи о предательстве иудеев и их заговоре против христиан вызывали репрессии со стороны христиан, и беспорядки на этой почве обошли все города востока. В силу особого склада городской жизни эти беспорядки получали вид борьбы димов. Михаил Сириец, черпавший свои сведения из современных событиям источников, занес в свою летопись под 607 (918) годом такое свидетельство: «голубые и зеленые начали междоусобную войну», «города подверглись опустошению». 45 Эти бесчинства вызвали репрессии со стороны правительства. Дело было поручено Вонозу и магистру армии Востока Коттоне. С особенной жестокостью они расправились в Антиохии и Лаодикее, о чем сохранил скорбные сетования Антиох Стратиг в своей повести «Пленение Иерусалима». 46 Другой близкий по времени свидетель, Иоанн Никиуский, который также с ужасом говорит о злодействах Воноза, выставляет их в другом свете, а именно: придает им характер экзекуции за нарушение клиром монофизитской церкви в Антиохии запрета Фоки собираться для избрания епископов. Солдаты врывались в церкви и производили жестокую бойню христиан. 47 Третий современный свидетель, новокрещенец Яков, придает жестокому кровопролитию, происходившему в Антиохии, вид междоусобной войны димов, которую поддерживали и разжигали иудеи из ненависти к христианам. Яков свидетельствует о самом себе, что он нарочно отправился в Антиохию и, притворяясь венетом и благожелателем императора, всячески вредил прасинам, называя их изменниками. 48 Таким образом, кровавые события, обошедшие Сирию и простершиеся, по свидетельству Иоанна Никиуского, до Палестины, имели своим последствием вящее ухудшение в чувствах населения Сирии к чужому и враждебному по вероисповеданию константинопольскому правительству. Иудеи, за бедствия которых оказал возмездие император, почувствовали себя в Антиохии достаточно сильными, чтобы в 610 год устроить избиение христиан. Погибло много знатных антиохийцев вместе с ними престарелый патриарх Анастасий, труп которого подвергся издевательству и глумлению и был сожжен на главной площади города. Весть об этом бунте пришла в Константинополь в сентябре, и он, вопреки сообщению Феофана, остался неотомщенным. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В Оренбурге открылось региональное отделение Всемирного русского народного собора 25 февраля 2020 г. 17:10 25 февраля 2020 года в Актовом зале Оренбургской духовной семинарии состоялось учредительное собрание регионального отделения Международной общественной организации « Всемирный русский народный собор ». В президиуме собрания присутствовали митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин , епископ Орский и Гайский Ириней , член Бюро Президиума ВРНС, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных  и религиозных объединений, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов, заместитель председателя Правительства Оренбургской области по внутренней политике О.Д. Димов. Собрание также посетили священнослужители  Оренбургской митрополии , члены областного правительства, общественные и политические деятели, представители бизнес-сообщества. Перед началом заседания были продемонстрированы фильм о домовом Трехсвятительском храме Оренбургской духовной семинарии и видеоролик «Народосбережение», созданный телеканалом «Царьград». Во вступительном слове глава Оренбургской митрополии митрополит Вениамин отметил: «Сегодня у нас историческое событие: мы собрались в Оренбургской духовной семинарии для учреждения и открытия регионального отделения Международной общественной организации " Всемирный русский народный собор " . Оренбургская область — это особый регион, где проживают люди разных национальностей и вероисповедания. В нашем регионе накоплен определенный опыт взаимодействия между религиозными организациями, органами государственной власти и общественными объединениями в деле достижения межнационального и межконфессионального согласия и сотрудничества. Я убежден, наша совместная деятельность станет новой страницей в истории многогранного взаимодействия Церкви, государства и общества в нашем регионе, а также сможет внести особый вклад в развитие родного Оренбуржья и нашего возлюбленного Отечества». Приветствуя учредителей Отделения, заместитель председателя Правительства Оренбургской области по внутренней политике О.Д. Димов заявил: «Решение о создании регионального отделения — это важное событие в духовной, светской и культурно-просветительской жизни нашего региона. Данное событие является ярким примером сотрудничества и способствует развитию диалога между Русской Православной Церковью, органами государственной власти и гражданским обществом».

http://patriarchia.ru/db/text/5597032.ht...

4. Юстиниан радел о постройках во Дворце, построив (и украсив различным мрамором) 760 так называемый триклиний Юстиниана и здания вокруг Дворца, а Стефан, его сакелларий и первый евнух, немилосердный кровопийца, безжалостно притеснял строителей, так что даже побил мать императора. Выказывая дурное отношение к гражданству 761 и налагая на жителей Города без всякого повода поборы и выплаты, он тем самым сделал императора ненавистным для Города. 5. Желая построить трибуну и стоячие места 762 для димов, император попросил патриарха Каллиника сотворить молитву, чтобы разрушить церковь Пресвятой Богородицы, которая была близ Дворца, так как хотел поставить фиал 763 и устроить трибуну для димов, дабы устраивать там так называемый саксимодексим 764 . Патриарх же сказал: «У нас есть молитва на возведение церкви, а на разрушение – мы не стяжали». Принужденный же его требованиями совершить молитву, он сказал: «Слава Богу, вечно терпящему, ныне и присно и во веки веков 765 »; и тотчас разрушили церковь . 6. Патрикий Леонтий, бывший под подозрением в покушении на царство и за это 2 года проведший в заточении, был послан тогда Юстинианом стратигом в Элладу; встретившись со своим другом Павлом, монахом и астрологом, который предсказал ему овладение царством, он тайно сказал ему и другим своим друзьям: «Вот, посылает за мной император и возьмет мою голову, так что ложь это всё, что возвестили вы мне о царстве». А они сказали: «Ты сам не робей, и это немедленно исполнится». 7. Взяв их, он пошел и взломал общественные тюрьмы, собрав к себе большую толпу. Когда же он вышел на Форум, они возвестили всему народу, крича: «Кто христиане – в Святую Софию!» И собралось множество людей с криком: «Извергнуть кости Юстиниана!» Придя на ипподром, он был провозглашен императором. А с наступлением дня, выведя Юстиниана на ипподром, он отрезал ему нос в сфендоне и сослал в Херсон 766 . Толпа же, схватив сакеллария Стефана, евнуха, и геника 767 Феодота и привязав им веревки к ногам, протащила их по Месе и сожгла в Быке. 115. Леонтий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующий день был днем ристаний на ипподроме. Константину остригли бороду, обрили ресницы, волосы на голове и брови, облачили его в шелковую одежду без рукавов, посадили лицом к хвосту осла, наизворот оседланного и, под град насмешек и оплеваний, вывели через дигиппий на ипподром. Осла вел его племянник, у которого был отрезан нос. Как только он дошел до димов 448 , все вскочили с мест, стали плевать и осыпать его сором и, притащив к царскому месту, скинули с осла и начали топтать ему горло. После этого его усадили напротив димов и до конца ристаний осыпали насмешками. В 25 день того же месяца царь посылает к нему патрикиев и через них спрашивает: «Что скажешь ты о вере нашей и о соборе, который мы созвали?» На это он, уже помутившись в уме, дает ответ: «Хороша вера твоя и собор, тобою созванный!», ибо надеялся умилостивить такими словами царя. Они же не медля ответили: «Вот это мы как раз и хотели услышать из твоих скверных уст! Сгинь отныне во мраке и проклятии». Этим был сказан приговор ему. Обезглавили его на Собачьей площади. Голову повесили за уши на три дня в Милии, чтобы весь народ мог видеть. Тело же привязали за ногу к веслу и перетащили через Среднюю улицу 449 на живодерню и бросили там к трупам погибших насильственною смертью. Через три дня перенесли туда же и голову. О дикое безрассудство и жестокость лютого зверя! Даже святой купели не постыдился несчастный! Ведь Константин крестил двух его детей от третьей жены. Царь и всегда был необуздан и зверонравен, но с этих пор ожесточился еще больше в своей вражде против святых церквей. Он послал за Петром, славным столпником, чтобы сняли его с камня, а когда Петр не принял царского учения, то его связали за ноги, проволокли живого через Среднюю улицу и бросили к трупам в живодерню. А других по царскому приказу сажали в мешки, привязывали им камень и топили в море, иных ослепляли, отрезали носы и бичевали. Самые разнообразные казни придумывал царь для людей благочестивых. В городе он устроил все это сам со своими единомышленниками – с патрицием и доместиком дворцовой стражи Антонием и с Петром магистром, используя для этого отряды нарочно обученных солдат. Во внешних же фемах 450 он действовал через упомянутых выше военачальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

И как Коментиола судят за измену, и примирение с ним римских войск, и как он опять послан от императора стратигом Битва между аварами и римлянами под командованием Приска и Коментиола, и из них Коментиол не сражается под каким-то предлогом, а Приск находится при войске; подвиги римлян и истреблено авар до 4000. Вторая битва и истреблено их до 9000. Пятая битва, и победа римлян, и резня авар, и взято пленных авар 3000, других варваров 4000, кроме них еще 2200 и славян 8000 Впоследствии каган, обманув императора, пленных авар получил обратно О меланхолии Коментиола и как по его неразумию множество римлян во время пути к Филиппополю погибло от стужи Петр снова назначен от императора стратигом в Европе О женитьбе (зима 601) Феодосия, сына Маврикия, на дочери Германа И о голоде в столице, и о мятеже димов во время молитвы басилевса и о его великодушии, и изгнание стратиотов и их возвращение в тот же день 5.1–4]. . Как Маврикий (осень 602) написал Петру распоряжение во что бы то ни стало расквартировать войска Фракии на той стороне Истра и как Петр услышал божественный глас и как в римской армии началось восстание, и тирания воздвиглась против императора, так как Фока провозглашен предводителем от солдат И как бежит Петр, и как о мятеже возвещается басилевсу, и как впервые при посредничестве димархов Сергия и Косьмы толпа димов вмешивается в государственные дела и находится 1500 прасинов и 900 венетов и как народу доставлены щедроты. И посольство от императора к мятежным войскам, но оно не принято; и как он окружает столицу караулами И посольство от армии к Феодосию, сыну Маврикия, с требованием, чтобы или он или его тесть Герман был объявлен басилевсом. Маврикий узнает об этом, подозревает, что Герман является причиной восстания и угрожает ему. Зять Феодосий сообщает Герману об угрозах басилевса, и тот бежит в храм богородицы. Кир и евнух Стефан, наставник царских сыновей, отправлены к Герману с заданием убедить его покинуть место, что не удалось; и Феодосий избит от отца жезлом за предупреждение тестя И переход Германа из храма богородицы в святую Софию и опять и выманивание, и неповиновение [Германа], так как постоянный прихожанин Андрей помешал ему выйти; и волнения в городе и поджог дома патрикия Константина, которого народ называл Лардисом Сложное положение Маврикия и его бегство. Как поднявшийся шторм препятствует бегству И миссия Феодосия к Хозрою и его возвращение из Никеи, когда ему показали перстень как условный знак от отца сыну 11.1].

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Они же сочли это великим счастьем и, надеясь после его предыдущего приобретения и на это, тотчас вооружили его и послали на Романию. 21. Приблизившись к фемам Востока, он пригласил своих подчиненных и сына амермумна, чтобы якобы отъехать и поохотиться, а оказавшись вдали от врагов, он обнял сына амермумна и, поцеловав его, сказал: «Я ухожу восвояси, к императору, так как ничего в этой жизни не могу предпочесть вере и соплеменникам. А ты со своими людьми, не подозревая нас ни в каком зле, ступай к своим». И тот так вот, со слезами и стыдом, вернулся, а Мануил ушел к императору, послав вперед к нему вестника. 22. Император же, и этого посланца, сочтя вестником великих благ, одарил деньгами и почестями, и самого Мануила принял, как он того был достоин, тотчас сделав магистром и доместиком схол, и детей его восприняв от святого крещения. 23. Воодушевленный этим, император отправился вместе с Мануилом, синклитом и всем войском против агарян и, легко взяв и Запетр 942 , и Самосат, изобиловавший тогда богатством и силой 943 благодаря тому, что оттуда был амермумн 944 , возвратился, гордясь победой и добычей 945 . Дойдя до Врия 946 , он приказал построить там дворец, разбить сады и провести воду, что и было сделано. 24. Прибыв же оттуда в Город, он пронес с триумфом трофеи, устроив также конное ристание и сам выиграл первый приз, управляя белой колесницей, а одетый в голубой цвет 947 , и за победу был увенчан венком под восклицания димов: «Добро пожаловать, несравненный факционарий!» 948 25. Когда же скончался патриарх Антоний, вместо него рукополагается синкелл Иоанн 949 , точнее же – новый Янний и Ямврий 950 , знаменитый своей магией, гаданием на чашах и всяким нечестием. Оказавшись пригодным орудием для императорского нечестия и намерений, он устроил с ним всё к погибели – император исторг и выродил того василиска нечестия, которого вынашивал в муках, приказав закрасить или соскоблить святые иконы. 26. Этот Иоанн, построив себе за Городом жилище из тесанных камней, которое доныне называется Трулл, посредством неким жертвоприношений общался с бесами и предсказывал императору будущее – оно остается необитаемым из-за бывших в нем тогда явлений бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010