В числе святых, чьи житийные циклы обширны и отличаются разнообразием сюжетов, помимо свт. Николая Чудотворца следует назвать прор. Илию. Лежащие в основе его Жития тексты (3-я и 4-я Книги Царств) дополняли событиями, почерпнутыми из апокрифов, напр. сон отца Илии, указывавший на избранность от рождения (на иконе «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). Иконография средников его Ж. и. также имеет варианты, напр. иконы «Прор. Илия, с житием» из ц. Богоматери Одигитрии в Ростове, 1664, ГВСМЗ; «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI-XVII в., АМИИ). Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА) Свт. Николай Чудотворец (Великорецкий), с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦАК МДА) Большое значение при создании Ж. и. имел ее патрональный характер. Так, для нек-рых святых, известных гл. обр. в изображениях праздников (напр., изображение св. Андрея Юродивого в композиции «Покров Пресв. Богородицы»), могли быть по желанию заказчика написаны Ж. и. (новгородская икона «Св. Андрей Юродивый, с житием», ок. сер. XVI в., ГРМ). Распространению Ж. и. св. воинов способствовало усиление их почитания как небесных защитников. В 1-й пол. XVI в. преобладают циклы великомучеников Георгия и Димитрия, среди к-рых наиболее ранний в рус. иконописи - «Вмч. Димитрий, с житием» из Покровской ц. с. Гуменец близ Ростова (нач. XVI в., ГМЗРК). Под влиянием Ж. и. вмч. Георгия, со 2-й пол. XVI в. часто имеющих в среднике композицию «Чудо вмч. Георгия о змие», находились образы вмч. Димитрия Солунского. На нек-рых иконах в средниках представлен вмч. Димитрий на коне, поражающий царя Калояна: икона «Вмч. Димитрий Солунский, с житием» (1609, ГТГ). В средниках икон св. Димитрия встречаются также изображения великомученика на престоле, попирающего зверя: иконы 2-й четв. XVI в. (НГОМЗ) и сер. XVI в. (Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва). Особые мотивы в Ж. и. вмч. Димитрия появились в искусстве Нового времени в связи с созданием др. редакции Жития, вошедшей в Минеи-Четьи свт. Димитрия, митр. Ростовского. Следует отметить усложнение состава клейм со 2-й пол. XVI в. в нек-рых циклах вмч. Георгия за счет включения сцены из апокрифического Жития: на иконе с «Чудом вмч. Георгия о змие» в среднике (рубеж XVI и XVII вв., собрание Е. Громовой) в начале находится сюжет «Отец св. Георгия, Геронтий, приводит его поклониться идолам», в конце - сцена казни матери святого, Полихронии (см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 48).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Осипово. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского , Николая Чудотворца Год постройки:1803. Адрес: 601951, Владимирская область, Ковровский район, п/о Достижение, с. Осипово, д. 116 Координаты: 56.3707, 41.4797 Проезд:Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 8км движения вдоль берега реки Клязьмы, перед въездом в пос. Глебово, правый указатель на юг " Осипово 6 " . Асфальтированная дорога. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Деревянная церковь в честь святого великомученика Дмитрия Солунского упоминается с начала XVII века. 25 декабря 1762 г. деревянная Дмитриевская церковь сгорела. В 1765 г. устроен теплый Никольский придел, а в 1772 г. - холодный Дмитриевский деревянный храм. Каменная одноименная церковь построена в 1803-1808 гг. усердиями церковного старосты крестьянина Ивана Петрова на средства прихожан. Придел один во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежали 5 входных деревянных часовен. С 1814 г. к ней приписана построенная в том же году деревянная Георгиевская кладбищенская церковь. Георгиевская церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 3 марта 1935 г., Дмитриевская – к 1941 г. Георгиевский храм разобран до основания. Дмитриевская церковь вновь открыта в 1991 г. и в настоящее время практически полностью восстановлена. Из книги Фролова Н.В., Фроловой Э.В. " Ковров православный " , изд. " БЭСТ-В " , ООО " Маштекс " , Ковров, 1999 г. Село Осипово находится в 10 верстах от уездного города Коврова и в 72 верстах от Владимира. Церковь в селе исстари существует в честь св. вмч. Димитрия Солунского. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1635 и 1635 гг. значится церковь Димитрия Солунского в государевом дворцовом селе Осипове с двумя престолами, а под 1653 г. у церкви Димитрия Солунского в вотчине окольничего Андрея Артемоновича Матвеева в селе Осипове 2 двора поповых, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирнин, церковных бобылей 8 дворов, 2 двора помещиковых, да крестьянских 284 двора и бобыльских 14 дворов…

http://sobory.ru/article/?object=03797

св. Николая Орфаноса в Фессалонике (20-е гг. XIV в.) - святой представлен с остроугольным щитом, на котором начертан крест, крест показан и на флажке, венчающем его копье; кафоликона монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (90-е гг. XIII в. или 30-40-е гг. XIV в.); ц. монастыря ап. Андрея на Треске, Македония (1388-1389); ц. Вознесения монастыря Раваница, Сербия (80-е гг. XIV в.),- Димитрия Солунского с луком, стрелами и небольшим круглым щитом - атрибутами, типичными для его поздне- и поствизант. иконографии. Известны случаи размещения образа Димитрия Солунского в предалтарной зоне. Так, в росписях ц. Спасителя в монастыре Жича, Сербия (роспись 1309-1316, очевидно, повторяет программу росписи ок. 1220), изображения великомучеников Георгия и Димитрия Солунского помещены на предалтарных пилонах, рядом со Христом, Богоматерью и покровителями серб. королевской династии - архидиак. Стефаном и прп. Саввой Освященным. В станковой живописи палеологовского периода преобладают сравнительно несложные по иконографии поясные изображения святого, аналогичные мн. изображениям вмч. Георгия. Однако и в них подчеркивается воинский и защитный аспекты его почитания. Кроме копья и меча, в этих произведениях часто бывает показан щит (икона ок. 1300, монастырь Ватопед на Афоне,- одновременно с ней создан парный образ вмч. Георгия; небольшая икона того же времени из этого же монастыря редкого для поясных изображений извода - святой извлекает меч из ножен; изображение нач. XIV в. на обороте иконы «Богоматерь с архангелами» из ц. свт. Николая в Веррии (Археологический музей, Веррия); образ сер. XV в. из ц. Панагии Фанеромени в Веррии - в правой руке обнаженный меч, в левой - опущенные ножны). Наиболее сложный пример такой иконографии - икона ок. 1405 г. из ц. Димитрия Солунского в Марковом монастыре, аналогичная более раннему (ок. 1385 ?) фресковому изображению на юж. фасаде храма, над входом, в нише, по сторонам которой представлены ктиторы. В обоих случаях образ Димитрия Солунского сопровождается редким эпитетом (Милостивый); святой представлен с копьем наперевес, с опущенным мечом в правой руке и с висящим на перевязи щитом, украшенным маскароном (изображением в виде маски); на перекрестье нагрудника помещено изображение Христа Ангела Великого Совета.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

На иконе из Маркова монастыря щит и рукоять меча Димитрия Солунского покрыты криптограммами. Эти необычайно пространные для изображений Димитрия Солунского тексты, связанные с его почитанием в Фессалонике и в Македонии, содержат надписи (Великий Дука) и, известные по др. памятникам XIV-XVII вв. (последний, напр., сопровождает ростовой образ Димитрия Солунского в росписи ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории, 80-е гг. XIV в.). По предположению Ксингопулоса, 1-й эпитет был заимствован из придворных ритуалов эпохи Палеологов, 2-й связан с событиями, происходившими в Фессалонике в сер. XIV в. и с историческими деятелями того времени - великим дукой Алексеем Апокавком и его сыном великим примикирием Иоанном. Распространение таких эпитетов Димитрия Солунского в XIV в. представляет параллель иконографии вмч. Георгия, часто именуемого в этот период «Скорый», «Победоносец» и «Диасорит», и отражает почитание св. воинов как заступников христиан, очевидно усилившееся в связи с тур. экспансией византийской и балканской территорий. Многочисленные поствизант. изображения Димитрия Солунского воина продолжают традиции палеологовской эпохи, которые в XVIII-XIX вв. дополняются цитатами из западноевроп. искусства. Среди них есть произведения с традиц. поясной фигурой: миниатюра из Стихираря (Sinait. gr. 1234. Fol. 60v, 1469 г.); образ сер. XVI в., (Византийский музей в Афинах); 2 иконы 2-й пол. XVI в., (Национальный музей средневек. искусства в Корче, Албания) - одна из ц. вмч. Димитрия Солунского в Берате, которая приписывается мастеру Онуфрию; другая с надписями: (Мироточивый) и- его сыну Николаю; икона 2-й пол. XVIII в. (монастырь Ксиропотам) и мн. др.). К сер. XIX в. появилось неск. примеров трансформации этого типа под воздействием искусства барокко: Димитрий Солунский изображается в активном развороте, в доспехах западноевроп. типа и в фигурном шлеме (икона 1844, монастырь Кастамонит на Афоне; гравюра, 1864). Примеры икон с изображениями в рост: царские врата критской работы, 2-я пол.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор во имя вмч. Димитрия Солунского 1903 г. Фотография. 2006 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского 1903 г. Фотография. 2006 г. (Кишинёвской епархии), близ с. Припичень-Куркь Резинского р-на Республики Молдова. Основан как мужской скит Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В 1808 г. офицер рус. армии в отставке Теодор Сабэу вместе с супругой приобрел у боярина Думитраке Клементе землю на территории с. Припичены и передал ее в дар Курковской обители. В 1817 г. насельники последней построили в с. Припичены деревянный скит, в результате чего село разделилось на 2 части: Припичены (совр. Припичень-Рэзешь) и Припичены-Курки (совр. Припичень-Куркь). Припичены-Курки вошли в состав имений Курковской обители. До 1903 г. скит имел статус подворья Курковской обители, наряду с братией в нем проживали паломники, странники, в т. ч. нищие и больные. В нач. XX в. в ходе ряда конфликтов с насельниками Курковской обители община скита решила стать независимой. Братия возмущалась тем, что весь доход скита находился в распоряжении Курковского мон-ря, самого богатого в Бессарабии. В 1918 г. произошло вооруженное столкновение между скитянами и курковскими монахами, в результате чего в 1920 г. скит официально получил самостоятельный статус, «амбары Припиченского скита навсегда закрылись для монастыря Куркь» (Locauri sfinte din Basarabia. Chiinãu, 2001. С. 80). В документах Д. м. стал именоваться Припиченским. В 1923 г. в Д. м. проживали наместник иером. Петр (Сачинский) и 36 насельников (иеромонах, 2 иеродиакона, 10 монахов, 8 рясофорных и 15 послушников), в 1939 г.- наместник протосинкелл Евфросиний (Трофим) и 40 насельников, в 1942 г.- 30 насельников. С 1944 г. Д. м. возглавляли иером. Пимен (Доага), игум. Паисий (Адомницей), иером. Иероним (Молдовану). Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г.

http://pravenc.ru/text/178247.html

верблюдов среди проч. имущества (местное предание о перенесении церкви И. из Каллина в Эль-Баяху). Похожую иконографию имеет икона И. XVIII в. в ц. Пресв. Богородицы в квартале Харат-Зувайла в Каире ( Atalla N. S. Coptic Icons. Cairo, 1986. P. 52-53, 58-59). На ней мученик представлен на белом коне с копьем (без змея); дополнительно включено изображение церкви с людьми внутри. Вмч. Исхирион. Икона. Иконописец И. ан-Насих. 1767 г. (ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире) В ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире находится икона И., написанная в 1767 г. копт. иконописцем Ибрагимом ан-Насихом. На ней И. представлен в виде всадника, поражающего копьем змея. Вместе с И. на коне сидит мальчик в тур. одежде, с шапочкой на голове, в руке у него богато украшенный кофейник и салфетка. Образ мальчика, восседающего на коне рядом со святым, возник под влиянием иконографии вмч. Георгия Победоносца (существует версия о связи с иконографией вмч. Феодора Стратилата - Meinardus. 2000. P. 85). Одна из легенд о «мальчике, подносящем кофе» (см.: Rice D. T. The Accompanied St. George//CIEB, 6. 1951. Vol. 2. P. 383-386) называет его христ. юношей Панкратием, схваченным сарацинами в Пафлагонии или на о-ве Лесбос и чудесным образом освобожденным вмч. Георгием. Эта легенда повлияла на иконографию вмч. Георгия у народов Ближ. Востока в период османского владычества ( Aufhauser J. В. Das Drachenwunder des hl. Georg in der griechischen und lateinischen Überlieferung. Lpz., 1911. S. 3-4; Meinardus. 2000. P. 87). Затем этот образ перешел в иконографию др. мучеников (вмч. Димитрия Солунского, который спасает из мусульм. плена еп. Киприана; сир. мч. Веенама (Бехнама); эфиоп. мон. Габра Манфас Кеддуса, восседающего с мальчиком на петухе, возносящемся на небеса). По мнению О. Майнардуса, распространение образа всадника в вост. иконографии имеет социальную подоплеку. Оно было реакцией на запрет представителям неислам. населения (см. Зиммии ) ездить верхом на лошадях. Кроме того, с кон. XIV в. мусульмане часто отнимали у коптов сыновей и принудительно обращали их в ислам, готовя из них янычар. Поэтому христиане старались женить сыновей сразу по достижении канонического возраста (12 лет), т. к. мальчик, к-рый состоял в браке, уже не мог быть взят на военную службу. Т. о., тема спасения христ. мальчика от змея, олицетворявшего власть мусульман, получила отражение в копт. иконографии XVIII в. ( Meinardus. 2000. P. 93-94).

http://pravenc.ru/text/1237701.html

В искусстве XIV в. и более позднего времени также известен вариант, совмещавший черты воина и мученика. Такова фреска ц. вмч. Георгия «ту Вуну» в Кастории, Греция (ок. 1385), где святой, представленный рядом со свт. Николаем Чудотворцем, одет в мученические одежды, в правой руке держит крест, в левой - поднятый рукоятью вверх меч, уподобленный кресту как духовному оружию; в более ранних росписях храмов - ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296) и ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) - присутствуют сходные изображения. Очевидно, в поздневизант. культуре существовала традиция противопоставления образа вооруженного Георгия изображению Димитрия Солунского в патрицианских одеждах: кроме росписей ц. вмч. Георгия в Кастории, где фигура Димитрия Солунского соседствует с образом тронного Георгия-воина, она известна, напр., по росписям ц. св. Николая в Люботене близ Скопье, Македония (ок. 1348), где Георгий-воин и Димитрий Солунский-мученик представлены в составе одной композиции. Возможно, бытование на Балканах иконографии Димитрия Солунского в мученических одеждах было связано с фессалоникийской традицией. Распространение в поствизант. живописи иконографии вмч. Георгия-кефалофора (от греч. «kefal», голова и царю, нести) в молении Христу (см. иконографию в ст. Георгий Победоносец) привело к формированию аналогичного извода иконографии Димитрия Солунского-мученика, известного по немногим памятникам афонского происхождения: роспись старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1544) и изображение на нижнем поле иконы «Христос Великий Архиерей со святыми на полях» из храма Протата (XVI в.), где Димитрий Солунский представлен в паре с вмч. Георгием-кефалофором. В этих произведениях святой изображен в молении Христу, показывающим ему свою рану (согласно Житию, святой был пронзен копьями); на иконе из Протата помещена надпись с текстом молитвы Димитрию Солунскому, на фреске из Ксенофонта изображен Христос, протягивающий мученику венец и свиток. В поствизант. эпоху Димитрий Солунский иногда изображался как мученик и в произведениях, относящихся к тронному варианту его иконографии.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Булатово. Церковь Димитрия Солунского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К Владимирской церкви села Волконское с 1863 года была приписана церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Булатове. В 200 саженях от этой церкви с южной стороны на большаке была выстроена часовня. Булатово, в 12 верстах от Козельска, принадлежало Губинской волости Козельского уезда, ныне село Волконского сельсовета Козельского района. Расположено Булатово на левых сторонах реки Жиздры и речки Лукосны. В 1782 году принадлежало Михаилу Ивановичу Желябужскому. В селе была церковь каменная вмч. Дмитрия Солунского с приделом Николая Чудотворца. Дом господский деревянный и при нем регулярный сад с плодовыми деревьями. В 1859 году в селе было 46 дворов, 194 мужчины и 189 женщин. В 1903 году уже насчитывалось 346 мужчин и 358 женщин. В «Ведомости о приписной церкви вмч. Димитрия Солунского в селе Булатове» за 1915 год сказано, что храм построен в 1771 г. помещиком Иваном Васильевичем Желябовским (Желябужским? – Л.Ф .). Здание и колокольня были каменные, крытые железом. В храме были три престола: во имя святого вмч. Димитрия Солунского, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая Чудотворца. Церковная библиотека насчитывала 30 экземпляров книг. В 1884 году была учреждена церковно-приходская школа мужская, а в 1907 году - церковно-приходская школа для девочек. В 1915 году обучалось 45 мальчиков и столько же девочек, школы находились в собственных домах. Ближайшие церкви: Покровская в Хозцах в 3 верстах, Владимирская в 2 верстах в селе Волконском и Николаевская в селе Волосово-Звегино в 7 верстах. Здание церкви не сохранилось. Каменная церковь с колокольней построена в 1771 г. на средства И. В. Желябужского, имела Никольский и Тихвинский приделы. С 1863 г.  приписана к Владимирской церкви в Волконском. Закрыта и разрушена в сер. ХХ в. В сер. 2000-х гг. на старом месте выстроено деревянное храмовое здание в простых формах, которое сгорело при пожаре в деревне 18.08.2010. В 2016 г. начато восстановление деревянного храма местными жителями.

http://sobory.ru/article/?object=47134

Максимиан пришел в ярость из-за убийства своего любимца и стал допытываться у юноши, с помощью какого колдовского приема тот одержал победу, на что Н. ответил, что ему помог ангел, посланный «Богом Димитрия». Император приказал отвести Н. в зап. часть города, к Золотым воротам, и обезглавить. Затем был казнен и вмч. Димитрий, к-рый напутствовал юношу. Н. упомянут и в «Passio prima» (Первом Мученичестве) вмч. Димитрия Солунского, которое впосл. стало основой для всех последующих редакций Мученичества, однако в этом тексте отсутствует связь между победой Н. над Лием и казнью Димитрия, а также не сообщается о дружбе между святыми. Т. о., сведения о знакомстве Н. с Димитрием появляются в более поздней агиографической традиции. Наиболее подробно об этом писал в своем сочинении прп. Симеон Метафраст ((60-е гг. X в.) - «Passio tertia» (Третье Мученичество; BHG, N 498, изд. в: ActaSS. Oct. T. 4. P. 96-103 и в PG. 116. Col. 1185-1201)). Н. вместе с вмч. Димитрием Солунским изображался на евлогиях - ампулах с миром от мощей вмч. Димитрия, которые паломники увозили из его базилики в Фессалонике (древнейшие ампулы датируются XI-XII вв.). Этим священным миром воины натирали тело перед битвой. Несмотря на то что Мученичество Н., видимо, не было составлено, ему посвящен отдельный день памяти - следующий за днем памяти вмч. Димитрия. В нек-рых греч. Синаксарях память Н. отмечена также под 25, 26 и 28 окт. В Синаксарях Н. посвящены краткие сказания, где за основу взято Мученичество Димитрия Солунского. В слав. стишных Прологах есть двустишие и сказание о мученичестве Н. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 84), сказание было также включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 117). Ист.: SynCP. Col. 161, 164, 167, 169; ActaSS. Oct. T. 4. Col. 60-62; MartRom. P. 455; MartRom. Comment. P. 441-442; N. 4, 5; ЖСв. Окт. С. 576-578. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 443; Sauget J.-M. Nestore//BiblSS. T. 9. Col. 829-831; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 348. О. Н. А. Гимнография

http://pravenc.ru/text/2565128.html

углу к-рой был выгорожен при помощи деревянных перегородок теплый придел во имя прп. Сергия Радонежского. С юга к трапезной был пристроен придел во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского со своей трапезной. На месте диаконника был построен др. придел - во имя вмч. Димитрия Солунского (упразднен в 1812), над к-рым была колокольня. В сер. XIX в. считалось, что наиболее древней постройкой в ансамбле был придел вмч. Димитрия Солунского, к к-рому был пристроен Успенский храм, из-за чего его алтарь был сделан лишь с 2 апсидами. Однако М. В. Красовский убедительно доказал, что наиболее древним ядром ансамбля являлся бесстолпный храм с 3 алтарными апсидами. Впосл., как он считал, на месте сев. апсиды построили ц. вмч. Димитрия Солунского с большой полукруглой апсидой. Оба храма (во имя Успения Пресв. Богородицы и вмч. Димитрия Солунского) были отнесены им к XVI в. ( Красовский М. В. Очерк истории моск. периода древнерус. церковного зодчества. М., 1911. С. 181-184). В 20-х гг. XX в. под рук. Д. П. Сухова начались натурные исследования и реставрация храма. Были подтверждены предположения Красовского и выяснено, что Успенская (она же Гребневская) ц. - наиболее древняя часть, впосл. ее датировали сер. XVI в. (Л. А. Давид, С. С. Подъяпольский). Судя по реставрационным отчетам, а также обмерам, первоначально это был бесстолпный одноглавый храм с развитым по длине алтарем с 3 апсидами. Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом. Стены и своды были сложены из маломерного кирпича на известковом растворе, пол выложен тем же кирпичом (фрагменты найдены под престолом в 1924). В основании барабана располагались килевидные кокошники (открыты при исследовании чердака). Первоначально своды храма и, возможно, его глава были покрыты лотковой чернолощеной черепицей (найдена в 1928 Н. А. Пустохановым, образец хранится в собр. ГНИМА). Остается неизвестным характер завершения стен. Видимо, неоднозначность полученных при натурных исследованиях данных заставила Сухова выполнить 2 варианта реконструкции: с трифолием (опубл.: Давид.

http://pravenc.ru/text/166423.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010