В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается под 25 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 78). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н. не упоминается, но в славянских рукописных Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 160, XII в.- под 27 окт. содержится служба Н., состоящая из канона, цикла стихир и седальна (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 25; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 190-195). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему собой малоазийскую редакцию Студийского устава , 27 окт. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; богослужебное последование Н., содержащее тот же набор песнопений, соединяется с рядовой службой Октоиха (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301). В южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. допускается соединение службы Н. с попразднством вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.) (см.: Arranz. Typicon. P. 45). Служба с «Аллилуия» совершается в день памяти Н. 27 окт. и в древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и Типиконе Сербского архиеп. Никодима, 1319 в. ( Lossky. Typicon. P. 180; Миркович. Типикон. Л. 54 б). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 27 окт. последование Н. соединяется с рядовой службой Октоиха; помимо минимального набора песнопений указан также кондак Н. 2-го гласа Αθλσας καλς (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 27 окт. не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); Н. назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа      , а также светилен. В пореформенном московском Типиконе 1682 г. и последующих его изданиях (в т. ч. в современном) стал печататься тот же кондак Н., что и в греч. Типиконе,-     в остальном указания остались без изменений. В совр. греч. богослужебных книгах 27 окт. на вечерне помимо песнопений Н. и Октоиха помещены также песнопения в честь вмч. Димитрия Солунского, память к-рого отмечалась накануне (26 окт.).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Последование Н., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Μρτυς σου Κριε (      ); кондак 2-го гласа Αθλσας καλς (    ) с икосом; иной кондак 4-го гласа      (Минея (МП). Октябрь. С. 680; греч. оригинал сохранился в рукописях - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 238); канон (в совр. последовании помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором назван Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Αρματι φλογερ (На колесницу пламенную); цикл стихир-подобнов; седален; светилен. По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τν πανοπλαν το σταυρο (Всеоружие Креста...) (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 210); кондак 2-го гласа Ως το Χριστο τν παθημτων (Христовым страданиям...) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 479); кондак 4-го гласа Θωτοβλοις λμψεσι (    ) c икосом (см.: Ibid. Σ. 479-480; Амфилохий. Кондакарий. С. 238), канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τιμ σε πιστς, μρτυς γλασμνε Ιωσφ (Почту тебя верно, мучениче прославленный. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τν θεαν επρπειαν περιφανς στολισμενος (Божественною красотою славно украсился) (AHG. T. 2. P. 313-321); цикл стихир-подобнов, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1938. Σ. 479-480). Е. Е. Макаров Иконография Иконография святого, как и его прославление, тесно связана с именем вмч. Димитрия Солунского, в Житии к-рого содержатся основные сведения о жизни и мученическом подвиге Н. Согласно иконографической традиции, сложившейся к концу иконоборческого периода, Н. изображается молодым человеком с темными короткими волосами, без бороды. В Византии его изображение размещается в большинстве храмов, если в программу их декорации включен чин воинов; нередко Н. представлен рядом с вмч. Димитрием. Хотя ничего не известно о службе Н. в рим. армии, в его облачении возможны 2 варианта: воинское с оружием или, как у мученика, хитон и плащ, в руке - крест.

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Средокрестие храма, в центре которого стоит престол, слегка вытянутое в поперечном направлении (11,4×8,4 м), обозначено 4 массивными столбами; к восточным примыкает полуциркульная апсида. Древняя алтарная преграда не сохранилась, и нынешняя создана по образцу раннехрист. рельефов, обнаруженных в ходе раскопок. Рукава трансепта с торцов, а также с вост. части имеют обходы с галереями, соединенные с низким помещением за алтарной апсидой. Внутренняя структура храма четко выражена снаружи. Завершение центрального нефа, объединенное со средней частью нартекса, покрыто 2-скатной кровлей. Ярусом ниже - скаты кровель над средними боковыми нефами, основным пространством рукавов трансепта и апсидой, еще ниже - односкатные кровли над крайними боковыми нефами и обходами трансепта. Зап. фасад базилики фланкирован 2 башнями: в южной размещена лестница, ведущая на хоры, северная, не существовавшая в древности, служит колокольней. Внешние стены храма повсюду прорезаны множеством разделенных беломраморными колонками оконных проемов. В клерестории они 4-частные, в средних боковых нефах - одинарные полуциркульные, в боковых стенах - 3-, 4- и 5-частные (в верхнем ярусе) и двойные (в нижнем). Зап. фасад украшен расположенными друг под другом 5-частным и двумя 3-частными окнами, апсида - торжественной аркадой огромного 5-частного проема. Художественное убранство Мозаики датируют (В. Н. Лазарев, А. Турта) в промежутке между V и XI вв. Их стиль близок в целом к стилю искусства этого времени, сочетающему чувство античной пластики, портретной выразительности, «этюдности» письма и особую, относящуюся к миру христ. понятий вдохновенность образов, стремление к их духовной концентрации, эмоциональной сдержанности. В стилистических приемах эти мозаики отличаются мягкостью и пластичностью форм, переливающимся колоритом, приемами «импрессионистической» кладки (особенно в ликах и в пейзаже); определенную близость в рисунке и приемах кладки, в колорите (особенно фигура св. Димитрия в позе оранта) можно усмотреть с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике (3-я четв. V в.).

http://pravenc.ru/text/178245.html

В нём описывается, как уже в христианское время в роще Дафнэ происходили раз в четыре года олимпийские игры в честь Геракла, и как на них собирались жители Антиохии вместе с толпами женщин, так что в этом предместье скучивалось всё население, а город и христианские церкви стояли пустыми 378 . Наконец, о гимнастическом στδιον в Солуни VII в. сообщают чудеса вмч. Димитрия 379 . Если обратиться к известиям агиографии о городских театрах, то можно указать следующие места. В житии преп. Симеона Юродивого говорится о представлениях мимов в эмесском театре 380 ; в чудд. Димитрия Солунского назван городской театр, где давались трагедии в Солуни 381 . Лимонарь Мосха упоминает кощунственные представления мимов даже в одном из мелких городов Ливана 382 . Житие преп. Ипатия Руфинианского сообщает о борьбе духовенства против игрищ в театре Халкидона 383 . Житие преп. Авксентия говорит о проповеди святого против театра в этом же городе 384 . Переходя от «зрелищ» к «хлебу», публичная забота о котором столь же входила эллинистическо-римские идеалы городского благоустройства, как и забота о развлечении масс 385 , должно отметить нижеследующие места агиографической литературы, освещающие постановку продовольственного дела в Империи. В житии преп. Пахомия В. читаем, что во время голода монах, посланный купить хлеба в соседнем с монастырём египетском городке, встретил одного горожанина, который нёс государственную повинность по собиранию подати хлебом ( πολιτευóμενος δημóσιον στον πεπστευτο).Когда монах стал просить продать ему хлеб, то горожанин отказался, указывая, что хлеб, собираемый им, есть государственный, и что за него придётся отвечать перед архонтом. «Впрочем, – добавил он, – если ты будешь в состоянии возместить к сроку (отправки хлеба из Египта), то бери сколько хочешь». В конце концов, сделка состоялась, и монах купил у благочестивого горожанина государственный хлеб по цене в 2 3/5 раза дешевле стоявшей в то время 386 . Данное известие агиографии представляет особенный интерес, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мозаики VII в.- самый представительный ансамбль монументального искусства этого времени на греч. Востоке. По ряду стилистических приемов и в целом по содержанию образы принадлежат к той линии ранневизант. искусства, принципы к-рой сформулированы в VI в. в искусстве Равенны (мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе, Сан-Витале), Рима (мозаики базилики Санти-Козма э Дамиано) и Синая (мозаики в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины), отличаются духовной значительностью и аскетическим содержанием, иератической фиксированностью жестов персонажей, статикой форм. При отсутствии прямых стилистических аналогий мозаики Д. б. имеют ряд характерных для VII в. особенностей, представляющих собой дальнейшее развитие принципов искусства VI в.: выбеленность и высветленность цвета, обобщенный рисунок, геометризованный до абстрактной простоты силуэтами одежд, стереометрической формой голов (ср. рим. мозаики базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 625), ц. Сан-Теодоро на Палатине (642-649), ц. Санто-Стефано Ротондо (642-649), капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (VII в.), базилики Сан-Пьетро ин Винколи (ок. 680), а также фрески ц. Панагии Дросиани на о-ве Наксос (VII в.), мозаики ц. Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр (2-я пол.- кон. VI в.)). Тончайшая красочная лепка полутонами заменяется линейной трактовкой, акцент с живописного блика-мазка (как на мозаиках V-VI вв.) перемещается на контур и штрих, на строгие, четкие линии и крупные, застывшие цветовые пятна (в нек-рых случаях почти орнаментального характера), на смену лепке объема мягкими «живыми» линиями приходит линейная очерченность силуэтов, все художественные средства окончательно отрешаются от иллюзорности раннехрист. живописи. Фигуры уплощенные, с маленькой головой, узкими плечами, с расширяющимся книзу внешним контуром драпировок, в движении фигур чувствуется церемониальная статичность, в композициях царит строгая торжественность, симметрия или повторное чередование фигур, не предполагающие возможности движения, исчезает ощущение пространственности сцены, однообразные отрешенные (образы вмч. Димитрия) лица с преувеличенно большими глазами лишены индивидуального начала. В то же время в ряде образов видны духовная активность и напряженность.

http://pravenc.ru/text/178245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

Анна Ершова: Можно ли так сформулировать положение дел: художник, исходя из своих душевных качеств, движется, условно говоря, в светлую или темную сторону? И находит своего заказчика, которого тоже интересует одна из этих двух сторон. Владимир Шинкарев: Но разве художник отдает себе отчет, что хочет конкретно злого, а хорошего не хочет? Нет, находится множество отговорок: зато я истину показываю, она такова. Потом, есть мнение товарищей, мнение ведущих критиков данного города, рыночный спрос… Игорь Шнуренко: В человеке может быть множество различных ящичков, и он, в зависимости от ситуации, выдвигает из себя тот или другой. И лишь когда он будет представлять собой цельное, единое существо, стремящееся к добру и имеющее талант его делать, совершенство его творчества и внутренняя гармония станут максимальными. Но это уже – путь к святости. На который, в принципе, все мы можем встать. Если, конечно, захотим… Нельзя сжигать свою совесть Священник Александр РЯБКОВ, клирик храма св.вмч. Димитрия Солунского (С.-Петербург): Искусство должно быть свободно в средствах выражения, в задачах, в выборе темы. И можно сказать, что творческая свобода – абсолютна. Но когда художник начинает писать не красками, а экскрементами (под этим понятием я подразумеваю мат, порнографию, рубку икон и пр.), он перестает быть художником. И тогда его деятельность вполне может попасть под ограничение со стороны государственного аппарата. Живое искусство убивает социальный заказ. Раньше был социалистический строй – и художники в угоду ему писали низкопробные картины. Сейчас преобладающая система – это система нравственного равнодушия, гламура. И когда художник работает для гламурной публики, стараясь продать ей хоть что-то, – он тоже перестает быть художником. Есть также социальные группы аморальных людей. Например, гомосексуалисты – довольно сильная группировка, влиятельная в массмедиа. Им тоже стремятся угодить, сделать их героями своих произведений, лишний раз пытаясь легализовать их «особенности».

http://foma.ru/absolyutna-li-svoboda-tvo...

В основной части автор подробно описывает приготовления к обороне, 3 дня осады города, грабежи, убийства и пленение жителей после его захвата, рассказывает об их тяжелом плавании в трюмах араб. кораблей на Крит и в Сирию, о продаже в рабство и о пути до Тарса (главы 16-78). Произведение заканчивается просьбой к Григорию Каппадокийскому помолиться об избавлении от тягот, выпавших на долю И. К. и его семьи (гл. 79). И. К. не был профессиональным литератором; он неоднократно пишет, что неискушен в писательском ремесле. Тем не менее его произведение написано ярким языком, лексика и стиль базируются в основном на текстах Свящ. Писания и творениях отцов Церкви, церковная традиция определяет его взгляды на мир. Хотя И. К. и гордится благочестием земляков, но считает разграбление Фессалоники заслуженной карой за грехи горожан, что явно противоречит картине всеобщего процветания (главы 12-15). Избавление города от нашествия И. К. связывает с заступничеством вмч. Димитрия Солунского . И. К. резко отзывается о язычестве, видит в «гомеровской музе» и «мифическом Орфее» лишь призрачный обман, суеверие, соблазнявшее древних эллинов. Эти высказывания И. К. представляются едва ли не наиболее поздним свидетельством антиязыческой полемики в Византии; в XI-XII вв. литераторы будут относиться к древней культуре нейтрально и даже испытывать к ней интерес. Сочинение И. К. было мало известно в Византии, сохранилось только в поздних рукописях (XV-XVI вв.). Впервые оно издано Львом Алляцием в 1653 г. В тексте обнаружен ряд возможных анахронизмов, в связи с чем в научной лит-ре высказывалось мнение о том, что произведение И. К. было создано значительно позже X в., вероятно в XV в., после захвата Фессалоники турками. Тем не менее эта т. зр. не принимается большинством совр. ученых (см.: Kazhdan. 1978). Изд.: De excisio Thessalonicensi//Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/Hrsg. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 487-600. (CSHB; 45); Idem//PG. 109. Col. 525-636; De expugnatione Thessalonicae/Ed.

http://pravenc.ru/text/471267.html

Приветствуя собравшихся, отец Петр, также являющийся настоятелем Патриаршего подворья вмч. Димитрия Солунского в селе Дмитровском Московской области, отметил: «Студенты Российского православного университета в последние годы принимают участие в организации досуговых мероприятий в приходских праздничных программах в подмосковном селе Дмитровское, в том числе в области физической культуры. Этот дает нам дополнительную возможность развивать в университете добровольчество, а вместе с тем существенно расширить границы приходский жизни в самом селе. Поэтому мы рады, что сегодняшнее заседание Министерство спорта решило провести в стенах нашего вуза». Министр физической культуры и спорта Московской области Р.И. Терюшков выразил готовность к сотрудничеству с Церковью: «Задача министерства спорта — быть рядом с Православием. Мы хотим объединить наши усилия в соработничестве для достижения больших целей. У нас есть опыт в развитии массового спорта, ряд проектов реализуется совместно с Русской Православной Церковью. Прихожане постоянно привлекаются к спорту, но не на том уровне, на котором бы хотелось. Поэтому объединение усилий как никогда актуально. У нас все для этого есть: спортивная инфраструктура, тренерские кадры. Мы готовы делиться этим с прихожанами, чтобы они приобщались к физической культуре и спорту в любом возрасте. Это одна из первых задач, которую мы должны решить». Член комиссии, настоятель Никольского храма в поселке Правдинском (Пушкинский район Московской области) протоиерей Кирилл Соколов рассказал о деятельности некоторых клубов, не имеющих квалифицированных инструкторов. «Эти клубы проводят соревнования, на которых происходят несчастные случаи, что бросает тень на все православное сообщество. Это происходит во многих регионах, в том числе в Московской области. Необходимо, чтобы все приходские клубы были подконтрольны и имели взаимодействие с Минспорта», — заключил священник. «Министерством спорта ежегодно проводится Фестиваль физической и духовной культуры учащихся воскресных школ Московской области, — напомнил председатель епархиального отдела по делам молодежи, благочинный Чеховского церковного округа, настоятель Зачатьевского храма города Чехова священник Константин Александров. — Причем, этот фестиваль объединяет не только учащихся воскресных школ, но в нем также участвуют светские объединения. Через участие в этом мероприятии дети приходят к вере в Бога, становятся верующими, воцерковленными. Эта та задача, которая стоит перед Русской Православной Церковью и это ответ на вопрос, зачем ей нужно участвовать в соревнованиях, организованных Министерством физической культуры и спорта Московской области».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

1393) и оставался в городе до своей смерти. Подробности последних лет его жизни восстанавливаются лишь предположительно. Прежние конфликты митрополита с горожанами потеряли значение после того, как И. Г. добился смягчения участи фессалоникийцев под тур. правлением и, вероятно, вернул часть пленников. В то же время следует предположить, что И. Г. возвратился в Фессалонику при поддержке имп. Мануила II, к-рый в 1391 г. взошел на престол в К-поле вопреки воле Баязида I, начал новую войну с турками и даже сумел ненадолго вернуть Фессалонику Византии. Вероятно, И. Г. вновь занял митрополичий престол именно в краткий период визант. власти в городе. После захвата города Баязидом I 12 апр. 1394 г. И. Г. оставался на кафедре, пользуясь определенными связями и при османском дворе. Сочинения Корпус сочинений И. Г., дошедших до нас в малом количестве списков и долгое время остававшийся неизданным, включает произведения различных жанров. Собрание гомилий ( Χριστοφορδης. 1992-1996) издано в 2 томах по сохранившимся рукописным сборникам Paris. gr. 1192 (нач. XV в.) и Vat. gr. 651 (рубеж XIV и XV вв.). Paris. gr. 1192 содержит 28 пронумерованных гомилий: 23 проповеди на воскресные евангельские чтения (начиная с Недели о мытаре и фарисее), 2 гомилии на Господские праздники (11-я гомилия на Пасху; 19-я на Воздвижение Св. Креста - BHG, N 449u) и 3 проповеди в честь вмч. Димитрия Солунского на 26 окт., 28 окт. и 2 нояб. 1383 г. (гомилии 25-27 - BHG, N 547n, 547p, 547q; Λαορδας. 1954). Vat. gr. 651 представляет собой 2-й том собрания, в к-ром продолжена нумерация 1-го. В нем содержатся гомилии 28-47 (т. о., 28-я гомилия присутствует в обеих рукописях): 11 проповедей на воскресные евангельские чтения (гомилии 28-33 и 36-40), 2 гомилии на Господские праздники (Рождество Христово - BHG, N 1892t; Богоявление - BHG, N 1934e), 3 проповеди нравственного содержания, не приуроченные к к.-л. дате (гомилии 41-43; Χριστοφορδης. 1981. Σ. 37-59), и 4 гомилии на Богородичные праздники (Рождество - BHG, N 1116; Введение во храм - BHG, N 1106; Благовещение - BHG, N 1099; Успение - BHG, 1090; PG.

http://pravenc.ru/text/674902.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010