Но когда царица Русудан, изнемогая в борьбе с монголами, вторично, в 1238 году, стала просить папу Григория IX оказать ей военную помощь против монголов, за что обещалась, даже, вместе с народом, принять «римскую веру», – римский первосвященник, ссылаясь на своё собственное затруднительное положение, отказал царице в её просьбе и вместо военной помощи обещался прислать в Грузию доминиканских монахов. Последние, в числе 7 человек, не замедлили вскоре прибыть в Грузию для пропаганды католичества. Но все старания этих проповедников, за немногими исключениями, остались совершенно бесплодными – царица Русудан, не получив просимой ею от папы поддержки, отвергла и веру его 76 . Но не прошло и десяти лет после этих событий, как преемник Чингисхана, Гаюк-Хан наводнил полчищами своими всю Азию, и татары снова появляются в несчастной Грузии. Как Божий бич, прошли монголы через страну, налагая «слой монгольского варварства» на все народы и царства Кавказа. За Гаюк-ханом следовал страшный Батый, уже подчинивший Грузию правильному игу: он сделал перепись и обложил народ тяжёлою данью. К бедствиям монгольского нашествия присоединилось в 1259 году чреватое бедой, вызванное хитрой татарской политикой, первое разделение Грузии на два независимых друг от друга царства: собственно Грузию и Имеретию. Рабство скоро принесло свои обычные плоды: как некогда на Руси, худшие из царей, из личных своих видов в династических раздорах, жертвовали благом страны, лучшие, ратовавшие за дело отчизны, становились жертвами произвола ханов. Подобно русским князьям, замученным в орде, погиб и грузинский царь Димитрий, прозванный Самопожертвователем (1270–1289). Вследствие интриг, заподозрив его в неверности, хан Аргун, стоявший уже на границе Грузии с целью мстить народу за мнимую измену царя его, потребовал Димитрия к себе. Димитрий, зная причину ханского гнева и несправедливость клеветы, решился лучше пожертвовать собой, чем вызвать страшное нашествие на родину. Чтобы обезоружить подозрение хана, он взял с собой и малолетнего сына своего Давида. Но ничто не могло смягчить подозрительности деспота – Димитрий был заключён в тюрьму и обезглавлен (1289 г.). Бывшие с ним грузины ценой золота купили тело царственного мученика у стражей и тайно перевезли во Мцхет. Это была та же судьба, которую пришлось испытать и русскому народу. И потому-то «из всех национальностей, вошедших в круг русского отечества, – говорит М.Д. Попка – не найти нигде русскому человеку столь искренней и братской дружбы, как в сердце грузина. И Русь и Грузия подружились ещё в те дни общей скорби, когда с поникшим челом носили яссак в Золотую Орду, и там встречались. А дружба, завязанная в общем несчастье, глубока и несокрушима как братство» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своей жизни я встретил человека, который обладал душевной красотой в высоком значении этого слова. Он дышал благородством; оно проявлялось в его словах и взгляде, в тоне его голоса и в каждом его движении; в нем чувствовалась не вычурная манерность, а благородная простота души. Это митрополит Димитрий (в миру князь Давид Иашвили)7, аристократ не только по происхождению, но и по духу. Он не был аскетом в обычном понимании этого слова, но имел дар – любить людей. Его доброта, душевная отзывчивость, доходящая до какой-то материнской нежности, его великодушие и умение обращаться с душой другого, как с драгоценностью, которую страшатся повредить неосторожным движением, его высокая сословная культура, лишенная, тем не менее, клейма сословной гордыни, создавали вокруг него атмосферу особой теплоты, и те, кто приходил в его дом, словно становились членами его семьи. Он был хорошо образован, но интеллигентность и интеллектуальность не подавляли в нем жизни сердца. Он писал не только богословские статьи, некоторые из которых, как, например, «Ответ профессору Кекелидзе» 30 , представляли собой апологию христианства; в молодости он сочинял стихотворения и драмы, которые получили высокую оценку в литературных кругах, но не могли быть опубликованы, так как их автор стал духовным лицом. Он был одним из лучших грузинских проповедников; речь его отличалась чистотой и изяществом языка. И вместе с тем он был по-детски наивен. Он не предполагал в других людях зла, поэтому его часто обманывали и злоупотребляли его доверчивостью. Кажется странным, что человек, обладающий глубоким умом, занимающийся литературным творчеством, следовательно, знакомый с психологией, в том числе с психологией греха, не понимал и не верил, что его собеседник может лгать, смотря ему в глаза. И здесь – опять психологический парадокс: человек, составляя свое представление о другом, моделирует в нем себя, ставит себя на его место и затем анализирует, как тот (а на самом деле – он сам) может поступить в данной ситуации. Поэтому благородному человеку трудно предположить подлость в другом, и даже когда он видит явный обман, который ставит его под удар, то старается объяснить это каким-то недоразумением. Я никогда не слышал от митрополита Димитрия грубого слова, раздраженного или нетерпеливого тона. У него была постоянная готовность нести тяготы другого. Когда ему в монашестве дали имя Димитрий в честь мученика царя Димитрия Самопожертвователя 31 , он сказал: «Как бы я хотел быть на его месте, чтобы отдать жизнь за свой народ».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Поражение татар и персов было полным. Спасся только султан Алдаранский с немногими воинами. Прибыв в Персию, султан явился ко двору шаха в разорванной одежде в знак траура и, рыдая, рассказал о гибели кочевников-татар. Шах-Аббас II тотчас написал грузинскому царю письмо, в котором требовал, чтобы ксанские князья были доставлены в Персию. В это время Грузией управлял царь Вахтанг IV 217 , в мусульманстве Шах-Наваз. Он обратился к князьям с повелением прибыть в Тбилиси. Князья знали, что идут на верную смерть. Они могли оказать вооруженное сопротивление царю, могли скрыться в горах Кавказа как непреступной крепости. Нередко в лабиринте ущелий и скал войска персов находили себе гибель как в каменной ловушке, где отряд в несколько десятков человек мог уничтожить тысячи воинов. Но они решили повторить подвиг святого царя Димитрия Самопожертвователя и отдались в руки Шах-Навазу. Царь-мусульманин даже не попытался заступиться за них. Он тотчас велел заковать князей в цепи, как преступников и отправил в Персию к шаху. Шах-Аббас II был восточным аристократом и изысканным ценителем поэзии. Его тонкие бледные пальцы, словно выточенные из слоновой кости, более привыкли к золотому перу, которым он писал стихи, подражая Хафизу 218 , чем к мечу. А слух, внимающий музыке газелей и рубай 219 , не мог выносить звона оружия и стона умирающих. Он принял трех князей, как будто ничего не знал о случившемся, расспросил их кто они и откуда, а затем предложил принять ислам и перейти к нему на службу. Те ответили отказом. Тихим и спокойным голосом, как полагается суфию, только что окончившему свои медитации, шах велел отдать князей Алдаранскому султану, добавив, что они могли бы стать воинами персидской гвардии. Может быть, царь-поэт не хотел пачкать кончики своих пальцев человеческой кровью, подписывая смертный приговор, а может быть, решил, что родственники убитых придумают более изощренную казнь, чем его придворные палачи. Мусульмане вновь предложили князьям принять ислам, обещая даровать им жизнь и свободу. Князья выбрали пытки и смерть. Подвиг князей Бидзины, Шалвы и Элизбара был исполнением двух заповедей – любви к Богу и любви к людям. Они не только подняли меч, чтобы спасти святыни Кахетии от разрушения и народ от гибели, но они добровольно отдали себя на казнь, чтобы предотвратить месть персов и новые кровопролития. Они могли избежать смерти, не только укрывшись в горах, или защищаясь в своих родовых владениях и замках, но хотя бы наружно приняв ислам. По закону шариата 220 человек, принявший магометанство, освобождался от всякого наказания. Христиан, иудей или зороастриец, живущий в магометанских странах, мог избежать суда и самого сурового приговора, прочитав в присутствии имама первую суру Корана (символ мусульманской веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Там мусульмане мстили сербам за мужественное исповедание христианской веры, а здесь мощи сожгла неизвестная рука. Но сохранилась одна кость преподобного Шио, как знак того, что его милость еще с нами. Царственные крестоносцы Грузии «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Ин.15,13 . На иконе «Слава Грузинской Католикосской Церкви», вместе с другими святыми, изображены три мученика-царя. Один из них – юный венценосец с прекрасным как у ангела лицом поднял глаза к небу, где теперь его нетленное царство. Это Карталинский царь Луарсаб. Другой – старый воин, убеленный сединами. Он погружен в глубокую молитву. Лик его дышит мужеством и благородством. Это Арчил, царь Иверии. У обоих в руках кресты вместо скипетров. Третий – стоит на коленях, как будто приносит перед Христом покаяние за себя и за свой народ. На лице его печать грусти, как отблеск заходящего солнца. Весь облик его выражает царственное величие и кротость. В глазах у него печаль и надежда. Это Димитрий Самопожертвователь, царь Восточной Грузии. Три царя сменили корону на мученический венец и стали ангелами-хранителями своего народа. При короновании царя вторично помазывают миром, чтобы благодать Божия дала ему мудрость и силы в управлении государством, в несении самого трудного послушания от Бога на земле. Царствовать – значит жить не для себя, а для своей страны, отречься от гордыни и превозношения, от пристрастий и привязанностей, стать отцом и справедливым судьей для своих подданных. Для достойного царя корона в вечности станет нимбом света; для недостойного – раскаленным обручем, надетым на его чело муками и укором совести за каждую слезу и каплю крови, которая была пролита по его вине в его стране. При короновании царь дает обет пред Богом жить для своего народа. Эта клятва как печать не смывается даже смертью. Если святые, как и ангелы, служат людям по велению своей любви, то святые цари – по любви и по долгу. Царство их не прекращается со смертью; оно переходит в духовное служение народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Активная и непримиримая позиция Д. в защите прав груз. языка и резкая критика в адрес главноначальствующего гражданской частью на Кавказе кн. А. М. Дондукова-Корсакова и чиновников кавк. администрации стали причиной 2-й ссылки Д., поводом послужили общественные волнения в Тифлисе, возникшие в результате убийства 24 мая 1886 г. ректора Тифлисской семинарии прот. П. Чудецкого исключенным из семинарии студентом И. Лагиашвили. На похоронах экзарх Грузии архиеп. Павел (Лебедев) проклял убийцу и страну, рождающую таких «разбойников», что вызвало протест в среде груз. общественности. 8 июня Д., находясь в с. Квишхети, где с 40-х гг. жила его семья, писал архиеп. Павлу, что «если все это правда, Ваше достоинство может спасти лишь удаление проклявшего из проклятой им страны» (цит. по: Очерки. 1990. Т. 5. С. 446). 25 июня 1886 г. Дондуков-Корсаков в письме министру внутренних дел России М. Т. Лорис-Меликову просил его ходатайствовать перед императором об удалении Д. с должности предводителя дворянства Кутаисской губ. и ссылке в Ставрополь. Дондукова-Корсакова поддержал и находящийся в Кисловодске обер-прокурор Святейшего Синода РПЦ К. П. Победоносцев ( Утурашвили. 1989. С. 294). Высочайшим указом от 4 авг. 1886 г. Д. был сослан в Ставрополь; 27 окт. 1886 г. он покинул Грузию. Летом 1887 г. супруга Д. встретилась в Боржоми с вел. кн. Михаилом Николаевичем, к-рый обещал помочь Д. получить аудиенцию у императора. В ночь с 24 на 25 окт. (с 4 на 5 нояб.) 1887 г. Д. был убит в своей квартире, по офиц. версии, с целью грабежа, по др. мнению, агентами 3-го жандармского управления, поскольку Д. находился под их круглосуточным наблюдением. Д. был похоронен 8 нояб. с большими почестями и при многочисленном стечении народа в пантеоне на горе Мтацминда в Тифлисе. В надгробной речи А. Церетели назвал Д., как и груз. царя-мученика XIII в., Димитрием Самопожертвователем (Тавдадебули); позже современники называли его мучеником. Похороны переросли в демонстрацию антиправительственного протеста.

http://pravenc.ru/text/178101.html

Это колонизационное движение монголов на юг, вызванное лучшим климатом и привлекательною природою Грузии, играло не последнюю роль, в связи с другими условиями, между прочим и в освобождении России от ига монгольского. Никогда христиане не испытывали такого страха и ужаса пред новыми народностями, как заслышав о движении Татар-Монголов, отличавшихся безобразным обликом лица. Монгольские орды, посланные, как тогда говорили, Чингисханом для освобождения Св. Гроба, так быстро и незаметно прокрались к границам Грузинского царства, что для отражения их не было предпринято никаких мер. Население Грузии поддалось обману, оно в начале их приняло, даже странно сказать, за каких-то христиан «и сначала мы не защищались, писала царица Русудан папе Римскому Гонорию III, думая, что они христиане, но потом мы поняли, что они плохие христиане, тогда мы собрали войска, напали на них, избили 25.000, многих забрали в плен, а остальных изгнали из нашей страны...» 26 Но монголы-татары стали грозою для христианского востока вообще и Грузии в особенности после распространения среди них ислама (в конце XIII-ro века), когда от побежденных народов кроме тяжелой дани требовали еще религиозного отступничества. Свирепые монголы, новые прозелиты ислама, излили на несчастных жителей Грузии всю свою ярость, произвели неслыханное кровопролитие. Они распинали Грузин на крестах, в них, как в цель, стреляли из луков, сожигали и сажали их на кол, младенцев били о камни, подбрасывали на воздух и подстреливали или пересекали их во время падения... Стоны, плач и кровь доставляли им потеху, вызывали на их безобразных лицах животное наслаждение, адский хохот; в волнах Куры погибло в это нашествие около 100,000 мученическою смертию. Даже самоотверженный подвиг Карталинского царя Димитрия II-ro (1270–1289 г.) Тавдадебули (самопожертвователь), положившего жизнь свою за православную Грузию, не остановил неумолимых и кровожадных мусульман 27 . О нашествии монголов на Грузию и о несчастиях, испытанных ее жителями, было задолго до самого разгрома предсказано благочестивым отшельником Василием Мтацминдели 28 . В царствование Давида VI, (1292–1310) появилась на севере небывалая звезда, – предвестница несчастий, она имела форму копья и виднелась четыре месяца 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ Св. Димитрий II Самопожертвователь. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. Ок. 1280 г. Св. Димитрий II Самопожертвователь. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. Ок. 1280 г. [Самоотверженный; Деметре Тавдадебули; груз. ] (1259 - 12.03.1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта). Сведения о нем содержатся в летописи историка XIV в. Жамтаагмцерели. Сын груз. царя Давида VII (1247-1269/70) и дочери Рачинского эристава Кахаберисдзе Гванцы, убитой монголами, когда Д. С. был еще младенцем ( Жамтаагмцерели. 1959. С. 237). В этот период в Вост. Грузии господствовало монг. ханство ильханов, в зап. части страны правил Давид VI Нарин (1247-1293), княжество Самцхе подчинялось непосредственно монг. хану. В 1269/70 г., после кончины Давида VII, монголы утвердили на престоле Вост. Грузии 10-летнего Д. С., спустя 2 года он получил в Орде от Абага-хана ярлык на царство. Ставленник монг. хана, подданный князей Мхаргрдзели Садун Манкабердели был назначен атабагом - везиром, к-рый фактически правил страной и вскоре занял должность амирспасалара (военного министра). Смерть Садуна в 1281 г. позволила юному Д. С. укрепить свою власть: сын везира, Хутлу-Буга, наследовал лишь амирспасаларство, атабагом Д. С. назначил его соперника - Тарсаича Орбели. Молодой царь заново заселил опустошенные монг. набегами земли, делал пожертвования в мон-ри и храмы, раздавал милостыню больным и сиротам. Восстановил в Тбилиси ц. Метехи во имя Пресв. Богородицы. Католикос-патриарх всей Грузии Николай III (1250-1282) не раз обличал Д. С. в многоженстве. Царь, согласно принятому в то время при дворе монг. обычаю, имел 3 жен. От дочери трапезундского императора у него было 5 детей (Давид, Вахтанг, Лаша, Мануил, Русудан), от дочери монг. воина - трое детей (Баадур, Ядгар, Джигда) и от дочери самцхийского кн. Беки Джакели - сын (впосл. царь Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший Грузию) (Там же. С. 285-286).

http://pravenc.ru/text/178179.html

Сам Димитрий Донского был щедрым благотворителем. Многие современники отмечали за ним христианское великодушие и благочестие. Кульминацией правления Димитрия Донского стала знаменитая Куликовская битва (1380), в которой сам святой был тяжело ранен. Впервые за многие годы произошло, казалось бы, невозможное:  русские князья сумели объединиться, выступить против непобедимых татар и одолеть их. Именно благодаря этому грандиозному событию, которое ознаменовало начало освобождению от ига, святой Димитрий получил свое историческое прозвище Донской. Особенным было и то, что перед битвой московского князя благословил преподобный Сергий Радонежский. Пример уникальный — до этого духовенство не поддерживало открытого сопротивления татарам, оберегая так княжества от кары могучего захватчика. Умер святой Димитрий Донской по-христиански — мирно, причастившись, простившись со всеми. Его тело похоронили в Архангельском соборе в московском Кремле. Князь был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. Другие известные святые с именем Димитрий: Великомученик Димитрий Солунский (кончина 306) Родился в семье тайных христиан. Его отец был римским проконсулом в Фессалониках (Греция) и после его смерти Димитрий был назначен на эту должность. Но святой Димитрий занимался не столько своими прямыми государственными обязанностями, сколько искоренением местных языческих обычаев и проповедовать христианство. Через некоторое время об этом доложили императору. Вскоре Димитрий был арестован. Темничная стража по приказу императора умертвила проконсула копьями. Уже при императоре Константине (324–337) над могилой великомученика Димитрия построили храм, а его мощи были обретены нетленными. Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь (1259–1289) Происходил из древнего рода Багратионов. За время своего правления он много заботился о процветании народа. Святой проводил мудрую политику в отношениях с воинственным соседом — Персией, благодаря которой некоторое время предотвращал военное столкновение с опасным противником. Однако новый султан разорвал дипломатические отношения с Грузией и, собрав огромное войско, подошел к границам. Святой Димитрий, отправившись в стан противника, всеми силам пытался склонить султана к миру. В конце концов царь сказал тирану: «Пожертвую жизнию для спасения своих поданных». Он был казнен, а персидская армия отошла от границ. За спасение Грузии ценой своей жизни святой Димитрий получил в народе прозвище Самопожертвователь.

http://foma.ru/imya-dmitriy.html

Святой мученик Димитрий II Самопожертвователь, царь Грузинский Память 16/29 марта Святой Димитрий, правнук царицы Тамары, был еще совсем ребенком, когда его мать царица Гванца была убита монголами. Его отец царь Давид V умер, когда Димитрию было десять лет, и мальчика отослали в ставку татар в Азербайджане. После признания его грузинским царем (1271 или 1273) Димитрий вернулся на родину и выказал глубокую мудрость в управлении страной и огромную любовь к своему народу, испытывавшему жестокие страдания при иноземном владычестве. Молодой царь воспользовался относительно мирным временем, чтобы строить церкви и монастыри и восстановить укрепления городов. Но поскольку хан постоянно забирал грузинских воинов для участия в своих военных походах, Грузии недоставало сил поддерживать порядок внутри государства и защищаться от внешних врагов, поэтому Димитрий не смог полностью восстановить страну. Когда царя заподозрили в заговоре против нового хана, он был вызван в ставку татар (1289). Хотя придворные и пытались отговорить его, он отправился туда, дабы избавить свой народ от мести татар. Димитрия сопровождали, помимо его сына, католикос Авраам, священник и несколько придворных. Хотя и было доказано, что царь невиновен, Димитрий был заключен под стражу. Несколько грузин подготовили его побег, но он отказался со словами: «Я с самого начала знал, что меня ожидает. Я полагаю жизнь за свой народ, ведь если я сбегу, то мой народ будет уничтожен». Причастившись Святых Таин, он спокойно принял смертный приговор. Когда его голова скатилась под ударом меча, солнце скрылось и мрак покрыл город. Немного времени спустя католикос с помощью тбилисских рыбаков смог вернуть его мощи в Мцхету. 29 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Леван 30 марта 2013, 17:28 Спаси Господи за публикацию жизнеописания святого мученика Димитрия II Самопожертвователя. Слава Богу за все! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60458.html

Память святителя Евфимия начала праздноваться вскоре после его кончины. В 1494 году он уже помещен в одной служебной Минее между новыми русскими чудотворцами. Шесть лет спустя в Вяжицкой обители была уже построена церковь, посвященная имени святого Евфимия. На Московском Соборе 1549 года установлено общецерковное празднование святителю. Святые мощи его почивают под спудом в Вяжицком монастыре под соборной церковью во имя Николая чудотворца. Март, 12 Димитрий II, Самопожертвователь, благоверный грузинский князь Святой благоверный грузинский царь Дuмumpuй II, прозванный народом Самопожертвователем, происходил из династии Багратидов и был сыном царя Дabuдa V († 1269). Царь Димитрий прилагал много усилий для процветания и мирного благоденствия своей страны. В его царствование в состав Грузии вошли прилегающие к ней армянские провинции, что вызвало неудовольствие соседней Персии. Благодаря мудрым действиям святого Дuмumpuя II, оказавшего ряд услуг персидскому султану Ахмеду, столкновения с Персией в течение нескольких лет удавалось избежать. Новый персидский султан Аргун по наущению своего придворного врача-иудея, возбудившего в нем сильную вражду против православного царя Димитрия, подступил с большим войском к границам Грузии. Султан Аргун расположил свой лагерь в Муганской степи. Святой царь Димитрий, желая спасти страну от опустошительного разорения, сам прибыл в стан неприятеля и старался заверить его в своем миролюбии. Султан в неукротимом гневе предложил царю выбор — смерть или разорение Иверии. Царь Димитрий отвечал тирану: «Пожертвую жизнью для спасения своих подданных». Святой Димитрий был казнен († 1289). Грузинские и армянские историки сообщают, что через несколько часов после мученической кончины святого Димитрия внезапно затмилось солнце и ужас объял султана Аргуна и его войско. В страхе персы покинули Грузию, не успев предать ее разорению. «Память святого царя Димитрия, нареченного от иверцев Самопожертвователем, пребудет священною в стране, которую он спас от тирана пожертвованием своей жизни». Март, 14 Феогност, Митрополит Киевский и всея Руси

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010