Всё, написанное тобою о святом епископе, приходит в исполнение, при содействии Божественного Промысла. Святая Церковь укрепляется, еретики посрамляются и будут изгнаны, неверный царь, вместе с просветлением очей телесных, получает просветление и очей духовных. Будь здрав о Господе, брат, и моли обо мне Владыку Христа, чтобы мы в будущей жизни увидели друг друга и пребывали неразлучно вместе. Прочитавши с удивлением такой чудесный ответ, епископ вспомнил о пророке Аввакуме , который был взят ангелом из Иудеи в Вавилон к Даниилу и снова в тот же час возвращен был в Иудею, и сказал сам себе: – Всемогущий Бог, сотворивший в древности такое чудо, мог и теперь сотворить подобное: Он дивен во святых своих ( Пс.67:36 ). Святой епископ пробыл у преподобного пустынника день и ночь, а наутро, по совершении молитвы, простился с ним и возвратился в Вавилон, к царю. Царь сказал ему: – Хотелось бы мне, любезнейший отче, никогда не расставаться с тобою ни в этой жизни, ни в будущей, – так тесно соединилась моя душа союзом любви с тобою! Епископ отвечал: – Я вижу, что двери между мною и тобою открыты. Мне не нужно выходить вон, а тебе ко мне нет надобности входить. Когда же двери затворятся, мы разлучимся друг с другом и об этом я весьма скорблю душою. Царь же сказал: – Что такое эти двери и что значит их закрытие? Прошу тебя, скажи мне, чтобы я мог это понять! Тогда святитель, вынув из-за пазухи Святое Евангелие, истолковывая его на понятном царю наречии. Царь же, со вниманием слушая, умилялся сердцем и возгорался любовью ко Христу. В это время при нем было только трое вернейших слуг, родом из Аравии, которые также с умилением слушали Святое Евангелие, чтение которого епископ продолжал до самого вечера. Наутро же царь, освободившись от дел, снова призвал к себе святителя как бы для того, чтобы спросить у него совета как у врача, а на самом деле для того, чтобы воспользоваться через него врачевством для души своей; и снова целый день внимательно слушал повествования Евангелия и поучения Спасителя, и уверовал потом во Христа и сам и его три служителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вскоре после этого явился в тех местах правитель Маркиан со своею женою и сыном, и стал с яростью преследовать христиан, отдавая их на истязание и смерть. Узнав об Иулиане, что он человек знатного происхождения и верует во Христа, а также услышав о множестве живших с ним и исповедовавших одну с ним веру братиях, он послал к нему видных граждан, чтобы они убедили Иулиана принести жертвы идолам, как того требовал император. В то время в обители преподобного Иулиана из окрестных городов собралось множество священников, диаконов и других клириков, вместе с епископами, и все они, пламенея любовью к Господу своему, готовы были охотно принять за Него мученическую смерть. Когда явились к ним посланные от правителя, то все собравшиеся отвечали им, что у них один Царь – пребывающий на небе Господь Иисус Христос, и Он повелел им не поклоняться идолам и скрывающимся в них бесам, но поклоняться только единому Истинному Богу; и вот они повинуются Христу и готовы тотчас умереть за Него. Посланные возвратились к правителю и донесли ему о том, что услышали, и правитель, разгневавшись, послал отряд войска взять одного Иулиана, – а монастырь, со всеми находившимися в нем сжечь. Итак, блаженный Иулиан был взят и, связанный, отведен в темницу, а находившаяся в монастыре братия его, числом до 10 тысяч, вместе с бывшими там епископами и клириками, были сожжены, вместе с монастырем, как благовонная жертва Богу. И долгое время после этого на том месте слышалось сладкогласное пение большого хора поющих именно в те часы, когда обычно совершаема была Божественная служба – в первый, третий, шестой и девятый. На том же месте совершалось множество исцелений от разных болезней – над теми именно больными, которые удостаивались услышать упомянутое пение. Наутро святой Иулиан был представлен на суд правителя. Святого долго то убеждали хитрыми словами и ласками, то устрашали страхом наказания, но он не послушался ни угроз, ни убеждений. Тогда его стали бить без жалости суковатыми палками. Во время этого истязания одна палка, от силы удара, переломилась и кусок ее попал в глаза одного родственника правителя и повредил их, отчего правитель пришел в еще большую ярость. Святой страдалец сказал правителю:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: – Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Несмотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам нимало не усомнился, что оно – от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования ( Евр.11:19 ). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь 6495 . На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, – и пошли оба вместе на гору. И сказал Исаак Аврааму: – Отец мой! вот огонь и дрова, – где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: – Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И они пошли далее оба вместе. Достигнув места, которое указал ему Бог, Авраам устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий истинный сын Церкви Христовой должен вспоминать о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа, которые Он неповинно претерпел за нас. Известно, что после Тайной Вечери Иисус Христос вместе с учениками Своими: Петром, Иаковом и Иоанном, пошел в Гефсиманский сад и, преклонивши колена, молился Богу Отцу: «Авва Отче! все возможно Тебе: пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». 4 Так в скорби великой молился Христос, и кровавый пот каплями падал на землю. Когда Христос оканчивал молитву, подходил уже Иуда с посланными воинами, которым он дал такой знак: «Кого я поцелую, тот и есть», и, пришедши, тотчас подошел к Нему и говорит: «Равви! Равви!» и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его». 5 О, богомыслищая душа, последуй же теперь за Христом и посмотри на Его страдания! Прежде всего Его связанного привели к тестю Каиафы Анне, который начал спрашивать о учении и учениках. «Я говорил явно, – ответил Иисус, – что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им». Лишь только сказал Христос это, как один из служителей подошел и ударил Его по щеке. «Так отвечаешь Ты первосвященнику?» Иисус же кротко ответил ударившему: «Если Я сказал худо, по- кажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» 6 Этими словами Христос будто хотел сказать: о, человек, что причиняешь такую сильную боль Мне, Создателю твоему? Размышляя об этом, христолюбивая душа, с горькими слезами и умиленным сердцем принеси молитву Господу! Но продолжай, богомыслищая душа, дальше следовать за Христом. Вот Он привязан к столбу, получает бесчисленные удары, окровавлен, изранен, обнажен и поруган. Пророк Исаия, предвидя эти страдания, сказал: «И видехом его не имуща вида ниже доброты». 7 Один из учителей Церкви, толкуя слова Евангелия: «се человек», так говорит устами Пилата: «О, род иудейский, посмотри на своего царя, не имеющего вовсе человеческого вида, но всего истерзанного, окровавленного и в ранах, посмотри и перестань неистовствовать! Но иудеи кричали: «Возьми, возьми, распни Его!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить СИЛУАН, АПОСТОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Силуан ( I в.), апостол от семидесяти, епископ Солунский , священномученик Память 30 июля и в Соборе семидесяти апостолов Проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом . В первом Соборном послании к верующим, рассеянным в Понте , Галатии и Асии святой апостол Петр упоминает о нем: " Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата " ( 1 Пет. 5, 12 ). Апостол Павел во втором послании к Коринфянам тоже говорит о нём: " Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном " ( 2 Кор. 1, 19 ). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей от язычников ради Господа в I веке. Блаженный Феодорит в толковании на послания святого апостола Павла ( 2 Кор. 1, 19 ) полагает, что апостол Силуан есть одно лицо с апостолом Силой . За это говорит и то, что Сила совсем не упоминается в посланиях, тогда как он был одним из ревностнейших сотрудников святых апостолов, Силуан же упоминается у Апостолов в таких случаях, которые приличны Силе. Многие западные толкователи (Визелер, Мейер и другие) и Силуана, о котором говорит апостол Петр в первом послании ( 1 Пет. 5, 12 ), считают за Силу Тропарь Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику, апп. от 70-ти Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/сии бо идольскую лесть обличиша/и, неверныя в веру уловйвше,/молят непрестанно о всех, память их величающих. Использованные материалы   См. прим. 2 к главе " Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними, Память 30 июля " , Жития Святых свт. Димитрия Ростовского Редакция текста от: 04.04.2018 07:01:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " СИЛУАН, АПОСТОЛ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/6548.html

Вы же, о возлюбленные, да помните обо мне, по Христе Господе пастыре вашем, хотя бы даже и грешном, да являете ко мне любовь нелицемерную, повиновение без лести, и повиновение подобающее, и да творите все это с усердием. Если Христос повелел мне быть вашим отцом, то будьте для меня близкими чадами. Если изволил Христос, чтобы я был первенствующим среди вас, то будьте вы кроткими и смиренными под управлением первенствующего. Если поставил меня Дух Святой вам в пастыри, будьте вы истинными овцами, послушными, а не противящимися голосу пастыря своего. Если поставил Бог меня вашим учителем, то «придите, чада, ко мне, послушайте меня, и я страху Господню научу вас» ( Пс. 33:12 ). Если Он дал вам меня в начальники, то повинуйтесь наставнику вашему и покоряйтесь, ибо мне вверено бодрственное попечение о душах ваших, как «обязанному дать отчет», – чтобы Я делал это «с радостью, а не с воздыханием» (см. Евр. 13:17 ). Когда увижу я, что вы во всем храните добрую совесть, начну радоваться. Когда же увижу во всем вашу злую волю, начну воздыхать. Когда увижу, что вы истинные овцы Христовы, идущие направо, я буду радоваться. Когда же увижу вас уклоняющимися в сторону, куда пойдут козлища, начну воздыхать. Если найду в вас истинную любовь к Богу, смирение и повиновение, премного буду радоваться. Если же найду нелюбовь, презрение, непокорность, то много буду воздыхать. Порадуюсь я добронравной и богоугодной жизни вашей и печален буду о развращенных. Заботьтесь же, чтобы с радостью пас вас, а не воздыхая. Если заставите меня воздыхать, то неполезно будет вам сие. Бог же Преблагой, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ), Тот да наставит вас на путь, дабы творить волю Его святую и совершенную (см. Рим. 12:2 ) и во всем угождать Ему, дабы вы предстали Страшному Суду Его непосрамленными и непостыженными. Да возрадуюсь и я, недостойный пастырь, и скажу тогда Владыке Христу: «Вот я и дети, которых Ты дал мне» (см. Ис. 8:18 ). Ныне же всячески постараемся все, уклоняясь от зла, творить благое (см. Пс. 33:15 ), дабы предстать угодными пред очами Господними.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вы же, православные слушатели, просите, и дано будет вам, стучите в небеса молитвой, чтобы открылись вам врата к наследию вашему. Храбрые мужи проливают за вас пот свой и, если угодно будет Богу, готовы пролить и кровь, мы же должны проливать слезы, чтобы Господь обратил оружие врагов в их же сердца, и чтобы луки их сокрушились. Вдовица, терпевшая обиду от своего соперника, пришла просить милости и суда у судьи неправедного, не боявшегося Бога и не стыдившегося людей, и она упросила его об отмщении. Ты же, Православная Россия, столь долгое время терпящая обиду от твоего врага, припади со слезами к Милостивому и Праведному Судии, чтобы Он отомстил за тебя. В Его милости и правде ты уже достаточно убедилась. Теперь же только припади к Нему со слезами и усердием, а Он отомстит за тебя и исполнит тебя великой радостью. Ведь Он Сам обещается, говоря: «Что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лк. 18:6–8 ). Облака и гром, которые мы видим и слышим в небе, по философскому мудрствованию происходят не из чего-либо иного, как именно из влаги, паров и газов, которые солнце вытягивает от земных тел и возносит вверх. Подобно этому и мы, если хотим, чтобы «возгремел с неба Господь, и Вышний дал глас Свой» ( Пс. 17:14 ), чтобы Он ниспослал стрелы и разогнал врагов, чтобы умножил молнии и привел врагов в смятение, – и мы должны для этого испустить из очей влагу слезную. Она не падает на землю, но скоро восходит к небесам, как об этом говорит святой Давид: «Ты положил слезы мои пред Собою» ( Пс. 55:9 ). Из этих слез произойдут громы и молнии на врагов и приведут их в смятение. Когда на земле загремят пушки, тогда и небо испустит эти громы и смутит врагов наших. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7:7 ) (1). Не великим ли считается быть богомольным и непрестанно проводить время в молитвах? Не считается ли такой наследником Царства Небесного? Но и о таком псаломник в одном месте говорит так: «молитва его да будет в грех» ( Пс. 108:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Выслушай слово Господне: Вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сегодня, в Вавилон; ничего не останется. Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут и будут они евнухами во дворце царя вавилонского. – Благо слово Господне, которое ты изрек, – со смирением отвечал раскаявшийся Езекия, молясь в то же время, чтобы мир и благосостояние сопровождали хотя бы только дни его ( 4Цар.20:13–19 ; 2Пар.32:31 ; Ис.39 ). Господь не отринул молитвы погрешившего царя: в мире «почил Езекия с отцами своими» ( 4Цар.20:21 ) и был похоронен со всевозможными почестями, при стечении множества иудеев, над гробницами сынов Давидовых в Иерусалиме 3050 ( 2Пар.32:33 ). Вскоре окончил дни свои и великий пророк святой Исаия: по преданию иудейскому, принимаемому Тертуллианом , Лактанцием и блаженным Иеронимом, святой Исаия скончался мученически, перепиленный пилою 3051 при преемнике Езекии Манассии. Если, как говорит святой Кирилл Иерусалимский , «не одному из пророков не был Христос неведом», то о пророке Исаии это должно сказать в особенности. Книга его содержит предсказания о Христе-Спасителе столь полные и ясные, что по справедливости устами отцов церкви святому Исаии усвоено наименование «Ветхозаветного евангелиста». У этого великого ветхозаветного пророка находим подробно начертанный образ Грядущего Мессии. Предваренный пришествием Предтечи ( Ис. 40:3 ) Мессия, происходя по человечеству от рода Иессеева ( Ис. 11:1 ), родится от безмужней Девы ( Ис. 7:14 ) и будет преисполнен Даров Святого Духа ( Ис. 11:2 ) и носить имена, с несомненностью указующие на Его Божеское достоинство ( Ис. 9:6 ). Смиренный и кроткий Раб Божий, возлюбленный Господом и призванный Им для возвещения народам истины, Мессия «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», проявляя в то же время великую силу в водворении на земле своего царства ( Ис. 9:1–4 ), которое явится царством правды и мира и боговедения, – «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут жить вместе, и малое дитя будет водить их, и корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и малое дитя будет водить их, и лев, как вол, будет есть солому, и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою в гнездо змеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Высок лик апостолов, высок и лик пророков, не низок чин и учителей, преподобных, девственников, пустынников и прочих святых, однако же все они достигли своего совершенства не без страданий. Примером же для всех них явился Господь наш Иисус Христос. Он был пророк, ибо предсказывал будущее – о разорении Иерусалима и о дне Страшного Суда. Он был и апостол, ибо, будучи послан от Бога Отца, ходил с проповедью всюду. Был Он и Врач безмездный, и весь народ желал прикоснуться к Нему и исцелиться от своих недугов. Он был и постник, и пустынник, ибо возведен был Духом в пустыню и постился сорок дней. Он был и великий чудотворец, воскрешавший мертвых. Но не здесь Он утвердил венец царствия Своего, венец славы Своей. Где же? В страдании, в терновом венце, в излиянии Крови Своей: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк. 24:26 ). Вот вы видите, как царствует терние, как страдание порождает славу. Видите, что и для Самого Господа был не иной какой путь к вечной славе, как только в страданиях (1). Сын Божий естественный, желая, чтобы сыны Божии приобщенные были сообразны Ему на земле не в чем-либо ином, как в страданиях, показал это Свое хотение при Своем рождестве. Ибо, сойдя с неба на землю, чтобы возвести от земли на небо род человеческий, и родившись от Пречистой Девы в Вифлееме, тотчас же дарует спасение четырнадцати тысячам младенцев, подобных Ему в младенчестве, и дарует его не иначе, как только мученичеством, чтобы те, которые будут сообразны Ему в небесной славе, прежде всего были сообразны Ему на земле в страдании (2). Страдание за Христа трудно, и не только для нас, но и для верующих, бывших прежде нас, было страшно. Многие убегали из рук мучительских и скрывались, где кто мог; иные же от страха даже отвергались от Христа. Но ныне, слава Богу, уже нет гонений за Христа. Однако и теперь находятся многие, неповинно мучимые и оскорбляемые, хотя и не за Христа, и не за отвержение Его. Таковые, если благодарят Бога за свои страдания, то носят язвы Господа Иисуса на теле своем, как апостолы и сами мученики Христовы (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Где нет присутствия Господня, где люди не имеют перед своими очами Бога, где не смотрят на Бога, там не что иное может умножаться, разве только бесы да свиньи, то есть бесовская злоба и свинская жизнь; там люди не как люди, но как бесы и бесноватые свиньи, утопающие в пучине погибели. Потерял Иуда присутствие Господне в себе, истребил в сердце любовь свою к Нему, не стало перед его очами Бога. Хотя простыми, плотскими очами он и смотрел на Христа, но умные его очи уже отвернулись от Христа, стали уже смотреть на сонмище иудейское и о цене совещаться: «что вы дадите мне, и я вам предам Его?» ( Мф. 26:15 ). Он совсем перестал смотреть на Бога и бояться Его. И что же случилось с Иудой? Вошел в него сатана, и стал Иуда как бес, ибо как «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ), так и прилепляющийся к бесу имеет один дух с бесом. Злой человек есть то же, что и бес, ибо, прилепившись к бесу, он имеет один дух с ним. Если человек перестанет смотреть на Бога, перестанет бояться Бога, и даже не будет мыслить о Боге в уме своем, как будто Его и совсем не существует, то он начинает жить безбожно. Забыв страх Божий, пойдет на неправедный промысел и за неправедной прибылью, протянет руку на чужое и на святое, протянет ее на хищение и грабеж, посягнет на ближнего своего и начнет искать головы его. В то время такой человек не что иное, как бес, ибо в него, как в Иуду, входит сатана и он имеет после этого один дух с сатаной. О как велико зло в том, чтобы не иметь перед своими очами Бога! Отлучился блудный сын от отца, ушел далеко от очей его, и что же он получил? Он попал к свиньям, он пас свиней и питался свинской пищей, он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи ( Лк. 15:16 ). Подобно тому и всякий человек, если начнет отлучаться от Бога своими злыми делами, начнет отлучать свой ум от присутствия Божия, начнет удаляться от Него на греховную страну, если, говорю, начнет приобретать свинский нрав и блудническое имя, то делается не чем иным, как только свиньей, валяющейся в смрадном болоте скверных дел, свиньей бесноватой, произвольно устремляющейся к вечной погибели и погибающей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010