Восходят на небо добрые дела, согласно словам Ангела Корнилию: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» ( Деян. 10:4 ). И Товии Ангел говорит: «Когда молился ты... и когда ты хоронил мертвых, я возносил память молитвы вашей пред Святаго» ( Тов. 12:12 ). Восходят же и злые дела. Вот, например, говорит Бог, посылая Своего пророка Иону в Ниневию на проповедь : «злодеяния ее (Ниневии) дошли до Меня» ( Ион. 1:2 ). Еще и Аврааму Он говорил: «вопль Содомский и Гоморрский… восходящий ко Мне» ( Быт. 18:20–21 ). Давид же вещает: «Ты положил беззакония наши пред Тобою» ( Пс. 89:8 ). Если бы я, грешный, имел дерзновение перед Господом Богом моим, то я сказал бы Ему: «Господи! Ты приставил Херувима с огненным оружием охранять райские Едемские врата, чтобы не входил туда никто. Почему же Ты не поставил хотя бы какого-либо меньшего Ангела у дверей небесных, чтобы туда не входили к Тебе наши злые дела?» Сказал бы я и святым: «Святой Петр, имеющий ключи Царствия Небесного! Неужели тебе повелено Богом пускать на небо все то зло, которое творится на земле? О святой Богослов, говоривший о небесном Иерусалиме: «И не войдет в него ничто нечистое» ( Откр. 21:27 ), – почему ты, когда грехи наши восходят туда, ставишь их у дверей небесных, а не взываешь громко: «Вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр. 22:15 )? Но не слушают святые меня, грешного, и попускают моим грехам появляться перед Богом. Вопль моей злобы восходит к Нему, ибо как невозможно магниту потерять силу, влекущую к себе железо, так невозможно лишить и всевидящее око Божие способности видеть все дела человеческие, согласно слову Сираха: «очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). Все, что совершается во вселенной, хотя бы даже в глубочайших пропастях земных, все для Него столь явно, как будто совершается перед Его лицом. Потому-то и говорится, что наши злые дела восходят на небо к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот видите, Он еще и убеждает нас, и уверяет подобиями и Своей Божеской благостью. Приводит здесь отца, у которого чего-либо просят его дети, и этим достаточно показывает силу молитвы. Но чтобы больше показать ее силу и пользу, Он приводит еще и некоего сурового судью, не боящегося Бога и не стыдящегося людей; если бы даже и милостивого привел, то достаточно и этим показал бы силу молитвы, ведь Бог несравненно более милостив и кроток, чем всякий самый милостивый человек. А между тем Он приводит даже бесчеловечного судью, которого ничто не могло склонить к милости и правде – ни страх Божий, ни страх перед людьми. Однако же его склонили молитвы и прошения одной вдовицы, терпевшей обиды. Когда вдовица жаловалась ему и просила, чтобы он отомстил ее обидчику, то неправедный судья после долгого времени сказал: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее» ( Лк. 18:4–5 )(1). Молитва удерживает руку даже Самого Всесильного, заносящего ее на отмщение грешникам. Молитва сняла железные узы с ног и рук святого апостола Петра, раскрыла темничные врата и безопасно провела его через все стражи воинов, как повествует об этом святой Лука (см. Деян. 12:7 ). Молитвою ноги святого Павла ослабли в колоде, и раскрылась внутренняя темница: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» ( Деян. 16:25–26 ). Молитвою Иисус Навин удержал солнце в его движении, пока люди Израилевы не победили своих врагов с помощью Бога, услышавшего глас человека (см. Нав. 10:13 ). Молитвою Езекия, царь израильский, повернул назад солнце на десять ступеней (см. 4Цар. 10:11 ). Молитвою пророк Илия заключил небо и отверз его тогда, когда захотел (см. 3Цар. 17:1–7 ); он же молитвою низвел с неба огонь на жертву (см. 3Цар. 18:36–38 ). Молитвою три отрока посреди огня остались неопаленными (см. Дан. 3 ). А чем израильтяне победили своих многих и сильных врагов: хананеев, хеттеев, евусеев, аммореев, гергесеев, мадианитян, ассириян, – ведь не столько оружием, которого по выходе из Египта у них даже не было, сколько молитвой: «И когда Моисей...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот как говорят они нам. Спросим же их обо всем. Если придет к кому греховное вожделение плотской нечистоты, спроси у мертвых, а именно у содомитян, горящих в неугасимом огне. Что они скажут тебе? Они скажут: если хочешь прийти на это огненное место и мучиться с нами вовеки, иди и делай, что захочешь. Захочет ли кто торжественно пировать каждый день, есть и пить, – спроси у мертвых, а именно у того богача, который, будучи в муках, возвел свои очи из ада, просил каплю воды от Лазарева перста на свой язык и не получил сего (см. Лк. 16:23–24 ). Если явится желание притеснять неповинных людей и делать им зло, спроси у фараона, неповинно притеснявшего народ Божий и утонувшего в море (см. Исх. 14:28 ), а ныне утопающего в геенне. Хочешь ли восстать на твоих владык и строить козни против них, спроси Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона и пожранных землей (см. Числ. 16:1–2, 32–33 ). Хочешь ли соревновать беззаконникам, спроси жену Лотову, посмотревшую на Содом и превратившуюся в соляной столп (см. Быт. 19:26 ). Хочешь ли грабить церковные вещи, спроси Илиодора, казначея сирийского царя Селевка, который, придя в Иерусалим, ограбил церковь и был убит ангельскими руками (см. 2Мак. 3 ). Хочешь ли возноситься, надмеваясь в своей гордыне, спроси Ирода, о котором пишется в Апостольских Деяниях и который, величаясь, сидел с великой гордостью перед всем народом: его внезапно поразил Ангел Господень за то, что он не воздал славы Богу, и он умер, будучи изъеден червями (см. Деян. 12:23 ). Хочешь ли уповать на богатство свое, спроси того евангельского богача, который говорил душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:19–20 ). Хочешь ли сделать что-либо злое, греховное, прогневляющее Бога, спроси грешников, которые содержатся в аду и осуждены на вечные муки. Что они скажут тебе? Посоветуют ли тебе прогневать Бога? Итак, спрашивай у мертвых и будешь разумным. Ты научишься у них разуму, привыкнешь к мудрости (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот почему нужно ходить в храм. Никакая домашняя молитва, даже глубоко верующего человека, не может быть соотнесена с молитвой сотен и тысяч людей. Ведь недаром Господь сказал «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Потому что молитва двоих-троих сильнее, чем молитва одного человека. Мы не знаем, о чем молится наш сосед, это сокрыто от нас, но тот факт, что он молится, и я молюсь, и еще десятки и сотни людей молятся, и создает этот дивный духовный поток человеческой энергии навстречу Богу, и Господь слышит наши молитвы. Храм имеет совершенно особое значение для человека. Воцерковление людей сегодня происходит именно через храм, и разговоры о том что «мне храм не нужен», уже почти не слышны, — все больше и больше людей понимает, насколько важны храмы Божии. Но храмов в нашем Отечестве пока не хватает. Кому-то со стороны кажется, что их и сейчас много, но на самом деле, если сравнить с тем, что было уничтожено добровольно, руками нашего народа, с теми тысячами и тысячами храмов, то мы с вами и до малой части того, что было уничтожено, не дошли. При всех наших строительных технологиях, при несоизмеримо бОльших, чем в дореволюционное время, деньгах мы еще не дошли до уровня, который является минимальным для правильной организации приходской жизни. Сегодня строительство храмов наталкивается на некую критику, но чаще всего она исходит от очень небольших, но хорошо организованных групп людей, которые используют средства массовой информации, оказывают давление на власти, — только чтобы храм не был построен. По милости Божией мы все это преодолеваем в Москве, зная, что это организованные кампании. Но такого рода кампании инициируются и в других местах — в первую очередь для того, чтобы парализовать волю власти, бизнеса, всех тех, кто помогает строить. Что сказать в ответ на это? «Да не устрашается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте», — говорит Господь (см. Ин. 14:1). Не надо ничего бояться, не нужно делать ошибок. Нужно хорошо разбираться, в том числе в протестных настроениях людей, но нельзя любое протестное движение воспринимать как некую инструкцию к действиям. Тогда мы потеряем не только веру православную — мы нашу страну потеряем. Мне приходится путешествовать по нашим городам, беседовать на тему строительства новых храмов. То, что я сегодня здесь сказал, относится не только к Барнаулу, но и ко многим местам, где строительство храмов вызывает протестное настроение, — чаще всего имеющее малое отношение к православной вере, но имеющее определенную политическую цель и политическое измерение.

http://patriarchia.ru/db/text/4228251.ht...

Вот поэтому, думаем, сказано в Евангелии: «Подобно царство небесное сокровищу, скрытому в поле». Но что же означает это поле? Всякий человек, принимающий в сердце свое слова Господни, подобен полю вспаханному и засеянному, и как поле, когда оно не вспахано и не обработано, не приносит плода, если даже и бросят семена в него; так и человек, если он не избороздится бедствиями и скорбями, то есть, если не будет иметь терпения, то не принесет плодов духовных и не обогатится сокровищем духовным. «В терпении вашем стяжите души ваша», сказано, и вот всякий, желающий собрать себе духовное сокровище, приобрети поле терпения и в терпении приноси плод свой. Дух Господень и дух мира Всякий человек, рожденный водою и духом, должен быть духовен; но как может быть духовен человек, когда он состоит также и из тела? Апостол Павел говорит: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас». 56 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога». 57 Таким-то образом всякий, имущий в себе Духа Святого, духовен есть. Два духа доступны человеку, по апостолу, – Дух Господень и дух мира. «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога», 58 говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Но оба они так далеко стоят друг от друга, как восток от запада, так различны между собою, как белое и черное, как свет и тьма, как день и ночь. «Возлюбленные, говорит св. Иоанн Богослов, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». 59 Дух Божий есть Дух правды; нет неправды в Нем. Не обманул Господь никого никогда; «Праведен Господ во всех путях Своих», 60 говорит псалмопевец. Все, что говорил Бог на словах, то исполнил на деле. Обещал Он Аврааму умножить потомство его, как звезды небесные, как песок морской, и исполнил обещание Свое; обещал через пророков сойти на землю, воплотиться от Пресвятой Девы и пострадать за род человеческий и сделал это; обещал воскреснуть в третий день и ниспослать Духа Святого и воскреснул и ниспослал. Таков Дух Божий, Дух правды. И вот всякий, делающий по правде, говорящий и помышляющий одну правду, носит в самом себе Духа Божия. Спрашивает. Давид Господа: «Кто может пребывать в жилище Твоем! кто может обитать на святой горе Твоей!» 3) и потом далее вдохновенный отвечает на это: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем». 61 Вот кому открыта дверь царствия небесного, вот кто, подобно корабельщику, благополучно проходящему в тихую пристань, достигнет, неба, руководимый Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот явные признаки не овец, а козлищ, или, лучше сказать, зверей. Кто угождает своему чреву, тот медведь; утучняющий свое тело – мул; злопамятный – верблюд; кто наносит вред ближнему своему, тот скорпион; кто коварствует, тот лисица; кто злобствует – ехидна. …Святой Златоуст коварного и исполненного злобы человека называет бесом и даже хуже беса. Почему? Потому, что беса можно отогнать от себя крестом, а злого человека ничем не отгонишь: не открестишься от него, не отмолишься. Что же превратило этих людей в зверей, в скотов и в самих бесов? То именно, что они не слушали гласа своего пастыря и прогнали его от себя с бесчестием (2). В мире сем, исполненном всех зол, о котором Писание говорит: «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ), – нам не о чем радоваться и можно разве только плакать. Ибо куда бы мы ни обратили своих очей, всюду зло, а не добро увидим. И зло увидим сугубое: или зло явное, или же зло, скрытое под видом добра, как яд бывает скрыт в сладости. Явное зло – это гонения, беды, брани, разорения, наказания Божии, за грехи попускаемые, как-то: голод, огонь, меч и тому подобное. Зло же, сокрытое под лицемерным добром, живет в суетных радостях и сладостях мира сего, в непостоянном счастье, благоденствии, в сожитии и содружестве человеческом. Тяжко и горько терпеть явное зло, по попущению Божию бывающее, но тяжелее и хуже терпеть зло прикрытое. Ибо как пес, молча и внезапно хватающий и кусающий зубами человека, хуже и лютее пса, лающего и бросающегося издали, так и зло, прикрытое добром, хуже и тяжелее, чем зло явное. Посмотрим ли на славу и богатства мира сего, и здесь кто не скажет: как хорошо быть прославленным, богатым, благоденствовать в счастье, праздно веселиться! Но мы усмотрим скрытый под этой сладостью яд – зло, прикрытое внешним добром. Славе и утехам конец в аду, как говорит святой пророк Исаия: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой» ( Ис. 14:11 ). Богатству же конец в рыдании, по словам апостола: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» ( Иак. 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все пошло прочь, погибло с шумом, где же находится душа, это мы увидим после (1). Пусть будет известно и то, что не все богатые будут осуждены на мучения, также и не все убогие и нищие будут посланы в рай. Много и богатых окажется в Царстве Небесном, много и нищих будет в геенне огненной. Те богатые, которые приобретают себе богатство от безгрешных промыслов, от своих собственных трудов, от справедливых сборов, которые, кроме того, милосердны и благоподатливы, – такие… покупают себе великое спасение. Не слышим ли мы, что многие, бывшие в жизни этой богатыми, ныне находятся в Царстве Небесном? Богат был царь Давид, не нищими были и святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, и все они спасены. Также и в новой благодати много было царей, вельмож, богатых и славных, о которых мы знаем, что они спасены, а некоторые из них даже в святцах считаются между святыми. Нищие же, убогие, которые ленятся работать и трудиться, а питаются воровством, крадут или на разбой идут, или другое что-либо делают худое, или ищут пропитания только от милостыни, от подаяния людского, и лезут в глаза людям, точно смола, хотя иные могли бы и трудиться, и зарабатывать себе хлеб, – такие не только не получат себе в будущей жизни милости Божией и Царства Небесного, но будут посланы даже в муку вечную и будут мучиться с бесами вовеки. Таким образом богачи праведные и добродетельные и в сей жизни богаты, и в будущей жизни наследуют богатство небесное. Нищие же воры, лентяи и тунеядцы и здесь нищи, и там будут нищими, а сверх того они будут осуждены и на муку вечную, от чего да избавит нас Христос Бог Своим милосердием (1). Небесное Царствие получил Закхей, бывший богатым, да и не только богатым, но начальником мытарей, несмотря на то что врата в Небесное Царство тесны. Как же богатый Закхей мог войти в них? Разве потому он мог войти, что был мал ростом и ему легко было войти? Но не думаю так, ибо хотя и мал был сей верблюд, зато имел великий горб, был очень богат, и пока он этого горба, то есть богатства, не сбросил, до тех пор врата небесные были для него тесны. Лишь отказавшись от него одним только словом: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», – он тотчас смог пройти ( Лк. 19:8 ). Если и ныне кто-либо из богатых скажет: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», – то и ему будет сказано: «ныне пришло спасение дому сему» ( Лк. 19:9 ). Пусть никто не сомневается в тех словах, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф. 19:23 )(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все это показываете, что Господь с самого начала явления Своего миру предначертал учредить видимое общество, единое, святое и неразрушимое, соединенное узами внутренними и внешними. Но во время земной жизни Своей Иисус Христос привлекал в Свое общество только немногих отдельных членов, как бы приготовлял только материалы для будущего стройного здания. Святая Церковь учреждена и утверждена смертью спасителя, – в то время, как Он изрек на кресте последнее слово: совершилось, и когда потом из прободенного ребра Его истекла кровь и вода, – как знамение, символе двух важнейших таинств, которыми живет и питается Церковь , – крещения и причащения. По словам св. Димитрия Ростовского , Церковь как бы родилась из ребр Спасителя, подобно тому, как Ева произошла из ребра Адама во время его сна. По воскресении Своем, Иисус Христос дает Апостолам торжественное повеление распространять Церковь Его во всех странах вселенной, передает им, как видимым преемникам служение Его на земле, ту власть, которую получил Он от Отца, не только как Сын Божий, но и как Искупитель мира: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; ( Мф. 28:18 ). И Апостолы, послушные велению Господа, облеченные силою свыше, изшедше из Иерусалима, проповедовали всюду, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. ( Мк. 16:20 ). Они распространили, возвысили и утвердили то здание, основание которому положил Иисус Христос. Никогда не приписывали они учреждение святой Церкви ни себе, ни какому-либо другому лицу; но всегда почитали ее творением Богочеловека, делом рук Его, а себя только приставниками и орудием Его воли. Внимайте себе и всему стаду, говорил св. Апостол пресвитерам ефесским, в нем же вас Дух Святой поставил епископов пасти Церковь Господа и Бога, он заслужил кровью Своею ( Мф. 20:28 ). Тот же Апостол говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец все покорил под ноги Его и поставил его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его ( Ефес. 1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Всего того лишает нас душевная слепота. «Нечестивые не увидят славы Твоей», Христе Боже ( Ис. 26:10 ), что само по себе горше всякого зла. Ибо как видеть лицо Господне блаженнее всех небесных блаженств, так и не видеть Его – лютее всех адовых мучений… Душевная слепота – это не познание себя, не предвидение грядущих бед: смерти, суда, геенны, – и все смертные грехи и страсти, когда к ним кто привыкнет и не хочет прийти в чувство. О таковой душевной слепоте Премудрость говорит: «Злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость» ( Прем. 2:21–22 ). И пророк Даниил: «Извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо» ( Дан. 13:9 ). И Псаломник: «Глаза свои устремили, чтобы ринуть на землю» ( Пс. 16:11 ). Так ослепленным не являет Господь лица Своего, ибо говорит у Иеремии: «Спиною, а не лицем обращусь к ним» ( Иер. 18:17 ). Не велят врачи здоровому всматриваться в больного или ослепленного, чтобы не повредились и зеницы здоровых. И небесный Врач от ослепления нашего лицо Свое со светлыми очами Своими отвращает: " Сокрою, – говорит, – лице Мое [от них] в тот день за все беззакония их, которые они сделают» ( Втор. 31:18 ). Когда же Господь отвращает от нас лицо Свое, тогда все беды нас постигают, что Он Сам нам изъявляет: «Возгорится гнев Мой на них в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он (народ израильский) истреблен будет, и постигнут их многие бедствия и скорби» ( Втор. 31:17 ). Потому и Давид сетует: «Ты же отвратил лице Свое, и я смущен был; когда Ты отвернешь лице, – смятутся» ( Пс. 29:8, 103:29 ). Воспрянем же, и ко благому Врачу, просвещающему всякого человека, со слепотою нашей душевною притечем, молясь: «Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения. Не отвергни меня от лица Твоего. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю. Тебе сказало сердце мое: Господа взыщу. Тебя искало лицо мое – лица Твоего, Господи, взыщу» ( Пс. 50:13, 68:18, 26:8 ) (3). Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы? И сказал им Иисус: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9:40–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всем вообще Он дал власть изгонять нечистых духов и исцелять всякий недуг и всякую болезнь. Ко всем вообще Он сказал: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» ( Мф. 10:8 ). В этом же числе был и Иуда, согласно Евангелию: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его», и прочие по именам их, наконец, «и Иуда Искариот, который и предал Его» ( Мф. 10:2–4 ). Этих двенадцать послал Иисус, заповедав им, говоря: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте»; следовательно, и Иуда имел от Христа те же дарования и благодатью Христовой творил такие же чудеса, какие творили и прочие апостолы: исцелял больных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых и изгонял бесов. Чего же ему еще недоставало? Недоставало ему бодрствующего стража, недоставало благодарности, которая сохранила бы в целости то духовное Иудино сокровище. Поскольку же он оказался неблагодарным за все те Божии дарования, то все их он потерял в один час, и невидимые воры расхитили их. Святой Златоуст, смотря на Тайную вечерю, разбирая Иудины намерения и держа в уме евангельские слова: «Он (Иуда), приняв кусок, тотчас вышел» ( Ин. 3:30 ), – размышляет об этом, говоря, что «когда Иуда причастился последней вечери в ту последнюю ночь вместе со всеми возлежащими, то он сам, встав, ушел. Этому подражают те, которые уходят прежде последнего благодарения, то есть прежде последнего церковного отпуста. Ведь если бы Иуда не вышел, то он не сделался бы предателем». Мы же внемлем следующим словам: «Иуда не сделался бы предателем, если бы не вышел прежде благодарения», если бы с прочими апостолами он подождал последнего благодарения. Итак, здесь этот учитель вселенский, святой Златоуст, всю вину погубления духовных Иудиных сокровищ полагает в том, что Иуда предатель, будучи неблагодарным за столь многие благодеяния Христовы, оказанные ему, не захотел и на последней вечери подождать благодарения, но вышел прежде всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010