— Я.. я ничего! — всхлипнула в ответ Даша. — А хочешь, детонька, я тебя развеселю? Хочешь, расскажу, как мамоньку мою, Александру Григорьевну замуж выдали? — улыбнулась старушка. — Чудо как занятная история! — Рас… расскажите, п-пожалуйста! — успокаиваясь, проговорила девушка, отирая слёзы уголком своего нового шарфика. — Ну, послушайте, детки, про старые времена, такого уже никогда больше в России не будет! Мамонька моя, Александра Григорьевна, одна тысяча восемьсот девяносто второго года рождения, была уроженкой города Курска, как и родители её, дедушка и бабушка мои, Григорий Карпович и Марфа Степановна. Мамонька была старшею сестрою из двух дочерей своих родителей, младшую, родившуюся шестью годами позже мамоньки, девочку, назвали Клавдией. Когда мамочке моей в одна тысяча девятьсот шестом году исполнилось четырнадцать годков, её мама — бабушка моя, Марфа Степановна — почила в Господе, из-за лёгочной болезни. Дедушка мой, известный в Курске столяр-краснодеревщик, схоронив супружницу, переехал с дочками в город Владикавказ, то ли из боязни за здоровье дочек, то ли от переживаний по возлюбленной супруге своей. Однако, не прожив полных трёх лет в городе Владикавказе, он и сам сильно простудился и, пролежав две недели в горячке, отошёл ко Господу и к дражайшей супружнице. Осталась мамонька моя в семнадцать лет круглой сиротою, имея на руках одиннадцатилетнюю сестрёнку. Как ей жить дальше и представить себе не могла! Лишь молилась Пречистой Матери Божьей, о Ея всемилостивой помощи! Папонька же мой, Димитрий Георгиевич, был самый что ни на есть терский казак! Родился и жил он в казачьей станице Стодеревская, в ста пятидесяти верстах от города Грозный, в семье казачьего терского полка полкового музыканта Георгия Митрофановича Столярова. Папоньку Митю его отец в двенадцатилетнем возрасте привёл в полковой оркестр, дал в руки трубу духовую «корнет-а-пистон» и сказал: «Играй!» С тех пор папонька мой всю жизнь и был военным музыкантом, три войны прошёл, дважды из плена бежал, партизанил и опять в военном оркестре служил до самой его в одна тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году случившейся смерти! В последние годы жизни он в симфоническом оркестре на литаврах играл, хоть уже и на пенсии был! Никаким молодым литавристом заменить не могли, такую силу звука он из литавров извлекал! Но то — после было…

http://azbyka.ru/fiction/rusak/

19. Кравец Сергей Леонидович, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» 20. Мянник Сергей Георгиевич, член Синода Эстонской Православной Церкви Комиссия по богослужению и церковному искусству 1. епископ Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки, — председатель 2. священник Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент Московской духовной академии, — секретарь комиссии 3. митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий 4. митрополит Новокаховский и Генический Филарет 5. архиепископ Рузский Тихон 6. епископ Россошанский и Острогожский Дионисий 7. протопресвитер Иоанн Гейт, клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции 8. протоиерей Валентин Асмус, член Синодальной библейско-богословской комиссии 9. протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси 10. протоиерей Георгий Крылов, клирик Московской (городской) епархии 11. протоиерей Димитрий Мурзюков, преподаватель Коломенской духовной семинарии 12. протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии 13. протоиерей Андрей Волков, преподаватель литургики Минской духовной академии 14. священник Сергий Голев, клирик Подольской епархии, член Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения 15. священник Иоанн Нефедов, заведующий отделом богослужебных книг Издательства Московской Патриархии 16. священник Максим Плякин, секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии 17. священник Константин Рева, проректор Воронежской духовной семинарии 18. протодиакон Константин Маркович, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии 19. Лукашевич Александр Анатольевич, преподаватель литургики в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете 20. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии Комиссия по церковному просвещению и диаконии

http://patriarchia.ru/db/text/6110395.ht...

Вся обитель вышла проводить гостя до судна, на котором он прибыл. Стали опять прощаться; блаженный Михаил погладил князя по голове и трижды повторял: «Князь, земля зовет тебя!» «Хочу ехать во Ржову Константинову, на свою вотчину», — отвечает князь. «Не исполнится и это желание, — продолжает блаженный, — молись Богу о грехах своих и будь ко всем слугам своим милостив». Князь Димитрий Георгиевич был отравлен в Новгороде. Пророчество сбылось. Он был погребен в монастыре новгородском, в церкви во имя святого Георгия. Блаженный Михаил, столько лет проживший в Новгородском крае, столько раз предрекавший будущее по просьбам отдельных лиц, не оставил без предсказания и будущей судьбы вольного Новгорода. Так, в присутствии архиепископа Евфимия II, посетившего Клопскую обитель, блаженный Михаил объявляет: «А сегодня у великого князя в Москве радость!» «Какая радость?» — спрашивает архиепископ. — «У великого князя Василия родился сын Тимофей, а дали ему имя Иоанн. Он будет наследником своему отцу, разорит обычаи нашей Новгородской земли; погубит город наш и страшен будет многим землям». Пророчество это сбылось лет сорок спустя. Блаженный имел случай пророчествовать о том же предмете еще подробнее. Пришел в монастырь посадник Иоанн Васильевич Немир с боярами. Блаженный встретил его на монастырском дворе и спрашивает: «Откуда, сын мой, и что привело тебя к нам?» — «Был у своей пратещи, у Евфросинии, а теперь заехал к тебе благословиться». «О чем твоя дума? — молвил старец. — Ездишь ты да думаешь с женками». Посадник ответил: «Трудное дело. Великий князь собирается на Новгород, а у нас есть свой князь из Литвы». «Сын мой, — говорит блаженный, — то у вас не князь, а грязь. Нет, посылайте послов к великому князю да к его богомольцу митрополиту и бейте ему челом за свою вину. А не сделаете этого, так не уймете гнева князя. Он приедет к Великому Новгороду со всеми силами своими, станет в Буречах, а силу свою распустит по Шелоню и по всей вашей вотчине. Вы пойдете на бой, но помощи Божией не будет вам: многих он убьет, других пленит и сведет в Москву, иных даст на откуп. От вашего же князя помощи не ждите, он сам уйдет в Литву от крамолы вашей. Итак, посылайте к великому князю своего владыку и посадников с челобитьем и денежной данью. Примет князь и челобитье, и деньги. Но не надолго успокоите вы князя московского. Грехи ваши пред Господом, неповиновение власти великокняжеской, ваше братоненавидение и наглость друг ко другу опять возбудят сердце княжеское.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В битве при Эласе, при значительном численном перевесе сирийских войск, Иуда Маккавей пал в бою ( 1Мак.9:18 ). Тело его было похоронено в семейном склепе в Модеине. Смерть Иуды была началом физических (преследование мятежников со стороны победителей) и природных (голод) несчастий иудеев. Это – тоже показатель Богоизбранности Иуды, благословения, которым его отметил Бог . Чтобы прекратить эти беды, народ Израиля избирает нового главу борьбы за независимость – брата Иуды, Ионафана. Он разбивает сирийские отряды и становится союзником Александра Бала, соперника Димитрия в борьбе за Селевкидский трон. Интересно, что Димитрий пытался переманить иудеев на свою сторону в этой борьбе, обещая им, в случае повиновения, многие льготы в экономике и широкую политическую и религиозную автономию. Но ему не поверили, и иудеи остались верны союзу с Александром Балом. В дальнейшем Ионафан будет действовать, исходя из конкретной ситуации, принимая сторону то одного, то другого правителя, так, чтобы как можно сильнее укрепить автономию и благополучие Иудеи. Это насторожило ещё одного претендента на Селевкидский престол, полководца Трифона. Он хитростью заманил Ионафана к себе в лагерь, пленил ( 1Мак.12:46–48 ) и затем казнил ( 1Мак.13:23 ). От этой потери народ Израиля оправился быстрее, чем от гибели Иуды, и место Ионафана занял Симон. Возможно, причина этому была в приближающемся войске Трифона, желавшего захватить Иерусалим. Симон смог отразить нападение Трифона и в 143 г. до Р. Х. добился фактической независимости Иудеи от Селевкидской державы. Абсолютным главой Иудеи, религиозным, гражданским, военным, стал Симон. Он возобновил союз Иудеи с Римом и Спартой. Справившись с внешними врагами, Симон не смог уберечь себя от врагов внутренних: он, вместе с несколькими своими сыновьями, был убит своим зятем Птолемеем ( 1Мак. 16:15–17 ), и править в Иудее начал Иоанн Гиркан, сын Симона. При Симоне и Иоанне Гиркане держава Хасмонеев начинает превращаться в эллинистическую монархию. Свидетельство тому – в соединении в фигуре главы Израильского народа функций первосвященника, Стратига и Этнарха 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В лето седмыя тысячи г. (6666–1158) году во граде Владимире созда церковь каменну во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения об едином версе благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский; последиж приделано четыре главы, и бысть о пяти главах. По приделем же церкви от западных дверей до горняго места семнадесять сажень с полусаженью, а поперег церкви четыренадесять сажень без локтя, сажень Государева. А в той велицей церкви приделы: Вшед в церковь на левой стране придел Благовещение Пресвятыя Богородицы и в том приделе в олтаре в стене к жертвеннику лежат мощи благовернаго великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго 241241 . К олтарной стене большаго олтаря лежат мощи брата его роднаго великаго князя Димитрия – Всеволода. В той же велицей церкви вшед на правой стране придел страстотерпца Христова Георгия; в том приделе лежали мощи великаго князя Георгия Всеволодовича Владимирскаго чудотворца у стены великия церкве в каменном гробе. И по обещанию великаго Господина святейшаго Иосифа Патриарха Московскаго и всея России 242242 , в прошлом во 153 (1645 году) Генваря в день мощи благовернаго великаго князя Георгия Всеволодовича пренесены в великую церковь и положены в серебряную раку у святительскаго места, подобно тому, якоже на Москве положены мощи благовернаго царевича Димитрия Московскаго чудотворца у Архангела в соборе. В том же пределе лежит брат его родной благоверный великий князь Феодор – Ярослав Всеволодович, отец благовернаго и великаго князя Александра Ярославича Невскаго. Да великаго князя Георгия Всеволодовича дети: Владимир, Мстислав, Всеволод. В велицей церкви на правой стране от предела великомученика Георгия у сторонних дверей по церковной стене благоверный великий князь Константин Всеволодович. Владимирские Епископы: Феодор, Симон, Митрофан, Серапион, Лука. На той же стране от входных дверей меж столпов придел великомученика Пантелеимона: в том пределе почивает Максим митрополит Владимирский. По левой стене великия церкви от предела Благовещения Пресвятыя Богородицы и от сторонних дверей лежит благовернаго великаго князя Георгия Всеволодовича княгиня Агафья, и с нею дочь ея княгиня Феодора, да снохи ея Мария, Христина в одном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом . Название данного стиля пения, зародившегося в среде великокняжеских и архиерейских певчих, вероятно, происходит от термина «доместик» (ср. древнерус. варианты:          ). Исходя из терминологического родства («красное петие»), а также из совпадения литургического и исторического контекстов, высказывалось предположение о связи Д. п. с визант. калофоническим пением (см.: Лозовая. С. 69-70). Изучение Д. п. в контексте церковнопевч. культуры рус. средневековья позволяет сказать, что между новыми певч. стилями на протяжении всей истории их бытования прослеживаются определенные иерархические взаимоотношения. Господствующей являлась новая редакция знаменного распева, др. певч. стили на протяжении истории их бытования занимали достаточно скромное место. Среди них по степени разработанности репертуара наиболее значим был путевой распев, Д. п. характеризуется меньшей степенью распространенности, имеет весьма ограниченный репертуар. Оно было призвано украсить, выделить наиболее значимые в богослужении моменты, но не могло подменить новый знаменный распев, т. к. было неполным, не охватывающим весь круг песнопений. 1-й период истории Д. п. охватывает посл. четв. XV - 1-ю пол. XVI в. Первое свидетельство о Д. п. содержится в Московском великокняжеском летописном своде 1479 г. В одной из его статей повествуется о том, что незадолго до смерти св. блгв. кн. Димитрий Георгиевич Красный (1421-1440) «начат пети демеством «Господа пойте и превозносите Его во вся веки»» и др. песнопения (ПСРЛ. Т. 25. С. 261). Действительно ли в эпоху Димитрия Красного употреблялось Д. п., сейчас установить невозможно, однако несомненно, что к времени создания Московского летописного свода оно уже было известно в Московской Руси. И. А. Гарднер предполагал, что князь пел один из голосов многоголосного песнопения, «который позже, будучи четвертым голосом в четырехголосной версии, назывался «демеством»», и, т. о., зарождение традиции Д. п. связывал с многоголосием ( Гарднер. Т. 1. с. 453).

http://pravenc.ru/text/Демественное ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПА ВАЛААМСКИЙ (Лукиан Александр Георгиевич; 1816, с. Калаподешти Текучского у., Молдавия - 10.01.1882, о-в Валаам), иеросхим. Род. в семье диакона. С детства был набожным и кротким отроком, проявлял большое усердие в учебе, в чтении духовной лит-ры. Рано лишился отца, мать после смерти супруга постриглась в монахини. Александр был отдан матерью в переплетную мастерскую, но, видя свое призвание в служении Богу, в 20 лет решил стать монахом. После неудачной попытки поступить в Нямецкий мон-рь был принят в небольшой мон-рь в Валахии, стал духовным учеником затворника схим. Гедеона. Был пострижен с именем Алипий архим. Димитрием в мон-ре, называемом Браз, и по его благословению отправился на Афон (по др. данным, пострижен в румын. мон-ре на Афоне). Поступил в греч. мон-рь Эсфигмену . 4 года трудился в поварне, потом перешел к землякам - старцам-пустынникам Нифонту и Нектарию. Принял схиму с именем Антипа и стал нести подвиг отшельничества, обрел чудотворную икону Божией Матери. Через нек-рое время по просьбе старца Нифонта поступил в строившийся Молдавский скит, был рукоположен во иеромонаха и назначен келарем, в отсутствие игумена управлял скитом, исполнял обязанности духовника. Назначен экономом на подворье скита в Яссах, стал духовником двух жен. мон-рей. Занимался сбором средств для скита в Москве и С.-Петербурге, где приобрел много учеников из разных слоев об-ва. В 1865 г. прибыл на о-в Валаам в скит Всех святых, где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне. Принял подвиг старчества , был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти А. В. чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. А. В. погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского мон-ря , близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 60-х гг. ХХ в. могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником мон-ря игум. Андроником (Трубачёвым) . От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении под день памяти св. равноап. Владимира 28 (15) июля 1991 г. мощи А. В. были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 (11) сент. 1991 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских,- в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в наст. время.

http://pravenc.ru/text/115794.html

(† 7.02.1238, Владимир-на-Клязьме), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238). Основные биографические сведения о нем сохранились в т. н. лаврентьевско-троицкой группе летописей, а также в агиографическом цикле, посвященном Владимирскому блгв. вел. кн. Георгию (Юрию) Всеволодовичу . Возможно, М. был пострижеником владимирского Рождественского монастыря, ктиторами которого были члены великокняжеской семьи Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и его жены св. блгв. кнг. Марии Шварновны . 22 авг. 1191 г. во Владимире-на-Клязьме по их приказу и по благословению Ростовского еп. Иоанна была заложена каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 409). По-видимому, к этому времени М. уже стал иноком владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Осенью 1196 г. он мог присутствовать на торжественном освящении Рождественского собора обители (Там же. Стб. 413), 13 апр. 1212 г.- на похоронах вел. кн. Всеволода Большое Гнездо (Там же. Стб. 437), а 2 февр. 1218 г.- на похоронах Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича (Там же. Стб. 443). В 1214/15 г., после того как игумен обители Симон стал епископом Владимирским и Суздальским, М. был назначен настоятелем владимирского Рождественского мон-ря. 7 сент. 1219 г. участвовал в торжественном освящении («великым священьем») ц. Рождества Пресв. Богородицы, на к-ром присутствовали Владимирский блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, его брат переяславский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович и сын кн. мч. Всеволод (Димитрий) Георгиевич («игуменьство держащю Митрофану» - Там же. Стб. 444). 22 мая 1226 г. М. мог присутствовать при отпевании и погребении еп. Симона во владимирском Успенском соборе (Там же. Стб. 448). 14 марта 1227 г. здесь же М. был возведен во епископы «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» Киевским митр. Кириллом I (II) и 4 епископами в присутствии всех членов великокняжеской семьи - кн. Георгия Всеволодовича и его братьев.

http://pravenc.ru/text/2563408.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010