Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном богослужении в Бухаресте, посвященном памяти мучеников, пострадавших в годы гонений 27 октября 2017 г. 19:17 27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь , принял участие в торжественном богослужении под открытым небом на Патриаршем холме в Бухаресте. Церковные торжества посвящены дню памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарбовского, памяти мучеников и исповедников, пострадавших при богоборческом строе в Румынии, 10-летию интронизации Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила . Память святого Димитрия Басарбовского совершается в Болгарской и Румынской Православных Церквах 27 октября; в Русской Православной Церкви — 26 октября/8 ноября.  Божественная литургия совершалась на помосте с престолом, установленном под сенью на площади Патриаршего собора во имя святых равноапостольных Константина и Елены. После облачения в Патриарших покоях Патриаршей резиденции Предстоятели Русской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви, Албанской Православной Церкви , Православной Церкви Чешских земель и Словакии , иерархи Румынского Патриархата, представители Поместных Православных Церквей вышли на площадь, где поклонились честным мощам преподобного Димитрия Нового, Басарбовского, и преподобного Серафима Саровского. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав . Предстоятелям сослужили: главы делегаций ряда Поместных Православных Церквей, прибывших в Бухарест: Болгарской — митрополит Русенский Наум, Грузинской  — епископ Никорцминдский Вахтанг, Польской  — архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков; иерархи и духовенство Румынской Православной Церкви. В богослужении также приняли участие члены делегации Русской Православной Церкви, сопровождающей Патриарха Московского и всея Руси: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси .

http://patriarchia.ru/db/text/5047592.ht...

В нач. июня 1852 г. выехал в Прагу, где встречался со славистами П. Й. Шафариком , В. Ганкой и др. Передал Й. Ф. Шумавскому для издания и дальнейшего распространения среди болгар в Османской империи свои переводы сочинений «Указание пути в Царство небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) ( Инокентий, еп. Камчатски, Курилски и Алеутски. Указание пъти, кой води в царство небесно: Разговор из поучении. Прага, 1853) и «Наставление христианское» свт. Тихона Задонского ( Тихон Задонски, св. Кратко християнско наставленийе. Прага, 1853. Котел, 18682). Посетил Вену, Будапешт, Сремски-Карловци, мон-ри на Фрушка-Горе, Белград, Брэилу, Галац и др. города. В сент. 1852 г. Н. прибыл в мон-рь Добровэц близ г. Яссы, на подворье Зографа, где перевел на болг. язык Житие прп. Димитрия Басарбовского (Краткое сказание за прп. отца нашего Димитрия Басарбовскаго, коего мощи почиват в Унгро-Влахийска в Букурещ митрополитска църква. Цариград, 1858). 11 апр. 1853 г. вернулся в Зограф. В 1854 г. был назначен экзархом (управляющим имуществом) мон-ря Добровэц в связи с необходимостью особого надзора в условиях Крымской войны. 25 авг. 1857 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1864 г. освобожден от обязанностей экзарха в связи с выводом мон-ря Добровэц из подчинения Зографа согласно принятому в Румынии в дек. 1863 г. закону о секуляризации церковного имущества. Остался в Румынии как частное лицо, жил близ г. Яссы, занимался делами местной болг. общины. Издал перевод «Краткого объяснения Божественной Литургии» (Кратко изъяснение на божествена литургия. Браила, 1864). В 1869 г. в г. Брэила принял участие в учреждении Болгарского лит. об-ва (с 1911 - Болгарская АН), стал его действительным членом. В 1870 г. Н. полностью поддержал создание независимого Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ). Летом 1872 г. был избран митрополитом Охридско-Преспанским в юрисдикции Болгарского Экзархата (см. в ст. Охрид ), хиротония состоялась 24 сент. в болг. храме первомч. Стефана в Стамбуле. Но потом он почти полтора года ожидал в Стамбуле разрешения от султанского правительства на управление епархией. В это время на основе своего канд. соч. составил и издал кн. «О Юстиниановых правах Охридской архиепископии, или О церковной независимости и самостоятельности Охридско-Болгарского священноначалия» (За Юстинианови права на Охридска архиепископия, или За църковна независимост и самостоятелност на Охридско-Българско священоначалие. Цариград, 1873), где изложил историю Церкви в Болгарии и Македонии и обосновал право Церкви в Болгарском княжестве на автокефалию в связи с особым статусом Архиепископии Первой Юстинианы, отождествляемой им с Охридской архиепископией . Получив в марте 1874 г. разрешение от османских властей, в нач. апреля прибыл в Охрид, где его торжественно встретили ок. 30 тыс. жителей. Вопреки активному противодействию греч. духовенства осуществлял регулярные поездки по епархии и служил в храмах.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

Один валашский воевода пожелал иметь мощи святого в своей домашней церкви и распорядился послать за ковчегом бояр и священников. Однако Д. Б. не позволил перенести ковчег через Дунай, и мощи остались в сельской церкви. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. мощи Д. Б. намеревались вывезти в Россию, чтобы спасти их от поругания со стороны турок. Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест, благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митр. Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю рус. войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 г. мощи были положены в кафедральном соборе, где они почивают и в наст. время. 27 окт. 1955 г. Румынская Православная Церковь торжественно прославила Д. Б. в лике святых. Д. Б. стал духовным покровителем Бухареста. 27 окт. 2005 г. по просьбе Патриарха Болгарского Максима (Минкова) Румынский Патриарх Феоктист (Арэпашу) подарил болгар. муж. Басарбовскому скальному мон-рю икону Д. Б. с частицей его мощей. Лит.: Партений, еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2. С. 121-122; Паисий Хилендарски. Славянобългарска история. София, 1980; Моллов Т. Материали за историята на култа към народния светец Димитър Басарбовски//Студентски изследвания: 1983-1984/Великотърн. ун-т «Кирил и Методий». Вел. Търново, 1984. С. 129-140; Жития на светиите. София, 1991. С. 539-540; P curariu M. Sfini daco-romani i români. Iai, 1994. P. 171-175; Жития на българските светии. София, 2002. С. 158-161; Иларион (Цонев), еп. Траянополски. Сияние на светостта: Вечен календар. София, 20023. С. 179. С . И лчевски Рубрики: Ключевые слова: НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/text/178191.html

Троянский монастырь всегда был убежищем для гайдуков и борцов за свободу Болгарии. 20-го января 1872 г. Васил Левски организовал здесь тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. А во время Апрельского восстания 1876 г. в монастыре был открыт командный пункт воевод Панайота Волова, Георги Икономова и Тома Хитрова. И сейчас келья, в которой обсуждались проблемы восстания, сохранена в том же виде. В церкви скита Св. Николая, построенного во второй половине XVIII века в двух километрах от монастыря, находится уникальный резной деревянный иконостас. На царских вратах есть подпись иеромонаха Киприана и дата – 1794 год. О датировке иконостаса говорят и несколько его икон, среди которых «Св. Николай» и «Св. Илья на колеснице», близких по манере письма тревненским мастерам. Царские врата в церкви скита Св. Иоанна Предтечи в датируются XVIII веком. Захарий Зограф Для росписи только что построенной церкви Успения Богородицы монахи пригласили в 1847 году одного из самых известных болгарских художников XIX в. – Захария Зографа из Самокова. Он расписал все внутренние стены храма, а также западную и северную часть галереи. Наряду с фресками «Христос Вседержитель», «Девять ангельских чинов», изображениями пророков, евангелистов, сцен праздников, чудес Христовых, святых-мучеников и воинов, мастер поместил на центральное место – напротив алтаря – образы Св.св. Кирилла и Мефодия, Св. Михаила Болгарина ( Михаил-воин из Патука), софийских новомучеников Св. Георгия Новософийского и Св. Николы Софийского. В различных местах (чаще всего в нишах окон) художник нарисовал несколько групповых ктиторских портретов: Петра Балюва и Спаса Маринова с супругами; паломников Василия, Димитрия и Бачо с матерью их Феодорой; Христо Петкова и Ангела Стойкова с супругами; изображение всей монастырской братии (в алтаре) и наконец – собственный автопортрет вместе с портретом игумена Филотея – в окне северной стены. Это галерея образов инициаторов строительства и росписи храма. Наряду с традиционными сюжетами росписи Захарий Зограф впервые в болгарской церковной монументальной живописи Захарий Зограф изобразил на восточной стене преддверия конные фигуры первых русских святых – князей Бориса и Глеба. В одном регистре с главными святыми помещены изображения царей Михаила (Борис I), Давида, Ивана-Владимира, Св. Параскевы Тырновской, Св. Иоанна патриарха, Св. Ивана Рильского, Св. Димитрия Басарбовского, Св. Феодосия Тырновского, которые обозначены как «болгары». На северной стене этот ряд продолжают святые Онуфрий Габровский, архиепископ Николай Охридский, Иоаким Сарандапорский, Гавриил Лесновский, Св. Лазарь из Дебел дел, сербские святые Савва и Симеон, русский святой Дмитрий Ростовский. Надпись на западной стене над входом завершается так: «Написано рукою Захария Христовича иконописца, самоковчанина».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Церковь мон-ря Михай-Водэ. 1589–1591 гг. Церковь мон-ря Михай-Водэ. 1589–1591 гг. На вост. окраине Бухареста находится мон-рь Мэркуца с церковью, восстановленной во 2-й пол. 80-х гг. XVI в. при Константине Брынковяну дочкой судьи Марка (или Мэркуцэ) Вишаной. Храм старейшего в городе мон-ря Михай-Водэ, основанного в XV в., построен Михаем Храбрым в 1589-1591 гг. по образцу церквей Раду Великого (нач. XVI в.). Он имеет 3 купола и двухуровневый декор, как в Дялу (ок. Тырговиште). Портал был создан в 1711 г., церковь перестраивалась в 1827-1838 гг., реставрировалась в 1928-1935 гг. В 1985 г. этот храм и вост. колокольня перенесены на др. место, холм Михай-Водэ был срыт. Активное церковное строительство пришлось на время правления Матея Басараба (1632-1654). В Бухаресте было реконструировано более 50 церквей в соответствии с новыми архитектурными принципами, расположением звонницы над пронаосом и строительством открытого колонного притвора. Были воздвигнуты церкви в Бэтешти (перестроена в 1764), во имя св. апостолов (звонница и живопись 1715), св. Параскевы в предместье Олтени (разрушена в 1987), св. Спиридона на антиохийском подворье (пронаос расширен в 1747), во имя свт. Николая (1646, 1827); монастырский комплекс Плумбуйта (основан ок. 1540, в 1647 сооружены княжеская резиденция и звонница над воротами). Ок. 1656 г. господарь Константин Шербан Басараб и его супруга Бэлаша заложили новый митрополичий собор во имя св. Димитрия (местонахождение мощей св. Димитрия Басарбовского, Болгарского) по типу церкви в Куртя-де-Арджеш с колонным портиком и звонницей; возведен в 1698 г. Сохранились фрагменты фресок 60-х гг. XVII в. и архиепископский трон (1730). Рядом, на месте игуменских покоев, был возведен патриарший дворец с часовней (60-70-е гг. XVII в.), в к-рой сохранились фрагменты декорации и резной иконостас 1723 г. (реставрирована в 1932-1935). Конструктивно-планировочное решение Димитровского собора повторено в церкви мон-ря Котрочени (1679, не сохр., граненые колонны со стилизованными сталактитами заимствованы из декора церкви в Куртя-де-Арджеш). Барочные формы портика собора были использованы мастером Григоре Корнеску в часовне Доамней (Княгинина), воздвигнутой по указанию кнг. Марии в 1683 г. (сохр. росписи греч. мастеров Константина и Иоанна).

http://pravenc.ru/text/153713.html

Его всесвятость присовокупил, что, по возвращении из Иерусалима блаженнейшего патриарха Кирилла, он, если угодно, может предложить на соборное обсуждение дело бывшего болгаро-унитского архиепископа, но так как это поведет ко многим богословским исследованиям, то, по неблагоприятности для подобных начинаний современных обстоятельств, он предпочитал бы лучше не начинать дела. Что касается до чиноположения, по какому производит великая церковь воссоединение с собою отпадших в унию, его составляет следующий порядок молитв и действий: Благословен Бог. Царю небесный. Трисвятое. Отче наш . Тропарь и кондак пятидесятницы. Чтение присоединяемым отречения от своих заблуждений, им же – чтение символа веры . Миропомазание его, по уставу, с произношением слов: печать дара Духа Святого. Псалом: Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой. Ектения о присоединяемом. Отпуст. Имена отпадших в унию и возвратившихся потом в православие духовных лиц мне обещались доставить из патриархии в непродолжительном времени». О сношении с вселенским патриархом о болгарско-унитском архиепископе Иосифе I. Предосторожность частного, а не официального сношения с вселенским патриархом о болгаро-унитском архиепископе Иосифе теперь оправдалась на деле. Открылось, что воззрение святейшего патриарха на дело Иосифа не согласно с воззрением Святейшего Синода. Но это разность мнений в разговоре, а не в актах, в келлии, а не в церкви. Мир церквей, Греческой и Российской, не нарушен. Архимандрит Антонин с благоразумною осторожностию выразился, когда сказал патриарху, что в желаемом Святейшим Синодом прощении Иосифа, может быть, заключается мысль и о признании его в сан архиепископа; и таким образом не выставил решительного разномыслия. II. Святейший патриарх расширил свое рассуждение далее пределов предложенного вопроса. Он сказал, «что ни он сам, ни все архиереи греческие не признают действительными таинств еретиков». Непонятно, для чего сие сказано. Неужели он думает, что российские архиереи не держатся существующих о сем церковных правил? Напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вплоть до осени 1943 г. Германии с помощью болгарского правительства в основном удавалось удерживать Болгарскую Церковь в сфере своего влияния, хотя особых иллюзий на этот счет у нацистского руководства не было. Еще 31 марта 1942 г. в застольной беседе в своей штаб-квартире А. Гитлер заявил: «Болгарская Церковь тянется к Москве. Население Болгарии и сегодня, то есть уже при советской системе [в СССР], в идейном отношении настроено панславянски». [xii] Стремясь использовать Болгарскую Церковь в антисоветской пропаганде, германский МИД пригласил ее представителя участвовать в Катынском акте 1943 г. (вскрытие массовых захоронений в Катыни под Смоленском), который установил факт расстрела органами НКВД польских военнопленных 1939 г. В Катынь ездил ректор Софийской Духовной семинарии архимандрит Николай. С этой же целью в июле 1943 г. правительство III рейха включило в состав международной комиссии по изучению массового захоронения жертв террора НКВД под Винницей трех представителей Болгарской Православной Церкви: упоминавшегося ранее ректора Софийской семинарии архим. Николая, протосингела Скопле-Велишской епархии архим. Стефана и служащего Синода архим. Иосифа. Они ездили через Германию в Винницу, участвовали в торжественном погребении 16 июля найденных останков жертв, однако использовать эту поездку в антисоветских целях нацистской пропаганде в Болгарии не удалось. [xiii] 14 ноября 1942 г. на братском кладбище павших воинов в Софии столичные священнослужители совершили панихиду, на которой, кроме болгарских властей, присутствовали представители германской армии. После окончания панихиды военный министр Михов и немецкий генерал Неймайер произнесли речи, в которых подчеркнули болгарско-германское братство по оружию; затем на немецком кладбище было совершено поминовение похороненных там солдат. [xiv] С марта 1942 г. некоторые германские ведомства (МИД и Министерство церковных дел) пытались оказать содействие в открытии болгарского православного храма в Берлине. Однако решение этого вопроса, несмотря на неоднократные ходатайства болгарского посольства, затянулось. В апреле 1943 г. Министерство церковных дел предложило использовать здание закрытой французской реформаторской церкви, но болгарской общине оно не подошло. В передаче более подходящего помещения, которое занимала ликвидированная в 1941 г. секта «Христианское знание», отказало Главное управление имперской безопасности, написавшее 15 июня 1943 г. в Министерство церковных дел, что «ему не известно здание, которое могло бы быть предоставлено Болгарской Православной Церкви». Лишь к январю 1944 г. выяснилось, что болгарской общине может быть передано здание закрытой в 1941 г. Американской Церкви, однако оно находилось под защитой швейцарского посольства и, вероятно, так и не было предоставлено в пользование болгарам. [xv]

http://bogoslov.ru/article/600839

http://puteshestvujte-s-nami.blogspot.com (дата обращения 05.12.2011) 34. Сайт Болгарско-русский информационный центр. http://bric.su (дата обращения 05.12.2011) 35. Сайт Блог жителей Болгарии. http://rusbg.info (дата обращения 05.12.2011) 36. Сайт Байконур-инфо. http://www.bikonur-info.ru (дата обращения 02.12.2011) 37. Сайт Отечество. http://ote4estvo.ru (19.12.2011) 38. Сайт Геральдика: Хобби. http://heraldry.hobby.ru (19.12.2011) 39. Сайт Древо. http://drevo-info.ru (дата обращения 11.12.2011) 40. Сайт Толк и польза. http://www.tolk-i-polza. ru (дата обращения 05.12.2011) 41. Сайт Митрополит Сурожский Антоний. http://www.mitras.ru (дата обращения 22.11.2011) 42. Сайт Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви: Электронная библиотека. http://lib.eparhia-saratov.ru (дата обращения 21.11.2011) 43. Сайт Православие в Узбекистане. http://www.pravoslavie.uz (дата обращения 05.12.2011) 44. Сайт Храма Михаила Архангела: Село Белый Раст. http://hramma.ucoz.ru (дата обращения 27.11.2011) 45. Сайт Азбука Веры. http://azbyka.ru (дата обращения 20.11.2011) 46. Сайт Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. http://lavra.ua (дата обращения 21.11.2011) 47. Сайт Предание. ру. http://predanie.ru (дата обращения 18.12.2011) 48. Сайт Слово пастыря. http://slovo.russportal.ru (дата обращения 22.11.2011) 49. Сайт Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. http:/www.starosimonovo.ru (дата обращения 21.11.2011) 50. Сайт Никольский благовест. http://nikolski.kz (дата обращения 21.11.2011) 51. Сайт Храм святого великомученика Георгия Победоносца во Владимире. http://www.stgeorgy.ru (дата обращения 23.11.2011) 52. Сайт Храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. http://xram.osetian.ru (дата обращения 21.11.2011) 53. Сайт Библиотека Гумер. http://www.gumer.info (дата обращения 07.12.2011) 54. Сайт храма во имя святого Георгия в Чехии. http://georgi-prague.orthodoxy.ru (дата обращения 18.11.2011) 55. Сайт Наградные медали и кресты Царской России. http://nubirus.chat.ru/(дата обращения 19.12.2011) 2 Стадий (стадия) – единица измерения расстояний в древних системах мер; впервые введена была в Вавилоне, откуда перешла в Грецию и Рим. Равна примерно 185 метрам. Вернуться 3 Согласно агиографической традиции, данное чудо именуется чудом в Рамеле, однако, по предположениям некоторых современных исследователей, события могли иметь место в Лидде, где и покоятся мощи святого Георгия. Вернуться Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По окончании заключительного заседания, состоявшегося 4 декабря в зале заседаний Синода Болгарской Православной Церкви, митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн ответили на вопросы болгарских и российских журналистов. Митрополит Иларион уточнил, что заседание Синода Русской Церкви ожидается 24 декабря, а архиерейский собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, запланирован на 2 – 3 февраля. Участники совместной болгарско-русской церковной комиссии с удовлетворением заявили, что считают решение комиссии важным шагом к реализации пожеланий тысяч православных христиан – канонизации владыки Серафима – столпа чистого Православия, быстрого помощника на жизненном и духовном пути, примера вечного спасения во Христе. Вечером того же дня митрополит Иларион был приглашен на концерт духовной музыки, посвященный отмечаемым в этом году трем знаменательным годовщинам в жизни Святейшего Патриарха Болгарского Неофита: 70-летию со дня рождения, 40-летию монашеского пострига и 30-летию архиерейской хиротонии. В честь этих событий хором и оркестром Софийского театра оперы и балета под руководством дирижера Велизара Генчева была исполнена «Рождественская оратория» митрополита Илариона для солистов, хора и оркестра. На концерте присутствовали Святейший Патриарх Неофит, члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви, а также глава Болгарского царского дома Симеон Сакскобургготский. В слове перед началом концерта митрополит Иларион от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла тепло поздравил Предстоятеля Болгарской Православной Церкви с отмечаемыми датами и пожелал ему помощи Божией в высоком Патриаршем служении. Напомним , что диакон Владимир Василик в статье «Патриарх Варфоломей намеренно саботирует Всеправославный Собор?» писал: «Канонизация является знаковым событием, потому что владыка был одним из авторов знаменитого московского совещания, осудившего экуменизм. Сам владыка, придерживавшийся глубоко православных взглядов, осуждал экуменизм. Между тем, канонизация готовится с 2014 года, а то и ранее».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/07/dl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.] (РНБ. Эрм. 20), четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная слав. рукопись, памятник болгарско-русских культурных связей древнейшего периода, важный источник по истории древнеболг. и древнерус. переводной лит-ры, старослав. и древнерус. языков. Пергаменный кодекс из 277 листов размером 16×12 см написан в Киеве в правление вел. кн. Святослава (Николая) Ярославича (после 22 марта 1073 - 27 дек. 1076) «из мног книг княжьих» 2 писцами: «грешным Иоанном», оставившим запись на л. 275 об.- 276, и безымянным, к-рый переписал л. 228 об.- 236, 243 об.- 259 об. и выполнил киноварью малые инициалы в начале разделов. Писцы И. принадлежали либо к разным орфографическим школам, либо следовали разным установкам: Иоанн более близок к болгарским нормам X-XI вв. (в частности, нередко употребляет диграф «шт» в значении «щ»), 2-й писец использует русифицированную орфографию. Писцами, по всей видимости, выполнены 3 киноварные заставки, концовки и крупные инициалы старовизант. стиля. Небольшие размеры и скромное оформление И. свидетельствуют, что рукопись, вероятно, не предназначалась для княжеской (хотя существует версия о том, что книга могла писаться для кн. Святослава в качестве походной), епархиальной (митрополичьей) или монастырской б-к, но была переписана для личного пользования. В лит-ре дискуссионным остается вопрос о тождестве соименных писцов И. и Изборника 1073 г. , однако более вероятно, что это разные люди (Изборник 1076 г. 1965. С. 30-31). Гипотеза У. Р. Федера о том, что «выходная» запись И. представляет собой соединение 2 записей - писца болг. протографа нач. X в. («грешного Иоанна») и киевского писца сохранившегося кодекса ( Veder. 1980), нуждается в дополнительном обосновании. Текст И. во мн. местах от длительного использования затерт и грубо наведен с изменением рисунка букв в кон. XIV - нач. XV в. очевидно тогда же, когда рукопись была переплетена заново. В XVIII в. кодекс принадлежал кн. М. М. Щербатову , в 1791 г. был куплен имп. Екатериной II Алексеевной в составе его б-ки для Эрмитажа, вместе с собранием к-рого в 1852 г. поступил в имп. Публичную б-ку. Рукопись была реставрирована в 1963-1969 гг. в связи с изданием памятника.

http://pravenc.ru/text/293836.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009