Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном богослужении в Бухаресте, посвященном памяти мучеников, пострадавших в годы гонений 27 октября 2017 г. 19:17 27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь , принял участие в торжественном богослужении под открытым небом на Патриаршем холме в Бухаресте. Церковные торжества посвящены дню памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарбовского, памяти мучеников и исповедников, пострадавших при богоборческом строе в Румынии, 10-летию интронизации Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила . Память святого Димитрия Басарбовского совершается в Болгарской и Румынской Православных Церквах 27 октября; в Русской Православной Церкви — 26 октября/8 ноября.  Божественная литургия совершалась на помосте с престолом, установленном под сенью на площади Патриаршего собора во имя святых равноапостольных Константина и Елены. После облачения в Патриарших покоях Патриаршей резиденции Предстоятели Русской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви, Албанской Православной Церкви , Православной Церкви Чешских земель и Словакии , иерархи Румынского Патриархата, представители Поместных Православных Церквей вышли на площадь, где поклонились честным мощам преподобного Димитрия Нового, Басарбовского, и преподобного Серафима Саровского. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав . Предстоятелям сослужили: главы делегаций ряда Поместных Православных Церквей, прибывших в Бухарест: Болгарской — митрополит Русенский Наум, Грузинской  — епископ Никорцминдский Вахтанг, Польской  — архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков; иерархи и духовенство Румынской Православной Церкви. В богослужении также приняли участие члены делегации Русской Православной Церкви, сопровождающей Патриарха Московского и всея Руси: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси .

http://patriarchia.ru/db/text/5047592.ht...

В нач. июня 1852 г. выехал в Прагу, где встречался со славистами П. Й. Шафариком , В. Ганкой и др. Передал Й. Ф. Шумавскому для издания и дальнейшего распространения среди болгар в Османской империи свои переводы сочинений «Указание пути в Царство небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) ( Инокентий, еп. Камчатски, Курилски и Алеутски. Указание пъти, кой води в царство небесно: Разговор из поучении. Прага, 1853) и «Наставление христианское» свт. Тихона Задонского ( Тихон Задонски, св. Кратко християнско наставленийе. Прага, 1853. Котел, 18682). Посетил Вену, Будапешт, Сремски-Карловци, мон-ри на Фрушка-Горе, Белград, Брэилу, Галац и др. города. В сент. 1852 г. Н. прибыл в мон-рь Добровэц близ г. Яссы, на подворье Зографа, где перевел на болг. язык Житие прп. Димитрия Басарбовского (Краткое сказание за прп. отца нашего Димитрия Басарбовскаго, коего мощи почиват в Унгро-Влахийска в Букурещ митрополитска църква. Цариград, 1858). 11 апр. 1853 г. вернулся в Зограф. В 1854 г. был назначен экзархом (управляющим имуществом) мон-ря Добровэц в связи с необходимостью особого надзора в условиях Крымской войны. 25 авг. 1857 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1864 г. освобожден от обязанностей экзарха в связи с выводом мон-ря Добровэц из подчинения Зографа согласно принятому в Румынии в дек. 1863 г. закону о секуляризации церковного имущества. Остался в Румынии как частное лицо, жил близ г. Яссы, занимался делами местной болг. общины. Издал перевод «Краткого объяснения Божественной Литургии» (Кратко изъяснение на божествена литургия. Браила, 1864). В 1869 г. в г. Брэила принял участие в учреждении Болгарского лит. об-ва (с 1911 - Болгарская АН), стал его действительным членом. В 1870 г. Н. полностью поддержал создание независимого Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ). Летом 1872 г. был избран митрополитом Охридско-Преспанским в юрисдикции Болгарского Экзархата (см. в ст. Охрид ), хиротония состоялась 24 сент. в болг. храме первомч. Стефана в Стамбуле. Но потом он почти полтора года ожидал в Стамбуле разрешения от султанского правительства на управление епархией. В это время на основе своего канд. соч. составил и издал кн. «О Юстиниановых правах Охридской архиепископии, или О церковной независимости и самостоятельности Охридско-Болгарского священноначалия» (За Юстинианови права на Охридска архиепископия, или За църковна независимост и самостоятелност на Охридско-Българско священоначалие. Цариград, 1873), где изложил историю Церкви в Болгарии и Македонии и обосновал право Церкви в Болгарском княжестве на автокефалию в связи с особым статусом Архиепископии Первой Юстинианы, отождествляемой им с Охридской архиепископией . Получив в марте 1874 г. разрешение от османских властей, в нач. апреля прибыл в Охрид, где его торжественно встретили ок. 30 тыс. жителей. Вопреки активному противодействию греч. духовенства осуществлял регулярные поездки по епархии и служил в храмах.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

Церковь мон-ря Михай-Водэ. 1589–1591 гг. Церковь мон-ря Михай-Водэ. 1589–1591 гг. На вост. окраине Бухареста находится мон-рь Мэркуца с церковью, восстановленной во 2-й пол. 80-х гг. XVI в. при Константине Брынковяну дочкой судьи Марка (или Мэркуцэ) Вишаной. Храм старейшего в городе мон-ря Михай-Водэ, основанного в XV в., построен Михаем Храбрым в 1589-1591 гг. по образцу церквей Раду Великого (нач. XVI в.). Он имеет 3 купола и двухуровневый декор, как в Дялу (ок. Тырговиште). Портал был создан в 1711 г., церковь перестраивалась в 1827-1838 гг., реставрировалась в 1928-1935 гг. В 1985 г. этот храм и вост. колокольня перенесены на др. место, холм Михай-Водэ был срыт. Активное церковное строительство пришлось на время правления Матея Басараба (1632-1654). В Бухаресте было реконструировано более 50 церквей в соответствии с новыми архитектурными принципами, расположением звонницы над пронаосом и строительством открытого колонного притвора. Были воздвигнуты церкви в Бэтешти (перестроена в 1764), во имя св. апостолов (звонница и живопись 1715), св. Параскевы в предместье Олтени (разрушена в 1987), св. Спиридона на антиохийском подворье (пронаос расширен в 1747), во имя свт. Николая (1646, 1827); монастырский комплекс Плумбуйта (основан ок. 1540, в 1647 сооружены княжеская резиденция и звонница над воротами). Ок. 1656 г. господарь Константин Шербан Басараб и его супруга Бэлаша заложили новый митрополичий собор во имя св. Димитрия (местонахождение мощей св. Димитрия Басарбовского, Болгарского) по типу церкви в Куртя-де-Арджеш с колонным портиком и звонницей; возведен в 1698 г. Сохранились фрагменты фресок 60-х гг. XVII в. и архиепископский трон (1730). Рядом, на месте игуменских покоев, был возведен патриарший дворец с часовней (60-70-е гг. XVII в.), в к-рой сохранились фрагменты декорации и резной иконостас 1723 г. (реставрирована в 1932-1935). Конструктивно-планировочное решение Димитровского собора повторено в церкви мон-ря Котрочени (1679, не сохр., граненые колонны со стилизованными сталактитами заимствованы из декора церкви в Куртя-де-Арджеш). Барочные формы портика собора были использованы мастером Григоре Корнеску в часовне Доамней (Княгинина), воздвигнутой по указанию кнг. Марии в 1683 г. (сохр. росписи греч. мастеров Константина и Иоанна).

http://pravenc.ru/text/153713.html

Троянский монастырь всегда был убежищем для гайдуков и борцов за свободу Болгарии. 20-го января 1872 г. Васил Левски организовал здесь тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. А во время Апрельского восстания 1876 г. в монастыре был открыт командный пункт воевод Панайота Волова, Георги Икономова и Тома Хитрова. И сейчас келья, в которой обсуждались проблемы восстания, сохранена в том же виде. В церкви скита Св. Николая, построенного во второй половине XVIII века в двух километрах от монастыря, находится уникальный резной деревянный иконостас. На царских вратах есть подпись иеромонаха Киприана и дата – 1794 год. О датировке иконостаса говорят и несколько его икон, среди которых «Св. Николай» и «Св. Илья на колеснице», близких по манере письма тревненским мастерам. Царские врата в церкви скита Св. Иоанна Предтечи в датируются XVIII веком. Захарий Зограф Для росписи только что построенной церкви Успения Богородицы монахи пригласили в 1847 году одного из самых известных болгарских художников XIX в. – Захария Зографа из Самокова. Он расписал все внутренние стены храма, а также западную и северную часть галереи. Наряду с фресками «Христос Вседержитель», «Девять ангельских чинов», изображениями пророков, евангелистов, сцен праздников, чудес Христовых, святых-мучеников и воинов, мастер поместил на центральное место – напротив алтаря – образы Св.св. Кирилла и Мефодия, Св. Михаила Болгарина ( Михаил-воин из Патука), софийских новомучеников Св. Георгия Новософийского и Св. Николы Софийского. В различных местах (чаще всего в нишах окон) художник нарисовал несколько групповых ктиторских портретов: Петра Балюва и Спаса Маринова с супругами; паломников Василия, Димитрия и Бачо с матерью их Феодорой; Христо Петкова и Ангела Стойкова с супругами; изображение всей монастырской братии (в алтаре) и наконец – собственный автопортрет вместе с портретом игумена Филотея – в окне северной стены. Это галерея образов инициаторов строительства и росписи храма. Наряду с традиционными сюжетами росписи Захарий Зограф впервые в болгарской церковной монументальной живописи Захарий Зограф изобразил на восточной стене преддверия конные фигуры первых русских святых – князей Бориса и Глеба. В одном регистре с главными святыми помещены изображения царей Михаила (Борис I), Давида, Ивана-Владимира, Св. Параскевы Тырновской, Св. Иоанна патриарха, Св. Ивана Рильского, Св. Димитрия Басарбовского, Св. Феодосия Тырновского, которые обозначены как «болгары». На северной стене этот ряд продолжают святые Онуфрий Габровский, архиепископ Николай Охридский, Иоаким Сарандапорский, Гавриил Лесновский, Св. Лазарь из Дебел дел, сербские святые Савва и Симеон, русский святой Дмитрий Ростовский. Надпись на западной стене над входом завершается так: «Написано рукою Захария Христовича иконописца, самоковчанина».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Один валашский воевода пожелал иметь мощи святого в своей домашней церкви и распорядился послать за ковчегом бояр и священников. Однако Д. Б. не позволил перенести ковчег через Дунай, и мощи остались в сельской церкви. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. мощи Д. Б. намеревались вывезти в Россию, чтобы спасти их от поругания со стороны турок. Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест, благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митр. Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю рус. войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 г. мощи были положены в кафедральном соборе, где они почивают и в наст. время. 27 окт. 1955 г. Румынская Православная Церковь торжественно прославила Д. Б. в лике святых. Д. Б. стал духовным покровителем Бухареста. 27 окт. 2005 г. по просьбе Патриарха Болгарского Максима (Минкова) Румынский Патриарх Феоктист (Арэпашу) подарил болгар. муж. Басарбовскому скальному мон-рю икону Д. Б. с частицей его мощей. Лит.: Партений, еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2. С. 121-122; Паисий Хилендарски. Славянобългарска история. София, 1980; Моллов Т. Материали за историята на култа към народния светец Димитър Басарбовски//Студентски изследвания: 1983-1984/Великотърн. ун-т «Кирил и Методий». Вел. Търново, 1984. С. 129-140; Жития на светиите. София, 1991. С. 539-540; P curariu M. Sfini daco-romani i români. Iai, 1994. P. 171-175; Жития на българските светии. София, 2002. С. 158-161; Иларион (Цонев), еп. Траянополски. Сияние на светостта: Вечен календар. София, 20023. С. 179. С . И лчевски Рубрики: Ключевые слова: НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/text/178191.html

Болгарский город Русе выделил средства на ремонт румынского монастыря Коман 3 декабря 2008 г. 15:30 В рамках проекта «Улучшение доступа к важным экологическим и историческим объектам на территории региона Русе-Гюргево и развитие политики по эффективному управлению туристическими ресурсами» международной программы «ФАР-Трансграничное сотрудничество» болгарская община города Русе выделила средства на ремонт и благоустройство румынского монастыря Коман. Эта обитель прославилась тем, чтобы была основана в 1462 году легендарным графом Владом Цепешем по прозвищу Дракула; здесь же находится его гробница. Ранее в рамках этого же проекта совместно болгарской общиной Русе и румынской общиной Гюргево был благоустроен монастырь святого Димитрия Басарбовского близ Русе — это единственный действующий мужской монастырь Болгарской Церкви , который расположен в горной пещере. Святой Димитрий Басарбовский, по происхождению валах из села Басарбово, жил в период II Болгарского царства (1187-1396) и прославился посмертными чудесами. В 1955 г. он был провозглашен духовным покровителем столицы Румынии Бухареста. «Двери.Бг»/«Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/497983.htm...

В Болгарии впервые монастырь восстанавливают силами интернациональной бригады София, 19 ноября 2008 г. Строители разных национальностей участвуют в восстановлении старинной православной святыни - скального монастыря Св. Димитрия Басарбовского на Дунае. Среди них есть вьетнамцы, турки, армяне, болгары и другие, сообщает сайт Npabocлabue.bg . “Это первый такой случай в истории Болгарской Церкви”, заявил игумен монастыря архимандрит Эмилиан. Ежегодно Басарбовский скальный монастырь посещают тысячи болгарских и иностранных туристов. Православная святыня входит в число достопримечательностей Дуная, которые посещаются большинством туристов и путешественников. Это единственный действующий скальный монастырь в нашей стране. В средние века скальные скиты и монастыри были весьма распространены в гористой Болгарии. От обычных обителей они отличаются тем, что кельи пустынников, а также церковь и другие помещения вырублены в скалах, часто на большой высоте. Их недоступность служила защитой от недругов и врагов; в смутные времена османского владычества они были убежищем для благочестивых христиан, желающих следовать путем иноческого подвига. В скальных монастырях Болгарии сохранились уникальные средневековые фрески и другие произведения искусства и быта того времени. 19 ноября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28326.html

Румынский монастырь Коман будет благоустроен болгарами Гюргево (Румыния), 3 декабря 2008 г. Впервые болгарская община выделила средства на благоустройство румынского монастыря, сообщает Благовест-инфо .  В рамках проекта «Улучшение доступа к важным экологическим и историческим объектам на территории региона Русе-Гюргево и развития политики по эффективному управлению туристическими ресурсами» международной программы «ФАР-Трансграничное сотрудничество» болгарская община города Русе выделила средства на ремонт и благоустройство румынского монастыря Коман.  Эта обитель прославилась тем, чтобы была  основана в 1462 г. легендарным графом Владом Цепешем по прозвищу Дракула, здесь же находится гроб знаменитого основателя.  Ранее в рамках этого же проекта совместно болгарской общиной Русе и румынской общиной Гюргево был благоустроен монастырь св. Димитрия Басарбовского близ Русе — это единственный действующий мужской монастырь Болгарской Церкви, который расположен в горной пещере. Св. Димитрий Басарбовский, валах по происхождению из села Басарбово, жил в период II Болгарского царства  (1187-1396) и прославился посмертными чудесами, в 1955 г. он был провозглашен духовным покровителем столицы Румынии Бухареста. 3 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28521.html

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте 27 октября 2017 г. 13:37 27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь , принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью. Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23). Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще. Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?

http://patriarchia.ru/db/text/5047479.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [румын. Arhiepiscopia Bucuretilor] Румынской Православной Церкви, входит в Мунтенийскую и Добруджийскую митрополию . Правящий епископ - Патриарх Румынской Церкви, с нояб. 1986 г. по 30 июля 2007 архиеп. Бухарестский Блаженнейший Патриарх Феоктист (Арэпашу) , офиц. титул - Блаженнейший архиеп. Бухарестский, митр. Мунтенийский и Добруджийский, наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх всей Румынии. После кончины Патриарха Феоктиста обязанности главы Румынской церкви исполнял архиеп. Даниил (Чоботя). 12 сент. 2007 г. он избран Патриархом всея Румынии. В Б. а. имеется 3 викарных епископа, 735 приходов, в которых служат ок. 1 тыс. священников. Кафедральный собор во имя св. равноапостольных Константина и Елены Румынского Патриархата одновременно является кафедрой Б. а. Храмов на территории архиепископии ок. 1 тыс., приблизительно 400 из них - памятники истории и архитектуры. Лит.: Organizarea i administrarea Bisericii Ortodoxe Române în ultimi 50 de ani (1925-1975)//BOR. 1975. 11/12. P. 1406-1420; P curariu. IBOR. Памятники церковного зодчества Рака с мощами св. Димитрия Басарбовского в соборе св. Димитрия. 1656–1698 гг. Рака с мощами св. Димитрия Басарбовского в соборе св. Димитрия. 1656–1698 гг. К XV в. относится обнаруженный при раскопках на территории княжеского дворца в Бухаресте фундамент однонефной ц. во имя св. Георгия (старой). В сер.- 2-й пол. XVI в. (до разрушения в 1595) в городе было построено 8 каменных церквей. Однокупольная ц. Домняскэ (во имя св. Антония), самая древняя из сохранившихся, также находится на территории княжеского дворца. Она была перестроена воеводой Мирчей Чобану ок. 1554 г., относится к триконховому типу храмов, наиболее распространенному в Румынии с сер. XIV в. (напр., ц. Св. Троицы мон-ря Козия, 1386-1389); портал создан в 1715 г. По образцу ц. свт. Николая в Куртя-де-Арджеш (1512-1517) в мон-ре Раду-Водэ построена ц. во имя св. Троицы господарем Александру II Мирчей. Это триконх с 4 куполами, 12 колоннами в расширенном пронаосе, с барочным иконостасом; церковь была реконструирована в 1614-1623 гг. и в сер. XIX в. Рядом расположена часовня Букур, основанная в 1402 г. Мирчей Водэ (согласно надписи, сделанной в 1869 и не подтвержденной археологическими данными), ее совр. облик сложился в сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/153713.html

  001     002    003