Мудрость Соломона устами мертвых также поучает нас. Какая польза нам в гордости, богатстве и величии былом? спрашивают мертвые. Все прошло как тень, как молва преходящая, отвечают они. Оставляет ли след корабль, плывущий по волнам, или птица, рассекающая воздух? так и мы прошли бесследно. И вот, говорю, западет ли нечистое желание в душу, страсть ли станет волновать ее, спроси мертвых, именно жителей Содома, горящих в огне неугасимом; они скажут: если хочешь спуститься в эту геенну и вечно мучиться тут, иди и делай. Захочешь ли пировать каждый день, спроси мертвых, того богача, который просил у Лазаря одной капли воды для утоления жажды. Желаешь ли поднять гонение на невинных, спроси фараона, погибшего в море. Думаешь надеяться на богатство, спроси богача евангельского, говорившего душе своей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, – кому же достанется то, что ты заготовил?» 95 Последуем, возлюбленные слушатели, еще за израильтянами, идущими из Египта в землю обетованную и посмотрим как приносят жертву; они по повелению Моисея и Аарона закалывают ягненка в жертву за грехи всех. Потом кровь ягненка собирают в сосуд, а тело его сжигают вне стана. Наконец пепел сожженного ягненка разводят в чистой воде и этим пеплом и кровью окропляют всех. Таким образом люди очищались от грехов своих. Что же означала жертва ветхозаветная – ягненок, дрова, кровь, вода и пепел? Апостол Павел говорить, что она была прообразованием Самого Спасителя, принесшего Самого Себя в жертву за грехи мира: Если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел. 96 Теперь спросим только одно: что же прообразовал пепел? Он служил прообразованием смерти Христовой: Христос положен был во гроб, как бы имеющий обратиться в прах земной; тот же пепел служит прообразом и нашей смерти, после которой мы должны обратиться в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На золотой сети премудрости его напишем слова: «Премудрость его прославят народы». На лилиях милостыни напишем: «Имя его будет жить в род и род»; долго убогие будут вспоминать своего благодетеля. На яблоках добродетелей напишем: « Церковь исповедует хвалу его», – ибо за свои добрые дела он воистину достоин быть восхваленным в церкви, как говорит и апостол: «Слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе» ( Рим. 2:10 ); достоин того, чтобы память его, как венец из цветов, была сплетена из похвал ему от нас: «Память праведного с похвалами» ( Притч. 10:7 ). Оканчивая начатое дело, напомню еще один обычай древних людей, у которых при положении во гроб какого-либо доброго и знаменитого человека, приятели, слуги, сверстники и друзья его, сделав из золота или серебра или из другого металла сердце, или слепив его из воска, полагали в гроб и погребали вместе с ним, и это – в знак сердечной любви к нему и после смерти, как бы говоря: «Как при жизни твоей мы сердечно любили тебя, так и по смерти не перестаем любить тебя, и хотя ты с нами, а мы с тобой и разлучаемся телесно, но сердце наше неразлучно с тобой; мы спогребаемся тебе сердцем нашим, желая, чтобы память о тебе не умирала, но вечно пребывала в наших любящих сердцах». Теперь, когда ныне поминаемый во блаженной памяти преставившийся отец и пастырь наш отошел во гроб, я не хочу толковать о том, кто и каким сердцем спогребается ему: сотворенным ли из золота любви, или из серебра приязни, или из какого-либо другого металла чувств сердечных. Скажу только то, о чем известно, что преемник преставившегося, высокий в Боге превелебный его милость господин отец Варлаам Ясинский, архимандрит этой святой Лавры, отец и пастырь наш, спогребается своему предшественнику, высокопревелебному его милости отцу Иннокентию Гизелю, архимандриту Печерскому, сердцем, сотворенным как бы из воска, расплываясь своим сердцем в ревностном сокрушении о нем и говоря вместе с Давидом: «Сердце мое стало как тающий воск посреди чрева моего» ( Пс. 21:15 ). Он спогребается ему таковым сердцем для того, чтобы память о нем, как печать, изображенная на воске, всегда пребывала незабвенной, ибо, как известно, он с крайним сожалением вспоминает несказанную любовь и милость к себе отца своего, – он, который познал великие благодеяния его, получал властительскую его благосклонность, много лет имел приятные беседы с ним и утешался им, и потому слышит голос его, говорящий ему словами Писания: «Положи меня как печать на сердце твое» ( Песн. 8:6 ) в незабвенную память, как и полагает его в сердце своем. Ибо, поминая отца и благодетеля своего, отзывается словами Давида: «Да будет забыта десница моя, прилипнет язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебе, если не поставлю тебя, как верх веселия моего» ( Пс. 136:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, мы можем видеть на нашем духовном столпе яблоки позолоченные, которыми служат добрые дела его, ибо добрые дела подразумеваются в Священном Писании под плодами дерева. Так, святой Давид провидел о блаженном муже: «Будет как дерево, которое плод свой даст в свое время» ( Пс. 1:3 ). Потому же и возлюбленная говорит о своем Возлюбленном в Песни Песней: «Как яблоня среди деревьев, так брат мой» ( Песн. 2:3 ). Яблоками у блаженной памяти преставившегося отца нашего являются его добрые дела. Сколь велико их число, о том знать мы не можем, только Сам Бог, «исчисляющий множество звезд» ( Пс. 146:4 ), ведает число этих плодов. Пророк Иеремия исчисляет на столпах Соломоновых по пятьдесят яблок гранатовых около венцов. Я же не отважусь исчислять духовные плоды сего мысленного древа и мысленного столпа Церкви Божией, ибо не смогу исчислить их, и не хватит мне времени для повествования. Да и кто может счесть и открыть сокровенные, одному только Богу известные его подвиги, как-то: умерщвление тела, всенощные молитвы, постоянные воздыхания к Богу, возношения очей, сердца и рук? О, если бы могли поведать о том те места, на которых он подвизался: если бы келья и скит рассказали о том, сколько времени употребил сей набожный архимандрит на прилежные молитвы, сколько капель слез излил он пред Богом, сколько раз подобно мытарю ударял в грудь, сколько положил великих, но смиренных поклонов! Но все это уже воздается ему явно вместе со всеми в добре подвизавшимися, ибо говорится в Писании: «Помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:6 ). В древности на столпах возлагали венцы. В подражание тому и Соломон в церкви Святая Святых возложил на столпах венцы, ибо и золотые сети были сделаны вокруг наподобие венцов, и круги из лилий и яблок были возложены в виде венцов, как упоминает об этом и пророк Иеремия: «Яблоки на венцах по кругу» ( Иер. 52:22 ). Достоин поистине и сей столп наш духовный быть увенчанным венцами. За свою великую премудрость при золотой сети достоин венца из неувядающего лавра. За отличное подаяние милостыни при цветах лилий достоин золотого венца. За все высокие достоинства достоин того, чтобы мы все своими молитвами испросили ему у Бога тот венец, которого ожидает апостол: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный» ( 2Тим. 4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец настало для апостолов исполнение обещанного им Господом в прощальной беседе: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше ( Ин.16:22 ). Во время повествования еммаусских путников святому собранию о явлении Учителя, когда двери были заперты из опасения от Иудеев ( Ин.20:19 ), Сам Иисус стал посреди них ( Лк.24:36 ). Этим явлением в самый день воскресения, Господь, по мысли святого Иоанна Златоуста , «положил основание святому дню Господнему в замену ветхозаветной субботы, которой настал конец». Первыми словами Воскресшего обществу верующих было приветствие мира: Мир вам! (см.: Лк.24:36 ; Ин.20:19 ). Христос Спаситель пред страданиями, прощаясь с учениками, преподал им Свой мир (см.: Ин.14:27 ), но состояние апостолов в настоящую минуту нуждалось в подтверждении этого дара: скорбь об утрате Учителя, сознание одиночества и беспомощности среди возбужденных удивительными слухами иудеев страшно обременяли душу учеников, и одна только любовь к Распятому, пробудившаяся ранее веры в Его воскресение, могла собрать воедино расточенных овец пораженного Пастыря. Явление Воскресшего Учителя, прошедшего притом чрез запертые двери, несмотря на дарование мира, возбудило сначала в учениках испуг и смущение, – они подумали, что видят духа ( Лк.24:37 ). Поэтому Господь постепенно убеждает их в великой истине воскресения. – Что смущаетесь, – спросил, ободряя их, Сердцеведец, – и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги ( Лк.24:38–40 ). Апостолы невыразимо обрадовались, и эта радость их была тем сильнее, чем глубже и мрачнее была их печаль; явление Победителя смерти для них служило залогом победы Господа над всем, что враждебно Ему и Его последователям; ученики даже боялись поверить своей радости, и такое состояние их было вполне естественно: «Апостолы, – изъясняет святой Иоанн Златоуст , – увидели воскресшим Перворожденного из мертвых, а такие величайшие чудеса, обыкновенно, сначала поражают, пока со временем не утвердятся в душах верующих». Желая окончательно рассеять всякую тень сомнений в душах учеников, Господь спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17 ). Запрещая Марии Магдалине прикасаться к Нему, Христос, по толкованию святого Иоанна Златоуста , «возвышает (ее) помышления», потому что «от радости (она) не представляла себе ничего великого», «и через это научает ее более благоговейному с Ним обращению». То же самое высказывает и блаженный Августин о словах Господа – «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему»: «Ты (как бы так обращается Господь к обрадованной Марии), видя Меня, почитаешь только человеком, и еще не знаешь равенства Моего со Отцом: не прикасайся ко Мне, как к простому человеку, не принимай Меня такою верою, но уразумей во Мне Слово, равное Отцу. Взойду ко Отцу, и тогда прикасайся. Для тебя взойду Я тогда, когда ты уразумеешь Меня, как равного Отцу. Доколе же почитаешь Меня меньшим, Я еще не взошел для тебя». Удостоившаяся явления Воскресшего, Мария должна была передать ученикам Господа вместе с вестью о воскресении Учителя не менее радостную весть (см.: Ин.14:28 ) о скором отшествии Его к Отцу, за которым, как Он говорил им в прощальной беседе, должно последовать сошествие святого Утешителя Духа (см.: Ин.16:17 ). Отныне, со дня воскресения, все верующие во Христа Иисуса, как искупленные Его спасительными страданиями и крестною смертью, имеют одного Отца небесного вместе со своим Спасителем; но Христос Сын Божий по естеству, а верующие – по благодати. В изречении Господа – восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, по учению святого Кирилла Иерусалимского , и сокрыта именно последняя мысль: «иначе Он Мой Отец по естеству, иначе вам по присвоению; иначе Бог Мне, как приискреннему и Единородному Сыну, и иначе вам как созданиям». Так любовь Марии Магдалины ко Христу, с особенною силою проявившаяся «на смертном поприще Господнем», была «награждена праведно ускоренным живоносным лицезрением Господа воскресшего» (Филарет, митроп. Московск.): ей именно прежде всех, как говорит святой евангелист Марк (см.: 16,9), явился Господь Иисус по Своем воскресении 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удивительно ли то, что было сказано: Вот лев, – а узрели мы не льва, а Агнца: название лев, а образ агнца? И затем: образ агнца, а сила льва: «Вот, победил Лев». Неудивительно, когда лев кого-либо побеждает, ибо он царь зверей, сильный и грозный, «похищающий и рыкающий», страшный не только для зверей, но и для людей. Но какая сила у агнца? Какая гроза? Что он «похищает»? Какова его борьба и кто его боится? Как и кого он может победить? Но чтобы яснее уразуметь силу, крепость и храбрость виденного Агнца, пойдем за святым Иоанном Богословом на песок морской и посмотрим, каково Его ратование, как и с какими супостатами Он борется? «И стал я на песке морском, – говорит Богослов, – и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами» ( Откр. 13:1 ). И далее: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога» ( Откр. 13:11 ). И затем: «Зверь, выходящий из бездны» ( Откр. 11:7 ). Все они собрались на брань. Против кого же они хотят воздвигнуть сию брань? Слышим мы слова Ангела, говорящего Богослову: «Они будут вести брань с Агнцем» ( Откр. 17:14 ). Удивимся снова: столько страшных зверей ополчаются против одного Агнца! Разве не может каждый из меньших зверей в одиночку одолеть Агнца? Один волк гонит тысячу овец, а в Апокалипсисе против одного Агнца собралось столько зверей! Может ли одолеть их Агнец? Ангел повествует, что Агнец одолеет их. " Агнец, – говорит он, – победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» ( Откр. 17:14 ). Как же победил тех зверей Агнец? Богослов говорит, что они «живые брошены в озеро огненное» ( Откр. 19:20 ). Уразумеем это объяснение силы, какую имеет терпеливая кротость и незлобие. Образ Агнца запечатлен кротостью, но имеет львиную силу. Кто достоин принять книгу тайн Божиих с дарами и печатями? Тихий Агнец. Кто достоин быть хвалимым и покланяемым Небесными Силами? Незлобивый Агнец. Кто силен победить тех страшных и лютых зверей, из моря, от земли и из бездны исходящих? Кроткий Агнец: «Агнец победит их». Кто господствует над дольним и горним? Терпеливый, закланный Агнец, ибо «Господь господствующих и Царь царей». Агнец сей, Богословом в Апокалипсисе виденный, является образом кротости и вместе непобедимой силы Самого «Агнца Божия, взявшего грехи мира» ( Ин. 1:29 ), Христа, Спасителя нашего, Который в вольном страдании Своем, «как овца, веден был на заклание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ), «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» ( 1Пет. 2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Не я ли, Господи? – говорили они в смущении. Они были исполнены раскаяния и строгости к себе и далеки от осуждения. Никто не спросил Иисуса: «Не он ли, Господи?», указывая на кого-либо из товарищей своих. Петр, желая поскорее узнать, чтобы предупредить измену, сделал знак Иоанну, который возлежал рядом с Иисусом, и тот тихо спросил Учителя: – Господи, кто это? Иисус отвечал: – Tot, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову, Искариоту. Такой поступок не возбудил внимания, так как согласовался с обычаем 54 . Затем Иисус сказал во всеуслышание следующие слова: – Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предастся, лучше бы этому человеку не родиться. И эти потрясающие слова не разрушили замысла Иуды. Он лицемерно и дерзко спросил Христа вместе с другими: «Не я ли, Равви?» – и получил определенный ответ: «Ты сказал!», то есть «Да!» Иуда не мог более присутствовать, тем более что Иисус добавил: – Что делаешь, делай скорее! Ему оставалось только уйти. Решение созрело окончательно. Иуда вышел. Была уже ночь. Христос взял хлеб, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: 55 – Приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: – Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов 56 . Сие творите в Мое воспоминание. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода этого виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. Так установил Христос главное христианское таинство причащения. Затем Он обратился к ученикам с прощальными словами, которые сохранены для нас евангелистом Иоанном (см.: Ин.13:31; 14:31; 15 и 16; Мф.26:30–35 ; Мк.14:26–31 ; Лк.22:31–32 ). Иисус знал, что Иуда ушел с целью выполнить свой предательский замысел; он предчувствовал близость страдальческого конца и понимал, что настает минута, когда исполнение воли Отца приведет к мучениям и смерти; Сын Человеческий не отступит и искупительным подвигом Своим прославит Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Незлобие каждого угодника Божия – это как бы некая духовная сладкозвучная музыка, которой увеселяется Творец, как говорит святой Иоанн Златоуст : «Ничто так не радует Бога, как то, чтобы люди были незлопамятными или незлобивыми. Как господин приказывает чаще и дольше петь и играть ту песнь или мелодию, которую любит слушать и которая увеселяет его, так и Господь наш, радующийся незлобию каждого верного раба Своего, претерпевающего беды с благодарными слезами, для того и попускает на него многие напасти и озлобления, чтобы он больше терпел и благодарил Его. Попускает потому, что любит, и насколько больше кого-либо любит, настолько более жестокие попускает на него оскорбления, и насколько большее попускает оскорбление, настолько больше его любит» (Беседа на Послание к Филиппийцам, зачало 4; Беседа 14, нравоучение 14). Возлюбил Господь учеников Своих величайшей любовью, как возлюбленный Иоанн пишет о том в своем Евангелии: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Ин. 13:1 ). Что же делает Он возлюбленным Своим? Какую благодать дарует на земле? Он не сажает их на престолах временных почестей справа и слева от Себя, не представляет им пиршеств и тленных удовольствий, не исполняет их мирского веселия и радования. Что же? Он предлагает им скорби, рыдания, терпение напастей и бесчестие, говоря: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете» ( Ин. 16:20 ). Для чего же Господь попускает все это на возлюбленных рабов Своих? Для того, чтобы яснее показать им Свою любовь, великую и бесконечную, по подобию прообразовавшего Его в древности Иосифа, сына Иаковлева. Ветхозаконный Иосиф, возведенный из темничных уз на царский престол в Египте, когда пришли к нему братья и не узнали его, любя единоутробного брата своего Вениамина более всех, как говорится в Писании: «И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там» ( Быт. 43:29–30 ), – любя его столь великой любовью, он повелел, чтобы в мешок его была положена чаша, которой он приветствовал своих братьев: " Чашу, – сказал он, – серебряную, положи в мешок к младшему» ( Быт. 44:2 ). Для чего же? Для того чтобы временно опечалить его, исполнить скорби и рыдания и возвратить к себе с пути, как пленника. Домоправитель Иосифов говорит: «У кого найдется чаша, да будет рабом господина моего» ( Быт. 44:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Неизвестно, о каком именно грешнике говорит Давид: «Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время» ( Пс. 9:25–26 ); но известно то, отчего пути грешного человека оскверняются на всякое время. Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего иной осмеливается обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего тать крадет, разбойник убивает, вор ворует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего не имеющий стыда сквернословит, привыкший лгать лжет, клятвопреступник напрасно божится, клянется, досадитель досаждает? Отчего человек, сам весь во грехах, других осуждает? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего мздоимный судья неправедно судит, лживый свидетель ложно свидетельствует, злобный коварствует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего пьяница пьянствует, грехолюбец любодействует, прелюбы творит, не довольствуется законным супружеством, оскверняет многих и оскверняется со многими? Оттого, что нет Бога пред ними. Нет страха Божия пред ним, не имеет Бога пред очами, не помнит о Боге, не боится ни Суда Его, ни мук вечных не трепещет, ни Царствия Небесного не ожидает. Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время. О, если бы пред очами грешника был Бог, если бы он помнил будущий Суд и казнь, он не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию своего и Воздаятеля. Вспомните историю о целомудренной Сусанне и о двух беззаконных старцах, судиях Израилевых, хотевших насильно осквернить чистую жену, что давало им смелость совершить скверное дело и что отклоняло праведную Сусанну от скверного беззакония? Беззаконным старцам дало смелость сотворить грех то одно, что они не имели пред очами своими Бога, ибо они говорили: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит» ( Дан. 13:20 ). О, беззаконные судьи! Блуждательные старцы! Что вы говорите: никто не видит нас? А разве не видит вас Бог? Вы укрылись от очей человеческих, но можете ли укрыться от очей Божиих? Вы от людей затворились дверьми, чтобы не видели вас, а чем закроетесь от Бога? Какие сады, какие многолиственные деревья, какие густые леса и пустыни и дебри или вертепы и пропасти земные сокроют вас пред Всевидящим Богом? Не знаете ли, что говорит Священное Писание : «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). И еще: «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его» ( Сир. 39:25 ). Вы же, окаянные, говорите: «Никто нас не видит». Таким образом забвение о Боге соделало их дерзновенными ко греху, потому что они не имели Всевидца Бога пред очами своими: «Никто нас не видит», – говорили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Некогда возник между апостолами спор о том, кто из них высший в апостольском лике и кто будет начальствующим на небе? Они пришли за разрешением этого вопроса к Самому Господу и сказали Ему: «Кто больше в царстве небесном? Господь же, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф. 18:1–3 ). Но, о Господи! Что означает это учение Твое? Неужели Твоим ученикам нужно превратиться из зрелых мужей в малых детей? Петр уже стар, и Андрей тоже, и прочие апостолы уже немолоды. Возможно ли им возвратиться в прежний, давно прошедший возраст и сделаться малыми отроками? А Господь говорит: «Будьте детьми, если желаете войти в царство небесное и быть в нем великими». Но, о Господи! Укажи нам способ обращения к отрочеству. Говорит Господь: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном» ( Мф. 18:4 ). Вот способ отрочествования: будучи даже старыми, быть смиренными, кроткими, незлобивыми, как дети. Хорошо говорит об этом и апостол: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы» ( 1Кор. 14:20 ). Кто младенец по незлобию и смирению, тому отверзается для входа дверь небесная, тот войдет в небесное царство и будет в нем великим. Необходимо было такое обращение к отрочеству для учеников Христовых, ибо они в гордости начали мало помалу превозноситься в уме своем: то они просят сидения по правую и по левую руку Христа в Его царстве, то рассуждают о том, кто из них больший, ищут начальствования. Но не требовалось такое обращение для Пресвятой Девы, ибо Она от младенчества Своего была неизменна в Своем смирении, и, возрастая телом, Она нисходила по духу смирения и всегда младенчествовала, как дитя, по незлобию и смирению. Возрастала годами, возрастала и разумом, а богомысленным умом Своим достигала неба. Возрастала и по высоте достоинства, ибо уже знала, что Она, а не иная какая-либо дева, должна родить Сына Божия, что было открыто Ей Самим Богом Отцом во время полуночной молитвы во Святая Святых. Ибо осветил Ее Божественный свет, и услышала Она голос Бога Отца, говорящий: «Ты родишь Сына Моего». Сколь великая честь, сколь великое достоинство!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010