Взвесь Кровь Сына Божия, и ты взвесишь честность душевную. Оцени воплощение Сына Божия, оцени пречистое млеко пречистых девических персей Матери Божией, которым Она питала Божественного Младенца. Оцени все страдания Его, оцени всю пролитую за спасение нашей души Кровь Его, оцени Крест и смерть Его. И если ты сможешь оценить все это, то можешь оценить и ценность души. Каждый пусть рассудит, в сколь великую цену оценил душу человеческую Сын Божий: выше всех небес, выше всех Ангелов, выше Престола Своего Божественного и всего небесного царства, ибо ради нее, оставив все это, сошел на землю, не пощадил Себя и положил за нее на Кресте душу Свою. Ищи же здесь цену души человеческой! Итак, напрасный и суетный труд доставляет себе каждый, кто ради мира сего повредит душе своей, то есть лишится спасения своей души: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8:36 ). Приступая к третьему вопросу: что прибыльнее – душа или мир сей? – я отвечу на него в кратких словах и не продолжу беседы, так как и сам уже изнемогаю. Что же прибыльнее: душа или мир? Отвечаю. То прибыльнее, что долговечнее, что дольше может продолжаться, от чего человек более долгое время может получать выгоду. Если прибылен кому-либо из нас мир сей, пусть скажет нам, знает ли, сколько времени будет получать от него выгоду: год, два, десять или сто лет? Воистину, не знает, проживет ли окруженный мирскими благами один день, от утра до вечера, или от вечера до рассвета другого дня? Ибо каждому постоянно напоминает труба евангельская: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:20 ). А надолго ли дана человеку душа? Не только на эту временную жизнь, но и навеки, ибо хотя человек временно и умирает, но душа его бессмертна и живет после смерти человеческой, согласно Писанию: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их; и еще: В глазах неразумных они казались умершими, но они пребывают в мире, надежда их полна бессмертия» ( Прем. 3:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Взяли Иисуса и связали Его» ( Ин. 18:12 ). Увы! Ковчег Господень в плену и в неволе! И кто же не скажет с женой Финеесовой: «Отошла слава от Израиля со взятием Ковчега Божия» ( 1Цар. 4:21 )? Отошла слава Израилева, ибо отнят Ковчег Божий. Почему же, Боже Отче, Ты не наказываешь разными болезнями этих разбойников, как некогда иноплеменников, которые только отвезли к себе с честью Ковчег Господень? Почему не караешь их сокрушением как бога Дагона, пред которым только стоял Ковчег Господень (см. 1Цар. 5 гл.); мором как вефсамитян, которые только заглянули в Ковчег Господень (см. 1Цар. 6:13 ); внезапной смертью как Озу, который только прикоснулся к Ковчегу Господню (см. 2Цар. 6:6 )? Они же так дерзновенно к сему мысленному Кивоту прикасаются, что Он даже жаловаться начинает: «Попрал Меня человек, попрали Меня враги Мои» ( Пс. 55:2–3 ). Спрашивал Он некогда: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» ( Лк. 8:46 ). Здесь же кровопийцы так прикасаются к Нему, что уже совсем ослабевает Его сила, ибо Он говорит: «Оставила Меня сила Моя» ( Пс. 37:11 ). Одни за волосы терзают, другие кулаками бьют, иные оружием и палками ударяют. Не только лишают силы телесной, но и к скорой смерти уготовляют Ему дорогу. Сетует Он у Иова: «Ночью ноют кости Мои, жилы же Мои не имеют покоя; нападаешь на Меня без милости, рукою крепкою враждуешь против Меня» ( Иов. 30:17, 21 ). Связала некогда Сампсона Далида и громко закричала ему: «Иноплеменники идут на тебя, Сампсон!» ( Суд. 16:19–20 ), – и распались узы на нем, как будто бы пережег их огонь. Хитрая Далида, злоба иудейская, связала Тебя, Всемогущий Сампсон, Христос Спаситель! Почему же не расторгнешь Ты узы и не свергнешь их иго? Где же Твоя сила, крепкий во бранях Господи? А Ты говоришь им: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. 26:53 ). Вяжут связующего воду облачную, вяжут Того, Кто связанным дает свободу, Кто извел из смертной темницы Лазаря и повелел развязать его. «Тот, у Кого руки невинны», Сам теперь дозволяет связать Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Видя невинность Христову, Пилат «умыл руки» ( Мф. 27:24 ), как бы последуя ветхозаветному обыкновению, данному Богом, по которому, если найдено будет в городе или на поле тело убитого человека, а убийцы не найдутся, старейшие в городе должны были умывать руки в крови телицы, у которой перерезаны жилы в бедре, и заявить: «Руки наши не проливали крови сей, и очи наши не видели ее» ( Втор. 21:7 ). Не в воде, а в истинной Крови незлобивого Агнца умывает руки беззаконный Пилат. Следовало бы безбожнику сему услышать то. что Бог говорит через пророка Иеремию: «Отмой от лукавства сердце твое, и спасен будешь» ( Иер. 4:14 ). Руки умывает, а сердцем, полным нечистоты, лукавства и злоумышления, Невинного на смерть осуждает! Почему же не восклицаешь, о Христос, истинная невинность, вместе с Псалмопевцем: «Суди Меня, Боже, и рассуди тяжбу Мою; от народа недоброго и от человека неправедного избави Меня!» ( Пс. 42:1 ). Хотя и говорит Пилат: «Не нахожу никакой вины в этом Человеке» ( Лк. 23:4 ), – однако предает Его на смерть. Синагога иудейская стоит на том, чтобы Он был распят, взывая: «Распни, распни Его» ( Лк. 23:21 ). «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» ( Деян. 4:27 ). О осужденный Судья мой! Не осуди меня во тьму кромешную! Несение креста Осужденного, обреченного на смерть Господа, возложив Крест, выводят за город: «Неся Крест Свой, Он вышел» ( Ин. 19:17 ). О сколь жалостная и печальная процессия! «Шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» ( Лк. 23:27 ). Кровавая процессия! Ибо ту Кровь, которую не излил Он у столпа, которая осталась в Нем после тех зверских орудий муки, проливает теперь на дороге, придавленный гнетом Креста; остаток же ее источил на Кресте до последней капли. Изливает Кровь на пути, «дабы омочится нога Его в крови» ( Пс. 67:24 ). Красна дорога к небу, Кровью Христовой обагренная! «Сеющие слезами пожнут с радостью» ( Пс. 125:5 ). Христос Спаситель сеет Кровь Свою, чтобы мы пожали на небе вечную радость. Прежде посылал Он слуг «по дорогам и изгородям», чтобы убедили нищих и бедных войти в Его дом ( Лк. 14:21, 23 ), теперь же Сам выходит на площади и распутья, чтобы нас, бедных и нищих, призвать на пиршество небесное. Прежде обливал землю потопом, теперь обливает Кровью, чтобы потопить и омыть наши мерзости греховные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Видя плачущих женщин, Иисус сказал: – Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам: покройте нас. Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим – что будет? Эти слова были пророческими. Многие из тех, кто теперь шел за Иисусом, и большинство их детей дожили до страшной картины полного разрушения роскошного города. Улицы были залиты кровью, жители бежали в ужасе, римляне тысячами распинали взрослых детей за стенами города. Наконец осужденных привели к месту казни, называвшемуся Голгофой. Трудно теперь точно указать это место, найти его под развалинами десять раз осажденного и десять раз разоренного города. Известно только, что тогда оно находилось за городскими воротами 73 . Кресты были положены на землю (см.: Мф.27:33–56 ; Мк.15:22–41 ; Лк.23:33–49 ; Ин.19:18–30 ). Присужденные к казни раздеты и пригвождены к перекладинам. Во время этих ужасных пыток Иисус произнес такие слова: – Отче, прости им, ибо не знают, что делают! 74 Затем кресты были приподняты и установлены в заранее приготовленные ямы 75 . Крест Иисуса стоял посередине и возвышался над двумя другими. Над Его головой была прибита доска, намазанная белым гипсом; на ней была сделана черными буквами надпись на трех языках – латинском, греческом и иудейском: – Царь Иудейский. Это была смертельная обида, нанесенная Пилатом иудейским иерархам, язвительная и унижающая насмешка над гордостью покоренного народа. Священники бесились от злобы. Они послали к Пилату: – Не пиши, – просили они, – царь Иудейский, но что Он говорил: «Я – царь Иудейский». Теперь Пилат доставил себе полное удовольствие поступить наперекор ненавистным изуверам, которые принудили его к нежеланному решению. Он отвечал с презрением: – Что я написал, то написал. И не сказав ни слова больше и не выслушав их дальнейших просьб, повернулся к ним спиной и ушел в свой дворец. Теперь, когда он распял «Царя Иудейского», он уже не боялся никаких доносов кесарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воины и служители связали Иисуса. Его, безоружного, окружила эта густая толпа с мечами и кольями. Он сказал: – Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук: но теперь ваше время и власть тьмы. Тогда ученики, видя, что всякое сопротивление бесполезно и что Иисуса уводят, все бежали. Иисуса повели к первосвященническому дворцу. Там жили главные руководители всего этого заговора: первосвященник Каиафа, и тесть его, бывший первосвященник Анна. Это был чужеземец, вывезенный Иродом Великим из Александрии. Он был любим правительством и ненавидим народом. Талмуд называет семейство Анны «ехидной породой». Это семейство занималось весьма успешно торговлею под портиками храма; там продавались различные предметы для жертвоприношений по очень значительным ценам. Вмешательство Иисуса значительно подорвало это торговое предприятие, которому народ и без того не мог сочувствовать. Первый допрос Иисуса был произведен именно этим Анною (см.: Мф.26:57,59–68 ; Мк.14:53,55–65 ; Лк.22:54,63–65 ; Ин.18:13; 14:19–24 ). Гибель Иисуса была предрешена, а поэтому все допросы велись явно пристрастно. Анна спросил Иисуса об учениках Его и об Его учении, желая найти какое-либо обвинение в противозаконном и тайном учении. Иисус отвечал: – Я говорил явно миру, Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, а тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня, спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил. Тогда один из слуг ударил Иисуса по щеке, воскликнув в лицемерном негодовании: – Так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: – Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна, не сумев найти никаких определенных обвинений, послал Иисуса к зятю, Каиафе, который жил в том же дворце. Каиафа был тогда первосвященником. Он получил это звание с соизволения Римского императора и не был любим народом. У него должен был состояться суд иудейских священников над Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воспевает пророк Аввакум: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я о Господе радуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем» ( Авв. 3:17–18 ). Смотрите, откуда этот пророк, исполненный Святого Духа, преисполняется радостью? Не от скорбей ли, напастей и печалей? Сады, говорит он, огороды и виноградники не дадут плода, не будет урожая в поле, голод будет среди людей и скота, и если кто-либо похитит волов от яслей, разве не напасть, разве не печаль и хлопоты будут от этого для господина? А пророк вместо скорби и печали воспевает: «Я о Господе радуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем». Почему и говорит, когда случаются такие печали: если я снесу их мужественно и не буду малодушествовать, то достигну совершенства и буду возвышен Богом. «Господь Бог мой, сила моя, и направит ноги мои к совершенству и на высоту возведет меня» ( Авв. 3:19 )! Видите, как находящие на богодухновенного мужа скорби умножают его духовную радость о Боге. Прекрасно говорит об этом святой Киприан, согласуясь с пророческими словами: «Пусть не будет плода в винограднике! Пусть обманет древо маслинное! Пусть злаки увянут от зноя, и поле не даст урожая! Что в этом христианам, что в этом служителям Божиим, которых призывает рай, которых ожидает благодать и богатство небесного царствия? Пусть радуются о Господе, а злое и противное мира сего пусть несут с мужеством, если чают будущих благ!» Такова была новизна, таково было мужественное великодушие, такова была всегда духовная радость в Боге ныне поминаемого богодухновенного мужа, высокопревелебного архимандрита. Не было ли плодов в винограднике, то есть добра в святой обители, как бы те виноградники были опустошены нашествием неприятельским, оскудевала ли пища у овец, то есть умалялись ли доходы словесных овец в Богородичной овчарне, пропадали ли волы от яслей, то есть отходили ли местности к польской стране и как бы уводились у святой обители волы, случались ли другие подобные немалые скорби, напасти и заботы, – этот столп не терял своей новизны, сей, говорю, богодухновенный муж не терял своего великодушия, упования и духовной радости в Боге, но в тайных молитвах своих песнословил сердцем вместе с Аввакумом: «Я же о Господе возрадуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем», – ибо он хорошо помнил совет святого апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», то есть в скорби, в печали и различные напасти ( Иак. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот и теперь, почти две тысячи лет спустя после того, как совершилось вшествие Господа в Иерусалим, мы, христиане, с зеленеющими ветвями верб (ваиями) и со свечами предстоим в церквах Господу и в радостном чувстве «Победителю смерти» 41 взываем: – Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Но ваии для нас так же, как и для древних евреев, не простое украшение, не простая принадлежность торжества, но знамение победы Иисуса Христа над смертью и царством тьмы. Свечи же, держимые нами в руках вместе с ваиями, знаменуют для нас немерцающий свет блаженного воскресения нашего в жизни вечной. Так поучительно и знаменательно как для современников Христовых, так и для нас, событие вшествия Господа в Иерусалим на осляти 42 . На другой день Господь из Вифании, где провел ночь, снова отправился в Иерусалим. По дороге Он взалкал и, увидя издали смоковницу, подошел к ней, чтобы напитаться плодами ее. Смоковница же была бесплодна; на ней не было ничего, кроме листьев. Тогда Господь, обратившись к смоковнице, сказал: – Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И тотчас смоковница засохла. Увидев это, ученики удивились и сказали Господу: – Как это могло случиться, чтобы смоковница сразу засохла? Господь сказал им в ответ на это: – Если вы будете иметь веру, твердую и непоколебимую, чуждую всяких сомнений, то сделаете не только то, что я сделал со смоковницей, но и много более: если вы горе этой скажете: «Сдвинься со своего места и ввергнись в море», – то слово ваше исполнится. Если вера ваша будет тверда, то все, что ни попросите вы в молитве, – получите. Затем опять, по обыкновению Своему, Господь отправился в храм, где учил народ. Первосвященники и старейшины народа, из зависти к Господу, подошли к Нему и спросили Его: – Какою властью Ты это делаешь? Кто дал Тебе такую власть? Господь же сказал им в ответ: – Спрошу и я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью Я делаю это. Скажите мне: крещение Иоанново откуда было – с небес или от людей? Первосвященники и старейшины рассуждали сами с собою так: «Если ответим – с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? А если скажем – от людей, то мы возбудим против себя народ, потому что он почитает Иоанна Крестителя за пророка».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот поэтому, думаем, сказано в Евангелии: «Подобно царство небесное сокровищу, скрытому в поле». Но что же означает это поле? Всякий человек, принимающий в сердце свое слова Господни, подобен полю вспаханному и засеянному, и как поле, когда оно не вспахано и не обработано, не приносит плода, если даже и бросят семена в него; так и человек, если он не избороздится бедствиями и скорбями, то есть, если не будет иметь терпения, то не принесет плодов духовных и не обогатится сокровищем духовным. «В терпении вашем стяжите души ваша», сказано, и вот всякий, желающий собрать себе духовное сокровище, приобрети поле терпения и в терпении приноси плод свой. Дух Господень и дух мира Всякий человек, рожденный водою и духом, должен быть духовен; но как может быть духовен человек, когда он состоит также и из тела? Апостол Павел говорит: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас». 56 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога». 57 Таким-то образом всякий, имущий в себе Духа Святого, духовен есть. Два духа доступны человеку, по апостолу, – Дух Господень и дух мира. «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога», 58 говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Но оба они так далеко стоят друг от друга, как восток от запада, так различны между собою, как белое и черное, как свет и тьма, как день и ночь. «Возлюбленные, говорит св. Иоанн Богослов, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». 59 Дух Божий есть Дух правды; нет неправды в Нем. Не обманул Господь никого никогда; «Праведен Господ во всех путях Своих», 60 говорит псалмопевец. Все, что говорил Бог на словах, то исполнил на деле. Обещал Он Аврааму умножить потомство его, как звезды небесные, как песок морской, и исполнил обещание Свое; обещал через пророков сойти на землю, воплотиться от Пресвятой Девы и пострадать за род человеческий и сделал это; обещал воскреснуть в третий день и ниспослать Духа Святого и воскреснул и ниспослал. Таков Дух Божий, Дух правды. И вот всякий, делающий по правде, говорящий и помышляющий одну правду, носит в самом себе Духа Божия. Спрашивает. Давид Господа: «Кто может пребывать в жилище Твоем! кто может обитать на святой горе Твоей!» 3) и потом далее вдохновенный отвечает на это: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем». 61 Вот кому открыта дверь царствия небесного, вот кто, подобно корабельщику, благополучно проходящему в тихую пристань, достигнет, неба, руководимый Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все это было исполнено. Апостолам была предоставлена верхняя горница со столом и местами для возлежания. Кому принадлежал тот дом – неизвестно. Некоторые указывают, что Иосифу Аримафейскому, а иные – Иоанну Марку. Вечером Иисус с учениками пришел из Вифании в предназначенное для вечери место 52 . На Востоке за трапезою обыкновенно возлежали на подушках вокруг невысокого стола из ярко расписанного дерева. Почетным считалось место посередине стола. Его занял Иисус. Апостолам казалось вполне естественным, что их Учитель занимает первое место, но далее невольно возникал вопрос: кому возлежать рядом с Ним, кто из них ближе к Учителю, кто больше? Между учениками Иисуса уже раньше происходили подобные споры о первенстве; быть может, теперь такой спор послужил поводом к тому поступку Христа, который навеки сохранится в Его учении, как живая притча, как подвиг любви и смирения. Учитель омыл ноги Своим ученикам ( Ин.13:1–20 ) 53 . Он совершил то, что обыкновенно возлагалось на последнего раба, как обязанность тягостная и презренная. Он смывал грязь и отирал ноги полотенцем. Симон Петр смутился: – Господи, Тебе ли умывать мои ноги? Иисус ответил ему кротко: – Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после. Но порывистый, пламенный ученик не мог допустить, чтобы Сын Божий, царь Израильский, Тот, Который владеет глаголами вечной жизни, умывал ноги ученика Своего, как раб; он видел в этом унижение. – Не умоешь ног моих вовеки! – воскликнул он. – Если не умою тебя, не имеешь части со Мною, – отвечал Иисус. Тогда Петр говорит: – Господи, не только ноги мои, но и руки и голову! Настолько ему казалось ужасным «не иметь части» с Тем, Кому он предан был всею душою. Но Иисус отвечал: – Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; вы чисты, но не все. Эти последние слова святой Иоанн истолковывает, как намек на Иуду: «Он знал предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты». Затем Иисус Сам в немногих словах истолковал апостолам значение Своего поступка: – Вы называете меня Учителем и Господом, и правильно говорите; ибо Я – точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий истинно верующий сын Церкви должен вспоминать смерть Христову, которую Он претерпел по плоти ради нас неповинно: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2, 22 ). Да будешь ты, душа боголюбивая, благодарна Пострадавшему и Умершему ради тебя! Вспомни все, начиная с безлетного рождения Сына Божия. Размышляй только верой одной, как Он неисследованно, неизреченно и непостижимо прежде веков родился от Отца и как Слово Божие, родившееся прежде веков от Отца, неоцененное сокровище сердца Отчего, из чрева прежде денницы рожденный Отцом, – как Это Слово Божие, превозлюбленный Сын Бога Отца, благоволением Отца и содействием Пресвятого Духа соизволил, ради нашего спасения, воспринять человеческое естество и в нем устроить наше спасение. Вспомни, как Он родился от Пренепорочной Девы Марии во времени и воспринял человечество от Ее пречистой крови, как создал словесную душу этому человечеству, так что явился совершенным Человеком, и как в том человечестве Он пришел в совершенный возраст. Когда же пришло превожделенное время нашего искупления, тогда Христос, Спаситель и Бог наш, на Тайной Вечери ученикам Своим и апостолам, а через них и нам всем преподал дивную и страшную Тайну, ибо, приняв в Свои пресвятейшие и Божественные руки хлеб и благословив, преломил и дал ученикам Своим апостолам, говоря: «Прииидите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ). Благодаря за это благодеяние, каждый должен произнести молитву Господню «Отче наш» с таким окончанием: «Яко Твое есть царство и сила, и слава со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (поклон). На той же Своей Тайной Вечери Христос, Сын Божий, приняв в Свои пребожественные и пресвятые руки Чашу, воздав хвалу, подал ученикам Своим, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 27–28 ). Благодари за это благодеяние, ибо Христос, Спаситель наш, сподобил нас таковых престрашных Тайн не по какой-либо нашей заслуге, но по Своей крайней и неизреченной милости и любви к роду человеческому. Он благоволил нашему истлевшему естеству, падшее возобновил на лучшее, воссоздал, примирил с Собой и сделал нас единокровными и единотелесными. Благодаря за это, произноси молитву «Отче наш» (поклон).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010