Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В любом большом храме или книжном магазине можно купить так называемые «Жития святых» – сборники рассказов о христианах, которые были канонизированы Церковью в разные периоды. Самые полные собрания житий занимают не один десяток томов, а самые краткие легко вмещаются в дамскую сумочку. Но, независимо от объема, все эти издания объединены общим источником: о святых, которые жили до эпохи Возрождения, русский читатель знает благодаря одному человеку – Димитрию (Туптало), митрополиту Ростовскому. Именно его тексты входят в состав большинства современных житийных сборников. Справедливости ради нужно сказать, что святитель Димитрий был не только крупнейшим русским систематизатором житий. Еще этот человек вошел в историю как ученый, богослов, полемист, проповедник, писатель и даже как театрал – до наших дней дошли две его религиозные пьесы, написанные в честь Рождества Христова и Успения Богородицы. Во многих отношениях Ростовский архипастырь – личность уникальная и заслуживает внимательного к себе отношения. Так же – как и та сложная эпоха, в которую ему довелось жить и творить. Будущий владыка родился в декабре 1651 года у казачьего сотника Саввы Туптало и его жены Марии. При Крещении ребенка назвали Даниилом. Благочестивое семейство сначала жило под Киевом, но когда мальчик подрос, супруги переехали непосредственно в столицу. Воспитанием ребенка занималась преимущественно Мария – некогда было Савве подолгу засиживаться дома. Мать посеяла в душе Данилы семечко веры, а отец показал сыну пример толкового и мудрого администратора. Все это со временем Туптало-младшему удалось развить в полной мере, когда он стал на поприще церковной службы. Но больше всего окружающие замечали острый ум мальчика – пытливый, цепкий, живой. И когда Даниле исполнилось 11 лет, его как сына заслуженного казака направили на обучение в Киево-Братский коллегиум – престижнейшее учебное заведение не только Украины, но и всей Руси. Несмотря на притеснения со стороны шляхты, в Украине образование было развито значительно лучше, чем в соседних русских странах. Причин тому было несколько. Больше всего повлиял тот факт, что с 1596 года на землях Польской короны параллельно существовали две православные Церкви. Одна из них – униатская – внешне сохраняла православный строй богослужения, но канонически подчинялась Римскому престолу и служила средством превращения украинцев в католиков. Вторая, более многочисленная и представительная, осталась верна Константинопольскому престолу и Православию, находилась в оппозиции к Риму, за что и была объявлена властями вне закона. Первая обладала всей мощью государственной поддержки, а у второй некоторое время не было даже должного числа епископов.

http://pravoslavie.ru/56508.html

РОСТОВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО Говоря о важных русских исторических деятелях XVII века, нельзя умолчать о духовном лице, действовавшем преимущественно в конце XVII столетия; оно имеет важное значение не только для своего времени, но и для последующих времен по тому благочестивому уважению, какое к его памяти оказывает русский народ. Св. Димитрий (по происхождению малороссиянин) занимает одно из самых блестящих мест в кругу киевских ученых, распространявших по русской земле начатое Петром Могилою дело русского просвещения. Он родился в местечке Макарове, верстах в пятидесяти от Киева, на правой стороне Днепра, в декабре 1651 года. Отец его был казацкий сотник по имени Савва Григорьевич Туптало, мать называлась Марья, ребенок назван был в крещении Даниилом . Когда он достиг отроческого возраста, родители отдали его учиться в Киев. Отец Данила был ктитором Кирилловскою монастыря и, вероятно, проживал в самом Киеве. Одаренный от природы живым воображением и глубиною чувства, Данило предался религиозной созерцательности и решился постричься. Печальная судьба Малороссии, как видно, содействовала такому настроению: кругом себя он видел кровь, слезы, нищету; одна беда влекла за собой другую беду, и не предвиделось исхода плачевному состоянию края. В Киеве даже учение не могло идти своим обычным порядком. Естественно было предаться мысли о непрочности земных благ и искать пристанища в иноческой жизни. В 1668 году Данило был пострижен в Киевском Кирилловском монастыре игуменом Мелетием Дзиком и наречен Димитрием. Несмотря на молодость, он скоро обратил на себя внимание своим необыкновенным даром слова; 25-ти лет от роду, в 1675 году, он был посвящен в Густынском монастыре Лазарем Барановичем в иеромонахи. С этих пор начались странствования Димитрия из монастыря в монастырь, из края в край. Где только он не поселялся, там начинал говорить поучения, и к нему стекались толпы народа; слава о новопоявившемся знаменитом проповеднике переходила из города в город. Архиепископ Лазарь Баранович перевел его из Густынского монастыря к себе в Чернигов, и Димитрий пробыл около двух лет проповедником при Лазаре Барановиче.

http://sedmitza.ru/lib/text/435684/

Скачать epub pdf Жизнеописание святого Димитрия Ростовского 454 Святой Димитрий Ростовский родился в декабре 1651 года в городке Макарове, недалеко от Киева. Мальчика назвали Даниилом; ни новорожденный, ни его родители не помышляли даже о Ростове, который для них был городом заграничным и чужим. Русские биографы святого умалчивали или, по крайней мере, не подчеркивали того обстоятельства, что великий русский святой родился на Украине, в украинской семье и был украинцем. Со времен монгольского завоевания Киевская Русь жила своей, особой от Московской, жизнью, и в XVII веке, когда она вновь встретилась с Россией, оба народа оказались непохожи друг на друга, на общего предка, говорили на разных языках и нуждались для общения в переводчиках. Их объединяла вера и язык богослужения, но церкви Киева и Москвы были независимы друг от друга. Отец святого – Савва Туптало – в год рождения сына был рядовым казаком Киевского полка, но вскоре стал офицером – сотником, и даже обзавелся гербом (подражая не русскому, а польскому дворянству). Постоянной фамилией семья еще не обзавелась; сын сотника Саввы всю жизнь подписывался как «Саввич», и только раз его назвали «Тупталенко». Слишком разрушительно было нашествие монголов, и когда Украина очнулась, она сразу стала добычей сильнейшего соседа – Литвы, потом объединившейся с другим соседом – Польшей. Даниил родился гражданином единственной тогда в мире Республики (на Руси ее, во избежании соблазнов, называли без перевода с польского – Речью Посполитой), возглавлявшейся, впрочем, польским королем. В этой Польско-Литовской Республике Украина была бесправна. Но если у Украины не было своих прав и своего правительства, то у нее была своя армия – казаки. Глава этой армии – гетман – был и лидером страны, а ее офицеры – администрацией. Армия решала судьбу Украины. За исключением одного вопроса: самостоятельности. Даниил Саввич следил за политикой. Когда в 20 лет он начал вести дневник, то занес туда прежде всего политические перипетии времени своего детства, и даже год своего рождения, точной даты не помня, отнес к походу поляков на Киев. Действительно, в 1651 году, за два месяца до рождения Даниила, поляки нанесли поражение украинской армии и отобрали права, которые предоставили несколькими годами раньше, потерпев поражение от казаков. Но война продолжалась. В 1654 году Савва Туптало, уже сотник, присутствует на Переяславской раде, где казаки присягнули московскому царю. В Москве это событие стали называть «воссоединение Украины с Россией». Но до полного воссоединения было далеко, и в 1658 г. Украина возвращается к Польше; в 1659-м – опять отходит к Москве, в 1660-м – возвращается к Польше. В этом же 1660 году семья Туптало поселяется в Киеве, купив собственный дом; впрочем, Киев уже постоянно находится под властью московского воеводы. Не случайно, видимо, все потомство сотника Саввы ушло по монастырям, не только три дочери, но и единственный сын. Даниил не пошел по стопам отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ДАРИЯ Тимагина († 1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДИМИТРИЙ Дмитриевич Беляев (1875 - 1937), свящ. , сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Ильич Розанов (1890 - 1937), прот. сщмч. (пам. 26 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Вознесенский (1855-1918), свящ., сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_28.html

Глава I Святитель Димитрий, в мире Даниил Саввич Туптало, один из знаменитейших иерархов вашей отечественной церкви, как по святости своей жизни, так и по своему обширному уму, по разносторонней учености, редкой в его время образованности и нравственному влиянию, происходит из древнего малороссийского рода дворян Туптало. Родители его были: отец Савва, служивший сотником в малороссийском войске и мать по имени Марья. Даниил родился в декабре месяце 1651 г. в небольшом малороссийском городе Макарове, находящемся в недальнем расстоянии от Киева. Когда Даниил достиг отроческих лет и был уже достаточно обучен чтению и писанию по-славянски, родители отдали его для дальнейшего образования в Киев, в Богоявленский-Братский Училищный монастырь, где кроме философии и словесных наук были преподаваемы и различные иностранные языки. Отличаясь природною остротою своего ума и особенным прилежанием к учению, Даниил не менее отличался и редкими своими нравственными качествами: благонравием, благочестием и безукоризненным поведением, которые ему снискали расположение всех старших. Зная цену времени, он дорожил им, и когда его сверстники бесполезно тратили оное на свои детские игры и пустые забавы, он прилежно занимался чтением книг, преимущественно духовных – Св. Писания, творений святых отцов и житий святых и, воодушевляясь сказанием о их подвигах, и сам помышлял о том, чтобы, нравственно усовершаясь, удостоиться быть их подражателем. По совершенном окончании своего учения, и когда ему уже исполнилось 17 лет от рождения, он решился, не вступая в мирскую многомятежную и суетную жизнь, посвятить себя исключительному служению Господу, избравши путь иноческий. Испросив на сие благословение родителей, он поступил в Киевский Троице-Кирилловский монастырь, где в скором после того времени, 9 июля 1668 года, был пострижен в монашество Игуменом Мелетием и наименован Димитрием. Сделавшись иноком, он стал еще строже следить за собою, дабы не только по названию быть иноком, но и на самом деле: упражнялся в смирении, послушании и братолюбии, ревнуя быть подражателем великих первоначальников Печерских Антония и Феодосия и иных преподобных иноков, в подвигах благочестно поживших и Богу благоугодивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

И. А. Шляпкин I. Жизнь св. Димитрия до 1688 г Рождение, воспитание, окружающая обстановка – Обучение – Пострижение Димитрия и положение тогдашнего духовенства – Посвящение во иеродьякона и иеромонаха – Отъезд в Чернигов и «Руно орошенное» – Поездка в Литву и епископ Феодосий Василевич – Пребывание в Слуцке и положение православия в Литве – Возвращение на родину и жизнь в Батурине – Переселение в Киев и начало Четь-Миней – Присоединение киевской митрополии к московской патриархии – Проповедь в годовщину смерти Гизеля – Вторичное игуменство в Батурине и новый гетман Мазепа. В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева 3 , по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни киевского полка 4 Саввы Григорьевича Туптала 5 и жены его Марьи Михайловны родился сын Даниил – будущий Святитель Ростовский 6 . Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей 7 и стоял в Макарове, после Белоцерковского мира, по распоряжению Богдана Хмельницкого и полковника своего Антона Ждановича 8 . Малороссия находилась еще под польскою державой, но гетман уже тянул к Москве: так в 1650 г. каневский полковник Савич ездил в Москву от Богдана 9 . И отец, и мать Даниила, люди еще не старые 10 , отличались большою набожностью, по свидетельству самого Дмитрия, да и сама жизнь тому способствовала: по всей Украине свирепствовали беспрерывные войны, год спустя после рождения Даниила было сильное моровое поветрие 11 , а известно, как усиливается религиозное чувство в годину общественных бедствий. В сам год рождения будущего святителя была война Радивилова 12 : гетман Ян Радзивил, после битвы под Берестечком, с литовским войском подступил к Киеву и сжег Подол. Надо думать, что и в Макарове житье было не спокойное. В 1654 г. сотник Туптало был на Переяславской раде, а в 1660 г. переселился в Киев под высокую руку Великого Государя Московского, в том же звании сотника. В Киеве у него родились три дочери: Памфилия, Феврония, Параскева, принявшие впоследствии пострижение и бывшие преемственно игуменьями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий родился в 1651 году в местечке Макарове, находящемся в 40 верстах от Киева. Родители его были рядовой казак макаровской сотни киевского полка Савва Григорьевич Туптало и жена его Мария Михайловна. Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей. По свидетельству самого святителя, родители его были люди глубоко-верующие и отличались примерной благочестивой жизнью. Наибольшее влияние на ум и сердце Даниила (так звали в мире св. Димитрия) оказывала его чрезвычайно религиозная мать, так как по делам своей службы отцу его редко приходилось бывать дома. Без сомнения, ее же постоянным заботам об истинно-христианском воспитании своих детей сестры Даниила обязаны тем, что все три, Памфилия, Феврония и Параскева, приняли впоследствии пострижение и были преемственно игумениями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря. Первоначальное образование Даниил получил дома, где научился читать и писать по-славянски. Наученный грамоте, он был отдан своими родителями для дальнейшего образования в училище при Киевском Богоявленском монастыре, в котором преподавателем тогда состоял знаменитый в то время духовный писатель Иоанникий Голятовский. Здесь он с особенною любовию и прилежанием отдался изучению наук и, благодаря своим большим природным способностям, вскоре занял место в числе лучших учеников училища и обратил на себя внимание, между прочим, некоторыми самостоятельными работами в стихотворстве. Даниил учился здесь в продолжении трех лет и преимущественно занимался чтением книг св. Писания, творений отцов и учителей церкви и житий святых, а в праздники и воскресные дни неленостно ходил в церковь Божию для молитвы. Еще при поступлении своем в училище Даниилу пришлось быть свидетелем торжественного внесения новообретенной чудотворной иконы пресв. Богородицы, Братской, в новую церковь училища. Чудное нахождение иконы, на которой вплавь спасся татарин, сильно подействовало на впечатлительного юношу и еще более усилило его религиозное настроение. Оно невольно должно было отразиться и на всей последующей жизни Даниила: он отличался благонравием и безукоризненным поведением, так что и тогда легко можно было предвидеть заранее, какой путь жизни изберет себе Даниил. В 1665 году Киево-Братский монастырь был опустошен поляками; здания его были разрушены, и Даниил должен был удалиться в дом своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

С 1684 г. по поручению архимандрита Варлаама Ясинского Димитрий работал над составлением жизнеописания всех святых, чтимых Православной Церковью (Четьи-Минеи), – его главным трудом. В 1689 г. в Москве в свите гетмана И.С. Мазепы Димитрий встречался с царем Петром I и патриархом Иоакимом, от которого получил благословение на составление Четьих-Миней. При работе над Четьими-Минеями он использовал как древнерусские, так и латинские, греческие и польские источники; многие из более ранних житий, отобранных им, были им же отредактированы. В 1701 г. по рекомендации Петра I был поставлен митрополитом Сибирским, но, заболев, задержался в Москве. 4 января 1702 г. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися» (2, с. 10). Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов. Указывая на недостатки местного духовенства – необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. Он создал архиерейскую школу в Ростове, обучение в которой строилось по образцу киевских учебных заведений. Вопреки требованию Петра I доносить властям об антиправительственных настроениях, обнаруженных на исповеди, митрополит Димитрий обличал священников, нарушивших тайну исповеди, искал достойных иереев во всяком сословии. Известно несколько посланий Димитрия Ростовского ростовскому духовенству дисциплинарного характера. Митрополит Димитрий был автором сочинений религиозно-нравственного характера, а также множества проповедей, обличавших невежество, корыстолюбие, леность, забвение священных заповедей. Стиль ораторских произведений Димитрия Ростовского стал классическим образцом для проповедников XVIII–XIX вв. Скончался святитель Димитрий в 1709 г., в ночь на 28 октября, через день после своего тезоименитства. Погребен святитель Димитрий был в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. При переделке монастыря в 1752 г. были обретены его мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010