Верхней Мамон (в 40 в,), Нижний Мамон (в 10 в. от верхнего), Осетровка по правую сторону Дона (в 45 в. от Павловска); по р. Гнилуше и ее притокам: Гнилуша (в 30 в.), Журавка (в 30 в.); по Битюку и его притокам С. Шестаково (нач. XVII в , в 37 в. от Павловска), Верхний Кисляй (30 в.), Ерышевка (в 3 в. от Кисляя). _______ Новохоперский уезд. В этом уезде главная р. Хопер (из Саратуовской губернии выходит и, протекши Новохоперский уезд, входит в землю войска Донского, где впадает в р. Дон). В своем течении Хопер принимает реки с правой стороны Товолжанку, Карачань, Алферовку и Савалу с притоками (Еланью и Пыховкою), с Айвой-Свинцовку, Калмык и другие незначительные. реки. Хоперский уезд стал населяться позднее Бобровского (в нач. XVIIIb. за исключением нескольких сел конца XVII в.). До 1770 г. в ведении Хоперской крепости находилась только югозападная часть нынешнего Новохоперского уезда (слоб. Пыховка, Красненская, Алферовка и с. Еланское Колено). Главное население Новохоперского уезда были казаки и малороссы. Когда же эти земли пожалованы были Потемкину, то козаки выселились, а малороссы обращены в подданных. Селения нынешнего Новохоперского уезда прежде принадлежали часто Тамбовскому, часто Борисоглебскому уездам; в состав Хоперского уезда вошли в 1779–1782 г. и сперва принадлежали к Саратовскому наместничеству, потом к Пензенской губернии, а в 1805 г. были причислены к Воронежской. Г. Новохоперск лежит на правой стороне Хопра. Место это было покрыто лесом. Первыми поселенцами его были преступники, ссылавшиеся сюда из разных мест. В 1710 г. в нем была устроена крепость, близ которой образовалась слобода Кочерга. По р. Хопру поселения: Верховой Калмык при р. Калмыке (с 1730 г. ) Танцыри, Третьяки (в 7 в. от Танцырей), Тюковка от Третьяков в 10 в. (населены ок. 1730 г.), Мазурка, Горелка, Губари. Селения по р. Карачаву: Верхний Карачан, Средний Карачан, Нижний Карачан-Желновка (переселенцы из Тамбовской губернии, в начале XVШ в.), по р. Савале: Новогалъское, Смарогалъское, Макарово, деревня Жавровка.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Россошки при р. Девице (в 6 верстах от Оськина). Эти села возникли в конце XVII века. С. Сторожевое близ Дона (в 7 верстах от Мастюгина, в 1680 г.), Селявное (в 7 верстах от Сторожевого), Голдаевка в 15 верстах от Коротояка, Усть-Журавлята (по левую сторону р. Потудани). Между р. Красною Девицею и Потуданью села: Девица (в 3 верстах от Голдаевки), ок. 1650 г.; в 7 верстах от Девицы Солдатское, дер. Ездоцкая (прежде бывшее село) и Песковатка (в 1 версте от Солдатскаго); Прилиты в 2 верстах от Солдатскаго, Платова в 4 верстах от Россошек. По правую сторону р. Потудани: Терновое (в 5 верстах от Коротояка), Березово (в 5 верстах от Тернового), Завершье (в 4 верстах от Тернового), Богословское, Борт, Старое Городище. Все эти села конца XVII века. Уколово (в 6 верстах от Завертья; дер. Красный Колодец -Свистовка; в 6 верстах от Уколова Русская Тростянка; деревни Терноушка и Польникова; Готовое в 6 верстах от Русской Тростянки, деревни Дурова и Камышная; Веретенниково в 3 верстах от Готовья; Камызино в 4 верстах от Веретенникова; Афанасьевское в 4 верстах от Камызина (на юг); Ураково в 4 верстах от Веретенникова. Хмелевое в 5 верстах от Уракова; Россоховецкое в 4 верстах от Хмелевого. Быково (в 7 верстах от Россоховецкого), Плюхино, Боровое (в 2 верстах от Плюхина), Красное, Заломное в 3 верстах от Красного, Круглое в 2 верстах от Заломного; села Старое и Новое Уколово (ок. 1610 г.). По левую сторону Дона: Аношкино и Бодеево. Бирюченский уезд лежит на юг от Коротоякскаго. Большую часть этого уезда на протяжении с запада на восток орошает р. Тихая Сосна; она с северной стороны принимает р. Большой Усерд с Малым Усердом. Прежде всего, поселения в Бирюченском уезде появились на р. Сосне: Верхнесосенск в 1637 г., Усерд в 1641 г., Старой Полатов- на Малом Валуе 1670 г. и тогда же был проведен вал от Полатова до Усерда и дальше на восток по северному берегу Сосны, на этом берегу (Сосны) в 1645 г. Ольшанск, в 1652 г. Острогожск. Бирюченский уезд составился из уездов Усердского, Верхососенскаго и Ольшанскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Преемник Феогноста св. Алексей Москов. Митрополит (ум. 12 февр. 1378 г.) писал: «Благословеше... ко всем крестьяном, обретающимся в пределе Червленаго Яру и по караулам возле Хопер до Дону». В XIV веке для русских живших в татарской орде и в вольных степях придонскаго края была учреждена архиерейская кафедра и Епископы ее назывались Сарскими (Саранскими) и Подонскими (т. е. заведывающие русскими селениями по р. Дону). Из грамоты Митрополита Алексея видно, что в XIV веке по Дону и Хопру были караулы – русские сторожа для наблюдения за татарами. Дон конечно, в своих верховьях, был достунен русскому населеннию и здесь были русские сторожа, но от верховья Дона, при благоприятных обстоятельствах, русское население могло простираться далее на юг, под защитою лесов и камышей, особенно в те периоды, когда татары откочовывали в свои прикапийские степи. Впрочем, если в период монгольского ига Воронежский край не чужд был для русских, то на пребывание их в этой стране нужно смотреть, как на временное и случайное. Требовала нужда, являлась возможность – они приходили; нужды не было, возможность изчезала и они покидали его, удаляясь на север в более безопасные места. Это отсутствие постоянного населения и всего того, что оно приносит с собою, т. е. дорог, мостов, сел, укрепленных городов на проезжих пунктах, а также девственная природа края, не проходимые леса, множество животных, которых не было в северной стороне России -все это придавало придонскому краю пустынный характер, каким он и представлялся путешественникам. (Германов Зап. Геогр. Имп. Общ. XII. 194). Московские князья искусно воспользовались монгольским игом для расширения пределов своего государства и для уничтожения удельных княжеств. Стремление их к свержению монгольского ига отличалось необыкновенным постоянством и настойчивостью. Русские люди видели в них своих будущих избавителей от татар и льнули к ним. Московские великие князья хорошо это видели и старались разными средствами ослабить удельных князей, покупали у них волости, а иногда и насильно отнимали у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Сверх того, Новацане служат свидетелями на­шей веры, ибо давно уже отделившись от церкви, они не ввели ничего нового по отношению к вере (Сократ, Ц. ист. (кн. 7 стр. 547). Кротко но с любовно обращался Аттик к заблуждавшимся братьям и еретикам. Так был однаж­ды в Никее для рукоположения там епископа, и увидев тамошнего Новацианского епископа Асклепиада, спросил его, сколько лет он епископствует. Асклепиад отвечал: 50, «Счастливый ты человек, заметил ему Аттик, что так дол­го служишь доброму делу». Тому же Асклепиаду он заметил: «Новата я хвалю, а Новациан не одобряю». Изумив­шись при этом замечании, Асклепиад спросил: «как это ты говоришь, епископ»? – Новата, отвечал Аттик, хвалю, потому что он не хотел иметь общения с людьми, при­несшими жертву (идолам); я и сам тоже сделал бы; а Новациан не хвалю, потому что они отлучают от мирян от общения и за малые грехи»,– На это Асклепиад заметил: кроме приношения жертв, по писанию, есть много и других смертных грехов, за которые вы отлучаете только клириков, а мы – и мирян, предоставляя прощение их единому Богу (Сократ, ц. ист. стр. 547). Но, впрочем, при таком снисходительном отношении к Новацанам, Аттик старался об искоренении среди них суеверий. Так, узнавши, что христиане, отделивишиеся от Новацан из-за разности в праздновании Пасхи, перенесли тело Савватия 2 с острова Родоса, где он скончался в изгнании и, предав земле, мо­лятся на его могиле, Аттик послал почью людей с приказанием зарыть тело Савватия в другом месте. После сего приверженцы Савватия, по обычаю пришедши к его могиле и нашедши ее разрытою, перестали чтить ее (д. ист. Сокр. стр. 546). И в других Аттик не одобрял излиш­нюю ревность не по разуму в искоренении ереси. Сократ рассказывает следующее событие. В Фригийском городе Синнаде был епископом некто Феодосий. Он неослабно преследовал находившихся там еретиков (которых много было из секты Македония) и изгонял их не только из города, но и из деревень. Это делал он не потому, чтобы в православной церкви обыкновенно подвергались гонению, и не по ревности к правой вере, но по страсти к сребролюбию, чтобы с еретиков собирать деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

—606— успехи в сочинении проповедей – кандидату Ремезову Александру и премию профессора А.И. Введенского в 23 р. 75 к. – студенту II курса Академии священнику Серафиму Ляде за представленное им на I курсе третное сочинение по истории философии на тему: «Философия Откровения по Шеллингу», о чём и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. – 2) Присуждение премий за кандидатские сочинения имени Архиепископа Димитрия (Самбикина) в 76 рублей и протоиерея А. М. Иванцова-Платонова в 80 рублей – отложить до следующего года. XIX. – О выдаче одному из наставников Академии награды в количестве 550 рублей, из процентов за 1913-й год с капитала, пожертвованного на сей предмет покойным Высокопреосвященным Московским Филаретом по случаю исполнившегося в 1864 году пятидесятилетия со времени учреждения Московской Духовной Академии. Справка: 1) Правил для присуждения награды из процентов с капитала Митрополита Московского Филарета, выработанных Конференцией Академии и утверждённых резолюцией Высокопреосвященного Митрополита Московского Иннокентия, от 20 декабря 1868 года, а) п. 1: «Присуждение награды наставнику совершается в собрании членов Конференции Академии»; б) п. 2: «Преимущественное право на награду даёт старшинство по полезной и усердной службе»; в) п. 3: «Наставники, не прослужившие 6 лет при Академии, не имеют права на получение награды»; г) п. 4: «Наставник, получивший однажды награду, может быть удостоен оной в другой раз не ранее как через 6 лет после получения первой награды»; д) п. 5: «Вторичная награда наставнику может быть предлагаема не менее как 4-мя членами Конференции и окончательно присуждается большинством голосов»; е) п. 6: «Старшинство между наставниками, поступившими в одно время на училищную службу, отдаётся тому, кто из них будет признан большинством членов Конференции в старшинстве»; ж) п. 7: «В тех случаях, когда кто-либо из наставников Академии может иметь особую нужду в денежном пособии, Конференция, по предложению не менее четырёх членов,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I, стр. 48: 1887 г.) ы в книге Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (многократно: 1891 г.), преосв. Димитрий (Самбикин) во втором издании Месяцеслова святых, всею Русскою церковью или место чтимых (многократно: 1893 г.); ( В. В. Болотов – не можем указать сейчас, где именно, как будто в статье: Следы древних месяцесловов поместных церквей, напечатанной в 1 – 2 кн. Христианского Чтения 1893-го года). Если бы против слова: канонизация могли быть сделаны и серьезные возражения: то в виду факта, что оно стало словом общепринятым, ничего не оставалось бы делать, как помириться с ним. Но так как серьезных возражений против него не может быть сделано, а между тем язычно-словесная потребность в нем (выгода от него) несомненна: то тем более остается поступить именно таким образом. Наконец, в заключение всего мы можем сослаться на пример, сравнительно давний, и самих Греков, которые, последуя латинянам, усвоили своим словам  κανονζειν и  κανονισμς значение лamuhckux canonisare u canonisamio. Мы сказали выше, что нам не встречалось случаев употребления греческими писателями существительного  καννισμα или  κανονισμς в смысле причтения к лику святых, а что встретились только два случая употребления в сем смысле глагола  κανονζειν (стр. 12). Но, делая справки по лексиконам ново-греческого языка, мы нашли, что уже в Эллино-Российско-Французском лексиконе иеромонаха Досифея Комы, напечатанном в Москве, в 1811-м году, есть не только глагол  κανονζειν в значений сопричитать к числу cbяmыx, canoniser (cм. слово  κανονισμνος), по и существительное:  κανονισμς как значащее: включение в число cbяmыx, la canonisation 703 . 614 Морчелли напечатал календарь с своим весьма обширным комментариям к нему в двухтомной книге, которая озаглавливается:  Μηνολογιον τν εαγγελων  αννορυμ vετυστατε ινσιγνε (Cura Steph. Antonii Morcelli. Romae, 1788). 615 В обозначении лет правления епископов-патриархов или в хронологических показаниях следуем: от Митрофана до Флавиана и от Игнатия до Евстафиа Вильгелыну Куперу в ero Hismoria chronologica Patriarcharum Consmanminopolimanorum, noмeщehhoй b IAbrycmobckoм томе Аста Sancmorum Бoллahдucmob; от Анатолия до Мефодия г. Андрееву в его исследовании: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия» (Сергиев Посад, 1895). 616 В статье о статуях города Константинополя, усвояемой Никите Хониату , говорится, что когда крестоносцы, овладевшие Константинополем (12-го Апреля 1204-го года), грабили в храме апостолов гробницы царей, то «тело паря Юстиниана оказалось после столь многих столетий неповрежденным», см. в приложении к русскому переводу Никиты Хониата , т. 2, стр. 428, § 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

25 янв. 24 С. 1 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. XVIXVII: (Продолж.)/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 24 января: (Христиан. начало любви – высший нравств. идеал России; о междунар. положении в свете изречения А. С. Хомякова: «Рим осуществил начало воли, германские народы – разума; России, со славянскими народами, предназначено осуществить начало любви!»)/(Г.-П.); Похороны А. Ф. Писемского/+ (Ф. А. Гиляров); Объяснение (Н. И. Пастухова о приписываемой ему статье). (ЗиИ); С. 3 : Из Петербурга. 16 янв.: Новые издания. Несостоявшееся годичное заседание Географического общества. Надежды на «Порядок». Наблюдения в обсерватории; Из Костромы. 15 янв.: Земское собрание; Из Симбирска. 15 янв.: Предки генерала (М. Д.) Скобелева; Из Эривани. 5 янв.: Урок, данный бедствиями прошлого года. Деятельность местной власти. Амбары. (ВИ). 26 янв. 25 С. 1 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. XVIIIXX: (Продолж.)/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 25 января: (О голоде в Самарской губ. и продовольств. капитале)/(Г.-П.); Чтение Н. И. Прозоровского. Духовные собеседования в епархиальной библиотеке. (ПЧ); С. 23 : Из Нижнего Новгорода. 17 янв.: О солдатском продовольствии; С. 3 : Из Орла. 10 янв.: Мифический клуб рабочих. Наш Купеческий клуб и его последствия. Мое заключение о клубе вообще. Спиритизм в Орле; Из Воронежа. 16 янв.: Наш театр; Из Тамбова. 18 янв.: Проводы ректора семинарии (архим. Димитрия (Самбикина)) и черты его бывшей деятельности. (ВИ); Из Софии. 28 дек.: Закрытие болгарского Народного собрания. Новый состав кабинета и причины падения прежних министров. Впечатление, произведенное переменами в министерстве. Новая партия в Палате и непопулярность консерваторов. Проект сооружения храма в память освобождения Болгарии. Попытки к сближению болгар с Константинопольской патриархией/Г. О. (ИИ); С. 4 : Посмертный труд профессора М. А. Колосова («Загадочные звуки в истории русского языка»). (РИ). 27 янв. 26 С. 1 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. XXIXXIII/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 26 января: (О задачах генерал-губернаторской власти в России)/+ (Ф. А. Гиляров); Ф. Б. Миллер: (Био- и библиографические сведения)/А. Смив ( А. Смирнов ); С. 3 : Из Орла. 24 янв.: Грабеж и убийство; Из Юрьевского у. 18 янв.: Грабеж. Самоубийство. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Эти границы, останавливающие волю, стремящуюся к добру, чаще всего заключаются, по их словам, с одной стороны в ошибочном и ложном понятии истинного добра, а с другой – в чувственности 11 . Более всего источник зла видят в чувственности. Человек, обыкновенно говорят защитники детерминизма, состоит не из одного только духа, но и из материи, душа и тело существенные части его природы и они то взаимно ограничивают человека и как противоположные друг другу стремятся в разные стороны: душа к духовному и высшему миру, а тело к тому что для него приятно, к чувствен. наслаждениям, но прежде раскрытия ума и сознания дитя уже привыкло желать приятного, того, что доставляет ему удовольствие и оно доставляет себе ограничиваться одними только чувственными инстинктами. Позже, когда начинает развиваться ум и предъявляет свои требования, он уже находит в себе сильные препятствия в чувственности. Но если смотреть на зло, как на отрицание, лишение нравственного совершенства, обязательно для всех людей, но тем не менее остается совершенное непонятной природа зла, зло нравственное более чем лишение, отрицание добра. Оно стремится к извращению установленного порядка; уклоняясь от своего первоначального назначения и центра деятельности оно избирает себе другой, противный прежнему, превратный путь стремления. Ибо если добро в человеке состоит в его безусловном подчинении высшей, божественной воле, в совершенной любви к Творцу, а грех есть не только лишение, или меньшая степень подчинения, обязательного для человека в его отношении к Богу, – но совершенное, всецелое уклонение от этого высшего центра своей деятельности. Человек – грешник вместо Бога ставит себя, свое я центром всей своей жизни и деятельности. Кто ненавидит Бога, тот не только с любовью обращается к Нему, но стремится принадлежать себе самому и ненависть не есть только низшая степень, но отрицание любви. Добро и зло находятся не на одной и той же линии; злой не только тот, кто, стремясь по этой линии, не прошел по этому пути так далеко, как добрый и тогда бы он был только относительно не совершенным и виновным, но грешник находится совсем на другом пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Далее Бог благ и правосуден Он не может лишить человека тех преимуществ, коими украсил его в начале. А в мире по Его же одобрению все добро зло ( Быт.1:31 ). Прекрасное в очах Божиих без сомнения и на самом деле должно быть таким и если видимый мир ничего не утратил из своих прежних совершенств, потому что и доселе мы видим в нем стройный порядок и гармонию, то за чем же человека, поставленного быть владыкой мира, лишать Богодарованных ему преимуществ, отнимать у него ум, свободу и другие душевные свойства и Богоподобное создание Божие, венец и славу всего мира низводит до состояния бессловесных животных 210 . Падение человека, повреждение его природы, не согласно с прем. планами Божьими. Бог поставил человека на земле своим видимым наместником, владыкой над тварями в образе своего господства и власти над всем, – и доныне Он не изменяет своих предначертаний о человеке из-за преступления одного Адама. Источник всякой истины сама истина, не может обманывать и обманываться и, без сомнения, всеблагий не отменяет своих планов касательно человека. Бытие первородного, наследственного греха, в нас, отдаленнейших потомках Адама совершенно невероятно 211 и не согласно с самим понятием о Боге, всеведущем и правосудном Существе. Как всеведущий Он не создал бы человека, который падет так глубоко и разрушит Его предвечные планы о его назначении, как правосудный, Он никого не наказывает за чужие грехи и не взыскивает с чад грехи отцов их. И нельзя измыслить, замечает Ф. Социн, безрассуднее, нелепее и недостойнее для Бога, совершеннейшего Существа, учения, как учение о первородном грехе 212 . С другой стороны, если обратим внимание и на грех Адама, за который будто бы мы подвергаемся ужасным наказаниям, то и здесь, говорит Ф. Социн, увидим нелепость учения о наследственной от Адама испорченности природы нашей. Грех Адама без сомнения был велик, как сознательное и свободное преступление ясной заповеди Божией. Он оскорбил бесконечного и всеблагого Бога, своего Творца; но при всей тяжести его грех был грехом личным, его собственным, почему Бог и наказал его одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Писание 258 . «Самовластна душа, говорит св. Кирилл Иерусал., посему дьявол подстрекать ее может, а принудить против воли не имеет власти. Внушает он тебе мысль о любодеянии: если захочешь, приимешь ее; если же не захочешь – не примешь ее. Ибо если бы любодействовал по необходимости, то к чему Бог приготовил геенну? Если бы по природе, а не по свободе делал ты добро: то к чему Бог приготовил венцы»? 259 . «Не в нашей воле, рассуждает св. Мефодий Патарский , иметь, или не иметь нечистых пожеланий; но в нашей воле осуществлять, или не осуществлять сии желания. Мы не можем заградить вход в душу нашу нечистым помыслам, потому что принимаем их отвне: но мы имеем свободу не сочувствовать и не склоняться на их внушения» 260 . «Двоякая смерть произошла от греха Адамова: духовная и телесная, когда тело лишается души, которая оживляла ее» 261 . Смерть телесная была следствием, обнаружением духовной смерти. Человек со дня преступления постепенно умирал, уклоняясь в своих мыслях, желаниях и действиях от истинной жизни, Бога. «Адам в какой мере удалялся от жизни, говорит св. Василий Великий , в такой приближался к смерти потому, что Бог жизнь, а лишение жизни (Бога) смерть» 262 . Жизнь нашей души находится в здравом состоянии только тогда, когда мы любим Бога всем сердцем, всей душой и всей мыслью своей. А мертвящая, разъединяющая сила греха постоянно производит не правильным направлением органов человеческого тела телесное утомление, болезни, старость и наконец смерть, разрыв души с телом. Оживляющее телесный организм начало души болезненно расторгает свой союз с телом. Телесная смерть соделалась необходимым последствием грехопадения прародителей с одной стороны потому, что грех привнес в тело их разрушительное начало изнеможения и болезней, а с другой – потому что Бог удалил их по падении от древа жизни. «Телесная смерть, говорить блаж. Августин, есть наказание, по силе которого дух за то, что произвольно оставил Бога, оставляет тело против воли и за то, что захотел оставить Бога, покидает тело, хотя и не хочет» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010