Господь чрез Иезекииля так укоряет царя Тирскаго: «понеже вознесеся сердце твое и рекл еси: Аз есмь Бог, в селение Божие вселихся в сердце морстем. Ты же человек еси, a не Бог, и положил (дал) еси сердце твое яко сердце Божие. Еда премудрее ты еси Даниила? Премудрии... наказаша (arguerunt) тебе хитростию (sapientia) своею (твоею). Еда хитростию твоею или смыслом (doctrina) твоим сотворил еси себе силу и.., сребро и злато (зл. и ср.) в сокровищах твоих? Или во мнозей хитрости (doctrina) твоей и в купли твоей умножил еси силу твою?.. Того ради, сия глаголет... Господь: понеже дал еси сердце свое, яко сердце Божие: вместо сего (сего ради, propter hoc) ce Аз наведу на тя чуждыя губители (pestes, язвы, заразы, λоιμоς) от язык и извлекут мечи своя... и на доброту хитрости, твоея: и постелют (vulnerabunt, ранят, уязвят) доброту твою в погубление, и сведут тя, и умреши смертию язвеных в сердце морстем. Еда речеши пред убивающими тя: Бог есмь аз? Ты же человек еси, а не Бог... Смертми необрезаных умреши в руках чуждих: яко Аз рекох глаголет Господь... Ты еси печать уподобления.... и венец доброты: в сладости рая Божия был еси, всяким камением драгим украсился еси сардием, топазием,... смарагдом, (и карбункулом), и сапфиром, и иасписом, и сребром и златом и лигирием, и ахатом, и амефистом... хрисолифом и вириллием, и онихом; и златом наполнил еси сокровища твоя и житницы твоя... С херувимом вчиних тя в горе святей Божией: был еси среде каменей огненных, был (отшел) еси ты непорочен во днех твоих, от него же дне создан еси, дондеже обретошася неправды (твоя) в тебе. От множества купли твоея наполнил еси сокровища твоя беззакония и согрешил еси (нап. беззак. и грехов): и уязвлен еси от горы Божия... Сведе тя Херувим... от среды камыков огненных, вознесеся сердце твое в доброте твоей: истле хитрость твоя с добротою твоею... Множества ради грехов... и неправд купли твоея, осквернил еси (осквернена суть) святая твоя: изведу огнь от среды твоея, сей снесть тя. И дам тя... прах на земли пред всеми видящими тя, и вси ведящии тебе во языцех возстенут no тебе. Пагуба учинен еси, и не будеши к тому в век (в вечное время)» (Иез. 28:2—19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

С.Б. Сорочан Глава 10. Смерть в Херсоне Город, в котором из поколения в поколение, из века в век жили и умирали херсониты, прирастал не только сооружениями для живых, но и для мертвых. Едва ли он мог обойтись без соответствующих специалистов такого рода. К примеру, известно, что в Александрии первой половины VII в. трудились те, кого Леонтий Неапольский назвал mnematon oikodomoi – строители могильных памятников, гробниц, склепов, если мной правильно понят этот термин 1428 . Видимо, эта профессия уцелела и в последующем. Пресвитер Агнелл рассказывал в «Книге понтификов», как некие caementarii приводили в порядок гробницу Петра Хрисолога (432–449) и по просьбе Равеннского архиепископа Петронакса (817–834) установили над ней новое надгробие 1429 . Рис. 395. Основные типы раннесредневековых погребальных сооружений в Таврике: 1 – нерополь на плато Бакла, мог. 6/1994; 2, 6, 8, 9, 11–13 – Эски-Керменские могилы и склепы; 3 – плитовая могила на Кордон-Обе; 4 – склеп 1/1938 на Мангупе; 5 – мог. из некрополя у с. Лучистое (по А. И. Айбабину) B V в. еще не было выработано особого христианского погребального обряда, похоронами, за исключением устройств гробниц мучеников, занималась семья, но надзор за осуществлением погребений перешел к Церкви 1430 . К VI в. это становиться обязательным выражением благочестия. Дигесты, отразившие конституции Феодосия II, и новеллы Юстиниана от 537 г. сообщают о столичных эргастириях, прикрепленных к Великой церкви (св. Софии), на средства которых в городе содержали лектикариев – «носильщиков погребальных лож» и деканов – погребальных служащих, могилыциков 1431 . Поскольку их насчитывалось не менее 950 человек, выходит, что при населении Константинополя около 300–400 тыс. (до пандемии чумы 542 г.) один могильщик приходился на 300–00 жителей 1432 . Если подойти с этими, очевидно, стандартными для раннего средневековья мерками к Херсону, насчитывавшему около 6–7 тыс. населения, тогда получиться, что город нуждался в услугах примерно 15–23 погребальных служащих, которые тоже могли содержаться за счет отчислений с нескольких десятков эргастириев, обязанных в пользу епископальной церкви – кафоликона св. Апостолов (Уваровской базилики) 1433 . Во всяком случае, подобная практика «приписных» эргастириев к Божьей церкви, отчисления с которых шли на оплату погребальных служащих, продолжала сохраняться в Империи и в конце IX в., как о том повествует новелла 12 Льва VI, адресованная патриарху Стефану (886–893) (ergasteria te agia tou Theou epetaxen ekklesia, ok ek tou telous...) 1434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(100) Родствен и сандастр по природе, и некоторые называют его гарамантийской геммой. Он добывается у индов в месте того же названия. Встречается он и на юге Аравии. Высшая привлекательность его в том, что огонь, словно прикрытый в прозрачности, сверкает внутри золотыми каплями, как звездами, всегда внутри, никогда – на поверхности. Кроме того, о нем рассказывают как о святыне из-за связи с созвездиями, так как звезды в нем усеяны по расположению и по числу почти как у Плеяд и Гиад – по этой причине сандастры у халдеев являются предметом культа. (101) И здесь мужские 333 отличает строгость и некая сила, окрашивающая все поставленное рядом; а индийские, говорят, даже притупляют зрение. У женских пламя нежнее, скорее светящее, чем пылающее. Некоторые предпочитают индийским аравийские, и говорят, что они похожи на дымчатый хрисолит. Исмений утверждает, что сандастры не полируются из-за их нежности и поэтому не продаются по высокой цене. Некоторые называют их сандриситами. Всем известно, что, чем больше число звезд, тем больше и цена. (102) Иногда вносит путаницу сходство с названием сандареса. Никандр называет сандасерием, другие – сандасером, а некоторые этот называют сандастром, а тот – сандаресом, причем этот тоже добывается в Индии и носит название места, с цветом зеленого яблока или зеленой оливы, и никто его не ценит. (103) К этим же огненносверкающим относится и лихнида, названная так по зажиганию светильников – тогда она особенно приятная. Она рождается в окрестностях Ортосии и во всей Карии и соседних местах, но самая лучшая – у индов. Некоторые говорят, что следующая по качеству, которая похожа на так называемый цветок Юпитера, представляет собой карбункул послабее. Есть и другие, как я узнал, разновидности ее: одна, которая сверкает пурпуром, другая, которая – червецом; 334 нагретые солнцем или трением пальцев, они притягивают к себе мякину и волокна бумаги. (105–106 – сарда) (105) (...) В Индии они бывают трех разновидностей: красные и те, которые из-за яркости называются пиониями; 335 третья разновидность – та, под которую подкладывают серебряные пластинки. (106) Индийские просвечивают (...)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(107–118 – геммы зеленого цвета) (...) (113) Гемм зеленого цвета есть еще очень много других видов. К большому числу очень малоценных относится прасий, вторая разновидность которого отличается кровавыми точечками, третья выделяется тремя белыми полосками. Им предпочитают хрисопрас, тоже напоминающий сок порея, но он немного переходит от топаза 336 к золоту. У него и величина такая, что из него даже делают кимбии 337 , а килиндры 338 – очень часто. (114) Индия и их рождает, и нилий, который отличается от хрисопраса сверканием слабым, и если внимательно присмотреться, обманчивым. (...) Юба передает, что он встречается в Эфиопии на берегах реки, которую мы называем Нилом, и от этого получил свое название. (...) (115) Зеленого цвета и часто просвечивает иаспид, сохраняющий свою старинную славу, даже превзойденный многими другими. Он есть у очень многих народов: у индов – похож на смарагд, (...) (IX) (...)(121) Следующая очередь будет предоставлена пурпурным или тем, которые сходны с ними. Первое место занимают аметисты индийские, (...) Однако все они просвечивают фиалковой красотой, и податливы резьбе. (122) У индийского совершенный цвет финикийского пурпура. К нему направлены стремления красильных мастерских. Вид у него спокойно-нежный, а не бьющий в глаза, как у карбункулов. Другая их разновидность сходна с гиацинтами, этот цвет инды называют сокос, а такую гемму – сокондием. С более светлым таким же цветом называется сапен 339 (...) (125) Намного от него 340 отличается гиацинт, хотя по цвету сходен близко. Разница заключается в том, что то вспыхивающее в аметисте фиалковое сверкание светлеет в гиацинте и, приятное с первого взгляда, исчезает, прежде чем насытить его, то есть до того не утоляет глаз, что почти и не достигает их, увядая быстрее, чем цветок с его названием. (126) Гиацинты посылает Эфиопия и хрисолиты, просвечивающие золотым сверканием. Им предпочитают индийские и, если они не разноцветные, тибаренские 341 . (...) (128 – левкохрисы) К той же разновидности относятся мелихрисы, словно просвечивающие через золото чистым медом. Их дает Индия; несмотря на то, что они при своей твердости ломкие, они не неприятные. Она же рождает ксут, гемму у себя плебейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если бы Он [Сын Божий] воспринял [в Своем пришествии в мир] небесную ангельскую природу, то Он все равно бы остался невидимым [для земных]. Если же Он воспринял бы нечто меньшее человека, то произошло бы уничижение Божества, а человек оказался бы тем унижен, а не возвышен. Посему, дорогие и возлюбленные, пусть никто не думает, что оскорбительным для Бога стало Его пришествие к людям через человеческое посредство [– через Его Матерь], и принятие Им от нашего [– восприятие Им человеческой природы]. Бог совершил все это ради того, чтобы сделаться для нас видимым, – Тот, Кто живет и царствует ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Слово 148-е. О Таинстве Воплощения второе Сегодня, братья, мы должны сказать о том же, о чем говорили и вчера. Сегодня мы призываемся возобновить нашу радость о Рождении Господа. Вот Дева зачала, Дева рождает Свое Дитя и при этом остается Девой. Это не обыденное явление, но знамение. Это недоступное для [человеческого] понимания событие, которое совершается силой Творца, а не [тварной] природы. Оно – нечто поразительное и неповторимое: Божественное, а не человеческое. Поэтому пусть прекратит свои тщетные усилия [мирская] философия. Рождество Христово совершилось не по [природной] закономерности, но как знамение [Божественного] могущества; как явление славы, а не беззакония; как таинство любви, а не уничижение Божественности; как новоустроение человеческого спасения, а не умаление Божественной сущности. Нерожденный [по Божеству Сын Божий, некогда] сотворивший человека сверх закона рождения из безжизненного брения, Сам же, будучи теперь рождаемым [по плоти], сотворил Себе тело из не имеющего нечистоты телесного естества [Девы]. Рука [Божия], удостоившая принять брение ради нашего создания, ныне удостоила принять нашу плоть ради нашего воссоздания. То, что Творец находится ныне среди Собственных творений, что Бог пребывает во плоти – есть слава Создателя, а не бесчестие Творца. [Плотское Рождение Господа] мнит бесчестящим Бога лишь тот, кто [ложно] считает брение более достойным чести, чем [саму людскую] плоть. Но не сожалеет ли таковой о том, что он и сам из бесславного брения оказался возведен к чести плоти и к славе человека [то есть сам сделался человеком]? О, человек, который так дорог Богу, почему ты столь дешев для себя? Почему, настолько почтенный Богом, сам себя бесчестишь? Зачем отыскиваешь, как сотворен, а не стремишься постичь, ради чего сотворен?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

См.: метрология. Эксартизис – док для судов. Экседра (греч) – 1) помещение, одна сторона которого имеет выход в портик или на улицу; 2) полукруглая ниша, иногда со скамьей, на открытом воздухе или в помещении внутри дома. Частные случаи словоупотребления: зал палатия или иатрины с нишей – Э.; амвон в некоторых сирийских церквах, имеющий форму полукруглой платформы со скамьей (вима). Эксисот – чиновник податного ведомства, налоговый инспектор, главная функция которого заключалась в определении и изменении суммы налога. Экскокиониты – ариане, изгнанные из Константинополя императором Феодосием I в 379 г. Название происходит от Экскионион – колонны со статуей, вероятно, Константина Великого , которая находилась сразу за ранними Золотыми воротами оборонительной стены Константина. Эта колонна, потерявшая свою статую, упоминалась Мануилом Хрисоларом в 1411 г. Экскомида – греческая туника, оставлявшая открытым правое плечо и правую руку; одежда рабов, ремесленников, простого люда. Иногда ее носили под рясой монахи. Экскув17;т (экскувитор) – воин дворцовой стражи, организованной, вероятно, при императоре Льве I (457–474 гг.). Ее возглавлял комит (в последний раз титул комит Э. упоминается в 680 г.). Впоследствии эта стража стала одной из главных столичных тагм Э. – панцирной конной частью (корпусом) императорской гвардии. С правления Константина V (741–775 гг.) во главе Э. стоял доместик, а впоследствии два доместика – Востока и Запада. Под их руководстовм находились топотирит, хартуларий, скрибоны (командиры полков), протомандаторы, мандаторы, легатарии, младшие офицеры (драконарии, скевофоры, сигнофоры, синаторы). В Х в. существовало еще три постоянные императорские тагмы – схолы, арифм, иканаты. Экскусиат – тот, кто получил от василевса экскусию. Экскусиократор (от греч. экскусия – «власть» и кратео – «владеть, иметь») – дословно «обладатель власти». Одно из византийских наименований правителя иноземного народа. Экскусия (экскуссия) – освобождение государством от некоторых обязанностей, прежде всего, уплаты податей, право взимания которых передавалось в пользу экскусиата, например, прониара. Слово употреблялось в значении имущественного, налогового, административного или судебного иммунитета (неприкосновенности), хотя в Византии о полном освобождении говорить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архетипические для христ. традиции З. в.- зап. приморские ворота К-поля (греч. Χρυσι Πλαι; лат. Porta Aurea; тур. Altnkap или Yldzlkap). В К-поле в отличие от Рима не было одной триумфальной дороги, древнейшая шла не так близко к берегу, как новый отрезок Виа Эгнатия (с 333). Новая дорога проходила через «Константиновы» З. в., которые единственный раз (причем впервые) названы Porta Aurea в византийских перечнях К-польских кафедр ( Darrouz è s. Notitia. P. 425); позже упоминались редко и под иными именами. Их украшали статуи (в т. ч. имп. Константина и Аттала), рухнувшие при землетрясении 740 г. От ворот вели улицы, украшенные скульптурой, колоннами со статуями, арками и т. п., к-рые перестали воздвигать с нач. VII в., хотя триумфы или близкие к ним церемонии проводились до XII в. Единственное описание старых З. в. относится к нач. XV в.: Мануил Хрисолор пишет о больших полированных мраморных блоках и о циклопической кладке, об очень широком проеме и о венчании в форме стои. Известен схематический рисунок этих ворот как отдельно стоящего тетрапилона. В стене эпохи имп. Константина напротив З. в. имелись и сами городские ворота; их византийское название Εξακιóνιον (6-колонные) напоминает о З. в. дворца имп. Диоклетиана в Сплите, верхний этаж к-рых украшен по наружному фасаду колоннами и нишами. Старые З. в. сохранялись, невзирая на быстрое разрушение древней стены, и пережили землетрясение 1509 г., хотя утратили верх и стали известны как Исакапы («Иисусовы ворота», т. к. в поздневизант. период на них имелась фреска с Распятием; сами ворота служили погребальной часовней). Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв. Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв. В новых стенах, возведенных в эпоху имп. Феодосия II (ок. 412; M ü ller-Wiener. 1977. S. 297), были созданы З. в. сложного плана. Они отстояли от линии прежних стен примерно на 1,8 км; поскольку новая дорога лежала ближе к берегу моря, оси старых и новых ворот не совпали и прямой связи между ними не было.

http://pravenc.ru/text/199983.html

Камень аметист. Этот камень в своей окружности имеет ярко-пламенный цвет. Та же самая окружность к средине белее, испуская темно-синий цвет. Вид его различен. Он также находится в горах Ливии. Некоторые из этого рода камней очень похожи на чистый гиацинт, а некоторые на пурпур. Находится он на прибрежных возвышенностях той же Ливии. X. Камень хрисолит. Его некоторые назвали хрисофиллом 21 . Он имеет золотой отлив. Находят же его в расщелине между двумя скалами близ стены Ахеменитиды вавилонской. Вавилон и оную расщелину называют Ахеменитидой, говорят, потому, что отец царя Кира назывался Ахеменеем. Есть также и хрисопаст 22 , который, будучи стираем в порошок и выпиваем с водою, служит врачебным средством при болезнях желудка и живота. XI. Камень берилл, синеватого цвета, как море, или как более слабого цвета гиацинт. Находится около вершины горы называемой Тавром 23 . Если кто захочет рассматривать его против солнца, то он является подобным стеклу, имеющему внутри прозрачные зерна. Есть и другой берилл, очень сходный с зрачками глаз змеи. Есть и еще берилл, который подобен воску он находится при истоке реки Евфрата. XII. Камень онихий. Этот камень имеет совсем желтый цвет. Говорят, этим камнем особенно увеселяются молодые жены царей и богатых людей, которые делают из него себе даже бокалы. Есть и другие онихиты, одинаково именуемые, которые подобны воску молочного цвета. Некоторые говорят, будто они выходят из воды и затвердевают. Онихитами же их называют по естественному сходству их с ногтями 24 , так как ноготь людей благородных подобен мрамору, в соединении с цветом крови. Иные и самый мрамор, в виду испытания его по ногтям, называют ложно онихитом, по причине чистоты белизны. 1 Λ γιον – по-славянски: слово, не точно передает значение еврейского слова, им соответствующего:  , которое, происходя от глагола   – испускать лучи, значит: лучистый, светоносный нагрудник, с помощью которого, посредством урима и туммима первосвященник вопрошал Господа и давал ответы, сообщал откровения Господни людям (отсюда:  λ γιον – слово, изречение). Срав. Числ. 27:21 . 1Цар. 23:9  и др. Некоторые предполагают, что самая лучистость наперсника от камней пред седмисвешником давала возможность первосвященнику узнавать волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Первое издание «Толкования...» осуществил Х. Ф. де Рубейс в 1754 г., к-рый также первым предположил, что данный текст имеет стилистическое сходство с проповедями П. Х. ( Rubeis. 1754. P. 228-246; этот же текст перепечатан без изменений: Olivar. 1961. P. 310-312). В 1894 г. нем. ученый Ф. Каттенбуш выступил против такой атрибуции. По его мнению, «Толкование...» представляет собой не проповедь П. Х., а центон, компиляцию из его сочинений ( Kattenbusch F. Das Apostolische Symbol. Lpz., 1894. Bd. 1. S. 107). В 1962 г. Оливар вновь издал текст «Толкования...» ( Olivar. 1962. P. 494-495), сопоставив текст де Рубейса с рукописью. Впосл. «Толкование...» было включено в критическое издание всего корпуса сочинений П. Х. (CCSL. 24. P. 354-355). По мнению Оливара, этот текст является подлинным сочинением, поскольку он имеет литературные, стилистические и структурные параллели со Словами П. Х., а также потому, что в нем фигурирует редакция Символа веры, используемая в подлинных сочинениях богослова. Л. Вестра высказал сомнения в аргументированности мнения Оливара, обратив внимание на то, что текст Символа веры в «Толковании...» в действительности не совпадает с редакцией П. Х. Кроме того, «Толкование...» значительно меньше по объему, чем подлинные Слова П. Х., посвященные изложению Символа ( Petr. Chrysolog. Serm. 46-62); в нем отсутствуют введение и заключение, а также содержатся нек-рые идиомы, не встречающиеся в известных сочинениях П. Х. Автор «Толкования...», по мнению Вестры, хорошо знал проповеди П. Х., но уступал ему в риторическом и богословском отношении. «Толкование...» входило в обряд Крещения, к-рый имел распространение недалеко от Равенны (возможно, в Аквилее) по крайней мере вплоть до IX в. Его автором, т. о., мог быть составитель «Ordo scrutinii catechumenorum», к-рый использовал Слова П. Х., сделав из них ряд кратких извлечений, а также подражая стилю равеннского проповедника ( Westra. 1996). Неподлинные I. Слова (spuria). В «Collectio Feliciana» есть неск. проповедей, к-рые не принадлежат П. Х. Согласно последним исследованиям, к ним относятся следующие Слова:

http://pravenc.ru/text/2580428.html

П. Х. обычно считают первым епископом Равенны, обладающим прерогативами митрополита, т. е. имевшим право рукополагать епископов своей провинции. Из 165-го Слова видно, что П. Х. рукоположил Проекта во епископа Имолы, следов., епископы Равенны в V в. обладали правами митрополита в отношении части обл. Эмилия, прилегающей к Равенне. В корпусе сочинений П. Х. есть ряд Слов, произнесенных во время таких рукоположений ( Petr. Chrysolog. Serm. 130, 130bis, 165, 175). Вероятно, это право было предоставлено относительно недавно, поскольку П. Х. свидетельствует о том, что рукоположение Марцеллина, еп. г. Вогенцы, вызвало определенные трудности: некто (возможно, архиепископ Медиолана) воспротивился новой практике, возникшей благодаря возросшему значению Равенны как резиденции императора Зап. Римской империи (Ibid. 175. 4-51; см. также: Zattoni. Origine e giurisdizione. 1975. P. 77-85; Lanzoni. 1927. P. 750-751). Если П. Х. был рукоположен Сикстом III, то это произошло не ранее 432 г. Слово 175 в кодексе Vat. lat. 4952, XI в., имеет следующее надписание: «Начинается Слово, [произнесенное в день], когда Марцеллин был сделан епископом Вогенцы в день календ ноября (1 нояб. - Е. Т.)» ( Petr. Chrysolog. Serm. 175). Если предположить, что епископская хиротония Марцеллина произошла, по обычаю, в воскресенье, то 1 нояб. могло совпасть с воскресным днем в 425, 431 или 445 г. Т. о., наиболее вероятной датой произнесения 175-го Слова было 1 нояб. 431 г., и в таком случае П. Х. был рукоположен несколько ранее 431 г. В 130-м Слове П. Х. намекает на свое недавнее вступление в должность епископа Равенны, а также на недавнее возведение Галлы Плацидии в ранг августы. Это соответствует 425-426 гг. (Ibid. 130; ср.: Zattoni. Origine e giurisdizione. 1975. P. 81-85). В хронике «Reverendi Patres» («Досточтимые отцы»), последняя редакция к-рой была составлена равеннским нотарием Павлом Скордиллой в нач. XV в., содержатся краткие сведения о епископах Равенны, собранные из разных источников, древнейшие из к-рых датируются кон. XIII в. О рукоположении П. Х. в хронике сказано: «Он (П. Х.- Е. Т.) был избран и утвержден в должности архиепископа около 429 года» (Reverendi Patres. 22//PL. 106. Col. 764; ср.: Testi-Rasponi. 1908. P. 324. Not. 1).

http://pravenc.ru/text/2580428.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010