Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ХРИСОЛОР [Хрисолора; греч. Μανουλ Χρυσολωρς] (ок. 1350, К-поль - 15.04.1415, Констанц, Свящ. Римская империя), визант. гуманист. М. Х. стал одним из первых греч. интеллектуалов эпохи Палеологов, чья деятельность в большей степени связана с Италией, чем с Византией. По словам Ж. Дагрона, он был одновременно «еще действующим лицом и уже наследником» визант. цивилизации ( Dagron. 1987. P. 281). М. Х. получил блестящее образование, был учеником Димитрия Кидониса и Георгия Гемиста Плифона. Будучи сверстником и близким другом имп. Мануила II Палеолога , он с нач. 90-х гг. XIV в. выполнял имп. поручения в Венеции, где посещал кружок гуманиста Колюччо Салютати. Преподавал греч. язык в К-поле, во Флоренции (1397-1400), в Павии и Милане. Среди его учеников были выдающиеся итал. гуманисты поэт Гуарино да Верона, историк и переводчик Леонардо Бруни, меценат и ученый Палла ди Онофрио Строцци. М. Х. сыграл большую роль в распространении греч. культуры в Зап. Европе, познакомил итал. интеллектуалов с античным и визант. лит. наследием, разработал принципы перевода, которые легли в основу этого рода деятельности в эпоху Возрождения ( Thomson. 1966; Wulfram. 2012). М. Х. принадлежит перевод католич. мессы на греческий, переводы на латынь «Государства» Платона и «Географии» Птолемея (неполный). В 1403 г. М. Х. вернулся из Италии в К-поль, где занялся научной работой и создал учебник греч. грамматики в форме вопросов и ответов. Этот учебник завоевал большую популярность и только в XV-XVI вв. выдержал десятки изданий ( Rollo. 2012; Nuti. 2013). Близость М. Х. к греч. интеллектуалам, переходившим в католичество (таким как Димитрий Кидонис и Мануил Калека), вызывала сомнения в его Православии. Иоанн Хортазмен в послании от 1405 г. просил М. Х. разрешить эти сомнения и опубликовать письменное исповедание правосл. веры ( Hunger. 1969. S. 179-180). Точное время обращения М. Х. в католичество неизвестно. Приписанное в нек-рых рукописях М. Х. сочинение об исхождении Св. Духа и от Сына ( Cammelli. 1941. P. 178), возможно, в действительности ему не принадлежит ( Σπουρλκου. 1963). По поручению императора в 1406-1410 гг. М. Х. выполнял в Венеции, Париже, Лондоне, Арагоне и Болонье многочисленные дипломатические поручения, связанные с поисками в Зап. Европе поддержки в борьбе с османской угрозой (RegImp, N 3317, 3318, 3319, 3329). В 1408 г. М. Х. преподнес от имени императора аббатству Сен-Дени иллюминированную рукопись «Ареопагитик», украшенную портретом Мануила II c семейством (Louvre. MR 416). В Риме в 1411-1413 гг. М. Х. вел переговоры об объединении Церквей. В 1414 г. он отправился в Венецию, а затем в Констанц для участия в Констанцском Соборе (RegImp, N 3345), но скончался во время Собора и был похоронен в доминиканском мон-ре. В Лувре хранится карандашный портрет М. Х. нач. XV в. (Louvre. Cabinet des dessins. Inv. 9849 bis).

http://pravenc.ru/text/2561928.html

Д.Г. Тугин Православная Церковь славится множеством святых, которые достигали святости разнообразными путями. Наиболее древняя форма святости – мученичество от (др.– греч. μρτυς, μρτρος – свидетель, лат. martyr – свидетель). Одним из наиболее прославленных мучеников этого периода является святой Дмитрий Солунский, который пострадал около 306 года во время гонений от императора Максимиана Геркулия (годы правления 286–305 и 307–310) и стал одним из наиболее почитаемых православных святых воинов-мучеников. Согласно изданию «Biblioteca Hagiographica Graeca», количество произведений, посвященных св. Димитрию достигает 89-ти наименований которые расположены с 496 по 547z. Интересующим нас разделом в агиографической традиции Димитрия Солунского являются похвальные слова (др. греч. γκμιον – восхваление), которые, как правило, предназначались для публичного произнесения во время богослужения в день памяти того или иного святого. Многие выдающиеся византийские энкомиасты посвящали похвальные слова св. Димитрию. Из наиболее известных авторов энкомиев можно выделить Евстафия Фессалоникийского (ок.1115–1195), свт. Григория Паламу (1296–1357), свт. Николая Кавасилу († после 1391), Никифора Григору (ок. 1295 – ок. 1360), Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского (1400–1473), Симеона Фесаллоникийского (кон. XIV в. – 1429), Димитрия Хрисолора (1360 – после 1416 гг.) 1 . Одним из выдающихся авторов, составивших похвальное слово великомученику Димитрию, является святитель Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1300–1379). Энкомий Филофея Коккина в честь святого Дмитрия Солунского в BHG указан под номером 547d и занимает 23 место среди похвальных слов, посвященных святому. Данный памятник позволяет нам прикоснутся к агиографической, экзегетической, а также похвальной традицией поздневизантийского периода в целом и традиции святителя Филофея – одного из виднейших исихастов XIV века, а с другой стороны характеризует почитание святого Димитрия и его в эпоху исихастских споров, ознакомиться с природой полемики паламитских споров 2 . Кроме того, данное произведение позволяет читателю ознакомиться с современными писателю фактами, а также показывает те выходы и решения проблем, с которыми сталкивается Церковь и верующие 3 . Энкомий свт. Филофея Коккина вмч. Димитрию до настоящего времени не переводился на русский язык и в отечественной богословской науке до сих пор остается малоизученным памятником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР (ок. 1380-1390, Монемвасия на Пелопоннесе - 27.04.1463, Рим), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463). Биография О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса - Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора . В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу , поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание - переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 - весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона - именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля . В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником , митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.

http://pravenc.ru/text/674888.html

[Хрисолора; греч. ημτριος Χρυσολωρς] (до 1360 - после мая 1416), визант. ученый, писатель, дипломат. Противник унии. Сведения о жизни Д. Х. достаточно скудны. Иногда его считают братом Мануила Хрисолора , однако их родство не доказано. В 1384-1385 гг. Д. Х. как посол имп. Иоанна V Палеолога ездил к некоему «варварскому» правителю, вероятно к тур. султану Мураду I . В 1401-1403 гг. находился в К-поле. Был близок ко двору имп. Мануила II Палеолога (1391-1425), в 1403-1408 гг. служил месадзоном у его племянника имп. Иоанна VII Палеолога , резиденция к-рого находилась в возвращенной турками Фессалонике. В 1407 и 1408 гг. был направлен с миссией от Иоанна VII к султану Сулейману. В 1408-1409 гг. выступал за церковный мир и согласие на Соборе в К-поле по поводу смещения митрополитов Макария Анкирского и Матфея Фракийского. С 1409 г. член синклита. В 1416 г. участвовал в Соборе в храме св. Апостолов в К-поле как представитель императора. Автор ряда антилат. полемических сочинений: Λϒος συνοπτικς (обобщение взглядов Нила Кавасилы против лат. учения об исхождении Св. Духа); опровержение нападок на Кавасилу сторонника унии Димитрия Кидониса в форме диспута об исхождении Св. Духа и учении об ангелах, к-рый ведется от лица Кавасилы, Кидониса, Фомы Аквинского и Д. Х. Его диспут с неким Антонио д " Асколи о бытии и небытии построен вокруг толкования слов Христа, сказанных Иуде на Тайной вечере: «...лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26. 24). Долгое время Д. Х. приписывались антилат. трактаты Варлаама Калабрийского . К творческому наследию Д. Х. принадлежат также «Похвала блохе», благодарственная речь Богородице 1403 г., в годовщину поражения султана Баязида I при Анкаре, энкомий вмч. Димитрию Солунскому, сочинения по астрономии, рассуждения об идеальном императоре, 100 писем к имп. Мануилу II, письма к другу Иоанну Хортазмену , Мануилу Хрисолору, Слова на Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскресение и Успение Богородицы. Слово на Успение практически идентично подобному Слову Иоанна Геометра . В одном из неизданных диалогов Д. Х. выступал против разногласий среди православных, призывая их к миру и согласию. Большая часть сочинений Д. Х. остается неизданной. Важнейшими рукописями с сочинениями Д. Х. являются: Escor. T III 4; Vatic. 1109; Laur. X 3 1. 1.

http://pravenc.ru/text/178239.html

К антилат. сочинениям Н. К. относится также «Ясный и краткий ответ латинянам, предназначенный как бы [в качестве] некоего руководства для тех, кто желает бороться с ними» (Απντησις σαφς τε κα σντομος πρς Λατνους σπερ γχειρδιν τι προκεμενον τος βουλομνοις γωνζεσθαι πρς κενους; известно и под др. названиями: Κατ Ιταλν πρχειρον; Λγος πρς Λατνους - Th é ophile (Kislas). 2001. P. 61; изд.: Γκλτσου. 1989. Σ. 35-46; Kislas. 1998. P. 208-213; издание Е. Гольцу основано на 4 рукописях, издание П. Кисласа - на 8, см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62). Это краткое сочинение было призвано помочь в полемике с латинянами, ставшей вновь актуальной в сер. 50-х гг. XIV в.; написано оно, по-видимому, ок. 1356 г. (Ibid. P. 61). Др. важным произведением (вероятно, также написанным во 2-й пол. 50-х гг. XIV в.) являются «Слова латинян, которыми они думают доказать, что и от Сына Дух Святой исходит» (Λγοι Λατνων ξ ν οονται δεικνναι τι κα κ το Υο τ Πνεμα τ γιον κπορεεται; изд.: Σπουρλκου. 1963. Σ. 88-109 (аргументы: Ibid. Σ. 10-49); Kislas. 1992. P. 148-168). Сочинение приписывалось также Мануилу Хрисолору , однако эта атрибуция признана неверной ( Σπουρλκου. 1963; Eadem. 1998. Σ. 661-695; Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62). Здесь приводятся в систематизированном виде аргументы «латиномудрствующих» XIII в. (истоки латинофильства Н. К. находит в трудах патриарха Иоанна XI Векка , Константина Мелитениота и Никифора Влеммида - Thé ophile (Kislas). 2001. P. 62; Макаров, Беневич. 2009. С. 527; Макаров. Предисловие. 2013. С. 408)) и собственно латинян (Фомы Аквинского, по преимуществу из «Суммы против язычников» IV 24, в переводе Димитрия Кидониса). 34 аргумента заимствованы из Свящ. Писания, 15 являются силлогизмами, призванными доказать исхождение Св. Духа от Отца и от Сына. Иером. Феофил (Кислас) высказал предположение, что 49 аргументов латинян, приведенных Н. К. в этом сочинении, представляли собой своего рода офиц. «исповедание веры» визант. латинофилов ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62), в т. ч. действовавших в К-поле в сер. XIV в. и использовавших лат. доктрину в борьбе против исихастского учения.

http://pravenc.ru/text/2577639.html

В последние годы жизни И. Х. составил «Житие Константина и Елены», схолии к творениям свт. Иоанна Златоуста и небольшой текст по грамматике «О слогоделении». 10 июня 1439 г. Сильвестр Сиропул упоминает И. Х. как уже почившего (Ibid. S. 14). Время смерти И. Х. 1436/7 г. определено Хунгером на основании анализа одной из рукописей Виссариона Никейского (Ibid. S. 19). Сочинения Хунгеру была известна 31 рукопись, переписанная И. Х. Б. Л. Фонкич обнаружил в Москве еще одну (ГИМ. Син. греч. 116). Сочинения И. Х. были включены в его «домашнюю книгу» и частично изданы Хунгером. Стихотворения И. Х. невелики по размеру и большей частью могут быть отнесены к жанру стихотворного экфрасиса. Напр., 4 стихотворения, посвященные описанию дворца Феодора Кантакузина, скомпилированы из частей гомеровских стихов и фрагментов из Палатинской антологии, а нек-рые стихотворения, написанные по поводу смерти разных лиц, представляют собой компиляции из поэтических сочинений Феодора Продрома ( Hunger. 1995. S. 25). Вероятно, стихи, включенные в «домашнюю книгу», не предназначались для широкой публики и являлись лишь пробой пера, отражающей распространенное увлечение поэзией. Наиболее обширное стихотворное произведение И. Х. (содержащее также и прозаическую часть) - «Эпитафия на Андрея и Мануила Асанов» ( Idem. 1969. S. 227-237). Среди адресатов 56 писем И. Х. (Ibid. S. 153-189, 198-209, 225-226) - высокопоставленные персоны: имп. Мануил II Палеолог, его дядя Феодор Кантакузин, Мануил Хрисолор , месадзон имп. Иоанна VII Палеолога Димитрий Хрисолор , Иосиф Вриенний и др. Особое место занимает воображаемая переписка с античным ритором Ливанием . Единственное агиографическое произведение И. Х., «Житие Константина и Елены» (BHG, N 362), написано в кон. 20-х гг. XV в. (Ibid. 1969. S. 43), др. возможная дата - 1422 г. (время осады К-поля султаном Мурадом II; PLP, N 30897). К риторическим произведениям «домашней книги», кроме «Пролегомен к риторике», содержащих извлечения из античных сочинений, относятся «Монодия на Феодора Антиохита», в которой, по мнению С.

http://pravenc.ru/text/471546.html

М. Х. состоял в переписке с Мануилом II, Исидором , буд. митр. Киевским и лат. патриархом К-поля, учеными Мануилом Калекой, Иоанном Хортазменом, Димитрием Кидонисом ( Кущ. 1999). Корреспонденты М. Х. ценили его за умение высказать непредвзятое суждение об их сочинениях. Он стал первым читателем надгробной речи Мануила II его брату деспоту Феодору, к-рая была ему отправлена императором зимой 1409/10 г. (The Letters of Manuel II Palaeologus. P. 158-160). Пространный ответ М. Х. дошел в его автографе Meteor. Metamorph. 154. Fol. 2-75v. По мнению издателей, текст создан летом 1414 г., но эту дату нельзя считать точной ( Sideras. 2004. S. 331-332). Ответ М. Х. представляет собой не столько критический разбор речи Мануила, сколько созданное с опорой на этическое учение Аристотеля похвальное слово императору как ученому и литератору с элементами княжеского зерцала ( Nuti. 2016). В завершающей части ответного послания М. Х. отвлекается от основной темы и рассуждает о путях спасения греч. народа. По его мнению, Мануил, будучи «философом на троне», должен сделать 3 шага: учредить школы, поддержать ученых и поощрить изучение как языческой, так и христианской лит-ры (Manuel Chrysoloras and his Discourse. 2001. P. 116-123; Patrinelis. 1972. P. 501). Наиболее интересным для ученых стало др. риторическое сочинение М. Х.- сравнение Старого и Нового Рима (К-поля) в форме послания к Мануилу II (а не к Иоанну VIII, как прежде считалось), созданное в 1411 г. в Риме ( Homeyer. 1980; Dagron. 1987; Kioussopoulou. 1998; Bill ó. 2000; Медведев. 2005; Webb. 2012). Соч.: PG. 156. Col. 24-60; Bill ó C . Manuele Crisolora: Roma parte del cielo: Un confronto tra l " Antica e la Nuova Roma//Medioevo Greco. Torino, 2000. [Vol. 1]. P. 1-26; Manuel Chrysoloras and his Discourse Addressed to the Emperor Manuel II Palaeologus/Introd., ed. C. G. Patrinelis, D. Z. Sofianos. Athens, 2001 (рец.: Sideras A.//JÖB. 2004. Bd. 54. S. 329-337). Ист.: Correspondance de Manuel Calecas/Publ. R.-J. Loenertz. Vat., 1950. P. 63-71, 129, 234-237; Ziegler A. W. Die restlichen 4 unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev//OCP. 1952. Vol. 18. S. 135-142; Hunger H. Johannes Chortasmenos (ca. 1370 - ca. 1436/37): Briefe, Gedichte u. Kleine Schriften. W., 1969. S. 96-101, 179-180; The Letters of Manuel II Palaeologus/Text, transl., not. by G. T. Dennis. Wash., 1977. P. XXXV-XXXVII, 98-104, 140-141, 154-160.

http://pravenc.ru/text/2561928.html

Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1648) находится в г. Идра на одноименном о-ве. Ранее собор принадлежал Успенскому мон-рю, действовавшему до 1832 г. и игравшему значительную роль в общественной жизни острова. Другие 5 митрополичьих соборов: свт. Николая Чудотворца на о-ве Спецес, Успения Пресв. Богородицы на о-ве Эгина, Небесных сил бесплотных в Эрмиони, св. Иоанна Предтечи в Краниди, вмч. Георгия Победоносца на о-ве Порос. В наст. время в епархии 52 приходских храма, 754 сельские церкви и часовни. Действуют 3 муж. и 8 жен. мон-рей; муж. и 9 жен. исихастириев. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Муж. мон-ри: Живоносного Источника на о-ве Порос (нач. XVIII в.; 5 монахов); прор. Илии на Идре (основан в 1771 иеромонахами Дамаскином и Нафанаилом как подворье мон-ря Пресв. Богородицы, в 1815 храм подворья был разрушен и заново отстроен пелопоннесским мон. Иерофеем; в 1824-1825 здесь находился под арестом Т. Колокотронис, полководец национально-освободительной революции 1821-1829 гг.; 2 монашествующих); Св. Троицы на о-ве Идра (1704). Жен. мон-ри: Успения Пресв. Богородицы ( Хрисолеондисса ) на о-ве Эгина (нач. XVII в.; название происходит от сел. Леондио; 5 монахинь); св. бессребреников Космы и Дамиана в Эрмиони (XI в.; 5 монахинь); Всех святых на о-ве Спецес (1830-1833; 32 монахини); прп. Евпраксии (Доку) на о-ве Идра (1808; назван по имени Георгия Доко, внука основателя мон-ря Анфима Хадзинкиониса, или по о-ву Докос; 1 монахиня); Рождества Пресв. Богородицы Зурвы на о-ве Идра (1710; название происходит от имени аристократа, имевшего там поместье; 8 монахинь); прп. Матроны Хиосской на о-ве Идра (1865; 2 монахини); свт. Николая Чудотворца на о-ве Идра (1724; 2 монахини); Пресв. Богородицы Элефтеротрии на о-ве Эгина (1960; 3 монахини). Муж. исихастирий во имя Пресв. Богородицы Кехаритомени близ Тризины (1976; 15 монахов). Жен. исихастирии: Св. Троицы (свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) на о-ве Эгина (нач. XX в.; 13 монахинь); вмц. Екатерины на о-ве Эгина (1917; 4 монахини); вмч. Мины Фригийского на о-ве Эгина (1953; 30 монахинь); Рождества Пресв. Богородицы и мч. Христофора Ликийского на о-ве Эгина (1946; 5 монахинь); вмц. Анастасии Узорешительницы на о-ве Эгина (1955; 10 монахинь); мц. Фотинии Самаряныни и прп. Елисаветы Чудотворицы на о-ве Идра (1860; 2 монахини); Пресв. Богородицы Пантанассы (Всецарицы) в Краниди (1965; 4 монахини); прав. Анны в Краниди (1945; 1 монахиня); вмч. Димитрия на о-ве Эгина (1 монахиня).

http://pravenc.ru/text/293551.html

Летом 1422 г. турки осадили К-поль и Фессалонику, в 1423 г. разрушили восстановленный М. П. Гексамилион, вторглись на Пелопоннес и опустошили Морейский деспотат. Причиной агрессии султана стало вмешательство Византии в тур. дела: после смерти Мехмеда I М. П. поддержал в качестве кандидата на престол Мустафу, брата покойного правителя, к-рый потерпел в этой борьбе поражение от своего племянника Мурада II. 24 авг. 1422 г. турки предприняли штурм К-поля. Он оказался неудачным, а в 1424 г. Византия, будучи не в силах сопротивляться новому вторжению, заключила с Мурадом II договор, по которому вновь обязалась платить дань и признала свою вассальную зависимость. Вскоре решилась и судьба Фессалоники. Будучи не в состоянии обеспечить продовольствием ее жителей и защитить осажденный город, деспот Андроник передал Фессалонику в 1423 г. венецианцам, к-рые в 1430 г. вынуждены были сдать ее туркам. Политика вмешательства во внутренние распри турок завершилась неудачей. 1 окт. 1422 г. у М. П. произошел апоплексический удар; он отошел от дел, передав управление империей старшему сыну Иоанну VIII. За 2 дня до кончины М. П. принял постриг с именем Матфей. Он был погребен в церкви столичного мон-ря Пантократора . На похоронах императора молодой Виссарион , буд. кардинал католич. Церкви, произнес траурную речь, восхвалявшую труды и добродетели усопшего. М. П. был не только деятельным политиком, но и интеллектуалом; обладал лит. талантом, широкой эрудицией, глубокими познаниями в философии, богословии, риторике. Он по праву считается одним из образованнейших визант. императоров. По настоянию его матери учителем М. П. стал видный политический деятель и ученый Димитрий Кидонис . М. П. питал любовь к научным занятиям, собирал лит. салоны, участвовал в философских дискуссиях и обсуждении лит. сочинений современников. В его окружение входили известные ученые, богословы и философы: Димитрий Кидонис, Николай Кавасила , Мануил Хрисолор , Максим Хрисоверг, Мануил Калека, Иоанн Хортазмен , Иосиф Вриенний , Макарий Макр, Исидор Киевский, Георгий Гемист Плифон .

http://pravenc.ru/text/2561896.html

В 1458 г. по согласованию с папой Каллистом III было принято решение о разделе Киевской митрополии путем выделения из ее состава особой митрополии - «Киевской, Литовской и всея Руси», охватывающей епархии на территории Великого княжества Литовского и Польши. 15 окт. 1458 г. патриарх Григорий Мамма поставил на эту кафедру Григория , ученика И. и его преемника на посту настоятеля мон-ря св. Димитрия в К-поле. В пользу Григория И. отказался от своих прав на польско-литов. часть Киевской митрополии. В янв. 1459 г. он отказался в пользу Григория и от своих прав на московскую часть митрополии. В эти годы И. занимал архиепископскую кафедру Керкиры ( Τστσας Α. Χ., πρωτοπρεσβτερος. Βενετοκρατομενη Κρκυρα: Θεσμο. Κρκυρα, 1989. Σ. 31). Папа Пий II поставил И. деканом коллегии кардиналов, патриархом К-польским и архиепископом Кипрским, но в действительности в ведении И. была только греч. колония в Венеции. В 1459 г. И. принял участие в работе Мантуанского Собора, созванного для организации крестового похода против турок. В дек. 1462 г. Виссарион Никейский был назначен администратором при И., к-рый был уже не в состоянии исполнять свои обязанности. И. был похоронен в базилике св. Петра в Риме. Литературные труды Корреспонденция И. насчитывает 27 писем. К раннему периоду жизни иерарха относится 15 писем на греч. языке. Первые 6 писем изданы В. Э. Регелем (Analecta Byzantino-Russica/Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71) и переведены на рус. язык П. Счастневым ( Счастнев П. Исидор, митр. Московский и всея Руси. Серг. П., 1916/РГБ ОР. Ф. 172. Картон 409. 1. Л. 79-87 об.). Письма с 7 по 14 изданы А. Циглером ( Ziegler. 1951. S. 574-577; I dem. 1952. S. 139-142). Еще одно письмо И., адресованное либо имп. Мануилу II Палеологу, либо его сыну Иоанну VIII, сохранилось в набросках и не издано (Vat. gr. 706. F. 192r-v; о письме и об адресате см.: Mercati. 1926. P. 26-27). Письма написаны изысканным языком, полны отсылок к греч. мифологии и философии и позволяют реконструировать в общих чертах круг общения И., а также незначительные факты биографии. Среди его адресатов - имп. Мануил II Палеолог, итал. гуманист Гуарино да Верона, Иоанн Хортазмен , Киевский митр. Фотий, Мидийский митр. Неофит, деспот Феодор II Палеолог, Мануил Хрисолор (или Николай Эвдемоноиоанн), сакелларий Михаил. Общение И. с этими людьми подчеркивает, что он был интеллектуалом и гуманистом.

http://pravenc.ru/text/674888.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010