10 сент. 1904 г. Н. Э. в сопровождении 3 буд. монахинь прибыл на Эгину. Когда пароход с владыкой показался на горизонте, стоявший у пристани 15-летний юноша Спирос Алифандис упал наземь и, корчась, стал кричать о прибытии пентапольца, «который спасет Эгину». Сойдя на берег и узнав о случившемся, Н. Э. исцелил одержимого ( Димитракопулос. 2012. С. 228). Утром владыка вместе с мэром Эгины Н. Паппасом и Феодосием, игум. мон-ря Хрисолеондисса, осмотрел свою буд. обитель, к-рая находилась в полуразрушенном состоянии. По преданию, здесь подвизалась прп. Афанасия Эгинская († 850). Монастырь был официально упразднен в период правления баварцев. От средневек. ансамбля уцелели наружная стена, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и 2 кельи, где в 1904 г. проживали на подаяния верующих 3 монахини. В то время по молитвам Н. Э. жители Эгины избавились от засухи, которая до прибытия святого продолжалась 3 года. В окт. 1904 г. Н. Э. встретился с Афинским митр. Феоклитом и, получив его согласие, благословил своих духовных чад поселиться на Эгине. «Духовная община дев» (Τ Ιερν Παρθενν) была устроена на началах общежития. Первыми на остров прибыли Хрисанфа и Екатерина (впосл. монахини Ксения, ставшая 1-й игуменией мон-ря, и Касиана). Насельниц ожидали трудности и лишения: они спали на голой земле; чтобы заработать денег на пропитание занимались рукоделием (вязали чулки). Н. Э., как мог, финансово помогал буд. монахиням, заботился об их здоровье. Он снабдил общину частицами Честного Креста и мощей святых, богослужебными и душеполезными книгами. Церковные службы в общине совершались приходскими иереями и иеромонахами мон-ря Хрисолеондисса. В нач. 1908 г. самочувствие Н. Э. значительно ухудшилось. 7 февр. того же года он подал прошение об отставке с поста директора Ризарийской семинарии. Прошение было подписано 24 марта, однако Н. Э. занимал должность до назначения нового директора (16 апр.). С кон. апр. того же года жил на Эгине, 12 лет окормлял обитель. Между 1904 и 1920 гг.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

Д.Г. Тугин Православная Церковь славится множеством святых, которые достигали святости разнообразными путями. Наиболее древняя форма святости – мученичество от (др.– греч. μρτυς, μρτρος – свидетель, лат. martyr – свидетель). Одним из наиболее прославленных мучеников этого периода является святой Дмитрий Солунский, который пострадал около 306 года во время гонений от императора Максимиана Геркулия (годы правления 286–305 и 307–310) и стал одним из наиболее почитаемых православных святых воинов-мучеников. Согласно изданию «Biblioteca Hagiographica Graeca», количество произведений, посвященных св. Димитрию достигает 89-ти наименований которые расположены с 496 по 547z. Интересующим нас разделом в агиографической традиции Димитрия Солунского являются похвальные слова (др. греч. γκμιον – восхваление), которые, как правило, предназначались для публичного произнесения во время богослужения в день памяти того или иного святого. Многие выдающиеся византийские энкомиасты посвящали похвальные слова св. Димитрию. Из наиболее известных авторов энкомиев можно выделить Евстафия Фессалоникийского (ок.1115–1195), свт. Григория Паламу (1296–1357), свт. Николая Кавасилу († после 1391), Никифора Григору (ок. 1295 – ок. 1360), Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского (1400–1473), Симеона Фесаллоникийского (кон. XIV в. – 1429), Димитрия Хрисолора (1360 – после 1416 гг.) 1 . Одним из выдающихся авторов, составивших похвальное слово великомученику Димитрию, является святитель Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1300–1379). Энкомий Филофея Коккина в честь святого Дмитрия Солунского в BHG указан под номером 547d и занимает 23 место среди похвальных слов, посвященных святому. Данный памятник позволяет нам прикоснутся к агиографической, экзегетической, а также похвальной традицией поздневизантийского периода в целом и традиции святителя Филофея – одного из виднейших исихастов XIV века, а с другой стороны характеризует почитание святого Димитрия и его в эпоху исихастских споров, ознакомиться с природой полемики паламитских споров 2 . Кроме того, данное произведение позволяет читателю ознакомиться с современными писателю фактами, а также показывает те выходы и решения проблем, с которыми сталкивается Церковь и верующие 3 . Энкомий свт. Филофея Коккина вмч. Димитрию до настоящего времени не переводился на русский язык и в отечественной богословской науке до сих пор остается малоизученным памятником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   Что бы ни говорили о случае братьев Кидонисов, воздействие их переводов оказалось намного более обширным, чем вопрос об их личных убеждениях или о выборе, который приходилось делать каждому из братьев лично. Это воздействие, к примеру, привело некоторых греков к принятию самым прямым образом римско-католической веры, а кое-кто даже вступил в орден доминиканцев. Именно так поступили Мануил Каликос (ум. в 1410 г.) и Максим Хрисоверг (ок. 1430 г.), причем в их обращении греческий гуманизм сыграл меньшую роль, чем в случае Димитрия. Другие, как, например, ученый муж Мануил Хрисолор (ум. в 1415 г.), находили у св. Фомы не столько богословскую «истину», сколько доказательства интеллектуального авторитета латинян. Мануил принял предложение преподавать греческий язык во Флоренции, а позднее сыграл одну из ведущих ролей на Соборе в Констанце, где его даже выдвигали кандидатом на Папский престол. Из представителей следующего поколения прославился кардинал Виссарион, сделавший очень похожую интеллектуальную и личную карьеру. Для всех этих интеллектуалов, пропитанных «греческой мудростью», паламизм символизировал отвержение светского гуманизма. Именно Прохор Кидонис стал тем, кто впервые написал опровержение паламизма, используя томистские доводы: томизм и «латинофрония» стали, следовательно, очевидным решением для небольшой кучки интеллектуалов, не принимавших паламитского стиля мышления.    Но и богословы-паламиты тоже выиграли от появления переводов с латыни. Были среди них даже такие, которые пробовали преодолеть дилемму между паламизмом и томизмом. Нил Кавасила, который был предшественником Григория Паламы на кафедре архиепископа Фессалоникского (ум. в 1363 г.), а ранее бывший наставником Димитрия Кидониса, по словам Димитрия, выражал «страстный восторг по поводу книг Фомы». Нил Кавасила стал среди греков первым писателем, не только обладавшим полнотой знания о латинском богословии, но и прибегавшим к этим знаниям в своих писаниях в пользу паламизма и против «Филиокве». То же самое, хотя и в несколько меньшей мере, верно и в отношении Иосифа Вриенния (ум. в 1439 г.), просвещенного «наставника», сведущего в латыни, посла на Соборе в Констанце и, несмотря на все это, яростного противника любого доктринального компромисса с латинянами. Еще один томист-паламит, Георгий-Геннадий Схоларий, действовал во Флоренции до того, как стал первым Патриархом под властью турецких оккупантов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

P. 193). Во время освобождения Болгарии от визант. господства и создания Второго Болгарского царства братья Петр и Асень предприняли попытку перенести центр почитания Д. С. в Тырнове и сделать святого покровителем Болгарии. Они заявили, что после захвата Фессалоники норманнами в 1185 г. Д. С. оставил свой город и переместился в Тырново, где была построена церковь в его честь (см. в разд. «Почитание Д. С. у южных славян и на Руси»). Изображение Д. С. появляется на монетах болг. царей. На «узурпацию» Д. С. болгарами последовала визант. реакция: была создана легенда об убийстве в 1207 г. великомучеником царя Калояна, к-рая появилась в сочинении Иоанна Ставракия, а затем получила широкое распространение в литературе и живописи ( Тъпкова- Заимова. 1979. С. 11-12). В XIII-XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание Д. С. В это время было написано наибольшее количество Похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о Д. С. Свт. Григорий Палама создал образ молодого Д. С., приближенный к идеалу монахов-исихастов. Георгий Палеолог построил мон-рь во имя Д. С. в К-поле, а Михаил VIII Палеолог (1259-1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322-1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд. Bodl. gr. th. F. 1), в к-ром есть иллюстрации к «Мученичеству» Д. С., небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета, в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники, имеется еще 6 сцен: святой перед императором, Д. С. умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора, убийство Д. С. в темнице и погребение его ( Walter. 1973. Pl. 13). С VII в. визант. писателями было создано большое количество Похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь Д. С. (BHG, N 534-547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI - нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807-809, 811-815), Никита (кон. XI - нач. XII в.), Евстафий (1175-1195/96), свт. Григорий Палама (1347-1357), Исидор Глава (1380-1396), Гавриил (1397-1425), Симеон (1416/17-1429), уроженцы или жители города: Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин, патриарх К-польский (1353-1354, 1364-1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила († после 1391) и Димитрий Хрисолор († после 1416).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Летом 1422 г. турки осадили К-поль и Фессалонику, в 1423 г. разрушили восстановленный М. П. Гексамилион, вторглись на Пелопоннес и опустошили Морейский деспотат. Причиной агрессии султана стало вмешательство Византии в тур. дела: после смерти Мехмеда I М. П. поддержал в качестве кандидата на престол Мустафу, брата покойного правителя, к-рый потерпел в этой борьбе поражение от своего племянника Мурада II. 24 авг. 1422 г. турки предприняли штурм К-поля. Он оказался неудачным, а в 1424 г. Византия, будучи не в силах сопротивляться новому вторжению, заключила с Мурадом II договор, по которому вновь обязалась платить дань и признала свою вассальную зависимость. Вскоре решилась и судьба Фессалоники. Будучи не в состоянии обеспечить продовольствием ее жителей и защитить осажденный город, деспот Андроник передал Фессалонику в 1423 г. венецианцам, к-рые в 1430 г. вынуждены были сдать ее туркам. Политика вмешательства во внутренние распри турок завершилась неудачей. 1 окт. 1422 г. у М. П. произошел апоплексический удар; он отошел от дел, передав управление империей старшему сыну Иоанну VIII. За 2 дня до кончины М. П. принял постриг с именем Матфей. Он был погребен в церкви столичного мон-ря Пантократора . На похоронах императора молодой Виссарион , буд. кардинал католич. Церкви, произнес траурную речь, восхвалявшую труды и добродетели усопшего. М. П. был не только деятельным политиком, но и интеллектуалом; обладал лит. талантом, широкой эрудицией, глубокими познаниями в философии, богословии, риторике. Он по праву считается одним из образованнейших визант. императоров. По настоянию его матери учителем М. П. стал видный политический деятель и ученый Димитрий Кидонис . М. П. питал любовь к научным занятиям, собирал лит. салоны, участвовал в философских дискуссиях и обсуждении лит. сочинений современников. В его окружение входили известные ученые, богословы и философы: Димитрий Кидонис, Николай Кавасила , Мануил Хрисолор , Максим Хрисоверг, Мануил Калека, Иоанн Хортазмен , Иосиф Вриенний , Макарий Макр, Исидор Киевский, Георгий Гемист Плифон .

http://pravenc.ru/text/Мануила II ...

3. Итак, был назначен день, в который все собрались в храме Святых Апостолов. Императором были посланы месадзон Гудель, кир Димитрий Хрисолор 38 и кир Димитрий Ангел Филомат 39 . Когда все расселись для исследования, то некоторые из архиереев сказали, что «хорошо было бы нам знать до рассмотрения вопросов, имеем ли мы право собираться на Собор и рассматривать соборные вопросы без первого из нас?» На это ответили архонты и некоторые из архиереев, что «император имеет право созывать Собор и проводить его, когда он хочет, и нет ничего нового в том, что вы собрались здесь по божественному царскому повелению. Пусть не мешает вам никакое помышление, но обратитесь к тому, что вам предстоит». Итак, были начаты рассмотрения, и было сказано о них много слов, при том что архонты сражались за императора, а некоторые из архиереев стояли за Церковь . Однако все пришли к согласию и постановили почитать искомое как законное. Когда об этом было доложено, император предписал великому хартофилаку, чтобы это было записано его заботами и попечением, а архиереи подписали. И после того, как это было сделано, он издал приказ об избрании Патриарха. 4. Что касается меня, то я восхищаюсь всеми делами удивительного императора и не считаю себя достойным восхвалить его, но в одном лишь этом деле похвалить я его не могу: я считаю недостойным его доблести и мудрости и его сокрушенного сердца подвергать рабству Церковь Христову и передавать ее потомкам, находящуюся в таком состоянии. Когда архиереи выбрали, по обычаю, трех, в присутствии также и [митрополита] Медийского, не участвовавшего в предшествовавших событиях, то император избрал кира Иосифа Эфесского и предложил его в Патриархи. Тот, будучи введен в Патриархат в тот самый день праздника Константина Великого в девятый индикт, совершил божественное таинство и был возведен на священный престол святейшей Великой Церкви 40 . Император, возвратившись с Пелопоннеса и устроив, как было показано, церковные дела, снарядив упоминавшегося митрополита к отправлению в Молдовлахию с патриаршими грамотами, и занялся по-императорски императорскими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В письме к неизвестному другу в память Прохора 81 по нем. пер. Тиннефельда; греч. текст: Mercati. 1931. P. 346-355) К. сравнивает брата с древними мучениками (Ibid. P. 350. 20-21) и говорит, что Прохор пострадал за то, что не стал приносить жертву новым богам (Ibid. P. 348. 67-72). Открытое отвержение паламизма содержится в речи К. к Иоанну Палеологу (§ 17-18// Loenertz. 1956. P. 18-19). К. признает, что «обличение этих догматов» принесло ему большой вред (Ibid. P. 19. 22-23), но он готов скорее пострадать, чем согласиться с такой погибелью (Ibid. P. 19. 13). Косвенной полемикой с паламизмом, по-видимому, определялся и выбор для перевода августиновских «Монологов». Итак, несмотря на то что К., будучи занят политической деятельностью, не располагал длительным временем для составления собственных богословских сочинений, потратив, кроме того, значительную часть сил на переводы, его влияние было значительным. К. был почитаем как своими учениками (о чем свидетельствует торжественная эпитафия, сочиненная Мануилом Калекой, текст: Mercati. 1931. P. 110-111), так и много позже. Согласно Геннадию Схоларию, современные ему римляне почитали К. наравне с блаженными древними учителями (Об исхождении Святого Духа III: Изложение православной веры//Œuvres complètes de Gennade Scholarios/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1929. Vol. 2. P. 486. 23-24). Православная Церковь, со своей стороны, предала К. посмертной анафеме, а православный автор Димитрий Хрисолор описывает К. словно предателя, «змея... врага», худшего, нежели псы, поскольку «даже собаки защищают своих хозяев пред лицом внезапной опасности» ( Pasiourtides. 2012. P. 435. Not. 22). К. положил начало усвоению византийскими богословами (как антипаламитами, так и паламитами) томизма - процессу, так до конца и не завершившемуся вследствие падения империи в 1453 г.,- а также стал одним из первых «экуменистов», стремившихся преодолеть этнические предрассудки и исторические обиды и положить конец разделению Церкви на зап.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Более трех веков известные иконописцы и художники занимались украшением храма Святого Спиридона. К сожалению, не все из этих украшений сохранились до настоящего времени. Отметим некоторые образцы этого искусства: 1 . Эммануил Тзанес-Буниали (17 век, беженец с о. Крит). В святом алтаре храма имеется его работа Честной Крест с Распятым Иисусом. 2 . В алтаре храма имеется произведение корфиотского иконописца Георгия Хрисолораса «Распятый» (Г. Хрисолорас творил в 17 – начале 18 вв.). 3 . Фоскалис Димитриос (конец 17 – начало 18 вв.). Его икона Св. Богоматерь Праводержащая (1707 г.) до 1985 г. находилась рядом с троном владыки во храме, затем ее перенесли в алтарь. 4 . Сперандзас Спирос, расцвет его творчества – 18 век. В предхрамовом пространстве имеются четыре произведения этого корфиота-иконописца: Святой Ясон, Святой Сосипатрос, Святая Керкира и Святая Лукия. 5 . Аспьотис Николаос. Он успешно копировал (уничтоженные затем) произведения Доксараса Панайотиса, которые украшали свод храма. Темпы росписей – деяния Св. Спиридона, в том числе его участие в I Вселенском Соборе, исцеление слепого Теодора и др. 6 . Просалентис Спиридон (1830–1895 гг.). Картины и иконы этого иконописца-корфиота украшают иконостас храма Св. Спиридона. Этими произведениями, свободными от византийских ограничений, он заменил пострадавшие картины Эм. Тзанес-Буниали. 7 . Сгурос Стефанос (род. в 1924 г.) – известный художник-корфиот. Он изготовил иконки, которые украшают врата в храм, а также церковную хоругвь с ликом Святого Спиридона. В храме имеется много различных икон, некоторые из них – переносные. В южной части внутри храма находятся иконы: Святого Спиридона, Св. Григория Диалога, Св. Теодоры Августы, Св. Кирилла Александрийского . На его внутренней северной стене – иконы Иоанна Златоуста , Иоанна Дамаскина , Св. Стефана. Все эти иконы были спасены от посягательств иностранцев-расхитителей заботами покойного ныне митрополита Корфу (1922–1930 гг.) и затем Вселенского Патриарха Афинагора. На западных воротах храма, которые ведут в женскую часть храма, с 1799 г. укреплен герб императорского дома России. Тогда, при освобождении русскими Ионических островов (эскадра адмирала Ф. Ф. Ушакова) российский император поставил под свое покровительство храм Св. Спиридона. Герб этот представляет собой изображение черного двуглавого орла, держащего в лапах скипетр, державу и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закинтос; роспись плафонов в ц. вмч. Мины на о-ве Лефкада (1762) - под записью). Живопись Яннакиса Кораиса, прозванного Кастриносом († 1799), близка к произведениям раннего Возрождения. «Литания» (изображение крестного хода) для ц. сщмч. Харалампия в г. Закинтос (1756) длиной ок. 7,5 м была выполнена по образцу полотна Дж. Беллини «Крестный ход на площади св. Марка» (1494), известного благодаря сделанной с него гравюре. К ранним работам Николаоса Кутузиса (1741-1813), ученика Н. Доксараса, относится многофигурная «Литания» (в соборе мон-ря свт. Дионисия Закинфского). Впосл. Кутузис обучался в Венеции в мастерской Дж. Б. Тьеполо и стал продолжателем живописных экспериментов М. Караваджо. Сохранились 4 его картины со сценами из жития Пресв. Богородицы, написанные для ц. свт. Спиридона (Агиос-Спиридон ту Флабуриари), где Кутузис был приходским священником, а также «Распятие с предстоящими» (в наст. время в Византийском музее г. Закинтос), портреты и др. В той же манере работал закинфский худож., ученик Кораиса и член «Филики Этерии» Николаос Кадунис (1768-1834), в творчестве к-рого прослеживается влияние маньеристов Понтормо и Россо Фьорентино ( Παπανικολου. 2002. Σ. 42). Кисти Кадуниса принадлежат «Литании», значительное число икон и портретов. Ученики Кадуниса - Герасимос Пидзаманос, Дионисиос Калливокас, Антониос Рифиос и Дионисиос Цокос - работали уже в эпоху классицизма. С созданием в 1805 г. на Керкире учениками А. Кановы Павлосом Просалендисом (1784-1837) и Димитриосом Пиерисом (1785-1809) художественной школы (в 1808-1815 преобразована в академию) Г. получила собственную базу для подготовки художников академического стиля живописи. Христос Пантократор. Икона. Мастер иером. Дионисий Фурноаграфиот. 1-я пол. XVIII в. Христос Пантократор. Икона. Мастер иером. Дионисий Фурноаграфиот. 1-я пол. XVIII в. Среди художников, представителей ионической школы, известны также: на Керкире - Георгиос Хрисолорас (1723-1761) и Ангелос Димисианос (упом. в 1794-1802), на Кефалинии - Леон Ласкарис Лихудис (упом. в 1734), Андреас Карадинос (1703-1740) и Евстафиос Карусос (1756-1818), на Лефкаде - Спиридонас Марадзос († 1769), на Закинфе - Стилианос (1732-1786) и Андреас († 1785) Ставракисы.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Сей остался тверд, за то сечен жестоко и заключен в темницу; после него по порядку возраста допрашиваемы были Феликс, Филипп, Силван, Александр, Виталий и Марциал и осталась непреклонны. После донесения о сем императору он приказал отдать их разными судьям на пытки. Один судья умертвил первого сына свинцовыми прутнями; другой забил второго и третьего палками; третий погубил четвертого, низвергнув с высоты; четвертый осудил пятого и шестого на смертную казнь; пятый обезглавил мат. Еще прежде Григория Двоеслова сих Мучеников восхваляет Петр Хрисолов († 450) в 134 беседе. Издатели Деяния относят мучение их вообще ко 2 веку, не решаясь определит года и даже царствования, ибо в актах сказано, что это было при императоре Антонине, а Антонин был не один во 2 веке. Вернее относить в Антонину 1, как-то и делают другие. Мощи муч. Филицаты находятся в Риме В церкви муч. Сосанны девы (11 авг.), а части мощей детей ее в церкви св. Маркелла папы (7 июня.) В Рим. мартирологе память Филициты 23 ноября, а детей ее 10 июля; посему полагают, что она усечена спустя 4 месяца по смерти детей; но вероятно, и дети пострадали не в один день у разных судей. 26    Пр. Ксенофонт и дружина. В Деяниях св. (Iann. Т. II, р. 725) житие, приписываемое Метафрасту. Греч. текст его в полном курсе Патрологии (Т. 114, р. 1014). «Повествование о пр. Ксенофонте и подружии его известно было и ранее Метафраста, как видно из того, что оно встречается между другими житиями, переведенными с греч. на арабский язык в рукописи 885 г. (Assemani Bibl. orient. Т. II р. 511). Обстоятельность описания дает повод думать, что оно близко ко времени случившегося. Древний греческий толкователь творений пр. Иоанна лествичника замечает, что, по мнению некоторых, сей преподобный был один из сынов Ксенофонта.» Св. Димитрий ростов. стр. 157. Никифор Каллист (кн. 14, гл. 52), вкратце передавая историю Ксенофонта, называет его современником Евфимия В., следовательно относит к 5 веку.     О Симеоне Ветхом (ибо есть новый, после него бывший, Симеон 1 сент.) сведения достоверные в Истории Боголюбцев Феодорита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010