К исполнению, псалом Давиду Четырнадцатый, тоже краткий, псалом по содержанию своему уже сильно отличается от предшествующих, и носит почти целиком нравоучительный характер, приближающийся к типу сборника правил морали. Ни обличений, ни выражений упования здесь нет. Кратко и просто, в конкретных, преимущественно отрицательных по форме, чертах, рисуется образ нравственно-добропорядочного человека, в смысле правдивости и честности, неделания ни в чем ближнему зла, твердости в слове и в справедливом отношении к другим. Единый по содержанию, и совсем краткий по объему, псалом 14-й не нуждается в делении на части. 1. ГОСПОДИ, кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? 1. Господи, кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? 2. – Ходяй непорочен и делаяй правду: глаголай истину – в сердце своем. 2. – Тот, кто ходит непорочно и делает правду, (кто) истину говорит в сердце своем. 3. Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя. 3. Кто не клеветал языком своим и не делал искреннему своему зла и (сочувственно) не принимал поношения на ближних своих. 4. Уничижен-есть пред ним лукавнуяй, боящия-же-ся ГОСПОДА славит: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся. 4. (Тот, пред кем) ничтожен лукавнующий (и кто) боящихся Господа славит; клянется искреннему своему и не нарушает клятвы. 5. Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият: творяй сия не подвижится во век!.. 5. (Кто) серебра своего не давал в рост и мзды против неповинных не принимал. Делающий (все) это – не поколеблется во век. Примечания к Псалму XIV-мy Ст. 1. „Все это, как кажется, потому, что многие из евреев святость свою, как богоизбранного народа, полагали почти всецело лишь в исполнении одних наружных обрядов и жертвоприношений, как обличали их пророки, особенно Исайя, и чрез то одно надеялись получить награду на небеси. А между тем, Бог избрал Себе в достояния народ Иудейский, и Свое святилище поставил посреди его – для того именно, дабы Израиль праведным и благочестивым житием своим засвидетельствовал, что он достоин именоваться посвященным Ему народом, ибо в Боге, как нет правды без милости, так нет и милости без правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

– Таким образом, в стих. 2–3 Господь изображается, как воин, приготовившийся на бой. Ст. 4. „Ищущие – в сторону худую, как то в сем месте, а часто и в других, где „искать души означает то же, что покушаться отнять жизнь... Враги его не только постыдятся и посрамлены будут, но и возвратятся вспять, т. е. отступят побежденные. Ст. 5. Не только отступят, будучи побеждены, но и принуждены будут скоро бежать, и рассыпаться по разным местам – подобно праху или пыли, которые ветром в разные стороны с великим стремлением и скоростью рассеиваются... Вместо ветра стихийного полагается здесь Ангел Господень, который есть дух живой, и несравненно сильнейший и действительнейший всякого ветра... Ст. 6. Пророк предсказывает, что они бежать принуждены будут во тьме, через путь скользкий, дабы и ноги отправлять должности своей не могли, и притом – при преследовании сзади ангелом Господним, сильно гонящим их так, что по нужде надо будет им низринуться в стремнину и погибнуть. Все сие ныне исполняется на иудеях и на других гонителях Христа и Церкви, которые по праведным судьбам Божиим обращаются во тьме неведения, и на скользком пути скверных похотей: они, когда гонит их гнев Божий, ежедневно впадают еще в большие грехи, и к вечной смерти с величайшей скоростью поспешают... Ст. 7. Исчисляет три рода гонений... во 1-х коварством и наветами на праведных оскорбляют; потом клеветами и лжесвидетельством на них нападают; наконец, явною силою (т. е. не словами только, но и делами) праведных утесняют... Пророк жалуется, что он без всякой его вины столь тяжко обижаем: что прилежно заметить должно, дабы не всяк безрассудно и дерзко осмеливался исходить пред лице Божие, или взывать к Нему о мщении, разве только тот, кто прямо надеется на свою совесть... Но и сии слова псалма заключают в себе не столько зложелание, сколько пророчество, как сказали мы и выше. Ибо Промысел Божий в самом деле так устраивает, что наветы или одним самим наветующим вредят, или по крайней мере прежде им, нежели другим: подобно зажженной свече, которая, прежде нежели дом сожжет, себя самую сжигает и истребляет, а часто никакого вреда дому не причиняет. Так и злоба наветующих скорее вредит душе самого наветующего, а другим или ничего или гораздо меньше: ибо зло наказания меньшее есть, нежели зло виновности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

А к концу своей жизни такие благочестивые, отходя или преселяяся к Богу, хотя и оставляют наследие земли сея, но вместо того приобретают небо, и новую землю со всем стяжанием ее, по реченному: „над всем имением Своим поставит их ( Мф. 24:47 ). Ст. 11. „Наследят землю: не токмо сию, где странствуем мы, яко пришельцы, но и оную землю живых, которая едина собственно есть земля, т. е., твердая и постоянная, и о которой глаголет Господь у Матфея в гл. V, 5 ( Мф. 5:5 ). Так как земля оная нарицается Иерусалим, т. е., видение мира, ибо все враги удалены будут от нее, сего ради „насладятся множеством мира... и притом – на многое время, или паче на всю вечность... – Слова этого 11 стиха наряду с третьей заповедью блаженства приобретают особенную силу и значение – в сопоставлении с предшествующим стихом (10), в коем категорическим тоном предсказывается о совершенном исчезновении грешников, когда не останется следа их и притом через самое малое время. Ст. 12. „Назирает грешный праведнаго: т. е. прилежно наблюдает все деяния и поступки праведного, дабы найти случай к погублению его; но не находя, „скрежещет зубами своими, наподобие голодного пса, желающего не токмо уязвить, но и растерзать. Ст. 13. „Господь же посмеется ему… так как видит, что уже предстоит время погибели его, и что он восхищен будет прежде, нежели возможет вред нанести праведному. Ибо хотя и попускает Бог грешнику убивать праведного: однако, прежде нежели грешник убиет тело праведного, сам убивает душу свою... Сего ради грешник всегда восхищается прежде, нежели успеет вред причинить праведному, и потому справедливо достоин смеха, потому что, промышляя погибель другому, своей близкой погибели не видит. Ст. 14. Аки бы сказал: стоят грешники, вооруженные обнаженными мечами и натянутыми луками, наблюдая время убить праведника и повергнуть его мертва, как бедного и беспомощного, или мечем, или стрелою, пущенною из лука: но Бог, Который вся зрит свыше, делает то, что меч обращается в сердца их, лук их сокрушается и вредит им самим, и так Господь смеется им...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Давид в псалме этом, избавившись от помянутой опасности, воссылает благодарение Богу за оказанное благодеяние, а по сему случаю возбуждает и других к хвалению Бога: ибо видел муж благочестивый, что вся оная хитрость, которую он употребил для спасения жизни своей, притворно усвоив себе безумство, ни мало не помогла бы ему без помощи и благоволения Божия. Ст. 2. Аки бы сказал: никогда и ни в какое время не забуду я нынешнего благодеяния, – но во всю мою жизнь буду памятовать и за то благодарить Господа. Ст. 3. И далее говорит, что от чистого сердца в едином Боге находить он будет материю (предмет) хвалы. Ст. 4. Призывает Давид, дабы, по сочувствию ему, и другие все, соединясь с ним, совокупно – прославили Господа. Ибо зело приятно Богу, когда верные не только наедине в ложницах, но и собравшися в церквах, единодушно и едиными устами славят Его ( Рим. 15:6 )... Елико возможно, превознесем гласом нашим имя Его, то есть славу, и силу, и величие прославим пред людьми вкупе. Ст. 5. Аки бы сказал: когда находился я в самых тесных обстоятельствах, то прибегал к Богу с твердым упованием на помощь Его, и Он по обыкновенной милости Своей, услышал меня; следствие же услышания чрез то открылось, что Он от всех скорбей избавил меня. Ст. 6. Отсюда начинается прекрасное и весьма сильное увещание, возбуждающее людей к любви, страху Божию и к возложению на Него всех печалей наших. Ст. 7. Вот, говорит, и я, нищий, т. е. всякой помощи лишенный, и даже нищенским образом просивший хлеба у иерея, живой пример, как скоро воззвал я с верой и надеждой к Богу, и с теплой молитвой толкнул в двери милосердия Его, тотчас Господь услышал раба Своего, и от всех скорбей избавил его. Ст. 8. Ангел Господень, которому Сам Бог заповедал хранить человека праведного, как сказано в пс. ХС-м, видя человека, находящегося в опасности, тотчас приходит к нему и на подобие ополченых воев, окружает защищением своим, дабы ничто вредить не могло ему. Ибо сила Ангелов толика есть, что и одного Ангела против целого воинства достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Из всего состава пс. XLV-ro отмеченное нами расширенное и просветленное религиозное сознание сынов Кореевых наиболее ярко и сильно сказывается в стт. 9–10-м. „Приидите и видите дела Божии, – чудеса, которые Он положил на земле: отбирая брани до концов земли, Он лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Упразднитесь и разумейте, что Я есмь Бог: превознесусь в народах, превознесусь на земле. Псалом 45-й по содержанию своему может быть разделен на две части. Из них в 1-й (ст. 2–7) речь идет о таких явлениях в природе, который напоминают землетрясения, и землетрясения особенно грандиозного и грозного типа. Говорится здесь и о смятении земли, и о таком колебании на ней гор, когда они „прелагались в сердца морские, в связи с этим и о шуме и бурном волнении вод в этих морях (иле море – „по свойству еврейского языка, который единственные числа выражает множественными – Евфимий Зигабен) . Псалмопевец видит в этом „голос Вышнего, почему и пришла в движение земля. Но параллельно этому, он отгоняет и то, как речные устремления веселят град Божий, в котором пребывает Бог, и, освятив его и помогая ему, сделал его неподвижным. Таковы эти величественно-грозные картины в природе, но, конечно, приводимые в псалме лишь для укрепления надежды верующих на Бога, как и начинается псалом: „Бог нам прибежище и сила. – Спрашивается: как нам понимать указанную часть псалма? говорит ли она об явлениях подлинной тогдашней истории, где и на самом деле произошел такой переворот стихийный, или же это – аллегория и символы, как и понимают данные места и Толковая Библия Лопухина, и Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (в каждой – по своему 32 ). Однако нам думается, что построение речи в этом случае таково, что естественнее видеть тут именно описания прямого и буквального смысла, и лишь половина 7-го стиха одинаково может быть принята как в таком, так и в переносном смысле. Не совсем ясными кажутся лишь слова: „речная устремления веселят град Божий, ибо, сколько известно, в Палестине нет такого города священного, который бы веселили устремления речные: разве только поток Силоамский у Иерусалима и прилегающие полуручьи были в древности более похожими на потоки, хотя бы типа горных речек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Псалмы XLI-й и XLII-й связаны между собой и единством настроенности, и одинаковым содержанием, доходящим до полного, даже – до буквального совпадения, в обращении псалмопевца к своей душе: „вскую прискорбна-еси, душа моя, Вскую смущаеши мя?. XLI Псалом видимо, написан в изгнании, и, по мнению многих, ссылающихся на ст. 7 и 8, – у гор Ливана и Ермона, т. е. к северу от еврейской Палестины; но возможно, что и на далекий восток от них, – в Ассирии или Вавилоне. Писателем псалма одни признают Давида, другие – сынов Кореевых, то и другое – согласно надписанию его. Тоска о храме Иерусалимском – исходное начало псалма, – конечно, могла быть и у Давида, но и у последних – не в меньшей степени, как у служителей скинии, оказавшихся в языческой стороне. Однако долговременного изгнания в эту страну у Давида и не могло быть: поэтому, вероятнее приписать псалом кому-либо из сынов Кореевых. Кроме того, в 42-м псалме псалмопевец говорит о юности своей (ст. 4). Трудно предположить, чтобы мог там быть Давид в юные годы свои, когда пас он овец отца своего на юге Палестины, – у Вифлеема. И наоборот, легче допустить, что писал так служитель храма, или только что уведенный из родной земли, или же – рвавшийся туда всей душой, как было это с лучшими из иудеев, вроде сынов Иоседековых, к концу плена Вавилонского. И нам думается, что вероятнее отнести составление псалма к эпохе выселений евреев с родины их, начавшихся с разорения царства Израильского ассирианами. И видно, что уж слишком велика была скорбь псалмопевца о храме своем, когда и слезы были ему вместо хлеба, а душа его рвалась к Богу, как лань устремляется к источникам водным в жаркую пору, столь невыносимую в той стороне, а ночью Ему же изливалась она в песне-молитве. И эта скорбь увеличивалась у псалмопевца еще от сознания того, что он одинок, и в то же время – окружен не только злорадствующими врагами, но и дерзкими неверами, изводившими его назойливыми вопросами-приставаниями; – „где есть Бог твой?!. Отсюда и обращение его к душе своей, чтоб не скорбела, заканчивается все тем же его, отнюдь не теряющим надежды, призывом: „уповай на Бога, ибо я, исповедаясь, буду славословить Его, – Спасение лица моего и Бог мой!.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Написанный позднейшим Асафом, Псалом 74-й однороден по содержанию, и представляет собой горячее и все сердце захватившее, устремление псалмопевца к Богу – в настроении веры в Него, а равно и особенно крепкой и непоколебимой надежды на Него. И естественнее всего думать, что написан он был при исключительных обстоятельствах, когда народу еврейскому угрожала особенная и грозная опасность, а он, в ответ на нее, в лучших сынах своих лишь поднялся духовно – в порыве того настроения, какое и выражено в этом псалме. При общей однотемности содержания, небольшой этот псалом можно разделить на две половины, со своим особым оттенком в каждой. Часть 1-я (стт. 2–6), за начальным обетом псалмопевца – исповедуя, прославлять Бога и возвещать чудеса Его, имеет в двух стихах как бы ответные слова Самого Господа: „когда приму (Я) время (в смысле: найду его подходящим), – Я – правоты возсужду, (по-русски нельзя точно передать тонкие оттенки этого сжатого славянского выражения, а принятый перевод значительно беднее: „произведу суд по правде). „Растаяла земля и все живущие на ней (а значит, стало все и все – расплывчивым, неустойчивым и зыбким): (но) Я утвердил столпы ее: значит, они, эти столпы – устои, всегда есть, и останутся непоколебимы... „Посему я, – правильно предлагает сделать здесь вставку в сжатый текст псалма проф. Юнгеров (прим. 7-е), – сказал беззаконным – не беззаконнуйте, и согрешающим – не возносите рога... („не гордитесь и не хвалитесь Юнг.) на высоту, и не говорите на Бога неправды. Вторая половина псалма (7–11 стт.) отличается тем, что ощутительно имеет в виду упомянутую нами грозную опасность. Можно согласиться с тем, что была то опасность при Езекии в пору нашествия на Иерусалим полчищ Сеннахирима, которые и в десять раз превосходили войско иудеев числом, и несравненно лучше вооружены были: и поэтому, они действительно „возносили, вызывающе-надменно, „рог свой на высоту. Псалмопевец и заявляет, что надежда народа – не на какие-нибудь народы соседние – с востока ли, иль запада, иль с юга (со скалистых, о потому и „пустых, гор Идумеи). Нет, то – „Бог, Судия (вселенной): (Он) сего смиряет, а того возносит. И уже в руке Его – чаша вина нерастворенного водой, и с крепящей примесью, и крепких дрожжей – отстоя, – которую и „испиют все грешные земли. Я же возрадуюся, – говорит писатель псалма за себя, – воспою Богу Иаковлеву. И затем заканчивает обещанием: „и все роги грешных Я сломлю, 62 и вознесется рог праведного. 63

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

23. С радостию будут возвещать уста мои, когда буду воспевать (с псалтирью) Тебя, и душа моя, которую Ты избавил! 24. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, – егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне! 24. Еще же и язык мой весь день будет прилежать поучаться правда Твоей, – когда, постыдятся и посрамятся ищущие мне зла! Примечания к Псалму LXX-мy Ст. 1–3. Яки бы сказал, „на Тя Господи, а не на себя, ниже на иную тварь, „уповаю, сего ради благонадежен есмь, что не постыжуся никогда. Ст. 4. Тогда свободно можем мы жаловаться пред Богом, что нас неправедно и беззаконно гонят враги, когда ничем с своей стороны не раздражили их; а потому не можем тогда сомневаться, чтобы Бог невинности нашей не защитил, когда обещал Он быть покровителем неправедно гонимым. Ст. 5–6. Отсюда заключить можно, насколько воспоминание Божиих благодеяний содействовало к тому, что мог он питать в сердце своем надежду на Бога... Псалмопевец прославляет тут благодеяния, оказанные ему не только в юности, но и в самом младенчестве. Давая себе точный отчет в значении этих слов (5 стиха), не должны ли мы почудиться, каким образом младенец, в утробе матерней заключенный, может жить в такой нечистоте, которая в одну минуту могла бы задушить самых крепчайших мужей!.. И конечно, Дух Святой не без причины укоряет нас за сию неблагодарность, напоминая о благости Бога, проявляемой Им в рождении нашем... Ст. 7–8. Вызвавшее такое горячее, и столь устойчивое прославление „великолепия Божия и исповедание „крепкой помощи Его, какое-то дивное событие в жизни псалмопевца, видимо, прямо „чудом делало и самого Его в глазах многих, и в то же время – чудом и для самого него по неожиданности проявления этой ощутительной Божией помощи и именно теперь на склоне жизни его и как бы в угасании его сил, почему он далее так усиленно и молит Бога, дабы не оставил его – в такую пору. Ст. 9–11. Разум слов сих такой: Господи! Ты, Который во цвете юности хранил меня здрава и цела, ныне уже увядшего и истощенного не оставь меня. Я требую Твоей помощи: изнеможение мое да преклонит Тебя к милосердию... Ибо вот, враги мои уже думают, что Ты – оставил меня, и, издеваясь надо мной, совещаются, как отнять у меня, стерегомую ими, душу мою...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Но так как писатель этого псалма говорит о себе: „вниду во святило Божие, то нужно думать, что возможность такого посещения храма Божия представлялась ему, как что-то обычное, как говорят – „в порядке вещей, а это могло у евреев быть только в Иерусалиме. Так приходится отодвигать время происхождения псалма к временам до-пленным, а тогда возможно нам усвоять его – даже и современному Давиду Асафу, но еще лучше Асафу, жившему во дни царя Езекии, а может быть еще и отца его Ахаза, когда знакомство Иудеи с культурой Ассирии, с гибельным увлечением ею многих, начиная с верхов, было особенно заметным и сильным. Содержание псалма 72-го вращается около вечно-старого и вечно-нового вопроса, в такой степени захватывавшего еще авторов книг – Иова и Екклезиаста, – о несоответствии между добродетелью и счастьем, иль, точнее – между благами земными – с одной стороны, и порочностью тех, кто пользуется ими – с другой. Необычная особенность в постановке этого вопроса в данном псалме заключается в том, что его писатель вначале откровенно сознается, что и его самого захватывали в этом случае подобные сомнения и самый соблазн. Ибо он, как видим мы в псалме, не только недоумевал по поводу такого несоответствия, но и как бы с завистью начинал относиться к мудрецам века сего, пребывающим в беззаконии и грехе, а в то же время живущим как будто безболезненно, легко и беспечально, и – даже лучше других. „Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря, свидетельствует он о себе. Но то было лишь временное потемнение сознания. Собственное же решение вопроса у него, конечно, положительное, и как опирающееся на твердые данные, взятые в виде справки из реальной жизни, может служить прекрасным подтверждением как коренного положения Екклезиаста о суетности подобного земного счастья („суета суетствий и всяческая суета – Еккл. 12:8; 1:3 ; „суета и томление духа – Еккл. 2:26 ), так и соответствующего утешительного утверждения о противоположном типе в пс. 36-м: „не видех праведника оставлена, ниже семене его, просяща хлебы ( Пс. 36:25 ). По содержанию своему псалом 72-й может быть распределен на три основные части, с двумя подразделениями в двух первых. В первой части (ст. 1–12) нам и дается определенная и довольно-обстоятельная характеристика тех беззаконников, которые, в своей кажущейся безнаказанности, так смутили было самого Асафа, а равно соблазняли этим и его единоплеменников, обозначаемых им в псалме словами: „людие мои, ибо и к ним также были приложимы его слова о себе, что вот – „чуть не подвинулись было его ноги, не поскользнулись его стопы. Смущало всех их здесь то, что не наблюдали они у этих грешников ни какого-либо уклона к смерти, ни неисцельности в ранениях их, как и „в трудах (– тяжелом уделе рабов) они не участвуют, да и побоев также не принимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

И засим идет вторая часть (ст. 13–20), также в двух подразделениях. Но здесь писатель псалма обращается уже к самому себе, передавая личные свои переживания по тому же поводу. И сначала, опять-таки „непщует он (размышляет) в тоне мрачного недоумения, даже до полного разочарования в ценности той праведности, которой он до сих пор держался. „И сказал я: ужели напрасно делал я правым сердце свое и руки свои умывал в неповинных, т. е. чистыми от всякой нравственной грязи содержал свои руки во всей деятельности своей, или, другими словами, и на самом деле неповинен был в преступлениях против Закона в поведении своем. И был я в истязаниях (совести) весь день, и в пору утреннюю – в самообличениях (ст. 14). (Но) если я говорил: поведаю ли я так, (и кому же?) – вот, роду сынов Твоих, которому я обещался (и очевидно, обязан служением истинным)? – и недоумевал я о уразумении (сего): и было это трудом для меня... – Однако сейчас же потемненное сознание псалмопевца озаряется светлым лучом Божественной истины, при сиянии которого и успокаивается до конца его сердце. Недоумения пока еще не оставляли его, но только, как говорит он сам, „доколе войду я в святилище Божие, и искание смысла пока не направлю на „последняя их (ст. 17), т. е. на исход участи земной этих соблазняющих „счастливцев. Ибо, в самом деле, что будет видно тогда? – Да то, как „за обманы их Ты положил им злое, низложил их, когда они разгорделись. Как впали они в запустение: внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое. (Особенно применимы были эти слова к гибели войска Сеннахирима при Езекии). „Как сон у встающего, Ты, Господи, уничтожил (и) образ их во граде Твоем. Так и было это в Иерусалиме, когда истреблены были пред стенами его, на глазах у народа, 185 000 воинов, после вызывающе-надменных речей Рапсака. „Ибо разгорелось сердце мое, и утроба моя изменилась, (и я увидел себя) уничиженным, и не понимающим, – как скот (неразумный), был я пред Тобою... – Так великий стыд, очевидно, снедал его сердце за былую податливость на соблазн в потемненном „непщевании, т. е. ложном блуждании поверхностно-рассудочной мысли его...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010