Ст. 4. Давид укоряет врагов своих за их ожесточенную злобу, показывая, что они употребляли всякие меры, дабы погубить его, и всегда устрояли новые козни. При этом арх. Ириней сравнение – „стене преклонене… относит к положению не самого псалмопевца, как приняли во введении мы, но к его противникам, откуда и все раскрытие этой аналогии у него иное. „Как стена, худо складенная, хотя по внешнему виду является толста и широка, но будучи внутри пуста, к падению клонится: тако и нечестивые, надменные ветром гордости, хотя замыслы свои далеко распространяют, однако редко в них успевают. И, как стена, поврежденная и внутри пустая, внезапным падением не только разрушается, но и на малейшие части раздробляется: так Давид врагам своим внезапное падение предвозвещает, назнаменуя, что хотя они на высокой степени достоинства поставлены и, надмеваясь гордостью, ужасные угрозы изрыгают, однако падут непременно, и притом – падут с величайшим шумом, подобно огромной стене, вдруг разрушившейся, или заплоту, стремлением воды увлеченному... Ст. 5. Яки бы сказал: враги мои... не токмо не хотят отдать справедливости заслугам моим, но еще с жадностью устремляются на погибель мою: при всем том, приобыкши к обманам, устами благословляют, а сердцем клянут. Отсюда видим, какое имеют намерение и духовные враги (нечистые духи), когда воюют на праведных. Они к тому наипаче стремятся, дабы лишить нас вечных почестей, о которых они завидуют нам, потому что сами чрез падение свое лишились оных. Сего ради воюют на нас, сего ради возжигают похоти, дабы отнять у нас ту великую цену, коею искуплены мы, а с нею купно, похитить у нас и почесть вечной славы… Ст. 6–8. В стихе восьмом заключает, что он всего ожидает от Бога, – т. е. и конца, и средств. Конец есть избавление от всех зол, и стяжание верховного блага: оное означил он чрез слово „спасение, а не – чрез слово „славы. Средства суть помощь Божия, и упование наше на Бога... „Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Аки бы сказал: не только в Боге последний конец сокровен имею, но и источник милости обретаю, при помощи которой конца оного достигну, и потому упование мое на Бога не тщетно...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

1269 р. Остатки %% с капитала Косташ Возвращенные долги %% с принадлежащих Братству капиталов 2832 р. Переходящие суммы Остаток от 1906 года 1643 р. 8021 р. б) процентными бумагами: От Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Казанского, поступило свидетельство 4% Государственной ренты в 100 р. От Преосвященного Тихона, Епископа Пензенского, поступило свидетельство 4% Государственной ренты в 100 р. Переходящие суммы Остаток от 1906 года 74200 р. 74500 р. Расход а) наличными деньгами: Внесено в Экономию Академии за содержание студентов 4815 р. Выдано квартирного пособия и на проезд Выдано больным студентам —51— 4) Выдано заимообразно студентам и кандидатам выпуска 1907 года Канцелярские и почтовые расходы, жалование письмоводителям и рассыльному Уплачено в Московскую Контору Государственного Банка за хранение и управление процентными бумагами Уплачено в Московскую Комиссию Братства для выдачи пособия О. П. Салмановой и Е. Н. Смирновой Переходящие суммы 6885 р. б) процентными бумагами: Переходящие суммы К 1908 году в кассе Братства состояло: а) %% бумагами 74500 р. наличными деньгами 1035 р. 75535 р. Б. Денежные средства Московской Комиссии Братства для вспомоществования бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии Приход наличными деньгами: 1) а) Процентов на капиталы: по 12 свидетельствам 4% Государственной ренты на 7000 руб. по 4-м 5% облигациям II Внутреннего займа 1905 года на 500 рублей по 64-м 4% облигациям Московско-Казанской жел. дор. на 10200 руб. по 6-ти 4½% закладным листам Земельных Банков на 9100 руб. Итого % на 26800 р. 1067 р. б) По 2 вышедшим в тираж 4% облигациям Московско-Казанской ж. д 1267 р. —52— 2) От Совета Братства передано покойному председателю Комиссии Протоиерею Н. В. Благоразумову По подписным листам: От благочинных столичных Московских церквей протоиереев: а) Благовещенской, на Тверской, ц. М. И. Соболева в) Духосошественской, на Лазаревом кладбище, ц. В. Ф. Остроухова д) Воскресенской, на Царицынской у., ц. И. Д. Арбекова е) Богородице-Рождественской, на Бутырках, ц. Н. П. Вознесенского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 2. Начинает свой псалом Давид прямым воплем, вырывающимся из глубины его сердца, и вполне понятным для нас, когда представим себе, как царь, живший до этого вполне спокойно, вдруг, при бунте уехавшего якобы на богомолье родного сына, оказался в стане врагов, явно добивавшихся его смерти, и – где же? В собственной столице, среди подданных, до этого совершенно покорных ему. Ст. 4–6. То ли от себя взводил такую напраслину какой-то, неизвестный в Писании, Хусий; то ли названный нами друг его передавал эту клевету, как взводимую на Давида злым Ахитофелом, – но только она до глубины души потрясла гонимого царя, и он призывает Бога в свидетели своей невинности, как бы давая в залог и жизнь свою, и имущество, и славу. Ст. 7. Писание приписывает Богу в таких случаях воскресение, сиречь восстание, как и сон (см. Пс. 43 ), не в собственном, но в иносказательном смысле. Воскресает Господь, когда помогает, спит же, когда помощи не дает (Ириней). Ст. 8. „И о том на высоту обратися. То есть: – если не меня ради, то хотя бы ради сонма людей оных, имеющих прославлять Тебя, на высокий престол правды взойди, и явися в концах врагов, да познают, что Господь судит людем, „сиречь, что это – Ты един верховный Владыка всех. Коего правосудия никто не избегнет (Ириней). Ст. 9. Подавляющее большинство людей, от помрачения грехами своими, совершенно не замечает, как творится Господом и над целыми народами, и над отдельными людьми, особенно выдающимися – то по праведности своей, то по своему нечестию, правый и порой грозный суд Господень. Напротив того – Давид, от непорочности своей имевший проницательными очи свои духовные, постоянно твердит в псалмах об этом суде Божием, которым охотнее всего себя и утешает, как и видим мы это и в дальнейших (10–12) стихах. Ст. 13–14. Обращаясь теперь к самим слепотствующим грешникам, псалмопевец призывает их к раскаянию, предупреждая, что иначе их ждет скорая гибель, ибо Господь, как воин перед битвою, уже и оружие Свое на них очистил, лук уже натянул, а стрелы сделал разящими огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Ст. 3. „Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? То есть: „доколе будете иметь сердце каменное, жестокое, к земли пригвожденное, – не помышляя о небесных, но прилепляясь к земным... И присовокупляет: „вскую любите суету и ищете лжи? – Нарицает земная благая суетой и ложью, потому что не тверды суть, непостоянны и обманчивы, и потому в сравнении с небесными, твердыми и постоянными благами, суть ничто (Ириней). Ст. 4.Удиви Господь преподобного Своего. Ибо не просто избавил меня от приключившихся бедствий, но и торжественно пред всеми прославил – чрез одержанную над врагами победу – на удивление всем. Ст. 5. „Гневайтеся, и не согрешайте. „То есть: когда возникают в сердце какие-либо страстные движения иль чувство гнева, боритесь с ними и сопротивляйтесь им, и таким образом обращайте гнев, врожденный вам, против пороков, да тако избегнете греха: сего бо ради дан нам гнев, да воюем против греха... „Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. То есть: во время нощное, когда бываете одни в ложницах (спальнях) и свободны от житейских попечений, войдите в сердца ваши и помыслите о согрешениях ваших, и яже глаголете, сиречь чувствуете „в сердцах ваших, о сих пред Богом „умилитеся. А что и сам Давид имел обыкновение на ложе так помышлять о грехах своих, в пору уединения и ночной тишины, сие можно видеть из оных словес его: „измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Что он сам творил, то творить и иных увещевает. Ст. 6. „Пожрите жертву правды. Жертвой правды нарицает дела благая (начиная с милостыни), которые суть, как бы некая жертва, благоприятная Богу, ибо чрез них прославляется Бог ( Мф. 5:16 ). Ст. 7. „Кто явит нам благая, то есть: в чем состоит та правда, о которой ты предлагаешь нам, и кто может показать путь к ней, когда никто не возвращался из ада, и никто не сходил с неба? Ответ пророка: „что мы имеем внутри нас наставника, который научает нас истинному благу, сиречь – свет естественного разума, который знаменовался на нас, ясно запечатлевая себя, в душе нашей, которой мы отличаемся от скотов, и свет сей произошел от лица Божия, так как Он творит нас быть по образу и по подобию Божию (Ириней).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Ст. 12. Приимите наказание 11 (научение), дабы не прогневался когда Господь, Которому подобает повиноваться со страхом и трепетом. Наказание – на вас, как бы на рабов нечестивых и непокорных, и вы тогда (если пребудете в сем упорными) погибнете от пути праведного, когда возьмет вас Господь – посредине течения вашей жизни. Слова: „егда возгорится вскоре ярость Его означают день Страшного Суда Божия, „вскоре придти имущего, ибо и тысяча лет пред Ним, как один день вчерашний, который отошел мимо ( Пс. 79:5 ); да и не может быть названо долговременным то, что имеет конец. Ст. 13. Проникновенное и восторженное, восклицание это, при краткости своей, представляет собой самый естественный и понятный, и в то же время – глубокожизненный и необходимый вывод сердечный из всего 2-го псалма, и особенно – конца его. Поистине, „сколь есть добро и полезно любить Господа, и Ему от всего сердца – работать! Какое счастье – в Нем Одном укрепить всю свою надежду, к Нему направить все стремления души, и в этом крепком и непоколебимом уповании обрести щит и избавление от всяких сомнений, малодушия и сетований! III Псалом Давиду Ст. I. Внегда отбегаше от лица Авессаломова, сына своего. Составляя этот – третий – псалом, в особенно печальных и трудных обстоятельствах жизни своей, Давид является в нем светлым образцом для нас на те случаи, когда и мы оказываемся в подобном же положении тяжелых испытаний. Люди в таких условиях слишком склонны бывают впадать в уныние и даже часто ропщут на Бога. Соблазн подобной настроенности должен был быть тогда особенно близок к Давиду, ибо он, среди великой и заслуженной славы, царственной мощи и долгого глубокого мира, оказался вдруг в положении изгнанного и осужденного на смерть, и от кого же? – От родного сына, крепко любимого и не так еще давно прощенного отцом в грехе братоубийства. Но Давид и в старости остается все тем же „отроком Божиим, как и перед помазанием своим, и вместо того, чтобы вместе с маловерами пошатнуться тут в своей надежде на Бога, он, напротив, с энергией духовной юности лишь оживляет, укрепляет и возвышает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

4. Не то с нечестивыми, не то. Но – как прах они, что взметается ветром с лица земли. 5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы – в совете праведных. 5. Сего ради не воскреснут нечестивые на суд (чтобы судить), как и грешники – в совете праведных. 6. Яко весть ГОСПОДЬ путь праведных и путь нечестивых погибнет! 6. Ибо ведает Господь путь праведных, путь же нечестивых погибнет. Примечания к псалму I-мy Конечно, высшею и последнею целью жизни человека на земле, как и указал Сам Господь в Евангелии о Страшном Суде, является то, чтобы наследовать ему царство, уготованное „благословенным от Отца Небеснаго еще от самого создания мира ( Мф. 25:34 ), ибо для сего Богом любви и создан был человек. Но для того, чтобы получить это блаженство вечное, сам человек и должен приготовить себя тем правым и беспорочным путем своей земной жизни, о котором говорит первый псалом. Ст. 1-й. В „Толковании на Псалтирь арх. Иринея справедливо об этом первом псалме говорится: „прилично полагается сей Псалом в первом месте, так как беседует о блаженстве, которое есть основание и начало учения нравственного. Ст. 2-й. Это значит, „что должен он, елико возможно чаще, дух свой обращать к правилам закона, и всегда памятовать о нем (Арх. Ириней). Важно и необходимо при этом, чтобы было всегда у нас искреннее желание – исполнять посильно этот закон Господень. И тогда, если и впадем мы в некое прегрешение, то, по слову арх. Иринея, „сие да бывает помимо благого произволения, сиречь (то есть) без греха против любви, которую имеем к Богу, и к закону Его, да так будет грех простительный, а не смертный. Так и апостол говорит: „любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим. 8:28 ) (Арх. Ириней). Ст. 3-й. В гористой, и на полгода не видящей дождей, Палестине влага особенно ценна, и дерево, растущее в береге реки, на особицу представляется там и многоветвистым, и плодовитым. Ст. 4-й. Повторением слова „не тако псалмопевец с силою утверждает, что в то время, как праведные люди, по множеству благодатной влаги, как древа, всегда зеленеют, и плод творят, – нечестивые, напротив того, быв лишены той благодатной влаги, иссыхают, и на подобие легчайшего праха, ветром возметаемого, исчезают, и даже следа по себе не оставляют, погибая вечно вместе со славой своею, богатством и пышностью (Арх. Ириней).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

9. ГОСПОДНЕ есть спасение, и на людех Твоих – благословение Твое! 9. От Господа спасение, и на людях Твоих – благословение Твое! 1-я слава 1-й кафизмы. Примечания к Псалму III-мy Ст. 3. Слова эти „лучше относить к мыслям людей, которые, видя злополучие Давида, мнили, что он оставлен от Бога. Ибо люди безумные обыкновенно так и мнят о тех, кому посылаются от Бога испытания. Ст. 4. „Возношение главы, по свойству еврейского языка, есть знаменование радости и веселия, как, напротив, наклонение и посупление (хмурость) лица есть знаменование печали и сетования. Ст. 5. Слова: „Гласом воззвах „означают, что Давид не слабым молился гласом, и ни с холодностью, но взывал с жаром, и – вопль испускал, то есть молился и духовным и телесным гласом. – Гору Сион можно разуметь здесь и в земном, и в небесном Иерусалиме. Ст. 6–7. Слова: „аз уснух и спах означают у псалмопевца „и в самых бедственных и опасных обстоятельствах спокойное при покровительстве Божием пребывание. Ст. 8. О воскресении Господа в псалмах говорится и в простом, и в переносном смысле. В последнем смысле Он воскресает, когда приходит на помощь, как, напротив, даже нарицается спящим ( Пс. 43:27 ), когда помощи этой как будто не оказывает. Враждующие всуе. – В том и была сила Давида и право его надеяться на помощь Божию, что сам-то он был пред врагами своими совершенно невинен, так что попусту (всуе) враждовали они против него, – что так хорошо нам известно из взаимных его отношений с Саулом. И Господь „сокрушил зубы грешников, очевидно, нападавших на него, подобно зверям кровожадным, с раскрытой пастью и с оскаленными зубами – в крайней злобе их. Ст. 9. „Господне есть спасение... Как хорошо верующему человеку сознавать, отчетливо и твердо устанавливать в сознании своем (так, чтобы отзывалось на это и наше сердце), что, подлинно, только – в Господе наше спасение, и всегда оно готово для нас, даже – ждет нас! А равно и усматривать светлыми очами это „благословение Божие на людях Его: то есть то, что для духовных очей верующего открыто, а от мелко-рассудочного сознания утаено, – даже для „мудрых и разумных века сего ( Лк. 10:21 ). IV Псалом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Ст. 32–34. Ты же смотри, в коликую пропасть погибели нечестивый нисходит, и какие мысли в себе питает: ибо чего явно произнести не смеет, о том в самом себе размышляет, ополчаяся против истины, и то, что светлее солнца, помрачая в себе, по причине лишения ума своего. Стихи 32 и 34 представляют собой одну последовательную и связную речь, раскрывая помышления сердца грешника. Стих же 33-й, один из торжественных воскресных прокимнов нашей Церкви, прерывая эту речь, как бы откликом в нем на содержание всего IX-ro псалма, передает основную молитву – желание сердца псалмопевца, да положен будет предел засилью нечестивцев и воспомянутся, „убогие в победных путях Промысла Божия. Ст. 35. Аки бы сказал: нельзя тому статься, чтобы Ты оставил злодея без наказания. Нет. Ты видишь злодеяния и дерзость его, видишь также и злострадание гонимых. Итак, да предан будет он в руце Твои, когда исполнится мера злодеяния его. Ибо Тебе, Отцу всех, принадлежит пещись о нищих, особенно же о тех, кои лишены всякой иной помощи, каковы суть сироты. Итак, Ты буди помощник сироте (Ириней). Но впрочем, по строю речи 35-го стиха, которому противопоставлен следующий (36-й стих – уже о грешных – „преданным в руце Твои мыслится здесь сирый и нищий, а не злодей, как передается смысл сего 35 стиха у Иринея, как и в существующем русском переводе. Ст. 36–37. Взыщется грех его – и не обрящется: по ближайшему смыслу – на земле, в лике живущих, не останется лукавый и грешный. Более, чем крепкое, убеждение в неизбежности и недалекости воздаяния злодействующим выражает здесь Давид в богопросвещенном сознании своем, и ручательство сего видит – во всемогуществе и правосудии Божием. – Господь – временный ли Судия?! Конец ли иметь будет царство Его?! Хотя бы и грешник и не приемлет ныне наказания, но непременно приимет: ибо пребывает Тот, Кто судить праведно, и царствует в век века. Ст. 38. „Будучи в восторге, прошедшее Давид полагает за будущее, аки бы рек: верую, что услышишь Ты молитву убогих, и оком веры вижу, что Ты услышал – уже... „Желание и уготование сердца – „одно и то же: ибо и то, и другое являет усердное расположение к молитве. X Псалом – Давиду, к исполнению

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Ст. 3. Чрез деннонощную болезнь сердца означает источник такового беспокойства. Ибо, как корабль, из пристанища исшедший, обуревается волнами, и человек, света лишившийся, о многое спотыкается: так и впадший в напасти удручается непрестанно заботами, попечениями и болезнями. – Хотя же и обещает Господь верным Своим дать духа совета и крепости: однако не всегда дает его мгновенно, но часто косвенными путями приходит к ним, а между тем искушает их, и оставляет как бы в терния запутываться... Конец стиха: „Бог ничего меньше не терпит, как сию лютую злость, когда враги не только гонят и угнетают нас, но тем еще и превозносятся – утешаются и гордятся. Ст. 4–5. „Так как Бог того ради, по-видимому, людям Своим не скоро помощь подает, что не зрит на нужды их: сего ради на первом месте просит Давид, чтобы Он воззрел на него; на втором – дабы помощь подал. Хотя в Боге нет ни того, ни другого... однако говорится так для нашего понятия. Ибо Дух Святой образцы молитв с намерением приспособляет к понятию нашему... Бог тогда, наконец, помогает нам, когда наперед помилует. – „Просветить очи у евреев то же значит, что дать жизненный дух: ибо особенная сила жизни в очах является... („Ныне прозреша очи мои, Ионафан, вкусив меда – 1Цар. 14:29 ). „Да не усну в смерть: разумеется здесь то состояние уныния и безнадежности, когда отчаянием своим человек может впасть в смерть духовную, смерть вечную и уже безусловно непробудную. Ст. 6. Злобе врагов нечестивцев желанно бывает одно: чтобы праведный и твердый в вере своей сдвинулся, наконец, с непоколебимой надежды и веры своей, поскользнувшись каким-нибудь падением в нравственной жизни и добром поведении своем. Но, не дает им такой злой радости псалмопевец: голосом ясной совести свидетельствует он, что так и надеялся, и будет он надеяться на Божию милость и впредь – в непоколебимой настроенности своего сердца. Ст. 7. „Возрадуется... о спасении Твоем. – Видишь ли благонадетельную душу? – Просил, и прежде, нежели получил, аки бы получивший, уже благодарит и воспевает Богу, как и говорит в завершении псалма... „За благодеяния Его, на меня излиянные, не ныне только воспевая оные и в мыслях воображая, но и в грядущее время воспою и пою имени Господа, незабвенно имея в душе моей величие благодеяния (Ириней). XIII Псалом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

3. Ибо то, что Ты совершил, – они разрушили: а праведник – что сотворил? II. 4. ГОСПОДЬ – во храме святем Своем. ГОСПОДЬ, – на небеси престол Его! 4. Господь – в храме святом Своем! Господь – на небеси престол Его! 5. Очи Его на нищаго призираете, вежди Его – испытаете сыны человеческия. 5. Очи Его обращены на нищего, вежды Его испытующе взирают на сынов человеческих. 6. ГОСПОДЬ испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду – ненавидит свою Душу. 6. Господь испытует и праведного и нечестивого: тот же, кто любит неправду, – ненавидит свою душу. 7. – Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен – часть чаши их! 7. Сетью дождя низведет Господь на грешников огонь и серу, и ветер бурный – удел чаши их. 8. Яко праведен ГОСПОДЬ, и правды возлюби, правоты виде – лице Его! 8. Ибо праведен Господь и возлюбил правду, лице Его видит прямых (сердцем). 1-ая слава второй кафизмы. Примечания к Псалму Х-му Ст. 1–2. См. во введении. Ст. 3-ий. Отрывочная и явно-неполная речь на первый раз представляется более чем загадочной, даже темной. Думается, некоторый свет прольется, если мы допустим, что написан был этот Х псалом тогда, когда началось открытое и жестокое гонение Саула на Давида, после попытки Ионафана заступиться за него ( 1Цар. 19–22 ). Тогда рухнуло для Давида все, чего достиг он благодаря помощи Божией (яже Ты совершил), начиная с победы над Голиафом. И тогда встал в душе его горький вопрос: „праведник что сотвори? – Конечно, лучше отнести слова эти к первосвященнику Ахимелеху, погибшему безвинно из-за Давида, а не к самому Давиду, который едва ли бы смог так выразиться о себе. Ст. 4 „Господь во храме святом Своем – подразумевай: живет иль пребывает. „Нарицает же святым Божиим храмом небо, которое есть храм нерукотворенный (Ириней). Ст. 5–6. Не просто зрит Бог на людей... но и купно испытует сердца их, помышления их... „Любяй бо неправду – ненавидит свою душу, и чрез то самое наказуется. Чудно сие изречение, и вместе истинно! Ибо любящий неправду, хотя, по-видимому, и любит свою душу, ибо для того и грешит, чтобы удовольствовать оную: но на самом же деле – только ненавидит ее, потому что, любя неправду, погубляет ту самую душу свою (ср. Ин. 12:25 ): то есть, кто зле себя любит, тот себя ненавидит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010