«Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря 25 апреля. ПРАВМИР. В среду Светлой седмицы, 23 апреля, на территории Вологодского кремля состоялась презентация отреставрированного житийного образа преподобного Сергия Радонежского. Икону гостям представил художник-реставратор Сергей Белов. Икона «Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Обитель преподобного Димитрия Прилуцкого, сомолитвенника и сотаинника преподобного Сергия, с давних пор чтит день его памяти. О храме, где прежде находилась икона «Преподобный Сергий в житии», присутствующим рассказала заведующая епархиальным древлехранилищем Алла Анишина, сообщает пресс-служба Вологодской епархии. Архиепископ Вологодский Максимилиан отметил, что на презентацию отреставрированной иконы прибыло много людей. «Это свидетельствует, что люди имеют интерес к вопросам духовной жизни. Это очень важно, особенно в наше время, когда духовности бросается вызов. Очень важно показать правильный духовный путь, духовные образцы», — сказал он. На презентации выступил праздничный мужской хор Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Хор исполнил стихиры преподобному Сергию, другие духовные песнопения, песни русско-японской и Великой Отечественной войн. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 8 октября, 2019 18 июля, 2019 13 ноября, 2018 8 октября, 2018 6 августа, 2018 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-vologde-predstavili-...

Погребение его собрало множество народу. Все вспоминали святую жизнь почившего. Похоронили его около церкви, и на могиле его стали твориться чудеса. Рассказывали, что он явился во сне женщине, больной лихорадкой и дал ей приложиться к Евангелию, которое держал в руке. Затем он велел ей идти молиться на его могиле. Женщина проснулась здоровой. Церковь празднует память блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого 10 октября. Преподобный Димитрий Прилуцкий Преподобный Димитрий Прилуцкий В 1368 г. в Вологодскую землю, убегая от людской славы и княжеских почестей, напутствованный Сергием Радонежским, пришёл преподобный Димитрий Прилуцкий. Он пришёл из Переславля-Залесского, где родился и где в течение 20 лет был игуменом основанного им Никольского монастыря. Димитрий и его ученик Пахомий принесли с собой большой восьмиконечный крест с 84 образами, вырезанными на кости, изготовленный в Киликии (сейчас хранится в Вологодском музее-заповеднике). Отшельники поселились в 30 км от Вологды, в лесу, на р. Леже, намереваясь вести уединённую жизнь. Но Богу было не угодно, чтобы свет свечи был скрыт под сосудом, и жители соседней Авнеги изгнали подвижников. В 1371 г. преподобный пришёл в Вологду. Избранное им место оказалось засеянным рожью, но владелец земли Илья с радостью отдал её под Вологодский монастырь и даже сам вытоптал колосящуюся ниву. 1 августа того же года был освящён деревянный храм Происхождения древ животворящего Креста Господня, вскоре были построены келейные и другие здания монастыря. Монастырь Вологды быстро умножился братьями и укрепился на пожертвования князя и других вологодцев. Но Димитрий принимал не всякое подаяние. Однажды, когда упомянутый землевладелец Илья принёс подаяние на монастырь, преподобный не принял его, кротко попросив того прежде накормить голодных домочадцев и слуг. Игумен нового монастыря зимой и летом ходил в заскорузлом тулупе, под которым скрывал вериги. Димитрий по многу дней ничего не ел, кормил бедных, исцелял больных, защищал обижаемых. Его родной брат, обедневший купец, по благословению преподобного дважды ходил с товаром к языческим племенам Югры и Печоры и возвращался с большой прибылью; пойдя в третий раз вопреки запрещению брата, пропал без вести. Трапезничая с братией, Димитрий чудесно узнал о смерти в Москве князя Димитрия Донского.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологда

Э. П. Р. Иконография Известен гравированный портрет И. 1879 г. работы Л. А. Серякова, изданный в качестве приложения к ж. «Русская старина» (1879. Т. 26. Нояб.; отдельный лист в ЦАК МДА), а затем в кн. «Русские деятели в портретах, гравированных акад. Л. Серяковым» (СПб., 1882. Т. 1; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 153-154). И. представлен вполоборота влево, по пояс, в архиерейской мантии и черном клобуке, на груди панагия, ордена св. Анны и св. Владимира, правой рукой именословно благословляет, в левой держит архиерейский жезл с навершием в виде змеиных голов и сулоком. Он сравнительно молод, с крупными правильными чертами лица и темной бородой средней величины, внизу раздвоенной. О существовании раннего портрета И. в одной из келий братского корпуса упоминается в описи имущества Вознесенского мон-ря в Иркутске 1840 г. (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 1. Д. 221. Л. 10). В собрании ВГИАХМЗ хранятся 3 живописных, профессионально исполненных портрета, ранее считавшиеся изображениями еп. Евлампия (Пятницкого) (см.: ПЭ. Т. 17. С. 154-156). Один из портретов поясной, репрезентативного характера, имеет подпись худож. Н. И. Катина с датой 1848 г., когда Вологодскую кафедру занимал еп. Евлампий. Погрудный портрет, поступивший из Духовской ц. Вологды, является своего рода натурным этюдом к этому парадному полотну, к-рое происходит из Димитриева Прилуцкого монастыря. Третий портрет (из вологодского древлехранилища, куда поступил в 1902 от мещанина Н. В. Серебрякова) написан масляными красками на бумаге, наклеенной на холст, полностью идентичен по иконографии погрудному варианту; на обороте подрамника надпись: «Еп. Ириней». Можно предположить, что на всех портретах изображен И., проживавший под надзором в Димитриевом Прилуцком монастыре до 1848 г. Инспектор Вологодской губ. гимназии Ф. Н. Фортунатов упомянул в воспоминаниях, что Катин написал портрет И. для Прилуцкого мон-ря «старанием отца казначея Илариона по заказу А. Г. Волковой» ( Фортунатов Ф. Н. Воспоминания вологжанина о преосв. архиеп. Иринее, пребывавшем на покое в Спасо-Прилуцком вологодском монастыре, с присовокуплением извлечений из писем архиепископа. Вологда, 1868. С. 106-107). Портрет И. числится в документах мон-ря, он находился в настоятельских кельях (Главная опись Спасо-Прилуцкого мон-ря 1914 г.; ВГИАХМЗ. Отд. письменных источников. Ф. 3. Оп. 1. Д. 22. Л. 107; Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 19144. С. 52). Судя по дате, парадный портрет был создан в связи с назначением И. настоятелем Толгского Введенского монастыря и отъездом его из Вологды.

http://pravenc.ru/text/674019.html

Как видим, множество бед – разорение монастыря татарами, затем литовцами, сильные пожары – не сломили ее. Монастырь считался оплотом Православия на Севере. Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Ин. 3 , Василия III и Ин. 4 . Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее. Главным является Спасский собор, расположенный в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря в 1924 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Преподобный Димитрий Прилуцкий Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом. В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше. Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

http://patriarchia.ru/db/text/909171.htm...

Преп. Димитрий Прилуцкий скончался 11-го Февраля 1391 года. Как и когда он канонизован, об этом не сохранилось никаких известий. Если же и можно делать относительно этого какие-либо соображения, то они не идут далее одних предположений. Несомненно только одно, что с первой половины XVI века Димитрий Прилуцкий прославлялся уже церковным образом. Ибо в самом начале XVI века мы находим указание на существование иконы св. Димитрия и, что всего важнее, настолько уважаемой, что она берется великим князем Иваном Васильевичем в первый его поход на Казань. По окончании похода, украсивши эту икону златом и сребром, великий князь в 1503 году, 3-го Июня возвратил ее в Вологду и она встречена на Прилуках еп. Стефаном (неизвестно какой епархии) и в память сего принесения Вологжане поставили на месте встречи церковь и установили с тех пор ежегодное празднование 293 . Затем в 1542 году в самой Прилуцкой обители построен был соборный храм с приделом, посвященным св. Димитрию 294 , в котором почивают его мощи. Как и вообще большинство наших русских святых, преп. Димитрий, вероятно, чтился долгое время только местно. Затем, по мере распространения славы о нем, как о великом чудотворце, почитание его, сперва местное, распространялось все далее и далее. Этому без сомнения способствовали как чудеса, которые совершались при гробнице св. Димитрия, так и его ходатайство и заступничество во дни общественных бедствий и несчастий. Так, в его житии, передается, что во время моровой язвы, свирепствовавшей в Вологде, многие больные прибегали с молитвами к мощам преподобного и получали исцеления; затем, во время нападения Димитрия Шемяки на Вологду в 1450 году, помощию св. Димитрия, – о чем тогда было видение, – жители Вологды отразили этого врага. Эти чудеса, конечно, не могли не способствовать прославлению св. Димитрия. И мы действительно видим, что уже во второй половине XV в. почитание св. Димитрия выходит за пределы той местности, где он жил и подвизался. Так, мы видим, что с этого времени имя этого святого начинает встречаться в святцах. Для примера укажем святцы при Следованной Псалтири XV в. Императорской Публичной Библиотеки 89, где в числе русских святых находится и преп. Димитрий Прилуцкий 295 . Преосвященный Макарий, определяя точнее время, когда местное почитание этого святого превратилось во всецерковное, говорит: «очень вероятно, что вскоре после 1450 года, т.е. после отражения Шемяки от Вологды, установлено было церковное празднование Димитрию (11 Февраля) во всей России; так как в это же время написано житие и служба ему одним из преемников его по управлению обителию игуменом Макарием 296 , который при описании чудес его представляется самовидцем некоторых из них и ряд этих чудес окончил именно чудом, совершившимся при отражении Шемяки от Вологды 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Демида Васильева на пустошь Кубцовскую в Городском стане ( Рыков. Новые акты. С. 95-96, 105; АСЭИ. Т. 3. 274). По данным окладной книги 1598 г., монастырскую вотчину составляли 6 сел и 61 деревня с 255 дворами. К нач. XVII в. владения Д. м. располагались в 9 волостях Вологодского, Тотемского уездов, а также в Радонежской вол. Московского у. (с. Яуртово). Поступления в мон-рь ржи, овса, пшеницы и ячменя вместе с остатками минувшего года в 1650/51 г. составили более 3700 пудов. К 1764 г. за монастырем числилось 9 сел, 4 сельца и 88 деревень - всего 632 двора с 2819 жителями муж. пола. Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Наряду с землями с 1-й пол. XV в. Д. м. владел и промысловыми угодьями. В 1471/72 г. кн. Андрей Васильевич Вологодский дал подтвердительную жалованную грамоту на монастырские рыбные ловли, сенные покосы, лесные угодья на р. Сухоне в Комельской вол., на реке и озере Лоста в Лоскомской вол. и на приобретенные ранее деревни. В XVI-XVII вв. вел. князья и цари кроме пожалований земли предоставляли мон-рю различные льготы, к-рые способствовали развитию хозяйства. Большую роль в хозяйстве играли и соляные промыслы. По грамоте 1573/74 г. царя Иоанна IV Д. м. получил право на беспошлинную торговлю солью в Москве, Вологде, Коломне и др. городах, которая в XVII в. составляла самую крупную часть его денежного дохода. Той же грамотой обители разрешалось беспошлинно приобретать 14 тыс. пудов соли в Холмогорах, беспошлинно перевозить и продавать соль в Вологде, а на вырученные средства приобретать запасы для мон-ря. Д. м. купил варницы в Тотьме, Соли Вычегодской и на р. Уне. В 1568 г. царь Иоанн IV заменил оброком дани с монастырского подворья и варниц в Соли Вычегодской; с этого времени Д. м. мог торговать и собственной солью. Грамотой царя Феодора Иоанновича 1589 г. Д. м. освобождался от всех пошлин при продаже в Холмогорах 8 тыс. пудов соли, а грамотой 1596 г.- при продаже 14 тыс. своей соли в Холмогорах и на Двине.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Димитрий Прилуцкий, прп. - житие Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец (память 11 февраля по ст. стилю) Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий родился в нашей стране в городе Переславле у благочестивых родителей. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам. Он превосходил разумом и смиренной мудростью многих своих сверстников. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому. В том числе, он не любил принимать почестей от слуг, но всегда носил в своем сердце смиренномудрие и размышлял о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому человеку по его делам, о Царствии Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Восприняв из книг Ветхого и Нового Заветов мысль, что все в этом мире скоропреходяще, святой оставил суетный мир, проникся страхом Божиим и сделался монахом в Горицком монастыре Пречистой богородицы в том же городе Переславле. Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, чистоты, глубокого смирения и любви ко всем людям, и труды его стали приносить спасительные плоды, так как он был занят исполнением заповедей Господних и днем, и ночью. Он был целомудрен и чистым сердцем стремился к Богу, то есть жил подобно ангелу. Блаженный стремился познать то, что созерцают ангелы, и что доступно только любящим Бога. И его за его добродетели полюбили и иноки, и простые люди. Затем Бог сподобил его принять дар священства и быть наставником и учителем людям, что он исполнял, как исполняет хороший воин, угождающий своему господину. В то время святой отец наш Сергий устраивал монастырь Святой Троицы вблизи Радонежа и, по воле Божией, ввел там общежительный устав. Святой Димитрий имел обычай часто посещать святого Сергия и беседовать с ним во Христе о том, как управлять монастырем, чтобы привести к Богу Его избранных. Этими святыми Своими угодниками, преподобными отцами нашими, новыми чудотворцами, Бог подлинно просветил Русскую землю.

http://pravicon.com/info-2163

За оказанную помощь в строительстве храма и в благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви владыка Игнатий вручил епархиальные награды: медаль преподобного Димитрия Прилуцкого I степени — И.Г. Астахову и протоиерею Алексию Биденко; медаль преподобного Димитрия Прилуцкого II степени — В.В. Фокину и С.Н. Киселеву; медаль преподобного Димитрия Прилуцкого III степени — А.С. Шадрину и Е.А. Гладковскую. Благодарственное письмо было также вручено главе Междуреченского района Ю.М. Бойнесу. Архиерейские грамоты были вручены генеральному директору ООО «Строймост» И.Р. Тархнишвили, директору ООО «Строймост» А.П. Валдаеву, директору ООО «Масив» И.А. Шаврину, А.Ю. Беккеру, директору ООО «СБМ Вологда» О.Н. Никитину, генеральному директору ООО «Окор» В.А. Ноздрачеву. С приветственным словом к собравшимся обратился глава региона О.А. Кувшинников. По преданию, в 1666 году в пасхальную ночь произошло явление Пресвятой Богородицы Евсевию, крестьянину Авнежской волости Грязовецкого уезда (нынешний Междуреченский район Вологодской области). Богоматерь повелела Евсевию проповедовать среди односельчан, убеждать их жить благочестиво и построить часовню на холме, поместив туда икону в память о Своем явлении. Через некоторое время, после того как Богоматерь явилась Евсевию второй раз, часовня была возведена, в ней установили специально написанную Казанскую икону Божией Матери. Впоследствии на месте часовни поставили церковь. Холм, на котором построили храм, назвали Святой горой, а церковь — Святогоровой. В XVII-XX вв. засвидетельствованы многочисленные чудеса, совершавшиеся по молитвам перед Казанской Святогоровой иконой Божией Матери. В 1930-е годы храм был взорван, в 1966 году гору срыли при строительстве дороги, в настоящее время на ее месте располагается котлован, превратившийся в озеро; чудотворная святыня исчезла. Предполагалось, что ее передали в Лазаревский храм г. Вологды, однако чудотворный образ там никто не искал. В 2010 году настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексей Сорокин заметил сходство одной из алтарных икон с фотографией чудотворного образа. Была найдена книга о Святогоровой иконе, затем обратились к специалистам-реставраторам.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

ДИМИТРИЙ Иванович Троицкий (1905-1937), свящ., сщмч, (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ († авг. 1918), прмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря ДИМИТРИЙ Михайлович Вдовин (1883 - 1942), мч. (пам. 10 апр., в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе исповедников и новомучеников Российских) ДИМИТРИЙ Емельянович Власенков (1880-1942), мч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Волков (1871-1942), мч. (пам. 19 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Воробьёв (1879 - 1937), мч. (пам. 4 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_18.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010