Храм Димитрия Прилуцкого (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке (полное название — Церковь святого Димитрия Чудотворца, что на Наволоке) — православный храм в Вологде, возведённый в 1651 году, одна из первых каменных церквей Вологды. В церкви сохранились фрески начала XVIII века. Действует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Содержание История [ править править код ] Постройку церкви связывают с событиями, описанными в житии Димитрия Прилуцкого. Хозяин дома, где останавливался Димитрий летом 1371 года (по другим сведениям 1378), увековековечив память об этом событии, соорудил рядом со своим домом деревянную часовню. После причисления в XV веке Димитрия Прилуцкого к лику святых, часовня была заменена деревянной церковью. В «вологодское разоренье» 1612 года деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела. Наиболее раннее упоминание о деревянной церкви встречается в окладной книге 1618 года Вологодского архиерейского дома. В начале XVII века в комплекс церкви Димитрия Прилуцкого входила церковь в честь ярославских чудотворцев князя Феодора, Давида и Константина, которая упоминается в писцовой книге 1627 года. Описание церкви в Переписной книге Вологды 1646 года выглядит следующим образом: «Церковь преподобнаго Димитрея Прилуцкого чудотворца древяна на каменное дело о пяти верхах, другая церковь благоверных князей Федора и чад его Давыда и Констянтина Смоленских и Ярославских чюдотворцов древяна клецки». В 1651 году ярославскими зодчими Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым был построен каменный холодный храм Димитрия Прилуцкого. По-видимому, это первый каменный храм города, возведённый после Софийского собора (1568—1570). Предположительно, в 1710—1711 году к северной стене этого здания пристроили тёплую каменную придельную церковь во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина — ярославских чудотворцев, а с северо-запада — колокольню. В 1750 году придел разобрали и на средства купца Афанасия Алексеевича Рыбникова построили отдельную тёплую церковь, соединив её с колокольней. Главный престол этой церкви освятили во имя Всех Святых. В 1781 (по другим данным в 1779) году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова к западной стене церкви Дмитрия Прилуцкого была пристроена паперть с приделом преподобного Максима Исповедника, ризница и лестница-всход.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Димитрия_...

Спасо-Прилуцкий монастырь ФОТОГАЛЕРЕЯ Спасо-Прилуцкий монастырь – один из самых древних и больших монастырей Русского Севера – был основан в 1371 году в излучине реки Вологды преподобным Димитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1926 году обитель была закрыта Советской властью и в 1930-е годы использовалась как пересыльная тюрьма. В 1992 году монастырь возвратили Церкви, и с тех пор здесь вновь действуюет мужской монастырь. vk fb tw ok @ g+ lj Вечер в Прилуках Фото: Марина Никифорова/35photo.ru vk fb tw ok @ g+ lj Икона преподобного Димитрия Прилуцкого с житийными клеймами vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Прилуцкий-монастырь.Туман Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Прилуцкий монастырь, Вологда Фото: Игорь Шиленок/lifeisphoto.ru vk fb tw ok @ g+ lj Вид на Спасо-Прилуцкий монастырь Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Панорама Спасо-Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Прилуки Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Вологда. Спасо-Прилуцкий монастырь Фото: Игорь Шиленок/lifeisphoto.ru vk fb tw ok @ g+ lj Бойница Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj В Прилуцком монастыре. Утро Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Храм Успения в Прилуцком монастыре Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Крепостная стена Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Братский корпус монастыря прп. Димитрия Прилуцкого Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Вид с башни Прилуцкого монастыря Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко)/Expo.Pravoslavie.Ru Рейтинг: 9.2 Голосов: 1326 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/90923.html

Вологда. Церковь Константина и Елены. Царевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вологда, храм Свв. Равноапостольных царей Константина и Елены Деревянный храм был построен в 1503 году на месте встречи вологжанами чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого, который помог русскому войску во главе с Иоанном III одержать победу над татарами. Существующая сегодня церковь была возведена в 1690 году. Верхний храм имел престол в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены и придел в честь святителя Филиппа Московского. Нижний храм имеет престолы в честь прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева. В 1998 году регулярные богослужения проходят в нижнем храме, а в 2008 году открыт верхний храм. В храме Успения Божьей Матери находятся мощи Киево-Печерских святых дальних и ближних пещер (более 80 частичек), частица ложа Пресвятой Богородицы, камня 1000 дневного моления прп. Серафима Саровского и другие. В Цареконстантиновском храме находится частичка мощей святой мученицы Татианы. Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/9/ Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин), близ Владимирской и Спасоболотской церквей. Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году).

http://sobory.ru/article/?object=01085

Лоптуново. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская Лоптуновская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1816. Адрес: Россия, Вологодская область, Вологодский район, Подлесный с/с, д.Лоптуново Координаты: 59.11098, 39.93344 Проезд:от Вологды до п.Надеево, далее пешком до д.Лоптуново Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Лоптуновская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Лоптуново, Подлесное с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца в Лоптунове, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1668 года.Лоптуновская Николаевская церковь, 1816 года, каменная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, апостолов Петра и Павла, прп. Димитрия Прилуцкого. Церковь одноэтажная, длиной 13 саж., шир. 4 саж. Купол восьмигранный. Дмитрий Ермаков. Верность Господу и своему храму Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был... Отец Константин Волков – настоятель храма во имя Казанской иконы Божьей Матери города Вологды и храма Николая Чудотворца в деревне Лоптуново, что в двух километрах от поселка Надеево. Отец Константин родился и вырос в Вологде, в прошлом – офицер, окончил Вологодский пединститут и семинарию. Приход в Лоптуново возглавил в 2017 году. - Отец Константин, есть ли какие либо сведения об истории храма Николая Чудотворца в Лоптунове? - Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был. Документальная же история храма начинается в 1816 году, когда он был построен. Главный придел храма был освящен в честь Николая Чудотворца, два придела в честь святых апостолов Петра и Павла и в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. В начале 20-го века рядом с храмом на средства прихожан были построены дома для священнослужителей и церковно-приходская школа. Часть этих зданий сохранилась, но находится в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=13853

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь Россия, Вологодская обл., с. Прилуки, в 5ти км к северу от города Вологды, на левом берегу реки Вологда. Время основания обители относят к 1371 году, когда в эти места пришел святой Димитрий. До этого он основал Никольский монастырь в городе Переславле-Залесском, однако, стремясь к уединенным подвигам, святой Димитрий решил подвизаться на суровом Севере. Дойдя до берегов реки Вологды, до того места, где река делает изгиб, то есть «луку», подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцкий, а сам святой Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий. Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту настоятелей обитель быстро развивалась и процветала. В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян. В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожженных литовцами деревянных келий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келий с братской трапезной. Для постройки келий были приглашены мастера-каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Позже в Прилуцкой слободе из подручных монастырских людей вышли каменщики-мастера, и у многих жителей Прилук специальность каменщика стала родовой, переходящей из поколения в поколение.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на левом берегу р. Вологды. Название «Прилуцкий» получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно между 1378 и 1382 гг. Впервые Д. м. упоминается в предисловии к «Уставу Святыя горы» (список ок. 1422 г.) печерского архим. Досифея при Псалтири толковой с дополнениями (ЯХМЗ. Инв. 15231; Никольский. Мат-лы. С. 141-144) - в послании настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце». Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником, иноком Пахомием, остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа построил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димитрий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения новой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг,- предоставили преподобному поле для основания обители. Согласно Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренебрегли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, которое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре при помощи жителей Вологды и окрестных селений была построена деревянная ц. в честь Всемилостивого Спаса. С левой стороны от алтаря в ней было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также библиотека. В 2 верстах от монастыря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Фоминское. Церковь Димитрия Прилуцкого. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого в Фоминском упоминается в 1551 г., когда село по залогу перешло от наследников Г.Н. Лихарева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оно оставалось до 1764 г. В первой половине XVII в. взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же “об шти стенах” колокольней, освященный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. В 1712 г. рядом с ней построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. В начале 40-х гг. XIX в. взамен деревянного шатрового был возведен каменный одноглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1842 г. В нем имелось два престола: 1) в холодном четверике – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, 2) в теплой трапезной – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. После строительства Димитриевского храма в Преображенской церкви перестали совершаться богослужения, но она сохранялась причтом и общиной еще свыше ста лет, вплоть до 60-х гг. XX в. являя собой редкий в Костромском уезде-районе пример состоящего из каменного и деревянного храмов ансамбля. Богослужения в Димитровском храме прервались в 1941 г., когда его настоятель, священник Геннадий Закедский, был мобилизован на трудовой фронт. Настоятель вернулся в Фоминское в конце 1944 г., но только в марте 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения. Храм продействовал недолго: в феврале 1949 г. под нажимом властей о. Геннадия перевели в другой приход и 20 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о его закрытии, как бездействующего. В 50-е гг. община неоднократно, но тщетно, принимала все меры для возвращения своего храма, в защиту которого выступали даже правления местных колхозов “Большевик” и им. Сталина. В 1968 г. из Фоминского в Кострому, в Музей деревянного зодчества, был перевезен деревянный Преображенский храм. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 г. и восстановлен при большой помощи возглавляемого Героем Социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

http://sobory.ru/article/?object=24111

Одиннадцатый день. Поуч. 2-е. Преподобный Димитрий Прилуцкий. (В чем состоит христианское смирение?). I. Преп. Димитрий прилуцкий, память коего совершается ныне, родился в начале XIV столетия в Переяславле-Залесском от богатых и благочестивых родителей из купеческого сословия. Рано он был обучен грамоте и еще отроком полюбил чтение Св. Писания и душеспасительных книг. Это благочестивое занятие расположило его к иноческой жизни. Он оставил родительский дом и богатство и вступил в число братий Переяславского Богородского Горицкого монастыря. Здесь он ревностно предался иноческим подвигам – строго постился, усердно молился и отличался таким смирением и чистотой, что скрывал от других не только свои подвиги, но даже и наружную красоту лица своего, которою отличался. За строгость жизни он возведен был в сан священника. Скоро затем он оставил Горицкий монастырь, и, с благословения епископа, основал новый монастырь близ Переяславля, с храмом во имя св. Николая, Мирликийского чудотворца. Новая обитель скоро наполнилась иноками, которых привлекала сюда слава добродетелей ее основателя, преп. Димитрия. В 60-ти верстах от новой обители преп. Димитрия подвизался в лесах радонежских великий Сергий. Святые подвижники знали и глубоко уважали друг друга. Преп. Димитрий часто приходил к св. Сергию, чтобы видеть его и насладиться его беседою. Оба опытные в подвижничестве, они со смирением испрашивали друг у друга советов об иноческой жизни. Они вместе молились и вместе разделяли скудную трапезу. Слава о преп. Димитрии прошла далеко. Он стал известен Великому князю московскому Димитрию Ивановичу Донскому, знаменитому победителю татар. Великий князь очень любил и почитал преподобнаго, вызывал его в Москву и упросил быть восприемником от св. купели одного из своих сыновей. – Но слава человеческая смущала смиренную душу подвижника, и он, бегая ея, удалился далее на север, вместе с любимым учеником своим Пахомием. В 3-х верстах от Вологды он основал новый монастырь, названный Прилуцким, ибо стоял при луке, образуемой изгибом реки Вологды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Спасоприлуцкий. 2.      Устюж. Архангельский. 3.      Спасокаменный. 4.      Сольвычегодский Введенский. 5.      Гледенский. 6.      Павлов Обнорский. 7.      Глушицкий. 8.      Корнилиев. 9.      Арсениев. 10.      Коряжемский. 11.      Сямский. 12.      Лопотов. 13.      Озерский. 14.      Куштский. 15.      Сянжемский. 16.      Авнежский. 17.      Нуромский. 18.      Катромский. 19.      Иннокентиев. 20.      Подольный. 21.      Печенский Вологодский. 22.      Мокрый. 23.      Арсениева пустынь. 24.      Кохтыжский. 25.      Рабанский. 26.      Заоникеевский. 27.      Семигородный. 28.      Духов. 29.      Вздвиж. Вологодский. 30.      Илиинский. 31.      Капитонов. 32.      Ефремов. 33.      Антониева пустынь. 34.      Репная. 35.      Горний. 36.      Глубокоезерский. 37.      Печенский. 38.      Уздринский. 39.      Верхопежемский. 40.      Суморин. 41.      Маркушевский. 42.      Заозерский. 43.      Бабозерский. 44.      Голубинский. 45.      Брусенецкий. 46.      Дружинин. 47.      Предтечев Устюжский. 48.      Филипповский. 49.      Николаев. Прилуцкий. 50.      Спасский Устюжский. 51.      Зосим. Устюжский. 52.      Соезерская пустынь. 53.      Лальский. 54.      Шеромский. 55.      Телегов. 56.      Теплогорский. 57.      Сойгинский. 58.      Устьвымский. 59.      Архангельский Яренский. 60.      Устьнедумский. 61.      Тотем. Богородичный. 62.      Крестогорский. 63.      Верхомоломский. 64.      Воломский. Монастыри 1 Спасо-Прилуцкий (Происхождения честных древ), от Вологды в 5 верстах, основан св. Димитрием около 1375 г.; архимандрия с 1651 г. Ныне второклассный. [VI, 215.] Игумены Св. Димитрий Прилуцкий † 11 февр. 1392. Пахомий , ученик преподобного, с 1392. Макарий , сочинитель жития его … Сергий , 1499. Мисаил , 1517–37. Афанасий , 1541–46. Каллистрат , 1547 и 48. Арсений , 1551, 52, 54, 62–68. Иоаким , 1574–82. Галактион , 1586–89. Нифонт , 1591–93. Гурий , 1596–1603. Иаков , 1604–1607. Иосиф , 1607.       Ошибка (?). В Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Игнатий Прилуцкий. Шитый покров из Спасо-Прилуцкого мон-ря. 60-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Иван Андреевич; ок. 1480, Вел. Луки, ныне Псковской обл.- 19.05.1522 (или 1523, или 1525), Димитриев Спасо-Прилуцкий мон-рь близ Вологды), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, Угличский, старший сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого и кнг. Елены Романовны, брат св. кн. угличского Димитрия Андреевича , племянник вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные сведения об И. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, в Житии преподобного, в Житии св. Димитрия Андреевича и в «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (2 последних текста, созданные по образцу Жития И., известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. 818. Л. 142-167 об.). Существует свыше 20 списков Жития И., к-рые датируются временем не ранее сер. XVII в. (ГИМ. Увар. 759-4°. Л. 107-123, XVII в. (1661 г.?); РГБ. Больш. 37. Л. 76-90, сер. XVII в.). О несохранившемся списке Жития И. XVI в. сообщается в «Указце» книгохранителя Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужского монастыря Арсения Высокого, составленном в 1584 г.: «Маия в 19 день святаго благовернаго князя Игнатия Углецкаго, иже на Прилуце у Спаса мощи его лежат. Слово о житии и о чюдесех его в соборнике в том же в полдес, в начале каноны толкованы. А канун Игнат(е)вь поют на понахиде вечер у Игнатьева гроба» ( Шляпкин И. А. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914. С. 13. (ПДПИ; 184)). Вместе с Житием в рукописях помещены 7 посмертных недатированных чудес И. В 1, 2 и 5-м рассказах о чудесах как о событии недавнего прошлого сообщается о похоронах князя. Включенное в концовку 4-го чуда моление преподобному, содержащее упоминание о вел. князьях, а не о царях, может служить веским доводом в пользу выдвинутой В. О. Ключевским версии о возникновении Жития И. до сер. XVI в. Если принять во внимание, что в 6-м чуде упоминается игум. Афанасий (1541-1546), то описания чудес могли быть созданы до 1546 г. Автором Жития и, вероятно, описания чудес был инок Спасо-Прилуцкого мон-ря Лонгин. В агиографических сборниках Житие И. часто соседствует с Житиями преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского (см., напр.: ГИМ. Син. 866-8°, 40-е гг. XVII в.). Неск. позднее возникла Проложная редакция Жития, представленная почти исключительно в печатных Прологах. Впервые она появляется в издании Пролога 1662 г. (Л. 452 об.- 453 об.). Единственный известный список проложного Жития (РНБ. СПбДА. 280-4°. Л. 114 об.- 116 об., 1-я пол. XVIII в.) восходит, вероятно, к печатному тексту.

http://pravenc.ru/text/293415.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010