Показав древность обычая – после праздника Пасхи ходить к умершим для поминовения их – надо заметить, что в первенствующей Церкви хоронились вместе вообще все христиане, и среди мучеников погребали и прочих умерших (Слово св. Амвросия Медиолан. 77). Златоустый пишет, что древние христиане ходили на могилы, гробы св. мучеников, а следовательно и на могилы других, здесь же погребенных христиан; собирались точно так же, как и иные христиане посещают кладбища. V. 29-е августа В этот день Церковь празднует усекновение главы св. Иоанна предтечи крестителя Господня. Священная история свидетельствует нам, что Предтеча Господа Иоанн пострадал за истину. А так как православные воины и вообще все положившие жизнь в сражении за веру, царя и отечество являются подобными св. Иоанну Предтече, то и отправляет Церковь наша панихиду преимущественно о них – положивших жизнь свою в сраженьи. Этот день поминовения установлен в 1769 году при императрице Екатерине II, во время войны с турками и поляками. В чине поминовения православных воинов 29-го августа сказано, что «оное поминовение отправлять архиереям, а в монастырях настоятелям и в прочих кафедральных архиерейских и городских соборах протопопам соборно, а в приходских и сельских церквах местным священнослужителем н е о т м е н н о». VI. Дмитриевская суббота Суббота перед 26-м днем октября, в который совершается память св. великомученика Димитрия Солунского, причислена к родительским субботам. Вот когда и по какому случаю совершилось установление этой димитриевской субботы: великий князь Димитрий Иоаннович Донской родился 26-го октября. В его княжение князь ордынских татар, Мамай привел всю орду на землю Российскую. Россия же имела тогда великого угодника Божьего св. преп. Сергия Радонежского. Великий князь уважал и чтил Преподобного, и потому пришел в трудный час к нему за советом: «идти ли на брань противу столь сильного врага или нет?». Преподобный Сергий, сотворив молитву и благословив князя, сказал: «Должно Тебе, Государь, попещись о врученном Тебе от Бога христоименитом стаде, и с помощью Его получишь победу». При том дал ему двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослабю. На Куликовом поле, 8-го сентября 1380 года, великий князь остался победителем. Эта блистательная победа над татарами сделалась началом освобождения России от ордынского порабощения. Возвратясь с поля битвы, великий князь поспешил к преп. Сергию в московскую обитель Живоначальные Троицы. Здесь, совершив поминовение о погибших ратниках, предложил Церкви творить ежегодно поминовение об убиенных воинах в субботу, перед днем его ангела, т.е. 26-го октября. С того времени эта суббота причислена российской Церковью к родительским, и православные христине в этот день совершают память и о своих усопших родственниках, как и в другие родительские дни: ходят на кладбища, или служат панихиды в церквах. VII. Дни поминовения усопших православных особ Царского Дома

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Возникшие из практических соображений (чтобы отгонять летающих насекомых от Святых Даров), Р. символически изображают участие в Литургии Небесных сил. Поскольку диакон изображает собою Ангела, служащего Богу, при посвящении в диакона новопоставленному дается в руки Р., которой он по завершении хиротонии осеняет крестообразными движениями Святые Дары. Р. осеняют дискос и потир на великом входе за Литургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в крестных ходах с участием епископа и в других важных случаях. Р. осеняется гроб почившего архиерея. Родительские субботы – дни особого всецерковного поминовения усопших; Р. с. являются: суббота мясопустная, субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, суббота Троицкая пред днем Святой Пятидесятницы и суббота Димитриевская (только в Русской Православной Церкви) – поминовение «православных воинов, за веру и Отечество жизнь на поле брани положивших», которое совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадает бденный или полиелейный праздник; при наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти св. Димитрия. Рождество Иоанна Предтечи – праздник Православной Церкви, принадлежит к числу великих, празднуется 24 июня/7 июля; установлен в память рождения Иоанна Предтечи от праведных родителей – иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы ( Лк. 1, 5–25, 57–80 ). Рождество Пресвятой Богородицы – праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых, празднуется 8/21 сентября; установлен в честь «начала нашего спасения» – рождения Девы Марии от благочестивых родителей Иоакима и Анны, долгое время ждавших детей и давших обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Паримии, читаемые на всенощном бдении накануне праздника Р. П. Б., как и в другие Богородичные праздники, включают тексты из Ветхого Завета, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию. Рождество Христово – один из величайших праздников Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых, празднуется 25 декабря/7 января; в этот день воспоминается Рождество Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» ( Символ веры ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Дни поминовения усопших. Инфографика 1 мин., 25.05.2018 В течение церковного года существует несколько специально выделенных дней поминовения усопших: это родительские субботы и еще несколько дней памяти. Вселенские родительские субботы Троицкая суббота В субботу перед праздником Святой Троицы. В Церкви нет мертвых и живых. У Бога все живы. Поэтому в Церкви мы ощущаем связь с умершими христианами. Пятидесятница – день рождения Церкви. Накануне этого дня Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни, но остающихся в Церкви. Мясопустная суббота За неделю до Великого поста, в субботу перед Неделей о Страшном суде. В день, предшествующий воспоминанию Последнего суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам. Родительские субботы Великого поста 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста На протяжении всей Четыредесятницы дней, когда возможно совершение полной Литургии (а значит, и главной церковной молитвы об усопших) очень немного. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них. Частные родительские дни Радоница 9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы. С этого дня Устав вновь, после долгого перерыва на Великий пост и пасхальные дни, дозволяет общецерковное поминание умерших с совершением панихида. Димитриевская родительская суббота В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Поминовение изначально установлено благоверным князем Дмитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (1380) для поминовения погибших в битве воинов. Сегодня в Русской Церкви это день памяти всех усопших православных христиан. 11 сентября – день памяти православных воинов Поминовение было установлено указом Екатерины II во время Русско-турецкой войны (1768 - 1774). 9 мая День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 13.04.2024 13.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/dni-pominoveniya-usopshih...

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях " от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере " . Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную. В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название " радуница " , или " радоница " . Троицкая родительская суббота - в этот день (в субботу перед днем Святой Троицы - А.Л.) Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит " упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших " . Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю (8 ноября по новому стилю - А.Л.)). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1366...

3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды. Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно: 4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. 5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского. 6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля). Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Молитва об усопших Молитва об усопшем христианине Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва вдовца

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-rad...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как в Церкви поминают усопших? 3 мин., 08.03.2024 Содержание Смерть человека приносит родным не только горе от потери, но и беспокойство за его судьбу в вечности. Особенно если человек не успел покаяться перед смертью или вообще был далек от Церкви. В такие моменты может помочь молитва за усопшего. Но важно понимать, как и когда в Церкви молятся об умерших. Разбираемся в слайдах журнала «Фома» . 01 Как в Церкви поминают усопших? В Церкви есть заупокойный богослужебный чин — погребение (его еще называют отпевание), который является частью похорон. Также усопшие православные христиане поминаются на каждой литургии. Кроме того, есть специальная служба об усопших, панихида, которая совершается в храмах в дни особого поминовения усопших — вселенские родительские и просто родительские субботы, но может за некоторым исключением служиться и в течение всего года. 02 Если субботы называются родительскими, можно молиться только за родителей? Нет. В эти дни Церковь молится за всех ушедших из жизни православных христиан. Возможно, наименование «родительская» происходит из традиции называть всех усопших родителями, то есть относящимися к роду почивших предков. Согласно другой версии, этот день действительно назван в честь умерших родителей, так как дети в своих в молитвах обычно поминают их в первую очередь. 03 А что такое вселенские родительские субботы? Вселенскими эти родительские субботы называются потому, что в эти дни в храмах совершаются особые панихиды, на которых Церковь поминает вообще всех почивших отныне и до века православных христиан. Таких суббот всего две в году: мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Троицы или Пятидесятницы). Помимо вселенских существуют родительские субботы Великого поста и Димитриевская родительская суббота (суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 04 Когда в 2024 году вселенские и великопостные родительские субботы?

http://foma.ru/kak-v-cerkvi-pominajut-us...

Частные родительские субботы Радоница – от слова радость , т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Впервые упоминается в памятнике XV века, хотя традиция поминовения усопших в этот день древнее. Существует версия, что основной причиной установления этого дня являлось стремление заместить языческий обычай осеннего поминовения умерших. В монастырях XVI–XVII вв. в этот день поминали усопших монахов, в мирских храмах – всех христиан. В XVIII–XIX вв. появилось исторически безосновательное объяснение, будто Димитриевская суббота установлена святым благоверным князем Димитрием как день поминовения воинов, павших на Куликовской битве. Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа. 1е Вс. после 25 янв. Все родительские субботы , кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату. В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы , панихиды , заупокойные литии . Из дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года — период пения Триоди. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам. Свт. Афанасий (Сахаров) писал: « Святая Церковь , представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны

http://azbyka.ru/roditelskie-subboty

С Д. р. с. связаны некоторые рус. пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут - живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» - традиц. название седмицы перед Д. р. с.; пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Д. р. с. случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Д. р. с.). В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Д. р. с. не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Д. р. с. поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников.- Дранникова. 2002), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу. В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Bocehьckiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Д. р. с. носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности в Белоруссии Bocehьckiя дзяды определяли не по памяти вмч. Димитрия, а по празднику Покрова - 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят офиц. день памяти усопших - 2 нояб., очевидно под влиянием католич. традиции. В наст. время Bocehьckiя дзяды - это в первую очередь день, который люди проводят в кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день ( Крук. 2003). В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Д. р. с. совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице». Устав богослужения

http://pravenc.ru/text/172067.html

Суббота. 17. Суббота. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского. Иконы Божией Матери, именуемой «Избавительница». Служба прор. Осии и прмч. Андрея Критского не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. Примечание. В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, на этот день переносится с 24 октября заупокойная служба Димитриевской родительской субботы . Служба прмч. Андрея Критского переносится в этом случае на повечерие. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 1-й – 3, и преподобномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й: «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Воистинну паче ума…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2021-10-30/

Радоница – 7 мая Поминовение усопших воинов – 9 мая Троицкая родительская суббота  –  15 июня Димитриевская родительская суббота  – 2 ноября Что делать, если попасть в установленные Церковью дни в храм очень сложно, а на Пасху или Вербное воскресенье идет бесплатный автобус до кладбища? Современные средства коммуникации и транспорта позволяют практически везде добраться до богослужения. И в такой ситуации в большинстве случаев было бы странно в пасхальный день поехать вместо храма на кладбище. Противоестественно даже. В этом смысле не каждый день можно ходить на могилку. Хотя в целом, конечно же, когда есть потребность, душа лежит, лучше пойти на кладбище. Мистики дня поминовения усопших, конечно же, нет в Церкви. Однажды Церковь договорилась, что мы будем особо поминать усопших вот в этот день и все вместе, всей церковной полнотой. Поэтому важно понимать, что в любой день ты можешь прийти в храм или поехать на кладбище один, а в день вселенского поминовения усопших, то есть всеобщего, когда вся Церковь земная и небесная молится об усопших, конечно, лучше молиться вместе со всеми. Это как про молитву домашнюю и церковную. Важно ли молиться дома? Обязательно! Но и общецерковная молитва необходима. Но как быть, когда нет возможности поехать на могилу родных, а календарь немым укором напоминает о родительской субботе? Христианство - это свобода. Но христианство - это и отсутствие компромисса. Если человек будет искать компромисс, то быстро окажется в самых страшных пороках и грехах, найдя им оправдание. Если мы чего-то не исполняем, то скорее всего (не обязательно, но часто!) мы сами поленились. И это не хорошо. Когда человек понимает, что лениться нехорошо, глядя на церковный календарь, то будет уже очень неплохо. Можно ли ходить на кладбище, когда месячные? Иерей Иоанн Коханов, клирик храма иконы Божией Матери " Знамение " в Кунцеве, г. Москва Сегодня большая доля прихожанок православных храмов ведут активный образ церковной жизни: многие из них сотрудницы храмов, певчие, миссионеры, социальные и молодежный работники, преподаватели Воскресных школ, просто прихожане. Наверное, поэтому так часто мы сталкиваемся с вопросами, касающимися периода т.н. «женских дней».

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010