" Хорошо, что мы помним родных, и в первую очередь - родителей, перед которыми всегда в долгу. Мы мало уделяли им времени, когда они были на земле, но теперь хотя бы поможем им, когда они уже переселились в тот мир: молитвой, милостыней, приношениями в храм мы им доставляем радость, утешение. Сегодня все они радуются, видят, что мы молились, приносили пожертвования за них. Мы сделали для них большое дело - Господь, видя наши молитвы, их помилует. Надо приучать детей, чтобы они в эти дни тоже посещали храмы, потому что если не передадим этот обычай, то когда умрем, за нас некому будет молиться. Чужие-то вряд ли будут поминать, нужно приучать хотя бы родственников, чтобы они знали, что в родительские субботы надо не сидеть дома, а приходить в храмы и молиться за родных и близких. За каждым из нас стоят поколения ушедших родственников. Я знаю имена своих предков, начиная примерно с XVII века, - искал их в архивах. Кто за них помолится? Я составил синодики и раздал близким - братьям, племянникам, чтобы они помнили, за кого нужно молиться. Так что нужно готовиться, думать, кто за нас будет молиться, когда мы уйдем. Нужно вспоминать близких - это наши корни, они дали нам жизнь, и мы благодарны им, что появились на свет Божий. Сегодня мы им пропели " вечную память " , и пусть Господь упокоит их в селениях праведных " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена Игоревская икона Божией Матери. Верующим раздали иконки святого Александра Невского. Димитриевская родительская суббота - ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Серафимовский храм был построен в 1906 году, через год освящен. Архитектор - Александр Барановский при участии Николая Никонова. Один из немногих сохранившихся образцов деревянного храмового зодчества в Санкт-Петербурге. Храм закрывался только в период с января по апрель 1942 года, когда в нем складывали трупы умерших от голода ленинградцев. С 1981-го по 2007 год настоятелем был протоиерей Василий Ермаков (1927-2007), опытный духовник, за советом к которому приезжали люди со всей страны и из-за рубежа.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово " Неделя " в значении " воскресенье " пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже - чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне. Слово " седмица " всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова " Страстная " , " Светлая " и " Троицкая " пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная. В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В названиях дней Светлой седмицы слово " Светлый " пишется с прописной, день недели - со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д. В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название - с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская. Названия храмов и монастырей Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона. Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм. Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский). Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский). Крестовый храм. Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово " Лавра " всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Слово на Димитриевскую родительскую субботу священника Алексия Агапова, настоятеля храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области. — Дорогие братья и сестры! Сегодня в Церкви совершается так называемая Димитриевская родительская суббота. Этот день переходящий, но чаще всего эта суббота выпадает на субботу, ближайшую к дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Великомученик Димитрий Солунский – древний святой, очень почитаемый. Его еще называют Димитрий Мироточивый, поскольку мощи его источали миро, исцелявшее тех, кто приходил к нему с верой. Великомучениками Церковь называет великих людей мира сего, которые стали мучениками за веру Христову. То есть это люди, которые имели власть, богатство, почет, и могли средствами мира сего повлиять почти на всё, что происходило вокруг них. Можно сказать, держали свою судьбу в собственных руках. Но исповедуя Христа, они отказались и от власти, и от могущества, и от богатства, а предали себя в руки Божии, и через муки, которые претерпели от гонителей на веру Христову, вошли в Его Небесное Царство. Поскольку это были люди великие, про которых все слышали, их мученичество особенно сильно свидетельствовало о Христе, об истине Христовой веры, Воскресении Христа, о победе Воскресшего Христа над смертью. Поэтому Церковь и установила для них особый чин – великомученики. Великомученик Димитрий жил в первые века, был военным, полководцем, служил в языческом воинстве, и когда спросили, кто христианин, он, один из предводителей войска, вышел вперед. Для римлян это был скандал, а для Церкви – великая слава, потому что видя страдания и стойкость великомучеников, множество язычников обращалось ко Христу. Пользуясь средневековой терминологией, великомученика Димитрия можно назвать князем, потому что князь – это изначально военачальник. Это тот, кто водит за собой войско и строит город, крепость, таким образом укрепляя свою власть. Именно потому, что великомученик Димитрий Солунский был князем, в его честь называли многих князей на Руси. В том числе и Димитрий Донской, который предводительствовал русским войском во время Куликовской битвы, имел своим небесным покровителям великомученика Димитрия. Куликовская битва, как мы помним, состоялась в 1380 году, 8 сентября по старому стилю.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-n...

Возможно, что после Куликовской битвы вел. кн. Димитрий, совершив в обители преп. Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время «память творити, кто сложил голову свою», установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днем св. великомученика Димитрия Солунского (своего Ангела), которого Славяне вообще считают своим покровителем, «отечестволюбцем славянских народов», и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал против Мамая.    Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, которой нет у Греков. Постепенно ослабела память о воинах, павших на Куликовском поле, и суббота перед 26 октября стала обычной поминальной субботой, иногда даже неправильно называвшейся вселенской субботой. Димитриевская суббота может быть между 19 и 25 октября. За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября и праздника со славословием апостола Иакова 23 октября, во все остальные дни, если в них не случится храмового или какого-либо местного праздника, может быть совершена заупокойная служба «со аллилуйей» по 13-й главе Типикона. РАДОНИЦА    Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Первоначально осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. На Севере Руси, как остаток древней практики, и доселе совершается поминовение в субботу перед праздником Покрова 127 . Возможно, что после Куликовской битвы вел. кн. Димитрий, совершив в обители преп. Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время «память творити, кто сложил голову свою» 128 , установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днем св. великомученика Димитрия Солунского (своего Ангела), которого Славяне вообще считают своим покровителем, «отечестволюбцем славянских народов», и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал против Мамая 129 . Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, которой нет у Греков. Постепенно ослабела память о воинах, павших на Куликовском поле, и суббота перед 26 октября стала обычной поминальной субботой, иногда даже 130 неправильно называвшейся вселенской субботой 131 . Димитриевская суббота может быть между 19 и 25 октября. За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября и праздника со славословием апостола Иакова 23 октября, во все остальные дни, если в них не случится храмового или какого-либо местного праздника, может быть совершена заупокойная служба «со аллилуйей» по 13-й главе Типикона 132 . РАДОНИЦА Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И вот 3 ноября, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об " усопших отцех и братиях наших " . Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, - наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется " родительской " . Таких родительских суббот в течение календарного года - шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: " Димитриевская " . Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября. В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый " канун " . Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников. Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится " о всех зде ныне поминаемых " , и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших. В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка... Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. " Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут " (Мф.5,7).

http://zavet.ru/kalendar/rods7-001st.htm

Так явилась Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, которой нет у греков. Постепенно ослабела память о воинах, павших на Куликовском поле, и суббота перед 26 октября стала обычной поминальной субботой, иногда даже (по любви наших книжников XVII и начала XVIII веков к словесным преувеличениям) неправильно называвшейся вселенской субботой[ 7 ]. Димитриевская суббота может быть между 19 и 25 октября (ст. стиля). За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября и праздника со славословием апостола Иакова 23 октября, во все остальные дни, если в них не случится храмового или какого-либо местного праздника, может быть совершена заупокойная служба " со аллилуйей " по 13-й главе Типикона. Другие дни поминовения воинов[ 8 ] Православная Церковь считает своим особым долгом молиться за православных воинов и военачальников, отдавших жизнь за православную веру и Отечество. Кроме Димитриевской родительской субботы поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа/11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад-воинов, которые подвизались за истину и добро и жизнь свою положили за свое Отечество. Обычай этого поминовения был установлен в 1769 году во время войны с Турцией и Польшей. Особой заупокойной службы в этот день Устав не предусматривает. После литургии совершается панихида по воинам, на поле брани живот свой положившим. В современной практике служение панихиды в этот день часто опускается. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября - 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы 26 апреля/9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В этот день по окончании Божественной литургии совершается панихида.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

" Надо каяться постоянно, очищаться от грехов, чтобы наша живая душа все время искала Бога, находилась с Ним в живом общении, молитве и добрых делах. Тогда мы подготовимся к кончине, которая неизбежна для нас. Нам также придется покинуть этот мир, люди будут приходить после нас в храм и молиться за нас. Хорошо, если кто-то из родственников будет поминать нас, когда мы будем в том мире. Поэтому надо передавать этот опыт, традицию родным и близким, детям, племянникам, внукам, чтобы они в заупокойные дни учились молиться за бабушек, дедушек, прабабушек. Надо составить свои синодики, записать всех сродников, которых помните. Передавать их детям, внукам, чтобы они потом тоже поминали. Это будет им утешение. И когда будете все вместе на небе, скажете: как хорошо, наши внуки нас помнят, пришли в храм, помолились за нас, утешение нам послали. Души усопших радуются, когда за них молятся. Благодарю всех, кто сегодня собрался, чтобы помолиться о сродниках. Желаю всем помощи Божией в трудах и заботах о вечном спасении! " - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Воскресной школе при храме было подарено собрание трудов Святейшего Патриарха Кирилла. " Этот день напоминает о том, что здесь мы не вечны, что наше истинное Отечество - Царство Небесное. " Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем " (Евр. 13,14), как говорил апостол Павел. Поминовение усопших побуждает к бодрствованию, отрезвлению, пробуждению к жизни, достойной христианского звания. Мы всегда должны быть готовы встретить смерть, поэтому так важно каяться " , - сказал в ответном слове настоятель. Он поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву и подарил ему букет цветов. Димитриевская родительская суббота - ближайшая суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена великим князем Димитрием Донским после битвы на Куликовом поле в память о воинах, павших в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем поминовения всех усопших православных христиан.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

  ПРОПОВЕДИ Димитриевская родительская суббота Протоиерей Александр Шаргунов   Царство небесное, вечная память всем, за кого сегодня святая Церковь приносит молитвы. Не только за воинов православных, начиная от Куликовской битвы и до нынешних сражений, живот свой за веру и Отечество на поле брани положивших. Мы молимся сегодня также за всех от века усопших, сподобившихся принять в нашей Церкви святое крещение. И просим сегодня тех, кто кровью своей запечатлел верность заповеди Христовой, заступиться за них пред Господом. Бесчисленны имена усопших, которые произносятся в ектении, в записочках о упокоении. Это члены нашей семьи, те, кого мы особенно любим. Те, кто упокоились вдали от нас, и которых мы иногда забываем. Те, с кем порой у нас были трудные отношения. Наши предки и все те, кому мы обязаны жизнью. Наши соседи и наши близкие. Те, кого мы хорошо знали. Те, кто умерли в этом году. Те, кто умерли давно. Сколько гробов каждый день выходит из домов нашего города, из всех селений вымирающей нашей России! Среди них - те, кого все знают благодаря прессе и телевидению - художники, писатели, ученые и прочие знаменитости. И толпы безвестных, ничем не прославленных, почти безымянных. Те, кто были счастливы, и те, для кого жизнь была бездной отчаяния. Те, кто были благородными и щедрыми, и те, кто были ко всему безразличными. Те, чьи надгробные памятники всегда украшены цветами, и те, чьи братские могилы давно сравнялись с землей. Те, кто верил, что сподобятся рая, и те, кто ни на что не надеялись. Вслушаемся в то, что поет Церковь, и постараемся услышать за этим пением голоса усопших. Слава Богу, что мы нашли время, чтобы ради них придти в храм, остановиться среди нескончаемого бега жизни и смерти. Не ограничимся подачей свечек и записочек или принесением на могилу цветочков. Воскресим в нашей памяти то, чем они были. На расстоянии мы видим их лучше. Мы различаем их главные черты. Мы по-новому воспринимаем все, в чем проявились их слабости, но также их доброта, их глубина, их единственность и неповторимость. Вечность дается человеку, чтобы он мог избавиться от всего, что было не так, чтобы как в огне сгорело все, что недостойно истинной жизни.

http://moral.ru/propoved/09_Dm_rod.html

Православная стенгазета 44 (150) В номере: Димитриевская родительская суббота. Священник Сергий Круглов, Евангельское чтение: Притча о богатом и Лазаре. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова, 7 самых распространенных суеверий о Причастии, Предание о Казанской иконе Божией Матери. 2 ноября, 2012 В номере: Димитриевская родительская суббота. Священник Сергий Круглов, Евангельское чтение: Притча о богатом и Лазаре. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова, 7 самых распространенных суеверий о Причастии, Предание о Казанской иконе Божией Матери. А в вашем храме уже есть приходская стенгазета? Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010