Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника . Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Тут важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургии, а лично принять участие в молитве. Радоница Радоница, или Радуница, — это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью. На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом Поминовение усопших воинов — 9 мая Поминовение усопших воинов — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину. Димитриевская родительская суббота Димитриевская родительская субботасуббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая. В 2024 году Димитриевская родительская суббота 2 ноября. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших. Заупокойное поминовение в родительскую субботу

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Существуют особые дни в течение церковного года, когда мы все вместе собираемся на молитву о наших усопших сродниках. Эти дни мы называем родительскими субботами.  В 2021 году это такие даты: Вселенская родительская суббота – 6 марта Суббота 2-й седмицы Великого поста –   27 марта Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля Суббота 4-й седмицы Великого поста –  10  апреля Радоница – 11  мая Поминовение усопших воинов – 9 мая Троицкая родительская суббота –  19 июня Димитриевская родительская суббота  – 2 ноября В какие дни можно ходить на кладбище?   Иерей Борис Осипов , клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского г. Москвы Приходить на кладбище можно в любой день.  В этом греха нет. Если же мы придерживаемся христианской традиции, то стоит учитывать, что на Пасху и следующую за ней Светлую неделю не принято ходить на кладбище. Это единственное ограничение.  Мы приходим поминать усопших на Радоницу 9вторник второй недели после Пасхи). К сожалению, еще с советского времени сохранилась привычка приходить именно на Пасху, и на Вербное воскресенье (за неделю до пасхи) на кладбище. Но в то время люди не могли молиться в храме в эти дни, они были закрыты или недоступны.  Тогда люди отмечали Пасху именно так – поездкой на кладбище. Когда я был маленький, меня водили в храм на Пасху именно на кладбище. Я был от горшка два вершка и помню, как шел за руку. Такая укоренившаяся советская традиция. Можно ли ходить на кладбище в Троицу? Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва В советское время была одна интересная идея, которая нашла свое воплощение: чтобы люди не ходили на большие праздники (например, на Пасху) в Церковь, в эти дни специально давали бесплатные автобусы, чтобы люди ездили на кладбище. Вместо того, чтобы пойти в Церковь помолиться об усопшем вместе со всеми верующими, люди ехали на кладбище. И это происходило на Пасху и Троицу. Троицкая родительская суббота - это один день перед самим праздником Троицы, когда поминают усопших. Не на сам праздник Троицы мы ходим на кладбище.

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православной Церкви есть особые дни поминовения усопших . К таким дням относятся и заупокойные субботы. Об одной из них — Димитриевской родительской субботе, которая в этом году приходится на 5 ноября, мы и расскажем. Связана ли родительская суббота с благоверным князем Димитрием Донским? На сегодняшний день среди прихожан Русской Православной Церкви распространено мнение о том, что Димитриевская родительская суббота была установлена благоверным князем Димитрием Донским после победы великого князя над войском Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Но эта версия появляется только в XIX столетии, в то время как в более ранних источниках о ней не упоминается. Такой день поминовения усопших отсутствует у народов Южной Европы. В связи с этим священник Михаил Желтов пишет, что «у других народов Европы в древности существовали осенний и весенний праздники в честь умерших предков». Видимо, Димитриевская суббота — это результат христианизации этого древнего обычая: вместо приношения жертв умершим Церковь установила в эти дни сугубо молиться о душах усопших. Что такое парастас? Димитриевская родительская суббота не упоминается в церковном Уставе, но в практике Русской Православной Церкви занимает третье место среди поминальных дней в году. Накануне родительской субботы вечером совершается заупокойное богослужение — парастас (с греч. — «ходатайство»). Вся Церковь в лице каждого из нас ходатайствует перед Богом об упокоении душ наших родственников и о прощении им всех согрешений. За кого можно молиться об упокоении? На богослужениях поминаются все, кто являются членом Церкви Христовой, поэтому общественные поминовения не совершаются за самоубийц и некрещеных. Но в индивидуальной молитве как в храме, так и дома каждый верующий может и должен молиться о своих родственниках и близких, даже если они не являлись частями Тела Церкви Христовой. Можно ли причащаться в родительские субботы? Сегодня можно встретить расхожее мнение о том, что в родительские субботы нельзя причащаться или причащать детей. Однако это не имеет никакого церковного обоснования и является заблуждением.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-vop...

Димитриевская родительская суббота. 24. Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Примечание. В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается бденная (или полиелейная) служба Пресвятой Богородице . Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на предшествующую субботу (17 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Песненно пастыреначальника днесь...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Лукавое и неверное злосоветие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-06/

А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных? ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2я, 3я и 4я субботы Великого Поста В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме). Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы. В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших: ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере. Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Димитриевская родительская суббота в этом году совершается 2 ноября, то есть прошло более полутора месяцев. Это время понадобилось для того, чтобы захоронить всех воинов, павших в Куликовской битве. Когда поле Куликово разобрали от тел, и всех православных, погибших в этой битве, с честью похоронили, было принято решение отслужить общую заупокойную службу обо всех воинах, павших на Куликовом поле. Приурочили это к памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя победителя – князя Димитрия Донского. Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Мы привыкли считать ее шестым днем недели, которую отсчитываем с понедельника. Но изначально суббота, по-еврейски шабат, — седьмой день недели. А воскресенье – первый день недели после субботы. Именно воскресенье – начало седмицы, как по-славянски называется наша неделя. Так вот, еще когда в первых главах Библии описывается Творение, говорится о том, что Бог сотворил в первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой день, а на седьмой упокоился от всех дел Своих. И затем заповедовал людям, принявшим закон Моисея, чтить день субботний и посвящать его Богу. Это день покоя, никакой работы не делается. Дальше, уже в христианской традиции, суббота стала особым днем поминовения усопших – тех, кто уже упокоился от всех земных дел. Фото: hram-troicy.prihod.ru В этот день мы поминаем усопших, наших сродников, ближних и дальних. Есть Вселенские родительские субботы – они совершаются во всех храмах, во всех Поместных Церквях. Димитриевская родительская суббота – не Вселенская. Это дань именно русской истории. Конечно, мы и сегодня можем молиться и молимся и за наших сродников, и за всех знакомых, которые уже покинули этот мир, за всех, от века усопших православных христиан, но в первую очередь Церковь молится о павших воинах. Павших не только на поле Куликовом, но и в последующих войнах, в том числе жестоких войнах XX века.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-n...

Итак, поминовение усопших в субботу. Типикон дает нам два образца субботнего богослужения: богослужение с «Бог Господь», и с «Аллилуйя». Здесь нужно твердо помнить, что суббота коренным образом отличается от будних дней. И то, что мы называем будничным богослужением с «Аллилуйя» – это совершенно не то, что субботнее богослужение с «Аллилуйя». В будние дни это постное богослужение, там на утрени поется «Аллилуйя» четыре раза, а в субботы «Аллилуйя» поется трижды, и стихи в этом случае – иные. В будние дни служба с «Аллилуйя» – это постное богослужение в день, когда нет полной Литургии, а в субботу всегда полная Литургия и при «Бог Господь» и при «Аллилуйя». Служба в субботу с «Аллилуйя» – это служба заупокойная. Служба с «Бог Господь» в субботу описана в 12 главе Типикона (если нет красного знака), а в 15 главе – субботняя служба со средними праздниками месяцеслова. По чину субботы с «Аллилуйя», по 13 главе Типикона, совершается служба в Димитриевскую родительскую субботу. Такое богослужение можно совершать, если в этот день нет праздника с красным знаком. По мысли Типикона, служить в субботу с «Аллилуйя» можно только при самом малом святом, он называется так: «святой, не имеющий тропаря», т.е. не имеющий отдельного, для него составленного текста. Но впоследствии число святых так увеличилось, что Собор 17-го года постановил совершать это субботнее богослужение с «Аллилуйя» до шестеричного святого включительно, иначе просто не останется дней, когда можно его совершать. У нас, к сожалению, допускаются в этом довольно большие нарушения. Димитриевская родительская суббота является обычным субботним богослужением с «Аллилуйя». Подобные службы можно совершать очень часто, но эта суббота года «узаконена», она соотносится исторически с поминовением усопших воинов, павших на поле Куликовом и установлена самим Димитрием Донским. Постепенно ратные воспоминания отдалились, ушли и осталось регулярное осеннее поминовение усопших. Все это можно сказать о субботе в рамках седмицы, но некоторые заупокойные субботы приобрели в течение года исключительное значение, их мы называем вселенскими родительскими субботами. Их две – Мясопустная и Троицкая, или суббота Пятидесятницы. Мясопустная суббота – это суббота перед Неделей о Страшном Суде, когда пост еще не начался, но Триодь Постная уже поется, а суббота Троицкая – день перед праздником сошествия Святаго Духа, праздником Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что правильно и неправильно делать на кладбище 4 мин., 10.06.2022 Содержание Посещение кладбища  связано в народе со множеством странных традиций и ритуалов, не имеющих ничего общего с православием. Часть из них — продукт псевдорелигиозного творчества советского времени, другие и вовсе имеют языческое происхождение. Как же на самом деле стоит вести себя верующему на кладбище, а какие обычаи лучше игнорировать — разбираемся в слайдах «Фомы». 01 Когда нужно посещать могилы усопших? Строгих правил в этом отношении Церковь не установила, то есть посещать кладбище можно практически в любой день в году. При этом у каждого усопшего есть свои важные даты, которые стоит почтить посещением кладбища: • день похорон; • третий, девятый и сороковой день после смерти; • годовщина смерти; • день рождения; • день Ангела. Также в Церкви есть специальные дни, предназначенные для особого поминовения усопших. 02 А когда эти дни поминовения усопших? • Радоница — вторник второй недели после Пасхи; • вселенская родительская суббота — предпоследняя суббота перед Великим постом; • родительские субботы: вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; • Троицкая вселенская родительская суббота — день перед праздником Святой Троицы; • Димитриевская родительская субботасуббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября. Если есть возможность, то именно в эти дни стоит помолиться за усопшего в храме, а затем съездить к нему на могилу. 03 Все же есть дни, когда посещать кладбище не рекомендуется? Да. Это Страстная седмица (неделя перед Пасхой) и Светлая седмица (неделя после Пасхи). В эти особые дни церковного календаря все внимание верующих приковано ко Христу: сначала к Его крестным страданиям, а потом — к победе над смертью. А вот девятый день после Пасхи — Радоница — специально предназначен для того, чтобы после переживаний Страстной и Светлой седмиц посетить могилки усопших сродников и молитвенно разделить с ними радость о воскресшем Христе. Также не рекомендуется посещать кладбище на Троицу — для этого предусмотрена Троицкая родительская суббота накануне праздника.

http://foma.ru/chto-pravilno-i-nepraviln...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Свящ. Сергей Ганьковский. Статья в газете " Калининградская правда " , 3 ноября 1990 г. См. также: Церковный год > > Димитриевская родительская суббота Проповеди о. Сергея Ганьковского Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех " от века " , т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе. Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть - это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной... И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни... И как сказано в Евангелии: " Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. " Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная... Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой " за гранью смерти зримой " , мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил...

http://zavet.ru/kalendar/rods7-001st.htm

Она проснулась. Приходит в церковь и обращается к священнику – Батюшка! У вас брат был, он умер? – Да, был. А вы откуда его знаете? – Скажите, он такого роста? -Да. – Он такой-то наружности? – перечисляет особые его приметы. – Да, – говорит священник, – это мой брат. Вы были знакомы с ним? – Нет! Он сегодня приснился мне и просил передать вам его слова. – И рассказала ему все, что он говорил. Заплакал священник и сказал: – Поистине велика милость Божия! Вот как, оказывается, Господь нас любит! Помоги нам, Господи, поминать усопших. А усопшие, в свою очередь, в благодарность молятся за нас, которые имеют пред Богом дерзновение молиться. Поэтому, возлюбленные, не тяготитесь, когда вы приходите сюда на панихиду, и у кого есть неотпетые родственники, близкие, просто знакомые, постарайтесь отпеть. Вот, возлюбленные, была у нас только что Димитриевская родительская суббота. По какому же случаю установлена эта родительская суббота? Вообще Святая Церковь , как чадолюбивая мать, установила несколько родительских суббот для поминовения усопших: суббота перед масленой неделей, три субботы Великого поста, Радоница, Троицкая и сейчас Димитриевская, последняя родительская суббота, перед праздником великомученика Димитрия Солунского. Эта суббота особая, когда поминают особенно православных воинов. Из истории установления этой родительской субботы мы узнаем, что в тяжелые годы татарского ига, которое тяготело над русским народом на протяжении около 300 лет, печальником земли русской был преподобный Сергий. Он благословил великого князя Димитрия Московского на войну с татарами, чтобы освободить русский народ от ига татарского, потому что татары страшно издевались над русскими: татарские сборщики налогов были не только в каждой губернии, но во всех селениях. Они заставляли русских выплачивать непосильную дань. Мало того, некоторых они избивали плетками так, что тело отделялось от костей. Издевались над немощными стариками, растлевали девиц. Поэтому великий угодник Божий, преподобный Сергий, благословляя князя Димитрия на войну с татарами, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010